Устройство храма Алтарь (лат. altaria, от altus — «высокий») — восточная часть храма, находящаяся на возвышении, священное пространство, вход в которое запрещен для непосвященных. Отделен от остального храма иконостасом. Амвон (греч. «возвышение») — часть солеи, выдающаяся полукружием в центр храма, напротив Царских врат. Служит для произнесения проповедей, ектений, чтения Евангелия. Антиминс (греч. antimension — «вместопрестолие» от греч. anti — «перед, вместо» и лат. mensa — «стол») — главный священный предмет храма. Четырехугольный льняной или шелковый плат, расстилаемый на престоле. Литургия может быть совершена только на антиминсе, который предварительно освящается епископом и передается в храм в знак его освящения. Этот обычай восходит к первым векам христианства, когда из-за гонений верующие не могли строить храмы и возводить постоянные престолы. На антиминсах, по традиции, вышивкой или аппликацией изображается «Положение во гроб» тела Христа. Апсида — выступ храмового здания со стороны алтаря, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом (конхой). Наиболее важная функция апсиды в храме — завершение алтарного пространства, в котором расположено горнее место. Горнее место (слав. «высокое») — место в алтаре между престолом и восточной стеной. На горнем месте на некотором возвышении ставится кресло (трон) для архиерея, а по сторонам, но ниже его — сидения для священников (в приходских храмах кресло для архиерея не ставится). Горнее место является обозначением таинственного присутствия Бога и сослужащих Ему. Поэтому этому месту всегда воздают подобающие почести. Двери диаконские (северная и южная) — две одностворчатые двери, расположенные в иконостасе по сторонам от Царских врат. В отличие от Царских врат, диаконские двери служат для входа в алтарь церковнослужителей и духовенства в богослужебное и в небогослужебное время. Название происходит от традиции изображать на диаконских дверях первомученика диакона Стефана (I в.) и римского архидиакона Лаврентия (III в.). Иногда на диаконских дверях помещаются изображения архангелов.

http://sinfo-mp.ru/slovar-cerkovnih-term...

Антиминсы с рисунком 11-й находятся в ризнице Александро-Невской лавры 1759 года 180 . Рисунок отличается обилием украшений, в стиле рококо, и особым расположением предметов и лиц. В нем все четыре Евангелиста с их символическими лицами изображены внизу рисунка, по два Евангелиста вместе. Аттрибуты страданий Христовых, находящиеся по той и другой стороне изображения положения во гроб Господа, переплетаются с листьями и раковообразными фигурами рококо. От креста видна одна только небольшая вертикальная часть столпа. Крест Господень закрыт вверху облаками с всевидящим оком, а внизу лицами, стоящими при гробе. Ангелы присутствуют при гробе без рипид и свечей, с сложенными благоговейно на груди руками. У гроба лежит терновый венец и стоит сосуд с миром. Ни над одним лицем нет надписи. Надписи же вверху и внизу антиминса, кем, когда он освящен и тому подобное, напечатаны гражданскими буквами. Этогь антиминсный рисунок тонкостью своей работы, изяществом, художественным расположением фигур отличается от других антиминсных рисунков и превосходит их. Из дел Св. Синода мы видим, что антиминсный рисунок составлен Гриммелем 181 . Дело о печатании антиминсов, имеющих указанный рисунок, началось в 1752 году апреля 27-го. Бывшая в Москве контора Св. Синода взошла в этом году с донесением в Св. Синод, что имеющиеся в типографской конторе три антиминсныя доски трех образцов, от большого употребления их, почти выпечатались и, по усмотрению Синодальной конторы, оказались безнадежными к тиснению, и предлагала на благоусмотрение Св. Синода, не соблаговолит ли он приказать сделать в Академии Наук для печатания антиминсов доски на меди искуснейшим мастерством, на счете типографской конторы. Св. Синод, согласно предложению Синодальной конторы, приказал послать в Канцелярию Академии Наук три антиминсные образца, для вырезания изображения на новых медных досках одинаковой величины, требуя, чтобы изображения были исполнены художественно и искуснейше грыдорованною работою. Для вырезывания на меди, Св. Синод указал на обучающихся в оной Академии синодальных учеников, которые должны были вырезать под присмотром мастеров Академии, и сделать всю работу в непродолжительном времени. Медные доски и прочее, что к тому будет принадлежать, Св. Синод велел употребить на счет Московской типографии. По окончании работы доски должны быть присланы в Св. Синод, с объявлением употребленного кошту на дело тех досок, который в оную Академию Наук имеет быть возвращен без удержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Антидор ( греч. ντδωρον – вместо Даров) – части той просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец. А. раздается иереем в конце Литургии всем присутствующим за богослужением. А. должен быть вкушаем в храме. Существует несколько версий происхождения А., согласно наиболее распространенной обычай раздавать А. возник в связи с тем, что уже с конца IV века за Литургией причащались не все присутствующие. Как часть агничной просфоры А. появился не раньше VIII века, до этого раздавались отдельные освященные хлебы с особыми печатями, называемые евлогиями ( греч. ευλογα – благословение). Антиминс (ντμ(ν)σιον, от греч. αντ – вместо и лат, mensa – престол) – четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с зашитыми частицами мощей, на котором совершается Литургия. А. освящается архиереем по особому чину. На современных А. изображаются положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста и четыре евангелиста. А. является обязательной и неотъемлемой частью престола, без которого не может совершаться Божественная литургия. А. находится постоянно в свернутом состоянии в особом плате, который называется илитоном, разворачивается в определенный момент богослужения, перед началом Литургии верных, и свертывается особым образом по окончании ее. А. получили большое распространение в Византии в эпоху иконоборческих гонений вследствие невозможности совершать Евхаристию на престолах, оскверненных иконоборцами. Но и после победы иконопочитания использование А. продолжалось, т. к. не было уверенности в правильном освящении престолов (иконоборцы, отрицая почитание св. мощей, освящали храмы без вложения частиц этих мощей в престолы). Примерно в то же время в Византии получила распространение практика использовать А. для служения Литургии в местах, где не было престола. Антипасха ( греч. ντπασχα, от αντ и πσχα – вместо Пасхи, новая Пасха) – первое воскресенье после Пасхи, иначе называемое Неделей о Фоме, или Фоминым воскресеньем. Служба этого дня посвящена воспоминанию осязания ап. Фомою ран воскресшего Христа (уверение Фомы, Ин. 20, 24–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

