Глава I Столкновение Филопатора с Антиохом III при Рафии. Возвращение его через ближайшие города ( 3Мак.1:1–8 ). Попытка войти во святилище ( 3Мак.1:9–13 ). Протест всего народа ( 3Мак.1:14–25 ). 3Мак.1:1 Филопатор, узнав от прибывших к нему, что Антиохом отняты бывшие в его владении местности, отдал приказ всем войскам своим, пешим и конным, и, взяв с собою сестру свою Арсиною, отправился в страну Рафию, где расположены были станом войска Антиоха. " Ο δ Φιλοπτωρ… Частица δ в самом начале повествования ( δ μεταβατικν) указывает или на то, что это повествование примыкает к другому известному (как в автобиографии Иосифа Флавия), или заставляет подозревать потерю нескольких стихов, а, может быть, даже и глав – в начале книги. Филопатор – прозвище Птоломея II, усвояемое ему обычно в ироническом смысле – за убийство своих родителей (Иустин XXIX, 1, 5: «Aegyptum patre ас matre interfectis occupaverat Ptolemaus, cui ex faanoris crimne cognoinentum Philopator luit…»). Употребление этого прозвища на монетах и других памятниках времен царя указывает, впрочем, что это прозвище имело и почетный смысл. Время царствования его указывается от 222–202 года, а по другим несколько менее – 221–203 г. В 221 году Антиох III Великий начал свою Келе-Сирийскую войну и успехами своими встревожил Птоломея около 217 года. С этого времени и ведется рассказ книги. Войско Птоломея состояло из 70 000 пехоты, 5 000 конницы и 73 слонов; тогда как в войске Антиоха было 62 000 пеших, 6 000 – всадников и 102 слона (Полив V, 79). – Арсиноя – сестра Птоломея – была вместе и его супруга (Полив V, 83, 3; XV, 25, 2; 33, 11); Ливий называет ее Клеопатрой (37, 4); Иустин – Евридикой (XXX, 1, 7; 2, 6). – Рафия – после Египта – первый Келе-Сирийский город, на берегу Средиземного моря, на пути из Газы в Риноколуру, в Библии только здесь и упоминается. 3Мак.1:2 Тогда некто Феодот решился исполнить свой замысел, взял с собою лучших из вверенных ему Птоломеем вооруженных людей и ночью проник в палатку Птоломея, чтобы наедине убить его и тем предотвратить войну.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава XIII Поход Антиоха Евпатора на Иудею ( 2Мак.13:1–2 ). Бесчестная смерть Менелая ( 2Мак.13:3–8 ). Приготовление иудеев к битве ( 2Мак.13:9–14 ). Разгром сирийского лагеря. Неудача врагов при осаде Вефсуры. Победа Иуды и заключение мира ( 2Мак.13:15–26 ). Тождество описываемого в настоящей главе похода с описанным в 1Мак.6:28–62 всеми признается. Не столь существенные отличия в некоторых подробностях обоих рассказов – или кажущиеся, или объясняются из различия планов и целей той и другой книги. Очевидная непримиримая неправильность выступает лишь в указании года ( 2Мак.13:1 ) и числа войск неприятельского войска ( 2Мак.13:2 ; ср. 1Мак.6:30 ). 2Мак.13:1 В сто сорок девятом году дошел слух до бывших с Иудою, что Антиох Евпатор идет на Иудею со множеством войска «В 149 году…» э. Сел. – По 1Mak VI: 20–28 и д., этот поход предпринят был в 150 году. Эта разница может быть объяснена только ошибкою писателя нашей книги, может быть, стоящею в связи с другим ошибочным показанием, что запустение храма продолжалось только два, вместо трех, года (Х: 3 ср. с 1Mak IV: 52 ). 2Мак.13:2 и с ним Лисий, опекун и государственный правитель, и у каждого Еллинское войско, сто десять тысяч пеших, пять тысяч триста конных, двадцать два слона и триста колесниц с косами. О Лисии – см. 2Мак.11:1 и к 1Мак.3:32 . Число сил неприятеля (не только в удвоенном, но и в одиночном количестве), очевидно, преувеличено. 2Мак.13:3 Присоединился к ним и Менелай, с большим притворством побуждая Антиоха, не ради спасения отечества, но в надежде получить начальство. Менелай – бывший первосвященник, IV: 24 и д.; V: 15. – «Побуждая Антиоха», т. е. к уничтожению всех правоверующих партий в Иудействе, уверяя, что только этим путем достижимо полное успокоение Иудеи (ср. IV: 8, 10). – «С большим притворством» – поясняется далее через добавление – «не ради спасения отечества, но в надежде получить начальство». От этой должности он отставлен был, очевидно, вместе с восстановлением храма и храмового Богослужения Иудою.