Согласно литургической практике первых веков христианства, когда церковные собрания совершались тайно и не было возможности сооружения постоянных престолов, из заменяли временные, покрываемые сверху специальным платом со вшитыми в него частицами святых мощей. Этот плат именуется антиминсом. Термин антиминс означает буквально – «вместопрестолие». Сегодня антиминс представлет собой четырехугольный шелковый или льняной плат, на котором изображено положение Христа во гроб и изображения четырех евангелистов по углам. В верхней части плата, в особом кармане помещаются частицы святых мощей. В нижней части антиминс надписывается рукой правящего епископа, которые один имеет право устанавливать престолы в возглавляемой им церковной области, или епархии, с указанием даты и названия храма, куда предназначается данный антиминс. Божественная литургия совершается на престоле, поверх расстеленного антиминса, и без него совершаться не может 81 . Симеон Солунский изъясняет: «Совершение антиминсов по всему подобно освящению храмов; при освящении их произносятся те же слова и молитвы, какие и при освящении храмов, с тем только различием, что они не водружаются на одном месте и не соединяются с храмом: потому что для них весь мир есть храм Божий, равно как и потому, что они делаются не из камней, но из ткани, наипаче из льна, в знамение того, что на них священнодействуются страдания Христовы и что они образуют [являются образом – ред. Golden-ship ]погребение Христово, каковые действия происходили на земле… Ибо лен – из земли, равно как и гроб Христов был на земле… Наконец, к антиминсам прилагаются и частицы святых мощей, помазанные миром: они влагаются в маленьком мешочке… и пришиваются с восточной стороны антиминса… Ибо каждый антиминс есть  священная трапеза, исполненная славы Божией. Посему же должно наблюдать, чтобы антиминсы не лежали в простых домах и как случится, и чтобы не касались их мирские люди…» 82 Нетленные мощи и кости святых В православном почитании святых мощей различаются две взаимодополняющие традиции отношения к телам святых угодников  Божиих.

http://azbyka.ru/zakon-lyubvi-kak-zhit-p...

Рисунок положения Господа во гроб стали делать на антиминсах в подражание тому, как делали его в древности на других священных предметах, служивших к воспоминанию погребения Господня, именно как он был на воздухе, покрывавшем св. дары, и на плащанице. Воздух, покрывающий св. дары, находящийся на жертвеннике во время проскомидии, изображает синдон, или плащаницу, которым было обвито тело Господне при погребении 138 . Такое значение воздуху дает Симеон Солунский (в главе 96-й). Он пишет: «Иерей (при совершении проскомидии) берет покров дискоса, означающий с другими покровами пелены, и читает стихи псалма, где говорится о вочеловечении (т. е. псалом: Господь воцарися в лепоту облечеся), потом, другой покров полагает только на чашу и произносит также слова, относящиеся до воплощения Господа (т. е. псалом: Покры небеса добродетель Твоя, Хри- сте) 139 . Наконец, иерей полагает и последний воздух, который означает и твердь, где звезды, и вместе синдон (т. е. плащаницу). Поэтому на воздухе иногда и пишется умерший Иисус, помазуемый ароматами» (Нов. Скриж., ч. 2, гл. 6, § 44). Не малое число воздухов сохранилось от древности с изображением положения Господа во гроб. Так находится в Московском Успенском соборе воздух и два при нем покровца, устроенные, как видно из надписи на них, повелением.... Феодора Ивановича 7102 (т. е. 1594) года. На воздухе изображено положение во гроб Христа Спасителя. На покровцах – на одном изображен агнец Божий, на другом – Знамение Богоматери (Памятн. Москов. древн. Снегирева, – Успенский собор, стр. 40). В Рязанской губернии в Николо-Радовицком монастыре есть также шитый воздух, на котором изображено положение Господа во гроб, по краям надпись: «Во гробе плотски» 140 . В Кирилло-Белозерском монастыре есть воздух, на котором изображен Спаситель, лежащий во гробе, и над ним два Ангела, держащие по две рипиди и между ними шесто – крылатый херувим. Вокруг их по голубому штофу вышиты золотыми крупными словами: «Во гробе плотски " 141 . В кругу годичных служб, при воспоминании погребения тела Господня, положения Его во гроб, употребляется при богослужении плащаница.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Ответ . Они выражают то, что в древности римские воины при провозглашении новоизбранного императора подымали его на щите посреди легионов, дабы он являлся поверх окружавших его копий. Так и диакон является из алтаря, как бы один из невидимого легиона Ангелов, поднимая над головою своею, на дискосе, как на щите, Царя всех в смиренном виде Агнца. Вопрос. Что означает Великий вход со Святыми Дарами? Ответ . Великий вход со Святыми Дарами означает не только шествие Иисуса Христа на вольное страдание и смерть, но и перенесение пречистого тела Его от креста и от Голгофы, где Он был распят, до гроба. Священник и диакон, переносящие Святые Дары, изображают Иосифа и Никодима, участвовавших в снятии со креста и погребении умершего Спасителя. Воздух на плече диакона знаменует плащаницу, один из малых покровов — сударь, которым обвита была глава Иисусова, другой — погребальные пелены Его. Кадильница с фимиамом представляет смирну и алои, которыми помазано было пречистое тело Спасителя при положении во гроб и погребении. Положение во гроб и погребение Иисуса Христа изображается поставлением перенесенных Святых Даров на антиминс, лежащий на престоле, покрытием их воздухом и каждением. Поэтому при сем действии священник читает тропари, в которых изображается краткая история погребения Христова, неописанное вездесущие Божества Его и изящество живоносного гроба, соделавшегося чрез возстание Спасителя источником нашего воскресения. Вопрос. Какое знаменование имеют престол, антиминс, воздух, которым покрываются Дары, звездица, остающаяся на дискосе, затворение царских врат и закрытие их завесою? Ответ . По перенесении Святых Даров с жертвенника престол изображает вертоград, где был изсечен из камня гроб Христов, а антиминс – самый этот гроб. Воздухом, покрывающим Дары, означается тот большой камень, который был привален Иосифом к двери гроба. Звездица, остающаяся на дискосе, знаменует печать, приложенную к этому камню первосвященниками иудейскими и фарисеями. Затворяемые врата царские и завеса знаменуют стражу, приставленную ко гробу Спасителя.

