11:30. Ярость против святого завета. По Иерусалиму прошел слух, что Антиох убит в сражении. Иасон, смещенный с поста первосвященника, воспользовался возможностью и организовал мятеж против Менелая, который в это время был первосвященником (см. коммент. к 11:22). Когда Антиох услышал о смутах, он, возможно, сам прибыл в Иерусалим, чтобы подавить мятеж. Во время подавления мятежа были убиты десятки тысяч евреев, а храм разграблен (Менелай, очевидно, сам участвовал в грабежах). В других источниках (возможно, о последующих акциях) говорится, что Антиох послал на подавление мятежа в Иерусалиме Аполлония с большим войском. Согласно книгам Маккавеев, это было обставлено как мирная акция, но она завершилась массовыми убийствами. Это могбытьотдельный случай, и трудно сказать, имеет ли он отношение к событиям, которые упоминаются в 11:28. Вполне вероятно, что именно тогда сирийские воины построили цитадель (Акру) у подножия Храмовой горы. 11:31. Осквернение святилища. Согласно книгам Маккавеев, Антиох послал в Иерусалим человека по имени Герон с поручением разрушить основы иудейской религиозной практики. Возможно, сирийские воины в поисках места для отправления своих собственных религиозных обрядов произвели описываемые изменения в храме. В декабре 167 г. до н. э. началось проведение религиозной реформы, целью которой было установление греческого культа ценой упразднения системы иудейских ритуалов. В храме были отменены жертвоприношения, а также прекращены празднования субботнего дня и другие праздничные торжества. По всей стране были установлены места для совершения жертвоприношений, а обряд обрезания был запрещен. Иерусалимский храм был посвящен Зевсу и стал центром язычества и культовой проституции. 1 1:31. Мерзость запустения. Под «мерзостью запустения» обычно понимают статую Зевса Олимпийского, установленную в храме. Антиох отождествлял Зевса, своего любимого бога, с сирийским Ваалом Шамемом, верховным божеством сирийского пантеона (см. комент. к 9:27). 11:32. Лесть по отношению к нарушителям завета. Среди иудеев было немало таких, кто одобрительно относился к процессу эллинизации и охотно поддерживал новую политику из корыстных соображений. Особенно выделялся среди них Менелай, первосвященник, который был обязан Антиоху своей прибыльной должностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Узнав о смерти царя, Лисий, не дождавшись возвращения Филиппа, провозгласил царем сына умершего Антиоха IV – Антиоха V. Антиох V Евпатор, т.е. сын доблестного отца Антиоха IV, царствует два года В 163 г. Иуда Маккавей осадил крепость Иерусалимскую, в которой был сирийский гарнизон. По этому поводу вступили в Иудею сам Антиох V и Лисий с 120 т. войска и осадили Иуду в стенах храма, где открылся голод. Положение Иуды было тяжелое. Но Антиох V и Лисий, получив известие о возвращении из Вавилона в Антиохию Филиппа, заключили мир с Иудою, разрушили стены храма, казнили находившегося при войске Менелая, как главного виновника всех войн, и удалялись в Антиохию. На место Менелая Антиох V поставил первосвященником в Иерусалиме Алкима или Иоакима (163–160=3 г.) По прибытии в Антиохию, Антиох V, по совету Лисия, казнил Филиппа, который успел было овладеть столицею В следствие спора Птоломея VI Филометора с его младшим братом Птоломеем VII Фисконом, Римляне вмешались в дела Египта, и старшему брату отдали Египет и Кипр, а младшему Фискону – Кирене и Ливию. Дмитрий, сын Селевка IV, бежал из Рима, где он был заложником вместо дяди своего Антиоха IV, прибыл в Антиохию, велел казнить Антиоха V и Лисия и воссел на Сирийский престол, которым 14 лет незаконно владели его дядя и двоюродный брат. Дмитрий I Сотер, т.