528 ( 2Мак.3:4 , срв. 4:23). У Иосифа Флавия здесь находим важное разногласие. По его представлению (ρχ.XII, 5, 1, срв. XX, 10), Менелай является братом низложенного Онии, и Иудейское имя его было также Ония. Это, однако, очевидная ошибка. С одной стороны, странно, что два брата носят одинаковые Иудейские имена (Онии), и с другой – непонятным представляется в устах Асидеев в ( 1Мак.7:14 ) заявление: «священник от племени Аарона пришел вместе с войском и не обидит нас! " … (срв. Bertheau, 1. с. р. 42 и д.) Естественно поэтому, считать Менелая узурпатором первосвященства в полном смысле слова, как ясно следует и из II Маккав. кн. ук. место. 530 Для характеристики римской политики, что носит особенный интерес для последующего, столько же как для характеристики Антиоха, любопытно воспроизвести самые обстоятельства свидания Антиоха с римским посольством. Во главе последнего стоял товарищ Антиоха по детству и школе – Попилий Лена, и Антиох, естественно, выходя на встречу Полилию, обнаруживает стремление обнять своего друга. Каково же было его удивление и разочарование, когда этот друг, вместо всяких любезностей, вложил в протянутую ему для объятия руку декрет сената, с предложением сейчас же прочесть и исполнить его. В первую минуту Антиох не потерял присутствия духа и не без твердости заявил, что желает обдумать это дело. Тогда надменный Римлянин обводит своею тростью на песке круг около Антиоха и заявляет, что, даже не выходя из этого круга, он должен решить вопрос о войне или мире и показать, желает ли он повиноваться сенату и остаться другом Римлян или хочет стать врагом их. После этого Антиоху выбирать долго было нечего. На Сирийском царстве еще не зажили раны, нанесенные во время войны отца его с Римлянами, которые как раз только что положили также конец Эллино-Македонскому царству, о чем сейчас узнал и Антиох. «Я сделаю то, что сенат считает за благо!», объявил он в виду всего указанного. И это было, очевидно, самым благоразумным со стороны Антиоха. 535 σαμωναος, ρχ.XII, 6, 1, отсюда – σαμωναων γενα, ρχ.XIV, 16, 4, – ο σαμωναου παδες, XX, 8, 1, ο τν σαμωναου παδων κγονοι XX, 10; у Иосифа Гориона и в Талмуде или и к ( 1Цар.2:4 ). Производится это имя обыкновенно от , plnquis, dives, ( Пс.68:32 ), срв. Gesenius thes. p. 534. (Keil, 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

В совместничество с ним входит другой царь Селевк Никатор, так что иудеи по переменно должны были платить дань обоим спорющим царям. При дальнейших внутренних неустройствах в царстве Сирийском обладал Иудееями сначала спокойно третий царь Птоломей Филадельф. Но с ним опять совместничает Сирийский царь Антиох Теос, четвертый в числе преобладавших над Иудеей; власть над нею колебалась между враждующими Птоломеем Филадельфом и Антиохом Теосом, а после него с сыном и преемником его Селевком Каллиником, – это уже пятый преобладатель. Птоломей Евергет лишил Каллиника не только Сирии, но и большей части Азии, и таким образом Иудеею утвердил за собою: шестой рог четвертого зверя. После Евергета власть над Иудеею перешла к его преемнику Птоломею Филопатору, – седьмому царственному рогу. Но пользуясь беспечностию Птоломея Филопатора, воинственный Антиох Великий отнимает у него Иудеею – восьмой царь. Преемник Филопатора, Птоломей Епифан через своего военачальника занимает Иерусалим, и после разных переворотов воинского счастия, сам Антиох Великий отдает за Птоломея Епифана дочь свою, предоставляя вместо вена – Сирию, Финикию, Палестину. Это девятый рог лютого зверя. – Сын и преемник Антиохов, Селевк Филопатор успел удержать в зависимости своей Иудеею, хотя бы–то она должна поступить по брачному договору к Птоломею, – десятый рог. Этот последний был родной брат Антиоха Епифана. И так, вот какое точное пророчество заключается в 7–й главе! Если смотреть на него прямо и просто с точки зрения самого Пророка, то и смысл пророчества становится ясен и история точно намеренно располагается по предначертанию сего пророчества. Сверх того, представленное изъяснение смысла этого пророчества, в соображении с историею, подтверждается пророчеством 11–й главы, где уже обстоятельно указаны те же самые десять царей, эти персты ног скудельно–железных! Рассмотрех в розех его, и се рог другий мал взыде среди их и трие рози преднии его исторгнушася от лица его (ст. 8). По толкованию Ангельскому: и по них востанет другий, иже превзыдет злобами всех прежних, и три цари смирит (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Такое общественное тело было уже заживо погребённым, и лишь временно какая-нибудь