Общество меннонитов сосредоточивается главным образом в Голландии. После смерти Симониса меннонитов долго продолжали считать за последователей мюнстерского анабаптизма и потому преследовали их по-прежнему. Но в 1795 г., благодаря политическому перевороту в Голландии, они были совершенно уравнены в правах с католиками и реформатами. Учение меннонитов представляет мало определенного. Сам Меннон не оставил после себя определенной системы. Как он, так и его последователи преследовали цели не догматического характера, но нравственно-практического. Идеал Меннона и меннонитов тот же, к осуществлению которого стремились и анабаптисты – создать видимую церковь святых. Но меннониты значительно отличаются от анабаптистов. Они ограничили ту безусловную свободу, охладили тот фанатизм, которым отличались анабаптисты. У них имеет полный авторитет св. Писание; они не ратуют против просвещения, но стараются завести у себя школы. С существованием светского правительства меннониты также примирились; светскую власть, согласно с учением апостола, они признают установленной Самим Богом и обязываются платить ей повинности и оказывать честь. Но при всем этом меннониты и в настоящее время мечтают о будущем всемирном господстве своей церкви. Поэтому, хотя они и признают светское правительство учреждением до времени необходимым, но, тем не менее, чуждым царству Христа Спасителя, и положительно запрещают своим последователям отправление каких бы то ни было правительственных должностей и военной службы. На том же основании они отвергают законность присяги, запрещают всякое насилие и кровопролитие, мщение, смертную казнь и вообще употребление оружия. Социниане Крайнего своего развития протестантские начала достигли в секте социниан. Это была отрасль еретиков, известных под общим именем антитринитариев XVI века. Учение антитринитариев было раскрыто в XVI в. испанцем Михаилом Серветом и итальянцем Валентием Гентелиусом; они направляли все усилия к тому, чтобы разрушить основной догмат христианства о троичности лиц в Божестве. Это учение занесено было в Польшу последователями Сервета – Лелием и Фаустом Социнами, по имени которых оно и названо социнианством. Социниане образовали правильно устроенное общество. Средоточием этого общества был город Ракау; здесь социниане основали училище и церковь . Но вскоре после смерти Фауста Социни (1604 г.), социниане возбудили к себе подозрение польского правительства: их начали обвинять в замыслах, угрожающих безопасности государства. В 1638 году издана была от имени социниан книга с богохульным антихристианским учением. Польский сенат, не выслушав никаких оправданий от обвиняемых, постановил: закрыть в Ракау церковь и школу и, под страхом смертной казни и изгнания из отечества, воспретил восстановление их. Вскоре самый город подвергся нападению ожесточенного народа и правительства, и от Ракау остались одни развалины. Гонимые бежали во все стороны Европы, но нигде не могли образовать общин и присоединились к протестантам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

14, 18). Три признака несомненно должны характеризовать истинную церковь . Во 1) ея идеальная правда. Ее вера и нравоучение должны отвечать идеальным стремлениям человеческого духа, стремлениям к правде. Церковь должна быть учительницею истины и проповедницею любви. Таков один признак истинной церкви. Однако по нем легкомыслие и самомнение не найдут дороги к истине. Нужно, чтобы человеком при искании истины кроме духа исследования руководила любовь к истине, готовность подчиниться ей и смирение перед нею, истекающее из сознания слабости собственных духовных сил. Ум человека ограничен, и при познании высших истин религии он по причине этой ограниченности и высоты этих истин особенно легко запутывается в противоречиях, и часто люди пытаются разрешать эти противоречия, разрубая гордиевы узлы, отвергая те или иныя положения, которые им кажутся в несогласии с остальными. Так, например, на пространстве веков отвергался и извращался догмат о Пресвятой Троице лицами, которые называли себя христианами и о благочестии некоторых из каковых сохранила память история. Не умея согласить единства Божества с троичностью лиц, многие церковные мыслители признавали эту троичность мнимою, и так создалось учение антитринитариев или унитариев. В 3 в. по Р. X. во главе этого еретического движения мы видим Савеллия и Павла Самосатского. Замечательно, что этих лиц характеризует светская ученость и крайне преувеличенное доверие к своей способности понимания (особенно это можно видеть в истории Павла Самосатского). В эпоху средних веков, когда в