Вслед за писаниями мужей богодухновенных и св. Отцов Церкви писаны были на Волыни и частные сочинения, то для утверждения верных в благочестии, то для посрамления неправоверных и суемудрствующих, то, выражаясь словами Курбского, «для прохлаждения духовного» – для подкрепления души, изнемогавшей под тяжким бременем искушений и бедствий тревожного тогдашнего времени. Острожский пресвитер Василий издал (1588 г.) сочинение, состоящее из следующих трактатов: 1) о единой истинной вере и церкви; 2) об исхождении Святого Духа от единого только Отца; 3) о первенстве римского епископа; 4) об опресноках, субботнем посте, литургии Великого поста, безженстве священников и чистилище, 5) о порядке праздников по древнему календарю, утвержденному патриархами; 6) о святых храмах и почитании святых икон 297 . Князь Курбский писал к различным лицам письма, в которых, изображая хитрости иезуитов и заблуждения их в делах веры, утверждал православных в древней вере и благочестии и требовал, чтобы эти послания передаваемы были из рук в руки, чтобы некоторые из них были прочитаны даже пред всем «собором» правоверующих в том или другом городе 298 . К концу описываемого периода, как было уже замечено, появились в Литве, а вслед за тем и на Волыни различные реформатские сектанты – гуситы, лютеране, кальвинисты, социниане, и скоро нашли последователей своему учению. В то же время в Польше распространились антитринитарии: Симон Будный на Волыни проповедывал хульные мысли их устно и письменно 299 . Скоро проникли в Литву убежавшие из Москвы новые еретики – Игнатий и Феодосий Косой. Около 1575 г. они являются на Волыни в имения Чаплиев, в которых, к сожалению, нашли готовых слушателей 300 . Впрочем, проповедники различных заблуждений находили себе последователей почти в одних поляках, литовцах и в переселенных немцах, но мало – в православных русских, свято хранивших древнее учение веры предков; последним нравились только резкие отзывы сектантов о папизме 301 . В учении новых сектантов со всею бессвязностию и шаткостию повторялись только древние ереси, давно отвергнутые и осужденные Церковию. III. Состояние веры и нравственности

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В XVI в. одновременно с реформацией в западном христианском мире появляется забытый антитринитаризм (от греч. αντ – и лат. trinitas – троица), или унитаризм (от лат. unitas — единство), направленный на уничтожение веры в Святую Троицу. В антитринитарном движении XVI в. различают воззрения, несущие на себе печать мистицизма, систематиком которых выступил испанский врач Михаил Сервет (ум. 1553), а также убеждения, основанные исключительно на началах рационализма 48 , которые представил Фауст Социн (ум. 1604) и по имени которого все его последователи назывались социнианами . К учению антитринитариев относятся также триадологические воззрения арминиан , получивших свое название от имени профессора богословия в Лейденском университете Якова Арминия (ум. 1609), который, по сути, повторял древний субординационизм по существу между Лицами Святой Троицы. Троичная терминология Великой проблемой IV в., преимущественно тринитарного, было выразить божественное единство и различие, одновременность в Боге монады 49 и триады 50 , т.е. единства и троичности. У отцов Церкви можно видеть подлинно творческое отношение к языку: используя филосовские термины или слова, заимствованные из повседневного языка, они так преобразовали их смысл, что сообщили им способность обозначать поразительную и новую реальность, которую открывает только христианство — реальность личности и в Боге, и в человеке, ибо человек сотворен по образу Бога. Были выработаны следующие богословские термины. Усия (греч. ουσα) — сущность. Чтобы выразить общую для Трех реальность,  “разделяя между Тремя неделимое Божество”, как говорит св. Григорий Богослов, святые отцы выбрали слово “усия”. Это был философский термин, означавший “сущность”, но вульгаризировавшийся; его стали употреблять, например, в значении “имущество”, или “владение”. В этом слове, родственном глаголу “быть” (ειμ), звучал онтологический отголосок, поэтому оно могло подчеркнуть онтологическое единство Божества. Св. Иоанн Дамаскин в своей “Диалектике” дает следующее определение термина “усия”: “Субстанция (усия) есть самосущая вещь, не нуждающаяся для своего существования ни в чем другом” 51 .

http://azbyka.ru/osnovy-pravoslavnogo-ve...

