антитринитариев, имевших большое распространение в Запад. России и Польше, особенно во второй полов. XVI в., когда утвердилась социнианская догма. Представителей этих ересей, совпавших с жидовствующими, очевидно имел в виду составитель сводных толкований, причем он преклоняется перед авторитетом М.Грека, пользуется его переводами и переводами кн. Курбского в Нов. Маргарите. Все это, а также обороты речи, киноварные заметки, покрывающие памятник, и т п. особенности приводят исследователей к заключению, что означенный памятник есть труд Курбского и его сотрудников 2193 . Курбский уже в России располагал переводными статьями и сочинениями М.Грека и, бежав в Литву, добивался, чтобы выслали в числе его оставшегося имущества и эти книги («да и иныя многия словеса Максима философа, да и иных святых» 2194 ). Вслед за Максимом, он является почитателем трудов Симеона Метафраста , Иоанна Дамаскина , Геннадия Схолария , церковн. истории Никифора Каллиста, усердно изучает их и делает из них переводы вместе с своими сотрудниками. Со слов М.Грека, он записывает рассказы о чудесах блаж. Августина. Сочинения московских писателей не доходили тогда до юго-западной Руси; но труды М.Грека представляют почти единственное исключение. Произошло это благодаря московским выходцам, между прочим Артемию, но особенно кн. Курбскому, который включил его переводы в свои сборники (Сборн. Синод. библ. 219) и содействовал вообще их распространению. Таким образом они появляются в разных западно-русских изданиях (1584, 1588, 1618–1620 гг. 2195 ) На него же ссылаются острож. свящ. Василий в соч. «О единой вере» 2196 , 1588 г. и Захария Копыстенский в 1621 г. (Палинодия 2197 ). § IX Мы упоминали, что Герберштейн говорит в своих записках о М.Греке. Но о нем сообщает также и папский посол Антоний Поссевин 2198 , по поводу бесед с ним флорентийского купца Дж. Тедальди, много раз бывшего в Москве (1551–1565) по торговым делам и изъездившего Россию от Нарвы до Астрахани, а теперь (1581) имевшего беседу о ней с папским нунцием в Дисне.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

II. Встреча с Западом 1. На распутье В жизни русского Запада XVI-й век был временем трагическим и тревожным. Это было время напряженной религиозной борьбы и богословских споров. В середине века вся Польша и особенно Литва охвачена реформационным возбуждением. Это возбуждение и беспокойство очень чувствовалось и в православной среде... Всюду являются кальвинские проповедники и министры. Их поддерживают местные магнаты, особенно в Литве (достаточно назвать имя Радзивилов). Еще раньше образуются общины «чешских братьев…» В Польше в это время находят себе приют и убежище разного рода религиозные вольнодумцы, гонимые у себя на родине. В частности, широко распространяется учение антитринитариев или социниан (у нас называли обычно «арианами»). Польша становится как бы второй родиной и новым центром антитринитарианского движения. И в самой Польской реформации всего сильнее были именно «либеральные» мотивы... Католическая церковь сравнительно скоро локализовала это протестантское брожение. Решающим было вмешательство иезуитов, призванных в помощь знаменитым кардиналом Ст. Гозием, одним из главных деятелей Тридентского собора. От обороны отцы-иезуиты сразу перешли в наступление. В короткий срок им удалось разрешить поставленную задачу: религиозно перевоспитать (не только переубедить) католическое общество и самый клир. Проповедь и школа были главными средствами борьбы и пропаганды. И, кроме того, иезуиты получают преобладание при дворе, особенно в правление Сигизмунда III (1587–1632). К концу века Польша снова была вполне католической страной... Русская Церковь не была готова тогда к этой воинственной встрече с Западом. Современники с горечью говорят о «великом грубиянстве и недбалости» местного клира. И всего менее была подготовлена к борьбе высшая иерархия. Политические вопросы интересовали западно-русских епископов тогда больше, чем вопросы веры, – «и вместо богословия учатся хитростям человеческим, адвокатской лжи и диавольскому празднословию» (отзыв Иоанна Вишенского)... XVI-ый век кончается почти повальным отступничеством иерархии, отпадением в Унию... Вся тяжесть православной самозащиты падает на церковный народ. И в соборном творчестве крепнет церковное самосознание ... Задача предстояла сложная и трудная. Строго говоря, нужно было разобраться во всех исторических разногласиях Востока и Запада. И найти или определить православное место среди противоречий тогдашнего Запада. Иначе сказать: решить вопрос о Риме и рассудить реформационный спор... Конечно, такая задача и не могла быть разрешена вдруг и сразу. Это программа для многих поколений. Нужно было предвидеть, что первые опыты полемики не будут очень удачны. К тому же в борьбе мешало невольное разъединение мирян и иерархии. 2. Старец Артемий и князь А. М. Курбский

