Правило 15. Аще который епископ, будучи обвиняем в некоторых проступках, судим будет от всех епископов тоя области, и все они согласно произнесут на него единый приговор: таковый другими епископами отнюдь да не судится, но согласное решение епископов области да пребывает твердым. (Ап. 28, 74; I всел. 5; II всел. 6; IV всел. 9, 17, 29; антиох. 4, 12, 14; сердик. 3, 4, 5; карф. 29, 65; Василия вел. 88). Приговор, единогласно признанный на соборе всеми епископами во главе с их митрополитом по поводу жалобы на какого-либо епископа, который законно подчинен тому собору, должен быть твердым и неизменным, говорит данное правило, дополняя и завершал этим высказанное об этом предмете в 4, 12 и 14 правилах. После подобного приговора апелляция в какой-либо другой суд воспрещается.  Правило 16. Аще который епископ, не имеющий епархии, вторгнется в церковь, не имеющую епископа, и восхитит престол ее без соизволения совершенного собора: таковый да будет отвержен, хотя бы его избирал весь народ, который он себе восхитил. Совершенный же собор есть тот, на котором присутствует с прочими и митрополит. (Ап. 14; I всел. 15; IV всел. 5; трул. 20; антиох. 21; сердив. 1, 2, 17; карф. 48). Επσκοπος σχολζων (episcopus vacans) вообще в правилах называется епископ, правильно избранный, и рукоположенный для известной церкви, в которую он, однако, вследствие каких-либо внешних причин, не может прибыть, а следовательно и не может исполнять в ней своего епископского служения. Точно также εκκλησα σχολζουσα (ecclesia vacans, вдовствующей церковью) называется такая, которая по иерархическому устройству могла бы иметь своего епископа, но таковой отсутствует или вследствие смерти бывшего епископа, или вследствие иных каких-либо внешних причин. Данное правило говорит об епископе σχολζων, самовольно занявшем освободившуюся в какой-либо церкви епископскую кафедру и начавшем пользоваться в ней епископскими правами; за таковой самовольный поступок правило предписываете извергнуть его (πβλητον εναι) и требует этого даже и в том случае, если бы народ данной вдовствующей церкви изъявил желание иметь его своим епископом. Такое воспрещение основывается на том, что назначение и поставление епископов на определенные места принадлежит прежде всего епископскому собору, притом собору в полном составе (τελεα σνοδος) под председательством подлежащего митрополита. Только за таковым полным собором правило признает право и власть в решении вопроса, нужно ли какому-либо σχολζοντι епископу вверить освободившуюся епископскую кафедру, снабдив его всеми архиерейскими правами. 

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

С самого появления секты самокрещенцев, у других беспоповцев шли непримиримые споры и пререкания относительно чина принятия их: перекрещивать или не перекрещивать? Одни перекрещивали, а другие нет; совершенного же разделения между ними, какое произвёл Самарский собор 1898 года, ранее не было. Обращаясь теперь к постановлениям Самарского «второго собора» беспоповцев, нужно сказать, что они заслуживают внимания ещё и в том отношении, что, кроме вопроса о самокрещенцах, в них разрешаются ещё и другие предметы к даны руководственные наставления «духовным отцам» беспоповщины. Поэтому, в интересах истории современного раскола и миссии, мы считаем нужным привести (с гектографированного беспоповского экземпляра) соборное их деяние слово в слово, не исправляя даже и грамматических ошибок, неточностей и знаков препинания. Печатный экземпляр озаглавлен так: «Предъяобъяснение о причине настоящего собрания». Дальше следует: «Понеже никто же в человецех совершенство когда получил есть: вси бо забвению и неведению подлежим, ови убо-меньше, ови же больше; вси же друг друга требуем совета и помощи» (Грам. преп. Максима Грека л. 21). «Да не во внешнем образе полагаем быти христианство ниже да возмним, яко сия токмо довлеют нам, но да делами утверждающе непрестанно правду и