могучая, неожиданная сила могла гальванизировать этот живой труп. Иудейская община была в таком положении. «Скоро не останется ни одного праведного» – восклицает один из цитированных нами псалмов; и действительно, зараза к половине II века проникла, можно сказать, в Святое Святых храма. Жречество, как официальный представитель общины, волей-неволей должно было вступить в сношения с иноземными и иноверными властителями Иудеи. Эти дипломатические сношения сделали из членов клира хитрых политиков, не брезгавших ни подкупами, ни интригами для удовлетворения своего честолюбия. Когда на сирийский престол вступил Антиох Епифан, то среди иерусалимского клира он нашёл прочную опору для исполнения своего проекта эллинизации Иудеи. Пользуясь содействием первосвященника Иасона (греч. имя; евр. имя было Иегошуа), Антиох устроил в Иерусалиме гимназию и цирковые представления; затем, воспользовавшись партийными раздорами асидеев и решаим, дошедшими до уличной бойни, Антиох явился в Иерусалим, занял его, разграбил храм, прекратил там служение Ягве и воздвиг взамен жертвенник Зевсу Олимпийскому. Иудеев силою заставляли приносить жертвы Зевсу; непокорных пытали и казнили. Эти религиозные гонения и были тем током, который гальванизировал асидейство и вновь разбудил чувство национальной и религиозной нетерпимости, начавшее было уже замирать в иудейской общине. Против Антиоха началось восстание, под предводительством братьев Маккавеев. Оно пошло очень успешно; скоро сирийцы были изгнаны из Иерусалима, храм очищен от «мерзости», и там был восстановлен культ Ягве (171–165). Целый ряд псалмов, несомненно, происходит из этой эпохи. Ещё Федор Мопсуетский в IV веке заметил, что содержание некоторых псалмов совпадает с теми событиями, которые имели место в Иудее в указанный промежуток времени. Таких псалмов он выделил 17 (44, 47, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 62, 69, 74, 79, 80, 83, 108, 109, 144); по его мнению, автором этих псалмов был, конечно, Давид, так что псалмы эти надо рассматривать, как пророческое изображение Маккавейской эпохи, выраженное в лирической форме.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tsar-d...

3286 АнтиохАнтиох III Великий, сирийский царь царства Селевкидов (222–187 гг. до н. э.). Потерпел поражение в войне с римлянами (192–188 гг. до н. э.). Сообщаемые в романе факты его жизни: преступная связь с дочерью, убийство его молнией – литературный вымысел. Антиох III был убит в Элиманде местными жителями при разграблении его войском храма бога Бела. 3290 Антиохия – В древности крупнейший город восточного Средиземноморья, великолепная столица Сирийского государства. Антиохия была основана в 300 г. до н. э. не Антиохом III, как сообщает роман, а его дедом, первый сирийским царем Селевком Никатором, основателей царства Селевкидов (305/304–281 гг.), который и дал городу название по имени своего сына, позднее сирийского царя (281–261 гг.) Антиоха Сотера. В 1270 г. город был разрушен мусульманами до основания. На месте Антиохии сейчас находится город Антакья. 3294 в переводе с чешск. редакции дочь одарена дарами от Бога: «…a dceru jemu ostavi, vemi dary buohem,daenu» в поздней чешск. ред. отец одаривает дарами дочь: «Tedy Král pocal wehkými Dary Dceru daiti», в польск. отец дарит дары с дочерью: «Tedy krol j si z córk sw dary darzi, что точно передает русск. перевод; 3299 впольск: niezliczonemi skutkami (бесчисленнымидействиями), из чешск. neslycznimi (вар. nestydatými) skutky – непристойными поступками; 3321 ...Апполон, король тирский... – Тир – в древности знаменитый финикийский город-государство на восточном побережье Средиземного моря. Разрушен мусульманами в 1291 г. На месте Тира сейчас находится г. Сур в Ливане. Король Аполлон – вымышленное лицо. В латинской версии в конце романа указывается: «Аполлоний прожил со своей женой 84 года и счастливо, и мирно правил Антиохией и Тиром. Свои злоключения он сам описал в двух томах: один том положил в Эфесском храме, другой хранил в своей библиотеке». Цит. по: Средневековые латинские новеллы XIII в./Пер. ст. и коммент. С. В. Поляковой. Л.: Наука, 1980 (Сер. «Лит. памятники»), С. 210. 3322 кто не отваживается, тот не побеждает (в С.: kto way, ten przeway, в Б. kto way, ten ma);