http://azbyka.ru/liturgiya-v-voprosax-i-...

Вторая часть храма изображает небо, и мы, верующие, должны, как звезды на небе, гореть нашими душами в молитве. Святой престол поставляется на мощах мучеников в память того, что первые христиане молились, в катакомбах, причем престолом для них иногда служили гробницы Святых мучеников. Святой престол должен освящаться епископом, но теперь, когда епископу не всегда возможно поехать на освящение храма, он освящает только антиминс. «Антиминс» в переводе значит «вместопрестолие», — это шелковый или полотняный плат; в котором зашиты святые мощи, на плате изображаются «положение во гроб», четыре евангелиста и делается надпись о том, когда, при каком епископе дан этот антиминс. Антиминс обычно завертывается в особый платок-покров, а во время литургии развертывается и на нем полагаются святые дискос и чаша. Без антиминса не может совершаться литургия. На антиминсе можно приступать к служению ее в обыкновенной комнате, в палатке, на обычном столе вместо престола. Антиминс – переносный престол. Кроме антиминса на святом престоле полагаются Святое Евангелие, крест и дарохранительница, где сохраняются Святые дары запасные. Вот почему на престоле не только невидимо, но и видимо, в Святом Евангелии и Святых дарах присутствует Сам Господь. Жертвенник стоит в левой стороне алтаря. На нем совершается проскомидия, а в древности на него верующие полагали хлеб, который они приносили для совершения Божественной вечери. Вот краткое описание храма, в котором мы бываем с вами за Божественной службой. Всюду и всё говорит нам, о присутствии Бога. С каким же благоговением должны мы стоять здесь перед Престолом Божиим, пред которым с трепетом предстоят ангелы, которым мы и уподобляемся. в храме, воспевая славословие. И как жалки как несчастны люди, которые не любят храма Божия, которые меняют службу Божию на ветошь мира сего, которых житейские заботы лишают возможности бывать в храме. Други мои, любите храм, это постоянное местопребывание Бога, спешите сюда, особенно в праздник, старайтесь уподобиться ангелам, воспевающим непрестанно хвалу Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4087...

