Получается 890 футов. Остальные 30 футов или 15 футов с той и другой стороны требовались для образования какого либо разделения, может быть даже целой массивной стены с лестницами наверх, между южною галерею и обнимавшими ее продольными аллеями восточною и западною 139 . Мы не можем согласиться с предположением Фергюссона (The Temple of the Jews, 81, Pl. 11), что галереи продольных сторон восточной и западной и галерея южная равно продолжались до самых углов площади, проходили одни сквозь другие, образуя смешенные ряды колонн, подобные рядам, встречающимся в Баальбеке и Пальмире. Такое сжатие Иродовых галерей нужно было Фергюссону для оправдания его особенной теории о месте ветхозаветного храма на нынешней площади этого имени. Ниже мы надеемся доказать подробно, что определение размеров площади ветхозаветного храма и его ограды круглою мерою одной стадии, неоднократно повторяющееся у Иосифа Флавия, ни в каком случае не может быть принято. Портики или галлереи, окружавшие площадь храма с восточной, южной, северной и западной сторон, имели разные названия и назначения. По новозаветным свидетельствам, восточный портик назывался притвором Соломона, στο Σολομνος, и наиболее часто был местом учения и проповеди для народных учителей ( Ин.10:23 ; Деян.3:11, 5:12 ); он был также местом отдохновения для приходящих в храм богомольцев. Хотя мишна и Иосиф Флавий не называют его прямо Соломоновым портиком, но Иосиф Флавий, говоря о восточном портике, στο νατολικ, прибавляет, что он был делом Соломона («Antiquitates Iudaicæ», XX, 9:7), разумея под этим, конечно, не колоннаду портика, которая и здесь была построена Иродом, а восточную стену двора, к которой примыкал портик. Доказательством особенного внимания народа к восточному портику, носившему имя древнего царя, может служить тот факт, что при Агриппе II, когда уже все работы по переделке храма были окончены, народ обращается к царю с просьбою о новом возобновлении одного восточного портика, на что царь отвечал отказом, устранённый огромными расходами, каких должна была потребовать новая переделка портика («Antiquitates Iudaicæ», XX, 9:7).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Искусно убранные группы цветов и деревьев, со своими симметрически извивающимися дорожками, беседками из плюща и с фонтанами становятся еще привлекательнее и интереснее, когда посреди этой цветущей жизни новой повсюду встречаешь следы вековой древности. Там целая долина, примыкающая к саду, ограждена исполинскими стенами; там густо сплетенные между собою мирты окружают люк, через который проходит свет в те великолепные палаты римских императоров, будто в какое подземелье, в виде катакомб. Сквозь это отверстие я любовался прекрасными формами то круглых сводов, то многоугольных ниш, где было когда-то обиталище царственного величия и пышности, а теперь все это кажется безмолвными могилами, которые были ограблены и искажены неумолимым временем и человеческой алчностью, а природа украсила это подземелье плющом, который роскошными кистями, как из рога изобилия, из верхнего отверстия спускается густыми массами на дно покоев, а подстриженный кустарник, кругом люка, получал вид короны, которою увенчала его заботливая рука человека. Мильс, владелец этого чудного поместья, гулявший тогда по саду с дамами, позволил мне войти во внутренность его виллы. Она построена на сводах и арках древнеримского сооружения. Балкон императорского дворца с колоннами и сводами – во всей своей форме и с выемками потолка между колоннами и стеною – сполна античный. Он теперь весь заключен в кабинете или павильоне самого Мильса. Вот идеал кабинета; лучшего не желал бы я, если бы обладал средствами иметь самое лучшее. Этот Августов балкон, древний портик на гранитных колоннах украшен самим Рафаэлем! Любопытны сочетания искусства древнего и нового гения с веками. Только во фресках на древних портиках, как здесь, поймешь всю родственность классического древнего искусства с Рафаэлем. Мог ли он не подчиниться древности, расписывая древний портик?» Еще задолго до того, как цветущие и благоуханные сады англичанина Мильса, с его оригинальною виллою, были превращены в безобразное пожарище Палатинских дворцов, названные фрески, по неисповедимым судьбам житейских превратностей, очутились теперь у нас в Петербурге, даже и с той штукатуркой, на которой были писаны когда-то Рафаэлем и его учениками по заказу кардинала Бибиэны, и вы можете сколько угодно любоваться представленными на них обнаженными фигурами Венеры, разных нимф и других эротических прелестей в одной из зал петербургского Эрмитажа и составлять себе самое наглядное понятие о вкусе и о наклонностях безбрачных священнослужителей и высших сановников римской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Теменос фланкирован с западной и восточной сторон тройными колоннадами (более 120 колонн) с капителями со слоновьими головами; колоннады упираются в глубокие экседры, расположенные по сторонам от нешироких лестниц, которые ведут на неглубокий верхний теменос. Огромное храмовое строение (42,5×35,5 м, реконструируемая высота ок. 20 м) имело двойной портик в антах (внешний 4-колонный, внутренний 2-колонный) и двойной обход. В целле храма расположен ориентированный на север театрон, возникший при перестройке: возможно, здание одновременно выполняло и гражданские функции. Исследован также ряд небольших набатейских храмовых построек упрощенных композиционных вариантов, датирующихся I в. до Р. Х.- II в. по Р. Х. Лучше всего сохранился храм в Дат-Расе (между Эль-Караком и Эт-Тафилой). Его особенностями являются оформление входа 2 пилонами с арочными нишами, а также наличие низкого поперечного чердака над алтарной апсидой, перекрытого полуциркульным сводом. Сходное решение фасада имеет храм в Эр-Раббе (бывш. Ареополе к северу от Эль-Карака), идентифицированный по надписи как храм культа императоров Диоклетиана и Максимиана (совместное правление с 286 по 305), чьи статуи помещались в фасадных нишах. Расположенный чуть севернее предыдущего храм в Эль-Касре имеет портик в антах с 4 огромными колоннами. Традиционный по типологии храм в Хирбат-эд-Дарихе (к северу от Эт-Тафилы), сохранивший стены до середины высоты, оформлен первоклассной скульптурной резьбой. В Хирбат-эт-Таннуре (между Эль-Караком и Эт-Тафилой) в результате раскопок выявлено не только само храмовое здание со стоящим в центре целлы мотабом, но и стены теменоса и выходившие в него триклинии. Мотаб в храме богини Аллат в Вади-Раме (к востоку от Акабы) расположен также в центре целлы, оформленной пристенными полуколоннами и снабженной колонным портиком. Все изученные набатейские храмы имели интерьеры, оштукатуренные и расписанные под квадры камня или геометрические формы (лучше всего сохранились фрагменты из т. н. Большого храма и храма аль-Уззы в Петре), стуковую моделировку внутри и снаружи (сохр.

