Вскоре затем Язон имел случай принимать своего царственного покровителя в стенах Иерусалима. В Египте еще в 181 г. до P. X. умер зять Антиоха Великого и шурин Селевка IV и Антиоха IV, царь Птоломей Эпифан. Он оставил двух несовершеннолетних сыновей, Птоломея Филометора и Фискона. Филометор был ближайшим наследником престола. Когда он уже настолько вырос, что мог быть сажаем за стол на видном месте, было устроено большое празднество, на которое и дядя Филометора, Антиох IV Сирийский, отправил своего посла. При этом случае Антиох имел возможность убедиться в значительной отчужденности египетского двора от сирийского. Именно, обладание Килисирией, Финикией и Палестиной было, по-видимому, предметом зависти египтян к сирийцам; возможно, что и сирийская царица-мать, Клеопатра, раздувала вражду, так как она думала, что, благодаря своим брачным отношениям, имеет право на эти провинции, между тем как при египетском дворе охотнее ссылались на гораздо более древний договор между Птоломеем Лаги и Селевком Никатором, заключенный ими до их совместной борьбы с Антигоном. Антиох IV Эпифан принял все меры, чтобы защитить свою страну на случай войны с Египтом. Для этого он прибыл в важный портовый город Иоппе и оттуда в Иерусалим. Язон оказал ему самый блестящий прием. Навстречу ему двинулось из города факельное шествие; его приветствовали и провожали громкими кликами. Насколько продолжительно было его пребывание здесь, в точности неизвестно; первосвященнику, однако, немного помогла вся его угодливость. Как предательски ни поступил он по отношению к своему предшественнику и своему народу, нашелся ему, тем не менее, соперник, значительно превзошедший его в пренебрежении к интересам еврейского народа. 2. Борьба за первосвященство Еврей из колена Вениаминова, эллинист знатного происхождения, известный под греческим именем Менелая, был послан Язоном к царю для уплаты обещанных денег и для сообщения ему положения дел. Брат этого Менелая, Симон, снискал благосклонность Селевка IV тем, что обратил внимание его на сокровищницу Иерусалимского храма, что дало тогда повод к неудачной, правда, миссии Гелиодора в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По получении этого известия сейчас же начаты были осажденными евреями переговоры о мире. На этот раз Лизий, действительно, уничтожил зло в корне. Евреям опять была предоставлена свобода религии и нравов; ненавистный народу, незаконный первосвященник Менелай был сейчас же взят в Сирию и там казнен, а первосвященником был назначен, правда, преданный сирийцам, но Ааронид, по-еврейски называвшийся Яким, по-гречески Алкимом. Антиох Евпатор зашел сам в святилище и, увидев там укрепления вокруг стен, велел их снести. Хотя за этот последний поступок его упрекнули в нарушении клятвы, но, в общем, этот мир имел для сирийцев очень благоприятные последствия. Дарование свободы соблюдения Закона привлекло на их сторону религиозных людей в Палестине, которые стремились не столько к государственной свободе и могуществу Израиля, сколько к правильности его богослужения и тщательному исполнению отдельных заповедей Бога, как к единственному истинному благу народа. Итак, Антиох V и Лизий поспешно возвратились в Антиохию. Там они застали Филиппа уже владеющим столицей, но взяли ее приступом. Филипп попался им в руки и был убит. Тогда, в 162 г. до P. X., вернулся из Рима, не добившись разрешения римского сената, Деметрий, сын Селевка IV, некогда прибывший в Рим в качестве заложника вместо Антиоха Епифана, и чрезвычайно скоро овладел сирийским престолом. Антиох V Евпатор и Лизий были казнены. К этому царю Деметрию I, который впоследствии получил прозвище Сотер, вскоре после его восшествия на престол, прибыл новый еврейский первосвященник Алким вместе со многими эллинизированными евреями для того, чтобы принести жалобу на Иуду Маккавея и его братьев. Очевидно, семья Маттафии не хотела довольствоваться