Жил в Бразском монастыре, где принял постриг с именем Алипий и отправился на Афон. В монастыре Эсфигмен пострижен в схиму с именем Антипа. В это время на Афоне образовался молдавский скит, куда на должность келаря попросили схимонаха Антипу, предварительно посвятив его в иеродиакона, а позже – во иеромонаха. Затем о. Антипа три года управлял скитом, будучи одновременно и духовником братии, после чего отправился в Россию за сбором пожертвований на строительство скита и впервые посетил Валаам. 6 января 1865 г. уже окончательно прибыл в Валаамский монастырь, где поселился в скиту Всех святых. Духовно воспитал великих подвижников валаамских, например, иеросхимонаха Антипу (Половинкина), схимонаха Агапия (Молодяшина) и др., и окончательно сформировал на Валааме традицию «умного делания». Скончался 10 января 1882 г. В 1992 г. Священный Синод Румынской Православной Церкви причислил старца Антипу Калаподештского к лику святых в чине преподобных (акт от 20 июня 1992 г.). В 2000 г. указом патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя прп. Антипы включено в месяцеслов Русской Православной Церкви. Мощи его обретены и почивают в храме преподобных Сергия и Германа Валаамских (нижний храм Преображенского собора). Вообще на Руси еще в конце XI в. и в первой половине XII в. в Киево-Печерском монастыре появляются духовники, не совмещающие духовное руководство с должностью игумена. Так, в качестве духовника некоторых Печерских братьев упоминается Онисифор Прозорливец, который «сподобился дара прозорливости от Бога, чтобы видеть согрешения людей и давать советы согрешившим» ( Филарет (Гумилевский), архиеп. История Русской Церкви. М.: Сретенский монастырь, 2001. С. 170). В ХХ в., помимо всего остального, Валаам и Афон роднило то, что, находясь за пределами досягаемости новой, атеистической России, они стали одинаково (и единственно) доступны для православных эмигрантов [См. 15, с. 85] Именно в это время «валаамское старчество, традиционно ориентированное большей частью на окормление собственной иноческой братии, открывается миру.

http://bogoslov.ru/article/5847013

В Петербург прибыли юные паломники из Сербии 18 августа 2008 г. 12:17 16 августа в Петербург прибыла группа детей из Косово. Эта первая паломническая поездка сербских детей в город на Неве проходит по благословению епископа Рашко-Призренского и Косово-Метохийского Артемия и при поддержке генерального директора Нишской епархии Сербской Православной Церкви Деяна Павле Накича. 42 ребенка в возрасте от 11 до 16 лет проведут в Петербурге две недели. Прием детей организовала православная школа имени преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. «В июне учащиеся нашей школы ездили в паломническую поездку по четырем епархиям Сербии. Наши дети посетили 12 монастырей в пяти сербских епархиях, были в Косово в монастыре Грачаница, познакомились с сербскими детьми, вместе с которыми пели на Литургиях. Теперь мы рады оказать ответный прием сербским детям из Косово», рассказал директор и духовный наставник школы иеромонах Антипа (Никаноров). Прибывшие дети являются учащимися воскресных школ косовских Митровицы и Грачаницы. Их ожидает насыщенная программа, включающая  паломнические поездки по святыням Петербурга, пригорода, Пскова, Изборска и Валаама, а также мастер-классы народных ремесел, фольклорные концерты, экскурсии. Первый день пребывания детей прошел в Александро-Невской лавре . Юные паломники познакомились с историей и достопримечательностями Лавры, а также побывали на концерте детско-юношеского хора во имя преподобного Иоанна Дамаскина при соборе Владимирской иконы Божией Матери. Ребята из Сербии с трудом проходят адаптацию в новых непривычных условиях. Большинство косовских детей проживает в обнесенных колючей проволокой анклавах, выход за пределы которых опасен. Одна из прибывших девочек за год ни разу не покидала свой дом и теперь переживает почти шоковое состояние. «У многих детей психологические проблемы и мы приложим все усилия, чтобы помочь им оправиться от пережитых потрясений, рассказал отец Антипа. Прежде всего, мы хотим, чтобы наши дети и дети из Сербии не просто принимали участие в совместных программах, а действительно подружились. Наша задача продемонстрировать, что русско-сербская дружба существует не только на словах». «Вода живая» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/449113.htm...

