Недовольные политикой очередного египетского царя, иудеи помогли сирийскому царю Антиоху Великому овладеть Иерусалимом. Но если сам Антиох Великий покровительствовал иудеям, последующие сирийские цари начали преследовать иудеев за истинную веру и принуждать к идолопоклонству. Особенно жестоким гонителем был царь Антиох IVEnuфah (175–164 гг. до н.э.). Стараясь укрепить свое царство, Антиох Епифан начал проводить политику эллинизации народов, входящих в его монархию. С этой целью он издал указ, повелевающий, чтобы все народы его царства говорили на греческом языке, одевались по-гречески и поклонялись греческим богам. Противников этого указа царь повелевал предавать смерти. Царский указ был разослан всем народам, в том числе и иудеям. Никогда за все время своего существования евреи не были в таком несчастном положении, как теперь. У них отнимали все, чем они всегда дорожили: и язык, и обычаи, и веру. Вместе с указом в Иерусалим прибыл большой отряд сирийских солдат, которым повелевалось привести царский приказ в исполнение. По приказанию Антиоха IV Иерусалим переименовали в Антиохию, а Иерусалимский храм был посвящен Юпитеру Олимпийскому. Евреев силой заставляли присутствовать во время жертвоприношений, а затем под страхом смерти принуждали их есть идоложертвенное мясо. Тех, кто отказывался это исполнять, предавали смерти. Надо сказать, что многие евреи, боясь преследований и мучений, изменили своей вере и стали идолопоклонниками, но были и такие, которые предпочитали смерть измене. Одного старца, Елеазара, царские правители заставляли есть запрещенную законом Моисеевым пищу – свиное мясо. Когда он отказался, его стали уговаривать, чтобы он показал только вид перед народом, будто он ест запрещенное законом. Но Елеазар и на это ответил: «В мои лета недостойно лицемерить; если молодые узнают, что девяностолетний Елеазар уклонился в язычество, то и они могут соблазниться и отойти от веры». Тогда его повлекли к мучителю, и Елеазар мужественно умер за истинную веру. Потом к самому царю привели женщину Соломонию с семью сыновьями. Царь принуждал их есть свиное мясо, но они отвечали ему: «Мы готовы лучше умереть, чем преступить закон наших отцов». Тогда царь предал их жестоким мучениям. Им вырезали языки, отсекали пальцы на руках и на ногах, сдирали кожу с головы, и живыми жгли на раскаленных сковородах. Так были замучены шесть братьев. Самого младшего царь с ласкою убеждал не противиться. Он обещал щедро наградить его и, наконец, обратился к матери, чтобы она дала совет своему сыну исполнить требование царя. Но она подошла к сыну и сказала: «Сын мой! не бойся этого мучителя и встреть смерть так же, как твои братья, чтобы я могла, всех вас вместе, встретить в будущей, вечной жизни». Тогда царь предал смерти и младшего брата, подвергнув его еще большим мучениям. После гибели младшего сына Соломония скончалась над телами своих детей.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Восточный характер сохраняли города Месопотамии, наследовавшие традиции древней вавилонской культуры. Там сложились своеобразные городские общины, связанные с местными храмами. Вавилон, Ниппур, Урук так и назывались «городами людей храма», хотя большинство их жителей не принадлежало к жреческому сословию, но граждане таких городов снабжались продуктами из храмового хозяйства. Власть в этих общинах принадлежала городскому собранию во главе с экономом. Селевкиды покровительствовали храмовым городам, дарили им большие территории с местным сельским населением, которое вместе с горожанами, не имевшими гражданских прав, и рабами находилось под властью «людей храма». В отличие от греческих полисов, владевших землями, титульная собственность на которые принадлежала царю, храмовые города Вавилонии имели свою землю в собственности, в то же время граждане этих городов фактически не привлекались к государственной административной и военной службе, составляя своего рода обособленные status in statu, которому они при этом были вполне лояльны. Особыми привилегиями пользовались исконно греческие города Малой Азии вроде