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

И если увидят, что подвижник принимает скудную пищу, то являются еще горшими клеветниками, сами каждый день предаваясь объядению и пьянству, и не разумеют окаянные; что, с этими согрешенями они собирают себе отсюда больший огонь на окаянные свои головы и лишают себя всякого оправдания и прощения. Закон же Христа и учение Его апостолов даны не монахам только, но и мирянам. Ибо, когда Павел говорит – бдяще во всяком терпении и молитве и плоти угодия не творите в похотех ( Рим.13:14 ); то очевидно, что не к монахам только, соблюдающим писания и проводящим безмолвную и пустынную жизнь, но ко всем, живущим по городам и селам с женами и детьми. Ибо разве должен мирянин иметь что-нибудь больше, чем инок, кроме одного только сожительства с женою? Ибо в этом только он имеет извинение; в остальном же – нисколько, но все наравне с иноком предписано ему делать, и во всяком случае для него небезопасно преступление всех заповедей» 138 . Полемические и апологетические опыты преп. Иова против сектантов протестантского характера должны занять почтенное место в православной противолютеранской полемике во второй половине XVI века, к которой они относятся. Из этого времени доселе известны были следующие православные обличители антитринитарианства или социнианства: 1) Зиновий Отенский , написавший «Истины показание» против одной только ветви этой ереси, именно против ереси Косого и его сообщников и известный только на Севере России 139 ; 2) бывший Троицкий игумен Артемий, сначала сообщник ереси Косого и Игнатия, а потом обличитель их 140 ; 3) Митрополит Киевский Сильвестр Белькевич (1566–1567), который однако, при своей простоте и неучености, едва ли мог быть сильным противником еретиков 141 ; 4) Князь Андрей Мих. Курбский во время жизни своей в Литве и на Волыни (1564–1583), впрочем уклонявшийся от прямой полемики с еретиками 142 ; 5) Острожский клирик Василий в книге о вере единой, Острожской печати 1588 года 143 , и 6) Стефан Зизаний в его Катихизисе, изданном около 1595 г. 144 Другие более полные и систематические опровержения антитринитарианской ереси явились уже в XVII веке, как например книга о вере 1602 и 1619 годов 145 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Архим. Захария (Копыстенский). Литография. 1916 г. (ГПИБ) В 1615 г. З. переехал в Киев, 4 янв. следующего года вступил в новообразованное киевское правосл. Епифаниевское братство. Вскоре настоятель Киево-Печерского мон-ря архим. Елисей (Плетенецкий) , к-рый много сделал для привлечения в обитель образованных людей, пригласил З. вступить в братию мон-ря, и тот принял постриг с именем Захария, затем был рукоположен во диакона. Книжник стал келарем мон-ря, заведовал только что устроенной монастырской типографией, к-рая под его рук. превратилась в один из главных центров правосл. просвещения, являлся монастырским проповедником во время настоятельства Елисея (Плетенецкого), восстановившего регулярное произнесение поучений в обители, преподавал в братской школе на Подоле. З. был инициатором, переводчиком и составителем мн. изданий, к-рые нередко сопровождал своими предисловиями и посвящениями. Не позднее дек. 1616 г. в монастырской типографии была издана 1-я книга «Часослов» с предисловиями архим. Елисея и З. В янв. 1619 г. увидел свет «Анфологион, или Избранная Минея на весь год», поправленный и отчасти переведенный с греч. языка Иовом (Борецким ; впосл. митрополит Киевский) и отредактированный З. В предисловии к изданию последний охарактеризован как «преподобный и благородный в архидиаконех... муж ревности презелныя в благочестии, словесен же и премудр в богословии и исповедании православныя веры» (цит. по: Голубев. 1883. С. 393). В 1619 г. в монастырской типографии было напечатано 2-е изд. «Книги о вере единой, святой, соборной, апостолской Церкве, которая под росудок Церкве Всходней поддаетъся», подписанной мон. Азарией (см. «Книга о вере» ). Сочинение был направлено преимущественно против антитринитариев (социниан) . По сравнению с 1-м изданием, вышедшим в Вильно в 1596 г. («Книжица о вере», или «Книга о образех», или «Книга о Троице»), текст изменился: появились предисловие, несколько пространных антикатолич. статей. Автор «Книги о вере» неизвестен, З. являлся редактором киевского издания.

