Наши же полагают, что все это есть пророчество об антихристе, который будет в последнее время. И так как им, по-видимому, ставится следующее возражение: почему пророческая речь опустила столько событий от Селевка до конца мира, то они отвечают, что и в предшествующей истории, где говорилось о персидских царях, она указала лишь на четырех царей после Кира персидского и, опустив многое в средине, вдруг перешла к Александру, царю македонскому, и что Священное Писание обыкновенно не обо всем повествует, но излагает, по-видимому, лишь то, что более важно. А так как многое, что впоследствии мы будем читать и изъяснять, может быть применимо к лицу Антиоха, то они полагают, что он был образом антихриста и что бывшее с ним было отчасти предшествием того, что вполне должно исполниться на антихристе. Священное Писание имеет также такой обычай, что предварительно представляет истину будущего в образах, подобно тому, что говорится в семьдесят первом псалме, который в надписании приписывается Соломону, но все то, что о нем говорится, не может быть применимо к Соломону; ибо он не пребывал с солнцем и прежде луны рода родов (ст. 5), и не обладал от моря до моря и от реки до конец вселенныя (ст. 8), и не все народы служили ему (ст. 11), и имя его не пребывало прежде солнца, и не были благословляемы в нем все племена земные и не все народы ублажали его (ст. 17). Но в Соломоне отчасти и как бы в тени и образе истины было предпослано то, что совершеннейшим образом исполнилось на Господе Спасителе. Поэтому как Спаситель имеет Соломона и прочих святых образами пришествия Своего, так справедливо следует верить, что и антихрист имел своим образом наихудшего царя Антиоха, преследовавшего святых и осквернившего храм. Теперь мы последуем порядку изложения и вкратце отметим, соответственно тому и другому роду толкования, мнения противников и наших. Восстанет, говорит, на место Селевка брат его, Антиох Епифан, которому сначала приверженцами Птоломея в Сирии не воздавались царскит почести, но который впоследствии чрез притворную доброту овладел царством сирийским.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Получив от царя приказания» – βασιλικς εντολας – через которые Иасон объявлялся отставленным от первосвященства, а Менелай утверждался на его месте. 2Мак.4:26 Так Иасон, обманувший своего брата, сам был обманут другим и, как изгнанник, удалился в страну Аммонитскую. 2Мак.4:27–28 Менелай же получил власть, но нисколько не заботился об обещанных царю деньгах, хотя Сострат, начальник городской крепости, и делал требования, ибо на нем лежал сбор даней; по этой причине оба они были вызваны царем. Менелай получил власть и, вместе с этим, доступ к сокровищам храма, что, собственно, и было ему нужно. Обещанной же царю суммы он не платит, по-видимому, потому, что этому аферисту уже ничего более было не нужно. Если бы даже за неуплату взятки ему грозила и отставка, он – как говорится – сумел бы не остаться в накладе. После того как посуленной взятки не мог добиться даже Сострат, начальник ( παρχος) городской крепости (т. е. оставленного в ней для порядка Сирийского отряда), исправлявшего также должность сборщика даней, – царь вызывает к себе обоих – одного за неуплату, другого – за неисправность и неумение взыскать эту подать. Оба оставляют себе «преемников», т. е. собственно заместителей ( διδοχος) на время своего отсутствия, как следует и из того, что Менелай потом снова выступает в роли первосвященника (39 ст. 43 и д.; V: 5). 