е. спасшийся бегством, сын Селевка IV, царствует 11 лет. По случаю жалоб Алкима, которого народ не хотел принимать, на Иуду и его братьев, как на возмутителей общественного покоя, Дмитрий I дал Алкиму, для утверждения его в звании первосвященника, полководца Вакхида с войском, которое убивало приверженцев Иуды, между тем как Иуда поражал партию Алкима. Вследствие новых жалоб Алкима, был послан Иудею Никанор, лучший Сирийский военачальник, но он был убит и войско его рассеяно. Теперь Димитрий I послал с Алкимом Вакхида, который уже был в Иудее, и Иуда пал в битве с ним. Ионафан, сын Маттафия, занимает место Иуды (161–143=18 л.) Он успешно продолжал борьбу с Вакхидом, и так как Алким умер внезапно от удара, то Вакхид, подкреплявший первосвященника, удалился в Сирию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Преемником его был сын его Селевк Филопатор, бесславный царь, окончивший жизнь свою без войн и сражений. Он успел только опозорить себя попыткой ограбить сокровища иерусалимского храма, для чего под благовидным предлогом послал туда одного из сановников своего царства – Илиодора; но Господь чудесным знамением защитил Свое святилище от рук нечестивца (см. 2Мак. 3:7–29 . – Дан. 11:20 ). 1474 Приемником Селевка Филопатора, царя сирийского, был брат его, сын Антиоха Великого, Антиох Епифан (175–164), жестокий враг и гонитель избранного народа, действительно «презренный», коварный, недостойный государь, которому сначала, не хотели воздавать в Сирии царских почестей, но который коварною «лестью», притворной добротой успел овладеть царством ( Дан. 11:21 ). С племянником своим, египетским царем Птоломеем Филометором, сыном Птолемея Епифана и сестры своей Клеопатры, он начал было войну, в которой «всепотопляюшие полчища» египетские были им разбиты ( 1Мак. 1:17–19 ); а в Иудее первосвященник Ония III, при котором случилось чудесное знамение с Илиодором, пришедшим, по приказанию Селевка Филопатора, ограбить сокровища иерусалимского храма, был коварно изгнан (ср. 2Мак. 4:7 ). Заключив временно союз с Филометором, коварный Антиох, прикрываясь родством, вошел в Мемфис и здесь под предлогом, что он берет на себя заботы о малолетнем племяннике-царе и о делах его правления, стал полновластно распоряжаться египетским царством: вступил в «мирные и плодоносные страны» Египта и сильно разграбил их; думал о том, чтобы разрушать крепости египетские и обессилить страну, с целью окончательно овладеть «южным» царством, с хитростью мешая в тоже время планам сановников египетских ( Дан. 11:22–24 ). В самой войне с «южным царем» Антиох действовал больше хитростью и коварством, чем военного силою, так что гораздо более значительные войска египетские не могли устоять против отрядов сирийских. Заключив мир с Филометором, Антиох стал в родственные к нему отношения, обедал вместе с ним, но под этою видимою близостью скрывалась взаимная ложь, ненависть и коварство: оба царя, сидя за одним столом, злоумышляли друг против друга, и Антиох в частности строил планы для окончательного покорения Египта, чтобы самому «царствовать над двумя царствами» ( 1Мак. 1:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Между тем Селевк нес потери по всем границам своих владений. Его сторонниками была убита мачеха царя Береника. В ответ на это злодеяние ее брат Птолемей III Эвергет начал военные действия против Селевка, которые получили название Третьей Сирийской войны, или войны Лаодики. В ходе этой войны Египет овладел всей Сирией, включая столицу Антиохию. Заключив союз с правителями Понта и Каппадокии, Антиох сумел вернуть себе большую часть Сирии, однако у противника осталась Селевкия Пиерийская, важнейший порт, через который столица имела выход к морю. Поражением и территориальными утратами в Малой Азии закончилась и его война с Пергамом. Селевк долго воевал со своим единокровным братом Антиохом Иераксом (коршуном), родившимся от Береники. Междоусобица закончилась убийством претендента на престол Иеракса его собственными наемниками. За этим последовала смерть Селевка II, который передал своему сыну Селевку III Сотиру, или Керавну, государство, понесшее значительные территориальные потери – утрачены были земли, лежащие к востоку от Мидии и Персиды; в Малой Азии во владениях Селевкидов остались лишь Киликия и Лаодикия Приморская, но Селевк III за короткое время своего