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Диксон смело окрещивает «поездкой в Модин» свой путь до Латруна... Но кто знаком с историей Модина, никогда не поверит чтобы эта основная твердыня Иудейского патриотизма, так славно боровшаяся против Сирийских и всяких других царей, могла быть тем ничтожным холмом, который мы только что посетили. Шатобриану указывали на «замок Маккавеев», уже проехавши долину Уади-Али, на один из тех высоких горных конусов, которые во множестве господствуют над этою горною страною и на которых стоят развалины всех сколько-нибудь известных древних крепостей Иудеи. «Замок Маккавеев» Шатобриана был, конечно, ничто иное как поднятый к облакам Соба, отлично видный нам с дороги, в котором еще в XVI-м столетии были найдены древние гробницы и который долго считался за Модин. Но теперь открыт, по-видимому, истинный Модин в селении Ель-Медие, недалеко от Лидды. Та или другая горная вершина скрывает в своих недрах прах Иудейских героев, все-таки несомненно, что мы теперь в стране их жизни, их подвигов Маккавеи, вожди Евреев, – кажется, в этом воспоминании не должно быть ничего особенно близкого русскому сердцу. А между тем и Англичанин, и Русский, и Араб через целых 2000 лет переполняются сочувственным волнением при воспоминании об этих чуждых им подвигах, как будто подвиги эти составляют их общее драгоценное наследие. Такова сила человеческой доблести. Она принадлежит всем, она роднит, как узы крови, самые далекие века и самые противоположные народы. В то время Антиох Епифан покорил и рассорил Израиля. «Вострепетала земля за обитающих на ней и весь дом Иакова облекся стыдом». «Святилище его запустело как пустыня, праздники его обратились в плачь, суббота его – в поношение». Царь приказал обращать всех силою в язычество. Везде ставились жертвенники идолам. У кого находили книги древнего еврейского закона, тех казнили смертью . Матерей, обрезывавших своих детей, убивали. «В те дни восстал Маттафия, священник из сынов Иоарива из Иерусалима. Жил он в Модине». «Для чего нам еще жить?» сказал он. «И разодрал Маттафия и сыновья его одежды свои, и облеклись во вретище и горько плакали». Пришли посланные от царя Антиоха в Модин принуждать к отступничеству Иудеев. И многие из Израиля пристали к ним, подходили к идолам и приносили жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И между самими фарисеями началась распря из-за Иисуса. Однако, было необходимо ослабить впечатление, произведенное на народ этим чудом. Фарисеи дважды допрашивали самого слепца, а потом и родителей его. Они надеялись найти в их показаниях что-нибудь, порочащее имя Христа. Но все тщетно, чудо было ясно засвидетельствовано всеми. Сам исцеленный открыто заявил: «От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному... и, если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего». За эти простые и правдивые слова раздраженные фарисеи «выгнали вон бывшего слепца». А Христос, услышав, что выгнали его, и нашедши его, сказал ему: «ты веруешь ли в Сына Божия?» Он же отвечал: «а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» Иисус сказал ему: «... И видел ты Его, и Он говорит с тобою». Он же сказал: «... Верую, Господи». И поклонился Ему . 33. Проповедь Христа на Празднике Обновления ( Ин. 10:1–42 ) Настал праздник обновления и к храму снова стал стекаться народ. Хотя этот праздник не был так популярен, как праздник «кущей», и меньше привлекал иностранных паломников, тем не менее иудеи любили его. Он напоминал им одну из славных страниц их национальной истории, когда Иудея была освобождена от власти сирийского царя Антиоха Епифана и храм очищен от осквернений. Это было за 164 года до Рождества Христова. Находясь под влиянием греческой культуры, Антиох решил ввести повсюду в своих владениях почитание греческих богов. В иерусалимском храме он поставил идолов и поклонение им сделал обязательным. Тогда нашелся храбрый иудейский вождь – Иуда Маккавей, который сумел тайно собрать и вооружить значительные военные силы. Внезапно напав на сирийцев, в жестоком бою он опрокинул их воинство. Освободив Иерусалим и очистив храм от идолов, он восстановил поклонение Единому Богу и объявил независимость Палестины. В честь этого события и был установлен праздник «обновления». (2 Макк. 10:1–8). Зимнее время еще только начиналось, но уже было довольно холодно и потому собравшийся народ старался скорее войти во внутрь храма и оставался в крытых притворах Соломона. Здесь в эти дни и проповедовал Христос. Теперь, после исцеления слепорожденного, Он снова стал центром внимания всех. Всюду о Нем говорили, спорили, старались увидеть Его.