В 130 г. Антиох VII, воспользовавшись тем, что с востока на Парфию напали кочевники саки и массагеты, под напором которых рухнула эллинизированная Бактрия, откликнулся на призыв греческих полисов Месопотамии и отправился в восточный поход во главе многочисленного и хорошо обученного войска. Полисы Месопотамии и Мидии немедленно восстали против парфянского господства и присоединились к армии Антиоха. И в трех последовавших одно за другим сражениях парфяне, которыми правил тогда сын Митридата, при котором Парфия стала великим государством, распространившимся на большую часть древних владений Ахеменидов, от Вавилонии до Бактрии, Фраат, были вконец разбиты. Антиох не только восстановил контроль над Месопотамией, Вавилонией с их многочисленными колонистами из Македонии и Эллады, но и продвинулся далеко за Тигр, в Парфию и Гирканию, местное население которых видело в его армии не освободителей, а завоевателей и поработителей. Штаб армии Антиох квартировал в Экбатанах. Против македонцев поднято было хорошо спланированное восстание, начавшееся одновременно в разных городах нападением на македонские гарнизоны. Справиться с восстанием Антиох не смог. Сам он погиб в бою, его сын Селевк был взят в плен, а царскую племянницу Фраат взял в свой гарем. Македонская армия была разбита, обескровлена и очистила страну; потерпевшие тяжелое поражение войска ушли далеко на запад, унося с собой тело погибшего царя, помещенное в серебряном гробу. В 83 г. до Р. Х. большую часть руинированной империи Селевкидов завоевал царь эллинистической Армении Тигран II. Царствованием Антиоха XIII Азиатского заканчивается история этой державы. Ее остаток в 63 г. был включен в состав Римской империи, составив в ней Сирийскую провинцию. 3. Пергамское царство В эпоху эллинизма в Малой Азии сложилось несколько мелких государств, самостоятельность которых поддерживалась соперничеством великих держав Лагидов и Селевкидов. Это были Пергам, Вифиния, Каппадокия и Понт, с которыми на востоке граничила Армения. В самом центре полуострова возникла кельтоязычная, но постепенно эллинизировавшаяся Галатийская тетрархия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Итак, он захватил Сирию, повсюду расположил караульные войска (по небывалому доселе обычаю) и собрал большую добычу, не переставая прилагать усилия к тому, чтобы разграбить Димитрия, который был наследником царства. Наконец, когда Сирийское царство было захвачено, он устремился также к Египту, затеяв войну с Египетским Царем Птолемеем Филометором, который и сам собрал величайшие войска, однако был побежден Антиохом из-за коварства и предательства приближенных. Это сражение состоялось между Пелузием и горой Кассий. Потом оба Царя для достижения договора между собой заключили союз, но каждый из них (как обычно бывает) сделал это не от чистого сердца, замышляя один другому погибель, что открылось позже. Возвращаясь же с этой войны, Антиох пришел в Иерусалим и не только вошел в храм, чем осквернил его, что было, конечно, ужаснейшим событием для Иудеев, но также разграбил его, расхитив ценнейшие священные сосуды и орудия, а также отыскав и забрав сокровища, которые хранились в потаенном месте. А к грабежам он прибавил и убийство народа. См. 1 Макк. 1. А спустя некоторое время Антиох снова приступил к Египту, обнажив оружие, но этот его второй набег не был подобен прежнему. А именно, Римляне, которых слезно молил Птолемей Филометор, послали вооруженный флот с Легатом Гаем Попилием Ленатом, который жезлом начертал на песке линию вокруг Антиоха, говоря: Сенат и народ Рима повелевает, чтобы ты ушел из Египта и не воевал с Птолемеем, и чтобы ты на этом месте рассудил, что ты намереваешься делать, желаешь ли ты мира или войны. Когда это было сказано, этот третий (Антиох) ответил: Если это угодно Римлянам, нужно уйти, и тотчас двинул войско, как сообщает Иосиф (Флавий) в 12-й книге «Древностей» 44 . Таким образом, он возвратился ни с чем, полный гнева, и то бешенство, которое не мог обратить на Египет, он снова излил на Иудею, что к тому же посоветовали ему некие нечестивцы из самих Иудеев, такие как Иасон, Симон, Менелай, что можно видеть в 2 Макк. 4. И во время этого второго вторжения воины Антиоха самым безжалостным образом истязали Иудеев и осквернили святилище, войдя туда, обыскав его и расхитив священные предметы. Также (Антиох) повсюду расположил караульные войска, чтобы обеспечить неверным отступникам безопасность, а на верных нагнать страха. Таким образом, многие добрые Учители закона были убиты. Многие лицемерные Иудеи, будто бы желая безопасности, предали верных Иудеев, многочисленные примеры чему ты найдешь тут и там в книгах Маккавейских. Но это было попущено Богом для испытания верных Его рабов. Одним словом, этот Тиран не оставил ничего из того, чем проявил бы свое нечестие по отношению к Богу и свое бесчеловечие к людям. Он поставил в святом храме статую Юпитера Олимпийского, требовал отрекаться от закона Божьего, поставил чужеземцев, притом самых негодных из них, над народом Божиим, чтобы обесчестить его, и другое в том же роде, что предсказал Даниил, а повествование Маккавейских книг удостоверяет самими событиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

