К помазанию трапезы святым миром архиерей приступает после возгласа: «Благословен Бог наш, всегда, ныне, и присно, и во веки веков», священники в ответ произносят: «Аминь». Таинственная печать миропомазания полагается в трех местах на поверхности трапезы (а также и на антиминсе, если он освящается вместе с престолом), там именно, где во время Литургии должны стоять Евангелие, дискос и чаша; полагается также на столпах престола, на средине и на ребрах, чтобы он был освящен отовсюду. При каждом крестообразном помазании, которое совершает архиерей, диакон, знаменуя важность производимого действия, возглашает: «Вонмем», а святитель восклицает: «Аллилуиа» (трижды), выражая хвалу и благодарение Богу за духовное помазание. Хор поет 132 псалом: «Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе; яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню». Потом архиерей произносит: «Слава Тебе, Святая Троице, Боже наш, во веки веков», священники говорят: «Аминь». Антиминс временно полагается на блюдо. Как после крещения и миропомазания человек облекается в белые одежды, так облачают и престол после омовения его и помазания святым миром. В соответствии с двояким значением святой трапезы (гроба и престола) возлагается на нее двойная одежда: нижняя, белая, в ознаменование плащаницы, которой было обвито тело погребенного Спасителя ( Мк. 15:46 ), и верхняя, драгоценная, изображающая ризы присносущ-ной Его славы. Нижняя одежда – срачица, окропленная святой водой и возложенная на престол, троекратно опоясывается вервью, знаменующей узы, в которых Господь отведен был к первоосвященникам Анне и Каиафе ( Ин. 18:24 ). Престол опоясивается таким образом, чтобы на каждой стороне его образовался крест из вервии, ибо крест есть и орудие, которым низведен был Страдалец во гроб, и вместе с тем Лествица, которая возвела Его, как Богочеловека, на высоту небесной славы. В то время, когда архиерей и священники совершают эти священнодействия, хор поет 131 псалом «Помяни, Господи, Давида, и всю кротость его», в котором восхваляется благочестивая ревность Давида к созиданию храма Божия. Поверх нижней одежды возлагают верхнее одеяние престола – индитию, знаменующую пресвитерскую ризу, изображающую своим блеском сияние славы Божией. При торжественном пении 92-го псалма: «Господь воцарися, в лепоту облечеся», восхваляющего Господа, облеченного величием и могуществом, на престол возлагается антиминс в илитоне как в гробных пеленах, или сударе (повязке), которой обвита была во гробе голова Иисуса Христа. Антиминс есть образ гроба Христова или плащаницы, в которой положено было тело Христово. Затем на новоосвященном престоле полагаются еще Крест, как орудие нашего спасения, и Евангелие, как слово и образ Самого Иисуса Христа. Затем престол покрывается пеленою в знак того, что совершенные над ним тайнодействия, как и те, которые отныне будут совершаться на нем, сокрыты от глаз человека и непостижимы для его ума.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