достигнутым половинным успехом; она домогалась самостоятельности и политической свободы евреев. Деметрий I счел нужным послать в Палестину своего полководца Вакхида с войском для наказания Иуды и демонстративно утвердить Алкима в первосвященническим сане. Роковым здесь было то обстоятельство, что книжники и в особенности школа асидеев, та ревниво оберегавшая Закон корпорация, которая сейчас же после того как вспыхнуло возмущение, примкнула к Маттафии, – не хотела видеть необходимости дальнейшей борьбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Селевк IV, восшедший после него на сирийский престол, получил в наследство огромную империю, которая была, однако, истощена длительными войнами. Он стремился пополнить казну путем сбора податей (20), но потерпел неудачу, а вскоре на смену ему пришел презренный (21): его брат Антиох IV (Епифан). Антиох IV вступил на престол в 175 г. до н. э. в результате двух переворотов. Всеми средствами, включая интриги, подкуп и обман (21, 23), он проводил политику эллинизации и вступил в конфликт с благочестивыми иудеями. И снова подчеркивается, что чувство уверенности в своих силах (24; ср.: 8:25) опасно и что Бог устанавливает предел действию враждебных сил (только до времени, 24). Антиох предотвратил нашествие египтян в Палестину тем, что сам захватил Египет, где царем был теперь Птолемей VI, хитростью и интригами захвативший престол (см.: ст. 24–25). Но успех не до конца сопутствовал ему (27), и когда в Палестине начались беспорядки, он вернулся в Сирию. И снова показано, как Бог контролирует историю (27), при этом подчеркивается противостояние сил зла народу Божьему (28). В 168 г. до н. э. Антиох снова вошел в Египет, когда с Птолемеем было заключено соглашение о совместном правлении. В это время он получил унизительный для себя ультиматум от Рима покинуть Египет (ср.: ст. 30), после чего излил свою ярость на Бога и Его народ (30–32), одновременно заручившись поддержкой иудеев–отступников, сторонников эллинизации страны (30–32). Вскоре началось массовое избиение жителей Иерусалима, опустошение и разграбление города. Святилище подверглось осквернению, была отменена ежедневная жертва в Храме и в алтаре поставлена статуя Зевса, на жертвеннике всесожжения приносились святотатственные языческие жертвы (поставит мерзость запустения, 31; ср.: Мф. 24:15 ). Наряду с отступниками в среде евреев (описанными в ст. 30, 32) были и люди, верные Богу до смерти (33). Восстание Маккавеев относится именно к этому периоду. Как и во всех случаях сопротивления злу, духовного или политического, верные люди получают поддержку, без которой они не смогли бы ничего сделать (34).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

3. Сказанного относительно первосвященника Гиркана, однако, достаточно. Между тем царю Деметрию очень хотелось выступить в поход против Гиркана, но это ему не удалось, как вследствие неимения времени, так и по недостатку средств, потому что сирийцы, да и войска, ненавидели его за тяжелый характер. Как те, так и другие отправили к Птолемею Фискону 849 послов с просьбой назначить им какого-нибудь преемника из рода Селевка на царский престол. На это Птолемей отправил к ним с войском Александра, прозванного Зевином. Когда Александр вступил в бой с Деметрием, последний потерпел поражение и бежал к своей жене Клеопатре в Птолемаиду, но так как жена не приняла его к себе, то он отсюда направился к Тиру. Тут он был взят в плен и погиб в страшных мучениях от рук ненавидевших его врагов. После этого Александр, вступив на царство, заключил дружественный союз с первосвященником Гирканом. Затем, однако, когда против него двинулся сын Деметрия, прозванный Грипом 850 , он потерпел поражение в битве и сам пал. Глава 10 1. Овладев сирийским престолом, Антиох тотчас же приготовился пойти войной на Иудею. Но когда он услышал, что единоутробный брат его (также носивший имя Антиоха) набирает в