Скачать epub pdf Преподобный Антипа Валаамский (Афонский) I. Детство, юность Иеросхимонах Антипа родился в Молдавии, в селе Калаподешти Текунчского уезда в 1816 году. Родители его были люди православные и весьма благочестивые. Жили они в большой бедности. Отец его, Георгий Константинович Лукиан, служил диаконом в убогой церкви села Калаподешти; мать, Екатерина Афанасьевна, впоследствии поступила в женский монастырь и с именем Елисавета скончалась в схиме. Долго у Лукианов не было детей; наконец, по молитвам жены, у них родился сын Александр, впоследствии в схиме получивший имя Антипа. Рождение будущего подвижника ознаменовалось особенным благоволением Божиим: мать родила его без болезни; затем, до конца жизни, осеняла его чудная благодать Божия. Еще в детстве, когда он пас овец своего отца в глухом лесу, где водилось множество ядовитых змей, брал он их живыми без малейшего вреда в свои руки и тем приводил в ужас сторонних зрителей. Одаренный от Бога высокими духовными дарованиями, отрок Александр был как бы лишен обыкновенных, естественных способностей: от природы он был очень простоват и крайне непонятлив. Долго, несмотря на самое усердное прилежание, не мог Александр научиться грамоте. Видя его неспособность, учителя даже советовали ему оставить школу и обучаться какому-либо ремеслу. Усердием, трудом и молитвой преодолел он все трудности, и священные книги стали для него единственным постоянным источником духовного назидания и самых сладостных утешений. Когда Александр еще учился, скончался его отец, и все семейство осталось без опоры. Его, как старшего, как будущего кормильца, отдала мать в обучение переплетному мастерству. Мужественно претерпев все тяжкие невзгоды в чужом доме у жестокого хозяина, беззащитный сирота с помощью Божией быстро достиг звания переплетного мастера и, возвратясь на родину и обзаведясь собственным хозяйством, еще юношей сделался опорой и единственной отрадой вдовствующей своей матери и всей семьи. Полное довольство царило в семействе Лукиана, но сердце молодого хозяина не находило утешений в земном. Часто вдали от всех, обливаясь слезами, недоумевая, где обрести покой душе, мысленно взывал он к Богу: «Укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою!» ( Пс. 142, 8 ). Во время одной из таких уединенных мысленных бесед, на двадцатом году своей жизни, юноша внезапно был озарен дивным, неизъяснимым светом. Свет этот наполнил сердце его невыразимой радостью, из очей его потоками полились неудержимые, сладостные слезы. Тогда, как бы ощутив Божественный зов, он в радости воскликнул: «Господи, я буду монахом». Но Господь промыслительно попускал на него и разнообразные бесовские искушения. Кроме искушений от бесов, много скорбей и поношений в разное время претерпел будущий послушник и от враждебно настроенных против него людей за его прямоту и неудержимую ревность к благочестию. Так «десными и шуийими» возводился он по степеням лествицы совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но отец Антипа не упал духом. Он продолжил исполнять свое послушание. В Петербурге, по специальной сборной книге, им была собрана довольно значительная сумма, которую для отправления на Афон нужно было обменять в золотые монеты. Но в то время, по высочайшему повелению, выдача золота из главного казначейства была воспрещена, и отцу Антипе пришлось обращаться с просьбами о помощи к влиятельным лицам. Когда все отказались помочь, когда не было более никакой человеческой надежды, тогда повергся отец Антипа пред своим Афонским образом Божией Матери и стал просить заступления Небесной Царицы. Во время молитвы от иконы ему было явленно знамение, что надо обращаться к митрополиту. Батюшка так и сделал. При содействии владыки по предписанию министра финансов для отца Антипы было сделано исключение – собранная им сумма была золотом отправлена в Молдавский скит для крайне