http://pravenc.ru/text/182699.html

637 Кроме указанных мнений у той же партии было своё мнение de usu magistratus et armorum in Ecclesia. «Раковские сектанты, в духе идей анабаптизма, объявили недозволенными для христиан истинной церкви, т е. своей общины, пользование властью и употребление оружия, потому что представляли свою церковь духовным обществом. Между полужидовствующими открылись наиболее горячие противники и защитники usus magistratus et armorum Ecclesia, завязалась довольно обширная поленика по этому вопросу, в которой упражнялись Иаков Палеолог, Будный, Буданнский, Мартин Кровицкий и другие. Тогда как раковцы в основание своего мнения указывали на то, что Христос называется царём кротким, агнцем, что такими должны быть и ученики Его: полужидовствующие ссылалась на то, что Он в ветхозаветных пророчествах называется также львом, Богом крепким, сильным. Отцем мира, имеющим возвеличить своё царство и сокрушить врагов его. Споры по этому и другим разногласиям достигали такого раздражения, что раковцы даже отлучали полужидовствующих от своей общины, или, как выражались они, от своей церкви». См вышеуказанное исследование г. Малышевского, стр. 25. 639 ...Adiunxit se his Laelius Socinus cuius post haec tempora patruelis Faustus toti sectae nomen dedit, etc. Bock. Hist. Socin. p. 2. См. также Der Socinianismus, von Fock. s. 159. 641 Krasinski: Während er (F. S.) von 1557 bis 1562 in Lyon wohnte, entwickelten sich seine Meinungen durch das Studium der Werke Ochino‘s und seines Oheims, dessen Eigentum und Papiere er 1562 erbte. s. 311. Автор ошибается в хронологии, ибо сочинения Окино с антитринитарными тенденциями изданы были позже, но что Фауст Социн был знаком с диалогами Окино, об этом он сам упоминает в письме «Ad Martinum Vadovitam» (Bibl. Fr. Pol. t. I. p. 475). В 1875 году вышла книга, под заглавием «Острожская типография и её издания». Не касаясь несомненных достоинств сочинения, мы заметим только, что автор не совсем точно понимает происхождение социнианства. Указавши на дело о жидовке Екатерине Мельхеровой (1529 г.), он выводит следующее заключение: «Таким образом учение Лелия Социна не было новым, неизвестным до сих пор в Польше. По большей части первые основатели сект остаются в тени, получают они (секты) имя уже позднейших организаторов, придавших ей (?) взвестное устройство в окончательный вид. Так было и в антитринитарианском движении XVI века в Литовско-Польском государстве. Лца, давшие толчок этому движению, начало которого восходит ещё к XIV веку и принадлежит несомненно Литве, теряются в туманной дали, выдвигаются уже только позднейшие деятели, трудившиеся над разработкой данных идей. Эта последняя роль принадлежит Социнам Лелию и Фаусту, сообщившим своё имя литовско-польскому антитринитарианству (стр. 33)». Что социнианство – явление привнесённое в Польшу, что оно стояло вне всякой зависимости от ересей жидовствующих, что начало его никоим образом не восходит к XIV веку и не принадлежит Литве, против всего этого не может быть каких-либо возражений.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Особенно замечательны обвинения в антитринитарианстве, склонность к которому Артемий заметил в одном из посланий Будного. Если сопоставить эти обвинения с известием о проповеди в Витебске Козьмы-Андрея, учившего, что «непотребе единосущную Троицу именовати» (ст. 1315), то получим указание на один из фактов социнианской пропаганды. Козьма Колодынский, 225 о котором упоминает здесь Артемий, был православным диаконом в Витебске, но, увлекшись учением Косого в бытность последнего в Витебске, бежал с ним вглубь Литвы, где примкнул в антитринитариям, приняв имя Андрея. В конце 1563 г. или в начале 1564 г., он прибыл в родной город – Витебск в качестве уполномоченного от виленской антитринитарианской общины. Впрочем спустя непродолжительное время он удалился отсюда и в 1567 году мы видим его уже в Перемышльской земле, где он вместе с Будным принимает участие в антитринитарианских соборах. 