Кизике 851 войско, чтобы предпринять против него поход, он решил пока остаться в Сирии и готовиться к отражению своего брата. Последний носил также прозвище Кизикийца вследствие того, что воспитывался в том городе, так как отцом его был Антиох Сотер, погибший в стране парфянской. Этот, в свою очередь, доводился братом Деметрию, отцу Грипа; Клеопатра же, как мы упомянули уже, вышла замуж последовательно за обоих братьев. И вот, когда Кизикиец Антиох прибыл в Сирию, он в течение многих лет вел войну со своим братом. Гиркан же все это время пользовался полным миром. Еще со времени смерти Антиоха он совершенно устранился от македонян и не доставлял им ничего, ни в качестве подданного, ни в качестве союзника. Вследствие этого во времена правления Александра Зевина, а еще более при названных братьях, он всецело занимался своими делами, которые стали поправляться и вскоре достигли значительного процветания. Междоусобная же война двух братьев дала Гиркану полную возможность спокойно пользоваться плодами земли своей, так что ему за этот период удалось скопить значительные богатства. Когда же однажды Кизикиец вздумал опустошать его область, Гиркан открыто оказал ему отпор, и так как он видел, что Антиох лишился поддержки со стороны египтян, и отлично понимал, что оба брата ратуют за неправое дело, то он не обращал внимания ни на того, ни на другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Желая положить конец взаимным распрям между Египтом и Сирией и «установить правильные отношения между ними», Птоломей Филадельф выдал за Антиоха дочь свою Веренику, отдав в приданое за нею, между прочим, Палестину. Антиох в то время был уже женат на Лаодике и имел от нее двух сывовей – Селевка Каллиника и Антиоха. Хотя пред свадьбой Антиох Феос и удалил от себя прежнюю жену, но после смерти тестя своего Птоломея Филадельфа удалил Веренику и возвратил Лаодику, которая, опасаясь своей соперницы, отравила своего мужа, велела убить Веренику с родившимся у нее сыном и всеми друзьями её, а на престол сирийский возвела своего сына от Феоса – Селевка Каллиника. Так «дочь южного царя не удержала силы в руках своих, не устоял и род её»; попытка сближения обоих царей кончилась ничем ( Дан. 11:6 . – Прекрасное изложение истории возвещаемых в пророчестве событий находим у блаж. Иеронима: Библ. твор. св. отц. и учит. ц. зап., кн. 21, твор. блаж. Иеронима, ч. 12, стр. 106–115). Мстителем за насильственную смерть Вереники и её сына явился «отрасль от корня её», брат Вереники, сын и преемник Птоломея Филадельфа – Птоломей Евергет I, который с сильным войском двинулся против Селевка Каллиника в Сирию, взял у него Сирию, Киликию и, между прочим, Палестину, которая таким путем перешла назад к Египту. Грозное нашествие «южного» царя кончилось только благодаря поднявшемуся в Египте восстанию, узнав о котором, Евергет взял с Селевка 40 000 талантов серебра и 2 500 драгоценных сосудов и идолов и с этою добычею возвратился в Египет ( Дан. 11:7–8 ). Селевк пытался было отнять у Евергета прежние свои владения, но его попытки не увенчались успехом ( Дан. 11:9 ). По смерти Каллиника два сына его Селевк Керавн и Антиох Великий, разделившие между собою царство отца, желая отомстить за него царю египетскому, с многочисленным войском двинулись против Птолемея Филопатора, сына и преемника Птоломея Евергета. В самом начале этого похода Селевк Керавн был убит во Фригии рукою изменника, и войско и царство его перешло к Антиоху, который в пределах сирийских владений, завоеванных некогда Евергетом, и начал войну с сыном его, – сначала довольно успешно для себя; но потом Филопатор с сильным войском сам выступил против Антиоха Великого и при Рафии (217 г.) нанес ему окончательное поражение: Антиох потерял свое войско, сам спасся только бегством; война, впрочем, кончилась миром ( Дан. 11:10–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Печаль и скорбь распространились