16 «Звездица» состоит из двух металлических дуг, соединенных между собой винтом так, что их можно сложить вместе и раздвинуть крестообразно. Звездица употребляется для того, чтобы, при покрытии дискоса воздухом, частицы, лежащие на дискосе, не смешивались между собой. Звездица означает ту звезду, которая привела волхвов к родившемуся Спасителю. 17 «Копие» – нож, по форме напоминающий копье, острый с обеих сторон; употребляется на проскомидии для вынимания частиц из просфор; изображает копие, которым прободены были ребра Христовы. 19 «Губа», или губка, называемая «истиральною», употребляется для отирания чаши, по потреблении св. Даров. Кроме этой «губы», на Литургии употребляется губа «антиминская», полагаемая на антиминсе; она служит для отирания дискоса над чашею после того, как в чашу опущены все частицы, лежавшие на дискосе. 20 «Покровы», или «воздухи», числом три, – употребляются для закрывания дискоса и чаши. Из них два меньших имеют вид равноконечного креста; третий – больший, представляет продолговатое четыреугольное покрывало. Сообразно разным священным воспоминаниям, соединенным с разными частями литургии, покровы напоминают то пелены Младенца Иисуса, то пелену, обвивавшую главу Христа Спасителя, положенного во гроб, то плащаницу, то камень, приваленный ко гробу Господа. 21 «Подризник» – длинная, из мягкой – полотняной, или бумажной материи, одежда, с рукавами и отверстием для головы; надевается под другие священные одежды, или ризы, отчего получила и самое название. 22 «Еритрахиль» по-русски: «нашейник»; это – одежда, охватывающая шею сзади и чрез грудь доходящая донизу. Она означает благодать священства большую, чем та, какую получает диакон. 23 «Пояс» есть роды ленты, которого священник опоясывается поверх подризника и епитрахили для того, чтобы удобнее было священнодействовать. Пояс напоминает священнику, как Господь опоясался на Тайной Вечери, чтобы послужить апостолам и что Он всегда готов послать помощь Свою любящим Его. 24 «Набедренник», или «наколенник» есть четырех угольный, продолговатый плат, который, при помощи шнура или ленты, надеваемой на левое плечо, привешивается на правом бедре священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

