278 Автор жизнеописания Фауста Социна упоминает между прочим, что старший брат Лелия Александр по преимуществу отличался остроумием и диалектикою. (Nam et hic ipse Alexander subtilitatum...). См Fratr. Pol. t. 1. Vita Arthoris, conscripta ab Equite Polono. 279 Любович, История реформации в Польше; стр. 214. При изложении социнианской системы мы увидим, что юридическое образование Лелия и Фауста Социнов имело своего рода влияние на некоторые пункты их вероучения. 280 Что будто бы Лелий принадлежал к числу членов коллегии в Виченце, об этом находим свидетельства у Занда (Biblioth. Anti trinit. р. 18) и Вишоватого (ibid р. 210). Но вполне доверять этим свидетельствам, по нашему мнению, невозможно. Уже то одно, что Занд причисляет к членам коллегии в 1546 году Бернардо Окино, которого тогда совсем и не было в Италии, невольно заставляет заподозрить авторитет Занда. Между тем авторы некоторых известных нам произведений, слишком доверчиво относясь к авторитету Занда, приходили к странным выводам. Между прочим, в сочинении «Die Reformation in Italien In sechzenten Iahrhundert» (von Martin Paul. 1861) читаем: Lelio Socino, aus einer vornehmen Familie von Sieuna, vrar kaum 20 Jahre alt. als er an die Spitze der Gegner der Dreieinigkeitslehre in Italien trat. (p 65). Чтобы двадцатилетний юноша, едва окончивший курс юридических наук, незнакомый ни с Свящ. Писанием, ни с греческим, ни с еврейским языками, без определённого мировоззрения и только в силу своего эклектизма и скептицизма мог стать во главе антитринитаризма в Италии – явление непримиримое с самыми простыми и естественными соображениями. Притом же всевидящая инквизиция без сомнения не выпустила бы из своих рук главу антитринитаризма в Италии, а между тем Лелий спокойно оставляет Италию даже не заподозренный в ереси. Ещё более странностей встретили мы в статье «Социнианство в Польше и юго-западной Руси» помещённой в Киевской Старине за 1882 г. У автора Лелий Социн, Бернард Окино, Гентилий, Альциат и др. являются последователями Сервета, учение которого будто бы «было сочувственно принято гуманистами и другими свободными мыслителями, которые скоро выработали из него цельную религиозную доктрину с преобладавшим рационалистическим направлением».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Вообще в царствование Сигизмунда Августа и преимущественно при жизни самого Радзивилла (1548–1565 г.) кальвинизм так был силен и обаятелен, а южно-русские православные так слабы и беззащитны, что никогда так много не отторгалось их от св. церкви, как в это время, хотя и не видно из истории, как именно велика была эта потеря 490 . 3 При великом брожении умов, ознаменовавшем собой падение старых верований, в Польше и Литве нашли себе приют самые крайние протестантские секты – арианская, или социнианская. Для уяснения их отношений к России и в виду того, что очагом всего европейского социнианства, главным театром его действий была Польша и наша юго-западная, или литовская Россия, весьма не лишне изложить краткую историю его. Все арианские, или социнианские секты ведут свое начало от древнейших ариан. Осужденные на никейском соборе 325 г., ариане, как известно, с особенной силой возникли в XII столетии. В 16 веке их учение раскрыто на новых началах испанцем Михаилом Серветом и итальянцем Валентием Гентелиусом, доведшими отрицательные принципы Лютера и Кальвина до отвержения почти всего христианства. В Польшу обновленное учение Ария занесено в 1551 г. последователями Сервета Лелием и Фаустом Социнами, по имени которых оно и названо социнианством. Затем оно развивалось и распространялось в Польше через сочинения самого Сервета, бывшие в ходу преимущественно между высшими классами; пропагандировалось Станкаром, в 1550 г. изгнанным за ересь из краковского университета, и Петром Гонензием (из Гонендза, что в Подляхии), питомцем краковского и германских университетов 491 . На западе Европы социниане не могли сплотиться в организованные общества: казавшееся чистым натурализмом и превращавшее евангелие в кодекс нравственных сентенций, учение их возбудило против себя сильную общественную реакцию. В Польше же, при индифферентизме короля и его покровительства религиозным новшествам, при бесчисленном множестве политических либеральных партий, социниане ужились и расплодились в многочисленные секты и секточки: эбионитов, меннонитов, унитариев, антитринитариев, анабаптистов, раковян, куявян, пурков.