Но он бежал в страну аммонитян и никак не мог рассчитывать на успешную борьбу с Менелаем, пока того защищал Антиох IV. Но вот в 170 г. Антиох выступил в поход против Египта с большим войском, одержал при Пелузии победу над полками своего племянника (по сестре) Птоломея Филометора и взял эту важную пограничную крепость. Вдруг в Палестине разнесся слух, что сирийский царь убит. Этого известия Язон только и ожидал. Он двинулся против Менелая, осадил и взял приступом город Иерусалим, и Менелай бежал в крепость. Но Язон, который сначала, как кажется, был принят дружелюбно и встретил большее сочувствие, скоро снова возбудил против себя неудовольствие как своею местью прежним врагам, так и открытыми нарушениями Закона. Он не достиг власти и, по-видимому, сильно опозоренный снова вернулся в страну аммонитян. Но и там не мог он долго оставаться. Менелай, по-видимому, обвинил его перед Антиохом Епифаном в возмущении, и это обвинение имело, кажется, для Язона тот результат, что и арабский повелитель Аретас, которому принадлежала страна аммонитян, из предупредительности по отношению к великому царю, основанной на страхе, – отказал ему в защите, так что Язон, лишенный приюта, должен был скитаться с места на место, пока, наконец, не нашел желанного покоя в Лакедемоне. Дело в том, что лакедемоняне во время правления Ония III, брата Язона, на основании предполагаемого ими родства своего с евреями, заключили с ними чрез торжественное посольство дружественный союз. Этим, по-видимому, и руководился Язон, когда искал у них приюта. 3. Разграбление Иерусалимского храма и религиозное преследование Для Иерусалима борьба между Язоном и Менелаем была роковой. Антиох Эпифан мог видеть в ней только открытое возмущение. Еще в 170 г. до P. X. он поспешил из Египта в Иерусалим и обошелся с этим городом так, как будто бы он взят был неприятелем на войне; несмотря на то, что царь был впущен туда своими приверженцами без сопротивления, он, тем не менее, велел своим солдатам убивать всех, кто встретится им на пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1) Иерусалим – главный город древней Палестины. 2) 1 мая. 3) 21 июля. 4) Антиох IV Епифан, царь сирийский 176–164 гг. до Р. Хр., захвативший престол после смерти своего брата, отличался непомерной гордостью (2Мак.5:21, 9:8); он называл себя Богом и принял прозвание Олимпийского Зевса; он повелел, чтобы все его подданные поклонялись одному только богу – Олимпийскому Зевсу, с которым он отождествлял себя; т. е. Антиох в действительности приказал поклоняться себе как Богу (2Мак.6:7). Среди иудеев находились люди, склонные к язычеству в греческой форме; они представляли из себя особую партию в Иерусалиме, которая находила поддержку у Антиоха (1Мак.1:11–15). В 175 г. благочестивого первосвященника Онию низвергнул брат его Иисус, переменивший свое имя на греческое Иасон, купивший у Антиоха сан первосвященника и получивший позволение ввести греческие игры, что еще более увеличило число изменников истинной религии. Спустя три года, Иасона низвергнул Менелай, предложивший большую цену за должность первосвященника, которую он удерживал самыми низкими способами: так Менелай убил Онию (2Мак.4:23–50). – Антиох предпринял поход на Египет и уже рассчитывал всецело покорить его, но был остановлен слухами о нападении римлян (в 168 г.). Между первым и вторым походами на Египет Антиох ограбил храм Иерусалимский (1Мак.1:21), а при окончательном возвращении из Египта он приказал отменить поклонение Иегове, обрезание, почитание субботы и различие между чистым и нечистым; священные книги он велел сжечь; велел воздвигнуть алтари, на которых, под угрозой смерти, всякий должен был приносить жертвы Олимпийскому Зевсу (1Мак.1:41; 2Мак.5:24);15 Кислева в 168 г. в храме был поставлен жертвенник Олимпийскому Зевсу (2Мак.6:2; 1Мак.1:54) и 25 Кислева совершено было первое жертвоприношение, на горе Гаризим установлено было установлено было поклонение Зевсу Ксению (2Мак.6:2). Но многие оставались преданными своей вере, не взирая на ужасные пытки (1Мак.52:64; 2Мак.6:7). Во главе верных стал священник Маттафия.