Лаодикии, Смирны, Лампсака или Писидии, вошедшие в состав империи Селевкидов, но при этом сами эти полисы считали себя только союзниками царей, а не их подданными. Соперничество за власть в Малой Азии между Селевкидами и Лагидами открывало этим городам пространство для политических маневров и заставляло династов относиться к ним с большей деликатностью, чем к городам колонистов. После гибели основателя империи Селевка Никатора в 280 г. до Р. Х. престол перешел к его сыну Антиоху I, рожденному Аламой, которая происходила из племени саков. Антиох правил до своей смерти в 261 г. В его царствование самой большой опасностью для государства был натиск кельтского племени галатов, прорвавшихся из центральной Европы на Балканы, пронесшихся опустошительным смерчем по Македонии и Фракии, перебравшихся в 278 г. через проливы в Малую Азию и вторгшихся в Каппадокию. Там Антиох I, действуя в союзе с малоазийскими полисами, одержал над ними победу, главным образом благодаря использованию в сражении, состоявшемся в 277 г., боевых слонов. Кельты были оттеснены на северо-запад от Каппадокии, где они и осели, дав свое племенное имя заселенной ими стране – Галатии. За эту победу Антиоха назвали Сотиром (спасителем). Затем он вел неудачные войны с правителем Пергама Евменом, который добился полной независимости для своего полиса, и царем Египта Птолемеем II. Н есмотря на помощь македонского царя Антигона Гоната, Антиох потерпел поражение в этой войне, названной Сирийской, поскольку велась она за обладание Сирией, и вынужден был признать власть Птолемея над южной Сирией, уступив противнику и часть своих владений в Малой Азии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В этих походах он касался и других стран, завоевание которых приписывается Олоферну, как напр. Аравии и Галилеи 221 . Также берега Тигра и Евфрата в царствование Антиоха неоднократно служили для сириян ареною военных действий. В частности, нападениям со стороны Антиоха III и его полководцев подвергались также и многие именно из тех городов, которые перечисляются во и главах книги Иудифь (Дамаск, Тир, Сидон, Птолемаида, Скифополь и др.) 222 . В истории походов Антиоха III находят своё объяснение и загадочные имена фудян и лудян. Это были, как уже замечено, египетские гарнизоны, против которых Антиох должен был вести войну с целью подчинить себе занятые ими местности. Хотя между полководцами Антиоха III 223 Полибий и другие историки не называют Олоферна, но это легко можно объяснить неполнотою сообщаемых ими сведений о царствовании этого государя или же нежеланием автора книги назвать военачальника собственным его именем. Очень может быть также, что историки называют Олоферна другим именем, потому что известен обычай древних иметь по нескольку имён 224 . В истории царствования Антиоха III находит подтверждение и громадное число Олофернова войска (120,000 пехоты и 12,000 конницы), дающее повод некоторым исследователям Св. Писания (напр. Фолькмару) 225 заподозривать верность этого указания. Такое же почти число войска, – именно 100,000 пехоты и 20,000 конницы, имел Антиох III, по свидетельству Иустина 226 , во время войны против парфян [сн. ( Дан.11:13 )]. К Антиоху III вполне приложимо и упоминание книги Иудифь о совете, который был собран Навуходоносором для обсуждения плана отмщения непокорным народам ( Иудиф.2:1–4 ). Подобным образом поступал и Антиох III почти перед каждым более или менее важным военным предприятием 227 . Также истребление Олоферном предметов религиозного почитания у покорённых народов и объявление Навуходоносора богом вполне соответствует образу действий греческо-сирийских властителей, стремившихся к обоготворению самих себя и к уничтожению всех других культов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