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Троице. И тот и другой были отлучены синодом, но общество снова приняло их к себе и тем доказало, – как мало имеют силы и обязательности синодские постановления. Если к концу шестнадцатого столетия и утихли антитринитарные движения в Граубюндене, то причина этого заключается не в постановлениях синодов и сеймов, не в различных мерах против лжеучителей, а в том, что в партиях ослабли дух и энергия, что само общество начало сознавать всю нелепость преобразования церкви на началах, привнесённых из Италии, что эти начала потеряли уже интерес новизны и не представляли собою ничего такого, что окончательно удовлетворяло бы и действовало бы успокоительно на внутреннюю религиозную сторону человека. В истории антитринитаризма за Граубюнденом остаётся то существенное значение, что в нём началась обработка тех начал, которые в дальнейшем своём развитии получили окончательное выражение в социнианской системе 147 . Но гораздо большую услугу для антитринитаризма оказала Женева, куда, как и в Граубюнден, бежали многие итальянцы от преследований инквизиции и где продолжали дело, начатое ещё в Италии... Между швейцарскими городами по отношению к религиозным движениям шестнадцатого века, как известно, не маловажная роль выпала на долю Женевы. Здесь Кальвин старался превратить весёлый город в мрачную темницу и строил своеобразную религиозную систему, здесь же Либертинцы всеми силами противодействовали планам реформатора, здесь сгорел на костре Сервет за своё еретическое учение, но здесь же тотчас за казнью уже слышались голоса в пользу казнённого. В Женеву стекались люди разных наций и различных вероисповеданий и находили себе приют в свободном гостеприимном городе. Понятно, что Женева не могла не привлекать к себе лиц, которым родина представляла мало свободы для религиозной деятельности или которые боялись преследований за свои религиозные убеждения, понятно и то, что преследуемые инквизицией итальянцы надеялись найти в Женеве много гарантий для укрывательства и безопасности. В этом отношении последним благоприятствовало ещё одно обстоятельство: в 1542 году переселившиеся в Женеву итальянцы, тесно сгруппировавшись между собою, образовали особую общину и отправляли богослужение в уступленной им городским советом капелле при церкви св.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Уложивши в систему основные принципы антитринитаризма, придавши определённую, прочную форму противоречивым учениям, терявшимся в своём многообразии, он дал секте своё собственное имя: – антитринитаризм стал именоваться социнианством 639 ... „Искусство в красноречии, тихость нрава, крепость духа, способствовали ему (Фаусту Социну) преодолеть многие трудности между унитариями; он привёл в лучший порядок и искуснее закрыл нелепости их учения 640 . Этими словами многоучёный наш историк как нельзя лучше охарактеризовал Фауста Социна. Поставивши для себя задачею объединить всех польских антитринитариев, Фауст Социн до самой смерти упорно и настойчиво преследовал свою цель, его ни останавливали препятствия, не пугали противодействия и опасности. Явившись в Польшу с своими особыми религиозными убеждениями, основанными на принципах Камилло, Лелия Социна, Бернарда Окино, Фауст на первых же порах должен был встретиться с противоречащими своим убеждениям учениями и с самыми разнообразными взглядами на разные пункты вероучения 641 . В числе сектантов были и такие, которые строго держались принципов анабаптизма и сойтись с которыми возможно было только под условием повторения крещения, между тем Фауст Социн ни под каким видом не хотел перекрещиваться и был слишком далёк от того, чтобы смотреть на второе крещение как на нечто необходимое для спасения, хотя при этом не одобрял и крещения детей; по его понятию крещение должно быть совершаемо лишь над иудеями и язычниками, переходящими в христианство, христианам же в этом отношении должна быть предоставлена полная свобода 642 . Кроме того Социну пришлось столкнуться с сумасбродными пониманиями отношений между церковью и государством, именно с учением некоторых антитринитариев о неуместности для христианина нести гражданскую службу, вести процессы, участвовать в войне и т. п. Хилиастические тенденции Будзинского, Паули и других, разнообразие взглядов на предсуществование И. Христа, служили также не малою помехой для Социна. Казалось бы, при таком положении дел трудно было Фаусту Социну рассчитывать на благоприятный исход задуманной задачи, и, действительно, в первые четыре года, проведённые им в Кракове, он ничего не мог сделать для объединения партий.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

