В предисловии представлен целый ряд статей. Они рассказывают о западном обряде? Эти статьи написаны священниками и мирянами РПЦЗ и Антиохийской Архиепископии о том, что такое западный обряд, как они его видят, почему он является православным. Там же есть статья, которая посвящена Антиохийскому монастырю святого Лаврентия и Богоматери Гластонберийской. Мы постарались максимально охватить всю традицию, все вопросы. Например, рассказываем об обычае закрывать иконы и кресты Великим Постом. В православии восточного обряда такого нет, а на Западе существует. В молитвослов включён календарь западных святых. Расскажите об этом. Этот календарь используется в Антиохийской Архиепископии. Он несколько шире, чем календарь РПЦЗ. Хочу отметить, что тот календарь, который мы приводим, приводится по новоюлианскому стилю в соответствии с антиохийской практикой.  Что это за святые? Дораскольные. Хотя вопрос о признании святости на стыке эпох сложный. Стали ли все западные христиане, в том числе подвижники, автоматически безблагодатными раскольниками в определённый день и час 1054 года? Это непростой вопрос.  Итак, в конечном счёте мы можем говорить о такой субтрадиции в рамках православия, как западная литургическая традиция, западный обряд. И это не какой-то частный проект, а вполне органическая часть православной традиции и русского православия в том числе? Да, с 30-х годов XX века это действительно так. Спасибо!   Беседовал священник Дмитрий Артёмкин Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/6172624

Книга общих молитв — это вроде нашего молитвослова? В этой книге — всё: и Литургия, и псалмы, и гимны, и некоторые изменяемые части. Это некого рода требник, служебник и молитвослов под одной обложкой. В итоге в «Христианском чтении» в 1904 году были опубликованы замечания к Книге. Синодальная комиссия рассмотрела её и предложила правки, которые можно внести в Книгу общих молитв для того, чтобы она была общеупотребима. В итоге эту работу уже проделала Антиохийская Архиепископия в 50-60-е годы. И, в принципе, они её завершили. До сих пор книга используется в западнообрядных общинах, но широкого хождения не имеет. Работа была начата непосредственно патриархом Тихоном, поэтому мы решили назвать эту книгу в его честь как человека, который не на словах, а на деле положил начало формированию западного обряда Русской Православной Церкви. Получается, что тогда, в 1904 году, эта работа не была выполнена полностью? Её инициировали, но доделали представители Антиохийского Патриархата. Да. А к какой версии можно отнести ваш молитвослов? Этот молитвослов — скорее компиляция. Мы не ставили целью подготовить перевод какой-то одной богослужебной книги, потому что они очень разные и их достаточно много. Выбирать какую-то одну нам показалось нецелесообразным, мы старались переводить то, что было интересно и наиболее общеупотребимо. Например, у нас есть переведённые чины погребения и исповеди, но в молитвослов мы их не стали включать, потому что это всё-таки не требник для священника.  Какова ближайшая цель подобного издания на русском языке? В первую очередь образовательная — познакомить русскоязычного читателя с иной традицией, которая существует в православии. При издании мы преследовали цель, во-первых, рассказать о том, что такое западный обряд в православии в принципе, во-вторых, познакомить читателя с некоторыми образцами молитв, которые используют в общинах западного обряда Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ) и Антиохийского Патриархата. Конечно, в основном мы ориентировались на опыт Антиохийской Северо-Американской Архиепископии. Это связано с тем, что Архиепископия в отличие от РПЦЗ всё же старается сохранять чины и практики, которые существовали в Лютеранской и Англиканской церквях, принимая из них всё то, что литургически соответствует православию.

