15. О церквах, яже не имут мощей мученических во освящении свое. Нужда есть обновитися и паки исполнитися положением священных мощей. Зане, яко же глаголет седмое правило седмаго собора сие, яко пребышя многия церкви не освященныя, бывает от иконоборцов, иже и иныя древния обычаи церковныя оставиша, да погубят неписанное законоположение. И сего ради святии отцы оного собора догматизствующе, пишут сице 430 : «Елицы святии храми не освятишася от святых мощей мученических, повелеваем быти им положению мощей; а иже без святых мощей освящает храм, да извержется, яко преступив церковное предание». Тожде извержение последует и оным, иже употребляют неосвященных антимисий мученическими мощми. 16. О еже где полагается антимисий по божественной литургии: или верху, или долу святыя чаши, ответа не имамы, ибо мы оставляем антимисий, и стоит всегда на святой трапезе, зане ниже святый гроб преложися когда от места на место. 17. Седмонадесятое, еже глаголет полагатися в церкви мощем святых, ни единаго имать недоумения, но по собором, яже пишите, тако подобает быти. 18. О осмонадесятом, аще извергается священник, иже приносит священную жертву, на не освященную трапезу, или антимисий не освященный, рехом в пятойнадесятом. 19. Но и двобрачный священник бывает неосвященный, по седмонадесятому правилу святых апостол, глаголющему: «вященник двобрачный или наложницу питаяй, неосвященный да будет». И внегда обнажися вторым браком от всякого священническаго действа и достоинства, не может ниже епитрахилии налагати, ниже фелоний носити, ниже кадити люди. Зане третие правило шестаго собора глаголет: «священник двобрачный, и иже беззаконно женившеся, извергошася»; уязвленый бо не благословляет, сиречь ни едину благодать преподает. Аще и Лев Премудрый во осмьдесять девятой нове 431 утвержает таковаго закона и дает им место во внешния службы олтаря, но ныне обычай сей не сохраняется. Но ветхий закон отеческий имать утвержение: толико наипаче самопоставлен, иже дерзну рукама неосвященными лгати пречистому телу и крови Господни, на него же и царский закон законополагает смерть. Како кадити не убоится, да не постраждет и само оно, еже пострадаша сто пятьдесят мужей, иже при Коре 432 , егда изыде огнь от Господа, и снеде их, приносящих кадило несвященне? Или не трепещет случившагося Озии царю 433 , иже прокажен бысть и изгнася и от Храма и от царствия, внегда восхоте кадити, не имеяй священства? Да не будет терпети Церковь сие когда, зане и та сопричастится осквернения. Глаголет бо десятое, и первонадесятое, и второнадесятое правило святых аопстол: «моляйся со отлученным, да отлучится; и моляйся со изверженным непокоривым, сомоосужден; и приемляй отинде неприятаго и той неприят». Яже сия вся аще кто испытает с прилежанием, обрящет я в самопоставленном.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

3. Алтарь есть главная часть храма — за иконостасом, где совершается богослужение. Необходимые принадлежности алтаря составляют: святой престол и жертвенник. Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, на котором совершается таинство Св. Причащения. Он устрояется посредине алтаря и покрывается священными одеждами. На нем находятся: Св. Крест, Св. Евангелие, Дарохранительница, Дароносица и Антиминс. Дарохранительницей называется ковчег (ящик) из какого-либо металла (серебра, меди и др.); в нем хранятся Св. Дары для причащения больных. Дароносицей называется небольшой ковчег, в котором священник носит Св. Дары при причащении больных на дому. Антиминс есть шелковый плат, на котором посредине изображено положение Иисуса Христа во гроб, по углам — четыре Евангелиста и между ними с правой и с левой стороны орудия страданий