нуждающихся молдавских старцев. Вскоре и в Москве стали снова поступать к отцу Антипе разные приношения для Молдавского скита. Очень важно заметить, что и в Москве, и в Петербурге благочестивые люди из всех слоев общества обращались к нему за духовными наставлениями и с благоговейной веройвнимали назидательному и даже обличительному слову схимника. У него сложился целый многочисленный кружок искренних учеников. Оба высокопреосвященные митрополиты – Петербургский Исидор и Московский Филарет – оказывали ему милостивое внимание и беседовали с ним о духовной жизни. Митрополит Исидор взял отца Антипу с собой в город Задонск на открытие и прославление святых мощей святителя Тихона. Как только кончились батюшкины дела по сбору подаяний в пользу Молдавского скита, он, с благословения своих молдавских старцев, 6 ноября 1865 года прибыл на российский «Афон» – святой Валаам, пленивший его еще в первый год пребывания в России, когда ему удалось побывать на дивном острове. Путь, приведший многоопытного подвижника Антипу в Валаамскую обитель, удивителен, долог и сложен. Но полюбил отец Антипа Валаам действительно всей душой, искренне и так, что не пожелал возвращаться и на дорогой его сердцу Афон. Батюшка влился в валаамское братство, принеся с собой бесценные духовные «накопления».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В обитель поступил еще отроком; в 1854 году пострижен в монашество; в 1855 году посвящен в иеродиакона – 24 марта, а 22 августа во иеромонаха; скончался 9 июня 1856 года, 32-х лет от рождения. Строгая иноческая жизнь и молитвенные подвиги настолько возвысили его дух, что он сподобился получить дар прозорливости. Так, накануне своей смерти отец Виталий объявил, что он в ночь видел всех архангелов и ангелов, всех святых подвижников Валаамских, и что ему открыто, что завтра около 9-ти часов вечера он скончается. И действительно во время всенощной накануне праздника Всех Святых отец Виталий безмятежно отошел ко Господу. 17. Иеросхимонах Антипа. Отец Антипа родился в Молдавии в селе Калаподешти, Текунчского уезда, в 1816 году. Отец его Георгий Константинович Лукьян был диаконом при церкви в помянутом селе; мать его Екатерина Афанасьева под конец жизни поступила в девичий монастырь и с именем Елизаветы скончалась в схиме. В 1865 году, 6-го ноября, отец Антипа прибыл в Валаамскую обитель (с Афона) и здесь прожил в скиту до самой кончины своей. Проходя высокие подвиги уединенной жизни, он сподобился получить от Бога дар прозорливости и скончался 10-го января 1882 года. Подробные сведения об этом замечательном подвижнике смотри в брошюре: «Замечательная жизнь иеросхимонаха Антипы» (СПб. 1883 г.). Чтобы не утомить читателя многими частными биографиями отцов и братий, имеющими в себе много общего, скажем только, что со времени последнего возобновления монастыря, в трудах постничества, свершили течение свое на Валааме сорок схимников, из которых десять, притом, были почтены саном священства. Общий вид Валаамского монастыря с южной стороны 27 Благословение Белоезерского монастыря архимандрита Иринарха Валаамского острова строителю монаху Александру Рябининскому с братией; копия в монастырском архиве. 29 В тех же описях т. VII, 1727 года. СПб. 1885 г. в 8°, стр. 143–316; т. II, часть 2. 1722 г. СПб. 1878 г., стр. 23. 33 Одна из этих книг, а именно св. Евангелие, доселе сохранилась и находится на престоле в церкви на Святом острове.