АНАЛОЙ - высокая подставка с покатым верхом, на которую кладутся богослужебные книги или иконы. АНТИДОР (греч. вместо дара) - части просфоры, оставшиеся после вырезания агнца. Раздаются после литургии непричащавшимся мирянам, чтобы не оставить их без евхаристического участия в литургии. АНТИМИНС (греч. - вместо и лат. престол) - плат с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия. Антиминс освящается архиереем по особому чину. Обычно антиминс четырехугольный, из шелковой или льняной материи. На современных антиминсах изображаются положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста и четыре евангелиста. АНТИМИНС находится на престоле: когда не совершается литургия, заворачивается в илитон. Антиминс берет начало от возникшего в раннехристианские времена обычая совершать литургию на гробницах мучеников. Впоследствии, при увеличении количества храмов в престолы стали вкладывать только частицы мощей. На рубеже VIII-IX вв. частицы мощей стали вшивать в материю и полагать поверх престола. АНТИПАСХА (греч. напротив Пасхи) - первое воскресение после Пасхи. Иначе называется " Фомина неделя " , т.к. в этот день вспоминается явление воскресшего Иисуса Христа апостолам и уверение Фомы (см. Ин. 20; 2429). АНТИФОН (греч. звучащий в ответ) - песнопение, которое попеременно постишно поется двумя хорами. Антифонное пение, по-видимому, стало употребляться в церкви с II в. Антифоны в настоящее время поются на праздничной вечерне, праздничной или воскресной утрене, на литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого (а также на изобразительных). На вечерне антифоном служат стихи из 1, 2 и 3 псалмов. На утрене поются так называемые степенные антифоны, темой которым послужили степенные псалмы 119-133. Степенные антифоны были написаны в IX в. в Студийском монастыре в Константинополе. На литургии антифонами являются: в будние дни - стихи 9, 92, 94 псалмов, в воскресные и праздничные дни так называемые изобразительные антифоны 102, 145 псалмы и блаженны, а в праздничные дни, посвященные Иисусу Христу - особые, праздничные антифоны. В настоящее время антифонное пение обычно не соблюдается.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Законы римской империи покровительствовали кладбищам и усыпальницам без различия религии и национальности. Место погребения умершего считалось неприкосновенным, поэтому христиане собирались для богослужения на кладбищах, как местах безопасных. Здесь же они строили храмы и часовни. Катакомбы – это особый вид кладбищ в подземелье. Катакомбы ископаны первыми христианами с целью иметь в них убежище во время гонений, хоронить в них умерших братий по вере и совершать богослужение. В первые три века гонения на христиан не были постоянны и непрерывны. Временами Церковь пользовалась покоем, и тогда начиналось бурное строительство храмов. В начале III века в одном Риме было до 40 храмов. В каждом городе были построены обширные храмы, но в 303 году, во время жесточайшего гонения Диоклетиана, они были разрушены, в том числе и знаменитый Никомидийский храм. В такое тревожное время Церковь не могла иметь постоянного места для совершения таинства Евхаристии, потому что во время гонений все храмы и молитвенные дома христиан разрушали, уничтожали. Освящённый Престол для совершения Таинства Евхаристии невозможно было каждый раз переносить на новое место, поэтому Церковь стала употреблять антиминс, который сохранился до наших дней. Антиминс находится на престоле, но не прикреплен к нему. Он может быть перенесен в любое место, и там, где есть антиминс, может совершаться Божественная Литургия. Антиминс – это четырёхугольный шёлковый плат, на котором посредине изображено Положение Иисуса Христа во гроб. По углам его изображены четыре евангелиста и между ними – с правой и левой стороны – орудия страдания Спасителя (терновый венец, копие, губка, столб бичевания, гвозди, молоток и др.). Вверху у антиминса – между евангелистами – надпись-объяснение слова «антиминс». Это слово греческое и в переводе на наш язык означает «священная трапеза, стол». Эта надпись объясняет, для какой цели он освящен, т.е. ради совершения на нем Божественной Литургии. Внизу антиминса написано: когда, для какого храма и каким архиереем он освящен, с подписью архиерея. С обратной стороны антиминса пришивается мешочек с частицей или частицами святых мощей в воспоминание тех времен, когда христиане совершали Таинство святой Евхаристии на гробах святых мучеников. Первые века христианства

