Встречные богомольцы смотрят во все глаза, - кажется, говорят: " богомо-льцы, тоже... гулять приехали! " Я думаю смущенно: и монашенок не отвечает, и уши у него краснеют, - от непристойности. Подъезжаем к белой величественной гостинице. На ее вышке, в " гнезде " , написана икона валаамских чудотворцев, преподобных Сергия и Германа. Преподобные стоят, в золотых венчиках, и держат свитки с писанием. Юные глаза остро видят, и мы читаем: на левом свитке - " Братие, покоряйтеся благоверному царю... " , а на правом, у преп. Германа, - " Три-Солнечный свет Правосла... " У ног Преподобных - озеро; над ними, в лазурном небе, - Преображение; за ними - между ними - белая Валаамская обитель, пониже их. На широком каменном крыльце встречают несколько человек гостиных служек, в белобумажных подрясниках, стянутых кожаными поясами, и во главе их коренастый, низенький старичок, - в потертой камилавке, испытующе вглядывается в нас: видно - не ожидал таких. Это " хозяин " гостиницы, о. Антипа. Взгляд его серых глаз смущает: я вспоминаю, как та женщина опасливо говорила нам: " Вот и Бог соединил, а как бы не разлучили вас! вас в одну келейку, а супружечку в другую. Лет тридцать тому были мы тут с покойным мужем, нас разлучили... такой уставный закон у них, старца Назария, Саровского, очень строго " . Жена измучена морской болезнью, я тоже едва держусь, как же ее оставить? Это меня пугает, и я даю слово, если это случится - с первым же отсюда пароходом! - Благослови, Господи, доброе пребывание... Дело хорошее, Преподобные радуются на вас... - ласково, но с сомнением, встречает о. Антипа, а глаза смотрят строго. - Из Питера изволите?.. Взгляд испытующий. Я ожидаю в тревоге, что " разлучит " . Почтительно ожидают служки. - Нет, из Москвы... - отвечаю я, и вижу общее удивление. - Из Мо-сквы-ы?! - с сомнением говорит о. Антипа, - сда-лё-ка вы... - в голосе нерешительное что-то. Надо сказать, что московские богомольцы на Валааме редки; большинство - питерцы, псковичи, новгородцы, олончане, финны. А теперь - какие?..

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

- Понятно, каждому свое уважение...- шепотком говорит о. Антипа. - Ина слава солнцу, ина слава луне... Ну, ее после примет, а вас я наперед проведу. Надобно мне к гостинице поскорей, да и московские вы, на вас слава далекая, а дальнему особое уважение - почет. И серый глазок его смеется. Я спрашиваю про бледного послушника у двери, опустившего голову в печали, - почему он такой, приговоренный. - А провинился. Это место, у притолоки, - для горького покаяния. Вот и ждет послушания себе. Вы уж на него не смотрите, он и без того сокрушается. Не велик грешник... так, маленько чего ослушался. Из соседней комнаты выходит настоятель. Старушка хочет к нему приблизиться, но о. Антипа ограждает: " Не лезь первая, тут покажи смирение - там зато будешь первая. Ты уж другажды добиваешься, я тебя знаю, а мы в первый раз " . Игумен Гавриил - настоящий властитель валаамский; высокий, крепкий, с умным взглядом добрых и светлых глаз. Говорит неспешно, плавно, видимо - думает, пойдет ли к делу. Благословляет нас. Провинившийся послушник земно кланяется ему и становится ждать у притолоки. О. Гавриил удостаивает нас чести: приглашает на чай, в гостиную. О. Антипа доволен, ласково мне мигает, словно хочет сказать: " говорил - не бойтесь! " Мебель гостиной - старинная, красного дерева, тяжелая: стол овальный и опять - высокие часы с курантами: помнить надо - " время пению, молитве час " . Над столом картина Шишкина, писанная художником в море, " за две версты " . Святые острова, дремучие леса на скалах и белый монастырь, благословляющий крестами; скит Никольский, скит Всех Святых, и над водами - чайка. - Знаменитый Шишкин это, - говорит о. игумен, - во славу Божию здесь трудился. Художники нас не забывают, любят природу Божию. У нас и свои художники, весь собор сами расписали. У нас и школа живописная. Все посмотрите, и святыни, и мастерские наши. Из Москвы вы... А Донской монастырь вы знаете? Господи, Донской!.. Там похоронен мой отец... и Горкин. О. игумен учился там: - В духовном училище там учился, Москва - родная мне. И грустно улыбнулся, вспомнил.