Рассматривает он и сущностную значимость литургии как служения таинства, в котором совершается воспоминание принесения Христом самого себя в жертву и предвкушается реальность будущего царства, начавшегося уже теперь. Следующие комментаторы уже не будут столь строги к себе в использовании антиохийской исторической символики; и все же их подход предвосхитил именно Герман, применив принцип символической интерпретации к архитектурным элементам храма и деталям службы и тем самым введя в изъяснение литургии новое измерение. Церковная история может по праву считаться первым вполне византийским комментарием к божественной литургии. 7. Византийская литургия в XI b. До сих пор мы имели дело с божественной литургией константинопольской Великой церкви, а поскольку столица Византии раньше тоже называлась Византией, то и ее обряд по праву называют византийским. Теперь вернее будет говорить о литургии православной. Ведь к XI b. церкви Восточной и Западной империй уже не только отличались, но все больше и больше отделялись друг от друга в силу политических, культурных и богословских различий, которые иногда резко выступали на передний план именно в литургических различиях. Между тем византийская церковь все более твердо руководствовалась древней традицией; с другой стороны, она разрасталась территориально за пределами империи, которая, наоборот, уменьшалась. Богослужение становилось все единообразней – обряд Великой церкви распространялся в новых церквах в среде славянских народов, а в границах империи вытеснял все прочие местные обряды. Местные особенности, впрочем, еще сохранялись. Но вот, например, в XI b. епископ Андиды Памфильской Николай изо всех сил настаивает, что литургическая практика его церкви вполне соответствует столичной. Даже традиционные обряды древних патриархатов – Александрии, Антиохии и Иерусалима – начинали испытывать влияние Константинополя, престиж которого после мусульманского завоевания VII b. и последующего упадка этих церквей постоянно повышался. К концу XII b.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Марка испытала сильное влияние литургии К-польской Церкви, вероятно, через посредство литургии ап. Иакова - к XII в. в нее были включены протесис (проскомидия), малый и великий входы , трисвятое , херувимская песнь , Символ веры , заамвонная молитва (Cuming. The Liturgy). Греч. текст литургии ап. Марка сохранился в рукописях X-XVI вв. (Cuming. The Liturgy. P. XXIX-XXI). В XII в. знаменитый канонист Патриарх Антиохийский Феодор IV Вальсамон на вопрос Патриарха Александрийского Марка III о допустимости совершения литургий ап. Марка и ап. Иакова (СДЛ. Т. 3. С. 18) отвечал отрицательно, что свидетельствует об окончательном ослаблении оригинальных литургических традиций Александрии и Иерусалима. К XV в. численность православных в Египте сократилась до неск. тысяч. К этому времени греч. александрийский обряд был уже полностью вытеснен поздним к-польским («византийским»). Евхологии Александрийской Патриаршей б-ки, описанные А. Дмитриевским (XIV в. 149-104 94); 1407 г. 371-48 (208); 1501 г. 455-116 85); XVI в. 224-1070 (207); XVI в. 199; 1822 г. 13), в основном соответствуют к-польским, можно выделить только нек-рые особенности александрийских: наличие чинов освящения вод Нила в 7-ю неделю по Пасхе или в Неделю всех святых, поставления диаконисы (только в первой рукописи), хорепископа (только в первых 2 рукописях) - из текста чина ясно, что этот сан соответствует сану протоиерея ; возведения избранного Патриарха на престол св. Марка. Чины поставлений, согласно этим рукописям, имеют нек-рые особенности, в частности при поставлении во все степени клира возглашается «Аксиос» . После повсеместного распространения книгопечатания Церковь Александрии пользуется стандартными печатными богослужебными книгами, принятыми во всех греч. Церквах. В XVI-XVIII вв. Церковь Александрии была крайне малочисленна. В XIX в. начался ее рост как за счет иммигрантов, так и за счет активной проповеди Православия на Африканском континенте - в XX в. литургия в Александрийской Церкви совершается более чем на 50 языках.