http://pravicon.com/info-2291

до P. X. был воздвигнут вверху, над большим жертвенным алтарем, языческий алтарь, на котором принесены были в жертву свиньи. Этим гонение достигло своей кульминационной точки. Если мы оглянемся назад и спросим себя, каким образом евреи так скоро дошли до столь бедственного положения, – то мы, несомненно, найдем две главные причины, которые в связи с известными побочными обстоятельствами вызвали такое действие. Первой из этих основных причин была нужда в деньгах, которую испытывали сирийские цари со времени заключения римско-сирийского мира в 189 г. до P. X., и последствия которой все вообще провинции сирийского царства должны были тогда нести. Другая главная причина несчастия, постигшего в то время иудейский народ, заключалась в нравственной порче некоторой части еврейства, подпавшей под влияние эллинизма. Удивление перед философским и эстетическим образованием греков привело к пренебрежению теми элементами собственной религии, которые не были соизмеримы с иноземным философским сознанием. Далее, в больших эллинизированных царствах любостяжание находило для себя более широкие перспективы, нежели на почве тесной еврейской родины. Еврей делался лишенным отечества сребролюбцем. Трагизм положения заключался в том, что именно благородные элементы еврейского народа впервые обречены были на страдания из-за этого отребья еврейства. То, что Антиох задумал посягнуть на еврейскую религию, – исходило не со стороны терпимого эллинства. Мы видели, как дошел Антиох до того, чтобы низложить первосвященника, а потом даже до того, чтобы назначить первосвященника не из колена Левитова; мы видели, кто впервые раскрыл пред ним сокровищницу Иерусалимского храма, кто представил ему еврейскую преданность закону, как дух возмущения; нет поэтому ничего удивительного в том, что Антиох уступил, наконец, настоянию этих влиятельных и видных евреев и по их инициативе предпринял нечто такое, что до сих пор было неслыханным в греко-римском мире, именно, – религиозное гонение. В истории же Израиля борьба и гонения за веру не представляют ничего нового. В них проходит вся история пророков; оборотною стороною реформ Ильи, Хискии, Иошуи, и, наконец, Неемии – было не что иное, как религиозное преследование. Реформа Иошуи едва ли сопровождалась меньшими насилиями, чем предприятие сирийского царя. Разница была только та, что теперь снова грозило уничтожение всему тому, что после многовековых усилий осуществлено было движением пророков и развитием Закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Основываясь па мнении Н. Дроздова , можно наиболее хорошо объяснить содержание первой главы книги Иудифь, так как образ Навуходоносора, представленный в Иудифь.1 , действительно во многом совпадает с историческим Антиохом III (223–187 годы до Р.Х.). Этот царь был одним из величайших эллинистических правителей, и именно он после долгих лет упадка еще раз поднял державу Селевкидов на вершину процветания 93 . Наиболее выдающимся достижением Антиоха III был его победоносный поход па Восток (212–205/204 годы до Р.Х.), в результате которого были значительно расширены границы Сирийского царства, простиравшегося теперь от Геллеспонта до границ Индии, а сам Антиох III уже при жизни получил титул «Великий царь» 94 . Н. Дроздов и священник Г. П. Смирнов -Платонов справедливо считают, что в первой главе книги Иудифь дано описание именно этого похода 95 . Действительно, поход Антиоха III на Восток начался в 212 году до Р.Х., т.е. в 12-й год его правления (223–187), как об этом и повествует книга Иудифь ( Иудифь.1:1 ). Во-вторых, во время этого похода царь Антиох III одержал победу над войсками парфянского (мидийского) царя Арзака III (Арфаксада) и принудил последнего подписать выгодный для Антиоха мир и признать свою вассальную зависимость от сирийского царя 96 . Правда, Арзак III не был убит в этой войне, но, по объяснению И. Дроздова, «на повествование книги Иудифь о пленении Арфаксада и умерщвление его Навуходоносором (Антиохом III) можно смотреть как на аллегорическое изображение жестокого обращения победителя с побежденными или как на следствие неверных, распространившихся в Палестине слухов о событиях па отдаленном востоке» 97 . Кроме того, с обстоятельствами царствования Антиоха III, по мнению Н. Дроздова , сходен описанный в книге Иудифь карательный поход Олоферна, так как Антиох III со времени вступления на престол вел почти беспрерывные войны, направленные «отчасти к усмирению многих восставших провинций, а отчасти к тому, чтобы возвратить Сирии ее первоначальный объем, значительно сузившийся при слабых предшественниках Антиоха» 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