http://pravenc.ru/text/578380.html

18. В эти времена Феодосий присылал управлять Антиохией Мемнония, Зоила и Каллиста, мужей, украшавшихся нашей верой. Мемноний, со всем изяществом и великолепием, с самого основания перестроил 82 так называемый у нас Псефион и посередине его оставил открытый двор. Зоил построил императорский портик, стоящий с южной стороны портика Руфина и сохранивший его имя до нашего времени, хотя постройки в нем по случаю разных повреждений сменились. А Каллист воздвиг великолепное и блистательное здание, которое и у древних и у нас называется портиком Каллиста и находится перед тем местом, где бывает судопроизводство, прямо против площади, на которой стоял прекрасный дом, предназначенный для жилища дуумвирам. После сих мужей прислан был в Антиохию предводитель восточных войск Анатолий 83 , который, соорудив портик, называемый портиком Анатолия, украсил его различными материалами. Эти сведения, конечно, посторонние; но для людей любознательных будут не неприятны. 19. В те времена царствования Феодосия, когда над Римом владычествовал Валентиниан 84 , в Европе происходили непрестанные возмущения, которые Феодосий подавлял, высылая морем и сушей великие массы сухопутного и морского войска 85 . Подобным образом одолевал он и высокомерие персов, когда царствовал над ними Исдигерд 86 , отец Варарана 87 , или, по мнению Сократа 88 , сам Вараран; так что через посольство их даровал им мир 89 , который продолжался до двенадцатого года царствования Анастасия 90 . Об этом повествуют и другие; но в сокращенном виде весьма занимательно рассказывает и епифанский сириец Евстафий, описавший также взятие Амиды. Тогда же, говорят, процветали поэты – Клавдиан 91 и Кир 92 . Последний достиг самой высокой степени префекта, каковое достоинство наши предки называли придворной префектурой 93 . Был он и вождем западных войск в то время, как Карфагеном овладели вандалы под предводительством Гензериха 94 . 20. Этот Феодосий, при посредстве своей сестры, императрицы Пульхерии 95 , женился на Евдокии 96 , родом афинянке, имевшей способность прекрасно говорить и благолепную наружность, женился, когда она приняла спасительное крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

