…с ними свою цепь и начисти ее как следует. — Дворецкие знатных домов носили на груди золотую цепь. Пентезилея — царица мифического племени амазонок (женщин-воительниц). …в том дворце, где властвует любовь — то есть в сердце. Иезавель — упоминаемая в библии иудейская царица, отличавшаяся гордостью и порочностью. Сэр Эндрю употребляет ее имя как ругательство, обращенное к Мальволио. Тартар — в античной мифологии преисподняя, ад. …слова сделались настоящими продажными шкурами с тех пор, как их опозорили оковами. — Намек на указ 1600 года, вводивший в театр цензурные ограничения. …если эту штуку спарить с другой… — Шут говорит о монете, которую ему дала Виола. Пандар — см. пьесу «Троил и Крессида». Крессида-то была попрошайкой. — В английских балладах XVI века рассказывалось, что в наказание за ее неверность боги осудили Крессиду в старости на нищету. Храни вас Бог, сударь (франц.). И вас также; ваш слуга (франц.). Вы больше усладили бы мой слух, чем музыкою сфер. — По представлению древних, мир состоял из нескольких вложенных одна в другую движущихся хрустальных сфер с укрепленными в них звездами, которые вращались внутри охватывающей мир сферы неподвижных звезд. При вращении сферы эти издавали будто бы музыкальные звуки, сливавшиеся вместе в гармонию, доступную лишь слуху «избранных». …еще до того, как Ной стал моряком. — То есть до «всемирного потопа» (о котором рассказывается в библии), когда Ной построил свой ковчег. …по мне, уж лучше быть браунистом… — Браунисты — последователи Роберта Брауна, основавшего около 1580 года пуританскую секту. …шириной в уэрскую кровать в Англии. — Один трактирщик в городе Уэре в целях привлечения любопытных поставил в своей гостинице гигантскую кровать, в которой одновременно могли поместиться двадцать четыре человека. В спальню (лат.). …больше борозд, чем на новой карте с добавлением Индий. — Географическая карта с впервые нанесенными на нее обеими Индиями (азиатской Индией и американской Вест-Индией) незадолго перед тем была напечатана в Англии.

http://azbyka.ru/fiction/dvenadcataja-no...

Иначе им пришлось бы столкнуться с мыслью о возможности существования духовных миров с духовными разумными существами, то есть перестать быть материалистами. Гипотетически они еще могут допустить антипод материи, но не как духа, а как той же материи с противоположными свойствами. Но это в принципе не меняет их позиции. Учение об аналогиях между макромиром и микромиром, выраженное еще в античные времена и используемое современными учеными для модели атома в системе, аналогичной планетной, приводит в философском плане к самым странным и страшным возможностям. Возможно, все видимые миры находятся внутри огромной молекулы, в теле какого-то сверхкосмического гиганта, а в кончике человеческого волоса находятся микрогалактики со своими солнечными системами, своими формами жизни и сознания, своим измерением времени. Атеист Ленин писал, что материя неисчерпаема. Другой атеист, Брюсов выражал мысль, что в атоме скрыта " Земля, где пять материков " . Это уже похоже на театр абсурда. Если у человека нет души как простой неделимой субстанции, то кто же тогда человек, каково же место его во Вселенной? По космологии атеистов, космос - это движение из никуда в никуда. Материалистическая антропология - это такой же философский и нравственный тупик. Кто такой человек? Конгломерат атомов и молекул, управляемый системой биотоков, типовая структура, передающаяся по наследству? Почему конгломерат атомов и молекул должен быть объектом любви? Как он может претендовать на знание истины? Что же тогда человек? Если он вещество, организованное особым образом, то вещество его тела беспрерывно изменяется. Каждое мгновение умирает и возникает миллион клеток. По прошествии нескольких лет меняется весь состав организма на молекулярно-атомном и клеточном уровне. Что же тогда человек - электрическая система? Но материалисты утверждают, что биотоки и другие формы энергии имеют субстратом вещество. Значит, человек - это некий структурный план, для которого вещество и энергия только материал. Атеисты пользуются услугами теории эволюции, которая, особенно в интерпретации Дарвина, объявляет борьбу за существование движущей силой прогресса.