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И мышцы Птоломея, ведшего войну и все опустошавшего, были побеждены и сокрушены Антиохом. Мышцами же называет силу, почему и рукою (manus) называется многочисленное войско. И не только, говорит, победил Птоломея чрез лукавство, но также одержал верх обманом и над вождем союза, то есть над Иудою Маккавеем. Или слова эти имеют следующий смысл: хотя сам он предложил мир Птоломею и был вождем союза, однако впоследствии замыслил против него возни. Указывается же здесь не на Птоломея Епифана, который пятым царствовал в Египте, а на Птоломея Филометора, сына Клеопатры, сестры Антюха, которому последний был дядею. И когда после смерти Клеопатры евнух Евлей, воспитатель Филометора, и Леней управляли Египтом и потребовали возвращения Сирии, которою обманом овладел Антюх, то между дядею и отроком Птоломеем возникла война. Когда они вступили в битву между Пелузием и горою Казием, то вожди Птоломея были побеждены. Затем Антиох вследствие снисхождения к отроку и притворной дружбы вошел в Мемфис и принял там, по египетскому обычаю, царство, говори, что он принимает на себя заботу о делах отрока, и таким образом с небольшим числом людей подчинил себе Египет и вошел в богатые и большие города, и совершил то, чего не делали отцы его и отцы отцов его. Ибо никто из царей сирийских не опустошал как Египет и не расточал так всех богатств его, и он был столь хитрым, что ??? его хитростию разрушил мудрые планы тех, которые были руководителями отрока. Все это, вкратце высказанное нами в пространной речи излагает Порфирий, следуя Суторию. Но наши и лучше, и правильнее объясняют это в том смысле, что это в конце мира совершить антихрист, который восстанет из малого народа, то есть из народа иудейского, и будет столь низким и презренным, что ему не будут воздавать царских почестей, но чрез козни и обман он достигнет главенства и мышцы воюющего римского народа будут им побеждены и сокрушены, и это он сделает потому, что будет выдавать себя за вождя союза, то есть закона и завета Божия. И войдет он в наиболее богатые города и совершит то, чего не делали отцы его и отцы отцов его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

иеромонах Иов (Гумеров) В Книге пророка Даниила (11:3–10) говорится о борьбе между Сирийским (Северным) и Египетским (Южным) царствами, которые были основаны полководцами Александра Македонского – Селевком Никатором и Птоломеем I. – И восстанет царь могущественный (11:3). Весной 334 г. Александр Македонский вступил в пределы Персидской империи. Начался победоносный восточный поход. Через восемь лет, в мае 326 года, Александр Македонский дошел до Индии и покорил ее восточную область. Возникает обширнейшая империя, включающая Македонию, Грецию, Египет, Малую Азию, Месопотамию и часть Индии. – Но когда он восстанет, царство его разрушится и разделится по четырем ветрам небесным, и не к его потомкам перейдет…; ибо раздробится царство его и достанется другим, кроме этих ( Дан. 11:4 . 13 июня 323 г. завоеватель умирает в Вавилоне после двух недель болезни (предположительно от малярии), не дожив несколько недель до своего 33-летия. Хотя трон перешел к слабоумному сводному брату Александра Арридею, а сопровителем стал малолетний его сын от Роксаны, однако полководцы поделили империю на четыре царства: Фракийское, Македонское, Сирийское и Египетское. Из них с течением времени усилились Северное (Сирийское) и Южное (Египетское), постоянно враждовавшие между собой. Находившаяся между ними Палестина страдала от их распрей. Поэтому пророчество касается только этих двух государств из четырех. – И усилится южный царь и один из князей его пересилит его и будет владычествовать, и велико будет владычество его ( Дан. 11:5 . Птоломей I Египетский. Палестина подпала под власть династии Птоломеев, правивших в Египте. Продолжалось это до 198 г. до Р.