преосвященного Алексия, епископа Вологодского, от 9 ноября 1905 года Журналы совещания по вопросам, предположенным к рассмотрению на Поместном Соборе Всероссийской Церкви Журнал 1 сентября 1905 года. О разделении России на церковные округа под управлением митрополитов Справка. Объём власти митрополитов так определяется в древних церковных канонах: 1) митрополит созывал провинциальных епископов на соборы для суждения общих церковных дел в своей области и сам председательствовал на этих соборах (Антиох. 16-е и 20-е; Халк. 19-е); 2) утверждал избираемых на вакантные епископские кафедры (I Всел. Соб. 4-е, 6-е; Антиох. 19-е); 3) принимал жалобы на подчинённых епископов и назначал соборный суд над ними (Халк. 9-е; Антиох. 14-е; Карф. 28-е); 4) обозревал епархии подчинённых епископов (Карф. 63-е); 5) вообще, контролировал и утверждал своим согласием все важнейшие распоряжения епископов своей области (Апост. 34-е; Антиох. 9-е). Но в тех же самых правилах указаны и границы митрополичьей власти, именно; 1) в делах, касающихся целой области, митрополит не мог решать ничего единолично, без согласия собора областных епископов (Апост. 34-е, 74-е; Антиох. 9-е, 14-е); 2) он сам был избираем, поставляем и судим собором своих епископов (III Всел. Соб. 1-е; Сард. 6-е); 3) мог действовать в епархии подчинённого ему епископа только как высший административный орган, но не как архиерей, именно – не мог здесь ни рукополагать, ни учить, ни совершать каких-либо архиерейских действий, разве только с согласия епископа (Кормч. гл. 58, Отв. Иоанна, еп. Кипр. 3-е). – Институт митрополии и власть митрополита, определяемая сейчас рассмотренными нами правилами, сохранились до настоящего времени в первоначальном виде своём только в шести автокефальных Церквах православного Востока. Власть патриархов над подчинёнными им митрополитами была, в сущности, та же самая, какую эти последние имели над епископами своего округа. Власть патриарха в своём диоцезе, как и власть митрополита в своей области, – не единоличная: по основному правилу церковного устройства, установленному на вселенских соборах, в важнейших церковных делах те и другие обязаны были действовать не единолично, а от лица всей местной иерархии, представляемой на собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[греч. πολτως χειροτονεν, лат. ordinatio absoluta], рукоположение (епископское, пресвитерское, диаконское), совершаемое без назначения конкретного места служения или должности для рукополагаемого лица. Древнее церковное право соединяло акт посвящения с юридическим актом определения на должность. Χειροτονα или προχερησις подчеркивали прежде всего момент юридический, слово же χειροθεσα означало собственно посвящение через возложение рук, в дальнейшем оно стало употребляться применительно к посвящению в низшие степени (подробнее см. Хиротесия и Хиротония ). Халкид. Собор в 6-м прав. признал недействительным А. р.: «Решительно никого, ни в пресвитера, ни во диакона, нижè в какую степень церковного чина, не рукополагати иначе, как с назначением рукополагаемого именно к церкви градской, или сельской, или к мученическому храму. О рукополагаемых же без точного назначения святый Собор определил: поставление их почитати недействительным, и нигде не допускати их до служения, к посрамлению поставившего их». Это запрещение основывается на том, что духовная власть, получаемая через рукоположение, должна постоянно проявляться в активном служении рукоположенного в той церкви, в к-рую он назначен. Однако 6-е прав. Халкид. Собора не упоминает об абсолютных епископских хиротониях, запрещая А. р. членам клира от пресвитера и ниже; объясняется это тем, что еще ранее Анкир. Собор 18-м прав. и Антиох. Собор 17-м и 18-м прав. дали установления относительно А. р. епископов: «Аще которые, быв поставлены во епископов, но не быв приняты епархиею, в которую наречены, восхотят на иные епархии наступати, и поставленных тамо утесняти, и воздвигати противу их возмущения: таковых отлучати от общения церковного. Аще же восхотят с пресвитерами сидети, где прежде были пресвитерами: не отъимати от них сея чести. Аще же будут воздвигати смятения противу поставленных тамо епископов: лишати их и пресвитерския чести, и быти им отрешенным» (Анкир. 18, см. также I Всел. 8). Правило не лишает епископа достоинства, оно предоставляет ему возможность пользоваться честью, равною с пресвитерами, за неимением более высокой должности (ср. Халкид. 29). Если не по своей вине, а по причине, «от него не зависящей», окажется епископ без места служения, «таковый да участвует и в чести, и служении епископом, токмо нимало не вмешиваяся в дела церкви, где пребывает, и да ожидает, что определит о нем совершенный Собор тоя области, по представлении в оный дела» (Антиох. 18). Нарушения этого установления на Востоке фиксируются в новелле Алексея I Комнина 1107 г.: при софийской церкви было много клириков, не получавших никакого содержания и ожидавших должности. Иоанн Зонара в толковании на 6-е халкид. прав. говорит, что в древности не только архиереи рукополагались во епископа определенного города, но и проч. клирики прямо были наименованы как священники, диаконы и проч. такой-то церкви, а «ныне [XII в.] это совсем оставлено» (...).