Они спешат назад в тень, на этот раз по левую руку от выхода, там находится портик «синих». Длинное, обставленное колоннами сооружение, где старейшины «синих» решают свои дела. Через этот портик много лет спустя поспешно войдет Велизарий, сопровождаемый толпой своих закованных в железо головорезов. Но сейчас Велизарий еще юноша и служит в легионе «Германия» во Фракии. Этих трех маленьких девочек звали Комито, Феодора и Анастасия. Феодоре суждено стать императрицей Феодорой, а Комито станет матерью императрицы Софии. Вот так они впервые стали «синими». II Жизнь Юстиниана начинается с Феодоры. Историк описал ее в период полного расцвета императрицы. Маленькая женщина, каких мы обычно видим на греческих вазах: светлое лицо с большими глазами, длинными, загнутыми ресницами и иссиня-черными, волнистыми волосами. Но физическая красота была самым малым из того притягательного, чем обладала эта женщина. Она в полной мере отвечала характеру, который мы можем наблюдать на греческих вазах: живость, ум и очарование, которые гипнотизируют мужчин и заставляют их клясться, что даже обыкновенная женщина – лучшее творение Бога. У нее было чувство юмора, она ловко обращалась с иглой, как и большинство женщин, которым пришлось самим завоевывать место под солнцем. Вероятно, только в Париже мы можем воочию наблюдать и изучать таких детей и женщин, какой была Феодора. Дети дрессировщика медведей Акакия родились в лицедейской среде и выросли в ней. Театральный мир во все времена имел свои изъяны. Он отнюдь не всегда культивирует в своих воспитанниках аскетический взгляд на мораль и нравственность. Но всегда это был веселый, жизнерадостный, умный и возбуждающий мир; для того чтобы преуспеть в нем профессионально, молоденькой девочке надо использовать весь свой ум. Никто и никогда не упрекнул Феодору в том, что ей чего-то не хватало в этом отношении. Ее смертельные враги признавали ее искусство торжествовать. Все, что они могли сказать, это… В нашем повествовании мы коснемся этого немного позже. Прокопий-историк, должно быть, сам был где-то рядом, если так много знал о ней. Хотя вряд ли он высказал истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

С 1930 г. Троицкий собор Серпухова полностью прекратил свою деятельность. Служители собора попали под репрессии. Кремлёвский Троицкий собор был варварски разграблен и осквернён представителями богоборческой власти. В 1933 г. Серпуховский кремль был включен в " Список памятников архитектуры, находящихся под государственной охраной " , составленный по инициативе Наркомпроса РСФСР. Однако, несмотря на охранный статус, вопрос о его будущем по-прежнему оставался открытым. Дело в том, что в это же время областная прокуратура потребовала от городских властей решить проблему с ветхой крепостью и начать либо ее ремонт, либо разбор стен. Точку в непростой судьбе Серпуховского Кремля поставил Лазарь Каганович, по чьему приказу в 1934 г. стены крепости разобрали на камни для строительства московского метрополитена. Метрострой в то время испытывал сложности со строительными материалами, дела решили поправить, и в том числе за счет уникального памятника архитектуры. Горькая ирония заключается в том, что памятник разрушили совершенно напрасно. В этом же году столичные власти выпустили постановление о качестве работ при строительстве метрополитена и выяснилось, что такой камень совершенно не подходит для метростройки. А вот здание старинного Троицкого собора разобрано не было. Помещение бывшего Троицкого храма вскоре было передано под хозяйственный склад. В советское время церковное здание очень быстро разрушалось благодаря катаклизмам природы и человеческого фактора. С 1960-х гг. интерес к памятнику истории и архитектуры был возобновлен. Спустя некоторое время начались реставрационные работы Троицкого собора. В процессе реставрации в очередной раз было изменено оформление храма. Надстройка на колокольне была разобрана, так как была вновь раскрыта знаменитым архитектором Николаем Николаевичем Свешниковым. После чего, благодаря опытным реставраторам, звонница вновь увенчалась острым шатром с резонаторами звона, типичным для XVII - нач. XVIII вв. С южной стороны разобрали портик и вернули оформление в стиле московского барокко. С северной же стороны портик сохранили, но его полукруглое завершение разобрали, установив трёхскатную кровлю. Главы заменили на луковичные, а яблоки и кресты с приделов демонтировали. Но финансов не хватало, собор так и стоял в полуразрушенном состоянии. А в 1985 г. Троицкий собор был переквалифицирован в историко-краеведческий музей. Работники музея провели уборку, начали небольшие работы по восстановлению храма. Это и спасло Троицкий собор от полного разрушения. С 1985 по 2011 гг. в здании собора располагался краеведческий филиал Серпуховского историко-художественного музея.