по всему Иерусалиму, и дом Иакова был вновь покрыт позором. «Был великий плач в Израиле, во всех местах его; стенали начальники и старейшины, изнемогли девы и юноши, и изменилась красота женская. Всякий жених предавался плачу, и сидящая в брачном чертоге была в скорби» (1мак. 1:25–27). Но это еще был не конец, должны были наступить еще более печальные дни для Иудеи. Еще раз Антиох предпринял военный поход против Египта, и во второй раз должен был иудейский народ почувствовать весь его гнев, вызванный новой неудачей. Царственные братья, Филометор и Фискон, благодаря посредничеству их сестры и римлян, примирились между собой. Первый был признан царем со стороны города Александрии. Это разъярило Антиоха, так как он предполагал воспользоваться беспомощным и слабым Филометором в качестве орудия и чрез посредство его властвовать в Египте. Так как римляне все еще были заняты македонской войной, то он надумал сделать второе нападение на Египет (168 г.). Без всякого сопротивления Антиох проник вглубь Египта, и еще раз подступил почти к самой Александрии. Между тем цари Египта отправили в Рим посланных и слезно умоляли о помощи, чтобы сенат не оставил их. Вследствие этого, трем римским уполномоченным было поручено отправиться к Антиоху и повелеть ему остановиться, но в то же время они имели и тайный наказ помедлить несколько, пока македонская война не примет благоприятного оборота для римлян. Война эта была решена счастливой битвой при Пидне, когда македонскому войску нанесено было решительное поражение, и царь Персей должен был бежать (22 июня 168 года). Тогда римские уполномоченные немедленно отправились в лагерь Антиоха и передали ему повеление сената очистить Египет в течение короткого срока. Когда сирийский царь просил себе времени для размышления, то один из римлян, суровый Попиллий Лена, обвел вокруг него черту палкой и сказал ему, что прежде чем он оставит этот круг, он должен объявить – предпочитает ли он дружбу с Римом, или войну. Антиох знал о непреклонности римских повелений, и решился немедленно же отступить (к концу июня 168 года). Достаточно было одного намека со стороны уполномоченного Рима, чтобы дать ему понять все его бессилие и всю тщетность его хитро задуманных планов. Ожесточенный, разгневанный и недовольный собою по случаю испытанного унижения, Антиох «славный» возвратился в свою столицу. Чувство унижения мучило его тем сильнее, что он должен был лицемерно притворяться довольным и дружественным по отношению к римлянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Ст. 28. …Так этот человекоубийца и богохульник (т. е. Антиох) ... кончил жизнь на чужой стороне в горах самою жалкою смертью… По известию историков, Антиох Епифан умер в городе Тавесе, в пределах Паретацены, области персидской, на дороге к Вавилону. Регентом царства сирийского он назначил Филиппа и ему же поручил воспитание сына своего, Антиоха Евпатора 1181 . Поливий рассказывает, что перед кончиной своей, Антиох пришел в какое-то неистовство, как бы, под влиянием злого духа. Это, конечно, были сильные угрызения совести, мучимой сознанием множества совершенных злодеяний и святотатств 1182 . Глава 10 1183 . Праздник обновления храма и поражение сирийских вождей Горгия и Тимофея а) Очищение города и храма Иудой Маккавейским и учреждение восьмидневного праздника обновления храма, по подобию праздника кущей (ст. 1–8). б) Регентство Лисия и самоубийство Птоломея Макрона (ст. 10–13). в) Нападение на Иудеев Горгия, при содействии Идумеев (ст. 14–15). г) Поражение Идумеев и бегство их в укрепленные башни (ст. 16–18). д) Взятие их башен Иудой и казнь некоторых изменников (ст. 19–23). е) Поражение полчищ Тимофеевых, при содействии пяти чудесных всадников и заключение Тимофея в Газаре (ст. 24–32). ж) Взятие Газары и погибель Тимофея (ст. 33–38). Ст. 3. ... разжегши камни и взявши из них огонь…, Иудеи …принесли жертву после двухгодичного