http://pravenc.ru/text/62498.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПЕЛЛЯЦИЯ [лат. appellatio - обращение], обжалование решения суда в высшей инстанции, к-рая обладает правом пересматривать дела. Право А. известно с первых веков христианства. Понятие заимствовано Церковью из рим. процессуального права в доконстантиновскую эпоху и узаконено правилами Всел. и Поместных Соборов. Клирик или мирянин, недовольный решением местного епископа, может искать правосудия у Поместного Собора (I Всел. 5; Антиох. 6, 20), собиравшегося в эпоху Всел. Соборов 2 раза (Ап. 37; Антиох. 20; IV Всел. 19) или 1 раз (Карф. 18 (27), 73 (84); Трул. 8; VII Всел. 6) в год, т. е. недовольный приговором первой инстанции обвинитель или обвиняемый может обратиться с А. к высшему суду (Карф. 28 (37)). Организация судебных инстанций исторически развивалась постепенно вместе с централизацией церковного управления. В древней Церкви первой судебной инстанцией для низших клириков до диакона был суд местного епархиального епископа (IV Всел. 9); для диакона, напр. в Карфагенской Церкви,- суд 3 епископов; для пресвитера - 6 епископов (Карф. 20 (29)). Право А. к высшему митрополичьему соборному суду всегда признавалось за подсудимым пресвитером и диаконом. Более того, правила предписывают епископу, производящему суд, благодушно ради правды относиться к праву А. и не обнаруживать недовольства даже в том случае, если высший соборный епископский суд отменит его решение, ибо никакого нарекания не выносится епископу, приговор к-рого отменяется, если только он не будет обличен в пристрастии (Карф. 15 (16)); с др. стороны, подсудимому предписывается, чтобы до решения его дела высшим судом он признавал в силе решение епископа - не священнодействовал, если ему то было запрещено епископом (Сардик. 14; Карф. 29 (38)). На Соборе епископов под председательством митрополита и непременно в присутствии епископа, к-рому дело было подсудно, по апелляционной жалобе дело вновь тщательно пересматривалось, и решение этого суда, как второй инстанции для дел, разбиравшихся у епископа, считалось окончательным. Но этот же Собор епископов митрополии для судебных дел самих епископов был первой инстанцией (Ап. 74; К-польский (394)). Судебный процесс по жалобам и обвинениям против епископов в обыкновенном порядке судопроизводства проходил 2 инстанции: 1) областной Собор под председательством митрополита и 2) окружной, или большой, Собор «великия области» (IV Всел. 9).