Х. – Но через несколько лет они сблизятся, и дочь южного царя придет к царю северному, чтобы установить правильные отношения между ними( Дан. 11:6 . Ради прекращения многолетней вражды и сближения царь Птоломей Филадельф выдал свою дочь Веренику за правителя Северного царства Антиоха II. В качестве приданного он отдал Антиоху Палестину. Антиох был к этому времени женат на Лаодике и имел от нее двух сыновей: Селевка Каллиника и Антиоха. Хотя Лаодика ко времени свадьбы была удалена из столицы, но по смерти Птоломея Филадельфа была возвращена во дворец. Она отравила своего мужа Антиоха II, велела убить Веренику и ее малолетнего сына, а на сирийский престол поставила своего сына Селевка Каллиника. Так исполнилось пророчество книги Даниила:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Из военачальников Эллинского царя южный властитель (египетский) будет силен; но другой, северный 108 (сирийский), будет еще сильнее ( Дан.11:5 ). С течением времени они попытаются заключить союз: дочь Южного Царя Береника, дочь Птолемея Филадельфа, выдана будет в замужество за Царя Северного – сирийского царя Антиоха Феоса. Береника принесет Сирии в приданое Палестину, но это не поведет к миру: она не удержит силы в руках своих, да и он с потомством своим не устоит ( Дан.11:6 ). По отвержении Береники, Южный Царь Птолемей Эвергет, ее брат, мстя за свою сестру, снова начнет войну против Царя Северного и подступит к укреплениям его; на некоторое время одержит победу, даже и богов их с истуканами их уведет в плен в Египет, так что попытка Северного Царя идти войною на южного будет неуспешна, но это будет только временно ( Дан.11:7–9 ). После сего Северный Царь – сын Селевка, Антиох Великий, возобновил войну против царя Египетского, Птолемея Филонатора, преемника Эверитова ( Дан.11:10 ). Тогда озлобится Южный Царь, сразится с Царем Северным и победит его (разумеется победа Филопатора в 217 г. при Рафии), хотя, с приобретением полчищ Северного Царя, южный не станет сильнее ( Дан.11:11–12 ). Но потом Северный Царь, с помощью других народов, одержит победу над преемником Филопатора, Птолемеем Епифаном; Иудеи, также вместе с сириянами, будут против египтян ( Дан.11:13–16 ). Он будет стараться хитростью овладеть Египтом (выдаст дочь свою за Епифана, чтобы погубить его), но напрасно ( Дан.11:17 ); он будет стараться удержать свою власть над островами Родосом и Самосом, но некий вождь (римский полководец Луций Сципион Азиатский – брат Сципиона Африканского) победит его (это было при Магнезии в Лидии в 190 г.) ( Дан.11:18 ), и он преткнется, падет, и не станет его ( Дан.11:19 ) (во время народного возмущения народ убивает его за разграбление храма Вила в Елимаиде). После него восстанет такой царь, который пошлет сборщика податей в царском великолепии; но и он чрез несколько дней погибнет, хотя и не от гнева народного и не в сражении ( Дан.11:20 ) (здесь разумеется Селевк Филопатор – брат Антиоха Епифана).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

К сирийскому войску, и в особенности к войску Антиоха III, вполне приложимо также и загадочное название «сынов Хелеуда», потому что известно, что воины Селевкидов отличались замечательным мужеством и что во время парфянского похода при войске Антиоха III находился значительный отряд пионеров 173 . Навуходоносор, по повествованию книги Иудифь, не довольствуясь собранным войском, призвал ещё к участию в войне против Арфаксада «всех живущих в Персии и на западе» (от Ниневии, или же вообще в западных странах Азии) 174 и в частности жителей Киликии, Дамаска, Ливана и Антиливана (следовательно Целесирии), всех, живущих на передней стороне приморья (т. е. на финикийском и филистимском берегу Средиземного моря), и между народами Кармила и Галаада, и в верхней Галилее, и на великой равнине Ездрилон 175 , в Самарии и городах её 176 , и за Иорданом 177 до Иерусалима, и Ветани, и Хела 178 , и Кадиса 179 , и реки Египетской 180 , и Тафны, и Рамсесы, и во всей земле Гесемской 181 , до входа в верхний Танис 182 и Мемфис 183 , и в Египте до входа в пределы Эфиопии ( Иудиф.1:7–10 ) 184 . Эти страны совмещаются в Киликии, Целесирии, Палестине и Египте, что подтверждается стихами 11-м и 12-м той же, первой главы ( Иудиф.1:11–12 ), в которых говорится, что когда все, обитавшие во всей земле этой, презрели слово Навуходоносора, считая его равным себе, то он поклялся жестоко отмстить всем этим странам, и именно всем пределам Киликии. Дамаска и Сирии 185 , всем живущим в земле Моава и Аммона 186 всей Иудеи 187 и всем обитающим в Египте до входа в пределы двух морей 188 . Также и эти черты соответствуют обстоятельствам царствования Антиоха III. Царствование этого государя было временем почти беспрерывных войн, направленных отчасти к усмирению многих восставших провинций, а отчасти к тому, чтобы возвратить Сирии её первоначальный объём, значительно сузившийся при слабых предшественниках Антиоха. Многие из подданных Антиоха III, относясь с презрением к молодому возрасту царя (при вступлении на престол Антиох имел не более 15 лет), не боялись его, считая его как бы равным себе, и объявляли себя независимыми [сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