Самый способ выражения апостола Павла даёт понять, что действие тайны беззакония будет не кратковременное, не однократное, какова была деятельность Нерона, а постоянное, имеющее продолжаться до того времени, пока она не обнаружится явно, дерзко, во всей силе и страшной широте, пока антихристианский дух всех времён, воплощающийся и действующий в разнообразных противниках Христа, не сосредоточится в антихристе, пока он не достигнет завершения высшей степени развития и вместе своего конца в безбожии, безнравственности и анти-христианстве пред кончиной мира. Не один Нерон, а целый ряд Неронов – этих гордых самообожателей, жестоких деспотов, кровожадных, как тигры, завоевателей, безнравственных распутников, нечестивых безбожников, сумасшедших попирателей истины и страшных гонителей христианства – пройдёт, в течение веков до конца мира. Ирод, так называемый Великий, избивший четырнадцать тысяч Вифлеемских младенцев ( Мф. 2:16 ); римский император Калигула, безумно говоривший, что если бы у человечества была одна голова, то он отсек бы её; Домициан, Диоклитиан, Юлиан Отступник и другие жестокие гонители христиан, Аттила, названный бичом Божиим; Чингиз-хан и Тамерлан, превращавшие многолюдные города в груды мусора и целые царства в пустыни и воздвигавшие вместо памятников огромные пирамиды из отрубленных голов; Наполеон и другие Тамерланы нового времени, из-за честолюбия и властолюбия погубившие миллионы людей – кто они, как не предшественники по духу, как не прообразы по жизни и деятельности того зверя, выходящего из моря, которому дано вести войну со святыми и победить их, которому будет дана власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем, которого даже образ, одушевлённый чародейской силой его помощника – зверя, выходящего из земли, будет говорить и действовать так, что будет убиваем всякий, кто не будет поклоняться образу зверя ( Откр. 13:1, 7, 11, 15 )? Далее, если евангелист Иоанн Богослов назвал антихристами гностиков, отрицавших боговоплощение (докетов), иудействующих, не признававших Христа Богом, отступников от христианства, принявших истинную веру, но не устоявших в ней, лжепророков и лжехристов, доставлявших себя на место истинного Христа, то не должны ли быть названы антихристами все позднейшие еретики, а также и имеющие явиться впоследствии? Не антихристы ли, не предшественники ли апокалипсического антихриста гностики второго и третьего века, манихеи, антитринитарии, ариане, аполлинаристы, несториане, монофизиты и монофелиты, пелагиане, иконоборы, богомилы и павликиане, социниане, жидовствующие, древние и новые антиномисты, наши раскольники, особенно беспоповцы, наши хлысты и прочие сектанты, ирвингиане и другие бесчисленные толки мистического сектантства? Не антихристы ли крайние рационалисты прошлого и нашего века, вроде Павлюса, Штрауса, Ранена?..

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В жизни русского Запада XVI-й век был временем трагическим и тревожным. Это было время напряженной религиозной борьбы и богословских споров. В середине века вся Польша и особенно Литва охвачена реформационным возбуждением. Это возбуждение и беспокойство очень чувствовалось и в православной среде… Всюду являются кальвинские проповедники и министры. Их поддерживают местные магнаты, особенно в Литве (достаточно назвать имя Радзивилов). Еще раньше образуются общины «чешских братьев…» В Польше в это время находят себе приют и убежище разного рода религиозные вольнодумцы, гонимые у себя на родине. В частности, широко распространяется учение антитринитариев или социниан (у нас называли обычно «арианами»). Польша становится как бы второй родиной и новым центром антитринитарианского движения. И в самой Польской реформации всего сильнее были именно «либеральные» мотивы… Католическая церковь сравнительно скоро локализовала это протестантское брожение. Решающим было вмешательство иезуитов, призванных в помощь знаменитым кардиналом Ст. Гозием, одним из главных деятелей Тридентского собора. От обороны отцы-иезуиты сразу перешли в наступление. В короткий срок им удалось разрешить поставленную задачу: религиозно перевоспитать (не только переубедить) католическое общество и самый клир. Проповедь и школа были главными средствами борьбы и пропаганды. И, кроме того, иезуиты получают преобладание при дворе, особенно в правление Curuзмyhдa III (1587–1632). К концу века Польша снова была вполне католической страной… Русская Церковь не была готова тогда к этой воинственной встрече с Западом. Современники с горечью говорят о «великом грубиянстве и недбалости» местного клира. И всего менее была подготовлена к борьбе высшая иерархия. Политические вопросы интересовали западно-русских епископов тогда больше, чем вопросы веры, — «и вместо богословия учатся хитростям человеческим, адвокатской лжи и диавольскому празднословию» (отзыв Иоанна Вишенского)… XVI-ый век кончается почти повальным отступничеством иерархии, отпадением в Унию… Вся тяжесть православной самозащиты падает на церковный народ. И в соборном творчестве крепнет церковное самосознание … Задача предстояла сложная и трудная. Строго говоря, нужно было разобраться во всех исторических разногласиях Востока и Запада. И найти или определить православное место среди противоречий тогдашнего Запада. Иначе сказать: решить вопрос о Риме и рассудить реформационный спор… Конечно, такая задача и не могла быть разрешена вдруг и сразу. Это программа для многих поколений. Нужно было предвидеть, что первые опыты полемики не будут очень удачны. К тому же в борьбе мешало невольное разъединение мирян и иерархии. 2. Старец Артемий и князь А. М. Курбский