http://pravenc.ru/text/64464.html

Значение григорианского хорала не ограничивается только его применением за литургией. Это пение именуют музыкальным учителем Европы – ведь даже названия нот взяты из первой строфы обращенного к Иоанну Крестителю григорианского песнопения Ut queant laxis, которую в XI в. «постоянно и уже давно» использовал «для обучения мальчиков» Гвидо Аретинский (каждая нота – первый слог строки; ноту «до» именовали ut, название ноты «си», появившееся позднее, также связывают с этим гимном): Ut queant laxis Чтобы могли Resonare fibris отверстою гортанью Mira gestorum Ревнители [твои] Famuli tuorum Воспеть твоих деяний чудо, – Solve polluti От скверны отреши [их] грешные уста, Labii reatum Sancte Iohannes! О, святой Иоанн! § 5. Восточный тип богослужения 1. Полицентричное формирование богослужебного типа на Востоке В отличие от Запада, где весьма скоро выделился литургический центр, претендовавший на роль единственного, на Востоке имелось несколько центров унификации богослужения – Иерусалим, Александрия, Антиохия, позднее Константинополь. Таким образом, в то время как на Западе в вв. развивался процесс богослужебной унификации, на Востоке в пределах Византийской империи сосуществовали три обряда: александрийский, западносирийский (или антиохийский) и византийский. Несомненно, и на Востоке развитие, в конечном счете, шло к большей унификации. Византийский обряд Нового Рима – имперской столицы Константинополя постепенно становится преобладающим. Он был принят с X в. христианами древних восточных Патриархатов: Антиохии, Иерусалима и Александрии. Кроме того, константинопольский тип богослужения распространился среди славянских народов и в Грузии. В византийском обряде устанавливаются три вида литургии: литургия Иоанна Златоуста (основное литургическое последование, совершаемое большую часть года); литургия Василия Великого (совершается десять раз в году: накануне или в самые дни праздников Рождества Христова и Богоявления, в зависимости от календарных особенностей; в день памяти Василия Великого 1/14 января; в 1-е, 2-е, 3-е, 4-е и 5-е воскресенья Великого поста, в Великие, или Страстные, четверг и субботу); литургия Преждеосвященных Даров, приписываемая традицией Григорию Двоеслову , которая совершается только Великим постом: по средам и пятницам первых шести седмиц, в четверг пятой седмицы, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Далее, очень важный элемент Александрийской (коптской) литургии, это отпущение грехов служителям. Это исповедание и мольба от отпущения грехов всей Церкви до перехода к анафоре, до совершения евхаристии. Здесь можно как раз привести фрагмент. К сожалению, перевод мой спонтанный, потому что полноценный перевод коптских анафор есть только на английском, французском и немецком языках, на коптском, арабском и греческом; на русском пока что нет. Поэтому перевожу на русский сходу, извините за неточности. Вы меня поправите, если что. Так вот: «Господи, да будут Твои служители, служащие сегодня архиереи, священники, дьяконы, весь клир, весь народ и я, слабейший из них», – это говорит возглашающий – «Весь народ и я, слабейший, да получим мы отпущение грехов устами Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа. И Отцом Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, 12-ти апостолов и также устами Евангелиста Марка, Апостола и мученика, а также устами Патриарха Севира (миафизитского Патриарха Севира I Антиохийского – С.Б.), и святого учителя нашего Диоскора, Святого Афанасия Великого Апостольского, Святого Петра, высшего из мучеников и первого служителя, Святого Иоанна Златоуста, Святого Кирилла, Святого Василия, Святого Григория. И да получим мы отпущение грехов устами 318-ти собранных в Никее (то есть 318 отцов Первого Вселенского Собора – С.Б.), 150-ти, собранных в Константинополе (отцы Второго Вселенского Собора – С.Б.). И 200, собранных в Эфесе (отцы Третьего Вселенского Собора. До-халкидонские Православные Церкви признают только три Вселенских Собора – С.Б.)». Ну и так далее, так далее, так далее. Потом идет поминовение Александрийского Патриарха и Антиохийского Патриархов (естественно, миафизитов, глав Коптской Александрийской и сиро-яковитской Антиохийской Церкви). То есть это обращение всей общины ко Господу за отпущением грехов, и обращение к свидетельству, молитве и ходатайству всей Церкви, причем с очень подробным перечнем Отцов и учителей. Причем совершается это поминание не за проскомидией, но во время литургии верных, открыто, во всеуслышание.

http://pravmir.ru/aleksandriyskiy-obryad...