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В первую неделю Великого поста отец Антипа вовсе не употреблял ни пищи, ни питья; в такой же строгости соблюдал он пост в понедельник, среду и пятницу в течение всего года и в вечер праздников Рождества Христова и Богоявления: в эти два последних дня (сочельника) даже в предсмертной болезни своей, когда от сильного жара высыхал у него совершенно рот, не решался он облегчить своих тяжких страданий глотком воды. На четыре же непостных дня – воскресенье, вторник, четверг и субботу – для постника была достаточна та пища, которую ему раз в неделю приносили на обед в субботу. Так подвизался отец Антипа круглый год в скиту, когда же приходил в монастырь, здесь уже он сообразовался с чином монастырским. В монастырь он приходил три раза в год – на Рождество Христово, на Страстную неделю и неделю Святой Пасхи и на всю неделю Пятидесятницы. Кроме этих определенных дней приводила его в монастырь еще необходимость духовного собеседования с близкими ему лицами, приезжавшими собственно для него на Валаам. Хотя приезды этих лиц крайне тяготили любителя безмолвия, но на них всегда отзывался он безграничным радушием. Здесь выражались его глубокая самоотверженная любовь к ближним, его тонкое благочестивое чувство, боявшееся чем-нибудь опечалить их. По целым дням тогда затворник находился в обществе женщин, пил чай, ел. «Как можешь ты соединять продолжительный скитский пост с таким неожиданным разрешением?» – в недоумении спрашивал его один из отцов валаамских. Дивно отвечал он ему словами святого апостола Павла: «Во всем и во всех навыкох: и насыщатися, и алкати, и избыточествовати, и лишатися». ( Флп. 4, 12 ). «Батюшка, ты обращался много с женщинами, неужели не приходило тебе дурных мыслей?» – спрашивал его в последние дни его земной жизни один из преданных учеников. «Никогда! – отвечал ему сохранивший себя в девственной чистоте отец Антипа. – Не могут прийти такие мысли чадолюбивому отцу, тем более не могут прийти они отцу духовному. Единственным моим желанием по отношению к моим ученикам и ученицам было их преуспеяние духовное и вечное спасение их души».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Во время затишья в Москве, собрана была о. Антипой в С.-Петербурге по сборной книге довольно значительная сумма. Между тем, мало-помалу забылось в Москве впечатление, произведенное катастрофой, и от ее обитателей стали снова поступать к о. Антипе разные приношения, обилием своим вскоре заставившие и его, и отцов молдавских совершенно забыть о минувшей потере. Так успешно шли дела о. Антипы по сбору приношений. Этим успехом, главным образом, он обязан был тому глубокому чувству доверия и сердечной расположенности, которое питали к нему все знавшие его в России, как и прежде в Молдавии. И в Москве, и в С.-Петербурге люди благочестивые из всех слоев общества обращались к нему за духовными наставлениями. У него было много искренних учеников. Оба высокопреосвященные митрополиты – петербургский Исидор и московский Филарет – оказывали ему милостивое внимание и беседовали с ним о духовной жизни. Святителю московскому о. Антипа представлен был о. Нифонтом; святителю же петербургскому он сделался известен случайно. Однажды, прибыв из Москвы в С.-Петербург для получения сборной книги из Святейшего Синода, о. Антипа помещен был, как странник, в Свято-Троицкой Александроневской лавре, в одной келье с приехавшим по делам своим в столицу былым священником. Вскоре наступил великий пост. По своему обыкновению о. Антипа ходил ко всем церковным службам в святой лавре; в келье совершал днем и ночью всю постную службу на молдавском языке и исполнял схимническое правило; пищи и питья не употреблял вовсе: так что и ночь и день подвижника проходили почти в одной молитве. Миновал первый день поста, миновал второй, третий... все тоже! С удивлением смотрел на такую жизнь сообитатель о. Антипы; в конце недели, представляясь по своему делу, передал он, между прочим, все, его поразившее, высокопреосвященнейшему митрополиту Исидору: святитель обратил внимание на подвижника. Велико было это внимание архипастыря к о. Антипе: кроме постоянного милостивого отношения к нему, он взял его с собой в Задонск, на открытие мощей св. Тихона.