Спасителя (терновый венец, копие, губка, столб бичевания, гвозди и др.). Вверху антиминса между Евангелистами делается надпись с объяснением слова «антиминс» (слово греч. священная трапеза, стол) и цели, с какой он освящен («ради приношения на нем Божественные Жертвы Тела и Крови Господни на святой Литургии»), а внизу указывается, когда и для какого храма и каким архиереем он освящен, причем имеется собственноручная подпись архиерея. С оборотной стороны антиминса пришивается мешочек с частицей св. мощей, напоминающих, что в первые века христианства, во время кровавых гонений, верующие на молитву собирались по преимуществу в подземных пещерах (катакомбах) и там на гробах мучеников совершали таинство Св. Причащения. Без антиминса, освященного архиереем, нельзя совершать Божественной литургии. Для большей сохранности антиминс завертывается в другой шелковый плат, называемый илитоном, напоминающим нам сударь (плат), которым была обвита Глава Спасителя во гробе. За престолом поставляется св. Крест для напоминания о том, что Спаситель мира Иисус Христос принес Себя в жертву за грехи мира на кресте, и семисвечник. Жертвенником называется стол, покрытый священными одеждами, на котором совершается проскомидия, т.е. приготовляются Дары (хлеб и вино) для Св. Причащения. Он всегда ставится в северовосточном углу алтаря. На нем находятся священные сосуды с прибором:

http://zavet.ru/a/rss_1265282241.html

Впрочем впоследствии Православная Церковь определила, чтобы и в храмах, освященных Архиереем, были Антиминсы. Употребление Антиминсов первоначально было следствием необходимости: еретики и язычники часто нападали на Христиан, опустошали и грабили их храмы. Поэтому верующие, чтобы удобнее скрывать святыню и переносить ее с одного места на другое, вместо Престолов, употребляли освященные убрусы. Так как в древние времена Христианства строили храмы на могилах мучеников, то, в подражание этому, определено влагать и в Антиминсы частицы мощей, без которых, по правилам седьмого Вселенского Собора, нельзя освящать ни церкви, ни Антиминса. Таинственное значение Антиминса, и почему изображается на нем положение Иисуса Христа во гроб? Антиминс означает, по объяснению Св. Исидора Пилусиота, плащаницу, которою обвито было тело Иисуса Христа во гробе. Это значение дается Антиминсу потому, что сверх него полагается на Дискосе священнодействуемое Тело Христово: «Чистая плащаница (συνδν), говорит Св. Исидор 406 , «под Святыми дарами для служения распростираемая, есть служение Иосифа от Аримафея. Якоже бо он Тело Господне обвив гробу предал, имже весь род наш воскресение получил, тако мы, на плащанице хлеб предложения освящающи, Тело Христово несумненно обретаем, тоежде нам источающее нетление, которое Спаситель Иисус, будучи от Иосифа погребен, но потом от мертвых восстав, даровал». На Антиминсе изображается положение Иисуса Христа во гроб, потому что Антиминс заступает место самого Престола, который означает Гроб Христов 407 . § 87. Лжица для него уставлена? – От кого и когда введена в Церковь? Лжица есть священная ложка, с ручкою, на конце крестообразною, употребляемая для причащения. Изобретена она Церковию, как 1) для искоренения некоторых злоупотреблений 408 , так 2) и из предосторожности, чтобы не проливать Таин. Но когда и кем этот сосуд уставлен, решительно из Истории не видно. Некоторые 409 приписывают это Св. Златоусту; но в 101 правиле Вселенского Собора, бывшего в Трулле, в конце уже века, строжайше повелевается Священникам давать простолюдинам обоего пола Тело Христово в руки, да и сам Святой Златоуст во многих беседах 410 подтверждает тоже.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Dmitrievs...