226 Из упоминания Артемия о том, что во время проповеди Козьмы Колодынского в Витебске были: «и сам великий гетман, и княжата, и панове велиции», можно определенно отнести эту проповедь к 1564 году, когда в Витебске действительно находилось литовское войско под начальством Николая Радзивилла, гр. Ходкевича и других литовско-русских панов, и готовилось к битве с московским войском, каковая и произошла при реке Уле, прячем литовцами была одержана победа. В этом утверждает еще и то соображение, что упоминаемые Артемием сочинения Будного: «Катехизис» и «Оправдание» были напечатаны в Несвиже в 1562 г. и, должно быть, сделались известны Артемию в этом же 1562 г. или в следующем 1563 г. Будный просил Артемия сообщить ему о них свое мнение. Артемий исполнил его желание и «отписал краткими словесы» (ст. 1289); затем, хотя он и в кратком послании «все нечестие еретическиа льсти назнаменал», однако счел нужным написать длинное и обстоятельное послание. На эту переписку и на составление второго, обширного послания ушло, должно быть, довольно продолжительное время, так что явилась возможность упомянуть в нем и о проповеди Козьмы Колодынского в Витебске.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Об умствованиях Косого (из «многословного послания») Подготовка текста, перевод и комментарии Я. С. Лурье Текст «Об умствованиях Косого» («О Косого мудровании») сохранился в виде особых «вопросов», входящих в состав одного из двух противоеретических трактатов, направленных против русского еретика середины XVI в. – Феодосия Косого, проповедовавшего сперва в Московской (Белоозеро, Москва), а затем в Западной (Литовской) Руси. Оба противоеретических трактата – «Послание многословное к вопросившим... на зломудрие Косого» и «Истины показание к вопросившим о новом учении...» – написаны автором или авторами, знакомыми с учением Косого по изложению (письменному и устному) неких «богобоязненных людей» из Литвы и «крылошан» из Старой Руссы. Автор «Истины...» прямо назван в древнейшей рукописи памятника (возможно, его автографе) – это старец Зиновий, инок новгородского Отенского монастыря, ученик Максима Грека . В «Многословном послании» имени автора нет, но ряд исследователей также считает этот памятник сочинением Зиновия Отенского . Ересь Феодосия Косого, получившая распространение вначале и осужденная собором в середине 50-х т. XVI в., представляла собой самое радикальное из всех еретических движений Древней Руси. Еретики отрицали не только церковную традицию после Библии (подобно новгородско-московской ереси конца XV – начала XVI в.), но также и всякую церковную иерархию и богоустановленность светских «властей». После бегства еретиков в Польско-Литовское государство Косой и его сподвижники примкнули к крайним представителям Реформации в Польше – антитринитариям (социнианам), и возглавленное ими движение «русских братьев», наряду с близким к нему движением «чешских братьев», оставило глубокий след в идейной жизни Западной Европы вплоть до XVII–XVIII вв. «Послание многословное» было, по мнению большинства исследователей, более ранним из двух противоеретических трактатов Зиновия Отенского – оно написано, по-видимому, в конце 50-х – начале 60-х гг. XVI в. Не имея возможности включить в «Библиотеку литературы Древней Руси» «Послание многословное» в его полном объеме, мы публикуем здесь введение («Сказание») к «Многословному посланию» и «Вопросы о Косого мудровании» (так они озаглавлены в пометках, сделанных в рукописи на полях), которые в «Послании» перемежаются с пространным опровержением «мудрований» Косого. Следует, однако, иметь в виду, что «Вопросы» отнюдь не представляют собой точного изложения учения Косого (едва ли даже существовавшего в письменном виде) – в ряде случаев они явно искажают его высказывания, придавая им особенно одиозный характер. Однако самый характер аргументации Косого «Вопросы», по-видимому, передавали верно: как и другие представители еретических и реформационных движений, Феодосий Косой широко привлекал тексты «Писания», и в особенности – Евангелия, Апостольские послания и Деяния, противопоставляя их «Преданию», то есть основной традиции, на которую опиралась господствующая церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Более же всех распространял реформу в Литве литовский канцлер, князь Николай Радзивил Черный, владевший множеством имений в Литве. Таким образом, гуситы, лютеране и кальвинисты при Сигизмунде Августе открыли кирхи на Волыни, в Белоруссии и в Литве. В то же время явились в польском королевстве антитринитарии, к которым пристали убежавшие из Москвы Феодосий Косой и Игнатий. Утвердясь в Кракове, социниане находили себе последователей между самыми кальвинскими и лютеранскими пасторами. Симон Будный проповедовал богохульные мысли их, устно и письменно. Из числа таких же был Мотовило, который, как и Социн, изрыгал хулы Ария на Сына Божия, но вместе учил, что со вторым пришествием Христовым откроется тысячелетнее царство чувственных наслаждений. Все эти сектаторы находили себе последователей почти в одних поляках, литовцах и скитавшихся по королевству немцах. Из числа русских принимали кальвинизм только некоторые дворяне и особенно те, которые пред тем, по видам мирским, принимали папизм; прочие тешились резкими отзывами сектаторов о папизме и мирились с диссидентами, собственно по неудовольствиям против оскорблявшего всех папизма. А народ твердо держался св. веры предков своих: Циховский пишет, что тогда, как «едва ли и тысячная часть римских католиков осталась от прежнего, русины бдительно охраняют свою святыню». Митрополит Сильвестр Белькевич по отзыву польских историков, не допускал православных обольщаться внушениями последователей реформы. Князь Курбский живо преследовал все отродья Лютера. Умные, дышавшие ревностью, письма его переходили из рук в руки, и он успел предостерегать неосторожных от соблазна. Как истина, писал он, во всем верна сама себе, так ложь вводит разномыслие, раздоры, расколы, – а такова Лютерова реформация. Одной из сильных мер к охранению православия против дерзостей вольномыслия признали тогда распространение отеческих сочинений в переводе. Курбский со всем усердием заботился – составить общество переводчиков. Убеленный сединою, несколько лет провел он за изучением латинского языка; купил сочинения отцов, переводил с латинского сочинения Златоуста, Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Дамаскина .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Год 1517 Мартин Лютер, августинский монах, осердясь за то, что на монастырь его не была возложена должность раздавать индульгенции (разрешение от грехов), проповедует новое учение в Саксонии и немецкой земле; нападает на власть Церкви и на преимущество римского престола, отрицает чистилище, индульгенции и действительность таинств, из коих допускает токмо два; лишает человека его свободы; уничтожает почитание и призывание святых; полагает необходимым в Евхаристии причащение Тела и Крови Христовой, и отвергает монастырские обеты. Он осужден папою Львом X, университетами, и наконец Тридентским собором 9 Год 1535 Иоанн Кальвин начинает рассевать свои заблуждения во Франции. Он нападает на все почти части католического учения. Отвергает непогрешительность Церкви и Вселенских соборов; поставляет каждого особенным судиею веры и верховным истолкователем смысла