2Мак.4:29 Менелай оставил преемником первосвященства брата своего, Лисимаха, а Сострат – Кратита, начальника Кипрян. Заместитель Менелая – Лисимах – оказался вполне достойным своего «брата» (39 и д.). – О Кратите, заместителе Сострата, в дальнейшем ничего не упоминается. Повествователь обозначает его, как τν επ των Κυπρων – начальника Кипрян. В то время (173 г. до Р. Х.) Кипр не был в обладании сирийцев, но принадлежал Птоломеям. В 168 году при своем последнем Египетском походе Антиох овладел этим островом, но тотчас же должен был возвратить его назад по требованию римлян (ср. Полив XXIX, 11, 9–11 и Лив 45, 11 и д.). Отсюда, Кратит называется επ τν Κυπρων или как прежний наместник острова, подобно Птолемею Макрону, перешедший на сторону Антиоха, или как главнокомандующий на Кипре за время Сирийской оккупации этого острова. Относительно того, какой ответ держали перед царем представшие на его суд Менелай и Сострат, ничего неизвестно. По-видимому, дела сложились благополучно для Менелая, благодаря неожиданному затруднению царя. Бунт Тарсян и Маллотян (30 ст. и д.) заставил его поспешно отбыть из Антиохии, где он оставил наместником своим некоего Андроника, поручив ему, очевидно, и дело Менелая. Щедрость последнего сделала то, что Андроник не только покончил дело в пользу подсудимого, но и в угоду ему совершил новое тяжкое преступление, убив обличителя Менелаевых беззаконий – Онию.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

После этого Господь, хотя и посещал храм, но избегал ходить явно, держась вдали от толпы. Враги Христа внешне притихли, но не оставили своих мстительных и кровавых замыслов против Него. И вот по Иерусалиму разнеслась весть о новом неслыханном чуде. Из уст в уста передавали, что галилейский Пророк вернул зрение слепорожденному. Это был нищий, которого многие знали и постоянно видели сидящим и просящим милостыню. Соседи не решались верить собственным глазам. Они думали, что это не тот человек, а похожий на него, но он говорил: «Это я». И подробно объяснял, как «Человек, называемый Иисус» даровал ему зрение. Конечно, об этом случае немедленно донесли фарисеям, а те, узнав все подробности и то, что такое дело было совершено в субботу, вновь возгорелись жаждой мщения. «Не от Бога Этот Человек, – говорили они, – потому что не хранит субботы». А другие возражали: «Как может человек грешный творить такие чудеса?» ( Ин.9:16 ). И между самими фарисеями началась распря из-за Иисуса. Однако было необходимо ослабить впечатление, произведенное на народ этим чудом. Фарисеи дважды допрашивали самого слепца, а потом и родителей его. Они надеялись найти в их показаниях что-нибудь, порочащее имя Христа. Но все тщетно, чудо было ясно засвидетельствовано всеми. Сам исцеленный открыто заявил: «От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего» ( Ин.9:32–33 ). За эти простые и правдивые слова раздраженные фарисеи выгнали вон бывшего слепца. А Христос, узнав о случившемся, нашел исцеленного и спросил его: «Ты веруешь ли в Сына Божия?» ( Ин.9:35 ). Он же отвечал: «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» ( Ин.9:36 ). На это Иисус сказал ему: «И видел ты Его, и Он говорит с тобою» ( Ин.9:37 ). Исцеленный же сказал: «Верую». И поклонился Ему. 33. Проповедь Христа на празднике Обновления (ин.10:1–42) Настал праздник Обновления, и к Иерусалимскому храму снова стал стекаться народ. Хотя этот праздник не был так популярен, как праздник Кущей, и меньше привлекал иностранных паломников, тем не менее иудеи любили его. Он напоминал им одну из славных страниц их национальной истории, когда Иудея была освобождена от власти сирийского царя Антиоха Епифана и храм очищен от осквернений. Это произошло в 164 году до Р. Х. Находясь под влиянием греческой культуры, Антиох решил ввести повсюду в своих владениях почитание греческих богов. В Иерусалимском храме он поставил идолов и поклонение им сделал обязательным. Тогда нашелся храбрый иудейский вождь – Иуда Маккавей, который сумел тайно собрать значительные военные силы. Внезапно напав на сирийцев, в жестоком бою он победил их. Освободив Иерусалим и очистив храм от идолов, Маккавей восстановил поклонение Единому Богу и объявил независимость Палестины. В честь этого события и был установлен праздник Обновления (см. 2Мак.10:1–8 ).