В церкви имеются следующие святыни и достопримечательности: 1) Старый св. антиминс, хранящийся в ризнице, с престола преп. Ефрема Сирина . Он священнодействовал преосвященным Сильвестром, архиепископом С/-Петербургским 11-го января 1761 года. На нем следующая надпись сверху: «Сей Антиминс си есть трапеза священная на приношение бескровной жертвы в божественной литургии осветился благодатью пресвятого и животворящего Духа, сего ради, имеет власть священнодействовать в храме преподобного отца нашего Ефрема Сирина ». Снизу: «Повелением же Благочестивейшей и Самодержавнейшей Великой Государыни нашей Императрицы Анны Иоанновны всея России и благословением Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода священнодействовал преосвященным Сильвестром, архиепископом С.-Петербургским и Шлиссельбургским в богоспасаемом царственном граде С.-Петербурге лета – го месяца Яннуариа в ι день». Нарисовано на этом Антиминсе: в середине крест и положение Иисуса Христа в гроб, с ликами Божьей матери, Мироносиц, Иосифа и Никодима, по углам 4 Евангелиста, по сторонам: с одной ап. Петр с ключом, под ликом которого слова: «Не тленным серебром или златом избавитеся от суетного вашего жития отцы преданного, но честною кровью; яко Агнца непорочна и не скверна Христа». 1 Пет. гл. I; с другой – ап. Павел с мечом, под ликом слова: «Да искушает человек себе, и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет: ядый бо и пияй недостойне суд себе яст и пиет, не рассуждая тела Господня». 1Кор.гл.ι. (Св. Антиминс на шелково-гроденаплевой белой подкладке и с лицевой стороны пошит позументом). 2) Рамка наподобие образа в серебряной 84-ой пробы ризе, в средине коей в вызолоченном сиянии хранится часть Ризы Господней; мера этой рамки длиной 4 1 / 2 , шириной 3 1 / 2 вершка. Святыня эта пожертвована в церковь в 1839 году от светлейшего князя Павла Лопухина , в записке которого от 3-го декабря сказано, что образок с частицей Ризы Господней, доставленный в Симеоновскую церковь , был получен его матушкой от деда ее по матери Матюшкина и с давних времен в роде Матюшкиных хранился, как драгоценнейшая святыня.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Нижнечирскому благочинному (благочинный - помощник епископа в Русской православной церкви, надзирал за духовенством в благочиннейшем округе) Стратонику Яковлеву указом Донской духовной консистории от 16 июня 1866 года было предписано составить ведомость с указанием числа жителей и количества дворов в хуторах. Донское епархиальное начальство в лице протоиерея Василия Смирнова, священников - Иоакима Феинкова, Семиона Салтыкова, соборного иеромонаха Феодора, соборного священника Венедикта Войтова и секретаря Орлова рассмотрело поступившие ходатайства и постановило - храму быть! Для этого требовалось отчислить 1253 души мужского пола православного вероисповедания из приходов церквей Чернышевской и Нижне-Чирской станиц. Несмотря на желание жителей хуторов Синяпкин и Малый Терновой остаться в приходе своей станицы, их также причислили к Обливскому. Рассмотрели они и вопрос выделения священников и священнослужителей, а также и утвердили их оклад. После получения положительного ответа из епархии начался подготовительный период. Попечители занялись подготовкой необходимых документов и чертежей для строительства, сбором пожертвований, поиском подрядчика, закупкой стройматериалов... Для постройки церкви выбрали место возвышенное и удаленное «от обывательских» строений на довольно значительное расстояние, никогда не затопляемое водою. А в письме от 13 ноября 1868 года Высокопреосвященнийшему Платону Архиепископу Донскому и Новочекасскому от Благочинного Священика Стратоника Яковлева уже упоминается, что 5 ноября 1868 года церковь в хуторе Обливском Чернышевской станицы была освящена во имя Спасителя Николая. За два дня до описываемых событий, т.е. 3 ноября, в хутор доставили антиминс во имя Святителя Николая. По внешнему виду он представляет собой четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с изображением положения во гроб Иисуса Христа, орудий его казни и четырех евангелистов по углам с их символами - тельцом, львом, человеком, орлом. В его середину помещаются в мешочке залитые воском св. мощи. На антиминсе обязательно есть надпись, сообщающая, когда, где, для какой цели и каким епископом он освящен и дан. В нашем случае антиминс был освящен и передан в дар Высокопреосвященным Платоном, новым Архиепископом Донским и Новочеркасским. Антиминс был обязательным и неотъемлемым атрибутом престола, без которого нельзя служить литургию.