1) Селевк Никатор. 2) Антиох Сотер. 3) Антиох Теос. 4) Селевк Каллиник. 5) Селевк Керавн. 6) Антиох Вел. 7) Селевк Филопатор, брат и предшественник Антиоха Епифана, который взошёл на престол после Фолопатора, устранив других законных наследников, и, по объяснению указанных толковников, должен быть признан малым рогом, имеющим достигнуть царства путём уничтожения трёх царей (ср. ст. 8:20:24). Этими подлежащими уничтожению царями могут быть Илиодор, убийца Селевка Филопатора, Димитрий, сын Селевка Филопатора, во время смерти отца бывший заложником в Риме, и Птоломей Филометор египетский, сирийского престола для которого домогалась мать его Клеопатра, сестра Селевка Филопатора и Антиоха Епифана. Но из упомянутых всех трёх лиц никто не достиг царской власти и никто из них поэтому не был свергнут или погублен Антиохом Епифаном. Сирийский государственный казначей Илиодор, правда, стремился к царской власти, но его стремления не достигли цели и притом благодаря не Антиоху Епифану, а Атталу и Евмену 40 . Димитрий, в свою очередь, хотя по смерти отца имел все права на царскую власть, как законный преемник, но так как во время этой смерти оставался заложником в Риме, то и не в состоянии был достигнуть по праву принадлежащей ему власти и так как, значит, на престол не восходил по смерти отца, то и не был свергнут с него дядей своим Антиохом Епифаном, при достижении последним царской власти. Наконец Птоломей египетский, правда, по смерти Антиоха Епифана, успел на короткое время соединить в своих руках царскую власть сирийскую и египетскую (1Макк.11:13); но при жизни Антиоха и пред вступлением его на престол ни по праву, ни фактически не был царём сирийским. Некоторые, впрочем, толковники устраняют лицо Птоломея, заменяя его Селевком Филопатором и, чтобы заполучить нужное число 10, причисляют к царям сирийским самого Александра Македонского (Гитциг, Гилгенфольд). Но Селевк Филопатор был убит не Антиохом Епифаном, а Илиодором, совершившим это злодеяние из-за своих личных честолюбивых замыслов относительно царской власти, ибо сам хотел сделаться царём. Что же касается Александра Македонского, то он ни по свидетельству истории, ни по сказанию кн. пр. Дан. никоим образом не может быть причислен к ряду царей именно сирийских.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Восстание Маккавеев оказалось спровоцировано проводившейся сирийскими властями религиозной политикой. Традиционно она была достаточно сбалансированной, и автономия Иудеи уважалась не только в политическом, но и в религиозном отношении. Ситуация изменилась во время правления Сирией Антиоха Эпифана. Взбалмошный и, по-видимому, психически не вполне здоровый человек, Антиох, очевидно, страдал своеобразной манией величия, считая себя сыном Зевса. В древности, надо заметить, многие правители традиционно возводили свой род к одному из богов национального пантеона, однако Антиох, вероятно, понял это слишком буквально и воспринял абсолютно серьёзно. Следствием такого о себе мнения стало требование Антиоха учредить по всей стране новый культ Зевса — покровителя царствующего дома и создать в каждом крупном городе соответствующие алтари для торжественных жертвоприношений Зевсу, а заодно и самому Антиоху как его божественному отпрыску и представителю. Такой алтарь, разумеется, должен был быть учреждён и в Иерусалиме, который был столицей Иудейской автономии и, следовательно, важным административным центром страны. Нетрудно себе представить реакцию на такой замысел как храмового священства, так и Синагоги. Времена, когда во дворе Храма могли находиться языческие алтари, остались в допленной эпохе. Теперь, после плена и реформы Ездры, сама мысль о чём-то подобном казалась всякому еврею кощунственной. Между тем, власти вовсе не собирались отказываться от намеченного. Более того: можно думать, что, воспользовавшись удобным случаем, Антиох решил заодно установить более строгий контроль над автономией в целом и над Иерусалимом в частности, который, по-видимому, внушал ему подозрения относительно своей лояльности. Реальных оснований для таких подозрений у Антиоха не было и быть не могло: лояльность властей автономии всякому правительству, которое уважало её национальную и религиозную самобытность, была проверена веками и известна ещё с персидских времён. Однако Антиоху этого показалось недостаточно, и в 168 году в Иерусалим был введён сирийский гарнизон.