— Вернемся к теме восстановления монастыря. — Сейчас нам помогает вся Россия: от Москвы до Урала. Большая часть средств поступает от благотворителей. Эта помощь продолжается уже очень давно, два десятилетия. Но были и годы, когда мы оказывались на грани выживания. Представьте себе, содержим большое хозяйство, несем затраты, каждый месяц платим людям зарплату, завозим на зиму продукты, топливо, я уж не говорю о строительстве и реставрации, а будут средства или нет, неясно, ты — в руках Божиих. Огромную помощь нам оказала федеральная сетевая компания, проложившая электрический кабель по дну Ладоги. Мы теперь получаем электричество из единой энергетической системы России, а раньше у нас были ветхие дизельгенераторы, зимой работающие с перебоями. Очень тяжело было. Зимой самым популярным предметом на Валааме были ручные фонарики. Многие часы — полная темнота. Теперь никаких проблем с электричеством нет, реставрационные работы ведутся без перерыва. — Покойному Патриарху Алексию II еще мальчиком на Валааме предсказали Патриаршество. Писатель Иван Шмелев оставил нам дивную повесть «Старый Валаам». Как вы сопрягаете современную жизнь с духовной и культурной историей острова? — Мы не прилагаем к этому специальные усилия. Хотя, конечно, историю святых островов знаем, и у каждого брата есть книги о Валааме. Но сама жизнь монастыря — в идеале — подразумевает единство с братьями, что жили до нас и что придут после. Есть некий Валаам Духовный, Небесный, и мы можем в нем находиться. Можем отделяться, удаляться от жизни внутри этого идеала — за счет ошибок, личных грехов, отступлений от принципов монашеской жизни, или, наоборот, приближаться. Валаамский старец вне зависимости от времени, в котором он живет, остается валаамским старцем. — Валаамский старец — он особенный? — Нет. Преподобный Антипа Валаамский сначала долго жил на Афоне, потом у нас, и по сути ничего в его жизни не менялось. Поэтому не стоит акцентировать внимание на месте. Хотя у каждого монастыря свой характер, направление, дух, особенности расположения, служебные и уставные традиции. А объединяет нас с теми, кто жил до нас и кто придет после, — молитва и благодать Божия.

http://patriarchia.ru/db/text/2408928.ht...

Юные паломники из Косово, гостившие в Петербурге, вернулись на родину 3 сентября 2008 г. 12:20 30 августа закончилось двухнедельное пребывание в Петербурге детей из Косово. Поездка проходила по благословению епископа Рашко-Призренского и Косово-Метохийского Артемия и при поддержке генерального директора Нишской епархии Сербской Православной Церкви Деяна Павле Накича. В Петербурге детей принимали в православной школе имени преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. Сбор помощи для приема детей был организован активистами петербургского отделения Всероссийской организации «Косовский фронт». 34 ребенка в возрасте от 12 до 16 лет прибыли в Санкт-Петербург из косовских анклавов, где проживают в тяжелейших условиях. У некоторых детей даже отсутствуют дома. Кто-то живет с родителями в фургоне, кто-то прямо в помещении школы. Адаптация прибывших детей проходила нелегко. Некоторые ребята больше года не покидали свои дома. Поэтому главный упор организаторы приема сделали на живое общение юных сербов с учениками православной школы. Кроме того, дети побывали в Петергофе, Кронштадте, Царском селе, съездили к святыням Пскова и Валаама, посетили открывшуюся в Петербурге выставку сербского фотографа Дарко Дозета. В последний день пребывания детей в Петербурге был организован совместный праздник русских и сербских школьников, на который пришли более ста учащихся православной школы имени преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев со своими семьями. Ребята пели и танцевали, водили хороводы и вели беседы до утра. Одна из сербских девочек написала песню о великом даре международной дружбы, о своей любви к России и преподнесла ее своим русским друзьям. Начальник Косово-Помаровского округа Драган Николич выразил желание, чтобы подобные поездки сербских детей в Россию и прием русских детей в Сербии стали регулярными, для укрепления русско-сербской дружбы. Директор и духовный наставник школы преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев иеромонах Антипа (Никаноров) отметил воспитательную роль подобного межнационального общения. «Вода живая» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/454892.htm...