промежутка... Устроивши жертвенник в обновленном храме, Иудеи не хотели воспламенять жертв огнем, взятым уже от готового огня и бывшего в употреблении, как бы, от нечистого: но сочли более приличным добыть огня посредством высекания из самых камней жертвенника, этим оии хотели, до некоторой степени, заменить утраченный священный огонь первого храма. Двухгодичный промежуток, очевидно, берется здесь с того времени, как Иуда вступил в управление делами отечественной страны; ибо от осквернения храма языческими жертвами до его обновления, ири Иуде, протекло не два, а три года 1184 . Ст. 11. …Принявши царство…, сын Антиоха Епифана …вручил управление некоему Лисию, главному военачальнику Келе-Сирии и Финикии... Регентом царства Антиох Епифан назначил, было, после себя своего совоспитанника Филиппа 1185 . Но Лисий своими интригами отстранил его от двора и лишил власти при преемнике Епифана. Подобными же интригами он достиг перед этим должности правителя Финикии и Келе-Сирии, ибо эта должность принадлежала прежде Птоломею 1186 . Лисий был рода царского 1187 , и на этом, конечно, основании называется – то родственником царя, то братом царя 1188 . Глава 11. Мир с царем Антиохом Евпатором и мирное посольство римское

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Антиох III – восьмой царственный рог, – как нельзя лучше воспользовался этим миром: он залечил раны, нанесенные Сирии беспрерывными войнами с Египтом и своими победами на востоке заслужил имя Великого. После, при Птолемее V Епифане, сыне Филопатора, в детстве вступившем на престол после отца своего (204–181 г. до Р. X.), который есть девятый рог лютого зверя, Антиох Великий, царь Сирийский, чтобы вознаградить потери, понесенные в сражении при Рафии, решился воспользоваться теперь малолетством Птолемея, и, хотя Римляне и не допустили его завладеть Египтом, он занял своим войском Иудею. Желая удержать ее за собою, Птолемей отправил против него войско под начальством Скопы, своего военачальника, но Скопа был разбит Антиохом при источниках Иордана; иудеи добровольно приняли победителя и покорились его власти, и он, со своей стороны, оказал им великое благоволение. Впрочем, по причине опасности со стороны римлян, Антиох заключил мир с Птолемеем и выдал за него дочь свою Клеопатру. Предоставляя вместо вена Сирию, Финикию и Палестину (Иосиф Флавий Иудейские древности XII. 4 § 1), выдает в намерении чрез нее погубить его; но она предпочла любовь супруга незаконным умыслам отца (ср. с Дан.11:17 ). Потом Антиох завладел некоторыми греческими островами, принадлежащими к Римскому союзу. Отсюда возгорелась война между ним и римлянами. Разбитый, наконец, римлянами при Магнезии, он должен был заключить с ними самый невыгодный мир. Желая завладеть, в 187 году до Р. X., сокровищами богатого храма Бела в Елимаисе, он был убит здесь местными жителями (Srtab. XVI, 744; Iust. 32:2). Так «он споткнулся, упал и не стало его» ( Дан.11:19 ). Птолемей Епифан не упоминается в Св. книгах, но о нем пишет Иосиф Флавий (Иуд. др., кн. 12. гл. 3:4). На события этого времени указывается у пр. Даниила ( Дан.11:13–19 ) (см. Keil и Del. на Дан.р. 372–373). Антиоху III наследовал сын его Селевк IV Филопатор (187–176 г. до Р. X.), который успел удержать в зависимости своей Иудею, несмотря на то что она должна была, по брачному договору, поступить к Птолемею.