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Кому полезен? Тем, кто не понимает, почему несмотря на то, что древних греков уже давно не существует, о них до сих пор говорят. Тем, кто пытался читать «Илиаду» или «Одиссею», но «сломался» на списке кораблей или раньше. Тем, кто увлекается греческой мифологией, древностью и любит искать корни настоящего в прошлом. Тем, кто не раз пытался осилить историю Древней Греции, но постоянно путается в обилии имен, школ и достижений. А также сомневается в достоверности тех или иных распространенных фактов об этом историческом периоде. Программа курса 1. Так ли уникальны греки? Влияние Востока, шаг к алфавиту и первые записи на греческом Что отличает древнегреческую культуру от восточной? Почему она уникальна, несмотря на заимствования у египтян? Ссылка на урок 2. Гомер и Гесиод: виды эпоса, персонажи Илиады, ошибки Одиссея Поэмы Гомера: их создание с опорой на алфавит. Миметический характер гомеровского творчества. Гомер о воспитании героев. Гомер создает общегреческое прошлое. Гомериды – институции для сохранения и распространения гомеровских поэм. Развитие эпоса и поэзии (элегики, хоровая и сольная лирика).   Ссылка на урок 3. Как возникла проза, первые законы и наука? Возникновение прозы, европейского законодательства и науки. Тексты законов и научные тексты «о природе» как первые образцы развитой прозы. Ионийская наука (στορη) и появление истории (Гекатей Милетский).   Ссылка на урок 4. Медицина и наука: что лежит в основе этих отраслей? Обучение грамоте по гомеровским поэмам. Феномен школы, возникновение библиотек (библиотека Поликрата на Самосе, библиотека Писистратидов, Ономакрит). Школа Пифагора: политика и наука. Аллегорическое толкование Гомера; создание приписываемых Орфею гекзаметрических «священных речей». Гераклит против Пифагора и Гомера. Парменид и Эмпедокл; Зенон.   Ссылка на урок 5. Чем отличается античный театр от современного? Как проходили спортивные состязания древних греков? Общегреческие празднества (Олимпийские, Пифийские, Немейские, Истмийские игры): спорт, состязания мудрецов, театр; появление образованной публики; эволюция драмы: Эсхил, Софокл, Еврипид; Аристофан. Медицинские школы; Корпус Гиппократа; преподавание математики в V веке.

http://europe.foma.ru/kurs-2-kak-greches...

Но прошло ещё два года, прежде чем было установлено место храма Артемиды, снят шестиметровый слой заболоченной почвы и в 1869 году открыт фундамент храма. Прямоугольник размером 110x55 метров и остатки величественных мраморных колонн однозначно указывали на храм Артемиды. Вуд раскопал Ефес с основательностью, ставшей законом для археологов. Он нашёл «гробницу Андрокла», открыл остатки крепостных стен времён императоров Октавиана Августа и Адриана, засыпанную часть укреплений Лисимаха, руины гимназии, стадиона, нескольких общественных зданий, античных и христианских храмов. Раскопал великое множество мелких обломков и больших капителей, разбитые статуи языческих богов и христианских святых, монеты, потерянные античными странниками. В 1899 году раскопки храма Артемиды продолжила экспедиция Британского музея под руководством Д.Д. Хогарта. Было обнаружено хранилище храма с множеством артефактов – среди прочего там лежала и забытая всеми статуя Артемиды, выполненная из бронзы и слоновой кости (ныне экспонируется в археологическом музее Стамбула). После экспедиции Д. Вуда к регулярным раскопкам приступила экспедиция, организованная в 1895 году Венской академией и руководимая Отто Бендорфом. В результате раскопок, проводимых институтом археологии Австрии во главе с Р. Гебергом, увидели свет агора, театр, Аркадиана и библиотека Цельса. Самые ценные находки Ефеса в начале XX века были вывезены в Англию на военных кораблях и сейчас украшают Британский музей. Начавшаяся Первая мировая война прервала археологические раскопки, которые были возобновлены лишь после 1926 года и вновь прерваны Второй мировой войной. Современный этап раскопок начался в 1958 г., и на этот раз экспедиция также была организована Австрийским археологическим институтом. Большую экспедиционную группу возглавлял Германн Веттере. Совместная австрийско-итало-немецкая археологическая экспедиция трудится в Ефесе до сего дня, открывая современному миру величие античного мегаполиса. Христианские руины в Ефесе В то время, когда св.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