http://pravenc.ru/text/75586.html

Разделы портала «Азбука веры» Развернуть таблицу Собор Константинополь Халкидон Константинополь Константинополь Император св. Константин Вел. Феодосий Вел. Феодосий Младший Маркиан св. Юстиниан Константин Погонат Константин и Ирина Патриарх св. Митрофаний свт. Григорий; Нектарий св. Анатолий св. Евтихий св. Георгий св. Тарасий Председатель Евстафий Антиох. Мелетий Ант; патриарх КПля патриарх КПля патриарх КПля патриарх КПля патриарх КПля патриарх КПля Сильвестр Целестин Вигилий Агафон Адриан Членов собора Православные участники Мемнон Ефесский, епископы Александрии, Иерусалима, Палестины, Иллирика Аполинарий Александрийский, Домн Антиохийский Макарий Антиох., пресв. Петр и Феодор, представители Александрийского и Иерусалимского патриархатов Против кого Македония, Аполинария Нестория Евтихия и Диоскора “Трех глав” Монофелитов Иконоборцев Корни ереси Непримиримость иудео-гностического сознания с тайной Боговоплощения Арианство Сочинения Феодора Мопсуэтского и Диодора Тарсийского Некоторые места у свт. Кирилла, свт. Афанасия Александрийских Стремление имп. Ираклия посредством монофелитства достичь унии с монофизитами Иконоборческие и павликианские взгляды имп. Льва Исаврянина (717–741) “Сын Божий – произведение и тварь; было время, когда Сына не было; Сын изменяем по существу” Аполинарий: “Место человеческого духа во Христе заменил Божественный Логос” Македоний: “Св. Дух – творение” “Дева Мария – Христородица”. Вопрос соединения естеств во Христе Слияние во Христе Божественной и человеческой природ с поглощением последней первою; Евтих: “После Воплощения поклоняюсь одному естеству Бога вочеловечившегося” Во Христе одна воля и одно действие Божеское Иконопочитание – идолослужение. Неописуемость Христа. Сторонники ересиарха Евсевий Никомидийский, Феона Мармарикский, Секунд Птолемаидский пресв. Лампон, Иоанн Антиохийский, представитель императора Кандидиан министр Хрисафий при дворе безвольного имп. Феодосия Факунд Гермианский (Африка) – “В защиту трех глав”; западные и африканские епископы и пресвитеры

http://azbyka.ru/shemy/vselenskie_sobory...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР канонический орган высшей власти и управления в поместной Церкви, в т. ч. в РПЦ, в соответствии с ее ныне действующим Уставом, принятым на А. С. 2000 г. (Разд. III). Каноническая основа структуры управления в автокефальной поместной Церкви определена 34-м Ап. прав.: «Епископам всякаго народа подобает знати перваго в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его разсуждения: творити же каждому только то, что касается до его епархии и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без разсуждения всех. Ибо тако будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец и Сын и Святый Дух». Иоанн Зонара в своем толковании этого правила говорит: «...и первенствующему епископу правило не позволяет, по злоупотреблению честию, превращать оную в преобладание, действовать самовластно и без общего согласия своих сослужителей делать что-либо указанное выше, или подобное тому». Аналогичная норма содержится в Антиох. 9; I Всел. 5 («признано, чтобы в каждой области дважды в год были Соборы»); II Всел. 2 («дела каждыя области благоучреждати будет Собор тоя же области») и др. канонических правилах. Под «Собором» здесь подразумевается Собор епископов области, др. словами, поместной Церкви . Так, Всел. IV Собор определил, «согласно правилам святых отец, чтобы в каждой области епископы дважды в году собиралися во едино, где назначит епископ митрополии, и исправляли все, что откроется» (прав. 19). 8-е прав. Трул. Собора изменило периодичность в созыве Соборов, не коснувшись их состава: «Но как по причине набегов варваров, и по иным случайным препятствиям, предстоятели церквей не имеют возможности составляти Соборы дважды в году, то разсуждено: для могущих, как вероятно, возникати церковных дел, в каждой области, всемерно быти Собору вышереченных епископов единожды в лето...» Тот же исключительно архиерейский состав Собора предусмотрен VII Всел.

http://pravenc.ru/text/Архиерейский ...