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Изменой Феодота, египетского наместника в Килисириии Финикии, для Антиоха была уже подготовлена почва, когда новый египетский царь Птоломей Филопатор, поняв коварный замысел Феодота, послал в эти провинции другого сатрапа. Но именно это и дало повод к войне. Феодот держался в Птолемаиде и Тире и оттуда просил Антиоха о помощи. Тот является и располагается не только в сирийской Селевкии, собственно портовом городе Антиохии, который, однако, до тех пор принадлежал египтянам, но и в укрепленном Тире и в важной, как ключ к Изреельской долине, Птолемаиде (прежде Аккоу). Это удалось ему, потому что там правителем был Феодот. Он занял и другие небольшие местности Финикии; более важные пункты были с трудом защищаемы египтянами. Так обстояло дело в 219 году. Осенью было заключено четырехмесячное перемирие и были завязаны переговоры о мире. Антиох III требует мирной сдачи Килисирии (между Ливаном и Антиливаном) и Финикии. С другой стороны, египтяне требуют признания особого царя для Малой Азии. Обе стороны не соглашаются на эти условия. В 218 году война снова возгорается, но и в этом году она привела только к покорению некоторых городов Финикии (Арад, Берит) и к безуспешной осаде Сидона. Настоящая военная сила египтян только весною 217 года сталкивается с войском Антиоха. Вплоть до юга от Газы Антиох шел на встречу Филопатору; здесь, при Рафии, дело дошло до решительной битвы. Египетское войско насчитывало 70 тысяч человек и имело 70 ливийских слонов, которые здесь впервые введены были в бой. Все количество сирийского войска не указывается; во всяком случае, по числу слонов, которых оно имело при себе 120 (это были испытанные боевые индийские слоны), оно превосходило египетское. Ливийские слоны египтян не могли переносить запаха индийских и своим бегством привели левое крыло египетского войска в смятение. Но тем больше напрягали свои силы все остальные части египетского войска. Антиох был разбит, сорок его индийских слонов попали в руки египтян. Заключено было перемирие, которое впоследствии перешло в мир. Египет удержал свои угрожаемые провинции и добился того, что бунтовщик, который желал сделаться царем М. Азии, был усмирен Антиохом. Этим театр войны был, по крайней мере, удален от границ Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Птоломей Филадельф, отовсюду собирая книги для своей, александрийской библиотеки, пожелал иметь в ней и священные иудейские книги в греческом переводе. Для сей цели, он обратился к иудейскому первосвященнику Елеазару с просьбой прислать ему мужей, которые могли бы заняться этим переводом. Елеазар выбрал из двенадцати колен израилевых по шести старцев, хорошо знавших собственный и греческий языки, и, вручив им самый исправный список книг священных, отправил их в Египет. Царь ласково принял их и отвел им дом на острове Фаросе, где бы они беспрепятственно могли заниматься своим делом. Они совершили требуемый перевод в семьдесят дней. Этот перевод был прочитан в присутствии александрийских иудеев и одобрен ими (271 г.). Он называется переводом 70-ти толковников и доселе употребляется в восточной церкви; с него же сделан и наш славянский перевод Ветхого Завета. § 104. Гонение Антиоха Епифана. Мученичество Елеазара и семи братьев Маккавеев В 203-м году Антиох сирийский, прозванный Великим, отнял у Птоломеев египетских Палестину и присоединил ее к Сирии. Он предоставил иудеям свободу вероисповедания и такие же гражданские права, какими они пользовались под державою царей египетских. Но уже его сын и преемник Селевк Филопатор покушался расхитить казну иерусалимского храма, a последовавший за Селевком Антиох Епифан подверг иудеев страшному гонению. Опасаясь, чтобы иудеи не отложились от него, он разграбил Иерусалим, сжег лучшие здания, разрушил стены, избил множество народа и занял Сионскую крепость своими войсками. Вслед за сим Антиох приказал иудеям оставить закон Моисеев и принять религию и обычаи греческие. В иерусалимском храме поставлен был идол Юпитера Олимпийского. Иудеев насильно заставляли присутствовать при жертвоприношениях ему, a тех, которые противились этому, предавали казни. Однажды узнали, что две женщины обрезали своих младенцев. Несчастным матерям повесили на шею их детей, обвели по городу и потом сбросили с городской стены. В другой раз открылось, что некоторые иудеи собрались в пещеру праздновать субботу; их там сожгли. Во время гонения, воздвигнутого Антиохом Епифаном, между иудеями явилось много доблестных исповеданий истинного Бога. Замечательнейшими из них были Елеазар и Соломония с семью сыновьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Ригоризм хасидов не встречал широкого одобрения. Представители высшего духовенства, такие, как Симон Праведный, недвусмысленно осуждали их. Сам Симон был сторонником умеренной партии, которая, следуя Моисееву Завету, не отказывалась от плодов западной цивилизации. Однако положение умеренных, как во все критические эпохи, было наиболее шатким. На них нападали и хасиды и эллинисты. Сторонники трех течений нередко переходили от полемики к ожесточенной борьбе.   