http://bogoslov.ru/article/6172624

с иллюстрациями на полях; нек-рые из этих рукописей содержат рубрики иерусалимского происхождения, включенные в студийский городской монашеский обряд того времени. Развитые муз. версии кафедральной псалмодии для вечерни в день Пятидесятницы записаны в нек-рых списках Псалтикона, в то время как праздничные обработки неизменяемого 1-го антифона песненной утрени присутствуют в 4 рукописях: Messin. gr. 161, Grottaferrata Γ. γ. VI и VII, Kastoria 8. Два уникальных источника, в к-рых записан мелос для 2-недельного будничного цикла к-польского кафедрального обряда, имеют фессалоникийское происхождение: Athen. Bibl. Nat. 2061 (нач. XV в.) и 2062 (кон. XIV в.). В др. рукописях того же периода (Vindob. Theol. gr. 185, ок. 1385-1391; Ibid. Phil. gr. 194, XV в.; Laur. Λ 165, XV в.; Athen. Bibl. Nat. 899, XV в.; Ibid. 2401, XV в.; Vatop. 1527, 1434) зафиксированы сопоставимые по стилю распевы песненной вечерни для суббот и праздников (см.: Lingas. Festal Cathedral Vespers). Несмотря на позднее происхождение, мелос кафедральных служб в этих рукописях в целом консервативен по стилю. Как правило, он представляет архаичные формы антифонной псалмодии, сохранившие иерархическое распределение функций между подготовленными солистами, обученными хорами и теми, кто пел рефрены. Обряд Великой ц. в К-поле в значительной мере сохранил свое «имперское» великолепие до кон. XII в. От этого времени имеется свидетельство канониста Патриарха Антиохийского Феодора IV Вальсамона , что певчими (ψλται) в столице были евнухи (PG. 137. Col. 532; см. также: Moran N. K. Singers in Late Byzantine and Slavonic Painting//Byzantina Neerlandica. Leiden, 1986. T. 9. P. 25-26; idem. Byzantine castrati//Plainsong and Medieval Music. 2002. Vol. 11. Pt. 2. P. 99-112). Эта практика прекратилась с лат. оккупацией 1204-1261 гг., после к-рой в большинстве визант. храмов службы согласно песненному последованию совершались только по большим праздникам и в субботу вечером. Поздневизант. источники сообщают о 2 необычных службах, происходивших от к-польской кафедральной традиции и совершавшихся на Воздвижение Честного и Животворящего Креста и в неделю пред Рождеством Христовым (см.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Более ограничены полномочия персональных Ординариев и персональных приходских настоятелей. Они действительным образом ассистируют при браке лишь тех лиц, одно из которых является их подданным. 2.1.2. Полномочие в отношении территории Для действительного осуществления права ассистировать при бракосочетании от ординарного ассистента требуется территориальная компетенция. Только в пределах своей территории местный Ординарий и приходский настоятель действительным образом ассистируют при бракосочетании их подданных и не подданных, лишь бы один из них принадлежал к Церкви sui iuris (автономной) ординарного ассистента. Если в пределы диоцеза включается представительство Святого Престола, не подлежащее (exempta) власти управления местного Ординария, то это исключение (exemptio) не распространяется на то, что касается заключения брака (кан. 366, § 1). Поэтому, если папский Нунций хочет ассистировать при бракосочетании в своей частной часовне, для действительности этого брака он должен получить это полномочие от местного Ординария или приходского настоятеля. В дисциплине восточных Церквей из принципа территориального ограничения права благословлять браки делается исключение для Патриархов восточных католических Церквей, которые могут обвенчать верующих, принадлежащих к их Церкви sui iuris, где бы они ни находились. Напротив, такая привилегия не даётся Кардиналам латинской Церкви. 2.1.3. Полномочие в отношении обряда Согласно кан. 1109 ординарное право ассистировать при бракосочетании даётся местному Иерарху или Ординарию или приходскому настоятелю с тем условием, чтобы по меньшей мере один из супругов принадлежал к Церкви sui iuris. Иерарха, Ординария или приходского настоятеля. Восточные католические Церкви разделяются на пять основных обрядов, каждый из которых, за исключением армянского, подразделяется на партикулярные обряды или Церкви sui iuris. Эти пять основных обрядов таковы: 1) Антиохийский обряд , долгое время складывавшийся сначала в Иерусалиме, а затем в Антиохии, и распространившийся в Сирии и Месопотамии; в XVII веке он установился и в отдельных частях Малабарского побережья (Индия). Это обряд маронитов, сирийцев и маланкарцев в Индии. Первые подчиняются Антиохийскому Патриарху маронитов, вторые – Антиохийскому Патриарху сирийцев, третьи – Митрополиту в Тривандруме.