http://azbyka.ru/istoriko-kulturnyj-kont...

7. Затем царь послал к Иуде и его осажденным товарищам и предложил им мир с предоставлением права жить по собственным законам. Иудеи отнеслись к этому предложению вполне сочувственно и, получив клятвенное уверение в святости его, вышли из святилища. Потом Антиох вступил в храм, но, увидя его столь укрепленным, нарушил свою клятву и приказал сопутствовавшей ему рати разрушить его стены до основания. После этого он вернулся в Антиохию и захватил с собой первосвященника Хония, известного также под именем Менелая. Дело в том, что Лисий посоветовал царю казнить Менелая, если он хотел привести иудеев в замешательство и обезопасить себя относительно их; от этого человека исходили все бедствия, потому что именно он-то и убедил отца его принудить иудеев к отказу от их прежнего богопочитания. Ввиду этого Антиох отправил Менелая в сирийский город Берею и казнил его там, после того как этот гнусный и безбожный человек был в течение десяти лет первосвященником и для укрепления своей власти принуждал народ [иудейский] преступить свои древние законы. После смерти Менелая первосвященником стал Алким, иначе называющийся Иакимом. Между тем царь Антиох нашел Филиппа уже овладевшим престолом, пошел на него войною и, захватив его, приказал казнить. Когда же сын первосвященника Хония, который, как мы уже упомянули, потерял отца своего будучи еще ребенком, увидел, что царь казнил его дядю Менелая и передал первосвященство Алкиму, не происходившему из первосвященнического рода, и что царь по совету Лисия отнял это звание от его семьи и передал чужому семейству, то убежал к египетскому царю Птолемею. Будучи последним и его женою Клеопатрою признан достойным своего сана, он получил от них участок земли в номе Гелиополя и построил тут храм по примеру Иерусалимского. Впрочем, поговорить подробнее об этом нам еще представится возможность. Глава 10 1. Около этого самого времени из Рима бежал сын Селевка, Деметрий 798 , и, овладев тремя главными сирийскими городами, провозгласил себя царем. Затем он окружил себя наемным войском и вошел в столицу, причем все приняли его весьма охотно и добровольно сдались ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но с отступлением Антиоха, ни храм не был очищен от языческого служения, ни даже не было ускорено прекращение войны. Ибо все еще было достаточно сил, направленных против партии Иуды, хотя Антиох лично и не вступал с нею больше в борьбу. Царь совершенно явно перенес свое внимание от Палестины на свои провинции, лежавшие к востоку от Евфрата. По большей части эти провинции давно уже принадлежали сирийскому царству только по имени. Продолжительное отсутствие царя из этих областей привело, в конце концов, к их самостоятельности. По-видимому, и уплата дани производилась ими крайне неправильно. Тогда Антиох IV назначил знатное лицо, из числа своих родственников, Лизия, наместником к западу от Евфрата лежащих провинций и вместе тем опекуном своего сына Антиоха V, а сам переправился через Евфрат. Это произошло весною 166 г. до P. X. Лизий отправил тогда в Палестину прекрасно-организованное войско, которое, как передают, состояло из 40000 пеших и 7000 всадников. Три полководца, Птоломей, сын Доримена, Никанор и Горгий, вели это войско; им предписывалось усмирение мятежников и заселение страны чужеземными колонистами. Когда войско расположилось лагерем вблизи Эммауса, в равнине приблизительно в пяти часах расстояния к западу от Иерусалима, в лагере появились уже торговцы с нужными деньгами и цепями, для покупки и уведения будущих еврейских пленников. Тогда преданные Закону израильтяне собрались в издревле священной Мицпе, местности прославленной Самуилом, в двух часах к северо-западу от Иерусалима; оттуда открывался вид на священный город. С редкой торжественностью готовились