1443 Иван Иванович Давыдов (1792–1863), тайный советник, сенатор, академик; председатель Второго отделения ИАН, заслуженный профессор русской словесности. 1454 Продолжение цикла «Логика раскола», сохранившееся в рукописи. Впервые опубликовано Шаховским: РО. 1895. Т. 35. Окт. С. 456–466. 1455 В архиве Гилярова сохранились черновые наброски и две беловые рукописи с разными вариантами предлагавшихся им формулировок статей под названием «Об изменениях в Цензурном уставе» (ИРЛИ. Ф. 71. Д. 21. 86 л.). Позже одно из своих «мнений», поданных на обсуждение Комиссии для разработки проекта Устава о книгопечатании – о порядке административных взысканий – Гиляров опубликовал в виде передовой статьи: СИ. 1867. 7 дек. 7. С. 1–2. Скорее всего именно эту Записку и имел в виду Шаховской. 1456 Подразумевается Записка об антиминсах, о которой Гиляров 8 ноября 1883 г. писал К. П. Победоносцеву : «Едва только я вступил в Синодальную типографию, как мне пришлось обратить внимание на печатание антиминсов с хульною надписью, дававшею тот смысл, что тайнодействия сила сообщается антиминсу Государем. Я принялся за разыскания, составил историческую записку и при содействии покойного Филарета (поразившегося моим указанием и не находившего слов благодарить меня) достиг, что редакция надписи была изменена». Записка датирована 17 октября 1863 г.; впервые опубликована, с отзывом свт. Филарета (Дроздова) : Алфавитный указатель к Собранию мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам и к переписке его с разными учреждениями и лицами духовными и светскими. СПб.: Синодал. тип., 1891. Ч. II. С. 58–65. Антиминс (ντιμνσιον – вместопрестолие, от греч. ντι – вместо и лат. mensa – стол) – льняной или шелковый плат с изображением сцены положения Христа во гроб и четырех евангелистов и надписанием епископа, в который вшита частица св. мощей. 1460 О чиновнике МНП И. П. Корнилове см. примеч. 39 на с. 162–163. О его переписке с Гиляровым см. примеч. 1 на с. 467.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Сегодня «Путь святого апостола Иакова» представляет собой целую серию маршрутов разной сложности и разной продолжительности: от нескольких десятков до нескольких сотен километров В соответствии с этим и всякое паломничество своим центром имело совершение Божественной службы у святынь, связанных с личностью, жизненным путем и духовным подвигом угодника Божия. Прямым следствием этого явилась практика создания храмов или, по крайней мере, часовен, в которые помещались реликвии и где собственно и происходило молитвенное поклонение. С литургическим почитанием святынь сливалась традиция совершения Евхаристии на честных останках святых. Исторически данное явление оказалось зафиксированным в Православной Церкви в форме антиминсов – особых платов, как правило с изображением положения во гроб Христа Спасителя и содержащих часть мощей. Показательно, что непременным атрибутом антиминса является подпись епископа, его освятившего. Само наличие подписи воспринимается как делегирование архиереем священнику права совершения литургии в определенном храме. В соответствии со всем вышесказанным необходимо отметить, что православный паломник, решивший предпринять путешествие к мощам святого апостола Иакова, без сомнения, столкнется с одной существенной трудностью на своем пути: фактическим отсутствием литургического содержания паломничества. В результате возникает необходимость вписывания подвига «хождения к святыне» в контекст инославной религиозной традиции. Паломничество проходит по маршрутам, сформировавшимся в эпоху католического средневековья, в соответствии с традициями западного христианства. Для православного же человека это ставит непростую задачу: совершить акт почитания древней христианской святыни, не поколебав свою конфессиональную идентичность, или, проще говоря, не отступив от канонических норм и святоотеческой традиции, не погрешив против вероучения. Очевидно, что для многих наших соотечественников таковая задача представляется трудной, а зачастую и неразрешимой. Дорога св. апостола Иакова - знаки на пути Еще одной из серьезных проблем, стоящих на пути православного паломника к древней святыне, является удаленность места и, как следствие, дороговизна пути. Вся совокупность трат на поездку (оформление визовых документов, оплата билетов на самолет, трансфер по стране, проживание на месте и т.п.) составляет еще одну не менее существенную проблему, которую приходится преодолевать тому, кто решится поклониться мощам «самовидца и служителя Слова».