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Разумеется, к этому огласительному минимуму дело не сводилось. Следует в первую очередь добавить проповедь о символе по случаю “возвращения” символа, а также объяснение обряда отречения от сатаны. Златоуст придерживался в общих чертах того же плана, хотя доподлинно неизвестно, имел ли хождение в Антиохии обряд “передачи и возвращения молитвы Господней”. Из проповедей Феодора Мопсуэстийского мы знаем, что антиохийские учителя объясняли молитву в то же время, что и Августин, т. е. до крещения. И Златоуст, и Августин делали особый акцент на моральной подготовке катехуменов и не упускали эту цель из виду на всем протяжении катехизиса для неофитов. Как и Златоуст, Августин подчеркивал, что неофиты должны приложить все усилия к тому, чтобы сохранить свои белоснежные крещальные одежды незапятнанными. О таинстве евхаристии Августин, как и Златоуст, говорит предельно кратко. О прямом заимствовании у Златоуста говорить не приходится, так как знакомство Августина с восточными отцами было крайне ограниченным из-за того, что он практически не читал по-гречески. Кроме того, в Северной Африке были свои вполне самостоятельные и древние традиции. Так, например, обряд отречения от сатаны в Карфагене и, по всей видимости, в Гиппоне проводили не накануне крещения, как это было повсеместно в Восточной церкви, а за несколько недель до него, перед обрядом “передачи символа”. Общим контекстом обряда отречения было не крещение, a scrutinii , о которых уже говорилось выше. Как мы помним, внимательный осмотр телесного и духовного состояния кандидатов включал в себя публичный экзорцизм. Так как экзорцизм совершают над человеком без видимого участия его собственной воли, то сама логика обряда требовала, чтобы после бессознательного очищения от бесовских влияний следовало вполне сознательное отречение от сатаны. При этом общий смысл обряда отречения западные учителя понимали так же как и восточные: Полагаясь на Христа, своего Наставника, он [крещаемый] отрицает врага и ангелов его, то есть всякую магическую прелесть, поддерживаемую ангелами сатаны.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

М., 1998. С. 131-141. Лит.: Сипягин А. , свящ. Александрийский обряд//К соединению: Рус. католич. журнал. 1933. 1. С. 9-14; 2. С. 7-14; он же. Антиохийский обряд//Там же. 3. С. 7-10; 6. С. 6-9; 7-8. С. 14-24; Herman E. A. De «Ritu» in Iure Canonico//OrChr. 1933. Vol. 32. P. 126-128; Les Églises unie d " Orient. P., 1934; Attwater D. The Catholic Eastern Churches. Milwaukee, 1935; De Vries G. Oriente Cristiano ieri e oggi. R., 1949. P. 127-163; Janin R. Les Églises orientales et les rites orientaux. P., 19554; Coussa A. Codificazione Canonica Orientale//Oriente Cattolico. R., 1963. P. 35-61; Basset W. V. The Determination of Rite//Analecta Gregoriana. R., 1967. Vol. 157. P. 9-138; Fedalto G. La Chiesa latina in Oriente: In 2 vol. Verona, 1976; u ek I. Che cosa è una Chiesa, un Rito Orientale?//Seminarum. R., 1975. Vol. 27. P. 263-277; idem. The Patriarchal Structure according to the Oriental Code//The Code of Canons of the Oriental Churches: An Introd./Ed. C. Gallagher. R., 1991. P. 40-58; idem. Index Analyticus: Codicis Canonum Ecclesiarum Orientalium. R., 1992; idem. Particular Law in the Code of the Eastern Churches//The Code of Canons of the Eastern Churches: A Study and Interpretation/Ed. I. Chiramel, K. Bharanikulangara. Alwaye, 1992. P. 39-56; Brogi M. Nomine vescovili nelle chiese orientali cattoliche//Kanon. W., 1985. Vol. 6. Pars 1. P. 124-141; idem. Codificazione del diritto comune delle chiese orientali cattoliche//Revista Española de Derecho Canónico. Salamanca, 1988. Vol. 45. P. 7-30; idem. La Congregazione per le Chiese Orientali//La Curia Romana nella Costitutio Apostolico «Pastor Bonus»/A cura di P. A. Bonnet, C. Gullo. Vat., 1990. P. 239-267; idem. Le chiese «sui iuris» nel CCEO//Revista Española de Derecho Canónico. 1991. Vol. 48. P. 517-544; idem. Strutture d. chiese Orientali sui iuris secondo il CCEO//Apollinaris. R., 1992. Vol. 65. P. 299-311; idem. Elezioni dei Vescovi Orientali Cattolici//Il processo di designazione dei Vescovi: Storia, Legislazione, Prassi: Atti del X Symp.