http://sobory.ru/article/?object=15590

Антиминс – плат с зашитыми частицами мощей христианских святых и надписанием епископа. Антиминс – необходимая принадлежность для совершения полной литургии. Освящается по особому чину только епископом. Обычно он четырехугольный, из шелковой или льняной материи. На современных антиминсах изображаются положение во гроб Иисуса Христа после снятия с креста и четыре евангелиста. На антиминсе постоянно находится губка для собирания мелких частиц Тела Христова в чашу, а также для отирания рук и губ священнослужителей после Причастия. Без антиминса нельзя служить литургию. Для сохранности антиминс завертывается в другой шелковый плат – илитон. Поверх сложенного антиминса непременно полагается на престоле Евангелие, называемое напрестольным, чтобы видимым для всех образом свидетельствовать о постоянном присутствии Господа Иисуса Христа в самой главной части храма. С этим Евангелием совершают входы на литургии, на некоторых вечернях его выносят на середину храма для чтения или поклонения ему, в определенных случаях его читают на престоле или в храме, им крестообразно осеняют престол в начале и в конце литургии. Так как на престоле совершается Бескровная Жертва Тела и Крови Христовых, то рядом с Евангелием на престол непременно полагается крест с изображением распятого Господа. Помимо антиминса, Евангелия, Креста, составляющих неотъемлемую принадлежность престола, на нем находится дарохранительница,  – особый сосуд, обычно устроенный в виде храма или часовни, с небольшой гробницей. Внутри этого сосуда в гробнице или в особом ящичке в нижней части полагаются приготовленные особым образом для длительного хранения частицы Тела Христова, пропитанные Его Кровью. Эти частицы употребляются для причащения верующих на литургии преждеосвященных даров и больных. На престолах принято также полагать и дароносицы – небольшие ковчежцы, чаще всего устраиваемые в виде часовенки с дверцей и с крестом наверху. Внутри дароносицы находится ящичек для положения частиц Тела с Кровью Христовой, маленькая чаша, лжица (небольшая ложка для причащения), иногда сосуд для вина. Дароносицы служат для перенесения Святых Даров в дома больных и умирающих людей для их причащения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Богатые купцы построили в Горельце храм – большой, красивый, хорошо оборудованный. В отличие от других храмов здесь не было признаков осквернения или разрушения, как почти всюду. И священник нам рассказал, что тому была причина. Когда начались гонения на религию, большинство церквей закрылось и разорилось. А здесь жили две женщины: одна учительница, а другая, кажется, секретарь местного Совета. И они вдруг заявили, что будут жить в этом храме и никого не пустят в него. И кто бы ни приходил, какие бы попытки проникнуть в храм и закрыть его ни делались, в течение тридцати лет они его хранили. И сохранили. И уже когда обе были старые и больные, то помолились, как обычно, и сказали: «Господи, Ты видишь, мы больше не можем здесь оставаться. Поэтому теперь Ты Сам уж найди того, кто может принять этот храм от нас». Помолившись, поцеловали иконы и ушли. И в тот же день неожиданно приехал священник, которого Костромской владыка назначил в этот храм – именно тогда, когда эти женщины ушли. С этим священником я разговаривал и служил в этом храме. Когда я раскрыл антиминс – плат с изображением положения Иисуса Христа во гроб с зашитыми в особый кармашек частицами мощей, – то увидел на нем дату: 1851 год. Впечатление было такое, что этот антиминс никогда и не раскрывался с тех пор, как женщины остались там одни. Они не могли войти в алтарь, служить. Антиминс так и лежал там сложенным с тех пор, когда последний священник ушел и уже не мог вернуться. Единственное, что говорило о преследовании, – это отсутствие большого колокола, который был через выбоину сброшен с колокольни. Всё остальное осталось в сохранности, хотя эти женщины, конечно, очень рисковали. Их могли арестовать, сослать в лагерь и т. д. Из Горельца мы поехали в Кострому, были у владыки Александра, посетили несколько храмов и видели, как восстанавливается церковная жизнь в Костромской епархии. Это было как в весенний ранний день: вы видите, как из-под снега появляются первоцветы, например подснежники. Это было символом окончания холодов, периода борьбы с Церковью Христовой, символом её возрождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