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

   Всюду являются кальвинские проповедники и министры. Их поддерживают местные магнаты, особенно в Литве (достаточно назвать имя Радзивилов). Еще раньше образуются общины “чешских братьев…”    В Польше в это время находят себе приют и убежище разного рода религиозные вольнодумцы, гонимые у себя на родине. В частности, широко распространяется учение антитринитариев или социниан (у нас называли обычно “арианами”). Польша становится как бы второй родиной и новым центром антитринитарианского движения. И в самой Польской реформации всего сильнее были именно “либеральные” мотивы...    Католическая церковь сравнительно скоро локализовала это протестантское брожение. Решающим было вмешательство иезуитов, призванных в помощь знаменитым кардиналом Ст. Гозием, одним из главных деятелей Тридентского собора. От обороны отцы-иезуиты сразу перешли в наступление. В короткий срок им удалось разрешить поставленную задачу: религиозно перевоспитать (не только переубедить) католическое общество и самый клир. Проповедь и школа были главными средствами борьбы и пропаганды. И, кроме того, иезуиты получают преобладание при дворе, особенно в правление Сигизмунда III (1587—1632). К концу века Польша снова была вполне католической страной...    Русская Церковь не была готова тогда к этой воинственной встрече с Западом. Современники с горечью говорят о “великом грубиянстве и недбалости” местного клира. И всего менее была подготовлена к борьбе высшая иерархия. Политические вопросы интересовали западно-русских епископов тогда больше, чем вопросы веры, — “и вместо богословия учатся хитростям человеческим, адвокатской лжи и диавольскому празднословию” (отзыв Иоанна Вишенского)...    XVI-ый век кончается почти повальным отступничеством иерархии, отпадением в Унию... Вся тяжесть православной самозащиты падает на церковный народ. И в соборном творчестве крепнет церковное самосознание ... Задача предстояла сложная и трудная. Строго говоря, нужно было разобраться во всех исторических разногласиях Востока и Запада. И найти или определить православное место среди противоречий тогдашнего Запада. Иначе сказать: решить вопрос о Риме и рассудить реформационный спор... Конечно, такая задача и не могла быть разрешена вдруг и сразу. Это программа для многих поколений. Нужно было предвидеть, что первые опыты полемики не будут очень удачны. К тому же в борьбе мешало невольное разъединение мирян и иерархии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Выслушав это, они подивились его рассудительности и отошли, получив назидание». Древний патерик . Глава 10. Ереси в истории Возникновение ересей предсказывал апостол Петр: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» ( 2Пет.2:1 ). Апостол Павел помещает ересь в один разряд с грехом волшебства и идолослужения ( Гал.5:20 ). Раннехристианская Церковь строго следила за чистотой своего вероучения, решительно противопоставляя себя всем искажениям христианства . Именно поэтому за ней закрепился термин Православие (греч. ρθοδοξα – православие, правоверие, правильное знание, суждение). Распространяющийся со II века термин Православие означает веру всей Церкви в отличие от разных учений еретических сообществ, для обозначения которых использовалось слово гетеродоксия (τεροδοξα – другое, отличное от правильного учение, знание). Первоначально еретиками называли гностиков, хотя считать гностицизм христианским учением вряд ли правомерно. Родоначальником ересей считается Симон Волхв ( Деян.8:9 ). К первому периоду относятся такие ереси, как евионитство, керинфианство, елкезаитство, докетизм, манихейство, монтанизм, хилиазм. Триадологические ереси: монархианство и арианство, осужденные на I и II Вселенском соборах. В списке ересей, осужденных на II Вселенском Соборе, значатся также: евномиане, аномеи, евдоксиане, полуариане, или духоборцы (македониане), савеллиане, фотиниане, аполинариане. Христологические ереси: несторианство (евтихианство), монофизитство, монофелитство, осужденные на последующих соборах, а также иконоборчество, осужденное на VII Вс. Соборе, практически были повторением и развитием древних. В период Реформации возрождается рационализм антитринитариев (Сервет, социниане и др., в России – Феодосий Косой). Адопциане были модификацией несториан, а павликиане и богомилы – вариацией манихейства. В средние века на Западе как отголоски манихейства появились альбигойцы, катары, патарены. В XII в. возникли вальденсы – смесь пиетизма и рационализма. Последовательность возникновения ересей