правления (с 226 по 223 г.) отвоевал у Пергама с помощью своего дальнего родственника Ахея большую часть Малой Азии. Настоящий реванш и восстановление былого могущества державы Селевкидов приходится на царствование младшего брата Селевка Антиоха III Великого, продолжавшееся с 223 по 187 г. до Р. Х. Через несколько лет после поражения от египтян в 217 г. в битве у Рафии Антиох отнял у Египта Келесирию, Палестину и Финикию. Он отстранил от власти наместника Малой Азии Ахея, заподозренного в стремлении отложиться и оказавшего сопротивление царю. Захваченный в плен в Сардах, Ахей был предан мучительной казни. Укрепив свою власть в Азии, Антиох переправился через проливы на Балканы и присоединил к своей империи Фракию. Затем он подавил мятеж сатрапов Мидии и Персиды Молона и его брата Александра, после чего отправился в поход на восток, вновь покорив Парфию и Бактрию, цари которых однако сохранили свою власть, признав себя вассалами Антиоха. Повторяя деяния Александра Македонского, Антиох совершил поход через горный хребет Гиндукуш в Индию. Там он заключил договор с местным раджой Софагесеном, получив от него в дар боевых слонов. Антиох совершил также разведывательный поход в Аравию, которому придавал столь важное значение, что именование Великий он принял как раз после этой экспедиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Ст. 1. …И прислал Антиох, сын царя Димитрия, письма с островов морских к Симону... Сей Антиох, по числу VII-й, а по прозванию Сидет, был младший сын Димитрия I-ro Сотера. Во время войны отца своего с Александром Валою 1152 , он отослан был в Крит вместе со старшим братом своим, Димитрием II-м Никатором 1153 . Когда сей последний восшел на престол сирийский, Антиох все еще медлил идти в Сирию. Но, когда услышал он, что брат его Димитрий взят в плен Парфянами, и когда супруга пленника Клеопатра написала к нему (из Селевкии) письмо с просьбой защитить ее от Трифона, и с предложением жениться на ней, а также и занять престол сирийский; тогда Антиох двинулся в Сирию. Сначала он утвердился в Радосе и отсюда-то послал свое нижеследующее заискивающее письмо к Симону Маккавею. Ст. 10. …В сто семьдесят четвертом году (в 138 г. до Р. X.) вступил Антиох в землю отцов своих... Сначала он прибыл в Родос, где и вступил в брак с невесткой своей, Клеопатрой, которая вознегодовала на своего первого мужа Димитрия Никатора (брата Антиоха) за то, что он женился на дочери царя Парфянского Родогуме. Войска, до этих пор приверженные Трифону, толпами устремились к Антиоху, и, таким образом, составилась около него огромная армия в 120000 пехоты и 8000 конницы, с которой он устремился на Трифона, выгнал его из Сирии и осадил в Доре 1154 . Дора была крепость приморская, в нескольких милях на юг от горы Кармила. Ст. 16. … Левкий, консул Римский, царю Птоломею – радоваться… – так начиналось письмо Римлян. По мнению многих толкователей, Левкий – это Люций Калпурний Пизон; Птоломей же – царь Египетский Птоломей III-й Евергет, или Фискон. Ст. 22–23. Вот сведения о лицах, а также о провинциях и городах Малой Азии и островов Архипелага, Греции, Финикии и северной Африки, о которых упоминается в этих стихах. Димитрий – есть Димитрий II-й Никатор. Римляне, очевидно, еще не знали о его пленении. Аттал – царь Пергамский, по числу II-й. Ариараф – царь каппадокийский. Арсак – царь парфянский. Сампасам или Лампсак – город в Мизии. Делос – остров на Эгейском море. Минд – город в Карии. Сикион – город в Пелопонесе. Кария – юго-западная провинция Малой Азии. Самос – остров в Архипелаге. Памфилия и Ликия – две провинции Малой Азии. Галикарнас – древний город Карии. Родос – остров на Эгейском море. Фасилида – приморский город на границах Ликии и Памфилии. Кос – остров моря Эгейского. Сида – приморский город на границах Ликии и Памфилии. Арад – остров финикийский. Гортина – тогдашний главный город острова Крита. Книда – город и мыс в Карии. Кипр – остров Средиземного моря. Кириния – город в Ливии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Антиох