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

Последующие стихи (25–27) изображают удачную борьбу приобрётшего силу и власть, хитрого и коварного царя северного с царём южным. Так как под этим хитрым царём разумеется Антиох Епифан, вступивший на престол, хитро устранив законного наследника его, сына Филопаторова Димитрия, бывшего в это время заложником в Риме, уничтожив покушения на престол государственного казначея Илиодора, убийцы селевкова и предотвратив происки на тот же престол со стороны египетской царицы и вместе своей сестры Клеопатры в пользу сына её малолетнего, египетского царя Птоломея Филометора; то под войной северного царя с южным разумеется та война Антиоха Епифана с Птоломеем Филометором, которая с ясным указанием на ст. 25–27 откровения изображается в 1Макк. кн. (1:16–19). А она так изображается в откровении: достигнув власти и укрепившись в силе, «возбудит он (царь северный) силы свои (слав. и восстанет крепость его) и дух свой (собств. сердце своё, энергию свою) с многочисленным войском против царя южного, и южный царь выступит на войну с великим и ещё более сильным войском, но не устоит; потому что будет против него коварство» (слав. и не станут, яко помышляют нань помышления), т. е. в среде самых приближенных царя составится измена против него, следствием которой и будет то, что борьба с царём северным кончится в пользу последнего, как это далее и разъясняется так: «и ядущие хлеб его погубят его (слав. и изъядят потребная его и сокрутат его) и (хотя) войско его разольётся» (своей многочисленностью наводнит всё), но из этого выйдет только то, что «падёт много убитых. И у обоих царей сих (т. е. у Антиоха, – северного царя и Птоломея Филометора, – южного) на сердце будет коварство, под маской притворной дружбы они будут думать только о том, как бы погубить один другого, поведут друг с другом мирные, но в существе дела весьма коварные и хитрые переговоры и, сидя за одним столом, будут говорить ложь, но успеха не будет» (слав. и не предуспеет), через все эти переговоры не удастся царю северному погубить царя южного и самому сделаться единым обладателем и севера и юга, и царь южный в свою очередь не сдержит тех обещаний, какие он лицемерно будет давать своему хитрому противнику – победителю 85 ; «потому что конец (сирийско-египетских войн и тесно связанных с этим страданий народа Господня, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Ст. 10. … В сто восемьдесят восьмом году живущие в Иерусалиме и в Иудее, и старейшины и Иуда – Аристовулу, учителю царя Птоломея, происходящему из рода помазанных священников, и пребывающим в Египте Иудеям – радоваться и здравствовать… Так начинается второе письмо палестинских иудеев в Египет. Год написания его есть, очевидно, 121-й до Р. X. Таким образом, упоминаемый здесь Иуда, не есть известный Иуда Маккавей, а, как полагают – родственник Иоанна Гиркана, которому сей последний, занятый войною с сирийскими вождями, поручил внутреннее управление страной. Упоминаемый же здесь царь египетский есть Птоломей Евергет. У него-то и был учителем некто из ученых священников иудейских, по имени Аристовул. Ст. 14. …Именно, когда Антиох, как бы, намереваясь сочетаться с нею (богиней Нанеей), пришел в храм ее, а, бывшие с ним, друзья пришли взять деньги, как приданое…, и проч... В древности не редки примеры подобных сумасбродств. Ибо, как Юпитер и другие боги Олимпа, по мифологии Греков, совокуплялись с дщерями человеческими, так и люди-герои посягали на супружеские союзы с богинями. Афиняне обещали Марку Антонию в замужество свою богиню Минерву, и новый супруг ее потребовал у них вместо приданого – тысячу талантов денег. Римский император Гелиогабал устроил церемонию свадьбы с богиней Уранией, Каллигула замышлял то же самое 1158 . Ст. 19–36. Рассказ о священном огне с жертвенника всесожжений, который, будто бы, скрыт был на дне безводного колодезя и таился там во все время плена Вавилонского, – сей рассказ запечатлен характером баснословия. Ибо в канопических книгах Ездры и Неемии, а, равно, и у пророка Иеремии, на которого ссылается писатель 2-й книги Маккавейской, ничего подобного не уноминается. Глава 2. Продолжение второго письма палестинских иудеев, и предуведомление от автора второй книги Маккавейской а) Рассказ о