Скачать epub pdf Об Антиохийском Поместном соборе Предисловие Созванный Антиохийский Поместный собор [ 123 ] состоялся в правление Констанция (сына Константина Великого ) и в его присутствии в Антиохии Сирийской [ 124 ] в 341 г. [ 125 ] . На нем собрались, согласно Сократу (Церковная история. Кн. 2, гл. 8), 90 отцов 126 , согласно Созомену (кн. 3, гл. 5) 127 – 97. а согласно Феофану 128 –120, под руководством Евсевия, вначале епископа Беритского, затем Никомидийского, а из Никомидийского ставшего епископом Константинопольским. Антиохийским епископом был тогда Плакот 129 . Юлий Римский, равно как и Максим Иерусалимский, на этом Соборе не присутствовали ни сами, ни в лице представителей. Итак, этот Собор издал настоящие 25 правил, которые необходимы для церковного благочиния и порядка. Большинство из них не только по смыслу согласуются с апостольскими правилами (см. предисловие к апостольским правилам), но и содержат те же самые выражения. Кроме того, они косвенно подтверждаются правилами IV Всел. 1 (впрочем, этот Собор в 4-м деянии приводит правила Антиох. 4 и 5 дословно, как мы скажем) и VII Всел. 1, а прямо – правилом VI Всел. 2. Благодаря этому подтверждению они некоторым образом получают силу правил Вселенских соборов [ 130 ] . 25 правил Антиохийского Поместного собора с толкованиями Правило 1 Все дерзающие нарушать определение святого великого Собора, собранного в Никее в присутствии благочестивейшего и боголюбезнейшего императора Константина, о святом празднике спасительной Пасхи, да будут отлучены от общения и отвержены от Церкви, если продолжат с еще большим упорством противиться добрым установлениям. И это пусть будет сказано о мирянах. Если же кто-либо из предстоятелей Церкви – епископ, или пресвитер, или диакон – после настоящего определения дерзнет обособляться от прочих и совершать Пасху с иудеями, что совращает людей и возмущает Церкви, такому святой Собор судил с этого времени быть чуждым Церкви как виновному не только в собственном грехе, но и в растлении и развращении многих. И Собор отрешает от служения не только таких, но и дерзающих находиться в общении с ними после их извержения. Изверженные же лишаются и внешней чести, которой пользуется святое звание и Божие священство.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРЕЛАТСКИЕ СОБОРЫ Поместные Соборы древней Церкви, происходившие в г. Арелат (совр. Арль ). Наиболее известные: 314 г. 1-й А. С. созван по делу Цецилиана , еп. Карфагенского, законность рукоположения к-рого от Феликса, еп. Аптунгского, отвергалась донатистами (см. Донатизм ) как якобы совершенное епископом-вероотступником ( Евсевий. Церк. ист. X 5. 23). Законность поставления еп. Цецилиана подтвердил Рим. Собор 313 г. (см. Римские Соборы ), созванный по указанию имп. Константина I Великого , однако донатисты подали апелляцию, ссылаясь на малочисленность и скоротечность этого Собора, не рассмотревшего, по их мнению, нек-рые важные документы. Тогда 1 авг. 314 г. под председательством свт. Христа , еп. Сиракузского, в Арелате был созван Собор, на к-ром присутствовали епископы Галлии, Италии, Африки и Востока. Он подтвердил решение Римского Собора относительно Цецилиана, а также принял ряд дисциплинарных и вероучительных канонов. Собор постановил, что традиторы из числа священнослужителей, к-рые во время гонения выдали властям священные книги и сосуды, «списки братьев» (неясно, имеются ли здесь в виду оглашенные или уже крещенные) и т. д., должны быть низложены, но признал действительными все совершенные ими рукоположения (прав. 14). На этом основании произошло и оправдание Цецилиана. Правила также предписывали, согласно рим. традиции, принимать в церковное общение еретиков через возложение рук (прав. 9) в противоположность африкан. практике повторного крещения еретиков, воспринятой донатистами (ср.: Cypr. Carth. Epp. 59, 61//PL. 4. Col. 359-361, 362-364). Регламентировались условия приема в церковное общение находящихся на смертном одре оглашенных (прав. 6) и вероотступников (прав. 22). Собор постановил, что «те, кто приносят письма исповедников», должны быть приняты в общение (прав. 10). Неясно, идет ли в данном случае речь о «мирных грамотах», выдававшихся епископом и подтверждавших, что данный человек находится в общении с Церковью (ср.: Антиох.

http://pravenc.ru/text/Арелатском ...

