То же самое читаем об антихристе у пророка Даниила: «В этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно» (Дан. 7, 8). Также и у апостола Павла: «Противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2, 4). «сорок два месяца» – Бог попустит действовать антихристу три с половиной  года. 116 116 Характерно, что и ветхозаветный прообраз антихриста, сирийский царь Антиох IV Епифан, осуществлял свою богоборческую деятельность в Иудее в течение трех с половиной лет, в 167 – 164 годах до Р. Х.  См. также комм. на 11, 2. 6 И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. Помимо присвоения себе Божественных титулов, построения в честь себя храмов и учреждения собственных религиозных культов (см. комм. на 2, 13; 13, 1), часто римские императоры, а также представители римской администрации прямо хулили Христа. Не признавая Его Божественности, они произносили на Него многие и страшные хулы: хулили Его имя, Его дела, Его учение. Христову Церковь, то есть христиан, они считали за безбожников, развратников и злодеев. Над христианской верой они глумились, считая ее невежеством и заблуждением. А явные сверхъестественные чудеса христианских святых приписывали не Богу, а действию колдовства, произнося таким образом хулу и на святых, и на Самого Святого Духа.  Вероятно, и в последние времена антихрист, подобно своим древнеримским предтечам, объявит истинных христиан и истинное христианство устаревшими, несовместимыми с дальнейшим развитием человечества, тормозящими построение глобального сообщества и т. п. Такие христиане будут объявлены изуверами и врагами общественного блага. 117 117 Как и в  Древнем Риме, согласно Тациту, христиан обвиняли «в ненависти к роду людскому» (Анн. XV, 44).  Их храмы и святыни, их христианская жизнь и благочестие подвергнутся осмеянию, глумлению, поруганию.   «жилище Его» – вероятно, имеется в виду Христова Церковь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Царь, Селевк IV, поручил Плиодеру проверить слова Симона, но храм был спасен от ограбления благодаря сверхъестественной помощи: Илиодор был поражен расслаблением. Тем не менее происки Товиадов-эллинистов против Онии увенчались успехом в том отношении, что он (Ония), по поводу смут, произведенных в Иерусалиме Симоном, вынужден был отправиться в Антиохию, где оставался до вступления на сирийский престол Антиоха IV Епифана и откуда более уже не возвращался в Иерусалим. Развязавши себе руки, эллинисты тотчас же ревностно принялись за уничтожение своих противников, находя себе поддержку со стороны сирийских чиновников 1254 , так что уже в это время об Иерусалиме, перешедшем в руки эллинистов, можно было сказать, что он стал «чужим для своих» 1255 ; но полное торжество эллинизма в нем наступило после вступления на престол Антиоха IV, известного под именем Епифана. «В те дни (в царствование Антиоха), читаем мы в первой книге Маккавейской, вышли из Израиля сыны беззаконные, и убеждали многих, говоря: пойдем и заключим союз с народами, окружающими нас, ибо с тех пор, как мы отделились от них, постигли нас многие бедствия. И добрым показалось это слово в глазах их. Некоторые из народа изъявили желание и отправились к царю; и он дал им право исполнять установления языческие» 1256 . Во главе этих «сынов беззакония» стояли Товиады, в лице которых Антиох нашел едва ли не самых ревностных эллинизаторов, какие только были в его царстве. Товиады не замедлили явиться к Антиоху, выставили себя перед ним приверженцами сирийского правительства и его стремлений, открыто заявив о своем желании усвоить религию и обычаи греков и эллинизировать иудейство, и, наконец, поднесли ему значительный денежный подарок в 440 талантов, обещая кроме того еще 150 талантов за право устроить гимназию в Иерусалиме и за звание антиохийского гражданства. Это как нельзя более соответствовало видам Антиоха, и потому он с готовностью