истину» (злат. на раз. случ. слов. 25, лист 294 и обор.) 34 . «Ибо мы (на то) составляем общежительства и учреждаем обще-народные собрания, что бы связаны будучи любве союзом исправляли друг друга в грехопадениях». (Той же к Антиох. нар. бесед, 16 знак. 6). «В естестве бо христианина лежит вещь та, не досаждай Богу: Аще речеши яко христианин не может пользовати, досадил еси Богу и ложно его рекл еси». (Нрав. учен. 20 на деян. св. ап.). «Идеже два или трие суть собрани, рече, во имя мое, ту есть по средине их. Аще два велие могут, много паче множайшии» (Также нрав. учен. 34) 35 . «Довольно (и) одного человека усердием возженного ко исправлению всего народа: но когда не токмо один, ниже два, или трие, но толикое есть множество, которые могут принять на себя труд о исправлении нерадящих о своем спасении... прииди восстанови (рече) словами делом кротостию и прещением» (Злат. к Антиох. народ. бесед. 1 знак. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

б) председательствует на областном соборе, и без него собор, как неполный и неправильный, не может составить никакого действительного определения (Антиох. 20-е, 16-е; IV Всел. Соб. пр. 19-е; прав. св. Апост. 37-е); в) принимает жалобы на подчинённых епископов и назначает соборный суд над ними (Халк. Соб. прав. 9-е; Карф. 28-е); г) вместе с епископами выбирает и представляет кандидатов на открывшиеся епископские кафедры; д) по собственному усмотрению и по уполномочию собора обозревает епархии подчинённых епископов (Карф. Соб. прав. 62-е); е) вообще, проверяет и утверждает своим согласием все важнейшие распоряжения епископов своей области (прав. св. Апост. 34-е; Антиох. 9-е). Но в епархии подчинённого епископа митрополит, без согласия первого, не совершает никаких архиерейских действий и не отменяет распоряжений епископа прежде соборного решения. Что же касается опасения обособленности окраин при учреждении митрополий, то совещание выражает надежду, что живое единение представителей отдельных епархий на областных и Поместном Соборе Всероссийской Церкви будет содействовать объединению отдалённых окраин и в политическом отношении. Журнал 8, 15 и 22 сентября 1905 года. О благоустройстве прихода в религиозно-нравственном, просветительном и благотворительном отношениях Справка. Канонические основания участия прихожан в делах церковных: Власть иерархии в Церкви основывается на божественном праве, и только апостолам и их преемникам принадлежит в Церкви право учить, священнодействовать и духовно управлять; но, так как власть эта дана не для неё самой, а для Церкви, которую составляют верующие миряне вместе с иерархией, причём верующие миряне должны быть живыми и деятельными членами Церкви и всеми своими силами и способностями содействовать общему благу и преуспеянию её, то и права их должны быть признаны иерархией во всех делах, касающихся Церкви. Духу православной Церкви соответствует только совместное, в точно установленных границах, действие в ней иерархии и верующих мирян. Восточные патриархи, сказав в своём окружном послании 6 мая 1848 года православным христианам всего мира, что «страж благочестия – само тело Церкви», т. е. самый народ, выразили в этом основную истину православной Церкви и определили всё значение права народа в Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но канонам восточно-православной церкви и церковным законам Сербской церкви различаются семь степеней наказания. Первой карательной мерой служит напоминание. Оно со- —741— стоит в разъяснении виновному его прямых обязанностей. Эта мера применяется к духовным лицам, не только, как к таковым, но и как к гражданам государства, по совершении и в предупреждение хотя бы и маловажных проступков. Этим выясняется знамение правонарушения и те нежелательные последствия, которые ожидают виновного, если он не исправится. По канонам, напоминание может повторяться два и три раза, после чего следует более тяжкая мера наказания. (Ап. пр. 31; II всел. соб. пр. 6; IV всел. соб. пр. 18; Трул. пр. 31, 34: Гангр. пр. 6; Сардик. пр. 14; Антиох. 