Нельзя этого сказать только о тех сектах, которые представляют коренное извращение христианства, в которых поколеблены самые основы христианства и извращены или и прямо отвергнуты главные истины христианского вероучения и нравоучения. Особенно печально то, что с глубоким извращением христианства последователи таких сект обыкновенно соединяют фанатическую ненависть и непримиримую вражду к истинной, Православной Церкви, равно как и ко всем вообще христианским исповеданиям и обществам. Ужасно еще и то, что еретики и сектанты держатся своих заблуждений, иногда явно нелепых и диких, с непобедимым упорством, страдают неисцельной закоснелостью, впадают в ожесточение; изобличающая их заблуждения истина становится для них неприятной, даже невыносимой, как яркий солнечный свет для больных глаз. Они имеют глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня ( Рим.11:8 ). Такие еретики не лучше язычников, а в иных отношениях даже хуже; потому что при упорстве и ожесточении им труднее сделаться истинными христианами, чем язычникам, а их фанатизм и ненависть к Церкви делает их опасными для ее сынов. Вот почему отцы Церкви иных еретиков своего времени, как-то: гностиков, антитринитариев, манихеев, ариан, считали не лучше язычников. В новое время таковыми нужно признать на Западе социниан и последователей крайних мистических и рационалистических сект, а у нас в России принадлежащих к некоторым толкам раскола и приверженцев сумасбродных сект, мистических и рационалистических, например, хлыстов и т. п. Но не таковы так называемые инославные исповедания, в которых существо христианской веры не повреждено, и основные христианские догматы соблюдены, как это видно уже из того, что они удержали наш православный, он же и вселенский, Символ веры , сделав только прибавку к нему об исхождении Святого Духа и от Сына. Впрочем, вероисповедная нетерпимость, достигающая часто степени резко выраженной вражды и неукротимой ненависти, крепко привилась и к инославным исповеданиям. Католики ненавидят протестантов; протестанты враждуют против католиков; те и другие питают неприязнь к Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Не один Нерон, а целый ряд Неронов — этих гордых самообожателей, жестоких деспотов, кровожадных, как тигры, завоевателей, безнравственных распутников, нечестивых безбожников, сумасшедших попирателей истины и страшных гонителей христианства — пройдет, в течение веков до конца мира. Ирод, так называемый Великий, избивший четырнадцать тысяч вифлеемских младенцев (Мф. 2:16); римский император Калигула, безумно говоривший, что если бы у человечества была одна голова, то он отсек бы ее; Домициан, Диоклитиан, Юлиан Отступник и другие жестокие гонители христиан, Аттила, названный бичом Божиим; Чингисхан и Тамерлан, превращавшие многолюдные города в груды мусора и целые царства в пустыни и воздвигавшие вместо памятников огромные пирамиды из отрубленных голов; Наполеон и другие Тамерланы нового времени, из-за честолюбия и властолюбия погубившие миллионы людей — честолюбия и властолюбия погубившие миллионы людей — как они, как не предшественники по духу, как не прообразы по жизни и деятельности того зверя, выходящего из моря, которому дано вести войну со святыми и победить их, которому будет дана власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем, которого далее образ, одушевленный чародейской силой его помощника-зверя, выходящего из земли, будет говорить и действовать так, что будет убиваем всякий, кто не будет поклоняться образу зверя (Апок. 13:15)? Далее, если евангелист Иоанн Богослов назвал антихристами гностиков, отрицавших боговоплошение (докетов), иудействующих, не признававших Христа Богом, отступников от христианства, принявших истинную веру но не устоявших в ней, лжепророков и лжехристов, ставящих себя на место истинного Христа, то не должны — ли быть названы антихристами все позднейшие еретики, а также и имеющие явиться впоследствии? Не антихристы ли, не предшественники ли апокалипсического антихриста, гностики второго и третьего века, манихеи, антитринитарии, ариане, аполлинаристы, несториане, монофизиты и монофелиты, пелагиане, иконоборы, богомилы и павликиане, социниане, жидовствующие, древние и новые антиномисты, наши раскольники, особенно беспоповцы, наши хлысты и прочие сектанты, ирвингиане и другие бесчисленные толки мистического сектантства? Не антихристы ли крайние рационалисты прошлого и нашего века, вроде Павлюса, Штрауса, Ранена?… Не антихристы ли деисты, пантеисты, радикальные скептики и агностики, материалисты и безбожники? Не антихристы ли будут и все имеющие явиться еретики, отступники от веры, лжеверы, отрицатели, враги и гонители религии и христианства, враги истины и добра, закоренелые в грехах, богохульники и безбожники? Все таковые были и будут предшественниками, прообразами и предуготовителями апокалипсического зверя-антихриста в тех действиях последнего, в которых он явится лжецом и обманщиком, явным, сильным, дерзким врагом Бога, христианства, религии и всего святого, и будет требовать божеского поклонения только одному себе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ознакомившись с изданными Будным книгами, Артемий не оставил их без ответа. В письме он называет Будного «возлюбленным братом Симоном», но тотчас вносит поправку: «брата же нарицаем для общаго человеком прирожениа. Зловериа же ради лжеименитаго разума, его же приемлете … не лет есть тако именовати». 