Таково было положение дел в Иудее, когда на сирийский престол вступил второй сын Антиоха Великого, Ahmuox IV Эпифан. Настали дни, когда маленькой крепости Ветхого Завета, раздираемой спорами, предстояло выдержать самый яростный штурм, какой она когда-либо испытала в прошлом. Антиох Эпифан одна из наиболее странных и демонических фигур времен эллинизма. Необычными были и характер, и судьба Антиоха. Воспитывался он в Риме, куда его отправил отец после заключения мира с Сенатом. Наследником короны считался брат Эпифана Ceлebk IV, и поэтому в Риме молодой грек жил без особого надзора. Он сблизился со столичной знатью, очаровывая всех живостью своей натуры. Антиоху удалось усыпить бдительность римлян, которые считали его причуды безобидными. Он любил, как впоследствии Нерон, слоняться, переодевшись, по ночным притонам, ему нравилось задавать дорогостоящие пиры, сорить деньгами, беседовать с толпой на рынке, показывать перед художниками свою любовь к искусству. Пылкий и необузданный человек, Антиох действительно был влюблен в Элладу, особенно в культ Диониса, который так соответствовал его темпераменту. В Риме как раз вышел указ, запрещающий Вакханалии, но тайных последователей у фригийского бога оставалось немало. Среди них был, конечно, и Эпифан. Даже став царем, Антиох не отказался от своих эксцентричностей. Он мог, например, появиться среди гостей в виде покойника, завернутого в саван, или, обнажившись, плясать перед ними. Полибий, рассказывая о бесчинствах Антиоха, замечает, что его следовало бы назвать не Эпифаном, Славным, а Эпиманом — Помешанным. «Не верилось, — писал историк, — что в одном существе может совмещаться такая доблесть и такое злонравие» [ 11 ]. И в самом деле, Антиоху были знакомы порывы великодушия, не мешавшие ему быть ловким интриганом и изворотливым политиком. Успешно проявил он себя и в военном деле. По словам того же Полибия, Эпифан «был деятелен, способен и достоин носить имя царя». Загадка этой противоречивой личности в какой-то мере проясняется, когда мы узнаем, что умер он в состоянии умопомрачения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Объединивший, таким образом, большую часть монархии Александра, Селевк открывает собою могущественную эру Селевкидов, с судьбами которой надолго связались судьбы иудейства, в продолжение, между прочим, всего периода Маккавеев. Время владычества Селевкидов над Сириею и Палестиною дало одну из наиболее оживленных и плодотворных эпох иудейства, когда борьба с увлечением обычаями эллинскими, возгоравшаяся в лучшей части иудейского народа, не только выдержала блестяще множество нахлынувших бедствий, но и успела на время воскресить счастливые времена лучших царей иудейских. Первые Селевкиды не только не были в большую тягость для Иудеев, но и ознаменовали себя многими по отношению к ним милостями. Так, Селевк Никатор пожаловал права гражданства многим иудеям в построенных им в Азии и нижней Сирии городах, и даже в самой столице своей – Антиохии. Это право поддерживали за иудеями и ближайшие преемники Селевка – Антиох I Сотер (282–262) и особенно Антиох II Феос (262–246). При Селевке Каллинике, преемнике Антиоха II (246–226), Иудея начала переживать много бедствий, сделавшись ареною борьбы Селевкидов с Птолемеями (царями египетскими), вынужденная угождать двум сторонам и расплачиваться одинаково как в победах одной, так и в поражениях другой стороны. Особенной силы достигли эти бедствия Иудеи с выступлением Антиоха III Великого (после Селевка III Керавна, 226–223 г.), увлекшегося в борьбу не только с Египтом, но и Римом (223–187 г.). Сражение с римлянами (при Магнезии, в 189 г.), очень неудачное для Антиоха, вынудило его на постыдный мир с Римом, одним из условий которого было, между прочим, и владычество Антиоха Епифана. Для самого Антиоха Епифана это имело ту добрую сторону, что помогло ему получить надлежащее, хотя и в Римском духе, воспитание, соответствовавшее его будущему предназначению, и завести связи с молодою знатью мощно расцветавшего мирового города. Когда Антиох III умер, и на престол вступил Селевк IV Филопатор, старший брат Антиоха Епифана, последний тотчас же был вызван к сирийскому двору.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