Прот. К. Никольский в исследовании «Об антиминсах Православной Русской Церкви» приводит в качестве иллюстрации 24 антиминса. Первый из них, датированный 1627 годом, имеет изображение Христа, стоящего в открытом гробе. Из раны, которую нанес Ему один из воинов, течет кровь в стоящую рядом чашу. На полях антиминса справа – ангел с копием, слева – ангел с копием, на котором нанизана губка, по углам – четыре евангелиста. Над головой Христа надпись, сделанная Пилатом: «И.Н.Ц.И.» и «ИС.ХС.НИ.КА.» 624 . В первом печатном Московском антиминсе 1659 или 1662 года дано изображение положения Господа во гроб 625 ; в печатном антиминсе, освященном в 1770 году, – положение во гроб, Богородица и с Нею плачущие Мария Клеопова и Мария Магдалина – у изголовья Христа, Иосиф, омывающий ноги Христу, и на этой же стороне Никодим и плачущий Иоанн Богослов. На втором плане на правой стороне ангел, держащий две рипиды, а на левой – ангел с двумя опахалами, между ними крест, у которого стоит лестница. Выше, над крестом в облаках Бог Отец, ниспосылающий Христу Духа Святого, в углах – евангелисты 626 . Постоянные связи между Православным Востоком и Русской Церковью содействовали распространению плащаницы у нас. В Сийском монастыре в Великую Субботу игумен с другими священниками после тропаря на «Бог Господь» выходили на середину храма и, став перед иконой положения во гроб Христа, которая лежала на аналое, пели 17-ю кафизму. Игумен же кадил весь храм 627 . В других случаях священник после великого славословия при пении «надгробного» Трисвятого выходил с Евангелием и возглашал «Премудрость, прости», чтец читал тропарь, пророчества и паремию 628 . В Иосифо-Волоколамском монастыре великий вход совершался с воздухом, который в это время переносился из большого храма в малый. «При пении стихиры „Преблагословенна еси, Богородице Дево», – говорится в обиходнике этого монастыря, – пойдут со свечами в большую церковь , и пришед поют славословие, и пред воздухом идут помалу тихо и поют „Святый Боже» путь ея (по всей вероятности, во весь путь), а священницы все идут под воздухом» 629 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Относительно всех изложенных особенностей обрядов великого пятка и великой субботы можно, думается, сказать, что их идейное начало нужно искать в Иерусалиме: там взята мысль об обряде, обряд же развивался в Константинополе. Ближайшим образом из Константинополя обряд занесен был на Русь, дальнейшее же его развитие шло параллельно в Греции и России 788 . Впрочем, при отсутствии точных и определенных исторических данных, обо многом в истории плащаницы следует говорить только: «может быть». Обряд распространялся, входил в обще-церковное употребление, но падало художественное достоинство плащаницы, —530— которое стояло на высоте, пока обряд был лишь в монастырских и соборных храмах. Художественно расшитые плащаницы, подобные древним, встречаются лишь в виде исключений. Выработался менее сложный и более дешевый тип плащаницы: на ней обычно красками изображается уже не «положение во гроб», а мертвый Спаситель. Плащаница по внешнему виду приблизилась к тому «образу Спасову», который раньше поставлялся среди храма и который она постепенно вытеснила и заменила собой. Но можно думать, что изображение «положения во гроб», редко встречающееся на современных плащаницах, не исчезло бесследно. Не от воздухов ли и плащаниц получили свои рисунки позднейшие антиминсы? На антиминсах XII–XVII вв. был ведь только крест в разных формах 789 . Уже во второй половине XVIII в., когда антиминсы начали печатать, стали изображать на них «положение тела Спасителева во гроб». Изображение, которое было на древних воздухах и плащаницах, находившихся на престоле, послужило образцом для рисунков на антиминсах, где сохраняется после того, как сошло с плащаниц и воздухов, даже до ныне. Изредка встречаются (например, в Тульской Епархиальной Палате древностей) плащаницы резные: в «гробе» лежит фигура Христа, выточенная из дерева. Владимир Троицкий Марков В., прот. Настоятели Московского Большого Успенского собора (Со времени учреждения Святейшего Синода)//Богословский вестник 1912. Т. 1. 3. С. 531–542 (3-я пагин.). (Начало.)