195 Касаясь самой книги Будного, Артемий указывает на то, что в ней под видом наружного правоверия таятся и ложные мысли: «тако убо перины мягки велми постлали есте, мусит же поламати кости възлегий на них, рекше мужтво душевное погубити и, вместо ревнителя добрым делом, безделна и нетверда и раслабленна некако устроити». 196 Кротко уговаривает он «възлюбленного брата» отстать от новых учений, доказывая, что учения эти хотя и приманчивы на вид, тем не менее составляют нарушение заповедей Христовых и правил апостольских. Новые религиозные системы, в сущности, по мнению Артемия, не много носят в себе нового, там как повторяют лишь десять прежде бывших ересей. Он укоряет Будного в сочувствии к еретическим мнениям и защищает православное учение о Св. Писании, крестном знамении, поклонении иконам; затем касается отдельных частных мнений Будного, рассеянных в его катехизисе. Так, восстает он против учения о происхождении И. Христа «от семени жены», а не от воплощения от Св. Духа. Ценя в Будном книжного человека, Артемий с огорчением видел увлечение Будного новыми, социнианскими учениями. Он пытается остановить его: «для того прошу… если еще несъвръшенне жидовствуеши, обратися покаянием к Богу… и остави съньмици люторскиа ереси» … (ст. 1310). Тем не менее, Будный оставляет без внимания советы и наставления Артемия и, если держится еще кальвинского исповедания, то только потому, что не осмеливается открыто отречься от него: сильный патрон кальвинизма Николай Радзивилл Черный умел сдерживать проповедников в пределах кальвинского правоверия. Однако Будный и некоторые из его товарищей начинают в сильной степени сочувствовать идеям антитринитариев и, как ни маскируют себя, это сочувствие порой прорывается довольно очевидно. Так, в книге Будного «Об оправдании» Артемий встретил фразу: «Богу нашему слава со Отцем и Св. Духом». «Не думаю, говорит Артемий (ст. 1314), что вы так написали вследствие невежества; ведь каждый знает, что слово «Бог» прилагается во всему Божеству, а к одному только Лицу»; затем цитатами из Дионисия Ареопагита и Григория Богослова он подтверждает мысль, что «Бога егда именуем, глаголем Отца и Сына и Св. Духа» (ст. 1315). В той же книжке встретилась и иная фраза: «Богу единому слава с Сыном и Св. Духом» На это Артемий замечает, что те, кто с этим согласны, «на путь погибели сташа», так как, не признавая единства Божества, они уклонились в ересь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Он опровергал в этих сочинениях мнения скептиков и атеистов о несогласимости разума с верою, нападки деистов, социниан и антитринитариев на христианское учение о троичности лиц в божестве и старался привести философские основания в подтверждение основных христианских истин. Его апологетика носит философско-теоретический характер; он не выступал в качестве исторического апологета христианства; за исключением отрывочных замечаний, рассеянных в его многочисленных письмах касательно исторической достоверности фактов библейской н евангельской истории и т. п.‚ он редко пользовался историческим методом при опровержении возражений противников христианства. Об этом нельзя не пожалеть особенно во внимании к тому, что весьма немногие из христианских мыслителей новейшего времени с глубиной и остротой философского мышления соединяли такое богатство исторических сведений‚ как Лейбниц. Еще более нельзя не пожалеть в интересах научной апологетики христианских истин о том‚ что Лейбницу не пришлось осуществить свое намерение написать цельный опыт научной защиты христианства. В одном из своих писем, относящемся к 1697 г. 83 Лейбниц уверяет, что в молодости он дал обет (das Gelübde) написать большое сочинение (ein grosses Werk) в защиту христианства основанное на началах разума и изучении природы. Это намерение Лейбница вместе с многими другими возвышенными планами, одушевлявшими великого философа, унесено было им в могилу 84 . Ни его «Теодицея», написанная с специальной целью критического опровержения мнений Байли, ни тем менее его мелкие сочинения и письма апологетического характера не могут считаться выполнением этого намерения. В этих сочинениях, писанных большей частью по частным поводам, изложенных в форме писем и отдельных монографий 85 , религиозное миросозерцание Лейбница не обрисовывается, к сожалению, с такой полнотой и отчетливостью, которая не оставляла бы никакого места недоразумениям и разнообразным толкованиям его основных религиозных воззрений. Вследствие этого, новейшие исследователи его философии религии до последнего времени не успели прийти к взаимному соглашению в своей оценке внутреннего достоинства религиозных идей Лейбница и в частности их отношения к христианству.