Молодые люди, узнав, что девяностолетний Елеазар перешел в язычество, могут последовать моему недоброму примеру и впасть в заблуждение». За стойкость в вере Елеазар был убит, но его образ — образ бесстрашного исповедника истинной веры — остался в сердцах многих евреев. Однажды к самому царю привели женщину Соломию с семью сыновьями. Царь принуждал их съесть свиного мяса, но они смело ответили царю: «Мы готовы лучше умереть, нежели преступить отеческие законы» (2 Мак. 7:2). Когда никакие уговоры не Помогли, царь предал братьев вместе с их матерью жестоким мучениям и всех умертвил. Это семейство мучеников известно под именем мучеников Макавеев. Гонение евреев за истинную веру распространилось по всей Иудее. Но своими преследованиями Антиох Епифан не добился никаких положительных результатов. Гонения на верующих только порождали среди евреев ненависть к гонителям и желание избавиться от сирийского господства. Вскоре в Иудее вспыхнуло восстание против сирийских захватчиков под предводительством священника Маттафии. Освободительная война под предводительством Маккавеев В городе Модине жил ревностный священник Маттафия, у которого было пять взрослых сыновей: Иоанн, Симон, Иуда, Елеазар и Ионафан. В 168 году в этот город прибыл сирийский чиновник с целью склонить его жителей к идолослужению. Когда все жители городка были собраны к языческому жертвеннику, чиновник обратился к священнику Маттафии с просьбой, чтобы он первый принес жертву греческому богу. Но ревностный священник наотрез отказался. Тогда среди жителей города нашелся один еврей, который, соблазнившись обещаниями чиновника, подошел к жертвеннику, чтобы принести жертву идолу. «Увидев это, Маттафия возревновал, и затрепетала внутренность его, и воспламенилась ярость его по законе, и он, подбежав, убил его при жертвеннике. И в то же время убил мужа царского, принуждавшего приносить жертву, и разрушил жертвенник». Затем, обращаясь к жителям города, он воскликнул: «Всякий, кто ревнует по законе и стоит в завете, да идет вслед за мною !» (1 Мак.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

«Находя возможным сделать землю судоходною и море сухопутым…», т. е. считая для себя возможными самые невозможные вещи, вроде описанного грабежа храма. 2Мак.5:22 Между тем он оставил приставников, чтобы угнетать народ, в Иерусалиме – Филиппа, родом Фригийца, нравом же человека еще более жестокого, нежели каков был поставивший его, О Филиппе Фригийце – см. 1Mak VI:14 . – «Поставивший его…», т. е. сам Антиох. 2Мак.5:23 а в Гаризине – Андроника и, сверх того, Менелая, который превзошел прочих злобою к жителям и имел враждебное расположение к гражданам Иудейским. Гаризин, известная гора близ Сихема ( Bmop XI: 29 ), на которой Самаряне имели свой храм (далее VI: 2 ; ср. Арх. Иос. Фл. XI, 8, 2). Имя горы употреблено вместо стоящего при ее подножия города Сихема, чтобы выразительнее показать, что сирийские приставники были посажены в центральных местах Иудейского и Самарийского культа, где скорее всего могли возникнуть восстания против сирийского владычества. Эти приставники ( επισταται) должны быть отличаемы от упоминаемых в 1Mak I: 51 – надзирателей ( επσκοποι). Те ( επσκοποι) наблюдали за приведением в исполнение распоряжений и усилий царя к эллинизации Иудеев; эти ( επιστται) были назначены для подавления воображаемых или действительных недовольств и волнений в народе и состояли, вероятно, в главном распоряжении военачальника Келе-Сирии, Самарии и Иудеи. – Андроник, оставленный приставником в Гаризине, очевидно, другое лицо, отличное от упоминаемого ранее (IV: 31 и д.). (Менелай) «имел враждебное расположение к гражданам Иудейским, т. е. тем, которые оставались верными своей иудейской вере и обычаям: πολτης Ιουδαος – вместо ανρ Ιουδαος ( 1Mak II: 23; XIV: 33, 37 ). 2Мак.5:24 Он послал виновника нечестия, Аполлония , с двадцатью двумя тысячами войска, повелев всех взрослых избить, а женщин и детей продавать. Аполлоний, упоминаемый здесь, виновник несчастий (правильнее слав.: ненавистный начальник – μυσρχης), тот самый начальник податей, о котором упоминает и 1Mak I: 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010