здесь к священной битве. Постились, облеклись в траур, разорвали верхние одежды, посыпали пеплом головы. Вместе с тем было торжественно объявлено перед Богом все осквернение веры, совершенное язычниками. Был развернут свиток Закона, расписанный языческими изображениями и знаками. Были разложены священные одеяния, первые плоды и десятины; было указано на назареев, которые по Закону окончили срок своего обета и все-таки не могли теперь быть освобождены от него в храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тем не менее многие иудеи сопротивлялись программе эллинизации. В отличие от большинства других покоренных народов, иудейская нация содержала консервативный элемент, который страстно держался за обычаи предков. Это было движение хаси-деев (евр. «хасидим», т. е. «благочестивые»). Хасидеи были недовольны введением греческого языка и всем, что оно означало. Им не нравилось, например, что у еврейских денди возникла мода носить широкополые шляпы: такими щеголяли язычники, подражая богу Гермесу, каким он выглядел на многих изображениях. Они были против возведения в Иерусалиме гимназия с дорожкой для бегов. Религиозная ситуация становилась все хуже и хуже: на скачки регулярно захаживали даже священники, – а ведь скачки открывались призыванием языческих божеств. В этих утонченных иудеях, воспринявших чужеземные обычаи, ортодоксальные хасидеи видели предателей древних обычаев предков. Неладно было дело и в политике. В 175 году до н. э. на сирийский престол взошел Антиох IV Епифан. Титул «Епифан» означает «Славный». Однако жертвы Антиоха впоследствии прозвали его Епиманом («Помешанным»). Сколь удачным было это прозвище, можно видеть на примере такого случая. В 169 году до н. э., после неудачной попытки завоевать Египет, Антиох возвращался обратно через Палестину. Находясь в дурном расположении духа, он решил отыграться на Иерусалиме. Предательским образом захватив город, он ограбил и сжег его, расхитил храмовую сокровищницу, а многих жителей убил. Что касается почитателей Закона Моисеева, которых Антиох подозревал в неверности Сирии, то он решил покончить с ними раз и навсегда: либо заставить отречься от веры отцов, либо убить. Особенной его мишенью стали хасидеи. Соблюдение субботы, ритуал обрезания и даже хранение свитков с Еврейскими Писаниями – все это он объявил преступлениями, караемыми смертью . Иудейское богослужение было запрещено, а во многих городах Иудеи были воздвигнуты языческие алтари. Царские указы проводились в жизнь с чрезвычайной жестокостью. Впервые в истории мы видим надежные и подробные рассказы о широких и тяжелых религиозных гонениях. Кощунства достигли своей кульминации в 167 году до н. э., когда на великом храмовом жертвеннике для всесожжении была принесена в жертву свинья. 1. Маккавейское восстание 1

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Птоломей, по прозванию Лаг, после смерти Александровой получил Египет и царствовал в нем лет: Русс.– 42, Рим.– 40. Другие указывают 44 года От этого Птоломея и прочие египетские цари стали называться Птоломеями, как в древности именовались Фараонами. Птоломей Филадельф, то есть братолюбивый, царствовал лет: Русс.–38, Рим.–38. По другим 47 лет. Он просил Елиазара, иерусалимского архиерея, прислать к нему премудрых мужей и принял 72 старцев, которые перевели ему Святое Писание с еврейских Библий на греческий язык. Птоломей Евергет: Русс.–25, Рим.– 26. Птоломей Филопатор: Русс. – 29, Рим.– 17. Птоломей Епифан царствовал шесть месяцев и лет: Русс.– 17, Рим.– 23. Птоломей Филометр лет: Русс.– 10, Рим.– 35. Птоломей Фискон, брат Филометра: Русс.– 8, Рим.