удовлетворил всем просьбам эллинистов-Товиадов и даже назначил первосвященником представленного ими кандидата Иисуса, или Иасона, несмотря на то, что был еще жив Ония III 1257 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этим указывается их сродство и сходство. Антихрист находится всецело во власти дьявола, является его орудием и его олицетворением на земле. Иоанн видит зверя с семью головами . Этим указывается на седмеричный круг земной жизни. Зверь – это царство сатаны на земле. Голова управляет всем своим телом, поэтому семь голов – это семь царей с их царствами, через которые сатана во все времена осуществлял свое господство на земле и потому полноправно мог называться князем мира сего ( Ин. 12:31 ). Об этих же семи царях мы читаем в 17-й главе. Под первыми шестью царствами можно разуметь: Египет, Ассирию, Халдею, Персию, Греко-Македонию, Римскую империю. Седьмым царством является царство самого антихриста. Из первых шести царств можно опустить Египет и ввести Сирию. Вообще в точном определении первых шести царств у толкователей существуют некоторые расхождения. Царями (головами) именуются: египетский фараон при Моисее, Сеннахирим Ассирийский, Навуходоносор Вавилонский, Кир Персидский, Александр Македонский, Антиох Епифан Сирийский, императоры Рима – Цезарь, Нерон, Домициан, другие и сам антихрист. Христос разрушил шестое царство: Римская империя приняла христианство. От времен первохристианства и до антихристовых сатана лишён своего царства на земле («изгнан вон»), – царствует Христос («тысячелетнее царство»). Но царство самого антихриста будет предварено десятью царствами, которые будут одновременно перед пришествием антихриста (17,12). Это означено десятью рогами , которые были на головах зверя. Это видение схоже с тем, которое имел пророк Даниил: «А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей, и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего... и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени» ( Дан. 7:24–25 ). Перед пришествием антихриста будут десять основных государств, три из которых будут уничтожены антихристом, а остальные примут его. Точное перечисление этих десяти царств ныне невозможно, ибо Писание не дает на то никаких указаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Юпитер Юпитер , или Зевс ( Дeяh. XIV, 12 ) – главное языческое божество древних греков и римлян. По мифологии языческой он сын Сатурна, или Хроноса, и Реи; он считался отцом богов и людей, повелителем неба и земли, грома и молнии, ветров и дождей. Он разделил Вселенную на три части: Нептуну дал воду, Плутону – подземное царство, а себе небо и землю. Главное его местопребывание – Олимп в Фессалии. Во многих местах ему посвящались храмы, алтари и жертвенники. В Греции в честь его отправлялись знаменитые Олимпийские игры. Царь сирийский Антиох Епифан, овладев Иерусалимом, чрез одного старца, афинянина, принуждал иудеев отступить от законов отеческих и не жить по законам Божиим и повелел осквернить храм Иерусалимский и наименовать его храмом Юпитера Олимпийского, а храм в Гаризине, так как обитатели того места пришельцы, храмом Юпитера странноприимного, и храмы наполнились мерзостями языческими, жертвенник наполнился непотребными, запрещенными законом вещами ( II Mak. VI, 1–6 ). Жители Ликаонии, увидев чудесное исцеление в Листре больного, не владевшего ногами, совершенное св. ап. Павлом, считали апостолов Варнаву и Павла за богов, сошедших на землю в образе человеческом, и называли Варнаву Зевесом, а Павла Ермием, и так как между ликаонийцами существовало древнее предание, что их земля была посещена некогда Юпитером и Меркурием, то они появление в Листре означенных апостолов и признали как бы за повторение божеской к ним милости. Жрец идола Зевеса, находившийся перед их городом, привел к воротам волов и принес венки, чтобы вместе с народом совершить жертвоприношение; но апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой. Ермий , или Меркурий, за которого был принят св. апостол в Листре, считался как бы вестником и спутником Юпитера. Зевс, или Юпитер, вообще изображается в виде царя, сидящего на престоле, с громовыми стрелами в руках. Священной птицей Юпитера считался орел. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