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С подвигами телесными, бдением, постом, соединял юный воин Христов умную молитву, которой научил его схимонах Гедеон, около 30 лет подвизавшийся в затворе близ их монастыря. Строгая, самоотверженная жизнь о. Антипы резко выделялась среди общего монастырского строя. Духовник советовал ему идти на Афон. Туда же стремилось сердце и самого о. Антипы. В это время славился в Молдавии своими высокими подвигами и духовной опытностью настоятель монастыря, называемого «Браз», архимандрит Димитрий. До настоятельства в глухом лесу проводил он строгую, отшельническую жизнь. Случайно тогда нашел он в земле сосуд, наполненный золотыми монетами. При сосуде была записка, объяснявшая, что деньги эти принадлежат молдавскому митрополиту Досифею, который спрятал их, узнав о неизбежной ему, мученической кончине от руки турок. «Кто найдет эти деньги, – говорилось далее в записке, – тот должен выстроить на них монастырь и три скита; по окончании постройки третьего, последнего скита, обретут и мои мощи». Объявив о чудесной своей находке молдавскому митрополиту, с его благословения, о. Димитрий ревностно приступил к исполнению последней воли блаженного митрополита Досифея. Воздвигнут был великолепный монастырь. Окончена была постройка и третьего, последнего скита, в ограде которого поручил о. Димитрий выкопать для себя могилу. Когда в день освящения скитского храма прибыл в скит о. Димитрий, ему объявили, что могила, которую он приказал вырыть, что-то осыпается. В его присутствии докопались и обрели ковчег с мощами блаженного митрополита Досифея. «Я сподобился видеть эти мощи, – говорит о. Антипа, – я прикладывался к ним; от них благоухание». К этому-то о. архимандриту Димитрию и обратился о. Антипа за духовным советом. Вообще о. Димитрий всегда удерживал стремившихся на Афонскую гору; на этот раз, к удивлению всех, он согласился отпустить туда о. Антипу, прибавив, что он пострижет предварительно сам его в монахи. Так монахом, с именем Алимпия, отправился о. Антипа на Святую гору. В одной из пустынных келий Афона подвизались в это время два соотечественника о.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Преподобный Антипа Валаамский (Афонский): главы из книги «Тайна будущего века» Святая северная Русь… Недаром называли ее нашей Фиваидой, ибо дух особого «пустыннолюбия» отличал ее с самых древних времен. Потому-то и было у нас на Русском Севере так много островных обителей… А остров, как известно, что в сказке, что в мифе, что в устном предании, всегда представал читателю и слушателю, или же наяву, в действительности – путешественнику и мореплавателю, как мир не просто обособленный, но совершенно другой, как иное, часто полное неведомых тайн и своих законов, пространство земного бытия. Остров же святой, на котором особился монастырь или скит, представал таким миром тем более. Не море житейское, воздвизаемое зря, билось на каком-нибудь дальнем острове северной Руси в монастырские врата и подступало к самым дверям келий, а суровые и бурные воды защищали надежно от многомятежного и суетного мира тех, кто от более южных пределов приходил в полунощную нашу сторону в поисках никем и ничем не нарушаемой пустынной тишины и молитвенного уединения… И была та островная пустыня – всем пустыням пустыня. Сколько же их было, этих обителей, на озерных островах и «в морских отоцех», в Архангельской, Вологодской, Выборгской, Новгородской, Олонецкой, Санкт-Петербургской губерниях… Крестный Онежский монастырь – на острове Кие в Онежской губе Белого моря; Спасо-Каменный – на Кубенском озере; Валдайский Иверский Свято-Озерский Богородицкий монастырь; Кириллов-Белый Новоозерский – на одном из островов Нового озера; Череменецкий Иоанно-Богословский – посреди Череменецкого озера; Клименецкий Свято-Троицкий монастырь – на Клименецком острове Онежского озера; Рождество-Богородичный Коневский – на Коневце посреди Ладоги… И совсем уже на севере – Соловки со знаменитым Спасо-Преображенским Соловецким монастырем. Но нет, был, был у нас еще северней Николаевский Новоземельский скит при Карельском Николаевском монастыре, основанный за тысячу с лишним верст от него, на Новой Земле, в страшной ледяной пустыне Северного Ледовитого океана с его бесконечно длящейся зимней темью…