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Резко выраженный антикатолич. и антиуниат. характер имеет «Казанье святого Кирилла...». В толкованиях на 15-е огласительное Слово свт. Кирилла, где речь идет о знамениях наступления конца мира и прихода антихриста , С. З. писал о том, что эти знамения уже налицо, конец мира приближается, а антихристом является Римский папа, имея в виду папство как институт. Отступление правосл. западнорус. епископов в унию и подчинение их папе С. З. считал подтверждениями своего мнения о близком конце мира. К. Студинский доказал, что данные утверждения правосл. полемиста во многом основаны на изданном в 1594 г. трактате протестант. теолога З. Любберта «De papae Romano» ( Студинський К. Й. Пересторога - руський памятник початку XVII в. Льbib, 1895. С. 153-154). При этом влияние протестантского богословия в др. вопросах в сочинениях С. З. не прослеживается, а данное заимствование объясняется исключительно нуждами полемики с католиками. В «Казанье святого Кирилла...», как и в др. сочинениях, С. З. критиковал католич. учения о Filioque, о чистилище и частном суде, григорианский календарь, служение литургии на опресноках, способ причащения у католиков и др. В данном сочинении С. З. вновь обратился к вопросам христологии, делая акцент на единократности совершенной Христом жертвы во искупление грехов человечества. Полемист писал: «Услышав Его называемым архиереем, не думай, что Он есть им всегда, ибо оно (архиерейство Иисуса Христа.- Авт.) было делом домостроительства; совершив его однажды… воссел на престоле Отца и уже не пребывает ходатаем... сидит, славимый, не молится… «телесным промыслом» Отцу»; «когда Христос был в теле, то был иереем и молился «телесным промыслом» Отцу, а вознесшись на небо… не молится» (Л. 90, 94, 99 об., 101-101 об.; пер. с «простой мовы»). Эти полемически заостренные против антитринитариев-социниан утверждения имел в виду Мелетий (Смотрицкий), обвинявший С. З. в том, что он «богохульствует на Христа, говоря, что Его священство и ходатайство уже прекратилось». Из «Казанья святого Кирилла...» понятно, что С. З. различал проблему тринитарную и домостроительство спасения, хотя правильное подчеркивание «телесности» в земном служении Христа и приводило к возникновению выражений, вызвавших критику со стороны его оппонентов. С. З. делал попытки разработать богословскую терминологию на «простой мове», в частности, в «Казанье святого Кирилла...» он объяснял разницу между «молитвой» к Богу о чем-либо, «мольбой» - «выхвалением Бога» и «приповеданием» - «кгды кто на укривжаючих оповедуется Богови, призываючи Его на помсту» и т. д.

http://pravenc.ru/text/199773.html

В письме протестант. теологу Г. Буллингеру от 14(18) апр. 1563 г. впервые подверг рационалистической критике католич. и протестант. учение о Св. Троице, одобряя при этом неприятие правосл. Церковью filioque. В результате раскола в польск. и белорусско-литов. евангелическо-реформатском движении примкнул к антитринитариям (литов. братьям), став одним из их лидеров и богословских авторитетов. Б. активно участвовал в работе «арианских» синодов, религиозно-богословских и социально-политических дискуссиях. Живя в Холхло и Заславле (под Минском), большую часть времени он уделял переводу на польск. язык и критическому исследованию Библии. В поисках аутентичного текста изучал и сравнивал между собой варианты библейских книг на евр., греч., лат., церковнослав., чеш., нем., франц., белорус. (Библия Скорины) языках. Полный текст Библии, подготовленный Б., был напечатан в 1572 г., но он отказался его признать, поскольку издатели не поместили его предисловия и комментариев к НЗ, а также существенно изменили его перевод. В 1573 г. Б. получил предложение от магната-социнианина Я. Кишки занять должность пастора в Лоске. В его полное распоряжение была отдана местная типография, где в 1574 г. был напечатан НЗ с предисловием и комментариями Б. С целью пропаганды своего взгляда на Св. Троицу и природу Иисуса Христа в Зап. Европе Б. издал в лосской типографии книги на лат. языке «О двух природах Христа», «По поводу аргументов Зимлера», «Краткое доказательство того, что Иисус Христос не является таким же Богом как Отец» и др. В 1576 г. там же вышло его основное соч. «О важнейших положениях христианской веры», написанное на польск. языке, в к-ром отвергалось учение о Св. Троице и о сверхъестественном происхождении Иисуса Христа. В том же году в переводе Б. вышла книга франц. публициста Ф. Готмана, осуждавшего события Варфоломеевской ночи, «О фуриях, или Французских безумствах». В трактате «О светской власти» (Лоск, 1583) Б. защищал от нападок радикальных реформаторов-анархистов (М. Чеховица и др.) принципы государственности, собственности, сословного общества, настаивал на необходимости конфессиональной терпимости. В 1584 г. Б. был исключен из общины литов. братьев за несогласие с тяготевшим к радикализму руководством, однако вскоре вынужден был пойти на компромисс, о чем свидетельствует подготовленная им в 1589 г. 2-я редакция НЗ.