новообразовавшихся государствах средней Европы возник дух исследования и любознательности мы видим опять повторение той же ереси. В конце 11 в. Росцеллин (номиналист) приходит к заключению, что не существует общего, а существует лишь единичное и что в Боге действительны лишь три Его лица (трибожие). В противоположность Росцеллину Абеляр (12 в.) проповедывал антитринитаризм (три лица=могущество, мудрость и благость). В новое время после возрождения наук и искусств опять является секта антитринитариевсоциниане, и замечательно, что к этому антитринитарному учению примыкает Исаак Ньютон (1643–1727), который при всем своем благочестии не умел приобрести смиренной веры и составил свое собственное богословие, которое всегда было и останется предметом насмешек для натуралистов и предметом сожаления для богословов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Главные же усилия преп. Иова Почаевского направлены были к обличению протестантствуюших сект, или, по крайней мере, к предохранению от них православного народа. История протестантства в Юго-Западной России и в Литве в настоящее время достаточно разработана в русской ученой литературе 105 . В XVI веке оно проникало сюда главным образом из Западной Европы, но отчасти поддерживалось и доморощенным рационализмом, перешедшим сюда из Москвы. При великом брожении умов, порожденных реформацией Лютера, в Польше и Литве нашли себе приют и перешли в Юго-Западную Русь самые крание протестантские секты – арианские или социнианские. В XVI веке их учение раскрыто Испанцем Михаилом Серветом и Итальянцем Валентием Гентелиусом, доведшими отрицательные принципы Лютера и Кальвина до отвержения почти всего христианства. В Польшу обновленное учение Ария занесено в 1551 г. последователями Сервета Лелием и Фаустом Социнами, по имени которых оно и названо Социнианством. В Польше Социниане ужились и расплодились в многочисленные секты и фракции евионитов, меннонитов, унитариев, антитринитариев, анабаптистов, раковян, куяван, нурков. Но, при всем множестве мелких различий их одна от другой, все они сводились первоначально к трем главным видам или партиям. Первая партия называлась старо-арианской и производила себя от Савеллия, Павла Самосатского, Фотина и Ария. Основанная проповедником Станиславом Фарковским, она признавала предсуществование Иисуса Христа до Его пришествия на землю, но не исповедывала Его единосущным и собезначальным отцу; Духа Святого признавала не за третье лицо Пресвятой Троицы, даже и не за Бога, но за нечто жизненное, не похожее на личное бытие и во всяком случае почитания и поклонения недостойное. Вторая партия ново-арианская не только отвергала божественность и личность Св. Духа, но не признавала предсуществования Христа до Его пришествия и воплощения. Она подразделялась на две главные ветви: полужидовствующих, и чистых антитринитариев или унитариев, иначе социниан в тесном смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Уже самое оглавление указывает на содержание и характер этих сочинений: автор ведёт в них полемику против церковного учения о Св. Троице. Более резким тоном отличается сочинение: „Ответ Фауста Социна на книгу иезуита Якова Вуйекского, изданную на польском языке, о Божестве Сына Божия и Духа Святаго» 651 . Все места Священного Писания, относящиеся к учению о Лице И. Христа и Св. Духе, автор низвращает, толкует превратно, применительно к своему лжеучению. К полемико-апологетическим же сочинениям следует отвести и сочинения: «De unigeniti Filii Dei existentia, inter Erasmum Johannis, et Faustum Socinum Senensem disputatio» и „Ad Jac. Palaeologi librum, cui titulus est, Defensio verae sententiae de Magistratu Politico, etc. pro Racoviensibus Responsio», в которых автор выясняет свои взгляды для своей партии 652 . Кроме перечисленных сочинений полемико-апологетического характера, мы встречаем у Фауста Социна и сочинения экзегетические. Сюда относятся два сочинения, написанные уже в последние годы его жизни, а именно – „Объяснение проповеди Христа, изложенной в пятой, шестой и седьмой главах у евангелиста Матфея» и „Комментарий на первое послание ап. Иоанна» 653 . В этих произведениях невольно обращает на себя внимание то, что все те места из двух глав у евангелиста Матфея и в послании ап. Иоанна, в которых заключаются догматические истины, автор толкует вопреки всяким правилам экзегетики, насилует свою мысль и пускает в дело лишь одну свою диалектику. Более серьёзным, разумеется, с точки зрения социниан, представляется сочинение Фауста Социна „Предварительные чтения по богословию», хотя не оконченное и изданное уже после его смерти 654 . Здесь автор развивает основные принципы своего вероучения, говорит о состоянии человека пред падением по отношению к его естественным и духовным способностям и наклонностям, затем излагает своё учение о грехе, о человеческой свободе и божественном предопределении, наконец об искуплении и нашем усыновлении 655 . В заключение нельзя не упомянуть о переписке Фауста Социна со своими друзьями 656 , переписке, в которой встречаем воззрения его на разные пункты вероучения – таинства, почитание и поклонение Христу и т.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