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поэтому и нужно сказать о нем подробнее. Престол В то время, когда христианство еще только начиналось, т. е. во времена апостолов и после них, храмов, какие теперь, еще не было. Верные собирались для молитвы в частные дома и совершали таинство тела и крови Христовой на столах, особенно для того назначенных. Поэтому св. апостол Павел называет и самое таинство причащения трапезою Господней. Трапеза – слово греческое, по-русски значит стол. Когда христианство распространилось и гонения христиан от язычников прекратились, тогда верующие начали созидать храмы и в них особенные престолы, и украшать их. Сначала они делали из дерева, впоследствии начали сооружать их из лучшего мрамора и украшать серебром, золотом и драгоценными камнями. Изменилась и самая форма их. Сперва они имели вид столов, потом делались возвышенье, и утверждались или на одном только столбе, или полагались на четырехугольном основании и имели вид гроба. Были обыкновенно покрываемы одеждами из драгоценнейших материй. Словом, не жалели ни драгоценностей, ни искусства для украшения этого священнейшего места во храме. Понятно, что украшая так заботливо эту святыню, христиане так же заботливо старались сохранить ее от насилия и осквернения врагов православия. В те времена церкви нередко подвергалась нападениям еретиков и варваров, которые грабили драгоценности их и ругались над престолами. Вследствие этого отцы первых веков христианства определили, чтобы в церквах, вместо больших и тяжелых престолов, употреблялись для совершения божественной литургии антиминсы, т. е. престолы малые и легкие, как объясняет это слово св. Григорий Нисский в беседе о крещении Господнем. Антиминсы, что по-русски собственно значит вместопрестолия, чаще всего употреблялись из полотна. Это были освященные убрусы или платы, на которых теперь мы видим изображения положения во гроб Христа Спасителя. И так как храмы сооружались в древности преимущественно на гробах мучеников, то и в антиминсы, по определению Церкви, должны быть влагаемы частицы от мощей мученических.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Иисус Христос во время Тайной Вечери освятил Хлеб и Вино и через них соединил Свою жизнь с жизнью Своих учеников. На Божественной Литургии служащий епископ или священник молится: «Господи, Иисусе Христе! Ты – Бог наш, сидящий на Небесах и среди нас невидимо пребывающий! Воззри на нас с высоты Престола Славы Царствия Твоего – из святого Жилища Твоего – и приди освятить нас и удостоить принять из Твоей могущественной руки Твое Пречистое Тело и Твою драгоценную Кровь и через нас раздать Их всем людям Твоим» (русский перевод молитвы из Служебника). Как мы уже говорили, на Литургии священник священнодействует, а освящает Хлеб и Вино Сам Иисус Христос. Священник из потира (чаши) преподает святыню верующим, а причащает Сам Иисус Христос. Священник является в данном случае рукою Христовою, а действует через него Сам Христос. На святом престоле Сам Спаситель на каждой Литургии совершает величайшее чудо и от него освящает нас, православных христиан. Как знаки духовного присутствия нашего Господа на престоле лежат Евангелие и крест. Кроме того, на престоле лежит антиминс. Антиминс, как мы уже говорили, представляет собой шелковый плат (прямоугольный кусок материи из шелка), на котором изображается положение во гроб тела Христова. В этот плат вшита частица святых мощей одного из древних или новых мучеников за веру Христову. Антиминс освящается епископом. Как первые христиане совершали Божественную Литургию на гробах мучеников, так и в настоящее время Литургия совершается на раскрытом антиминсе с частицами святых мощей. Кроме того, на престоле стоит дарохранительница – небольшой ковчег в форме храма. В нем хранятся запасные Святые Дары – Тело и Кровь Христовы. Ими причащают больных, которые по немощи сами не могут прийти в храм на богослужение. В левой части алтаря стоит еще один стол, так же как и престол одетый в освященные одежды. Это жертвенник. На нем совершается приготовительная часть Литургии – проскомидия. По древним церковным правилам в алтарь входят только те люди, которые посвящены на служение алтарю и Церкви.

http://azbyka.ru/katehizacija/tainstvenn...