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Старец советовал постоянно иметь память смертную и плач. Это путь покаяния, а другого пути нет. Отец Леонтий обладал крепким телосложением и крепкой надеждой на Бога Промыслителя всяческих. Бывало, принесет он на своей спине из Руссика или из других отдаленных мест полную торбу сухарей и иных жизненных припасов, но большую часть и все лучшее раздаст беднякам, больным и старым. Себе же он оставлял только сухарей и что-нибудь из того, что можно употреблять, не прибегая к огню. Отец Леонтий мирно преставился ко Господу 25 мая 1876 года, будучи оплакан всеми его духовными чадами и всеми пользовавшимися его духовными советами и утешением. Преподобный Антипа Валаамский (Лукиан) Преподобный Антипа 494 родился в 1816 году в Молдавии, в селе Калаподешти Текунчского уезда. Родители его были людьми православными и весьма благочестивыми. Жили они в большой бедности. Отец его Георгий Лукиан служил диаконом в убогой сельской церкви, а мать его Екатерина впоследствии поступила в женский монастырь и с именем Елизаветы скончалась в схиме. Долго у Георгия Лукиана не было детей. Наконец по молитвам жены у него родился сын Александр, впоследствии в схиме получивший имя Антипа. Рождение будущего подвижника ознаменовалось особенным благоволением Божьим. Мать родила его без болезни. Затем до конца жизни осеняла его чудная благодать Божья. Еще в детстве, когда он пас овец отца своего, в глухом лесу, где водились множество ядовитых змей, брал он их живых в свои руки без малейшего вреда и тем приводил в ужас посторонних людей. Одаренный от Бога великими духовными дарованиями, в отрочестве Александр был как бы лишен обыкновенных, естественных способностей: от природы он был очень простоват и крайне непонятлив. Эта двойственность Александра производила соответствующее впечатление на его сверстников. Иногда они, поражаемые проявлением в нем чего-то дивного, необычайного, падали перед ним со страхом на колени, иногда же ругали и били его за его простоватые выходки. Долго, несмотря на самое усердное прилежание, не мог Александр научиться грамоте. Видя его неспособным, учителя даже советовали ему лучше оставить школу и обучаться какому-либо ремеслу. Юноша горько плакал. «Нет, – говорил он, – мое единственное желание – научиться читать. Я до смерти буду заниматься только чтением божественных книг». Усердие, труд и молитва наконец взяли верх над природой, и вскоре священные книги для будущего отца Антипы стали единственным всегдашним источником духовного назидания и самых сладостных утешений.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Путь ко спасению (очерк аскетики). О покаянии, причащении и исправлении жизни. О молитве и трезвении. – По толкованию Священного Писания : Толкования почти на все послания апостола Павла. Толкования псалмов 33-го и 118-го. – Переводные труды: Добротолюбие в пяти томах. Древние иноческие уставы. Невидимая брань. Слова преподобного Симеона нового Богослова . В последние годы у епископа Феофана стало ослабевать зрение, но он не отказывался от постоянной работы. Все в том же строгом чине было распределено его время. С вечера келейник готовил все для совершения литургии. После литургии преосвященный стуком в стену требовал чаю. В час он обедал – в скоромные дни одним яйцом и стаканом молока. В четыре часа был чай, и тем пища оканчивалась. С первого января 1894 года были уже в распределении дня некоторые неточности. 6-го января, в половине пятого дня, келейник, видя слабость за эти дни епископа (он, однако, после полудня еще писал) – заглянул в его комнату. Он лежал на кровати. Левая рука его покоилась на груди, правая была сложена как бы для архиерейского благословения... Три дня стояло тело в маленькой келейной церкви и три дня в соборе, – и тления не было. Когда его облачали в епископские одежды, лицо почившего озарилось радостной улыбкой. Он погребен в холодном Казанском соборе. Келлии епископа Феофана поддерживают в том же виде, как были при его кончине. Иеросхимонах Антипа 7 (Память 10-го января). О. Антипа родился в Молдавии, в селе Калаподешти, Текунчского уезда, в 1816 году. Отец его Георгий Константинович Лукьян был диаконом при церкви в помянутом селе; мать его Екатерина Афанасьева под конец жизни поступила в девичий монастырь и с именем Елизаветы скончалась в схиме. В 1865 году, 6-го ноября, о. Антипа прибыл в Валаамскую обитель (с Афона) и здесь прожил в скиту до самой кончины своей. Проходя высокие подвиги уединенной жизни, он сподобился получить от Бога дар прозорливости и скончался 10-го января 1882 года. Подробные сведения об этом замечательном подвижнике см. в брошюре: «Замечательная жизнь иеросхимонаха Антипы». (Спб., 1883 г.). Архимандрит Феодосий (Софрониевой пустыни 8 )