http://sobory.ru/article/?object=00380

Промежутки между колоннами за исключением некоторых, образовавших входы, вероятно заполнялись иногда решетками 483 , но дверей в собственном смысле, которые могли бы запираться, здесь не было. Нужно заметить впрочем, что гораздо чаще встречаются притворы указанного устройства в базиликах со сводчатым покрытием и в других храмах более тяжелой конструкции 484 , преимуществеуно восточных, и особенно в тех из них, к покрытию которых приспособлен купол. Здесь присутствие, более строго образованного и притом имевшего центрическую форму главного пространства необходимо вызывало образование побочных сопровождающих пространств не с боков только, но со всех сторон, в том числе и со входной стороны. Между средней частью храма, накрытою куполом и входною стеною здесь всегда остается промежуточное пространство, имеющее продолговатую форму и такое же устройство, как и боковые нефы. С этими последними указанное продолговатое пространство или нарфикс большей частью имеет непосредственную связь и составляет вместе с ними как бы один непрерывный обход вокруг центра храма. От центра же или средней части он отделяется, но так же мало, как и в базиликах, хотя разделительные члены здесь и тяжелее, чем там. В позднейших византийских храмах это промежуточное пространство между центром храма и входом в него начало иногда принимать более обширные размеры и утрачивать свою характеристическую форму и название 485 . Что касается простых столповых базилик, то такое расположение встречается в них сравнительно очень редко, так как конструкция этого рода зданий мало благоприятствовала образованию дополнительного пространства внутри них, при входе. В большей части древних базилик, наприм., римских, мы внутри стен не видим никакого особого места для слушающих, или нарфикса; ряды колонн, расчленяющих внутренность здания на корабли, идут непрерывно до самой наружной передней стены, не оставляя никакого промежуточного продолговатого пространства между кораблями и этой стеною. На этом основании некоторые западные археологи, как наприм., Мартиньи 486 , полагают, что внутренний нараикс был не внутри, а вне стен храма, что этим именем назывался открытый портик, примыкающий к передней стене или дверям здания, а именем внешнего нарфикса обозначался пропилей, или портик, прислоненный к фасаду двора и что таким образом внешний и внутренний нарфиксы отделялись друг от друга двором.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Много овечьих отар и лошадиных табунов, много стад крупного рогатого скота: зима их согнала с гор, и животные отъедаются травой на весеннем солнце 250 . (4) На вилле есть все, что нужно; содержание ее обходится недорого. Ты входишь в атрий, скромный, но со вкусом устроенный; за ним в форме буквы «D» идут портики, окружающие маленькую милую площадку: в плохую погоду нет убежища лучше – от нее защищают рамы со слюдой 251 , а еще больше нависающая крыша. (5) Напротив веселый перистиль, а за ним красивый триклиний, выдвинутый вперед к побережью. Когда при юго-западном ветре на море поднимается волнение, то последние волны, разбиваясь, слегка обдают триклиний. У него со всех сторон есть двери и окна такой же величины, как двери: он смотрит как бы на три моря. Оглянувшись, ты через перистиль, портик, площадку, еще через портик и атрий увидишь леса и дальние горы. (6) Слева от триклиния, несколько отступив назад, находится большая комната, за ней другая, поменьше; она освещена через одно окно утренним солнцем, через другое – вечерним (вечернее – стоит долго); море от нее дальше, и волны до нее не докатываются. (7) Угол между стеной этой комнаты и стеной триклиния залит полуденным солнцем; нагретые стены еще увеличивают жару. Тут мои домашние разбивают зимний лагерь: тут у них и гимнасий; здесь никогда не чувствуется ветер, и надвинувшимся тучам надо совсем затянуть ясное небо, чтобы они оттуда ушли. (8) К этому углу примыкает комната, закругленная в виде абсиды; солнце, двигаясь, заглядывает во все ее окна. В ее стену вделан, как бывает в библиотеках, шкаф, где находятся книги, которые надо не прочесть, но читать и перечитывать. (9) Спальня рядом – через маленький коридорчик, откуда равномерно в обе стороны поступает здоровое умеренное тепло от нагретого пола и труб 252 . Остальная часть этого крыла предназначена для рабов и отпущенников; большинство комнат так чисто, что там можно принимать гостей. (10) По другую сторону находится прекрасно отделанная комната, затем то ли большая спальня, то ли средней величины столовая; в ней очень светло и от солнца и от моря. За ней лежит комната с прихожей, летняя по своей высоте и зимняя по своей недоступности ветру. За стеной (она у них общая) другая комната, тоже с передней.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