том, как пророк Иеремия приказал переселяемым в плен Иудеям взять от огня священного и скрыть его, а, равно, и о том, как тот же пророк Иеремия скрыл на горе Наваф скинию Моисея и ковчег завета, в некотором потаенном месте и предсказал, что, некогда, они будут со славою открыты (ст. 1–12). б) Примечание об исторических трудах Неемии, собравшего сказания о царях и пророках, и об исторических записках некоего Иуды; предложение этих записок египетским иудеям и увещание им – совершать праздник очищения храма Иерусалимского (ст. 13–19). в) Писатель второй книги Маккавейекой излагает свое намерение изложить вкратце пятикнижную историю некоего Иасона Киринейского о подвигах Иуды Маккавейского, при Антиохе Епифане и сыне его Антиохе Евпаторе (ст. 20–33).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Ст. 19. …Тогда нечестивый Иасон послал туда зрителями Аитиохиян из Иерусалима, чтобы доставить триста драхм серебра на жертву Геркулесу... Антиохиянами здесь называются, конечно, те Иудеи из Иерусалима, которые за деньги приобрели себе право Антиохийского гражданства 1164 . Триста драхм составляют около 6,000 руб. сер. Геркулес Тирский – был символом солнца. Ст. 21. …Когда затем Аполлоний, сын Менесфея, послан был в Египет, по случаю восшествия на престол царя Птолемея Филометора и проч... Этого Аполлония Антиох Епифан посылал в Египет после сражения, данного Египтянам между Пелузией и горою Казием 1165 . Аполлоний должен был расследовать, насколько вельможи египетские расположены были содействовать к подчинению Египта Сирийской власти. Оказалось, что в Египте не только не сочувствуют замыслам Антиоховым, напротив, у него самого хотят отнять Палестину и Келесирию. Тогда Антиоху пришлось позаботиться о собственной безопасности; и с этой целью он предпринял обозрение крепостей со стороны Египта, между которыми была и Яффа. Также весьма важно было для него убедиться в верности иерусалимских иудеев 1166 . Ст. 30. … В то время, как это происходило, взбунтовались Тарсяне и Маллоты за то, что они отданы были в дар Антиохиде, наложнице царской... Тарс был столичный город Киликии. Маллос был другой город той же провинции. В древней истории весьма не редки были примеры того, что цари персидские дарили целые города своим женам, а также наложницам, или друзьям. Вот на каких условиях, – замечает Цицерон, – дарят они города своим женам: такой-то город обязуется доставлять нашей супруге все нужное для ее головных украшений, такой-то – все нужное для шейных украшений, а такой-то – все потребное для волос. Таким образом, целые народности они (цари) делают не только соучастниками своих страстей, но и пособниками оных. Азиатские города, впрочем, не считали для себя все это постыдным; но города греческие никак не могли с этим помириться 1167 . Ст. 33. …Верно дознав о том (т. е. о распродаже священных сосудов, совершенной Менелаем с корыстной целью) , Ония изобличил его и удалился в безопасное место – Дафну, лежащую при Антиохии... Дафна был городок неподалеку от Антиохии. Он был знаменит кипарисной и лавровой рощами, посвященными Апполону и Диане, и ради этих святынь, на пространстве четырех миль с половиной в окружности своей, считался местом убежища для гонимых. Первосвященник Ония, для спасения своей жизни, мог безгрешно воспользоваться сим убежищем. Глава 5 1168 . Неистовства Антиоха Епифана в Иерусалиме

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Ст. 22. И будут собраны вместе, как узники, в ров, и будут заключены в темницу, и после многих дней будут наказаны. Пророк описывает грозный суд Божий, постигший нечестивых, и гонителей истинной религии. Под горним воинством в переносном значении разумеются нечестивые священники-отступники, которые и у пр. Даниила называются воинством небесным, которое Антиох Епифан поверг на землю (8:10, 11, 13; 12:3). В Св. Писании простой народ иногда уподобляется земле, а начальники их небу ( Пс.96:9, 97:4 др.); потому что как небо имеет влияние на землю, так священники и начальники имеют влияние на народ. Под царями земли разумеются цари Сирии. И будут собраны как узники в ров, и будут заключены в темницу. Это метафорическое выражение взято с военнопленных, которые связываются и заключаются в темницу, и вообще означает обуздание жестокости, и ограничение