http://pravoslavie.ru/54758.html

Потому и сам антиминс был переосмыслен как свидетельство о том, что в данном храме литургия совершается с благословения архиерея (и данный храм находится в каноническом общении с епархиальной властью). Номоканон XIII века предписывал священнику, служащему без антиминса, в  качестве наказания 70 поклонов. Примерно с этого же времени практика использования антиминсов распространяется в Русской Церкви; законодательно у нас служение литургии с антиминсом закреплено Московским собором 1675 года. Интересно, что до XVII века в России было принято пришивать антиминс к нижней одежде престола или даже прибивать его гвоздями; после XVII века антиминс по примеру греческих церквей стали заворачивать в илитон. «Учительное известие» при Служебнике, составленное в начале XVIII века и действующее до сих пор, называет антиминс в списке первоочередных предметов, необходимых для служения литургии. При этом на одном антиминсе совершается в день только одна литургия; если в храме есть поздняя литургия, то она должна быть совершена на другом антиминсе. Антиминс – важная святыня; его нельзя стирать, в случае его износа он заменяется новым. В случае чрезвычайного происшествия (пожар, наводнение) священник старается спасти антиминс в первую очередь. Мирянам антиминс трогать запрещается. Антиминс Ю.И. Рубан Антиминс – («вместопрестолие», от греч. анти – «вместо» и лат. mensa – «стол») – льняной или шелковый плат с изображением сцены положения Христа во гроб и четырех евангелистов, в который вшита частица мощей какого-либо святого. Первоначально антиминс употреблялся только вместо св. престола, освященного епископом или патриархом (откуда и происходит его название); при наличии же престола антиминс для совершения Литургии не требовался. Согласно Симеону Солунскому (XV в.), на антиминсах «совершается все, что и на божественной трапезе (Литургии). Когда нужно, по усмотрению архиерея, они, совершенно освященные, посылаются в места, где нет жертвенника [престола], и на них совершается божественное священнодействие Тайн» (Разговор о св.

http://azbyka.ru/antimins

3) Освящаемый в таинстве св. крещения и рукоположения облекается в одежды: так при пении 131 псалма, восхваляющего благочестивую ревность Давида к созиданию храма Божия, трапеза, сообразно духовному ея значению гроба и престола, облачается в священные одежды, окропленные св. водою: в нижнюю белую срачину (χιτων κατασαρχιον), образующую плащаницу, которою обвито было тело погребенного Спасителя (Мк.15:46). Начало нижней напрестольной одежды положено первоначально чувством благоговения к святости евхаристии. О срачице напрестольной в IV веке упоминает Оптат милевитский, епископ Нумидии, говоря: «кто из верных не знает, что дерево покрывается полотном, и что при совершении самых таинств можно касаться только покрова, а не дерева» 734 . Срачица троекратно опоясуется вервию (επενδυτης), знаменующею узы, в коих Господь веден был к первосвященникам Анне и Каиафе ( Ин.18:24 ), а равно и мученическое препоясание Ап. Петра ( Ин.21:7 ), и притом так, что на каждой стороне престола образуется вервию крест. Ибо крест есть и орудие, которое низвело небесного Подвигоположника во гроб и возвело на высоту небесной славы ( Фил. 2, 8–12 ). Но как трапеза знаменует и престол Бога невидимого: то возлагается на нее верхняя риза – ипдития (ενδυτον), изображающая ризы присносущной славы Богочеловека. Об украшении престола упоминает Ориген писатель III века 735 . В IV веке, по сказанию Феодорита, Константин Великий прислал в новосозданную им церковь Иерусалимскую царские покрывала для св. престола 736 . О снаряжении трапезы или престола златотканными уборами упоминает св. Иоанн Златоуст 737 . На престол, облеченный в священные одежды, при пении 92 псалма, восхваляющего Господа, облеченного величием и могуществом, возлагается антиминс (αντιμινσιον), илитоне (ειλητον обвертке), как бы в гробных пеленах 738 , или сударе (плате), которым покрыто было чело погребенного Спасителя ( Ин.20:7 ). Антиминс есть образ гроба Христова или плащаницы, в которой положено было тело Христово. Употребление антиминсов, без сомнения, восприяло начало свое в первые времена Христианства. В V веке упоминает об антиминсе Исидор Пелусиот , говоря, «то снидон (σινδων или антиминс) распростирается под св. дарами, и на нем они освящаются» 739 . Название антиминс (αντς и mensa вместо престола) показывает, что он принят Церковию для свидетельства, что священнослужение во храме совершается по благословению епископа, который освятил престол, если не сам лично, то вместо престола – антиминс, а равно и для того, чтобы антиминс действительно служил вместо престола, когда, напр. гонители веры Христовой, пожар или иная опасность и надобность вынуждала перенести Богослужение на иное место 740 . Посему антиминс называется жертвенником 741 . Несмотря на крайнюю нужду, могущую заставить вынести антиминс из храма и окончить на нем Божественную литургию, этот антиминс есть неподвижный. Но древле были и ныне бывают антиминсы и подвижные 742 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Антиминс. Монастырь Симонопетра, Афон. XVI в. Антиминс. 1741 г. ( Церковь Петра Митрополита, Переславль-Залесский) Антиминс в виде куска ткани, по мнению исследователей, появился в результате невозможности для византийских архиереев – например, за дальностью расстояния – лично освящать все храмы подведомственных им епархий: «В этом случае считалось достаточным возложить на престол освящаемого храма кусок ткани, которая была постлана на престоле, освященном епископом, из чего и возникли антиминсы» 501 . В XIII веке антиминсы освящались архиереем при освящении храма и раздавались для тех храмов, где престол оставался неосвященным. Начиная с XIII века, однако, антиминс стали полагать также и на освященный престол 502 . Этот обычай сохраняется ныне во всех Поместных Православных Церквах. Согласно практике Русской Православной Церкви, в антиминс вшивается частица мощей святого или мученика, что напоминает о древней традиции совершать Литургии на гробницах мучеников. Надпись на антиминсе указывает на титул и имя освятившего его епископа, дату освящения и храм, для которого он предназначен. Антиминс подписывается архиереем для конкретного храма; он может быть выдан на руки отдельному священнику только в особых случаях, например, если священник несет миссионерское служение там, где храмы отсутствуют. На антиминсе изображается Положение во гроб Господа Иисуса Христа. Это связано с символизмом антиминса, знаменующего собой, согласно святителю Герману Константинопольскому , «плащаницу, которой обвито было снятое с креста и положенное во гроб Тело Христа» 503 . Оклад напрестольного Евангелия. Успенский собор Московского Кремля. 1410–1420-е гг. (Музеи Кремля) Антиминс хранится на престоле в сложенном виде, завернутым в плат – илитон. В антиминс вложена гýба – плоская губка, используемая для стирания с него частиц тела Христова или крошек от просфор. Во время Литургии антиминс разворачивают, и Евхаристия совершается на развернутом антиминсе. Другие предметы богослужебной утвари На престоле также лежит Евангелие: в некоторые моменты богослужения оно выносится для чтения или для поклонения. Напрестольное Евангелие обычно представляет собой книгу большого размера с богато украшенным переплетом. В древности Евангелие вместе с богослужебными сосудами хранилось в специальном помещении при храме – скевофилакионе (сосудохранилище), однако впоследствии Евангелие стали оставлять на престоле – как во время богослужения, так и во внебогослужебное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