Древнегреческий географ и историк Страбон писал о красоте улиц, отличных мостовых и больших кварталах этого античного мегаполиса (География. XIV, 1.37). Самой знаменитой была Золотая улица, которая пересекала предгорья Пагоса и шла от храма Зевса на одной стороне города и заканчивалась храмом Кибелы на другой. Театр и стадион располагались на склонах Пагуса, а акрополь эллинистического города был построен на самой высокой точке горы. Руины храмов Немезиды и Кибелы говорят о том, что все эти здания использовались и в римский период. В III-II вв. до н.э. Смирна входила в состав Пергамского царства, впоследствии её судьба была тесно связана с Римом. Цицерон называл Смирну «одним из самых верных и самых старых из наших союзников». В войне с Митридатом на востоке Риму не всегда сопутствовала удача, и когда римские воины страдали от голода и холода, жители Смирны брали на себя снабжение армии провиантом и тёплой одеждой. В 195 году до н.э. в городе был построен храм богине Роме, как знак особой дружбы между Римом и Смирной (Тацит. Анналы, IV.56). От построек как эллинистического, так и римского периодов практически ничего не осталось – только руины агоры и прилегающих к ней зданий. Остатков древних христианских храмов в Смирне не сохранилось – лишь мраморные кресты на мостовой агоры указывают, что когда-то (в 40;-40;И вв.) здесь были церкви. Разрушенный в 178 году н.э. землетрясением, город был отстроен Марком Аврелием, в связи с этим Смирна получила ещё два названия – «город страдания» и «город жизни». Строительство нового города велось прямо на месте руин прежнего – это объясняет тот факт, что в городе очень немного мест археологических раскопок эллинистического периода. Исследования показывают, что на Пагосе каждая цивилизация оставила свой слой каменной кладки – эллинистический, римский и византийский, выстроенные один на другом (Ekrem Akurgal. Ancient Civilization and ruins of Turkey. – Istanbul, 2007. – P. 121–123). С перенесением столицы в Константинополь падает значение Смирны как основного порта Анатолии в торговле с западом, однако город продолжал быть экономически стабильным и в Византийский период, имея население более 100000 жителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

а) Как уже видно из нашего изложения, христианский писатель совершенно игнорировал тридцать вторую главу Энхиридиона стоическаго мудреца. Эта, состоящая из трех параграфов глава отвечает на вопрос: «как надо советоваться с оракулами» 73 ? Ясно, что христианину заниматься подобным вопросом было бы более, чем странно, если всякие «гадания» и проч. были воспрещены еще в Ветхом Завете (чит., напр., Лев. 19:26 . Втор. 18:10 . Иерем. 29:8 и проч.), – гадания, составлявшие отличительную черту лишь язычников ( Втор. 18:14 и пр.). Что же касается 33-й Эпиктетовой главы, которую так решительно выделил псевдо-Нил, расчленив ее на большое количество (см. выше) отдельных глав, то она, действительно, особо поучительна и вполне заслуживала подобного к себе отношения со стороны христианского писателя, искавшего уроков морали. Дело в том, что «план поведения, набросанный» в данной главе Эпиктетом, представляет собою «сжатый очерк античной морали» 74 ... и, как такой, невольно обращает на себя специальное внимание читателя, а тем более компилятора, переписчика и проч. б) Параграф 8-й Эпиктетовой 33-й главы выпущен у псевдо-Нила. Последний, конечно, не мог иначе и поступить в виду того, что в названном параграфе