названные социнианами), которых он безуспешно пытался примирить с учением Ж. Кальвина. После смерти Радзивилла Чёрного (1565), будучи изгнанными из его владений, они нашли покровителей в лице жямайтского старосты Яна Кишки и его матери Анны из рода Радзивиллов и в 1565 г. созвали свой 1-й отдельный синод. Так возникла Малая Церковь, деятельность которой прекратилась после 1617 г. Сейм 1658 г. предписал антитринитариям перейти в католицизм или покинуть Речь Посполитую, что и было исполнено. Замок Радзивиллов в Биржае. 1575–1589 гг. Фотография. 2006 г. Замок Радзивиллов в Биржае. 1575–1589 гг. Фотография. 2006 г. Большой двор ун-та в Вильно и костел святых Иоаннов. Литография из «Виленского альбома». 1850 г. Большой двор ун-та в Вильно и костел святых Иоаннов. Литография из «Виленского альбома». 1850 г. Во 2-й пол. XVI в. представители разных течений Реформации при посредничестве магнатов - князей Радзивиллов и Острожских - пытались достичь соглашения между собой, но им удалось договориться лишь о принципах сосуществования (виленские соглашения 1570, 1585, 1599 гг.). В то время распространение Реформации в Л. достигло апогея: к концу столетия до половины церквей Виленского и Жямайтского епископств были протестантскими. С 3-й четв. XVI в. распространение Реформации пошло на спад. Если к 1566 г. протестанты составляли примерно половину панов рады, а к 1572 г.- 73% сенаторов ВКЛ, то к 1606 г.- уже лишь 36%. Мн. протестанты, в т. ч. влиятельные (Радзивиллы, великий маршалок литовский и староста жямайтский Ян Иеронимович Ходкевич со своими сыновьями, Лев Сапега), переходили в католицизм. Католиками стали дети Радзивилла Чёрного, изгнавшие протестантов из своих владений; один из его сыновей, Ежи Радзивилл, впосл. занял Виленскую кафедру и стал кардиналом. Верность Реформации в XVII в. сохранили представители др. ветви Радзивиллов - потомки Радзивилла Рыжего, во владениях к-рых с центрами в Биржах и Дубинках (ныне Дубингяй) находили приют представители различных протестантских течений.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОМЕНСКИЙ Я. А. Коменский (т. н. Портрет старика). Ок. 1660 г. (?). Худож. Х. ван Рембрандт (Уффици, Флоренция) Я. А. Коменский (т. н. Портрет старика). Ок. 1660 г. (?). Худож. Х. ван Рембрандт (Уффици, Флоренция) [чеш. Komensky; лат. Comenius] Ян Амос (28 марта 1592, Нивнице, близ совр. г. Угерске-Градиште, Чехия - 15.11.1670, Амстердам), еп. Церкви чешских братьев, чешский религиозный и общественный деятель; писатель-гуманист, основоположник педагогики как науки. Сведения о месте рождения и наст. фамилии ученого вызывают споры. В разные периоды жизни К. подписывался как Comenius, Nivnicensis или Hunnobrodensis, постоянным было только добавление Moravus. За право называться его родиной спорят 15 моравских населенных пунктов. В кон. XVI в. Моравия была одним из крупнейших в Европе центров религиозной активности. В 1596 г. папский нунций, посетивший Моравию, насчитал там ок. 70 ересей и сект. Католики составляли в то время не более 10% населения королевства Богемия и Моравского маркграфства. Остальное население считалось протестантским и делилось на лютеран, кальвинистов, социниан-антитринитариев, гуситов новоутраквистов и староутраквистов, иренистов, юнионистов и др. К. с рождения принадлежал к Общине чешских братьев (они же богемские братья, моравские братья, Церковь Моравии, Братское единение - Unitas Fratrum и т. д.; до 1609 находились на нелегальном положении), которые были одним из крупнейших религ. объединений в стране, равным по численности католикам. В 1579-1594 гг. в Кралице чешские братья издали в 6 томах собственный перевод Библии (переизд. в 1596 и 1613). Кралицкая Библия (в редакции 1613 г.) остается самым популярным чеш. переводом Св. Писания. Детство, юность, начало научной и педагогической деятельности (1592-1628) К. род. в семье мельника Мартина Сегеша из Комни. В 1602-1603 гг. скончались отец, мать и двое братьев К. Над ним и его сестрой Маргаритой было назначено опекунство, детей забрала к себе в г.