В 1565 г. умер Николай Радзивилл Черный, но успехи кальвинистов от этого не пострадали, так как явился у них новый покровитель – Николай Радзивилл Рыжий, родной брат королевы. К этому времени кальвинизм достиг высшей точки процветания. Даже киевский католический епископ Николай Пац в продолжение довольно долгого времени открыто исповедовал кальвинизм и только впоследствии должен был сложить с себя сан. Другие же епископы, не сочувствовавшие новому учению и не изменявшие своей вере, оставались почти совсем без паствы. Наконец, около половины XVI в. в Литве появляется и новая секта антитринитариев или социниан. Основателями её считаются братья Социны, родом из Италии. Италия вообще представляется колыбелью социнианства. Там, в силу различных условий и всего более идей гуманизма и Возрождения, религиозная мысль не остановилась на сомнении, а пошла от критицизма к отрицанию положений христианства и даже самых основных догматов (именно, Троичности лиц Божества). Первыми распространителями антитринитарианства были итальянцы. Так было в Польше, Литве и Швейцарии. В последней проповедниками явились: Камило Ренаро, Франческо Негри, Пьетро или Паоло Верджиеро, Бернардино Окино, Лелио Социни, Матео Грибальди, Джорджио Бьяндрата (Бландрата), Джемтиле, Паоло Альгиати и друг. (Кареев: «К ист. реформ. движ. в Польше» стр. 139). Впрочем впервые антитринитарианские мысли высказал испанец Михаил Сервет, также пробывший в продолжение довольно долгого времени в Италии и там начавший свою проповедь. В 1553 г. он был сожжен Кальвином в Женеве за высказанные им мнения. Братья Лелио и Фавст Социны оказали громадные услуги распространению антитринитарианства. Италия, конечно, в виду близости папского престола и инквизиции, не представляла особенно удобного поля для деятельности, и Социнам пришлось искать другого места, более благоприятного для проповеди их идей. Выбор их пал на Польшу и Литву, где значительное религиозное брожение и покровительство протестантам со стороны королевского дома давали им надежду на успех.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Несомненно, у Ф. Косого, как и у других русских религиозных вольнодумцев XVI века, было стремление отрешиться от традиционных воззрений, но несомненно также и то, что положительная сторона его учения была довольно слаба и туманна. Даже в Литве он являет свои мнения более отрицательной их стороной, чем положительной; тем больше есть основания предполагать это для Москвы, где уже самый протест и отрицание давали некоторого рода нравственное удовлетворение «вольнодумцу». По прибытии в Литву он нашел тамошние религиозные учения сложившимися в виде многочисленных, но более или менее определенных формул. Мысли, которые роились у него в голове в бытность его в России, он увидел здесь приведенными в строгую систему в положениях протестантских проповедников. Протестантство же, должно быть, оказало здесь на учение Косого значительное влияние, хотя и не было воспринято им вполне. «В изложения учения Феодосия мы не встречаем исключительно протестантского учений об оправдании; может быть, оно не было усвоено или самим Феодосием или его слушателями. Но такие факты, как женитьба Косого, или предпочтительное пользование ветхих заветом, прямо отражают влияние протестантское; исключительно русским влиянием, вынесенным из отечества, многого в его системе объяснить нельзя» (Калугин, цитов. сочин. стр. 16). Если присоединим к этому, что Косой некоторыми пунктами своего учения (отсутствием учения об оправдании, как только что указано, крайностями отрицания) отходит и от протестантства, – придется признать, что его учение представляло собою какую-то срединную доктрину между протестантством и антитринитарианством, стоя однако же ближе к первому. Это вполне можно подтвердить и хронологическим соображением. Если Косой прибыл в Литву в 1555 году или около того, он здесь мог встретить в готовом, формулированном виде лишь учения лютеран и кальвинистов и поддался их влиянию тем более, что социнианство только еще было в зародыше, только начинало приступать к деятельности, не оттеняясь еще рельефно от господствующих протестантских доктрин.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