идет речь об «утехах Венеры» 75 и об отношении к ним человека. Писать об этих материях своим специальным читателям, да еще в духе наставлений Эпиктета [ " что до утех Венеры, оставайся, по возможности» (и только!), «чист до брака» 76 и т. д.], христианский писатель счел, разумеется, невозможным. в) У псевдо-Нила выпущен, затем, десятый параграф 33-й главы Эпиктета. Причина понятна и здесь. Стоик говорит о посещении театров, что «нет надобности часто бывать в театре», – дает наставление, как вести себя в театре и при «возвращении» из него 77 . Специальным читателям своим говорить об этих предметах для псевдо-Нила было, разумеется, неуместно, если припомним, что это за лица были. В виду их и своего настроения, христианский писатель естественно говорит совсем другое и кратко: «не хорошо приходить в театр» (гл. 47-я), т. е., не только «часто», а и вообще. Иначе не мог он, конечно, и говорить. Кроме этой прибавки, составляющей видоизменение большого сравнительно 10-го параграфа 33-й Эпиктетовой главы, остальная часть 47-й главы у псевдо-Нила, как и сказано выше, соответствует 11-му параграфу 33-й Эпиктетовой. В 12-м параграфе 33-й главы у Эпиктета, между прочим, читаем: «размысли, как поступили-бы... Сократ или Зенон» 78 . Христианскому писателю, конечно, неудобно было ссылаться, как на образцы, на языческих философов, хотя бы и знаменитых. Отсюда он выразился в данном случае совсем иначе: «размысли, как поступил-бы кто-либо из добродетельных». Хорошо, понятно и уместно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Кадр из фильма «Рай». Фото: Production Center of Andrei Konchalovsky, DRIFE Productions/WDSSPR — Монологи, на которых построен «Рай», — это монологи людей, на несколько мгновений задержавшихся между миром живых и миром мертвых. Тончайшая штука, которую редко кому удается показать без пошлости. Это с одной стороны. С другой, — пограничное состояние человека, находящегося между двумя мирами, довольно трудно вообразить, не имея личного опыта. История вашей дочери Маши, которая уже несколько лет из-за трагических последствий автомобильной аварии находится в пограничном состоянии, изменила вас? — Мне трудно ответить на этот вопрос. Я не могу сказать: «Это совершенно перевернуло меня, сделало другим». Но и не сказать так не могу. — Невозможно себе представить, как жить с такой болью. Как вы выживаете? — Знаете, это война. Ну, как на войне живут? Выживают. И улыбаются, и пьют вино, и танцуют под гармошку у костра. Но это не отменяет войны. Вот так я живу, так мы живем. Строим планы, надеемся. Да, у нас есть какие-то надежды всегда, и они меняются. Это нормально. Это часть жизни. Надо жить. Надо работать. Надо строить планы. Надо искать смысл своей личной жизни. — Вы закончили в театре Моссовета ту чеховскую трилогию, которую планировали. И появились слухи, что вы теперь этот театр и возглавите. Есть такая возможность? — Не думаю. Я вообще не руководитель, но планы, связанные с театром, у меня есть, конечно. Я хотел бы теперь сделать трилогию по Шекспиру: комедия, трагедия, фантазия. Посмотрим, как получится. Но было бы красивым завершением: Чехов, Шекспир — этого достаточно. Хотя нет, античные авторы. Это необходимо, чтобы понять, как ты ничтожен перед лицом этих гигантов. Я люблю такие ощущения. Они как-то позволяют приблизиться к понимаю масштаба вечности. Рейтинг: 9.6 Голосов: 1106 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Галина 6 марта 2017, 19:27 Андрей Кончаловский, спасибо вам за вашу мудрейшую позицию, и за то что вы ее озвучили честно и прямо без всяких " ужимок " , свойственных многим людям культуры и искусства, выдавая это за интеллигентность, а на самом деле это трусость. Очень приятно было услышать такой глубокий анализ русского менталитета и характеристику всей политической жизни страны 20 в. Это анализ действительно величайшего художника, не политика, а именно художника. Лично для меня, это как раз то, как вижу все это и я, но вы смогли все это удивительно точно выразить. Все абсолютно точно.