США страна иммигрантов, и может показаться естественным наличие на приходе «клуба по интересам» США страна иммигрантов, и может показаться естественным наличие вокруг церкви на приходе «клуба по интересам». Это отмечает и приезжающее сюда духовенство, и вновь прибывшие иммигранты. Но большинство верно духовно настроенных пастырей все же стараются собирать прихожан, прежде всего, вокруг Евхаристической Чаши в литургии. Многие на Западе ищут духовного убежища в Православной Церкви, рассказывает митрополит Иларион. Для тех, кому еще не понятен или пока мало понятен византийский обряд, сегодня есть две возможности стать православными: посещать богослужения западного обряда на приходе в юрисдикции Антиохийского Патриархата или Русской Зарубежной Церкви. Наши священники, в отличие от клириков западного обряда, находящихся в юрисдикции Антиохийского Патриархата, имеют право и благословение служить в православных храмах восточного обряда. 13 ноября 2008 года Синодом Русской Зарубежной Церкви было принято решение, что все общины западного обряда в РПЦЗ находятся в прямом подчинении ее Первоиерарха митрополита Илариона. На середину 2010 года в составе Русской Православной Церкви за рубежом было 9 общин, служащих по восстановленному римскому обряду (или чину), практиковавшемуся в христианском общественном богослужении в Англии до XVI века и сильно повлиявшему на форму англиканской литургии. С 2011 года в составе РПЦЗ существует викариатство западного обряда, объединяющее 28 общин в США, 1 в Канаде, 1 в Англии и 2 в Швеции. Духовенство, служащее по западному обряду в юрисдикции Русской Зарубежной Церкви, это бывшие клирики англиканской или протестантской церквей. «Протестантская церковь сама стала миром» Отец Серафим Бёрд стал православным священником в пасхальные дни 2018 года. А двумя месяцами ранее, в феврале, митрополит Иларион рукоположил его в диаконский сан в Свято-Николаевском монастыре в городе Форт-Майерс, что также во Флориде. Богословское образование я получил в баптистской семинарии, рассказывает о. Серафим. – На последнем курсе, незадолго до получения степени доктора богословия, я изучал церковную историю и тогда впервые прочитал о Православии. Интересно, что до этого, несмотря на то, что Америка – многоконфессиональная страна, я никогда не слышал о Православии. И вот тут сердцем почувствовал, что об этой религии мне надо узнать подробнее.

http://pravoslavie.ru/114871.html

Лит.: Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. СПб., 1855-1857. Т. 1-3; Гавриил (Голосов), архим. Руководство по литургике, или наука о православном богослужении. Тверь, 1886. М., 1998р; Дебольский Г. С. , прот. Православная Церковь в ее таинствах, богослужении, обрядах и требах. М., 1902, 1994р; Скабалланович. Типикон; Sacraments and Worship: Liturgy and Doctrinal Development of Baptism, Confirmation and the Eucharist/Ed. P. F. Palmer. L., 1957. (Sources of Christian Theology; 1); L " Église en prière: Introd. à la Liturgie/Ed. A. G. Martimort. Tournai, 1961; Mowinckel S. , Elbogen I. , Riesenfeld H. , Kretchmar G. , Onasch K. , Dienst K. , Urner H. , Jannasch W. , Holsten W. Gottesdienst//RGG. Bd. 2. Col. 1752-1789; Monwickel S. Kultus//Ibid. Bd. 4. Col. 120-126; Schmemann A. Introduction to Liturgical Theology. L., 1966 (рус. пер.: Шмеман А. , прот. Введение в литургическое богословие. М., 1996); The Study of Liturgy/Ed. Ch. Jones, G. Wainright, E. Yarnold. N. Y., 1978; Lodi. Enchiridion; Л. , прот. Православна литургика или наука о Православне источне Цркве. Београд, 19833; Lanczkowski G. , Diebner B. -J. , Hahn F. , Bradshaw P. F. , Reifenberg H. , Ware K. , Cornehl P. , Wainwright G. , Hallencreutz C. F. Gottesdienst//TRE. Bd. 14. S. 1-97; НКС; Kavanagh A. On Liturgical Theology. N. Y., 1984; Taft R. Beyond East and West: Problems in Liturgical Understanding. Wash., 1984; idem. The Byzantine Rite: A Short history. Collegeville (Mn.), 1992 (рус. пер.: Тафт Р. Ф. Визант. церковный обряд. СПб., 2000); A New Dictionary of Liturgy and Worship/Ed. J. G. Davies L., 1986; 19965; Kilmartin E. J. Christian Liturgy: Theology and Practice (I:Systematic Theology of Liturgy). Kansas City, 1988; Lacan M. F. Культ//Словарь библейского богословия/Ред. К. Леон-Дюфур. Брюссель, 1990. К.; М., 1998. Стб. 513-520;The Making of Jewish and Christian Worship/Ed. P. F. Bradshaw and L. A. Hoffman. Notre Dame (Ind.), L., 1991; Bradshaw P. F. The Search for the Origins of Christian Worship. L., 1992; Μεταλλινς Γ. Δ. , πρωτ. Η θεολογικ μαρτυρα τς Εκκλησιαστικς Λατρεας. Αθναι, 1995; Palazzo. Liturgical Books; Арранц М. «Око церковное»: Переработка опыта ЛДА 1978 г. «История Типикона». М., 1999; Желтов М. С. , Правдолюбов С. , прот. Богослужение Русской Церкви: X-XX вв.//«ПЭ». Т. РПЦ. С. 485-517; Кунцлер М. Литургия Церкви. М., 2001. Т. 1; Пентковский А. М. К-польский и иерусалимский богослужебные уставы//ЖМП. 2001. 4. С. 70-78; он же. Студийский устав и уставы студийской традиции//ЖМП. 2001. 5. С. 69-80; он же. Антиохийская литургическая традиция в IV-V столетиях//ЖМП. 2002. 7. С. 73-87.