5; Карф. пр. 10; I–II соб. пр. 13, 15 и далее). В 1890 году новым церковным законом у нас впервые введено напоминание, как мера наказания, которая заносится в штрафной журнал и сопровождается уплатой штрафа по таксе. Второй степенью наказания является внушение, которое встречается в древнейших церковно-правовых источниках. В первые века христианства внушение неисправимым делалось епископами и соборами. Когда давал внушение собор, то на это смотрели как на кару более значительную сравнительно с обычным – или епископским. Нередко внушение делалось публично. Позже, на основании церковно-канонических установлений, внушения делаются подлежащей властью всем тем, кто не хотел или не умел воспользоваться для исправления более мягкой карой – напоминанием. Внушения не повторяются. А к упорным и неисправимым применяются последующие меры, необходимые для их исправления (IV всел. соб. пр. 19; Трул. пр. 8; Антиох. пр. 25; Сардик. пр. 13). Третья мера наказания – епитимья или вернее, удаление от места служения на некоторое определенное время. В первые времена виновные, подвергнутые этой каре, проводили срок наказания в месте жительства епископа под его личным надзором. Позже, нашли более удобным таких виновных отправлять в монастыри. Их ссылали туда, чтобы выдержать приговор под непосредственным надзором монастырского начальства, где определяемый жил, строго соблюдая монастырский уставь, проводя большую часть времени в молитве, поклонах и богослужении (Ап. пр. 12, 13, 16, 32; IV всел. соб. пр. 5; Карф. пр. 11, 29).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

37:139), дела по обвинению епископов, по рассмотрении их на суде областного собора епископов, по апелляционным отзывам пересматривались в суде большего собора (Антиох. 12; II Вс. с. 6) или в суде его заменяющем (IV Вс. с. 9). В случае нужды допускалось и третье рассмотрение дела обвиненного епископа, ибо митрополит, а позднее патриарх, имел право при разногласии между судьями на областном соборе, прежде чем дело будет пересматриваться на большем соборе, поручить рассмотрение его соседним епископам (Антиох. 14). Суд над митрополитами совершался в первой инстанции на большом соборе с участием не просто епископов соседних областей, а непременно соседних митрополитов (III Вс. с. 1), причем на этом соборе председательствовал, по позднейшей практике, экзарх или патриарх (IV Вс. с. 9). О второй, апелляционной, инстанции для пересмотра дел обвиненных митрополитов прямых указаний в канонах нет, но из дела Евстафия Памфилийского можно заключить, что таковой инстанцией был Вселенский собор. Кроме означенного пересмотра высшими судебными инстанциями дел, решенных в судебных инстанциях низших, правилом 107 Карфагенского собора предусматривалась возможность окончательного решения сомнительных дел судьями, добровольно избранными сторонами, недовольными первоначальным решением. 4 . Обращение с апелляционной жалобой допускалось и непосредственно в высшую инстанцию (II Вс. с.; Сард. 14), и при посредстве суда, вынесшего обжалованное решение (Сард. 3). 5 . Обжалованное дело пересматривалось в высшей судебной инстанции полностью: как по существу, так и со стороны формальной, а посему судопроизводство в этой инстанции носило характер одновременно апелляционный и кассационный (I Вс. с. 5; Сард. 5 и 14; послание папы Римского Юлия по делу св. Афанасия Александрийского ; дело Евстафия Памфилийского). 6 . Апелляционное судопроизводство осуществлялось средствами, которые по тому времени считались наилучшими, причем: а) изучались письменные акты, деяния суда низшей инстанции, постановившего обжалованное решение, и прочие документы, относящиеся к делу (процесс между епископами Афанасием и Савинианом, изложенный в «Деяниях вселенских соборов»); б) опрашивались представители сторон и свидетели, если они присутствовали при пересмотре дела (II Вс.