http://pravoslavie.ru/100342.html

X 606de). Древние мифы и вообще неприемлемы для Платона ввиду своей безнравственности, но дальнейшее изменение и дополнение их у трагиков тоже не меняет существа дела (Conv. 180а). В мифах и в трагедии вместо воспитания добродетелей пропагандируются только патологические аффекты, вредящие человеку (R.P. III 386b, 387b, 388d-e, 390а). Общим итогом моральной оценки трагизма у Платона может явиться то его суждение, где он объясняет слово pan, указывающее, по его мнению, на две области действительности, то есть бога Пана: " Истинная сторона его легка и божественна, она живет вверху между богами; а ложная - внизу, среди народной черни, - она жестка и трагична [козлиста]. Отсюда-то в трагичной [козлистой] жизни множество мифов и лжи " (Crat. 408с). Платон едва ли понимал связь трагедии с культом Диониса и с принесением козла в жертву. Если он тут говорит о трагическом, то, конечно, имеет в виду прежде всего нечто низкое и действительно что-то козлиное. Во-вторых, у Платона мы находим весьма нечеткое разделение поэтических жанров, и, в частности, он слабо различает трагиков, Гомера и ямбическую поэзию, причем все это тоже подвергается уничтожающей моральной оценке. Гомер, по Платону, - " первый учитель и вождь трагических красот " (R.P. X 595d, ср. 598е, 607а). Считая Эпихарма главою комедии, Гомера он считает главой трагедии, причем оба эти писателя важны для него своим учением о текучести вещей, а об их художественном значении ничего не говорится (Theaet. 152e). Трагические поэты, эпические рапсоды и ямбографы объединяются для Платона в одном, а именно в том, что они не знают, хорошему или дурному они подражают (R.P. X 602b). Трагических и дифирамбических поэтов и Сократ у Платона тоже объединяет в том смысле, что они не смогли научить его жить и мыслить (Apol. 22b, R.P. III 408b). Однако полного отождествления эпоса Гомера с другими художественными жанрами у Платона все-таки не получается. В порядке путаницы он вдруг заявляет, что кукольный театр годится для детей, комедия - для подростков, трагедия - для образованных женщин и молодых людей, да и вообще для большинства зрителей.

http://predanie.ru/book/219661-iae-ii-so...