http://pravenc.ru/text/149589.html

В нач. 90-х гг. Киреев участвовал в переписке относительно небольшой общины амер. старокатоликов в Дайксвилле (шт. Висконсин, США), принятой в Православие в мае 1891 г. Алеутским и Аляскинским еп. Владимиром (Соколовским-Автономовым) , к-рый временно разрешил сохранять в общине богослужения по зап. обряду до окончательного определения Святейшего Синода (в общине совершали старокатолич. мессу на франц. языке). В 1892 г. приход посетил преемник еп. Владимира на Алеутской кафедре еп. Николай (Зиоров) , продливший временное разрешение совершать в общине богослужения по зап. обряду. В 1893 г. глава общины пресв. Ж. Р. Виллат вернулся в старокатоличество, в связи с чем рассмотрение Святейшим Синодом этого дела было прекращено (по нек-рым данным, часть общины продолжала оставаться в Русской Церкви до нач. XX в.). Др. примером кратковременного присоединения старокатоликов к Православию с сохранением зап. обряда является приход в Лондоне во главе с англ. старокатолич. еп. А. Г. Мэтью, принятый Бейрутским митр. Герасимом (Масаррой) и числившийся в 1911-1912 гг. в составе Антиохийского Патриархата. В нач. XX в. неск. клириков и мирян Епископальной Церкви США вновь выступили с инициативой воссоединения с Православием при сохранении англикан. богослужения. В 1904 г. Алеутский и Североамериканский еп. св. Тихон (Беллавин ; впосл. Патриарх Московский и всея России) направил Святейшему Синоду запрос относительно богослужебного использования англикан. чинов в присоединяемых к Православию епископальных общинах. В том же году синодальная Комиссия по старокатолич. и англикан. вопросам признала невозможным совершение литургии и др. таинств в правосл. Церкви по «Книге общих молитв», указав, какого рода изменения должны быть в нее внесены для правосл. богослужебного использования (Замечания об амер. «Книге общих молитв». 1904. С. 787-807). В Сербской Православной Церкви вопрос о правосл. приходах зап. обряда был поднят в связи с принятием в Православие бывш. католиков из т. н. моравского крыла Чехословацкой Церкви во главе с пресв. Матеем Павликом (см. Горазд (Павлик) , сщмч.). В марте 1921 г. Архиерейский Собор Сербской Церкви разрешил временное сохранение зап. обряда в присоединяемых приходах этой группы, отметив необходимость постепенного перехода на визант. обряд. Месса, которую служили в общинах, возглавляемых еп. сщмч. Гораздом, представляла собой переведенную на чеш. язык пресв. К. Фарским редакцию рим. мессы (eský misál. Praha, 1919. Т. 1) с добавлением эпиклезы из анафоры свт. Иоанна Златоуста после установительных слов; Евхаристия совершалась на опресноках ( Бурега. 2004. С. 253). В июне 1922 г. еп. сщмч. Гораздом вместо зап. мессы в общинах был введен чин «кирилло-мефодиевской литургии», сохранявший отдельные элементы рим. обряда. В приходах действовал зап. календарный стиль (в т. ч. в отношении празднования Пасхи). В Польской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/182587.html