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Мир этот продолжался недолго: по смерти Филопатора вероломный Антиох, пользуясь малолетством преемника его Птоломея Епифана, которому было в то время только 4 года, слабостью регентов государства и наступившими в силу этого внутренними распрями и неурядицами в Египте, успел собрать громадное войско, с которым и двинулся против «южного» царя. Союзником Антиоха в этой войне был Филипп Македонский. К нему же присоединилось и большинство палестинских иудеев, воспользовавшихся походом Антиоха на Египет, чтобы освободиться от власти «южного» царя. Они вышли навстречу Антиоху, соединились с его войсками и помогли ему занять некоторые египетские укрепления. Но этот союз с сирийским царем ничего для иудеев, кроме вреда, не принес ( Дан. 11:13–14 ). Антиох начал с самой же Палестины, как владения «южного» царя, взял много городов, подвластных Египту, и между ними Иерусалим; посланные против него полководцы египетские, «мышцы юга», с «отборным войском» не могли «противостоять» «северному» завоевателю, который действовал с замечательным успехом. Взяв Иерусалим, он утвердился в Палестине, которую подверг сильному опустошению ( Дан. 11:15–16 ). Желая захватить по возможности и египетские владения «южного» царя, Антиох стал действовать хитростью – после разгрома Палестины заключил с Птоломеем мир и обручил с ним, 7-летним мальчиком, свою дочь Клеопатру (брак был совершен только чрез 5 лет), надеясь на содействие её в погублении малолетнего царя и в захвате Египта; но как Птоломей, так и вельможи его, заметив скрытые козни Антиоха, были очень осторожны, да и Клеопатра явно склонялась на сторону мужа, а не отца: коварные «замыслы» Антиоха «не состоялись» и пользы ему не принесли никакой ( Дан. 11:17 ). Потерпев неудачу в своих предприятиях, сирийский царь двинулся к островам, завоевал Родос, Самос, Колофон, Фокею и др. Выступивший против него сильный «вождь» – римский консул Сципион Назика с братом своим Сципионом Африканским положил конец этому завоеванию в битве при Магнезии Антиох был разбит и с позором должен был бежать в отдаленные города своего царства, где скоро и погиб в новой войне своей против елимейцев ( Дан. 11:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Но если даже допустим письмо написанным в 188-м году, то и тогда очень много данных против вышеупомянутой гипотезы Низе и с ним согласных богословов. Прежде всего тогда нужно указать, что, во-первых, Антиох VII умер задолго до 188-го года эры Селевкидов. Царсгвование Антиоха VII Сидета, по свидетельству Евсевия 90 , началось в 174-м году эры Селевкидов и продолжалось около девяти лет, так что иудеи не могли в своем письме, даже, допустим, написанном уже в 188-м году, т. е, спустя почти 6 лет после его смерти, говорить о последней, как о какой-то новости. Во-вторых, из приведенного нами рассказа Низе о смерти Антиоха Сидета видно, что описанная в письме мнимая смерть Антиоха VII имеет только весьма отдаленное сходство с прочими сведениями о конце его жизни. Наше повествование сходится с рассказами прочих писателей только в том, что смерть Антиоха была насильственная. По отзывам большей части историков, он погиб в войне с парфянами. Иосиф Флавий и Евсевий 91 свидетельствуют, что, побежденный парфянами, он кончил жизнь самоубийством. Но нигде нет и намека, чтобы Антиох VII был убит при ограблении храма; мало того, относительно всей его жизни нет сведений, чтобы он когда-либо покушался на грабеж святилища. Вигуру 92 , делая заметки нумизматическим данным об Антиохе VII, так говорит о нем: «Антиох VII Сидет, второй сын Димитрия 1-го, царь сирийский, с 188–129 год до Р. Хр. (174–188 г. эры Селевкидов) (см. Макк. XV–XVI гл.). Эти заметки Вигуру заключает следующими словами: «По мнению некоторых толкователей, во 2-ой Макк. кн. гл. 10–17 ст. также идет речь об Антиохе VII; но никакой историк не говорит нам, чтобы этот государь пытался когда-нибудь ограбить храм Нанеи». По всем доводам очевидно, что во 2-ой Макк. I, 14 ст. никак не может быть подразумеваем Антиох VII-oй Сидет. Теперь, если хронологическую дату 188 отнести к первому письму, как мы и поступили в нашем исследовании, и если допустить, что в ст. 18-м разумеется не праздник первого освящения храма, а праздник вообще в память освящения храма, то нельзя ли кого-либо из позднейших Антиохов счесть за того Антиоха, о котором говорится в 14-м ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010