http://pravenc.ru/text/1841832.html

Однако мнение волоцкого игумена восторжествовало: собор 1504 года главных вдохновителей ереси осудил на смерть через сожжение. Впоследствии византийские законы о казни за переход в иное исповедание вошли в Соборное уложение Алексея Михайловича (1649), куда был также включен закон, предусматривавший смертную казнь за хулу на Церковь и ее догматы. Именно на его основании были казнены многие старообрядцы (способ перстосложения, ставший одним из внешних поводов для раскола, был возведен на Руси в ранг церковного догмата). От смертной казни к литературной полемике В 1589 году на Руси было установлено патриаршество. Но Православная Церковь Западной Руси оставалась подчиненной Константинополю. В политическом отношении ей приходилось подчиняться великому князю Литовскому, с 1569 года — польскому королю. Именно в XVI веке огромный размах там получило еретическое движение, инициированное европейской Реформацией. Наряду с распространением идей Лютера и Кальвина появлялись и новые исповедания. В 1592 году только в Вильно насчитывалось 72 протестантские секты. Дело доходило до возрождения арианства и отрицания учения о Святой Троице (социниане и антитринитарии), Использовать в Западной Руси репрессии против отколовшихся от Церкви сообществ было невозможно — русские не являлись титульной нацией. Дело осложнилось и тем, что борьбу с ересями и протестантизмом развернула в своих интересах Католическая Церковь. Орден иезуитов стал обращать отпавших от Православия русских из протестантизма в католичество. В сложившейся обстановке карательные меры «за вольнодумство» оказались неприложимы. Тогда православные избрали иной способ самозащиты — литературную полемику, подъем православного образования, взаимопомощь. Для защиты веры были организованы православные братства, при которых устраивались школы, типографии, больницы. Так, благодаря наступлению протестантов и иезуитов-католиков произошло возрождение Православной Церкви в Западной Руси, сыгравшее большую роль в истории России. В настоящее время Русская Церковь лишена государственной опеки и может решать свои внутренние вопросы свободно. Это касается и отношения к еретикам. К ним приложимы меры прежде всего нравственного воздействия: увещевания со стороны епископа. В случае, когда заблуждающийся настаивает на своем, к нему применяют отлучение той или иной продолжительности, для священнослужителя — временный запрет в служении или извержение из сана. Если же и тогда человек не кается, его могут предать уже великому (совершенному) отлучению, то есть анафеме, применяемой к нераскаянным грешникам, но понимаемой все же в качестве меры воспитательной, которая оставляет анафематствуемому возможность покаяния.

http://pravmir.ru/eres-prestuplenie-neug...

Наконец и такие авторитеты в западной протестантской литературе, как Маргейнеке и Гагенбах, нечужды были указанного мнения в вопросе о происхождении антитринитаризма. Первый, принимая во внимание то, что сами социниане указывали иногда на древних еретиков, как на провозвестников проповедуемого ими учения, говорил, что доктрина антитринитариев обязана своим происхождением еретическим тенденциям первенствующих времён 25 . Гагенбах же в различных оттенках антитринитаризма находит соответствие оттенкам ересей древних и прибавляет, что первые лишь повторение последних 26 . Таким образом по взгляду древнейшей протестантской полемики, который нашёл себе сочувствие и у некоторых из новейших исследователей церковно-исторических событий, выходит, что корень антитринитарного движения шестнадцатого века скрывается в ересях, волновавших древнюю церковь , что следовательно движение это не есть что либо новое, самостоятельное, имеющее свою почву и свои исторические причины появления, а просто возобновление самых древних ересей, которые, постоянно скрываясь в сознание некоторых, случайно обнаружились одновременно с реформацией и с тех пор начали свою открытую жизнь. Подобный взгляд на происхождение антитринитаризма в высшей степени ненаучный и совершенно лишён всякой исторической почвы. Он мог образоватся весьма естественно у Меланхтона и его современников. Занятые почти исключительно вопросами практической жизни, обратившие всё своё внимание на такие предметы из религиозно-нравственной жизни человека, каковы вера и дела, грехи оправдание, церковь и таинства и т. под., представители реформации были вообще чужды чисто спекулятивных изысканий из религиозной области и оставили неприкосновенными важнейшие из догматов христианства. Вот поэтому-то такое явление, как отрицание лиц в Божестве, не могло вызвать с их стороны серьёзной полемики и ещё менее могло расположить их заняться историческими причинами его происхождения. Им хотелось, так сказать, сразу покончить с антитринитаризмом, причисливши его к древним ересям, уже отвергнутым и анафематствованым вселенскою церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