В 1962 г. Нью-Йоркский еп. Досифей (Иванченко) принял в РПЦ старокатолич. бенедиктинскую общину Маунт-Ройал, разрешив ее членам совершать богослужения по рим. обряду в часовне Свято-Николаевского кафедрального собора в Нью-Йорке. Сменивший еп. Досифея Алеутский и Североамериканский архиеп. Иоанн (Вендланд) благословил настоятеля общины иером. Августина (Витфилда) продолжать служение зап. обряда. В сер. 60-х гг. община переселилась в г. Вудсток (шт. Нью-Йорк), где в 1973 г., после раскола братии, она прекратила деятельность в юрисдикции РПЦ. В Русскую Православную Церковь за границей (РПЦЗ) в 1959 г. были приняты западноправосл. приходы прот. Е. Ковалевского, общее руководство к-рыми Архиерейский Синод РПЦЗ поручил правящему архиерею Западноевропейской епархии архиеп. св. Иоанну (Максимовичу) , в 1960 г. усвоившему для них наименование Французская Православная Кафолическая Церковь (ФПКЦ). В 1966 г. ФПКЦ покинула РПЦЗ, в 1972 г. ее общины вошли в состав Румынской Православной Церкви, где они продолжали оставаться до 1993 г. В наст. время ФПКЦ пребывает вне общения с Поместными Православными Церквами (подробнее см. в ст. Галликанский обряд в православной Церкви ). В 1975 г. Вашингтонский и Флоридский архиеп. Никон (Рклицкий) принял в свою юрисдикцию часть бенедиктинской общины Маунт-Ройал, основавшей небольшой мон-рь Пресв. Богородицы в Джэксонвилле (шт. Флорида). Несмотря на то что 18 сент. 1978 г. Архиерейский Собор РПЦЗ вынес решение о невозможности практики зап. обряда в правосл. Церкви, мон-рь продолжил деятельность. В 1993 г. Манхаттанский еп. Иларион (Капрал ; с 18 мая 2008 митрополит Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх РПЦЗ) благословил часть братии мон-ря Маунт-Ройал на основание отдельного бенедиктинского мон-ря Кристминстер в г. Потакет, затем в г. Провиденс (шт. Род-Айленд). В 1996 г., после назначения архиеп. Илариона на Австралийскую и Новозеландскую кафедру, мон-рь был сохранен в его юрисдикции. В авг. 2007 г. мон-рь Кристминстер переехал в г. Гамильтон (пров. Онтарио, Канада). В кон. 90-х гг. архиеп. Иларион присоединил к Православию неск. англикан. и старокатолич. групп, в 1997 г. им был принят англикан. мон-рь св. Петрока в Хобарте (шт. Тасмания, Австралия), в к-ром используется правосл. редакция сарумского обряда (по англикан. «Книге общих молитв» 1549 г.). С 2006 г. по благословению Кливлендского еп. Петра (Лукьянова) в приходе св. Венедикта в Оклахома-Сити регулярно совершаются богослужения по правосл. редакции рим. обряда. В сент. 2008 г. митр. Иларион присоединил к РПЦЗ приход зап. обряда в Остине (шт. Техас) и скит Св. Креста в Джэксонвилле (шт. Флорида), где богослужения совершаются по православной редакции сарумского обряда. В Антиохийской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/182587.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства НЕККАМ (1157 - 1217), англ. регулярный каноник-августинец; богослов, философ, поэт; ведущий представитель европ. христ. гуманизма XII-XIII вв. НЕКРЕССКАЯ ЕПАРХИЯ Некресская епархия (кон. V/нач. VI в.- 1811, с 1995; с 17 окт. 2002 по 2009 - Некресско-Эретская) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрой в мон-ре Некреси НЕКТАРИЙ [Пелопидис (в научной лит-ре иногда Полиподис), Критянин (1601/02 - 1676), патриарх Иерусалимский (7 апр. 1661 - 19 янв. 1669), выдающийся церковный деятель, писатель НЕМЕСИЙ [Немезий] (IV - нач. V в.), христ. философ и богослов, предположительно епископ г. Эмеса (ныне Хомс, Сирия) «НЕМЕЦКИЕ ХРИСТИАНЕ» пронацистское церковное движение, возникшее в 30-х гг. XX в. внутри Евангелическо-лютеранской Церкви Германии НЕОКЕСАРИИСКИЙ СОБОР Поместный Собор христ. Церкви, состоявшийся в 315 г. в г. Неокесарии в Понте Полемониакском (ныне Никсар, адм. центр одноименного ильче в иле Токат, Турция) НЕОКЕСАРИЯ [ныне Никсар, Турция], город в М. Азии в исторической обл. Понт, древняя митрополия К-польской Православной Церкви НЕОСХОЛАСТИКА консервативное движение в католическом богословии, развивавшееся с 20-х гг. XIX в. до публикации энциклики «Aeterni Patris» (1879), когда решением папы Римского Льва XIII официальной программой католической интеллектуальной культуры стал томизм НЕОУНИЯ течение среди католиков восточного обряда, связанное с попытками католич. Церкви распространить в 20-30-х гг. XX в. «византийско-славянский» обряд, ориентировавшийся на богослужение Русской Церкви в синодальный период НЕОФИТ Неофит [ас-Сакизи (Хиосец), ар-Руми (Грек)] (1-я четв. XVII в. - 1685), патриарх Антиохийский (нояб. 1672-1681) НЕОФИТ [Метаксас] (1762-1861), митр. Афинский (в 1824-1825 местоблюститель Афинской митрополии; в 1833-1850 епископ; с 1850 митрополит), 1-й предстоятель автокефальной Элладской Православной Церкви НЕОФИТ [Византиец] (нач. XIX в. - 1880), митр. Тырновский (1840-1846, 1848-1858), затем Фессалоникийский (1858-1874) НЕОФИТ (Бенин Никола Поппетров; 1793-1881), архим., игум. Рильского монастыря в 1860-1864 гг., переводчик, писатель НЕОФИТ [Бозвели, Хиландарский] (Петров; ок. 1785 - 1848), архим., болг. церковный деятель и просветитель НЕОФИТ (Скрибан Николае; 1808-1884), еп. Арджешский (1862 - 11 мая 1865, 1868-1873) Унгро-Влахийской митрополии Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (до 1865 в юрисдикции К-польского Патриархата) НЕОФИТ I КРИТЯНИН [Кретянул] (ок. 1690 - 1753), митр. Унгро-Влахийский, предстоятель Унгро-Влахийской митрополии К-польского Патриархата