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А в те же самые годы где-то там, на севере, в России, на далеком, полном могучей и суровой красоты монашеском острове, о котором скорее всего тогда еще и не слышал ничего молодой молдавский послушник, начинал свое игуменское служение честной отец Дамаскин (Кононов), который, конечно же, не мог знать о дальнем монастырьке в валашском княжестве. Но через десятилетия им предстояло встретиться, послужить на Валааме рядом – каждому на своем месте – Богу и Святой Церкви и почти в одно время, с разницей в год, отойти ко Господу. Пока же будущий отец Антипа, не дававший себе никогда ни в чем послабления, истинно подвижническим отношением к любому возложенному на него послушанию резко выделялся из числа монастырской братии, которая иной раз любила и попразднословить по-мирски, и в чем-то досадить друг другу, и вздремнуть «безгодно», в неурочное время. «О, лен курящийся», – такими словами пророка Исаии (Ис., 42,3) укорял частенько настоятель кого-либо из братии, желая указать тому на его нерадение и на то, что в нем едва ли можно отыскать искру добра. Духовник Александра, зная внутреннее его устроение, советовал ему идти на Афон. Туда же стремилось и сердце молодого подвижника, но он понимал, что решающим в таком деле должно быть благословение на него особо опытного в духовной жизни старца. Таким в то самое время был в Молдавии настоятель монастыря, называемого Браз, архимандрит Димитрий, который славился высокими подвигами и даром духовного рассуждения. До своего настоятельства проводил он строгую отшельническую жизнь в глухом лесу. К этому-то настоятелю обители Браз и обратился Александр за духовным советом. Обычно архимандрит Димитрий удерживал стремившихся на Афонскую Гору, но на этот раз, к удивлению всех, не только согласился отпустить туда молодого послушника, но и совершил над ним постриг перед его дальним странствием. Так монахом, нареченным в иночестве Алипием и получившим благословение старца, отправился будущий Валаамский затворник на Святую Гору Афон, которую кто-то из давних церковных авторов назвал «златым христианским кадилом» всего Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Дети из Косово, гостившие в Петербурге, вернулись на родину сентября 2008 30 августа закончилось двухнедельное пребывание в Петербурге детей из Косово. В Петербурге детей принимали в православной школе имени преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. 30 августа закончилось двухнедельное пребывание в Петербурге детей из Косово.  Поездка проходила по благословению епископа Рашко-Призренского и Косово-Метохийского Артемия и при поддержке генерального директора Нишской епархии Сербской Православной Церкви Деяна Павле Накича. В Петербурге детей принимали в православной школе имени преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. Сбор помощи для приема детей был организован активистами петербургского отделения Всероссийской организации " Косовский фронт " . 34 ребенка в возрасте от 12 до 16 лет прибыли в наш город из косовских анклавов, где проживают в тяжелейших условиях. У некоторых детей даже отсутствуют дома. Кто-то живет с родителями в фургоне, кто-то - прямо в помещении школы.   Адаптация прибывших детей проходила нелегко. Некоторые ребята больше года не покидали свои дома. Поэтому главный упор организаторы приема сделали на живое общение юных сербов с учениками православной школы. Кроме того, дети побывали в Петергофе, Кронштадте, Царском селе, съездили к святыням Пскова и Валаама, посетили открывшуюся в Петербурге выставку сербского фотографа Дарко Дозета.   В последний день пребывания детей в Петербурге был организован совместный праздник русских и сербских школьников, на который пришли более ста учащихся православной школы имени преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев со своими семьями. Ребята пели и танцевали, водили хороводы и вели беседы до утра. Одна из сербских девочек написала песню о великом даре международной дружбы, о своей любви к России и преподнесла ее своим русским друзьям. Начальник Косово-Помаровского округа Драган Николич выразил желание, чтобы подобные поездки сербских детей в Россию и прием русских детей в Сербии стали регулярными, для укрепления русско-сербской дружбы. А директор и духовный наставник школы преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев иеромонах Антипа (Никаноров) отметил воспитательную роль подобного межнационального общения.   " Вода живая " , 02.09.2008. Фото - Людмила Крапухина. На фото - прощальный вечер сербских и русских школьников в православной гимназии святых Сергия и Германа Валаамских. Поделиться 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 26 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=193...