49 Фауст – Мефистофелю: «Пускай в то самое мгновенье,//Когда услышишь ты хоть раз,//Что я скажу: «Помедли, час,//Прекрасен ты», – мое паденье//Пускай свершится, час мой бьет,//Окончится твое служенье//И время на косу падет!» (Фауст, перевод А.Струговщикова) 54 Так, по мнению Арнобия, бессмертие души, которое языческие философы выводили из мнимо божественной натуры души, христианин должен признавать даром благодати Божией. Следы подобного мнения можно найти у Иустина-мученика, но ясно выражено оно у его ученика Тациана. «Душа сама по себе, – говорит он, – не бессмертна, но смертна; впрочем она может и не умирать. Душа, не знающая истины, умирает и разрушается вместе с телом, а после, при конце мира, воскресает вместе с телом и получает смерть чрез нескончаемые наказания. Но если она просвещена познанием Бога, то не умирает вовсе, хотя и разрушается на время». Сила же охранения души от смерти принадлежит Духу Божию, пребывающему только в некоторых праведно живущих людях (Тациан. Увещ., гл. 13). В эпоху возрождения наук многие философы, исходя из различения истины богословской и философской, защищали мысль, что философски бессмертие души не может быть доказано, что не только убеждение в этой истине основано исключительно на откровении, но что по самому существу души бессмертие не есть природное её свойство, но особенный акт божественного правосудия, требующего для неё вечной награды или наказания. В XVIII столетии английский философ Додвель (1711) доказывал, что душа по природе смертна, а становится бессмертною только вследствие соединения с Духом Божественным при крещении. Оригинальная мысль Додвеля вызвала сильное опровержение со стороны Кларка, и долго еще потом продолжались споры об этом вопросе между Кларком и Коллингом, принявшим сторону Додвеля (о Додвеле см.: Гогоцкий. Философский лексикон. Т. II. Р. 601). Во времена Лейбница мысль, что душа смертна по своей натуре, но может быть бессмертною по благодати Божией, кроме некоторых деистов защищали социниане или антитринитариане (Pichler. Theologie d. Leibnitz (Теология доктора Лейбница). 1869. Р. 299).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Определить с точностью значение и вполне выяснить деятельность Лелия Социна в истории развития антитринитарных начал дело весьма и весьма не лёгкое, так как мы не имеем достоверных свидетельств относительно того – какими из его антихристианских произведений воспользовался его племянник Фауст Социн. Сам Лелий Социн не издавал сочинений с каким-либо определённым мировоззрением, не группировал около себя общества, не искал учеников и даже не заботился о распространении своих воззрений и лишь в силу своего скептицизма и субъективизма по отношению к христианской религии, в силу далее своего влияния на Бернарда Окино и в особенности на Фауста Социна он занимает выдающееся место в ряду антитринитариев и признаётся учёными вместе с Фаустом основателем социнианской секты 271 . Подобно другим антитринитариям Лелий Социн стремился к преобразованию Церкви, точно так же видел много предрассудков Рима в реформе Лютера, Цвинглия и Кальвина и точно так же обратил внимание на внутреннюю сторону христианского вероучения. Учение о св. Троице, Божестве Иисуса Христа, первородном грехе, Благодати и т. д. казалось ему заключающим в себе много человеческих измышлений и нуждающимся в восстановлении его истинного смысла 272 . Но, сходясь с другими антитринитариями в предположенной цели, Лелий Социн как бы расходился с ними в средствах к её достижению. Он поступал в высшей степени осторожно, не стремился, подобно Сервету, возвестить миру истину, не любил споров с проповедниками, не вступал в борьбу с могущественным Кальвином, напротив, предлагая вопросы богословам, поставил дело так, что как бы желал ответами с их стороны восполнить недостаток своего богословского образования. Работая в тиши, Лелий Социн делился мыслями только с верными друзьями, на скромность которых он мог положиться, и тщательно скрывал свои более серьёзные антихристианские произведения, которые после его смерти и перешли к его племяннику 273 . Поэтому-то трудно сказать, что, собственно, из писаний Фауста Социна принадлежит перу Лелия и что написано самим Фаустом 274 . Но всей вероятности, общий план системы был намечен Лелием и лишь в частностях разработан его племянником 275 …

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