http://pravenc.ru/text/155376.html

В различные времена и в различных местах христиане причащались либо в воскресные и праздничные дни, либо по три-четыре раза в неделю. В ранние же, наиболее трудные для новой религии времена люди старались почаще совершать обряд евхаристии. Приобщаясь к Телу и Крови Христа, они черпали духовные силы, чтобы укрепиться в своей вере, и каждое такое собрание единоверцев служило бесценной моральной поддержкой во враждебной среде. Второй (а по некоторым данным – третий) епископ Антиохийский Игнатий (ок. 35 – 107 гг.) поучал, чтобы люди старались чаще собираться для Божественного причащения, ибо, по его мнению, от «частых ваших собраний слабеют силы дьявола и пресекаются его козни» ( Игнатий Антиохийский . На [послание] к Еф.13:2 ). Когда же кто-нибудь из общины заболевал и по состоянию здоровья не мог присутствовать при евхаристии, то Тело и Кровь Христовы ему относили домой. Выполняли эту миссию специально выбиравшиеся в общинах служительницы, впоследствии именовавшиеся дьяконисами (от глагола σιακονω – прислуживать, помогать, оказывать услуги). Именно они занимались благотворительностью и были олицетворением заботы христиан друг о друге. Если бы императорский легат и наместник Вифинии времен Траяна Плиний Младший смог до конца осмыслить суть деятельности допрошенных им под пыткой «служительниц» (дьяконис), являвшихся воплощением кротости и человеколюбия, то, возможно, он усмотрел бы в их признаниях не «безмерное уродливое суеверие», а отсвет добра и подлинной любви. Вообще же на христианских собраниях все совершалось ради любви к Богу и к людям. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:34–35 ). В этом заключался важнейший завет Христа, и для подлинных христиан его соблюдение было обязательным. Ведь он прозвучал над миром тогда, когда буйствовала вражда между людьми, когда ненависть была возведена в обычай, когда недоверие и подозрительность властвовали над родом человеческим. Завет любви открывал путь к спасению, ибо любовь – это крылья, поднимающие человека ввысь и помогающие ему сбросить с себя недостойный груз ненависти и облегчить свой полет в вечность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такая постановка вопроса в его практическом осуществлении была сущей революцией в католической церкви. Но иного выхода не было. 2 В настоящее время «восточный обряд» не обладает ни силой, ни значительностью. По данным Восточной конгрегации дело представляется в таком виде: I. Александрийский обряд: а) копты – униатов более 32 000; б) эфиопы или абиссинцы – около 30 000. II. Антиохийский обряд: а) маланкарессы или малабарцы в Индии-униатов около 9 000; б) марониты у подножья Ливанской горы в Сирии – около 366 000; в) сирийцы – около 71 000. III. Армянский обряд: армяне рассеяны в разных местах, в Армянской республике на Кавказе, в Турции, в Сирии, Южной России, в Польше около Львова. Всего униатов до 100 000. IV. Халдейский обряд: а) малабарцы (отдельно от маланкаресов) в Индии – униатов около 530 000; б) халдейцы в Месопотамии – около 72 000. V. Византийский обряд: а) болгары – униатов около 6000; б)албанцы в Италии, или итало-греки – униатов около 51 000; в) униаты в Югославии. Хорваты, сербы и русины, всего около 42 000; г) мельхиты в Сирии – около 166 000; д) униаты в Венгрии. Румыны и русины, обрусевшие венгры – 142 000; е) русины (малороссы) в Польше, в Восточной Галиции, в Прикарпатской Руси и эмигрировавшие в Америку, всего около 5 000 000. К этому надлежит добавить небольшое движение в Албании и так называемую новую унию, или «восточный обряд» в Западной Европе, Польше, Маньчжурии и Китае – около 25 000 человек. Всего униатов около 8 000 000. Из них большая часть – славяне, причем славяне, за небольшими исключениями, находились в Польше 114 . Считая общее количество православных в 150 миллионов, униаты составят немного больше 5%. Таков результат пятивековых усилий Рима, начиная с Флорентийской унии (1438–1439 гг.). Результат, как видим, небольшой и при этом совершению Следует отметить, что христиане составляют 37% населения земного шара, 684 миллиона против 1 132 миллионов нехристиан 115 , и таким образом пред «всемирным рыболовом», наследником св. Петра, громадное поле деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