«Между тем, государь по своему обыкновению, расспрашивал о местности и её жителях у ямщиков – иногда сам, иногда через кучера Илью, неизменного своего возницу. Приближаясь к дороге, где поста в лен крест в знак близости монастыря и для указания к нему пути, государь спросил: «Что за крест?». Узнав же, что недалеко Свирский монастырь, он велел туда ехать. При это м начал расспрашивать, – каково в монастыре и каковы братия. Ямщик, нередко туда ходивший, отвечал, что ныне стало лучше прежнего. «Отчего?» – спросил государь. «Недавно поселились там старцы о. Фёдор и о. Лев; теперь на клиросе поют получше, и во всем бол её порядка " " 760 . Следует отметить, что это не единственный эпизод из жизнеописания двух подвижников, показывающий их духовную силу. Именно они стали возобновителями традиций подлинного монашеского делания и старчества в Свято-Троицкой Александр-Свирской обители. Старец Феодор отошёл ко Господу 7 апреля 1822 г., а его ученик и сомолитвенник ещё несколько лет продолжал нести служение в Свирской обители, и только в 1829 г. ушёл в Оптину пустынь, где заложил основы будущего оптинского старчества. Таким образом, старцы Свирского монастыря сыграли существенную роль не только в становлении Оптиной пустыни, но и русского монашества в целом. С уходом этих великих подвижников традиции монастырского старчества в Александро-Свирской во многом становятся формализованными. К примеру, в 1877 г. настоятель архимандрит Савватий в ежегодном отчёте епархиальному архиерею писал следующее: «Впадающие в погрешности и проступки много и старцами к исправлению побуждаемы были тщательно, а о неисправляющихся было доносимо епархиальному начальству» 761 . Это свидетельствует, в частности, о некоем угасании духовной жизни монастырской братии. И только в конце XIX в. в этой древней обители вновь начался расцвет монашеской жизни и возобновилось старчество. Это произошло благодаря подвижническим усилиям архимандрита Агафангела (Амосова; 1841–27.12.1909). О. Агафангел был родом из Вологодской губернии, монашеский постриг принял на Валаамском монастыре, его учителями были выдающиеся валаамские старцы: игумен Дамаскин (Кононов), Кириак, Антипа, Агапий. Что очень важно, валаамские подвижники находились в постоянной переписке со святителем Феофаном Затворником . Следует отметить, что и сам архимандрит Агафангел не только находился в переписке, но и был лично знаком с Вышенским святителем, хотя за духовным советом и благословением он прежде всего обращался к своим епархиальным архиереям, о чем свидетельствует, в частности, письмо о монастырском старчестве епископа Олонецкого Павла (Доброхотова), адресованное о. Агафангелу:

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Но картина окруженных ладожскими водами величественных скал Валаама не позволяет душе приуныть по этому поводу даже на краткий миг, ибо наполняет ее необыкновенным «просторонством» – простором, покоем – для дум о вечности и для молитвы и зовет только ввысь, только к горнему… Сколько же людей скольких веков и поколений, достигнув однажды святого острова и увидев его скалы, которые возвышаются над озерными глубинами, «как исполины», ничего уже больше не пожелали знать «и забыли все, кроме Валаама и неба». Так писал в очерке о посещении Валаамской обители святитель Игнатий (Брянчанинов) в бытность свою архимандритом и благочинным монастырей Санкт-Петербургской епархии. Когда читаешь паломнические воспоминания, заметки, очерки столетней и более давности, то невольно завидуешь паломникам старого Валаама с его отцами-черноризцами и старцами-схимниками. Завидуешь паломникам прежнего времени не прерванной еще православной традиции, когда и нравы были чище, и народ набожней. Когда народ еще приникал к своим святыням с крепкою, «несумненною» верою. Когда понятия благочестия, праведности, подвижничества, святости, изгнанные вовсе из лексикона последующих, советских поколений, сохранялись еще в русском обществе, вопреки его зараженности либеральной чумой. Когда образы святых не успели еще потускнеть или оказаться вовсе стертыми в помутившемся народном сознании. Трудно представить, чтобы, скажем, в 19-м веке могли раскопать и разорить могилу иеросхимонаха в надежде найти там «ценности» и «сокровища». Таких гробокопателей породил лишь позднейший вандальный энтузиазм строителей «светлого будущего», которые оскверняли храмы, крушили на своем пути монастыри, сметали погосты, глумились над святыми мощами… Так в 1960 году на святом острове неизвестными лицами была раскопана могила иеросхимонаха Антипы, находившаяся позади каменной часовни Крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа, неподалеку от Всехсвятского скита. Не обнаружив там «драгоценностей», вандалы засыпали могилу землей, а надгробную плиту оставили сдвинутой в сторону. (Всегда в подобных случаях вспоминаются слова преподобного Нектария, старца Оптинского, который предрекал, что подрастут еще при богоборческой власти не знающие страха Божия «собачата и волчата»).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда встал вопрос о надписании иконы, было предложение от Леушинского подворья написать на иконе тропарь Богородице. От этого предложения пришлось отказаться, поскольку форма иконы не предполагает текста такого большого размера. Предложил подпись: " Царица Небесная, спаси землю Сербскую " . Так мы и поступили. На написание образа у меня было две недели... Спать было некогда. Помогло то, что в нашей иконописной студии " Святогорье " были новогодние и рождественские каникулы. И меня никто из детей не тревожил. Переживал только об одном: чтобы хватило здоровья, так как такой режим работы мне выдерживать уже тяжело. Слава Богу, с Божией помощью и помощью Божией Матери выдержал. После того как закончил писать, успел и проолифить икону как следует. 23 января икона была освящена в детской воскресной школе подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Чин освящения образа совершили иеромонахи Антипа (Никаноров), насельник Валаамского монастыря, и Алексий (Корсак), возрождающий в Петербурге Афонское подворье, в сослужении протоиерея Геннадия Беловолова, настоятеля Леушинского подворья. Затем икона была перевезена на Леушинское подворье. Почти месяц перед иконой служились молебны с чтением акафиста. А 17 февраля икона была доставлена в Белград. - Вы впервые побывали в Сербии. Каково ваше главное впечатление от этой страны и ее народа? - Не описать словами, это просто сказка... В голове не укладывается, как можно было такую страну бомбить?! Это же заповедник просто. Нигде не видел такой красоты. И природа, и люди, и архитектура... Что могу сказать? Мне бы хотелось там жить. В любом монастыре. Не навсегда, но какое-то время пожить. Храмы - один на другой не похож, все в византийском стиле, но каждый оригинален. Самые древние - в Косово. Даже просто с художественной, эстетической точки зрения они уникальны. Что теперь с ними будет?.. Уже столько уничтожено, остались лишь изображения в книгах... Но самое важное, что вызвало у нас даже зависть, - сербы умеют молиться! Умеют верить по-настоящему, не так, как мы. Нам бы такую веру!.. Не думаю, что у нас могло бы собраться полтора миллиона верующих к какой-нибудь иконе на молебен.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Уже не юный Павел в ноябре 1893 г. поступил в Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь при настоятельстве игум. Гавриила. Проходил послушание в скиту Всех Святых под руководством опытных старцев. Кстати, среди скитских насельников в то время были такие подвижники, как иеросхимонах Алексий  и иеросхимонах Антипа II (Валаамский), которые никому не отказывали в приеме и добром совете . Недолгое пребывание о. Сергия на Валааме (всего около двух лет) тем не менее заложило основы для приобретения особенного дара духовного руководителя. Даже то противоречие, которое возникло между ним и первым настоятелем – игум. Алексием, думается, также принесло жизненный опыт. Под руководством второго настоятеля в обители уделялось главное внимание духовному развитию братии, испытанию ее совести через откровение помыслов и исповедь. В воспоминаниях Сергия Трубачева и опрошенных им лиц также есть немало мест, свидетельствующих о старческом даровании о. Сергия . Свящ. Григорий Ваулин, описавший жизнь обители в 1903 г., говорит об этом же. Поэтому, думается, игум. Сергий имел подлинный дар духовного наставника, который с годами постепенно развивался у него все больше и больше. Но это приходило с годами, а поначалу о. Сергий, признавая свою малоопытность, опирался на книжные советы святых отцов.     Назначить кого-то старцем невозможно, им надо стать, заслужив признание паствы. Именно это произошло с игум. Сергием.  Так, во «Владивостокских епархиальных ведомостях» сохранились сведения о том, что в 1914 г. группа его почитателей подарила настоятелю монастыря золотой наперсный крест от имени духовенства и паствы Владивостокской епархии. Среди многих благодарных слов обращают на себя внимание следующие: «…Наблюдается странное, но глубоко характерное и знаменательное явление: старинные благоустроенные обители обращаются к Вам в юную, не насчитывающую и 20 лет своего существования обитель, за советом по тем или иным вопросам монастырского общежития. Здесь невольно исполняется слово Священного Писания, что истинная седина человека - не в числе лет, а в мудрости и житии нескверном. Поэтому, Вы, еще не имея телесной седины, уже  являетесь старцем, в специальном значении этого слова, не только для вашей братии, не только для многочисленных ваших духовных почитателей и особенно духовных детей из среды духовенства и мирских людей здешнего края, но даже для иночествующих разных монастырей России и отчасти Европейской России» .