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вы утверждаете (повторяя, увы, Корея, Дафана и Авирона в Числ. 16, 3 ), что попечение о Церкви Божией лежит на всех вообще епископах, а не на одном, хотя бы и высшем. Совершенно справедливо, но под условием, если при этом не забывается, что Святая наша Церковь заповедала нам, епископам, каждому “знать свою меру» (Антиохийского Собора пр[авило] 10), хотя по хиротонии мы все равны, и “творити только то, что касается до его епархии и до мест, к ней принадлежащих» (Апост[ольское] пр[авило] 34); в остальном же знать “первого» в стране епископа и признавать его яко главу. При этом признание должно состоять не в одном голословном заявлении, что “Всероссийский Церковный Совет состоит в каноническом и молитвенном общении с Местоблюстителем» и не в одной готовности приветствовать его как Главу Российской Иерархии, как Вы пишете, но и в служебном послушании первому епископу, в том чтобы “ничего превышающего власть не творити без его рассуждения» (Апос[тольское] пр[авило] 34). Всякому же из нас, который “дерзнет вне пределов своей епархии» (Апост[ольское] пр[авило] 35) “никем не быв призван, вне порядка» приниматься за устройство церковных дел, Св. Церковь угрожает “немедленным извержением из своего чина святым Собором» (Антиох[ийского] Соб[ора] пр[авило] 13). В частности, Св. Церковь повелевает “лишать не только общения, но и достоинства» тех, кто помимо митрополита и епископов области обратился с церковным делом к гражданским властям (Антиох[ийского] Соб[ора] пр[авило] 11), как это сделали Вы, подав заявление о регистрации Всероссийского Церковного Синода для управления Русской Церковью без ведома и согласия этой Церкви и Ее иерархии. Не будем говорить, что при этом нарушаются Вами и ст. 8 и 11 Инструкции НКЮ и НКВД от 6(19) июня 1923 года 287 , запрещающие вмешиваться в дела религиозных общин без их на то согласия. Ничего не говорит в Вашу пользу и ссылка на 12 определение Священного Собора от 8 декабря 1917 года, по которому место Патриарха в Синоде, за его смертью и вообще продолжительным отсутствием, занимает старейший из синодальных архиереев. Не говорит это в Вашу пользу просто потому, что с арестом митрополита Петра место первого епископа у нас не осталось пустующим. Собор 17–18 гг., как известно и Вам, поручил Святейшему Патриарху на случай прекращения его служебной деятельности в отсутствие Синода указать себе Заместителей. Итак, двух из них Вы указываете, остальные неизвестны, но ничье имя и не было доложено Собору. Святейший Патриарх, исполняя это поручение, однажды составил свое завещание о преемстве власти, и в этом он встретил единодушную поддержку и одобрение всей нашей иерархии. Тем же определением или указанием Собора руководствовался и митрополит Петр, назначая временных себе Заместителей, и точно так же в этом его действии советом и одобрением участвовала вся наша иерархия, вполне учитывая условия современной церковной жизни. Где же здесь место для столь рискованного с канонической точки зрения Вашего выступления?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Постановили также не позволять никакому временно управляющему епископу (μεστ) удерживать за собой кафедру, на которую он был назначен временно управляющим из-за каких-либо волнений или распрей в народе, но он должен постараться в течение года найти этому народу епископа. Если же он пренебрежет этим, то пусть по прошествии года будет избран другой временно управляющий. (Апост. 58; IV Всел. 25; VI Всел. 19; Двукрат. 16; Сардик. 11; Карфаг. 79. 