главы? Однако, Грип умер от преступной руки некоего вассала Героклеона 93 , Антиох IX-ый Кизикен был взят в плен и умерщвлен во время войны со своим племянником, Селевком, сыном Антиоха VIII-ro 94 . По словам Евсевия 95 , он сам убил себя, потому что во время сражения конь занес его в ряды врагов. Антиох Х-ый Евсевий, сын предшествующего Антиоха, погиб в битве с парфянами 96 ; по словам Евсевия 97 , он бежал к парфянам и умер после от болезни. Антиох Филадельф, сын Антиоха кончил жизнь в сражении c Антиохом Х-м 98 ; Евсевий говорит, что во время бегства он нашел смерть в волнах реки Оронта 99 . Антиох XII-ый Дионис, младший сын Антиоха VIII, кончил жизнь свою в отчаянной борьбе с арабами 100 . Антиох X III Азиатский тоже не может быть Антиохом 14-го стиха гл. 2-ой Макк. кн., так как в 65-м году до Рожд. Хр. он был навсегда свергнут с сирийского престола. Остается теперь единственный Антиох IV Епифан, о котором мы еще не говорили. Антиох IV Епифан умер от чрезвычайно мучительной болезни Макк. VI гл. и 2-ая Макк. IX гл.) на возвратном пути из областей по ту сторону Евфрата. Выше мы уже заметили, что Антиох второго письма непременно должен быть царем, а не военачальником или простым вождем. Выражение „ηγεμων” в ст. 13 и 16-м нисколько не мешает верности этого взгляда: напр., у Ев. Луки (III, 1) царствование императора Тиверия названо просто „ηγεμονια”; XLIII, 7 у LXX „οι ηγουμενοι αυτων” а также и во 2-ой Макк. IX , 19 „ βαδιλυς και στρατηγος Αντιοχος”. Кроме того, благодаря здесь же помещенному упоминани. о войске во 2-ой Макк. I, 13 весьма естественно было употребить выражение „ηγεμων”. Затем сказали мы, что под этим царем Антиохом должно подразумеваться лицо, хорошо известное всем. Но из всех царей этого имени никто, кажется, не оставил таких глубоких следов в жизни избранного народа, как прославленный заклятый враг иудеев, Антиох IV Епифан; он носил имя Антиоха и очень возможно, что описание письма относится, именно, к нему. Вот почему и Гримм 101 и Кейль 102 считали повествование письма за рассказ о смерти, именно, Антиоха Епифана. Правда, допуская такое отождествление личности Антиоха Епифана с Антиохом второго письма, мы, по-видимому, становимся в противоречие с Макк. VI гл. и 2-ой Макк. главой; так что выходит, что один и тот же Антиох Епифан будто умирает тремя способами; на это противоречие указывали и вышеупомянутые богословы Гримм 103 и Кейль 104 . Из дальнейшего нашего исследовавия 105 видно будет. что гл. 2-ой Макк. кн. говорит о том же Антиохе Епифане, что и Макк. VI гл., и что эти два места не только не противоречат друг другу, но, напротив, дополняют одно другое. Обстоятельства дела по данным Макк. VI-oй гл. и 2-ой Макк. IX-oй главы представляются в таком виде, что Антиох Епифан хотел ограбить храм в городе Персеполе в Елимаидской области. Историки Полибий и Иосиф Флавий 106 сообщают. что незадолго до своей кончины Антиох Епифан пытался ограбить храм Артемиды в Елимаиде; храм же Артемиды отождествляется с храмом Нанеи 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Воспоминается победа над Антиохом Великим. «Царем Азии» называется Антиох, как обладатель Сирии и большей части Малой Азии. После битвы при Магнезии (189 г. до Р. Х.) – все его азиатские области по эту сторону Тавра отошли к римлянам, которые передали потом часть этих областей (а именно, Мизию, Лидию и Фригию) – пергамскому царю Евмению II (Лив. XXXVII, 55; XXXVIII, 39). Тем не менее и после этого сирийские цари Селевкидской династии