http://pravenc.ru/text/153579.html

Местные поляки католики во главе с киевским епископом Николаем Пацом тоже последовали примеру русского и литовского дворянства и массами переходили в протестантство. Польские, литовские, русские, немецкие и даже английские кальвинистские проповедники наводняли всю страну, открывали школы, издавали религиозные памфлеты и книги, уговаривали перешедших в кальвинизм или еще колеблющихся дворян закрывать православные и, правда, редкие в Литве, католические храмы или превращать их в кальвинистические молитвенные дома. В 1562 году вышло первое русское издание катехизиса Кальвина. Насколько решителен был успех кальвинизма в Польско-Литовском государстве, можно наблюдать по религиозной статистике Новогрудского воеводства и центральной Белоруссии. Там были закрыты или обращены в храмы кальвинистов шестьсот пятьдесят православных церквей. В том же воеводстве из 600 наиболее богатых дворянских русских семей, только шестнадцать остались верны вере своих Такие крупнейшие знатные фамилии, как-то: Вишневецкие, Сапега, Огинские, Ходкевичи, Пузины, Слуцкие, Завиши — примкнули к кальвинистам. Вслед за кальвинистами в Польско-Литовское государство проникают самые радикальные представители протестантизма — антитринитарии или как их там называли: — унитарии, ариане или социниане. Последнее имя — социниане происходит от фамилии Леллия и Фауста Социнов — итальянских последователей Сервета, и в Польше оно стало особенно распространенным названием антитринитариев. Социниане, разделявшиеся вначале на многочисленные секты, под влиянием настойчивых усилий Фауста Социна на соборах 1584 и 1588 гг. объединились в одну мощную церковь. В конце XVI века они уже успешно конкурируют не только с католиками и православными, но и кальвинистами, несколько ослабевшими после смерти Николая Радзивилла, последовавшей в 1581 Правительство короля Сигизмунда Августа (1548-1572) не только не боролось с распространением протестантизма, но, наоборот, поощряло его, а сам король даже призывал сейм и папу произвести реформы в церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/439469/

Польские, литовские, русские, немецкие и даже английские кальвинистские проповедники наводняли всю страну, открывали школы, издавали религиозные памфлеты и книги, уговаривали перешедших в кальвинизм или еще колеблющихся дворян закрывать православные и, правда, редкие в Литве католические храмы или превращать их в кальвинистские молитвенные дома. В 1562 году вышло первое русское издание катехизиса Кальвина. Насколько решителен был успех кальвинизма в Польско-Литовском государстве, можно наблюдать по религиозной статистике Новогрудского воеводства и центральной Белоруссии. Там были закрыты или обращены в храмы кальвинистов 650 православных церквей. В том же воеводстве из 600 наиболее богатых дворянских русских семей только 16 остались верны вере своих предков 60 . Такие крупнейшие знатные фамилии, как Вишневецкие, Сапега, Огинские, Ходкевичи, Пузины, Слуцкие, Завиши, примкнули к кальвинистам. Вслед за кальвинистами в Польско-Литовское государство проникают самые радикальные представители протестантизма – антитринитарии, или, как их там называли: унитарии, ариане или социниане. Последнее имя – социниане происходит от фамилии Леллия и Фауста Социнов, итальянских последователей Сервета, и в Польше оно стало особенно распространенным названием антитринитариев. Социниане, разделявшиеся вначале на многочисленные секты, под влиянием настойчивых усилий Фауста Социна на соборах 1584 и 1588 годов объединились в одну мощную церковь . В конце XVI века они уже успешно конкурируют не только с католиками и православными, но и с кальвинистами, несколько ослабевшими после смерти Николая Радзивилла, последовавшей в 1581 году 61 . Правительство короля Сигизмунда Августа (1548–1572) не только не боролось с распространением протестантизма, но, наоборот, поощряло его, а сам король даже призывал сейм и папу произвести реформы в церкви. Его преемники, Генрих Французский и Стефан Баторий, относятся к религиозной борьбе не более активно, чем Сигизмунд Август, и только тогда, когда на польский престол вступил шведский принц Сигизмунд Ваза (1586–1632), хорошо известный под именем Сигизмунда III, как организатор католическо-польской интервенции на Руси в годы Смутного времени, польско-литовское правительство начинает поддерживать