В соответствии с правосл. учением носителем земной власти в Церкви является вселенский епископат, возглавляемый, согласно Ап. 34 и Антиох. 9, первоиерархами автокефальных Церквей, поддерживающими молитвенно-каноническое общение между собой. Власть епископата во Вселенской Церкви полным образом осуществляется через Вселенские Соборы; высшим органом власти в поместных Церквах являются Архиерейские Соборы либо Соборы с участием епископов, клириков и мирян, которые называются Поместными Соборами, но и в таких, широкого состава Соборах, ключевое значение имеет епископат. Епископальный строй церковной власти соответствует церковным канонам. Так, 19-е прав. Вселенского IV Собора гласит: «Посему определил святый собор, согласно с правилами святых отец, чтобы в каждой области епископы дважды в году собиралися во едино, где назначит епископ митрополии, и исправляли все, что откроется». 8-е прав. Трулльского Собора изменило периодичность в созыве Соборов, но нисколько не коснулось их состава: «Но как, по причине набегов варваров и по иным случайным препятствиям, предстоятели церквей не имеют возможности составляти соборы дважды в году, то разсуждено: для могущих, как вероятно, возникати церковных дел, в каждой области, всемерно быти собору вышереченных епископов единожды в лето...». В Карф. 18(27) речь идет о том, чтобы на Соборах Африканской Церкви, епископат к-рой был многочисленным, каждая митрополия была представлена не всеми епископами, но особыми представителями непременно в епископском сане: «Подтвердити подобает на сем святом соборе, чтобы по правилам Никейского собора ради церковных дел, которыя не редко отлагаются со вредом для народа, каждогодно был созываем собор, на который бы все, занимающие первыя в областях кафедры, присылали от своих соборов двух, или сколько изберут, епископов, в местоблюстители, дабы составившееся таким образом собрание могло иметь совершенное полномочие». Об исключительно епископском составе Соборов говорят также VII Всел. 6; Карф. 14, 76(87), 127(141-142). 40-е прав. Лаодикийского Собора гласит: «Епископам, на собор призываемым, не подобает небрещи, но ити и вразумляти или вразумлятися ко благоустроению церкви и прочаго. Аще же пренебрежет таковый, то сам себе обвинит: разве аще по болезни останется».

http://pravenc.ru/text/190037.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКАРИЙ [лат. vicarius букв.-заместитель], церковная должность, связанная с исполнением обязанностей заместителя или помощника церковного администратора; в РПЦ и нек-рых др. правосл. Церквах - должность помощника правящего епархиального архиерея, к-рая учреждается для оказания помощи архиерею в управлении епархией. Первоначально слово vicarius как адм. термин стало употребляться в сфере гос. управления Римской империи. При имп. св. равноап. Константине I Великом империя была разделена на 4 префектуры: Галлию, Италию, Иллирик и Восток, при этом имперские столицы Рим и Нов. Рим - К-поль не входили в префектуры. В свою очередь префектуры делились на диоцезы. Так, в префектуру Восток входили диоцезы Асия, Понт, Фракия, Восток и Египет. Каждый диоцез включал неск. провинций. Начальствующее лицо префектуры именовалось префектом претория (praefectus praetorio), а правитель диоцеза назывался В., по-гречески - экзархом (ξαρχος). В., как и вышестоящий префект, назначался императором и в пределах своего диоцеза пользовался полномочиями префекта в отношении надзора за правителями провинций, но если в диоцезе присутствовал сам префект, В. терял какую бы то ни было власть в нем. Тем самым полномочия В. приобретали двойственный характер: он был, с одной стороны, начальником области, вверенной его власти самим императором, а с др.- всего лишь заместителем вышестоящего должностного лица, префекта, исполнявшим свои правительственные функции в диоцезе в отсутствие самого префекта. До известной степени аналогичный характер имеют и полномочия В. в Церкви, в т. ч. и викарного епископа. Отдаленными предшественниками позднейших викарных епископов были хорепископы (τν χωρν πσκοποι). Неокесарийский Собор именует их «сослужителями епископов», «поставленными во образ семидесяти апостолов» (прав. 14). В IV в. хорепископы, зависящие от епархиального архиерея, поставлялись почти в каждой епископии (в малых городах и в селах). Антиохийский Собор права хорепископов определил так: «Святый Собор за благо разсуждал, чтобы состоящие в малых градах или селах предстоятели, или так именуемые хорепископы, знали свою меру... чтобы они управляли токмо подчиненными им церквами, и ограничивали ими свое попечение и распоряжения: чтобы поставляли чтецов, иподиаконов и заклинателей... а поставляти пресвитера или диакона не дерзали без воли сущаго во граде епископа, которому подчинен хорепископ и его округ» (прав. 10 ). Древние хорепископы, как видно, в отличие от викарных епископов нового времени управляли своей малой областью, составлявшей часть епархии, хотя и не вполне самостоятельно, в чем, собственно, и усматривается сходство этого института с институтом викарных епископов; как не вполне самостоятельные архиереи, они могли рукополагать лишь по поручению правящего епископа (Анкир. 13; Антиох. 10; VII Всел. 14; ср. Васил. 89).