О богослужении Православной Церкви Церковное богослужение отличается от домашней молитвы тем, что совершается по установленному чину, или порядку, поставленным для того священными лицами. Храм и его устройство Богослужение совершается главным образом в храме, который называется также церковью. Храмы и по своему внешнему виду отличаются от прочих зданий. Непременным отличительным знаком храма служит поставляемый над ним крест. Внутри храм разделяется на три части: алтарь, среднюю часть и притвор. Алтарь – главная часть храма. Он назначается для священнослужителей. Храмы устраиваются алтарем на восток – сторону света, где восходит солнце, потому что и Христос в церковных песнопениях называется Востоком и Солнцем правды. Каждый храм посвящается Богу в память какого-либо угодника Божия. Иногда в храме устраивается несколько алтарей, – как бы соединяется несколько храмов вместе; тогда каждый из них освящается в память особого события, или святого. Посредине алтаря стоит украшенный одеждами стол, который называется престолом. Престол – главная святыня храма: прикасаться к нему и лобызать его могут только священнослужители. На престоле находятся: антиминс, крест, Евангелие и дарохранительница. Антиминсом называется шелковый плат, с частицею святых мощей; на нем изображается положение Иисуса Христа во гроб. Антиминс – необходимая принадлежность св. престола; без него нельзя совершать литургии. Антиминс освящается епископом. Дарохранительницею называется ковчег, в котором сохраняются св. Дары для причащения больных. В левой части алтаря стоит другой стол, также украшенный одеждами; он называется жертвенником. На жертвеннике находятся: дискос – небольшое блюдо на подставке, звездница – две дуги, сложенные крестообразно, потир, или чаша, копие – небольшой, похожий на копье, нож и лжица – ложечка для причащения верующих. Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом, то есть стеною, уставленною иконами. В иконостасе трое дверей; из них средние называются царскими, потому что чрез них в святых Дарах невидимо проходит Царь славы Господь Иисус Христос. Царские врата украшаются иконами – Благовещения и четырех евангелистов. В иконостасе, с правой стороны царских врат, поставляется икона Христа Спасителя, а с левой – Божией Матери. Подле иконы Спасителя – икона храмовая, то есть того святого или события, в память которого освящен храм; над царскими вратами – икона Тайной вечери и наверху иконостаса св. крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

В древних рукописях первая из священнических молитв в самом начале литургии верных нередко надписывается как Εχ πιστν α μετ τ πλσαι τ ελητν (Молитва верных 1-я, по распростирании И.- аналогичное название встречается и в слав. рукописях). С течением времени момент распростирания И., однако, сместился на молитву, предшествующую упомянутой,- главопреклонную молитву отпуста оглашенных. Соответствующее предписание содержится и в совр. изданиях Служебника. В совр. практике распростирание И. обычно начинается еще раньше - во время сугубой ектении разгибаются 3 стороны сложенного с 4 сторон И., а последняя (верхняя) сторона разгибается во время ектении об оглашенных. Более важное, чем момент распростирания, изменение в практике использования И. состояло в том, что в XVI-XVII вв. антиминс , ранее помещавшийся под тканью напрестольной индитии , стал полагаться сверху нее и И. (и, как правило, украшаться иконографическим изображением «Положения во гроб»). Иными словами, разворачивание И. сделалось одновременно и разворачиванием антиминса, а сам И. из предмета, имеющего самостоятельное литургическое значение, фактически превратился в защитную материю, закрывающую антиминс, когда тот свернут, и лежащую под ним в качестве подкладки, когда тот развернут. Именно такое употребление И. продолжается в правосл. Церкви до наст. времени; более ранняя практика - когда антиминс (в постоянно развернутом виде) лежит под индитией престола, а сворачивается и разворачивается во время литургии только И.- сохранилась у униатов и старообрядцев. Переходом к практике вкладывания в И. антиминса обусловлено и предписание о размерах первого: согласно «Учительному известию» при рус. Служебнике, И. изготавливается из            ...           (Служебник. [Т. 2.] С. 506). На практике И. обычно делается несколько большим в сравнении с антиминсом. Символическое толкование И. как напоминания о плащанице Спасителя, предложенное еще прп. Исидором Пелусиотом, подтверждается в «Церковной истории» VIII в. и некоторых других литургических комментариях. Однако блж. Симеон, архиеп. Фессалоникийский († ок. 1429), связывает И. не с плащаницей, а с погребальным сударем Спасителя (PG. 155. Col. 317) и даже использует такое толкование как аргумент против начинавшей распространяться в его время практики совершения архиерейского богослужения с митрой на голове (PG. 155. Col. 717, 873).