http://azbyka.ru/eres

икон, посты, молитвы, все церковные службы, песнопения и проч. Все это они называли суеверием, идолослужением, воспринятым от язычества или выдуманным лицами церковной иерархии ради своей власти и корысти. Впрочем, антитринитарии всех оттенков удерживали из таинств крещение и причащение. Но на крещение они смотрели, как на внешний очистительный знак, который сам по себе не имеет никакой силы, не может обновить, возродить человека или преобразовать древнего Адама в нового. Только тех оглашенных, которые понимают значение обязательства, принимаемого ими при крещении, они признавали действительно крещенными. Крещение детей допускали только из христианской любви. Причащение принимали по исповеданию Цюрихской церкви. Само собою понятно, что они отвергали и всякую иерархию в церкви. Вообще, система вероучения тогдашних антитринитариев очень напоминает собой современную штунду, происходящую из одного общего с антитринитарианством источника. Социнианство быстро распространилось в Литве и в Юго-Западной России и между прочим на Волыни. Здесь в конце XVI и в начале XVII в.в. возникает ряд социнианских общин, со школами, знаменитыми учителями и проповедниками. Здесь проживал и Московский ересиарх Игнатий Косой. Главными центрами социнианства на Волыни в это время были: местечки Киселин, Береск и Иваничи Новград-Волынского уезда, м. Гоща, село Ягодин, м. Ляховцы, села Тихомль и Хорошов Острожского уезда, м. Берестечко Острожского уезда, и др. Нет сомнения, что из этих и других центров своих Социнианство легко распространилось и в более или менее значительные города Волынские и между прочим в Дубно, где жил и настоятельствовал в Крестовоздвиженском монастыре преп. Иов. Он не мог оставаться равнодушным в виду широкого разлива этой ереси, разрушавшей самые основы христиской религии, и выступал на ее защиту, подтверждая и усиливая свое слово святой своей жизнью. В одном из своих поучений, именно в поучении о божестве Иисуса Христа, преп. Иов Почаевский прямо показывает то, против кого он направляет свою речь, обращаясь с словом обличения на «еретиков ариан и псов лютеран».