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Встречные богомольцы смотрят во все глаза, — кажется, говорят: «богомо-льцы, тоже… гулять приехали!» Я думаю смущенно: и монашенок не отвечает, и уши у него краснеют, — от непристойности. Подъезжаем к белой величественной гостинице. На ее вышке, в «гнезде», написана икона валаамских чудотворцев, преподобных Сергия и Германа. Преподобные стоят, в золотых венчиках, и держат свитки с писанием. Юные глаза остро видят, и мы читаем: на левом свитке — «Братие, покоряйтеся благоверному царю…», а на правом, у преп. Германа, — «Три-Солнечный свет Правосла…» У ног Преподобных — озеро; над ними, в лазурном небе, — Преображение; за ними — между ними — белая Валаамская обитель, пониже их. На широком каменном крыльце встречают несколько человек гостиных служек, в белобумажных подрясниках, стянутых кожаными поясами, и во главе их коренастый, низенький старичок, — в потертой камилавке, испытующе вглядывается в нас: видно — не ожидал таких. Это «хозяин» гостиницы, о. Антипа. Взгляд его серых глаз смущает: я вспоминаю, как та женщина опасливо говорила нам: «Вот и Бог соединил, а как бы не разлучили вас! вас в одну келейку, а супружечку в другую. Лет тридцать тому были мы тут с покойным мужем, нас разлучили… такой уставный закон у них, старца Назария, Саровского, очень строго». Жена измучена морской болезнью, я тоже едва держусь, как же ее оставить? Это меня пугает, и я даю слово, если это случится — с первым же отсюда пароходом! – Благослови, Господи, доброе пребывание… Дело хорошее, Преподобные радуются на вас… — ласково, но с сомнением, встречает о. Антипа, а глаза смотрят строго. — Из Питера изволите?.. Взгляд испытующий. Я ожидаю в тревоге, что «разлучит». Почтительно ожидают служки. – Нет, из Москвы… — отвечаю я и вижу общее удивление. – Из Мо-сквы-ы?! — с сомнением говорит о. Антипа, — сда-лё-ка вы… — в голосе нерешительное что-то. Надо сказать, что московские богомольцы на Валааме редки; большинство — питерцы, псковичи, новгородцы, олончане, финны. А теперь — какие?.. Ответ не удовлетворяет мудрого о. Антипу. Пронизывая взглядом, он задает «роковой» вопрос:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

– Понятно, каждому свое уважение… — шепотком говорит о. Антипа. — Ина слава солнцу, ина слава луне… Ну, ее после примет, а вас я наперед проведу. Надобно мне к гостинице поскорей, да и московские вы, на вас слава далекая, а дальнему особое уважение — почет. И серый глазок его смеется. Я спрашиваю про бледного послушника у двери, опустившего голову в печали, — почему он такой, приговоренный. – А провинился. Это место, у притолоки, — для горького покаяния. Вот и ждет послушания себе. Вы уж на него не смотрите, он и без того сокрушается. Не велик грешник… так, маленько чего ослушался. Из соседней комнаты выходит настоятель. Старушка хочет к нему приблизиться, но о. Антипа ограждает: «Не лезь первая, тут покажи смирение — там зато будешь первая. Ты уж другажды добиваешься, я тебя знаю, а мы в первый раз». Игумен Гавриил — настоящий властитель валаамский; высокий, крепкий, с умным взглядом добрых и светлых глаз. Говорит неспешно, плавно, видимо — думает, пойдет ли к делу. Благословляет нас. Провинившийся послушник земно кланяется ему и становится ждать у притолоки. О. Гавриил удостаивает нас чести: приглашает на чай, в гостиную. О. Антипа доволен, ласково мне мигает, словно хочет сказать: «говорил — не бойтесь!» Мебель гостиной — старинная, красного дерева, тяжелая: стол овальный и опять — высокие часы с курантами: помнить надо — «время пению, молитве час». Над столом картина Шишкина, писанная художником в море, «за две версты». Святые острова, дремучие леса на скалах и белый монастырь, благословляющий крестами; скит Никольский, скит Всех Святых, и над водами — чайка. – Знаменитый Шишкин это, — говорит о. игумен, — во славу Божию здесь трудился. Художники нас не забывают, любят природу Божию. У нас и свои художники, весь собор сами расписали. У нас и школа живописная. Все посмотрите, и святыни, и мастерские наши. Из Москвы вы… А Донской монастырь вы знаете? Господи, Донской!.. Там похоронен мой отец… и Горкин. О. игумен учился там: – В духовном училище там учился, Москва — родная мне. И грустно улыбнулся, вспомнил.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Велики были молитвенные подвиги отца Антипы в пределах Святой Афонской Горы и среди шума мирского в городах Молдавии и России, но там они развлекаемы были по необходимости то рукоделием с целью пропитания, то обращением с мирскими людьми по делам монастырским и по сбору пожертвований. В уединении же валаамском молитва сделалась единственным и исключительным его занятием. Она занимала весь день и почти всю ночь. Кроме неопустительного исполнения денно-нощной службы по церковному уставу отец Антипа каждый день прочитывал два акафиста Божией Матери: общий и другой – ее Успению. Ежедневно полагал по 300 земных поклонов с молитвою о спасении всех усопших. Помянник отца Антипы был очень велик. Поминал он всех благотворителей прежних за многие годы, всех знаемых. Это поминовение продолжалось более часа. В определенное время, между службами и поклонами, занимался он умной молитвой и ей же посвящал свободные от установленного молитвословия часы дня и ночи. Когда случалось ему быть или служить в монастыре, точно так же, как и каждую субботу, когда он причащался Божественных Христовых Таин в скиту, в алтаре, облачаясь сверх мантии в священническую ризу, предварительно в келье совершал он полную службу на молдавском языке и потом выстаивал без опущения и всю церковную службу в скитском или в монастырском храме. Службу келейную совершал отец Антипа со вниманием полным. Не раз замечала братия, какими горькими слезами обливался он на молитве. Молитва была так сладостна для него, что он всегда жалел, что у него для молитвы недостает времени. В первую неделю Великого поста отец Антипа вовсе не употреблял ни пищи, ни питья. В такой же строгости соблюдал он пост в понедельник, среду и пятницу в течение всего года и в навечерия праздников Рождества Христова и Богоявления. В эти два сочельника даже и в предсмертной болезни своей, когда от сильного жара высыхал у него совершенно рот, не решался он облегчить своих тяжких страданий глотком воды. Для постника была достаточна та пища, которую ему раз в неделю приносили на обед в субботу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из книги «Валаамский монастырь и его подвижники» Издательство Валаамского монастыря, 2005г. V. Валаам В первый год пребывания своего в России, как только открылась навигация, посетил отец Антипа Валаамский монастырь. Всей душой полюбил он тогда пустынные безмятежные кущи Валаама. И как только кончились его дела по сбору подаяний в пользу Молдавского скита, с благословения своих молдавских старцев, 6 ноября 1865 года прибыл он на Валаамские горы. Маленькая, уединенная келия в скиту Всех святых приютила здесь ревностного любителя безмолвия и молитвы. Прожив шесть лет на Валааме отец Антипа пожелал навсегда здесь остаться. 