св. Писания; отрицает призывание и почитание святых, свободное произволение, возможность исполнения заповедей Божиих; признает два токмо таинства, Крещение и Причащение. Он даже отвергает необходимость первого, и отрицает действительное присутствие Иисуса Христа во втором. Ученики его называются кальвинистами или реформатами, или еще гугенотами от немецкого слова Eidgenossen, что значит: сообщники союза, клятвою утвержденного. Из сект Лютера и Калевина произошло множество ересеначальников, из которых большая часть и поныне еще имеют своих учеников. Таковы суть анабаптисты, утверждающие, что нужно повторят крещение над теми, кои крещены в младенчестве; цвинглиане или сакраментарии, отъемлющие у таинств все их действие; социниане или антитринитарии, отрицающие тайну Святой Троицы, и утверждающие, что все то надобно отвергать, чего не понимаем; арминиане, терпящие все религии, кроме истинной. Все сии несчастные ненавидят Римскую церковь и её веру; между тем как церковь сия не престает молить Бога о возвращении их в её недра. Год 1635 Михаил Молинос, Саррогосский священник, говорит, что уничтожения собственных действии души достаточно для блаженства, отвергает молитву и добрые дела, и дает рождение ереси, от имени его названной малинизмом или квиетизмом. Год 1720

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУДРИН Евлампий Андреевич (10.10.1842, Пермская губ.- 3.03.1919, Казань), богослов, историк Церкви. Из семьи священника. Окончил Пермскую ДС, в 1866 г.- КазДА. 17 янв. 1867 г. утвержден магистром богословия за курсовое соч. «Галликанская церковь». 5 янв. 1867 г. назначен наставником по классу церковной и библейской истории в Пермской ДС, 15 февр. 1869 г.- по классу догматического и нравственного богословия, временно преподавал греч. и евр. языки, историю раскола. 5 февр. 1870 г. Б. назначен бакалавром на вакантную кафедру догматического богословия КазДА, 15 авг. 1870 г.- доцентом. 12 июня 1871 г. избран экстраординарным профессором, 23 июля утвержден Святейшим Синодом. Научную известность Б. принесли его многочисленные работы о социнианах , в т. ч. «Антитринитарии XVI в.» (Каз., 1878-1886. 2 вып.), «Теология социниан» (ПС. 1888. Т. 2. Май. С. 69-98, Июль. 260-298; 1889. Т. 1. Янв. С. 35-60. Февр. С. 135-166. Март. С. 271-287. Апр. С. 421-457. 1890. Т. 1. Март. С. 293-329. Апр. С. 419-455. Т. 2. Май. С. 295-321; 1891. Т. 1. С. 27-59. 1892. Т. 1. С. 257-287) и др. За соч. «Антитринитарии XVI в.» 25 февр. 1887 г. Б. удостоен советом КазДА степени доктора богословия. В диссертации Б. впервые в рус. богословской науке отмечено, что термин «антитринитаризм» протестант. происхождения и до Реформации не употреблялся. 13 янв. 1888 г. Святейший Синод утвердил Б. доктором богословия, но «поставил на вид» совету КазДА «не надлежаще внимательное отношение его к ученым богословским сочинениям» (Протоколы заседаний совета КазДА за 1888 г. С. 14), поскольку в диссертации Б. встречаются противоречащие правосл. богословию и духу правосл. Церкви взгляды. 18 марта 1888 г. Б. избран, 11 мая утвержден ординарным профессором КазДА, в апр. 1889 - нояб. 1898 г. состоял членом правления КазДА. С 15 апр. 1895 г. заслуженный ординарный профессор. Указом Святейшего Синода от 16 сент. 1898 г., согласно прошению, «по расстроенному здоровью» уволен от штатной службы в академии, но по просьбе совета КазДА оставался до кон. 1904 г. сверхштатным профессором, разделив преподавание догматического богословия со своим преемником П. П. Пономарёвым . После выхода из состава действительных членов академии избран и утвержден почетным членом КазДА, 5 мая 1917 г.- почетным членом КДА (НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 11430. Л. 85).

http://pravenc.ru/text/153583.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010