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

I, p. 950), считают нужным строго различать между «социнианством» и антитринитаризмом Сервета. 275 Полное заглавие этого катехизиса – следующее: «Катехизис, то есть наука стародавняя христианская, от светлого письма для простых людей языка русского в пытаниях и ответах собрана» (Библиологич. словарь и черновые к нему материалы П. М. Строева, изд. А. Ф. Бычкова, Спб., 1882 г., стр. 34). Как этот труд, так я другое упомянутое сочинение Будного изданы последним при содействии Матвея Кавечинского, наместника несвижского и Лаврентия Крышковского (так же, стр. 35 и Опыт росс. библ. Сопикова, ч. I, 793). 276 Старец Артемий, бывший игумен Троицкого Сергиева монастыря, в своих посланиях к Симону Будному (помещенных в IV томе русской исторической библиотеки, издаваемой археографическою комиссией) так говорит о катехизисе Будного. «Тако убо, в передних, перины мягки вели постлали есте; мусит же поломати кости возлегший на них» (Рус. истор. библ. т. IV, Спб. 1878 г. столб. 1289). «А яже, по сих под тою мягкостью и ножи остры уготоваете, не телеса закалающа (менее бы было злое), но душа злым учением вечной смерти предающе» (столб. 1290). При этом Артемий указывает следующие примеры намеренно допущенных выражений, заключающих в себе неправильные мысли. «И в своих суемудренных книжках под прикрытием невидения пишут», говорит он о еретиках, «отделяючи Сына и Духа Святого от божества, якоже сам, твоя милость (с паном Кавешинским и Кришкевским) писали есте в книжках, нарицаемых от вас «Оправдание», в ней же на конце сице запечатлел еси: «Богу нашему слава с Отцем и Святым Духом». Не мвю аз от невежества тако писати вам. Каждый бо весть от научных, яко же «Бог» имя о совершенном божестве приемлется, а не о едином лице» (столб. 1314). Потом, паки изъясняючи мудрование ваше, а значней писали есте в тех же книжках другой конец тако: «Богу единому слава с Сыном и Святым и Духом». Сице бо исповедающе, на пути погибели сташа. Разлучив бо естество божественного единства, извещал еси смертные глаголы богохульных ересей» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Отсюда можем заключать, сколько зла причинила Реформация православию в Литве . Антитринитарии, иначе унитарии, социниане, новые ариане, отвергавшие троичность Лиц в Боге, Божество Христа, таинство Воплощения и все другие христианские таинства и признававшие только единого Бога, появились сперва в Малой Польше около 1555 г., потом и в Литве. В Малой Польше, куда в 1551 г. приезжал из Италии и сам основатель секты Лелий Социн, первым распространителем ее был уже известный нам духовник королевы Боны Лисманини, и последователи ее нашли себе приют сначала в городе Пинчове, затем в местечке Ракове Сандомирской области под покровительством местных владельцев. А в Литву занесли антитринитарское учение Петр из Гонёндза, что в Подляхии, италианец Юрий Бландрат и другой италианец или венгерец Франциск Станкар. Здесь оно встретило сильное сопротивление со стороны кальвинистов и их главного патрона, Николая Радзивилла Черного. В декабре 1558 г. в Вильне был кальвинский Собор, на котором Петр из Гонёндза должен был дать отчет в своем учении, и в своей речи, отвергая троичность Лиц в Боге, отвергал также крещение младенцев, а в следующем году брест-литовский пастор Симон Зациус из Прошовиц, бывший первым суперинтендантом кальвинских общин в Виленском округе, издал «Исповедание веры збору виленского» в ограждение последователей кальвинизма от заразы новым учением. Но вскоре сами даже кальвинские пасторы, и притом наиболее замечательные, начали принимать и распространять это учение, каковы были: виленские пасторы Чехович и Вендрыховский и клецкий Симон Будный. Последний пристал даже к крайней партии антитринитариев — к партии полужидовствующих, которые, отвергая вместе с евреями троичность в Боге, Божество Христа и все христианское и признавая только единого Бога, разделяли и некоторые другие их верования, например, о будущем тысячелетнем земном и чувственном царстве Мессии. Надобно заметить, что антитринитарии в Литве, как и других местах, разделились на множество мелких толков, или партий, которые разногласили между собою в частных мнениях и вели непрестанные споры.

http://sedmitza.ru/lib/text/436050/

Замечательно, что этих лиц характеризует светская ученость и крайне преувеличенное доверие к своей способности понимания (особенно это можно видеть в истории Павла Самосатского). В эпоху средних веков, когда в новообразовавшихся государствах средней Европы возник дух исследования и любознательности, мы видим опять повторение той же ереси. В конце XI в. Росцеллин (номиналист) приходит к заключению, что не существует общего, а существует лишь единичное, и что в Боге действительны лишь три Его лица (трибожие). В противоположность Росцеллину Абеляр (XII в.) проповедовал антитринитаризм (три лица – могущество, мудрость и благость). В новое время после возрождения наук и искусств опять является секта антитринитариевсоциниане, и замечательно, что к этому антитринитарному учению примыкает Исаак Ньютон (1643 1727 гг.), который при всем своем благочестии не сумел приобрести смиренной веры и составил свое собственное богословие, которое всегда было и останется предметом насмешек для натуралистов и предметом сожаления для богословов. Как догмат о Троичности смущал разум многих, так учение о вечных мучениях представлялось соблазнительным для совести многих. Отрицание его приписывается Оригену . Синезий, бывший впоследствии епископом Птолемаидским, принял христианство под условием, чтобы ему позволили отрицать вечные мучения. В новое время в протестантизме супранатуралисты стали отрицать это учение. Явилось учение о непреодолимости Божественной благодати. Соблазном для многих также всегда было отношение церкви Христовой к государству, благословение преподаваемое ею клятвам, войнам, ее одобрение наказаний. Лица, во имя подобных соображений отступавшие от церкви Христовой, на самом деле были против нее не во имя идеальной правды, а во имя того, что они не подготовили себя нравственно к принятию этой правды. Они не хотели понять блаж. Августина, говорившего, что в учении о Троице открывается высочайшая любовь, не умели понять богословов, учивших, что, даровав людям свободу, Бог по своей благости не делает из них никогда рабов своей благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010