Но останься Александр в Нямце, кто знает, довелось бы ему дойти до столь полюбившейся позднее его сердцу северной пустыни острова Валаам… А именно туда вел его Божественный Промысл. Пока же отправился он в Валахию. Там принят был Александр в небольшой штатный монастырь, в котором он два с лишним года ревностно и с полным самоотвержением трудился на разных послушаниях. Немало претерпел он за это время скорбей и лишений. Молодому подвижнику не давали монастырской одежды, и даже места в келье для него не находилось. Спал он, где придется, чаще всего на хуторе, на кухонном полу. Однажды заснул он в поле, в стоге сена, и чуть было не погиб от холода. Монахи спохватились, что нигде его нет, только утром следующего дня и, уже занесенного снегом и полузамерзшего, с трудом отыскали, едва сумев отогреть и привести в чувство. В этом монастыре юный воин Христов стал творить умную молитву Иисусову, соединяя ее со своими телесными трудами, постом и бдениями. С ранних лет знал Александр, что она есть общее дело у человеков с Ангелами, и руководствовался богомудрыми советами Святых Отцов о непрестанной молитве, необходимой душе, как воздух легким. Теперь же будущий старец Антипа получил наставника в Иисусовой молитве – опытного подвижника, схимонаха Гедеона, что около тридцати лет провел в затворе близ этого валашского монастырька. Под руководством старца послушник стал затворяться в клети своего сердца, отыскивая «внутреннюю сокровищницу свою», чтобы узреть «сокровищницу небесную». Ибо, как пишет преподобный Исаак Сирин , «и то, и это одно суть; и одним входом видишь ты их обеих. Лествица в Царствие оное внутрь тебя сокрыта, т.е. в душе твоей. Омой себя от греха, и найдешь там степени восхождения, по коим можешь взойти в него». Случалось, когда Александр постом проводил ночи на молитве, резкие, пробуждавшие спящих монахов крики рысей, что обитали в тех местах, тревожили ночную тишину. Но он никогда не слышал их, ибо целиком был погружен внутрь своего сердца. И лишь удары колокола, призывавшие братию к полунощнице, доходили до его слуха.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Петербург прибыли юные паломники из Сербии августа 2008 42 ребенка в возрасте от 11 до 16 лет проведут в Петербурге две недели. Прием детей организовала православная школа имени преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. 16 августа в Петербург прибыла группа детей из Косово. Эта первая паломническая поездка сербских детей в город на Неве проходит по благословению епископа  Рашко-Призренского и Косово-Метохийского Артемия и при поддержке генерального директора Нишской епархии Сербской Православной Церкви Деяна Павле Накича.   42 ребенка в возрасте от 11 до 16 лет проведут в Петербурге две недели. Прием детей организовала православная школа имени преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. " В июне учащиеся нашей школы ездили в паломническую поездку по четырем епархиям Сербии. Наши дети посетили двенадцать монастырей в пяти сербских епархиях, были в Косово в монастыре Грачаница, познакомились с сербскими детьми, вместе с которыми пели на Литургиях. Теперь мы рады оказать ответный прием сербским детям из Косово " ,- рассказал директор и духовный наставник школы иеромонах Антипа (Никаноров).   Прибывшие дети являются учащимися воскресных школ косовских Митровицы и Грачаницы. Их ожидает насыщенная программа, включающая  паломнические поездки по святыням Петербурга, пригорода, Пскова, Изборска и Валаама, а также мастер-классы народных ремесел, фольклорные концерты, экскурсии. Первый день пребывания детей прошел в Александро-Невской Лавре. Юные паломники познакомились с историей и достопримечательностями Лавры, а также побывали на концерте детско-юношеского хора во имя преподобного Иоанна Дамаскина при соборе Владимирской иконы Божией Матери.   Ребята из Сербии с трудом проходят адаптацию в новых непривычных условиях. Большинство косовских детей проживает в обнесенных колючей проволокой анклавах, выход за пределы которых опасен. Одна из прибывших девочек за год ни разу не покидала свой дом и теперь переживает почти шоковое состояние. " У многих детей психологические проблемы и мы приложим все усилия, чтобы помочь им оправиться от пережитых потрясений, - говорит отец Антипа, - Прежде всего, мы хотим, чтобы наши дети и дети из Сербии не просто принимали участие в совместных программах, а действительно подружились. Наша задача продемонстрировать, что русско-сербская дружба существует не только на словах " .   " Вода живая " , 17.08.2008. Фото - www.kosovo-pole.ru Поделиться 28 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=193...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010