В XVI в. в городах Англии возникают многочисленные театры. Большой популярностью в Лондоне пользовался театр «Глобус», в котором Шекспир был драматургом, актером и пайщиком. Драматургия Англии XVI в. была представлена Кристофером Марло, Беном Джонсоном и др. Конец английского Возрождения отмечен деятельностью выдающегося ученого и философа Фрэнсиса Бэкона (1561–1626). Ему принадлежит фундаментальный труд «Новый Органон» и сочинение «Новая Атлантида». Французское Возрождение Возрождение оформляется во Франции в конце XV – нач. XVI вв. Покровителем зарождающегося французского гуманизма выступил король Франциск I (1515–1547). Он приглашал к королевскому двору ученых, писателей, художников. Под его покровительством знаменитый французский гуманист Гийом Бюде, друг Томаса Мора, основал светский научный центр – Коллеж де Франс. Бюде был выдающийся ученый-филолог. Патриархом французского гуманизма и Реформации был Этьен д " Этапль, крупный ученый-филолог. Этьен д " Этапль перевел Библию на французский язык. При дворе короля Франциска I его сестра Маргарита Наваррская создала гуманистический кружок, который объединил французских гуманистов. Одним из виднейших членов этого кружка был крупный поэт Клеман Маро. Кроме собственных стихов он опубликовал также перевод «Метаморфоз» Овидия. Бонавентюр Деперье в сочинении «Кимвал мира» обличал католицизм и католическое духовенство. Его сборник рассказов «Новые забавы и веселые приключения» отличается ярко выраженным свободомыслием. Сорбонна начала преследовать писателя, король не мог его защитить. Деперье покончил жизнь самоубийством. Крупный издатель сочинений античных авторов, итальянских и французских гуманистов Этьен Доле из Лиона под нажимом Сорбонны был казнен за свободомыслие и антикатолическую деятельность. В кружок Маргариты Наваррской входил гуманист Жан Кальвин, перешедший затем на пути Реформации. Творчество самой Маргариты стало заметным явлением в культуре французского Возрождения. Ей принадлежит сборник новелл «Гептамерон», сразу получивший широкую известность. «Гептамерон» был написан под влиянием «Декамерона» Боккаччо. Начало трагического периода в гуманизме Франции вызвало глубокую душевную трагедию Маргариты Наваррской. Она замыкается в себе, обращается к католической вере. Ее перу этого периода принадлежит сочинение «Зерцало грешное души».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особое значение придавалось развитию музыкальной культуры и математических знаний, углубленным размышлениям–медитациям. Идеи Пифагора о Едином, о гармонии, вечных основах мироздания, о бессмертии духа оказали плодотворное воздействие на развитие античной философии и науки. Не обладая столь могучим религиозным даром, как Индия или Израиль, Греция все же сумела завоевать для мира великие духовные сокровища в сфере познания и религиозной мысли. ГРЕЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ Эсхил. Афины, 525–456 гг. до Р.Х. С начала V в. до Р.Х. о самых трудных жизненных проблемах заговорил греческий театр. Он стал и храмом, и трибуной, и книгой. Создателем греческой трагедии был Эсхил (525—456 гг. до Р.Х.). В центре творчества Эсхила стоит трилогия о Прометее — титане, дерзнувшем похитить у Зевса огонь для людей. Древний миф послужил Эсхилу канвой для воплощения своих самых сокровенных дум. Завязка драмы — первая часть трилогии, до нас не дошла. Вторая ее часть, трагедия «Прикованный Прометей», начинается с того, что Зевс, не властный убить Прометея, приговорил его к вечной пытке. Бездушные исполнители царской воли — Власть и Сила — приводят великана к скале: Гефест, хотя всем сердцем состраждет ему, не в состоянии ослушаться Зевса. Острое лезвие пронзает грудь Прометея, руки его накрепко притягиваются цепями к камням; и другу людей, как бы распятому над шумящим морем, остается лишь ждать, когда орел Зевса спустится терзать его. Пока грохочут удары молота, пока палачи совершают свое дело, Прометей хранит молчание. Но едва они уходят, как титан разражается громкими воплями и укорами. Он зовет весь мир в свидетели, взывает к Матери–Земле, к Эфиру, к быстрокрылым ветрам, рекам и волнам: «Смотрите, что ныне, бог, терплю я от богов!» На зов страдальца откликается хор морских Океанид, они уговаривают Прометея подчиниться. А добродушный Океан говорит: «Не лезь ты на рожон, не забывай, что правит никому не подотчетный царь». Но не таков Прометей, он знает, что терпит за доброе дело и не собирается отрекаться от него. Он предвидел свою участь, но тем не менее пошел на нее во имя человеколюбия. Он тверд, как скала, о которую у ног его тщетно бьются волны. На уговоры Гермеса, которого Зевс посылает выведать известную лишь Прометею тайну будущего, титан отвечает: «Не думай, что из страха перед Зевсом Я стану бабой, буду умолять, Как женщина, заламывая руки, Чтоб тот, кого я ненавижу, снял С меня оковы. Не бывать тому!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010