После известного постыдного мира, заключенного отцом его с Римлянами в 189 г. до Р., юный царевич вместе с другими знатными юношами попал в число заложников в Рим. Это помогло ему, кстати, получить здесь воспитание, вполне приличное его будущему предназначению, и завести связи с молодой знатью мощно расцветавшего мирового города. Когда в 176 г. до Р. Антиох ΙΙΙ умер, и на престол вступил Селевк IV Филопатор, старший брат Антиоха Епифана, последний тотчас же был вызван к Сирийскому двору, а на его место отправился 11-летний сын Селевка, Димитрий. Но еще прежде, чем Антиох дошел до Сирии, его встретило известие о гибели его царственного брата, убитого в Антиохии придворным Илиодором, быть может тем самым, что приезжал в Иерусалим за храмовой казной, и уехал ни с чем. Убийца не успел, однако, упрочиться на захваченном им престол, так как пал, в свою очередь, от руки сторонников Антиоха, обеспечивших ему, таким образом, возможность вступить тотчас по прибытии домой в свои права. Догадываются не без основания, что во всех этих переворотах немало участия падает на долю сложных планов Римлян, которые гораздо более, чем своей силой, успевали добиваться своих выгод искусственно вызываемыми революциями. Так или иначе, новый царь не замедлил применить в своем положении все, чего нахватался за время своего пребывания в Риме. Искусный и отважный вояка, он умел также проявить тонкую тактичность везде, где нужно было благоразумно уступать более могучей силе, или располагать в свою пользу всех, в ком он предвидел впоследствии себе сильную поддержку. Хорошо понимая, что слабость Селевкидской монархии с самого начала обусловливалась отсутствием действительного единства, Антиох не остановился пред тем, чтобы вступить для достижения и упрочения этого единства на новый путь усиленнейшего эллинизирования своих владений, – путь, который, между прочим, привел его к роковой борьба с евреями, и создал ему столь печальную известность в истории. Предоставление Антиохом первосвященнического достоинства Иисусу (Иасону), брату Онии, (IΙΙ-ro, сына Симона праведного, восхваляемого Сирахом) Иосиф представляет совершенно естественным делом, выражаясь, что это было после того, как «умер» Ония, и оставленный им сын был еще крайне малолетен, чтобы быть его заместителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Кроме того, он должен был выдать римлянам в качестве заложников двадцать молодых людей из высшей знати, между ними и своего собственного сына Антиоха. Этим сирийское могущество было сломлено навсегда. Когда Антиох, умирая (187), завешал свое царство сыну своему Селевку Филопатору, последнему, прежде всего, необходимо было изыскать средства, при помощи которых можно было бы уплачивать римлянам надлежащую контрибуцию. Мы слишком мало знаем о положении Палестины во время его управления. Он, повествуют нам, – наслал притеснителя на красу своего царства. 4 Вследствие поражения своего отца он правил безуспешно и слабо. В Иерусалиме умер тогда главный сборщик податей Иосиф. Его старшие сыновья еще раньше воевали со своим родным братом Гирканом, и двое из них при этом пали. Теперь, после смерти отца, борьба снова возгорелась. Когда же Гиркан отчаялся в успехе и убедился, что и первосвященник находится на стороне его братьев – по преданию, это был Симон, что опять указывает на более позднее время правления этого лица, – тогда он успокоился и остался по ту сторону Иордана, причем из своего укрепления он нападал на арабов и грабил их. Так, по-видимому, действовал он в течение последних семи лет правления Селевка Филопатора. Когда в 176 г. до P. X. вступил на престол брат Селевка, Антиох IV Эпифан, Гиркан за свой образ действий был призван к суду; он понял, что положение его безвыходно: для этого нового царя было, во всяком случае, в одинаковой степени важно как завладеть большим достоянием Гиркана, так и восстановить порядок в государстве. Гиркан покончил с собой самоубийством, и Антиох IV конфисковал его имущества 1 Характерным признаком еврейства, повергшемуся эллинскому влиянию, служит то, что не только здесь, но и во всей еврейской литературе этого времени, на место государства выступает город. Для позднейшей еврейской историографии Иудея равносильна области Иерусалима, и в изложенной ниже еврейской афористической мудрости всюду, по греческому образцу, как средоточие народной жизни является город 2 Правда, эти двадцать талантов серебра считались личной данью первосвященника; но против его упорства Птоломеи могли бы, конечно, принять иные принудительные меры, нежели те, которыми они угрожали в данном случае.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010