не переставали именоваться «царями Азии» – вероятно, продолжая и свои притязания на потерянные провинции (ср. 1Mak XI:13, XII:39, XIII:32 ; 2Mak III:3 ). – Антиох выступает на войну против римлян со 120-ю слонами. Это число стоит не в безусловном противоречии с показанием Ливия – XXXVII, 39, что Антиох в битве при Магнезии имел лишь 54 слона. Известно, что этой битве уже предшествовало значительное поражение Антиоха, и значит – при показании что в последнем сражении (при Магнезии) царь имел 54 слона, может быть верным и то, что при начале войны он имел их в большем количестве. – Евмений – царь, которому римляне отдали лучшие из областей, отнятых у Антиоха, много содействовал поражению последнего, приведя его колесницы (в битве при Магнезии) в полное замешательство. Сообщение, что Антиох был при этом взят в плен ( κα λαβον ατον ζντα), стоит в противоречии с повествованиями всех других классических писателей-историков, и распространилось как преувеличение славы римлян. Дань, которую должен был платить Антиох после этого поражения, состояла – по Полив. XXI, 15, 4–6 (Лив. XXXVIII, 38) – из 15 000 эвбейских талантов, из коих 500 уплачивалось тотчас при заключении мира, 2 500 – при ратификации мирного договора, остальные 12 000 в течении 12 лет (по 1000 т. ежегодно); в действительности уплата затянулась на дольше, так что еще Антиох Епифан в 173 г. изыскивал средства для уплаты этой контрибуции (Лив. XLII, 6). – «Дать заложников и допустить раздел…», διδναι μηρα και διαστολν, слав. более точно: «даяти залог и уставление». Смысл подлинника не особенно ясен. Некоторые под διαστολ здесь разумеют изъятую из владений Антиоха часть, отданную Евмению – 8 ст., и, в таком случае, κα в начале этого стиха должно понимать в смысле «именно». – Поименование страны Индийской и Мидии – ( χρα Ινδικ κα Μδεια) в числе отчужденных от Антиоха – ошибочно. Индией Антиох никогда и не обладал, и Мидию он не обязывался отдать, а только провинции по сю сторону Тавра, большую часть коих (Фригию, Мизию и Лидию) получил потом Евмений. Эта неточность должна быть объяснена недостаточными сведениями тогдашних иудеев о народах и странах.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Во-вторых, к Антиоху III нельзя в полной мере отнести ключевые слова книги Иудифь о том, что он захотел «истребить всех богов той земли, чтобы все народы служили одному Навуходоносору и все языки и все племена их призывали его, как бога» ( Иудифь.3:8 ). С одной стороны, именно Антиох III в конце своего правления, в 193 году до Р.Х., ввел официальный царский культ 106 , который вскоре распространился по всей империи Селевкидов. Однако, сам Антиох III не требовал, чтобы этот культ был принят всеми его подданными, и наряду с официальным династическим культом в различных частях Сирийского царства имело место поклонение собственным богам. К тому же в те годы Антиох III был занят борьбой с Римом, которая окончилась для него катастрофой. Если бы автор книги Иудифь описывал события последних лет правления Антиоха III, то он, несомненно, должен был бы скорее упомянуть о неудачной войне против Рима, чем о событиях более чем десятилетней давности. В-третьих, Антиох III не мог быть преследователем иудейской религии еще и потому, что он, по свидетельству Плутарха, в своей внутренней политике строго «соблюдал греческий принцип муниципального самоуправления, известив города о том, что в случае, если его приказ противоречит законам, не следует обращать на него внимания, но должно считать, что он действовал, но неведению» 107 . Поэтому более правильно относить события основной части книги Иудифь ко времени правления Антиоха IV Епифана (175–164 годы до Р.