враждебной силы врагов церкви. Под посещением в Св. Писании разумеется явление и милости, и гнева Божия. По ходу речи здесь разумеется последнее, т. е. наказание. Это наказание Божие постигло как нечестивых Иудейских первосвященников, например Иасона, Менелая, Алкима и др. ( 2Мак. 5:8, 9 ; 1Мак. 9:55, 56 ; Иосиф. Флав. о древн. Кн. 13, гл. 15), так и многих Сирийских царей, начиная с Антиоха Епифана, которые все погибли преждевременно, несчастною смертью ( 2Мак. 9:5, 9; 14:2; 15:28–30 ). в) Следствие суда Божия по отношению к церкви Ст. 23. И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господ Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами Его будет слава. Следствием судов, которыми Бог поразил врагов народа Своего, и погубил нечестивых, было освобождение, возвеличение народа Божия, и проявление царства Божия в этом народе гораздо яснейшее, нежели прежде. Начало этого относится к времени Симона Ефнарха и Иоанна Гиркана. Смысл этого стиха двоякий, – буквальный такой: в то время, или после того, как Бог накажет врагов своего народа, царство его проявится в большей славе и блеске, нежели сколько света проливают для земнородных солнце и луна.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Ст. 7. ...и слух о мужестве Иуды Маккавея разносился повсюду... Должно припомнить здесь, что незадолго до событий, рассказываемых в сей главе, Иуда одержал знаменитые победы над сирийскими вождями: Аполлонием и Сироном 1177 . Об этих-то победах молва пронеслась по всей Палестине. Ст. 20. Иуда в речи к своим воинам рассказал …и о бывшем в Вавилоне сражении против Галатов, как они пришли на брань в числе только восьми тысяч с четырьмя тысячами Македонян, и когда Македоняне смешались, то эти восемь тысяч погубили сто двадцать тысяч бывшею им с неба помощью... Трудно определить с надлежащей точностью, к какому времени относится рассказываемое здесь событие, и что это было за событие в еврейской истории. Известно только, что в царствование Антиоха Великого Галаты были весьма могущественным народом в Азии, и, что иудеи, со времен Александра Македонского, служили, обыкновенно, в войсках сирийских. Македонянами здесь называются, конечно, греческие или сирийские воины, которым, вместе с отрядом войск иудейских, вверена была охрана границ Вавилонских. Ст. 22. В числе братьев Иуды Маккавейского здесь упоминается и Иосиф . Но его нет в счете братьев Иудиных 1178 ; почему, иные полагают, что именем Иосифа здесь называется брат Иудин – Иоанн, другие же, с большей естественностью, полагают, что Иосиф был только близкий родственник Иуды, напр., двоюродный его брат. Глава 9 1179 . Смерть Антиоха Епифана а) Постыдное возвращение Антиоха из Персии и ярость его на Иудеев при вести о поражении его полководцев (ст. 1–4). б) Приключившаяся Антиоху мучительная и зловонная болезнь утробы (ст. 5–10) в) Смирение его пред Богом Израилевым, обещание украсить храм Иерусалимский и принять Иудейскую веру (ст. 11–17). г) Ласковое письмо к Иудеям с объявлением наследника престолу (ст. 18–27). д) Примечание о бесславной смерти Антиоха и перевезение тела его в Антиохию Филиппом, бывшим совоспитанником Антиоховым (ст. 28–29). Ст. 25. …сверх того, замечая, что окрестные владетели и соседние с нашим государством наблюдают время и выжидают, какой будет исход, я назначил царем сына моего Антиоха... Это был Антиох Евпатор, имевший тогда не более девяти лет. Очевидно, что бывший мучитель евреев и узурпатор сирийского престола, Епифан – перед смертью сильно беспокоился о том, утвердится ли за его потомством царство Сирийское. Он, не без основания, опасался, что законный наследник сирийского престола Димитрий, сын Селевка 1180 , постарается воспользоваться смертью Епифана, чтобы выгнать из Сирии сына его. Потому-то он и усиливается приобрести дружбу народа Иудейского.