IV Сирийский, по прозванию Благородный (Эпифан), был сыном Антиоха III Великого. После заключения его отцом постыдного мира с римлянами в 189 г. до P. X., молодой Антиох вместе с 19 другими знатными юношами из эллинско-сириийской аристократии прибыл в качестве заложника в Рим. Он получил там воспитание, вполне соответствовавшее его высокому происхождению, и связан был дружественными отношениями с молодою знатью мощно расцветавшего мирового города. Но в 176 г. до P. X. его старший брат Селевк IV Филопатор, вступивший на престол после смерти Антиоха III (187 г. до Р.Х.),вызвал его обратно в Сирию и вместо него послал в Рим своего собственного одиннадцатилетнего сына Деметрия. Антиох Эпифан находился еще на пути в Сирию, когда до него дошло известие о смерти его царственного брата. Селевк IV был убит в Сирийской Антиохии. Его убийца, придворный, по имени Гелиодор, – быть может, тот самый, который тщетно пытался увезти по повелению царя храмовую сокровищницу из Иерусалима, – был низвергнут с престола Пергамским царем Эвменом и его братом Атталом, восстановившими, таким образом, права только что прибывшего Антиоха. Мы не будем слишком далеки от правды, если все эти перемены припишем сложному плану римлян. Как бы то ни было, новый царь, в противоположность своему брату, скоро выказал себя деятельным и потому не недостойным своего высокого сана. Сам он, правда, довольно часто предавался неразумным забавам; например, он велел облить кого-то в ванне необыкновенно дорогим бальзамом, в обладании которым тот завидовал ему, и сам присутствовал при этом зрелище; или же он неожиданно присоединялся к незнакомой веселой компании, чтобы, к ее величайшему изумлению, принять участие в ее пиршестве; подобные выходки следует, впрочем, приписать той легкости и игривости греческих нравов, которую вообще усвоил себе тогдашний образованный мир, и если этот самый человек, с другой стороны, требовал, чтобы его восточные подданные признавали и чтили в нем бога, то вина этого странного противоречия лежит менее в нем самом, чем в обстоятельствах, которые существовали до него. Тоже самое противоречие встречается нам почти на каждой странице и тогдашней египетской истории. Но как правитель, Антиох, за время своего пребывания в Риме, очевидно, научился многому. Мы уже видели, как он в области восточного Иордана положил конец деятельности Гиркана. Свои походы вел он искусно и победоносно, и даже в своем победном шествии он умел благоразумно подчиняться более могучей силе. Римлянин, который не мог, конечно, понимать политические планы этого Антиоха, все-таки назвал поистине царскими его подарки городам и его высокое уважение к религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава VI Смерть Антиоха Епифана (ср. 2Мак.9 ) ( 1Мак.6:1–17 ). Жалоба иудейских отступников и сирийского гарнизона Антиоху Евпатору на Иуду и большие приготовления царя к новому походу на Иудею ( 1Мак.6:18–30 ). Осада Вефсуры и битва при Вефсахаре ( 1Мак.6:31–47 ). Осада укреплений горы храма, сдача Вефсуры ( 1Мак.6:48–54 ). Заключение перемирия; вероломство царя и удаление в Антиохию ( 1Мак.6:55–63 ) (ср. Ios. Antt, XII, 9, 3–7 и 2Мак.13:18–27 ). 1Мак.6:1 Между тем царь Антиох, проходя верхние области, услышал, что есть в Персии город Елимаис, славящийся богатством, серебром и золотом, На пути своем через «верхние страны» (см. к III:31 и 37), Антиох «услышал, что есть в Персии город Елимаис», славящийся своим храмом и несметными богатствами, куда и направился… Это выражение, внесенное в textus receptus, что Елемаис – город в Персии, представляет очевидную географическую ошибку, так как в Персии был не город Елимаис, а " Ελυμας – греческая форма евр. имени ... – провинция Персидского царства ( Дah VIII: 2 – область Еламская с престольным городом Сузы). – К наименованию этой «Елемаис» городом могло послужить то обстоятельство, что в оригинале стояло здесь ..., «местность», ошибочно переведенное переводчиком через πλις. К этому побуждало его