5–13). в) Перед смертью своей, Епифан поручает другу своему Филиппу воспитание сына своего Антиоха Евпатора, а Лисий провозглашает его царем тотчас после смерти отца (ст. 14–17). г) Решимость Иуды Маккавея изгнать из крепости Иерусалимской антиохийский гарнизон, и жалоба на это царю Антиоху Евпатору изменников иудейских (ст. 18–27). д) Огромные вооружения Сирийцев против Иудеев, мужественное сопротивление этих последних, под Вефсурой и отступление Иуды Маккавея к Вефсахаре (ст. 28–32). е) Происшедшее здесь сражение, с помощью Сирийских слонов, и погибель храброго брата Иудина Елеазара, который, убив слона, казавшегося царским, задавлен его тяжестью (ст. 33–40). ж) Удаление Иудеев к Иерусалиму, сдача крепости Вефсурской от голода и подобная же опасность для Иерусалима (ст. 41–54). з) Внезапная весть о возвращении из Персии в Антиохию соперника Лисия – Филиппа и поспешное заключение Сирийцами мира с Иудеями (ст. 55–60). и) Вероломное разрушение крепости иерусалимской царем Евпатором, и поспешное удаление Сирийцев в Антиохию, для отражения Филиппа (ст. 61–63). Ст 16. …И умер царь Антиох в сто сорок девятом году… Это было на 12-м году его царствования, в 162 г. до Р. X. Причиной смерти гонителя Иудеев здесь выставляется сильное огорчение и тоска душевная – после неудачи, потерпенной в Персии, и после поражения войск сирийских в Иудее, а также, пробудившееся сознание совершенных им злодеяний в Иерусалиме. Как этому свидетельству, так даже и самой себе противоречит вторая книга Маккавейская, которая в одном месте рассказывает, что Антиох побит был камнями в храме Нанеи, т. е. Дианы, жрецами ее 1116 , – в другом же месте, говорит, что Антиох упал с колесницы и подвергся зловонной и червоточенной болезни утробы, каковая болезнь и довела его, будто бы, до могилы 1117 . Здесь открывается неканонический характер 2-й книги Маккавейской. Ст. 34. …Слонам показывали кровь винограда и тутовых ягод, чтобы возбудить их к битве... Возбуждались слоны, собственно, не колером виноградного сока (красным) или тутовых ягод, а видом их и вкусом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Птоломей попытался отстоять свои права уступками, и осенью 219 года склонил Антиоха на 4-месячное перемирие, за которым обещал и мирные переговоры. Это помогло Птоломею выиграть время и значительно усилиться, так что, когда Антиох потребовал мирной уступки Κοιλ-Сирии (между Ливаном и Анти-Ливаном) и Финикии, как искони законно принадлежавших Селевкидам 505 , Птоломей опротестовал это условие, и война возгоралась снова. Главные военные силы египтян столкнулись с Антиохом лишь весной 217 года, когда Антиох успел достаточно упрочиться во многих городах Финикийского побережья. Спускаясь, затем, на встречу врага, он дошел даже до Рафии (южнее Газы) и здесь произошло решительное сражение, в котором участвовало до 70.000 египетского войска съ70 ливийскими слонами, впервые здесь употребленными в битву. Все множество сирийского войска не названо; во всяком случае, это, по числу своих 120 способнейших индийских боевых, слонов должно было значительно превосходить египетские силы. Во время сражения ливийские слоны египтян, оказалось, не могли выносить вида и рычания индийских и привели своим бегством левый фланг египетского войска в замешательство. Но тем более воодушевились остальные части египетской армии: Антиох все-таки был разбит, и 40 его индийских слонов попали в руки египтян. После этого Птоломей получил возможность снова настоять на перемирии и продиктовать самые условия последовавшего затем мира. К счастью для Антиоха, беспечный победитель сам томился этой войной, и удовлетворился заключением мира лишь на основах прежнего положения страны – in statu quo (Полив. V, 67, 68, 82 и д. – 87). Вслед за этой победой над Антиохом, Птоломей захотел, между прочим, показать себя и как победитель Иерусалима. Вступив в город, он по примеру своего предшественника, Евергета, принес в храме жертву, делая это или из любопытства, а то и из мести за слишком дружественный прием Сирийского царя, а, может быть, даже из простого желания показать себя выше первосвященника. 