– 26. Далее в русских хронографах следуют цари якобы египетские, но в действительности не египетские, а сирийские, царствовавшие в великой Антиохии, которые отняли от египетской области Иерусалим и подчинили его своей власти. Иерусалим, находясь посредине между Египтом и Сириею, был причиною частых войн между Царями египетскими и сирийскими. Ибо каждый из них желал обладать Иерусалимом; и иногда египетские, а иногда сирийские цари Иерусалимом владели, войной его отнимая один у другого. После вышеупомянутых египетских Птоломеев в Русских хронографах указываются следующие сирийские цари, владевшие Иерусалимом и смешанные с египетскими: Селевк, сын Антиоха Великого ( 2Мак.3,3 ) обладал Иерусалимом лет: Русс.– 20, Рим.– 12. Этот царь послал Илиодора ограбить иерусалимский храм; грабитель был бит ангелами. Антиох, по прозванию Епифан, то есть светлый, брат Селевка ( 2Мак. 4, 7 ), обладал лет: Русс.– 15, Рим.– 12. Он замучил старца Елеазара и Соломию с ее детьми ( 2Мак. 6, 18 – 7, 41 ). Антиох, его сын, обладал лет: Русс.– 23, Рим.– 2. Три сих сирийских царя, обладавших Иерусалимом, в римских хронографах указываются не между египетскими, но между сирийскими царями в особом перечне. После этого опять наступает владычество египетских царей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Дальнейшие основания в пользу понимания под четвёртым страшным зверем царства Сиро-египетского находят в том, что боговраждебная деятельность и рога, вышедшего из страшного зверя, изображается сходно с деятельностью хульного рога 8 гл. и деятельностью царя из северного царства II гл. (ст. 31–32) и ещё в том, что десять рогов страшного зверя параллельны десяти Сиро-египетским царям, о взаимных раздорах которых говорится во II гл. (Бухар. 37–39). Но нами, при разборе третьего мнения, было уже сказано, что между врагом Церкви, изображаемым в 8 гл. под образом малого рога, выросшего из одного из четырёх рогов козла 41 , и между врагом, представленным под образом и рога, выросшего между 10-ю рогов на лбу страшного зверя 7 гл., далеко нет такого сходства, на основании которого можно бы было признать их за одно лицо, что гораздо скорее следует признать их за лица, отличные друг от друга, имеющие выйти из разных царств, при разных обстоятельствах. Мы выше раскрыли и то, что между видениями 2 и 7 гл. и содержанием II гл. нет параллельного сходства, что десять железно-глиняных пальцев человеческого тела 2 гл. и десять рогов страшного зверя 7 гл. не могут быть приравнены к упоминаемым в II гл. царям северного (Сирийского) царства. Чтобы восполнить недостающее число царей Сирийского царства, Бухарев 42 к царям сим присоединяет упоминаемых в II же гл. царей южных (египетских) и действительно набирает всего десять царей до Антиоха Епифана: 1 . Птоломей Лаг., 2 . Селевк Никатор, 3 . Птоломей Филадельф, 4 . Антиох Теос, 5 . Птоломей Евергет, 6 . Селевк Калинник, 7 . Птоломей Филопатор, 8 . Антиох Вел., 9 . Птоломей Епифан, 10 . Селевк Филопатор, но и при этом находит в видении 7 гл. своё опровержение, опровержение, выше также указанное. По смыслу видения 7 гл. 11-й хульный рог при устроении своей царской власти уничтожит три рога из прежних десяти рогов. А этого относительно Антиоха Епифана доказать нельзя – исторически, хотя бы число 10 и было набрано из царей двух царств. Далее, по видению той же 7 гл., рога, за исключением последнего 11-го рога, являются не преемственно, а все вдруг и потому под ними нельзя разуметь преемственно следовавших царей Сиро-египетского царства, тех царей, о борьба которых предсказывается в II гл. Самые браки, о которых говорится в II гл. и на которые Бухарев 43 указывает как на браки, предсказанные в объяснительных на сновидение Навуходоносора словах Даниила (2:43: что ты видел железо, смешанное с глиной болотной, – это значит, они будут соединены связями человеческими), на самом деле, как опять-таки выше было указано, вовсе не подходят к характеру тех связей человеческих, о которых говорит св. Даниил.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010