http://pravenc.ru/text/389299.html

Е. Никифоров: - А в семье ведь тоже нужно быть большим дипломатом. о. Игорь: - Семья – это главное поле применения дипломатии. Думаю, студенты МГИМО понимают, что такое элита, и прикладывают к учёбе неимоверные усилия. Это огромный труд. Ты можешь родиться в элитной семье, но если не будешь трудиться, то не станешь элитой. У тебя останутся манеры, ты будешь вести себя подобающим образом, шаркать ножкой и кланяться, правильно держать приборы. Внешние атрибуты у тебя будут, но элита — это не только внешнее, но и богатый внутренний мир. Для этого каждый должен трудиться. Е. Никифоров: - А как насчёт игры в гольф? Ведь за игрой в гольф встречаются люди состоятельные, влиятельные. Дипломату нужно там быть, чтобы находиться в обществе равных и устанавливать какие-то связи. Учат ли гольфу до сих пор?  о. Игорь: - Вопрос интересный, но я пока с этим не сталкивался. Вы меня заинтересовали, обязательно узнаю. Е. Никифоров: - А теннис? о. Игорь: - В МГИМО отличная спортивная площадка и открытое поле во дворе, этому уделяется пристальное внимание. Здесь и правила хорошего тона. Но думаю, что гольф — это что-то вроде домашнего задания, когда человек должен осваивать какие-то вещи сам. Е. Никифоров: - Гольф – это дорогое удовольствие. Даже членство в клубе является дорогим. В Подмосковье много предложений, но стоит это всё немало. Вопрос: - По телеканалу «Спас» показывали освящение собора Александра Невского в Волгограде. Патриарх освещал антиминс. Откуда в современном мире берутся мощи для антиминсов? Неужели их бесконечно дробят? о. Игорь: - Без антиминса не служится Литургия. Антиминс — это плат, который символизирует положение во гроб Спасителя. Туда вшивается частичка мощей мучеников, а не просто святых. Служить именно на мощах мучеников – это древняя традиция. В катакомбах это был естественный момент, а теперь частицы мощей раздаются по храмам. Мощи берутся от новомучеников. Допустим, в нашем храме Александра Невского при МГИМО в антиминсе вшиты мощи мученика Владимира Четверина. Это новомученик, наш современник. Есть люди, которые ещё могли застать его. XX век нам даровал большое количество новомучеников и множество прославленных святых. Частицы их мощей зашиваются в антиминс, и на них мы служим.

http://radonezh.ru/2021/10/18/k-800-leti...