506 Рафийский мир между Птоломеем и Антиохом скоро, однако, расстроился после нового победоносного захвата Иудеи Антиохом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Основываясь на мнении Н. Дроздова , можно наиболее хорошо объяснить содержание первой главы книги Иудифь, так как образ Навуходоносора, представленный в Иудиф.1 , действительно во многом совпадает с историческим Антиохом (223–187 годы до Р.Х.). Этот царь был одним из величайших эллинистических правителей, и именно он после долгих лет упадка ещё раз поднял державу Селевкидов на вершину процветания 93 . Наиболее выдающимся достижением Антиоха был его победоносный поход на Восток (212–205/204 годы до Р.Х.), в результате которого были значительно расширены границы Сирийского царства, простиравшегося теперь от Геллеспонта до границ Индии, а сам Антиох уже при жизни получил титул «Великий царь» 94 . Н. Дроздов и священник Г. П. Смирнов -Платонов справедливо считают, что в первой главе книги Иудифь дано описание именно этого похода 95 . Действительно, поход Антиоха на Восток начался в 212 году до Р.Х., т. е. в 12-й год его правления (223–187), как об этом и повествует книга Иудифь ( Иудиф.1:1 ). Во-вторых, во время этого похода царь Антиох одержал победу над войсками парфянского (мидийского) царя Арзака (Арфаксада) и принудил последнего подписать выгодный для Антиоха мир и признать свою вассальную зависимость от сирийского царя 96 . Правда, Арзак не был убит в этой войне, но, по объяснению Н. Дроздова , «на повествование книги Иудифь о пленении Арфаксада и умерщвление его Навуходоносором (Антиохом можно смотреть как на аллегорическое изображение жестокого обращения победителя с побеждёнными или как на следствие неверных, распространившихся в Палестине слухов о событиях на отдалённом востоке» 97 . Кроме того, с обстоятельствами царствования Антиоха по мнению Н. Дроздова , сходен описанный в книге Иудифь карательный поход Олоферна, так как Антиох со времени вступления на престол вёл почти беспрерывные войны, направленные «отчасти к усмирению многих восставших провинций, а отчасти к тому, чтобы возвратить Сирии её первоначальный объём, значительно сузившийся при слабых предшественниках Антиоха» 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

760 Это, вероятно, ошибка. Антиох не имел решительно никакого повода посылать такое письмо Птолемею, своему врагу, войска которого были им разбиты. Кроме того, выше ясно говорится, что письма царя были адресованы его военачальникам и приближенным. (Перев.) 761 Персидская мера емкости (около 10 литров). 762 Здесь, видимо, вкралась неточность. Антиох заключил союз с Птолемеем Филопатором раньше, а именно в 217 г. (Перев.) 763 С первосвященниками этого имени мы имели случай встречаться уже выше. Их было всего четыре. Хоний I, сын и преемник Иаддуя (XI, 8, 7), вероятно, тот, которого Флавий ниже (XII, 4, 10) ошибочно смешивает с Хонием III; к нему-то, по Первой книге Маккавейской (12.7,8,20), спартанский царь и обратился с посланием. Внуком этого Хония был Хоний II при Птолемее Эвергете (247—222 гг. до н.э.). Хоний III, внук Хония II, был первосвященником при сирийском царе Селевке IV Филопаторе (187—175 гг.) и отличался большим благочестием. Его сын Хоний IV основал около 160 года храм в египетском городе Леонтополе. (Перев.) 764 См. XII, 2, 5. (Перев.) 765 Селевк IV Филопатор правил со 187 по 175 г. до н.э. 766 Ср.: 1Мак 12.7:19—20. Здесь может быть указание на Арея I, который царствовал в Спарте с 309 до 265 г. до н.э. Поэтому и первосвященником тут может быть только Хоний I, а не Хоний III. Впрочем, имя Арея встречается в этой форме лишь в латинском переводе Первой книги Маккавейской и здесь, у Флавия (также ниже, XIII, 5, 8); в греческом и сирийском тексте оно переделано в «Дария». (Перев.) 767 Т.е. Хония. 768 Кроме приведенных здесь Флавием данных, об этом Тире ничего более неизвестно. (Перев.) 769 Антиох IV Эпифан — правитель Селевкидской державы в 175—163 гг. до н.э. 770 Птолемей V Эпифан правил с 204 по 180 г. до н.э. 771 Птолемей VI Филометор царь из династии Птолемеев (180—145 гг. до н.э.). 772 См. X, 11, 7. 773 Селевкидская эра считается с 312 г. до н.э., когда Селевк I вступил в Вавилон. Следовательно, Антнох Эпифан овладел Иерусалимом в 170 г. до н.э. (Перев.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010