24 Меттий Модест, сын Меттия Руфа, бывшего при Домициане префектом Египта. Он был наместником Ливии; почему был выслан Домицианом, неизвестно. 25 ...Свидетелей обычно спрашивают о подсудимых...– Плиний выступал, следовательно, как свидетель, а не защитник, хотя глагол «adesse» (aderam Arrionollae) обычно употребляется, когда речь идет о защитнике. 26 Целер – лицо неизвестное; Фабий Юст – консул 102 г.; Тацит посвятил ему «Диалог об ораторах». 28 Мы направились друг к другу...– Плиний жил на Эсквилине; портик Ливии находился недалеко от его дома на северном склоне Оппия (отрог Эсквилинского холма). Римские портики – это обширные скверы, обнесенные крытой колоннадой, с аллеями, купами деревьев, фонтанами. Портик Ливии, построенный Августом в честь Ливии, его супруги, занимал площадь около 9000 кв. м. 29 Марциал отмечал «справедливость» Маврика как его отличительное качество (5.28.5); Плиний – его прямоту (4.22) и здравый смысл. Он был близок к императору Нерве и входил в «совет» Траяна. 30 ...Мы поздравляли претора... – Поздравлять нового магистрата с вступлением в должность было обязательным требованием римского общежительного этикета. 32 «Регулюс» буквально «царек»: так называли кур особой, очень мелкой породы, известные у нас как «корольки». 33 Я сидел у тенет. – Тенетами окружали большое пространство, куда животных загоняли; охотники подвергались здесь немалой опасности. 34 ...стиль и дощечки. – Под pugillares можно разуметь и обычные навощенные дощечки и «записные книжки» из пергамена, входившие в моду. См. Марц. 1, 2; 14, 184. Наличие стиля предполагает использование дощечек. 36 ...против некоего человека. – При обвинениях наместника в вымогательстве провинциалы должны были иметь своим представителем и защитником кого-либо из сенаторов. «Некий человек» был, по-видимому, одним из тех наместников, которые после смерти Домициана, строго следившего за честным управлением провинций, постарались наверстать упущенное время и побольше награбить. Бетика, – нынешняя Андалузия.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

И з книги: " Описание города Шуи и шуйских церквей " Составитель: священник Евлампий Правдин, г.Шуя, издание  Ив. Трушина, лито-типография Я.И. Борисоглебского, 1884 г.,  стр. 65-67 Бесстолпный одноглавый храм с оригинальной объемной композицией, воспроизводящей тип клетской деревянной церкви, и с декором в формах классицизма. К основному объему – прямоугольному в плане, сильно растянутому по оси север–юг, с трехчастным алтарем – примыкает удлиненная трапезная, чуть пониженная, но составляющая с храмом единый прямоугольный объем. Обе части здания покрыты двускатной кровлей. Основной объем увенчан цилиндрическим барабанчиком с луковичной главкой. На фасадах равномерно расположены прямоугольные проемы, отмеченные поздними крупными треугольными сандриками на кронштейнах. Первоначальный вход на южном фасаде четверика украшен нарядным портиком из четырех сдвоенных и широко раздвинутых в центре коринфских колонн. Относящиеся к 1833 г. западный притвор и северный придел обогатили храм еще двумя портиками. Интересен западный шестиколонный дорический портик с необычным удвоением средних колонн, увенчанный пологим треугольным фронтоном. Три окна, расположенные в интерколумниях, в свою очередь заключены в наличники типа двухколонного портика. Аналогично трактованы и боковые проемы притвора: над всеми расположены глубокие полуциркульные ниши. В двухколонный портик на фасаде северного придела вписано тройное окно. Внутри четверик перекрыт сомкнутым сводом, в трапезной – цилиндрический свод с распалубками над проемами. Узкий арочный проем связывает трапезную с приделом; в нем и в притворе перекрытия плоские. Сохранились частично полы, покрытые чугунными плитами. http://svodokn.ru/object/111501183?open=true Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=07518

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010