286; ЛНБ ОР. Ф. Мон-ри Василианские. 86, 796 (последние 2 рукописи из б-ки Креховского мон-ря на Львовщине). Катена имеет явную антииудейскую и антисоцинианскую направленность, что следует из содержания киноварных помет. Хотя она и была составлена в Великом княжестве Литовском, роль кн. А. Курбского в ее создании сильно преувеличена. В этой компиляции прослеживается нек-рое влияние творчества московских книжников. Н. П. Попов обнаружил в ней текстуальные совпадения с «Новым Маргаритом» кн. А. Курбского, оригинальными и переводными сочинениями прп. Максима Грека ( Попов Н. П. Рукописи московской синодальной (Патриаршей) библиотеки. М., 1905. Вып. 1. С. 117, 118). Истинными составителями Толковой Псалтири были, по всей видимости, старец Артемий , бывш. игум. Троице-Сергиева мон-ря († ок. 1575), и его ученик Марк Сарыхозин († после 1583), жившие с 60-х гг. XVI в. в Слуцке и поддерживавшие с кн. А. Курбским тесные лит. контакты ( Калугин В. В. Андрей Курбский и Иван Грозный: (Теорет. взгляды и лит. техника древнерус. писателя). М., 1998. С. 89-90). Основу катены составляют толкования Феодорита Кирского и приписываемые свт. Афанасию Александрийскому (прп. Исихию Иерусалимскому) схолии антииудейской направленности, дополненные выдержками из творений визант. ученого и гос. деятеля Григория Амиритского (см. ст. Георгий Амируци , † ок. 1470), святителей Иоанна Златоуста (в переводе прп. Максима Грека), Кирилла Иерусалимского, Феогния и др., а также фрагментами оригинальных сочинений прп. Максима Грека. Обличая иудаизм, составители Толковой Псалтири выступали против антитринитариев-социниан, отрицавших троичность Божества. VII. Комментарий-катена Олимпиодора Александрийского на Книгу Екклесиаста сохранился в слав. переводе лишь частично. В рукописи РГБ. Унд. 13, XVI в., содержится 53 стиха из первых 7 глав с соответствующими толкованиями на Еккл 1. 6, 7, 9-11; 2. 14, 21, 24-26; 3. 15-21; 4. 4-6, 9-17; 5. 2, 5, 9, 10, 18, 19; 6. 7-9; 7. 2-7, 9, 12, 13, 15-23). Др. подборка, из 36 стихов (отчасти тех же, отчасти других) с толкованиями, включена в четий текст Книги Екклесиаста, в сер.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Более поздние Е. были практически повторением и развитием древних Е. В период Реформации возрождается рационализм антитринитариев (Сервет, социниане, польские братья, буднеисты, в России – Феодосий Косой). Адопциане были модификацией несториан, а павликиане и богомилы вариацией манихейства. В Средние века на Западе отголосками манихейства явились: альбигойство, катары, патарены. В XII в. появляются вальденсы, учение которых представляет собой смесь пиетизма и рационализма. Для борьбы с Е. в Римской церкви учреждается инквизиция. В настоящее время в Римо-католической церкви употребление термина «Е.» значительно уже и применяется, главным образом к католику, уклонившемуся в ересь и упорствующему в своем противоречащем Церковным догматам убеждении. Второй Ватиканский собор не употребляет термина Е. Древние еретические тексты практически не сохранились, поскольку, как правило, уничтожались. Сведения о Е. можно почерпнуть у их обличителей: св. Иринея Лионского , св. Ипполита Римского , Тертуллиана , Оригена , св. Киприана Карфагенского , св. Епифания Кипрского (его вместе с Иринеем и Ипполитом называют ересиологами), Климента Александрийского , Евсевия Памфила , бл. Феодорита, бл. Августина, Евфимия Зигабена . Начиная с самой ранней поры христианские ереси всегда были попытками приспособить христианство к естественному, дохристианскому сознанию. В этом смысле ереси всегда реакционны, выражают упрямую косность и отсталость мысли, не могущей и не желающей оторваться от прошлого и переродиться вполне. И в своем содержании ереси всегда представляют некое урезывание и усечение исконного церковного учения и веры, утрату изначального богатства, борьбу с открывшейся в Христе полнотой. Эта борьба проходит через всю христианскую историю, наблюдается неприятие «благой вести», неприятие в формах искажения или подмены. Очевидно, что в каждой религиозной или идеологической системе, имеющей более или менее строгий порядок критериев истинности или каноничности, употребимо понятие Е. ЕССЕИ – представители религиозно-общественного движения в Иудее во 2-й половине II в. до н. э. – I в. н. э., одни из предшественников христианства, жили обособленными колониями с общим имуществом, коллективным трудом и бытом.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010