М. С. Желтов, И. О. Попов Изображения На древнейших сохранившихся А., к-рые представляют собой небольшие льняные платы, чернилами в центре изображался крест «о разных степенях»: 4-, 6-, 7-, 8-конечный, часто на Голгофе с Адамовой головой, с копьем и тростью по сторонам. Так, на греч. А. XVI в. мон-ря Симонопетра на афоне начертан 30-конечный крест на Голгофе. Рядом с крестом обычно писали теонимограмму Христа «IC XC», «NIKA», по краю А. обрамляло надписание о его освящении, содержащее дату, имя престола, имена духовных и светских владык, иногда храмоздателя. 1-й известный рус. А. датируется 1148/49 г. и происходит из Георгиевского собора Юрьева-Польского (37 ´ 37 см; ГЭ). Были А. и без к.-л. изображений, только с надписями, напр. А. из храма Сергия Радонежского в Свияжске 1551, 1558 и 1605 гг., хранившиеся в казанском архиерейском доме (впрочем, нельзя исключать, что крест мог быть написан нестойкой краской и со временем выцвел). Гравированные А. появляются в 1-й пол. XVII в. Ранний известный А. отпечатан с оловянной доски для Вологды в 1612 г. С нач. 20-х гг. XVII в. в Киеве начинают регулярно печатать А., тогда же печатные А. попадают и в Россию. На них изображались 3 типа композиций, 2 первые восходят к зап. иконографическим источникам. 1) Поясное изображение Христа за гробом, из раны на Его груди истекает кровь в чашу, стоящую на гробе. За Христом находится крест, по краям - 2 ангела с копием и тростью, в углах А. изображены евангелисты (А. 1627 митр. Киевского Иова (Борецкого) хранился в ризнице Александро-Невской лавры). К тому же иконографическому типу относится и живописный А. 1664 г. из афонского скита св. Анны. 2) Воскресший Христос, сидящий на гробе (А. 1623 в ГИМ и 1626 в ГРМ). 3) Краткий вариант традиц. композиции евхаристических воздухов «Положение во гроб» с 4 ангелами. Антиминс. Освящен в 1668 г. Филаретом, архиеп. Смоленским (МФ) Антиминс. Освящен в 1668 г. Филаретом, архиеп. Смоленским (МФ) Широкое распространение печатные А. приобрели со времени церковных реформ Патриарха Никона, когда они стали изготовляться на Московском Печатном дворе.

http://pravenc.ru/text/115730.html

Св. мощи, по южнорусскому чину, полагались не в «один из столпов св. трапезы» и не в «единостолпие», устроенное под престолом, а в самую трапезную доску: «Взем же святитель мощи святых мученик, вкладает в киотец мал, на то устроенный, серебрян или ценовый, возливая на них миро святое, архидиакону рекшу: Господу помолимся... И прием крабицу с мощами святых мучеников, вкладает в святую трапезу от востока, на то уготованное место, вглубленне в досце» 127 . На то место престольной доски, куда вкладывались св. мощи, наклеивалось затем бумажное изображение положения Спасителя во гроб: «Взем же святитель Евангелисты д малеваных на паперу или на платне, прилепляет почину на 4-х углех святыя трапезы, и над мощами святых мученик, утвердив, и местце загладив, прилепляет нань положение во гроб, на папери написанный» 128 . Из этих замечаний явствует, что по южнорусскому обычаю XVII в., на престол наклеивались все те изображения, которые стали помещаться потом на антиминсах. В то время, как по северорусским требникам XVI и пер. полов. XVII в. предписывалось при освящении престола полагать антиминс на срачицу под индитией, а на индитию полагать один только илитон, рассматриваемые южнорусские чины, в данном месте, нисколько не разнятся от современной нам практики, т. е., указывают полагать аитиминс на индитии в илитоне. «Потом приносят к святителю индития, рекше одеяние изшито камкы на д углы, и святитель прием покров святыя трапезы и покропит водою священною, и одевает святую трапезу... Таж святитель положит илитон, и в нем Антиминс, и прочитует его высшим гласом сице: во имя Отца и Сына и Св. Духа. Освятися олтарь Великого Господа Бога…« (приводится надписание на антиминсе) 129 . По положении св. антиминса на престол, сюда же полагались: Евангелие, крест и «Агнец запасный» 130 . Последняя подробность, опять-таки, представляет особенность южнорусской практики. Вслед за описанием обрядов утверждения, основания и одеяния престола в рассматриваемом чине, подробно говорится о порядке тех же самых действий над жертвенником. Жертвенник не только омывался, подобно престолу, вином с водой, но и помазывался св. миром. При всех этих действиях, святитель произносил те же самые возглашения, клир пел те же самые псалмы, которые положены при омовении и миропомазании престола. Облачение жертвенника одеждами происходило при пении тех же псалмов, что пелись и при облачении престола 131 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010