86, 131–133) Толкование В древности существовал обычай: когда епископ умирал или епископская область оставалась вдовствующей по иной причине и в народе поднимались волнения, туда отправляли епископа, который назывался μεστης, (посредник) (вероятно, потому, что он занимал промежуточное положение между умершим епископом и тем, кого рукоположат на его место), чтобы успокоить ее бунтующий и возмущающийся народ или для других целей. Итак, настоящее правило определяет, чтобы этот временный епископ в течение одного года позаботился о поставлении в эту епископскую область ее собственного законного епископа. Если же он пренебрежет этим, пусть по истечении года будет назначен другой временный епископ, более усердный. Этот временный епископ, по всей вероятности, пользовался, как и законный архиерей, всеми архиерейскими правами в этой епископии и во всей ее области, кроме права восседать на священном сопрестолии, согласно соборному постановлению Мануила Константинопольского Харитопула (Греко-римское право. С. 241) 274 . Смотри также Антиох. 13 [ 275 ] и Апост. 58. Правило 83 (75) Все решили просить императоров, из-за дурного обращения с бедными, которые своими жалобами непрестанно беспокоят Церковь , чтобы для них были избраны, по усмотрению епископов, экдики для защиты от насилия со стороны богатых. (Апост. 27; Двукрат. 9; Антиох. 5; Карфаг. 57, 62, 76, 99. 100, 106, 107.) Толкование Поскольку епископы обязаны не только наставлять, но по мере возможности и защищать свой народ, когда его обижают, а обидчики благодаря своему могуществу с епископами не считаются, то настоящим правилом Собор просит императоров назначить экдиков [ 276 ] , т. е. чиновников, которые получали бы от императоров власть пресекать вместе с епископами насилие беззаконных богачей. Таким образом бедняки не беспокоили бы Церковь ежедневными просьбами помочь им и защитить их от тяжких обид.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Я с такими грамотами на Собор не пойду. Ведь если я пришел сюда в качестве распорядителя, предоставляю средства на расходы тех, кто туда отправится и при этом не буду заботиться о том, чтобы грамоты, которые там окажутся, были к умиротворению и чести Собора, то что они мне скажут? И что я им отвечу? Ведь в грамотах надо не предписывать местоблюстителям одобрить, если произойдет так, и не одобрить, если произойдет иначе, но просто и свободно дать им власть одобрить все то, что покажется благом всему Собору. Пусть будет это исправлено, как я предлагаю, а без такого исправления я не посоветовал бы и твоему святому царскому достоинству оказаться на Соборе». 6. Император этим убедился и, рассмотрев содержание грамот местоблюстительства, изложил это согласно своему мнению и мнению фра Иоанна и отправил [восточным] Патриархам вместе с монахом Феодосием Антиохом, вверив ему и слова, какие пожелал. Патриархам он подробно написал, что «пусть грамоты местоблюстительства будут написаны во всем подобно тому, как мы ныне посылаем, ради чести Собора и местоблюстителей, и пусть будут подписаны вами. Ведь и порядок предполагает, чтобы это было написано таким образом. Будьте уверены, что мы не сделаем ничего иного, нежели то, о чем вы написали. Ведь мы не хотим ни переменять, ни отвергать ничего из того, что мы приняли от святых и Вселенских соборов и святых учителей Церкви, ни прибавлять что-либо или убавлять из того, во что мы веруем, что держим и чтим доныне, но без сомнения мы в этом остаемся. Пусть не смущает вас никакое иное помышление, но составьте грамоты согласно тому, что мы вам пишем, так как вы имеете уверение в том, что мы не сделаем ничего против того, чего вы желаете». Отправившись с такими грамотами и словами, Антиох убедил [восточных] Патриархов, так что они позволили переписать грамоты местоблюстительства согласно тому, что было прислано отсюда. Итак, они переписали и отправили их, поменяли они и местоблюстителей. Антиох переправил грамоты, и император и фра Иоанн удовлетворились этим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