особенно то, что во 2 и 3 ст. идет речь именно о городе. Но в таком случае правильнее было бы выразиться просто: «слышал (Антиох), что есть ν λυμαδι ν τη Περσδι город…» и т. д. Это, как будто, дают лишь и разночтения текста: ν λυμς (код. Алекс.), ν Ελυμας (Компп.), ν λυμας (Син.), ν λυμας и ν Ελυμαδι (Fritzsche). – Не упоминают имени города и другие исторические свидетельства об этом событии. Так, Поливий говорит лишь, что Антиох, желая добыть денег, предпринял поход «на храм Артемиды в Елимаиде», но цель его не была достигнута (XXXI, 11). Аппиан упоминает, что Антиох грабил τ της Ελυμαας Αφροδτης ιερν (Syr. с. 66). – 2Mak IX: 2 , передавая об этом событии, называет имя города – Персеполь (Persepolis), но это основано на простой догадке.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Также Н. Дроздов дает удовлетворительное объяснение факту использования в книге Иудифь имен Арфаксада и Навуходоносора. Так, имя Арфаксад возникло вследствие намеренного или ненамеренного изменения писателем-евреем имени Арзак в знакомое ему библейское имя Арфаксад ( Быт.10:22, 11:10,12 ) 99 . В то же время Антиоха III, который, как считает Н. Дроздов , был противником иудейской религии и гонителем иудеев, автор книги Иудифь наделил ненавистным именем Навуходоносор и назвал ассирийским царем, так как в Ветхом Завете название «Ассирия» иногда употреблялось для обозначения могущественной монархии, стремящейся к господству над Иудеей, и именем «Ассура» во II веке до Р.Х. иногда действительно иудеи называли сирийское царство 100 . Также автор книги Иудифь называет Навуходоносора ассирийским царем еще и для того, чтобы, пользуясь смешением имен Ассирии и Сирии, дать понять читателям, что речь идет не о известном разрушителе Иерусалима, а о правителе новой Ассирии 101 . Следует, однако, заметить, что эти рассуждения Дроздова относительно имени Навуходоносора можно применить не только к Антиоху III, но и к любому другому сирийскому царю, который был гонителем иудеев (Антиох IV, Димитрий II и др.). Но содержание основной части книги Иудифь мало согласуется с историей и политикой Антиоха III. Дело в том, что, во-первых, Антиох III не был гонителем иудеев, но, напротив, относился к Иудее довольно благожелательно. Это видно из того, что после завоевания Иудеи и присоединения се к Сирии в 200 году до Р.Х. Антиох III в качестве благодарности иудеям за ту помощь, которую они оказали ему в войне против Египта, «пожаловал иудейскому народу особый статус, которым были определены права и свободы иудеев» 102 . Более того, даже тем евреям, которые жили в Антиохии, Антиох III дал официальное право жить в соответствии со своими установлениями и отправлять свой культ 103 . Вместе с этим Антиох III предоставил иудейской общине налоговые льготы: члены герусии (совета старейшин), священники и храмовые служители были полностью освобождены от всех налогов, а остальные получили освобождение на три года с последующим уменьшением налогов на одну треть 104 . А так как в последние годы III века до Р.Х., когда Иудея входила еще в состав Египта, евреи были недовольны тяжелым египетским налогообложением 105 , то переход под власть Сирии при Антиохе III можно считать скорее облегчением их положения, чем утверждением ненавистного сирийского господства, о котором много говорит Н. Дроздов . В действительности ненавистным сирийское господство для иудеев стало позднее, в эпоху Маккавейских войн при Антиохе IV.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В 282 г. до н.э. Селевк I Никатор начал войну с Лисимахом, а Филитер, опасаясь интриг жены Лисимаха Арсинои, захватил Пергам и перешел на сторону Селевка (Павсаний: 1; 10). В последней войне между соратниками Александра (Лисимаху было 74 года, Селевку – 77) Лисимах был разбит и погиб в битве при Курупедии (Корупедионе). Филитер стал основателем династии Атталидов, правившей в Пергаме. Селевк I Никатор – основатель династии и первый царь (312–281 гг. до н.