http://pravenc.ru/rubrics/121236_177.htm...

Пройдя сквозь тяжелое трехвековое испытание, Церковь наконец восторжествовала и с IV века во внешнем убранстве своем достигла благолепия как невеста Христова. Церковный историк Евсевий пишет: «По прекращении гонения на христиан открылось умилительное зрелище. По городам начались праздники обновления и освящения вновь устроенных храмов». На горе Голгофе император Константин основал великолепный храм Воскресения Христова, для освящения которого он пригласил в 335 году присутствовавших на Тирском соборе епископов, пресвитеров и диаконов. Торжество освящения продолжалось семь дней, по этому случаю в Иерусалим собралось множество христиан из разных мест. В день, назначенный для освящения новосозданного дома Господня, Богослужение началось с захода солнца и длилось всю ночь. Храм в Антиохии, основанный Константином и оконченный его сыном Констанцием, был освящен отцами Антиохийского собора в 341 году. Начиная с IV века, обычай торжественного освящения храмов распространился повсеместно в христианском мире. Важнейшими элементами чинопоследования освящения храма в Новозаветной Церкви с древнейших времен и до наших дней являются: 1) устройство святой трапезы; 2) омовение и помазание ее; 3) облачение трапезы; 4) помазание стен священным миром и кропление их святою водою; 5) вложение мощей святых мучеников на престол; 6) чтение молитв и пение псалмов. Полный чин великого освящения новопостроенного храма сложился не позднее IX века. О времени возникновения отдельных священнодействий и молитвословий, входящих в состав чина, не всегда имеются исторические сведения, поскольку начало формирования его относится к глубокой древности. Обряд омовения престола принадлежит к числу древнейших. Очищение храма Божия и алтаря было предписано в Ветхом Завете ( Лев. 16, 16–20 ), оно совершалось у древних иудеев через омовение ( Исх. 19, 10 , Лев. 13, 6, 15 , Числ. 19, 7 ). В ранней христианской Церкви, когда сами храмы по своему внешнему виду не отличались от обыкновенных домов, величайшее Таинство Евхаристии совершалось на простом столе. Важность совершаемого тайнодействия требовала предварительного очистительного священнодействия – омовения престола – для освящения на нем истинного брашна. Святой Златоуст говорит: «Губою омываем церковь , да в чистой церкви вся приложится» (4 нравоуч. на посл, к Ефес).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010