891. Чем и как покрыт святой престол? Святой престол покрыт белым, или внутренним, обычно льняным, покровом, и верхним, или наружным, обычно цветным, по большей части из парчи, и притом так, что покрывается не только верхняя часть его, но все четыре его стороны сплошь до самого низа, а на верхнюю его часть полагается красивое покрывало, спускающееся на все четыре его стороны. 892. Чем прикрепляется первый покров к святому престолу? Первый покров прикрепляется к святому престолу шнуром, который обводится наверху и внизу кругом престола, образуя крест на каждой стороне престола. 893. Что находится на святом престоле? На святом престоле находятся: 1) сложенный антиминс; 2) Евангелие, которое лежит на антиминсе; 3) дарохранительница, обычно серебряная, в которой хранятся Святые Дары для причастия больных; 4) возле антиминса малый крест для благословения; 5) около дарохранительницы дароносица, в которой носятся Святые Дары для причащения больных; 6) около же дарохранительницы иногда ставятся сосуды с освященным елеем; 7) семисвечник. 894. Что еще обыкновенно хранится в дарохранительнице? В дарохранительнице обычно хранится еще святое миро. 895. Что ставится непосредственно за престолом? Непосредственно за престолом ставится запрестольный большой крест, обращенный своей лицевой стороной к средине храма и носимый при церковных ходах. 896. Что такое антиминс? Антиминс есть льняной или шелковый плат с изображением положения Христа в гроб. 897. Что зашито в верхней части антиминса? В верхней части антиминса зашита частица святых мощей. 898. Кем освящается антиминс? Антиминс освящается епархиальным архиереем. 899. Во что завертывается сложенный антиминс? Сложенный антиминс завертывается в льняной или шелковый, обычно цветной, плат, называемый илитоном. 900. Когда развертывается антиминс? Антиминс развертывается: 1) при служении Святой Литургии, когда на нем совершается пресуществление Святых Даров; 2) при посещении храма духовными лицами, обязанными следить за тем, чтобы антиминс был чистым и неповрежденным, как того требуют церковные правила.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010