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

На святом Престоле кроме срачицы, невидимой под верхней индитией, находится несколько священных предметов: антиминс, Евангелие, один или несколько напрестольных крестов, дарохранительница и пелена, покрывающая все предметы на Престоле, когда богослужения не совершаются. Антиминс (греч. «анти» – вместо и «миссион» – стол, то есть вместопрестолье) представляет собой четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с изображением положения во Гроб Господа Иисуса Христа. Кроме этого на антиминсе изображены орудия казни Христа, а по углам четыре евангелиста с их символами – тельцом, львом, человеком и орлом. На плате епископом, его освятившим, в обязательном порядке ставится надпись, сообщающая где, для какой церкви и кем он освящен. Ниже ставится подпись епископа. Антиминс В антиминс завернута губка для собирания мелких частиц Святых Даров и вынутых из просфор частиц. После причащения мирян антиминсной губкой счищают с дискоса в Чашу все те частицы из просфор, которые находились на нем с начала Литургии. Эта губка постоянно находится в антиминсе. Используется она также для отирания рук и губ священнослужителей после Причастия. Она является образом напоенной уксусом губки, которую римские воины подносили на копье к устам Распятого на Кресте Спасителя. В середину антиминса, ближе к его верхнему краю, полагаются залитые воскомастихом мощи в мешочке. Антиминсы помазуются Святым Миром и являются обязательной и неотъемлемой частью Престола, без которого нельзя служить Литургию и совершать Таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Если во время Божественной литургии начнется пожар или иное стихийное бедствие не позволит закончить службу в храме, священник согласно Уставу должен вынести Святые Дары вместе с антиминсом, развернуть его в удобном месте и обязательно докончить на нем священнодействие. Это указание Устава, а также освящение антиминса одновременно с Престолом уравнивает их значение. Необходимость дублирования Престола антиминсом возникла в годы жестоких гонений, когда священники, переходившие с места на место, тайно совершали Евхаристию в домах, служивших первым христианам храмами. Когда христианство в Римской империи стало государственной религией, Церковь не стала отказываться от сложившейся практики. Еще одной причиной для этого дублирования стало наличие в епархиях отдаленных храмов, которые епископ по тем или иным причинам не мог освятить лично. А поскольку по канонам сделать это мог только он, то выходили из ситуации следующим образом: епископ подписывал и освящал антиминс и посылал его в храм, а освящение здания производилось местным священником малым чином. Кроме того, византийские императоры и военачальники имели при себе священников, которые в военных походах совершали для них Таинство Евхаристии на антиминсе.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Спасителя, и верхнюю «индитию» (от греческого «эндио» «одеваю») из драгоценной блестящей одежды, которая изображает славу престола Господня. При освящении храма нижняя одежда срачица обвивается вервию (веревкой), которая символизирует собою узы Господа, коими Он был связан, когда Его вели на суд к первосвященникам Анне и Каиафе (Иоан. 18:24). Вервь обвязывается вокруг престола так, что со всех четырех сторон его получается крест, символизирующий собою тот крест, которым злоба иудеев низвела Господа во гроб и который послужил к победе над грехом и адом. Важнейшую принадлежность престола составляет антиминс (от греческого «анти» «вместо» и латинского mensa «менса» «стол, престол»), или «вместопрестолие.» В настоящее время антиминс представляет собою шелковый плат с изображением положения Господа Иисуса Христа во гроб, четырех Евангелистов и орудий страданий Христа Спасителя, внутри которого, в особом мешочке с обратной стороны, вложены частицы св. мощей. История антиминса восходит к первым временам христианства. Первые христиане имели обычай совершать Евхаристию на гробах мучеников. Когда христиане с 4 века получили возможность свободно строить надземные храмы, они, в силу укоренившегося уже обычая, стали переносить в эти храмы из разных мест мощи св. мучеников. Но так как число храмов все увеличивалось, то трудно было уже для каждого храма достать целые мощи. Тогда стали класть под престол только хотя бы частицу св. мощей. Отсюда и ведет свое начало наш антиминс. Он является, в сущности, переносным престолом. Благовестники, отправлявшиеся в дальние страны для проповеди Евангелия, императоры, отправлявшиеся в походы с духовенством и походными церквами должны были брать с собой и походные престолы, каковыми явились антиминсы. Ряд известий об антиминсах, с таковым именно названием, мы имеем уже с 8 века, а сами антиминсы, дошедшие до нас в виде вещественных памятников, восходят к 12 столетию. Сохранившиеся до нас древние русские антиминсы приготовлялись из холста, имели надпись и изображение креста. Надписи указывают, что антиминс

http://pravmir.ru/proisxozhdenie-xristia...