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Сын и преемник Антиоха Епифана, Антиох Евпатор, услышав, что Иуда Маккавей очистил храм и осадил Сионскую крепость, в которой был сирийский гарнизон, напал на Иуду с огромным войском и слонами. Иуда со своим малочисленным войском вступил в сражение с ним. В этом сражении брат Иуды, Елеазар, умер геройской смертью. Увидев одного слона, который был более других и который был украшен и вооружен по-царски 534 , Елеазар подумал, что на нем царь, бросился к нему в средину войска, поражая всех на пути, подбежал под слона, и вонзил меч в чрево его. Слон упал и раздавил его. После сего иудеи, утомленные битвою, отступили. Но тревожные известия, пришедшие из Сирии, заставили Антиоха Евпатора заключить мир с иудеями и возвратиться в Сирию. По возвращении в Сирию, он был убит Димитрием Сотером, сыном Селевка IV, бежавшим из Рима, где он был заложником. Став царем Сирии, Димитрий Сотер послал против иудеев Никанора с многочисленным войском. Никанор пытался сначала схватить Иуду хитростью, но, не успев в этом, хотел взять его силою у иудеев. Он вошел в Иерусалим, приказал священникам выдать Иуду, но, услышав отказ, указывая рукою на храм, сказал: «Если вы не выдадите Иуду, я разрушу этот храм». Иуда вступил с ним в сражение. Никанор был убит в начале битвы, и сирияне разбиты. Иуда приказал отрубить голову и правую руку Никанора и повесить напротив храма, чтобы показать всем, как Господь наказал богохульника. После сего, воспользовавшись кратковременным спокойствием, Иуда заключил союз с римлянами. Иуда Маккавей скончался славною смертью. Новые войска сирийские (20000 пехоты и 2000 конницы) вступили в Иудею. Многие воины Иуды, устрашенные их многочисленностью, разбежались. С Иудой осталось не более 800 человек. Иуда сказал своим сподвижникам: «Если пришел час наш, то умрем мужественно за наших братьев и не оставим нарекания на славу нашу» – и вступил в битву с врагами. Произошло упорное сражение от утра до вечера. Иуда был убит; оставшиеся воины разбежались. Все израильтяне долго оплакивали своего храброго вождя и говорили: «Как пал этот сильный муж, который спас Израиля?» ( 1Мак. 3–9, 21 ; 2Мак. 8–15 ). Ионафан

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Так, Св. Ипполит, Епископ Римский и мученик, в своём сочинении: Сказание о Христе и антихристе, изъясняя пророчество книги Даниила о единой седьмине, говорит: „Он означил одну седьмину лет, последнюю, имеющую быть в последних временах, при конце всего мира” 163 . А в течение этой одной седьмины, по пророчеству, и будет поставлена мерзость запустения на крыле святилища ( Дан. 9:27 ). Несколько ниже, приведя слова Апокалипсиса ( Откр. 12:14 ), что даны были жене 164 два крыла большого орла, чтоб она летела в пустыню от лица змея, и там питалась бы в продолжение времени, времён и полвремени, Св. Ипполит говорит, что „это суть тысяча двести и шестьдесят дней, в которые будет властвовать тиран, преследуя Церковь , бегущую от города в город, и в пустыне скрывающуюся в горах” 165 ... И на такое бедственное положение Церкви при антихристе Ипполит находит указание в словах Иисуса Христа: когда увидите мерзость запустения, реченную чрез пророка Даниила, стоящую на святом месте.., тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы ( Мф. 24: 15–16 ), и в словах пророка Даниила: и дадут мерзость запустения на тысяча двести девяносто дней (12:11) 166 . „Когда одна седьмина разделится на две половины и явится мерзость запустения, и когда два пророка и предтечи Господни совершат своё течение, и весь мир будет уже приходить к концу: что останется, как не явление с небес Господа и Спаса нашего Иисуса Христа – Бога?” 167 . Св. Ипполит находит также подобие между Антиохом Епифаном и антихристом, хотя и не называет первого образом последнего. „Он, – говорит Ипполит об антихристе, – коварный и надменный в отношении к рабам Божиим, желая истребить и изгнать их из мира, за то, что они не воздают ему славы, велит всем везде класть курильницы с фимиамом, дабы никто из святых не мог ни купить, ни продать, если предварительно не принесёт жертвы. Это и есть та печать антихристова, которая даётся на правой руке, А печать на челе значит то, что все будут увенчаны, нося на себе огненный венец, но венец не жизни, а смерти 168 . Так умыслил сделать с Иудеями и Антиох Епифан, бывший Сирийский царь, потомок Александра Македонского. И он, в те времена, вознёсшись сердцем, издал повеление, чтобы все, поставив жертвенники пред дверьми, приносили жертвы, и, увенчавшись плющом, совершали торжество в честь Диониса, а тех, которые не захотят этому повиноваться, после мучений и пыток велел умерщвлять” 169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010