622 Cyprian. Epist. XXVIÏ inde per temporum et succesionum vices episcoporum et ecclesiae ratio decurrit, ut ecclesia super episcopos constituatur, et omnis actos ecclesiae per eosdem praepositos gubernetur (Cfr. Epist. XXVI); Basil. Epist. LXXXI Innocentio episcopo, в Тв. св. Отц. X, 196. 623 Ignat. ad Ephes. n. 3; ad Philadelph. n. 4; ad Trall. n. 7. 624 См. выше примеч. 544. 625 «Конечно, тоже самое были и прочие апостолы, что и апостол Петр, т. е. имели равную честь и достоинство» (св. Киприан, о единстве Церкви, UII. Хр. Чт. 1837, 1, 25). 626 Ubicunque fuerit episcopus, sive Romae, sive Eugubii, sive Constantinopoli sive Rhegii, sive Alexandriae, sive Tanis, ejusdem meriti, ejusdem est et sacerdocii… Omnes apostolorum successores sunt (Hieronym. Epist. CXLVI ad Evangelum, n. 1, in Patrolog. curs. compl. T. XXII, p. 1194, ed. Migne). 627 Правил. апост. 1; Собор. ник. 4; антиох. 19. 23; лаодик. 12; карфаг. 13; халкид. 28 и др. 628 Прав. апост. 74; карфаг. 12. 28; константинопол. 6; Кирилл. Алекс. 1. 629 Перв. всел. прав. 5; втор. 2; четверт. 19; шест. 8; антиох. 20; карфаг. 87. 88. 630 Tertull. de jejun. c. 13; Basil. Epist. CXIV, в Тв. св. Отц. X, 257; Ambros. de fide III, c. 15; Augustin. Epist. LIV ad Januar.; Leo Epist. LXXVIII ad Leon. Aug. c. 3; Greg. M. Epist. ad Joann. Constantinopol. 631 Правил. апостол. 34; антиох. 9; перв. вселен. 5; четв. 19; шест. 8. 632 Iren. contr. haeres. III, c. 14; Cyprian. Epist. XXXV. 633 Origen. tract. XXIV in Matth. 634 Cyprian. Epist. LII. 635 Const. apostol. lib. III, c. 67; Cyprian. lib. III testimon. c. 84. 636 По выражению Церкви в известных молитвах. 637 κρατοσης … τς μας κα μνης αληθς κεφαλς , τις στν Χριστς . De judicio Dei n. 3, в Тв. св. Отц. IX, 12. 638 Ες Χριστς μα κεφαλ τς εκκλησας . Orat. XXXI. в Тв. св. Отц. III. 220. 639 In Ephes. сар. 1, v. 23. 640 Greg. Nyss. contr. Eunom. Orat. XII, in T. II, p. 725, ed Morel; Theophilact. in 1 Corinth. XI, 3; XII, 27. 641 Epist. ad Corinth. 1, n. 46, в Χ р. Чт. 1824, XIV, 284.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

    Анастасия муч., 27 мая.     Анастасия муч., 29 сент.     Анастасия блудница, 8 окт.     Анастасия, 13 дек.     Анастасо, в Левкадиевых, 18 мая.     Анатолий муч., 20 авг.     Анатолий, муч. с Лукиею, 6 июля.     Анатолий, 24 июля.     Ангели, муч. 1813 г. дек. 3.     Ангелис, 1680 г. сент. 1.     Ангел битольский, 1750 г., без числа.     Андрей, муч. константиноп., 29 мая.     Андрея ап. перенесение мощей 20 июня.     Андрей, с Провом, муч. 9 июля.     Андрей стратилат, 12 июля и 31 авг.     Андрей, 4 авг.     Андрея два мучч., 6 сент.     Андрей муч., со Стефаном новым, 28 ноября.     Андрея ап. собор, 1 дек.     Андромах муч., с Диодором, 12 окт.     Андрона муч., 3 нояб.     Андроник пр., 20 окт.     Андроник, 4 дек.     Андропелагия, 6 сент.     Анект муч., 27 июня.     Аникита, 3 июня.     Анна муч., 20 янв.     Анна преп., в Левкадие, 23 июля.     Анна, мать Кириака, 28 окт.     Антигон, огнем, 13 окт.     Антипатр, еп. Бостры, 13 июня.     Антиох патриарх, апр. 3.     Антиох трибун, с Никостратом, 8 июля.     Антиох пр., 24 дек.     Антонина, муч. в Никомидии, 9 янв.     Антонина, 28 июля.     Антонин, 11 июня.     Антонин, 16 окт.     Антоний новый пр. в Беррии, 17 янв.     Антоний, муч. 1774 г. фев. 5.     Антоний, на жаровне, 25 фев.     Антоний с Афродисием и друг. в Скифополе, 4 мая.     Антоний новый, еп. монемвас., 24 сент.     Антоний новый, чудотвор. пелопонез., 27 окт.     Антоний новый, 11 ноября и 1 декабря.     Антоний еп., 30 дек.     Антония, 30 сент.     Антун муч., с дружиною, 7 сент.     Анфим пр., ученик Саввы освященного, без числа.     Анфим, 6 марта.     Анфим пресв., преп., 7 июня.     Анфим муч., с Фалалеем и друг., 19 и 22 ноября.     Анфиан пр., 26 июня.     Анфия муч., 12 окт.     Анфон, муч. во Фракии, 20 авг.     Анфуса и с нею 12 мучч., 22 февр.     Анф пр., 12 дек.     Апам муч., с Лукиею, 6 июля.     Аполлинария муч., 20 июля.     Аполлоний муч., с Александром и др., 6 июля.     Аполлоний муч,, с Лукиею, 6 июля.     Апполлоний, еп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010