Она в великую пятницу выносится на средину храма, для воспоминания снятия Господа со креста, а в великую субботу обносится вокруг храма, в воспоминание погребения тела Господня во гробе, и, таким образом, имеет одинаковое значение с воздухом 142 . Плащаница и именуется часто воздухом, и в древности содержала изображения положение тела Господня во гроб. В ризнице Юрьевского Новгородского монастыря находится плащаница ХУ-го века, на которой по средине изображен Спаситель умерший, и под ним четыре ангела с рипидами; по краям вышиты лики св. Апостолов и других святых, в числе 24-х, а по углам символическия изображения 143 . На плащанице XV-ro века, принадлежащей Солотчинскому монастырю, изображены страсти Господни 144 . В каменной приходской церкви Рождества Христова в восточной стороне Киево-Подола, где Крещатицкая дорога начинает подниматься на Крещатик и Печерск, хранится старинная Волошская плащаница, сделанная в 1545 году и пожертвованная Логофетом и его супругою, Мариею, в храм св. Николая. На плащанице изображено положение Спасителя во гроб, возле него – Божия Матерь, Иоанн Богослов, Никодим, Иосиф Аримафейский и жены мироносицы; их окружают ангелы 145 . Изображение положения во гроб тела Спасителева, находившеся на древних воздухах и плащаницах, могло привести к мысли – рисовать его и на антиминсах. Первый печатный в Москве антиминс с изображением положения тела Господня во гроб, можно полагать, был тот, который здесь прилагается под Год освящения его ясно не обозначен, но из надписи на нем видно, что он был освящен при Царе и Великом Князе Алексее Михаиловиче, при Арсение Архиепископе Псковском и Изборском. Таким образом, антиминс освящен между 1664-м и 1682-м годами, ибо в это время Арсений управлял Псковскою епархиею 146 . Хотя, как увидим далее, есть антиминсы, с изображением положения тела Господа во гроб, ранее 1664 года, именно 1659-го; но и антиминсы с рисунком 3 могли существовать ранее 1662 и 1659 годов. Указание года на антиминсе не всегда может решить древность составления рисунка.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Антиминс – четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с изображением положения во Гроб Господа Иисуса Христа, орудий Его казни и четырех евангелистов по углам с символами этих евангелистов – тельцом, львом, человеком, орлом и надписью, сообщающей, когда, где, для какой церкви и каким епископом он освящен и преподан, и подписью епископа. На антиминсе постоянно находится губка для собирания мелких частиц Тела Христова и вынутых из просфор частиц с дискоса в чашу, а также для отирания рук и губ священнослужителей после Причастия. Она является образом напоенной уксусом губки, которую подносили на трости к устам Распятого на Кресте Спасителя. Антиминс является обязательной и неотъемлемой частью престола. Без антиминса нельзя служить Литургию. Таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы может совершаться только на этом священном плате. Антиминс находится постоянно в свернутом состоянии в особом плате также из шелковой или льняной материи, который называется илитоном (греч. – обертка, повязка). На илитоне нет изображений и надписей. Антиминс разворачивается, раскрывается только в определенный момент богослужения, перед началом Литургии верных, и закрывается, свертывается особым образом по окончании ее. Если во время Литургии загорится храм или если иное стихийное бедствие будет угрожать зданию храма, священник обязан вынести Святые Дары вместе с антиминсом, развернуть его в любом удобном месте и докончить на нем Божественную литургию. Таким образом, по своему значению антиминс равен престолу. Образ погребения Христа на антиминсе еще раз свидетельствует, что в сознании Церкви престол есть, во-первых, знамение Гроба Господня, а во-вторых, знамение Престола славы Вокресшего из этого Гроба Спасителя. Последнее значение свидетельствуется образами четырех евангелистов по углам в знак того, что Евангелие обращено ко всем странам света, ко всей Вселенной а также илитоном, являющимся, по блаженному Симеону, архиепископу Солунскому, образом той головной погребальной повязки (сударя), который увидели лежащим отдельно от плащаницы в свернутом виде апостолы Петр и Иоанн в Гробе Христа после Его Воскресения ( Ин. 20, 7 ). Илитон также означает вообще погребальную одежду Христа Вседержителя, то есть служит для антиминса тем же, чем служит нижняя одежда для престола. В древности ткани антиминса иногда усваивалось значение Плащаницы Христа во Гробе. Святой Исидор Пелусиот называет ткань антиминса «синдон» (плащаница). Так же называется и одежда епископа при освящении престола, знаменующая погребальные пелены Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010