Х.), младшего сына Антиоха III. Интересно, что именно начиная с этого царя, как пишет Э. Бикерман, «официальная титулатура большинства царей содержит культовые имена» 108 . В частности, титул Теос Епифан, который принял Антиох IV, дословно означает «тот, который является как бог» 109 . Этот царь, как считает В. Тарн, «был одним из наиболее замечательных представителей своей династии» 110 и в начале своего правления совершил два успешных похода в Египет. Однако в результате вмешательства Рима Антиох IV вынужден был отказаться от всех своих завоеваний 111 и в последние годы своего правления попытался укрепить свое государство и подготовиться к борьбе с Римом. Для этого он начал усиленную эллинизацию всех областей государства в целях создания единой политической системы и единой идеологии 112 , отказавшись, таким образом, от политики Антиоха III, поддерживавшего местные самоуправляющиеся организации. В частности, Антиох IV попытался искоренить все местные религиозные культы и сделать официальный династический культ, установленный Антиохом III, обязательным для всех народов империи. Скорее всего, именно об этом и идет речь в книге Иудифь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Из истории известно, что Антиох Теос (царь северный, т. е. Сирийский), после неудачной войны с Птолемеем Филадельфом (царем южным, т. е. Египетским), принужден был развестись с женою своею, Ладикою, и жениться на дочери Птолемея Филадельфа, Беренике. Но, по смерти Филадельфа, Антиох возвратил Лаодику к себе, ко двору своему, и с детьми ее. Тогда Лаодика, видя в Беренике соперницу себе и опасаясь непостоянства своего мужа, отравила его, а Беренику с ее сыном предала смерти и на престол Сирийский возвела сына своего Селевка Каллиника. Это подало повод брату Береники, Птолемею III, Эвергету, преемнику Филадельфа, в отмщение за сестру свою, восстать против царя Сирийского, и он отнял у него Сирию и овладел большею частью Азии. На эту-то неудачную родственную связь между царями Египетским и Сирийским, и их взаимные потом распри, указывается у пророка ( Дан.11:6–9 , ср. 2:43). Селевк II Каллиник (245–226 г. до Р. X.) есть пятый царь, преобладающий над Иудеей. К нему относится пророчество Даниила 11:6–9 (ср. Keil Del. р. 370; Herz. 1 р. 382, III, р. 282. 178.280), а Птолемей Эвергет 1-й (246–222 до Р. Х.) будет шестым рогом четвертого зверя Даниила. Сирию возвратил сын Каллиника, Антиох, прозванный Великим, который царствовал после отца своего и брата Селевка III Керавна (224/223–187 до Р. X.). (Керавн царствовал с 225–223 г. до Р. X. Во время кратковременного своего царствования по смерти отца своего он приготовлялся к войне против Египта, но на 3 году своего царствования был отравлен, а престол его наследовал брат его, Антиох III Великий, который и начал войну с Египетским царем). На Египетском престоле был в это время сын Эвергета 1-го, Птоломей IV Филопатор, – это седьмой царственный рог 4-го зверя Даниилова. Он царствовал с 221–204 г. до Р. X. Узнав, что Антиох III отнял места, бывшие под его державою, он пошел против него со всем своим войском. Сражение произошло при Рафии, недалеко от Газы, первого сирийского города по дороге из Египта. Антиох потерял много убитыми и пленными. Довольный своею победою, Филопатор поспешил заключить мир. (О пребывании этого Филопатора в Иерусалиме, посещении им храма и следствиях сего для Александрийских иудеев подробно излагается в 3-й книге Маккавейской).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