В Москве, на подворье Антиохийского Патриархата, прошел крестный ход с младенцами Москва, 17 апреля 2006 г . Крестный ход с младенцами прошел вчера в центре Москвы. Шествие в Вербное воскресенье состоялось, по восточным традициям, на подворье Антиохийского Патриархата, расположенном в храме Архангела Гавриила у Чистых прудов. Обряд, существующий на Востоке в день праздника Входа Господня в Иерусалим, напоминает, как дети встречали въезжающего в город Иисуса Христа. " В Крестном ходе из 300 человек более трети составляли дети; грудных младенчиков держали мамы, а те, кто мог ходить самостоятельно, бежали рядом " , – сообщили ИТАР-ТАСС в храме. Праздник возглавил настоятель подворья епископ Нифон, родом из Ливана. По его словам, на подворье существуют и другие традиции. Так, на Страстной неделе чин Погребения Христа служится на арабском языке с византийскими песнопениями. Восточные элементы присутствуют и во время таинства венчания, при котором используются особые венцы необыкновенной красоты. " Я очень полюбил Россию, и, служа здесь, стремлюсь добавить к русской духовности восточную красоту " , – сказал епископ Нифон. В Москве представительство Антиохийской Церкви, объединяющей христиан, проживающих в Сирии, Ливане Ираке, Кувейте и других странах, появилось еще в XIX веке. Современное подворье было основано в 1947 году с разрешения Сталина. Оно располагается в так называемой " меньшиковой башне " – храме, построенном XVIII веке в барочном стиле. 17 апреля 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/17054.html

Крестный ход с младенцами прошел в Вербное воскресенье на подворье Антиохийского Патриархата в Москве 17 апреля 2006 г. 13:31 Крестный ход с младенцами прошел 16 апреля в центре Москвы. Шествие в Вербное воскресенье состоялось, по восточным традициям, на подворье Антиохийского патриархата, расположенном в храме Архангела Гавриила у Чистых прудов. Обряд, существующий на Востоке в день праздника Входа Господня в Иерусалим, напоминает, как дети встречали въезжающего в город Иисуса Христа. «В Крестном ходе из 300 человек более трети составляли дети; грудных младенчиков держали мамы, а те, кто мог ходить самостоятельно, бежали рядом», — сообщили в храме. Праздник возглавил настоятель подворья епископ Филиппопольский Нифон, уроженец Ливана. По его словам, на подворье существуют и другие традиции. Так, на Страстной неделе чин Погребения Христа служится на арабском языке с византийскими песнопениями. Восточные элементы присутствуют и во время таинства венчания, при котором используются особые венцы необыкновенной красоты. «Я очень полюбил Россию, и, служа здесь, стремлюсь добавить к русской духовности восточную красоту», — сказал епископ Нифон. В Москве представительство Антиохийской Церкви, объединяющей христиан, проживающих в Сирии, Ливане Ираке, Кувейте и других странах, появилось еще в XIX веке. Современное подворье было основано в 1947 году с разрешения Сталина. Оно располагается в так называемой «Меньшиковой башне» — храме св. Архангела Гавриила, построенном XVIII веке в барочном стиле. ИТАР-ТАСС/Cедмица.ru/Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/105632.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010