К сожалению, до сих пор, говоря о распространении протестантизма среди православного населения великого княжества Литовского и Польши, исследователи оперируют теми же свидетельствами, что и митр. Макарий сто лет назад (см., например: Дмитриев М. В. Православие и Реформация: реформационные движения в восточнославянских землях Речи Посполитой во 2-й пол. XVI в. М., 1990. С. 100). К высказываниям, содержащимся в памятниках униатской публицистики кон. 90-х гг. XVI в., когда актуальным был вопрос о политическом сотрудничестве православных с протестантами против униатов и католиков, следует относиться с большой осторожностью, на что обращал внимание, в частности, М. С. Грушевский (Грушевський. Icmopiя Укра¿ни—Руси. Т. 6. С. 421–422, 425). Столь значительное количество церквей на территории небольшого Новогрудского воеводства могло бы перейти в руки протестантов лишь при условии, если бы протестантизм стал вероисповеданием не только шляхтичей, но и крестьян, однако исследователи разных направлений согласны в том, что на восточнославянских землях протестантизм в среду сельского населения не проник. Сведения о православных князьях, панах и шляхтичах, ставших протестантами в сер.— 2-й пол. XVI в., см. в работах: £ukaszewicz J. Dzieje Koœcio³ów wyznania helweckiego w Litwie. Pozna?n, 1842. T. 1; Merczyng H. Zbory i senatorowie protestanscy w dawnej Rzeczypospolitej. Warszawa, 1904; Викторовский П. Г. Западнорусские дворянские фамилии, отпавшие от православия в кон. XVI и в XVII в. Киев, 1912. Вып. 1. Об антитринитариях см.: Любович. История Реформации в Польше; G?orski K. Studia nad dziejami polskiej literatury antytrinitarskiej XVI w. Krak?ow, 1949; G?orski K. Studia nad arianizmem. Warszawa, 1959; Chmay L. Bracia polscy. Warszawa, 1957. О распространении учения антитринитариев среди православных см.: Левицкий О. Социнианство в Польше и Юго-Западной Руси в XVI–XVII вв.//Киевская старина, 1882. 4–6; Kossowski A. Zarys dziej?ow protestantyzmu na Wo³yniu w XVI–XVII w.//Rocznik wo³y?nski, 1933. T. 3; Tazbir J. Antytrinitarizm na ziemiach ukrai?nskich w XVII wieku//Z polskich studi?ow slawistycznych. Warszawa, 1972. Seria 4. Historia.

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

В унитарных государствах, в которых лишь часть населения принимала реформацию, разделение получало не территориальный, а сословный характер, как например во Франции и Польше , где народная масса была очень мало затронута протестантизмом, нашедшим более радушный прием в дворянстве и у горожан. Лишь немногие страны почти совсем не были затронуты движением (южно-романские нации). В отдельных странах утверждалась та или другая форма протестантизма , но случалось и так, что в одной и той же стране существовали друг возле друга разные его формы (в Германии — лютеранство , цвинглианство и кальвинизм , не считая сектантства; в Польше — гуситство или " братья чешские " , лютеранство , кальвинизм и антитринитаризм или социнианство ; в Англии — англиканство , кальвинизм и индепендентские секты ). Реформация в Германии См. статью Реформация в Германии . Реформация в Швейцарии Р. в немецкой Швейцарии началась одновременно с Р. германской. Здесь возникло учение Цвингли, распространившееся и в западной Германии, но не получившее там такого значения, какое выпало на долю аугсбургскому исповеданию. Между обеими Р. было большое различие: в сравнении с Лютером, теологом и мистиком, Цвингли был скорее гуманист и рационалист, а швейцарские кантоны, в противоположность большей части германских земель, были республиками. С другой стороны, в обеих странах религиозный вопрос решался в ту или другую сторону каждым княжеством, каждым кантоном отдельно. Параллельно с делом церковной реформы и под её знаменем и в Швейцарии решались чисто политические и социальные вопросы. Швейцарский союз, возникший в конце XIII и начале XIV века, складывался постепенно; первоначальные кантоны (Швиц, Ури, Унтервальден), а за ними и те, которые были старейшими членами союза (Цуг, Берн, Люцерн, Гларус), пользовались в нем некоторыми привилегиями сравнительно с присоединившимися впоследствии. К таким, поставленным в менее выгодные условия, кантонам принадлежал, между прочим, Цюрих. Политическое неравенство отдельных частей швейцарского союза вызывало взаимные неудовольствия.

http://drevo-info.ru/articles/3393.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010