http://pravenc.ru/text/158444.html

Н.И. Гиббенет Глава XIV Приезд патриархов алекс. и антиох. в Москву и встреча их. – Прием патриархов у царя и беседа их наедине. – Соборное засед. 7 Ноября. – Новая сказка о подписи патр. грамот, привезенных Мелетием и греком Стефаном. – Соб. зас. 28 Ноября и призвание патр. Никона на собор. – Соб. зас. 30 Ноября, вторая и третья посылка от собора за Никоном. – Два последние дня патр. Никона в Воскресенском м., отправление его на собор и обстоятельства пути. – Приезд патр. Никона в Москву и явление его на собор 1 Декабря. 31 Октября объявлен был церемониал встречи в Москве патриархов: александрийского Паисия и антиохийского Макария. Торжественный вход их в столицу был 2 Ноября 1666 г 303 . Для встречи их назначены были три места: 1) за земляным городом, у покровских ворота, находился Павел митрополит сарский и подонский с митрополитами, Григорием никейским и Космою амасийским, тремя архиепископами, двумя епископами, с архимандритами, игуменом и протопопами; 2) на лобном месте был митрополит казанский Лаврентий с митрополитом Феодосием сербским, одним архиепископом и одним епископом, с архимандритами, двумя игуменами и протопопом архангельским, и 3) у соборной церкви Успения встречали митрополиты, Питирим новгородский, Иона ростовский, Паисий газский, архиепископ рязанский Иларион, епископ черниговский Лазарь Баранович, с архимандритами, игуменами, соборным протопопом, 20 священниками избранными и восемью дьяконами, и на всех трех местах с крестами и образами 304 . Придя к успенскому собору, патриархи вошли в церковь и слушали здесь молебное пение, а потом пошли на Кирилловское подворье. По городу выстроены были стрельцы, а встречали патриархов за городом стрелецкие головы с их приказами. 4 Ноября патриархи были приняты на аудиенции у великого государя в грановитой палате, и государь говорил речь, в которой, коснувшись подвигов мучеников и страстотерпцев, пострадавших за Веру и церковь Христову, применял их к подвигам трудного путешествия патриархов через земли агарян. «И сице вас благочестне – говорил Алексей Михайлович – яко самих святых верховных апостол Петра и Павла приемлем, тако вас любезне, яко ангелов Божьих объемлем, веруя, что всемощный промысл вашим сюда пришествием всякое в верных сомнение искоренить, всякое, желаемое благочестивыми, благое исправление насадить и святую российскую церковь и всех верных возвеселить и утешить. Воздавая благодарение Богу, укрепившему ваше преблаженство толикий труд подьяти, ради общего спасения, о святой и прелестной двоице, что вас наречем, толик душеспасительный труд подъемших, толикия святые подвиги сотворших, архипастыри пречестнейшие! Херувимы ли? ибо на вас почил есть Христос. Серафимы ли? ибо непрестанно прославляете Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010