21 декабря 1871 года игумен Дамаскин обратился к митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Исидору с представлением об определении отца Антипы в число братии Валаамского монастыря. К сожалению, переписка о принятии отцом Антипы российского гражданства и включении его в число братии монастыря продолжалась до самой его смерти, так и ничем и не закончившись. Велики были молитвенные подвиги отца Антипы на Афонской Горе и среди шума мирского в городах Молдавии и России, но там они развлекаемы были, по необходимости, то рукоделием с целью пропитания, то обращением с мирскими людьми по делам монастырским и по сбору. В уединении же Валаамском молитва сделалась единственным и исключительным его занятием. Она занимала весь день и почти всю ночь подвижника. Кроме неопустительного исполнения денно-нощной службы по церковному уставу, отец Антипа каждый день прочитывал два акафиста Божией Матери: один – общий и другой – Ее Успению, и ежедневно полагал по 300 земных поклонов с молитвою о спасении всех усопших. Помянник отца Антипы был очень велик. Поминал он всех знаемых. Это поминовение продолжалось более часу. В определенное время, между службами и поклонами, занимался он умною молитвою и ей же посвящал свободные от установленного молитвословия часы дня и ночи. Когда случалось ему быть или служить в монастыре, точно так же как и каждую субботу, когда он причащался Божественных Христовых Таин в скиту, в алтаре, облачаясь сверх мантии, в священническую ризу, предварительно в келье совершал он полную службу на молдавском языке и потом выстаивал без упущения и всю церковную службу в скитском или монастырском храме

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Иеросхимонах Антипа Иеросхимонах Антипа (в миру – Александр Елисеевич Половинкин) родился 7 июня 1836 года в г. Каменецк-Подольске, в семье офицера. В возрасте двадцати двух лет поступил на службу в 1-й департамент Правительствующего Сената. 6 июля 1860 года, по прошению, уволился со службы и, невзирая на увещания родных и знакомых, располагавших и связями, и состоянием, навсегда покинул многосуетный мир и удалился в пустынь. 24 июля 1860 года прибыл на Валаам, где известный своей аскетической жизнью и мудростью игумен Дамаскин принял его под свое духовное водительство. Поначалу Александр трудился на общих монастырских послушаниях. Вскоре игумен Дамаскин определил его в монастырскую канцелярию. Обладая прекрасным и твердым почерком, при своем редком усердии и любви к делу, брат Александр как нельзя лучше соответствовал этому назначению. Через год по поступлении в обитель Александр Половинкин был зачислен в братство Валаамского монастыря и 24 ноября 1868 года пострижен в монашество с наречением имени Амвросий. Более двенадцати лет отец Амвросий ревностно и безропотно нес послушание в монастырской канцелярии. Он вел строгий образ жизни. Вставая к полунощнице в два часа ночи, шел в храм. Возвратясь из церкви, уже не ложился отдыхать, в то время как другие после службы позволяли себе немного отдохнуть. Исполнив келейное монашеское правило, занимался или резьбой по дереву, или брал ведра и шел за водой, желая послужить братии. Водопровода тогда не было в обители, и за водой приходилось спускаться по крутой горе к заливу. Весной и осенью, когда обледенелый снег покрывал гору и тропинку, ведущую к заливу, часто в ночное время, отец Амвросий, подымаясь в гору с водой, спотыкался и падал. Однако это не удерживало его рвения послужить братии, и он, по благословению своего духовника, не оставлял этот подвиг, остававшийся для всех неизвестным. Не давая себе отдыха, выходил он потом на послушание в канцелярию. 31 марта 1873 года отца Амвросия рукоположили в сан иеродиакона. По своему смирению, желая быть простым монахом, он долго и убедительно просил игумена освободить его от священного сана, ссылаясь на свое недостоинство. Отец Дамаскин все его доводы разбил словами: «В сознании своего недостоинства принимай это служение. Уж если такие люди, как ты, будут отказываться от диаконства и священства, то тогда некого будет представлять к посвящению».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010