э.) империи Селевкидов. Вскоре после смерти Александра Македонского получил в управление сатрапию Вавилонию. Ведя борьбу за власть с другими диадохами, присоединил к своим владениям Мидию, Сузиану, Перейду, а затем Бактрию; в 305 г. объявил себя царём. В 301 г. при разделе земель между диадохами получил Месопотамию и Сирию; разбив в 281 г. Лисимаха при Курупедии (Корупедион), захватил почти всю Малую Азию. Для завоевания Фракии и Македонии Селевк переправился с войском через Геллеспонт, но был убит Птолемеем Керавном, не желавшим уступать ему Македонию. Антиох III Великий – один из выдающихся правителей (223–187 гг. до н.э.) империи Селевкидов. В возрасте 18 лет стал царём. В 212–205 гг. до н.э. подчинил парфян и Бактрию, в 203 до н.э. отвоевал у Египта Палестину. В 192 г. до н.э. Антиох начал войну с Римом, но в 191 г. потерпел поражение в битве при Фермопилах и был вынужден отступить в Азию. В 190 г. до н.э. Антиох вновь собрал большую армию и выступил по направлению к Пергаму – столице Пергамского царства, царь которого Евмен II был союзником Рима. Опустошив окрестности Пергама, Антиох захватил большую добычу. Осенью 190 г. до н.э. состоялось решающее сражение Сирийской войны – битва при Магнезии. В упорной битве войска Антиоха были полностью разгромлены римлянами. В 188 г. до н.э. был подписан Апамейский мир, по которому Антиох должен был оставить все земли к западу от Таврских гор, а также выплатить Риму контрибуцию в размере 15000 талантов. Атталиды (282–133 гг. до н.э.) – греческая династия, правившая в Пергамском царстве (Западная Анатолия): Филитер (283–263 гг. до н.э.); Эвмен I (263–241 гг. до н.э.); Аттал I Сотер (241–197 гг. до н.э.); Эвмен II (197– 160 гг. до н.э.); Аттал II (160–137 гг. до н.э.); Аттал III (137–133 гг. до н.э.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

Что в книге Иудифь под Навуходоносором разумеется именно Антиох III, это подтверждается также сличением как частных черт, так и всего вообще характера этой книги с обстоятельствами царствования Антиоха III. Так, о Навуходоносоре говорится в книге Иудифь, что он в 12-й год своего царствования «предпринял войну против царя Арфаксада (мидийского) на великой равнине, которая в пределах Ραгαвα» ( Иудиф.1:5 ). И Антиох III также воевал против новых мидян (парфян) именно в области Рагэ или Рагиан (на низейской равнине), где находилась вновь построенная Арзаком 1-летняя резиденция его царства. Но ранее он вёл войну также с собственно Мидией и покорил отложившегося наместника Молона, одержав победу над ним в Аполлониатиде (220 г. до Р. Хр.); потом подчинил своей власти Персию, которая отпала от Селевкидов во время управления ею сирийского наместника Александра, и принудил к миру и некоторого рода зависимости от Сирии такую страну, которая не была покорена даже Александром Великим, именно: Малую Мидию, находившуюся под управлением Артобазана 160 После этих-то войн, именно в 212 г. до Р. Хр., следовательно также в 12-й год своего царствования (с 224 г. до Р. Хр.), Антиох III вознамерился вновь подчинить своей власти могущественные ново-мидийские царства парфян и бактрян 161 , образовавшиеся при его предшественнике, Антиохе II Феосе. Главным поводом к этому походу послужило то обстоятельство, что правитель Парфии Арзакид Артабан I, пользуясь войнами Сирии с Египтом и с возмутившимся наместником Малой Азии, Ахеем, вторгнулся в Мидию, служившую, вследствие своих прекрасных пастбищ, приманкою для многих царей, и изгнал из неё сирийского губернатора Диогена. Узнав об этом, Антиох III поспешно обратил против него своё оружие, – вступил с громадным войском в Мидию и направил путь прямо на Экбатану (или Экбатаны), которая, несмотря на разграбление её Александром Великим, Антигоном и Селевком Никатором, всё ещё славилась своими богатствами и великолепием зданий. Парфяне, верные своему обычному образу действий, дозволили войскам Антиоха свободно войти в страну; они думали, что пустыня, их естественная союзница, заградит вход неприятелю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010