http://bogoslov.ru/article/1254033

Закрыть itemscope itemtype="" > " Благодатное Небо " для Сербии Редкая икона Пресвятой Богородицы, написанная для Сербии, отправляется в молитвенное шествие по России 24.01.2008 314 В Петербурге в дар сербскому народу была освящена икона Пресвятой Богородицы " Благодатное Небо " . Торжество состоялось в детской воскресной школе подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Чин освящения образа совершили иеромонахи Антипа (Никаноров), насельник Валаамского монастыря, и Алексий (Корсак), возрождающий в Петербурге Афонское подворье, в сослужении протоиерея Геннадия Беловолова, настоятеля Леушинского подворья. В гости к детям также пришли иконописец, член Союза художников России, директор НИИ православной иконологии Ростислав Гирвель, автор-исполнитель Татьяна Баскакова и благотворитель Ольга Веселова. Чудотворный образ Пресвятой Богородицы " Благодатное Небо " находится в Архангельском соборе Московского Кремля. По преданию, икона была привезена в Москву Софией Витовтовной, супругой великого князя Василия Димитриевича в XIV веке. Богоматерь на иконе представлена в рост, с Богомладенцем Христом на руках, в окружении ярко-красной мандорлы (ореол миндалевидной формы) и исходящими от нее волнистыми лучами сияния. Образ восходит к изображениям, иллюстрирующим слова Откровения Иоанна Богослова: " И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна... И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным... " (Откр. 12. 1, 5). По благословению св.прав.Иоанна Кронштадтского в начале XX века был написан список этой иконы для Вауловского Успенского скита в Ярославской губернии. В наши дни православные верующие Санкт-Петербурга, возрождая традиции, решили воссоздать древний образ и передать его в дар для духовной поддержки братского сербского народа. После чина освящения протоиерей Геннадий Беловолов рассказал собравшимся детям о дружбе русского и сербского народов, Татьяна Баскакова исполнила песни о России и о Сербии, одна из которых, на слова петербургской поэтессы Татьяны Шороховой, была посвящена вновь написанному образу Пресвятой Богородицы.

http://ruskline.ru/news_rl/2008/01/24/bl...

…О, полнощный край Святой Руси!.. Но отцом обителей северных, едва ли не древнейшей из ныне существующих, едва ли не первой православной твердыней и святыней земли нашей, нашим «Русским Афоном», нашим «Северным Афоном» издревле был и остается по сей день «дивный остров Валаам» с его Спасо-Преображенским Валаамским монастырем, в котором в далекие века уже «держали греческий закон» и который называли тогда «честною и великою Лаврою». (Монастырское «общежительство» на святом острове, как можно прочесть в житии преподобного Авраамия Ростовского, поначалу основано было во имя Живоначальной Троицы). Валаам для северной России всегда имел такое же значение, что и «седалище первейшего благочестия русского» – Киев для средней и южной Руси. «Только Киев по плечу Валааму», – так емко и образно выразился, говоря о почти тысячелетней православной почве этого ладожского архипелага, поэт Константин Случевский в одном из своих путевых очерков, созданных во время его путешествий в качестве журналиста-бытописателя в свите Великого князя Владимира Александровича и составивших прекрасно изданный в восьмидесятых годах 19-го века трехтомник «По Северу России». Нашему народу, который, в отличие от других народов, избрал в незапамятное время своим идеалом не какую-то одну добродетель, но именно – святость, находящуюся высоко над ветхим состоянием падшего человека, над обыденной, подверженной греху и страстям его жизнью, – религиозное чувство верно подсказывало, сколь кратким может быть путь до Небесного Царства, если идти этим путем из пустыни. Ее уважительно и любовно величал народ не иначе, как «мать-пустыня», «государыня-пустыня», ибо она, пустыня – обиталище подвижников благочестия – в народном сознании всегда олицетворяла собой высшую, осененную благодатью полноту бытия в Боге и с Богом. Потому-то и были так любимы в старину повесть и духовные стихи о царевиче Иоасафе, смиренно и трогательно просившем мать-пустыню принять его в свои объятия навсегда. А уж в отделенной глубокими водами от остальной земли островной пустыне, как, пожалуй, нигде больше, душа человеческая обретает особую трезвенность. Там не просто покидает ее суета, все мелкожитейское, все мирские иллюзии и амбиции, которыми так утешается она посреди городского торжища. Там, в островной пустыне, с особенной силой и ясностью грешная душа начинает ощущать, что земная жизнь ее – «пара бо есть, яже вмале является, потом же исчезает» (Иак., 4,14).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010