11:26–28. Птолемей VI Филометор (181–146 гг. до н. э.). Птолемей VI вступил на престол в молодом возрасте при содействии двух царедворцев – Эвлая и Ленея, которые активно насаждали в Египте антисирийские настроения. Полагают, что унижение Птолемея в Первой египетской войне явилось результатом плохих советов, которые давали царю приближенные, замышлявшие его сместить. 11:27. Неудачная осада Александрии. После успешной осады Мемфиса Антиох столкнулся с открытым неповиновением жителей Александрии, которые посадили на престол младшего брата Птолемея. Антиох принял незамедлительные меры, чтобы подавить мятеж, но ему не удалось захватить город. Как только Антиох вернулся в Сирию, Птолемей VI отрекся от всяческих обязательств по отношению к сирийскому царю, и его совместное правление с младшим братом было восстановлено. 11:28. Действия, направленные против святого завета. Римские, греческие и иудейские источники по-разному описывают детали этих акций. Нет сомнения в том, что по возвращении из Египта Антиох ограбил храмовую сокровищницу, вероятно, для пополнения средств, необходимых для продолжения своих военных кампаний. Указанные источники расходятся по поводу времени этого эпизода: имел ли он место после Первой египетской войны (сентябрь 169 г. до н. э.), или после второй кампании. 11:29,30. Вторая египетская война, 168 г. до н. э. Весной 168 г. до н. э. Антиоху пришлось снова осадить Мемфис, и он захватил город, установив контроль над Нижним Египтом. В процессе подготовки к осаде ослабленной Александрии, он, по сути, уже видел себя законным царем Египта. Но на этот раз обстоятельства сложились иначе. Египет обратился за помощью к Риму, и римские корабли прибыли к Александрии, когда он только приближался к городу. Римский консул Гай Попиллий Ленас встретил его у стен Александрии и приказал Антиоху покинуть Египет. Когда Антиох ответил, что должен проконсультироваться со своими советниками, римский консул очертил на земле круг вокруг царя и потребовал от него ответа прежде, чем тот выйдет из этого круга. Униженный Антиох сдался под давлением силы и в панике отступил, не зная, на ком выместить свои чувства. Это произошло, по всей видимости, в июле 168 г. до н. э.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Между тем Антиох Епифан нашел возможность приступить к исполнению своего давно лелеянного плана – сделать нападение на самый Египет, чтобы присоединить его к своим владениям и воспользоваться его богатствами. Поводы к войне всегда можно найти, и в них не было недостатка и для хитрого Антиоха. Его сестра, Клеопатра, бывшая замужем за Птоломеем V, которому его отец, в качестве подарка, отдал доходы с Кили-Сирии, умерла и оставила двух несовершеннолетних сыновей: Филометора и Фискона, из которых первый назначен был царем, а вместо него правили евнух Евлей и второй опекун Леней. Воспользовавшись малолетством египетского царя и выставляя на вид честолюбие опекунов, как бы желавших совершенно отнять у него Кили-Сирию, Антиох собрал войско и двинулся на Египет, хотя и довольно долго медлил с нападением из боязни римлян. Но так как эти последние все более запутывались в новой войне с Персеем, царем македонским, и римские войска терпели поражение за поражением, то он наконец и осмелился переступить египетскую границу (осенью 170 года), хотя и не преминул послать послов к всемогущему римскому сенату, чтобы оправдать этот свой шаг. При Пелузие Антиох разбил египетское войско и двигался все далее в страну. Оба опекуна убежали с молодым царем Филометором в Само-Фракию. Антиох овладел всем северным Египтом и двинулся к Александрии чтобы осадить ее. Жители между тем провозгласили царем младшего брата Птоломея Фискона и защищали город с такою стойкостью, что сирийский царь отчаялся в его завоевании. Поэтому он завязал сношение с старшим братом, позволил ему возвратиться в Египет, заключил с ним договор и предложил продолжать войну только в его пользу. Но Антиох был вынужден заключить мир и войти в соглашение с Филометором. Рим, который, по его мнению, был занят своей собственной войной и не мог вмешиваться в его дела, однако же следил за ним шаг за шагом, и не двусмысленно дал ему понять, что он неблагосклонно смотрит на его нападение на Египет. Поэтому Антиох не мог особенно радоваться своей кажущейся победе, тем более, что он не в состоянии был взять Александрии, главного города и ключа ко всей стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010