контрреформацию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Другие вольнодумцы отправились далее на восток, и нашли более удобную почву для распространения своих мыслей в Польше, Венгрии и Семиградской области. Здесь двум итальянским выходцам юристам – Лелию и Фавсту Социнам удалось соединить людей одинакового с ними образа мыслей в одну свободную религиозную общину, которая приняла название социниан или унитариев. Главным пристанищем этой секты сделался польский город Рахау. Учение социниан получило чисто рационалистический характер. Отправляясь от того протестантского начала, что единственным источником христианского вероучения должно быть священное писание, социниане стали учить, что и в самом священном писании нужно руководствоваться только такими местами, которые совершенно ясны для человеческого разума и не противны разуму. На этом оснований все непонятное, таинственное в вере, отвергается, и прежде всего основные христианские догматы о святой Троице и Божественном воплощении. В Боге – одно лицо – Бог отец (отсюда и название унитарии или антитринитарии – противники Троицы). Иисус Христос – великий религиозный учитель, за свою высокую праведную жизнь получивший божественную силу и божественное прославление. Дух Святой – сила Божия. посылаемая людям для их утверждения в добродетели. Иисус Христос просветил людей своим высоким учением; смерть Его – прекрасный пример самоотвержения, но искупительного значения для человечества она не имеет. Природа человеческая и теперь остается такою, какою создана в начале; первородный грех не существует; смерть является естественным концом человеческой жизни, а не следствием греха. Никаких религиозных таинств и обрядов собственно не нужно; но можно поддерживать некоторые из них для укрепления религиозного единства между христианами. На практике глумление над священными предметами у социниан дошло до того, что их общество за это уже в половине XVII века было изгнано из Польши. Но, удержавшись в области семиградской, учение унитариев распространилось потом в других странах, в особенно значительной степени в Англии и Америке.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Социниане. Секта социниан основана в XVI в. Фаустом Социном. Социниане назывались также антитринитариями, так как отрицали учение о Троице, и унитариями оттого, что признавали одного Бога. Учение их состоит в следующем: единственный источник спасительного учения заключается в Священном Писании , но в нем не должно допускать ничего, что противоречило бы разуму. Посему учения о Троице принимать нельзя. Бог имеет только одно Лицо. Иисус Христос быль простой человек, облеченный только божественной силой для совершения человеческого спасения. В награду за свое безусловное послушание, Он возвышен до Божественного достоинства, получив власть судить живых и мертвых, и потому должен быть почитаем как Бог. Дух Св. есть только божественная сила. Первородного греха не существует, но существует в каждом человеке только наследственная наклонность ко злу, которая ему не ставится в вину. Искупление состоит в том, что Христос своим учением и жизнью указал путь людям к высшему нравственному совершенству. Те, которые пойдут указанным от Него путем, получат от Бога прощение своих грехов и вечную жизнь; те же, которые не будут ему следовать, по измождении мучениями уничтожатся. Смерть Христова вовсе не была искупительной жертвой, но только печатью истины Его учения и привела Его Самого к Божескому достоинству. Таинства – это простые обряды, которые хорошо соблюдать только как древние и назидательные обыкновения. Нравственное учение социниан было вообще строго. Христианин, по понятиям социниан, не должен занимать никаких мирских должностей, носить оружия и сражаться на войне. Богослужение их было сходно с протестантским. Гернгутеры. В XVII в. гусситы подверглись сильному гонению в Богемы. Часть их выселилась в Силезию и нашла радушный прием в имении графа Цинцендорфа. Цинцендорфъ отвел им место для поселения и они основали колонию на скате горы Гутберг, которая получила название Гернгут. Сюда также переселились многие гусситы из Моравы и даже некоторые приверженцы их между немцами. В 1749 году гернгутеры, по требованию саксонского правительства, приняли аугсбургское исповедание, но удержали свое прежнее внутреннее устройство, напоминавшее собой устройство христианских общин первых веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010