Некоторые из икон в иконостасе в серебр. ризах; во всех ризах серебра более 23 фунтов. Антиминс на Флоро-Лаврском Престоле старинный, холщовый, белый, большого формата. Священнодействован – от соворения Мира 7292, от Рождества Христова - в 1784 году преосвященным Феоктистом, Епископом Севским и Брянским. В верхней части антиминса напечатано: «Сей Антиминс сиесть трапеза священная на приношения безкровныя жертвы в Божественной литургии, остися благодатию престаго и животворящаго Духа; сего ради имеет власть священнодействовати во храме с.м. Флора и Лавра»; в нижней части антиминса под изображением «положения во гроб Спасителя» напечатано: «Повелением Благочестивейщия Самодержавнейшия Великия Государыни нашей Императрицы Екатерины Алексеевны всея России и Благословением Святейшего Правительствующего Синода священнодействован Епископом Феоктистом Севским и Брянским». Так как Одигитриевский храм окончен постройкою в 1784 году, а освящен главный престол 26 июня 1875 года, а антиминс Флоро-Лаврский священнодействован в 1784 году, то нужно предположить, что он был первоначально введен в Флоро-Лаврский храм с приделом во имя Св.Алексия, считавшийся до устройства Одигитриевского храма главным, в затем перенесен во вновь устроенный придел во имя Св.муч. Флора и Лавра в Одигитриевском храме. В 1804 году в бытность священника Тимофея Яковлева Мурашкина храм Одигитриевский был по благословению Димитрия, Епископа Смоленского и Дорогобужского, расписан живописью, состоящею из ветхозаветных и новозаветных изображений, священных событий; затем, во время священства покойного протоиерея Андрея Вершинского, в 1865 году живопись была возобновлена, а в последнее время, в 1902 году, вся прежняя штукатурка в храме с потемневшею живописью была обита, стены храма внутри были вновь оштукатурены, а купол, сверх того, и зашпатлеван,и затем, по разрешению Епарх. начальства вновь расписан картинами религиозно-нравственного содержания на церковныя средства. Всех картин – 50. В 1904 году пожертвована прихожанами в Одигитриевский храм новая металлическая люстра в 38 свечей (3 яруса), стоимостью приблизительно 300 рублей сер.

http://sobory.ru/article/?object=09466

Андреево стояние. Так называется церковное богослужение (собственно утреня), обычно совершаемое под четверг 5-й седмицы св. Четыредесятницы; зовется так потому, что на этой утрени читается великий покаянный канон, составленный Св. Андреем Критским (жил в конце VII в.). Ирмосы канона: „Помощник и Покровитель“ и припевы: „Помилуй мя, Боже, помилуй мя!“ и: „Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас“, а также: „Преподобная мати Марие, моли Бога о нас“. За этим богослужением читается житие препод. Марии Египетской. Антидор (греч. вместо дара) есть часть той просфоры, из которой взята была часть для св. Агнца. Сей антидор иначе называется агиасма (см. это слово), святыня. Антидор дается главным образом тем, которые не приготовили себя к причащению св. Таин. (Нов. Скрижаль). Раздается при чтении псалма: „Благословлю Господа“ пред· отпустом литургии. Антиминс (от греч. ντ вместо и лат. mensa – стол –вместо стола, вместопрестольник). Это – освященный архиереем шелковый или льняной плат (платок) с изображением на верхней его стороне положения во гроб Христа Спасителя и с зашитою под изображением частицею св. мощей, – полагается на престоле (посреди его) предварительно завернутым в другой плат (илитон). В храме и на престоле, не имеющем антиминса, если самый храм не освящен лично самим епископом, литургия не может быть совершаема. – Антиминс означает плащаницу, которою было обвито мертвое тело Иисусово во гробе.Антиминсы получили свое начало еще в первые века христианства, когда христиане, подвергаясь частым и внезапным нападениям сначала от язычников, а после от своих еретиков, не только не могли устраивать в своих храмах престолов твердых, постоянных, из дерева, камня и металла, но и мало имели постоянных храмов. Впоследствии же и доселе антиминсы удержались потому, что по правилам св. отец, каждый храм должен быть освящен непременно епископом, а за множеством храмов в епархии и обширностью ее один епископ не может этого сделать, – потому-то и предоставлено ему (епископу) право рассылать в новоустраиваемые храмы, предварительно освященные им антиминсы. – Св. мощи, влагаемые в антиминс, напоминают нам, что первые христиане совершали Божественную литургию на гробах св. мучеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Так как антиминсы вполне заменяют собой престол, освященный архиереем, то в случае крайности (например, в случае пожара в церкви во время Литургии), на антиминсе можно совершить или докончить Литургию и вне храма. По словам Симеона Солунского , антиминсы давались, по усмотрению архиерея, даже туда, где не было храма, также «верным людям, отходившим в дальний и продолжительный путь, или самим царям, чтобы на них (антиминсах) можно было совершать Великую Жертву и Таинство (Разг. о св. священ, и таинств, церк. 76 и 95). Иоанн, епископ Критский, в своем 13 правиле говорит: «Кто совершает Литургию с антиминсом в особом, украшенном Божественными иконами месте при некоторых домах или на кораблях, тот не осудится, потому что и клирики, следующие за царем во время путешествия, священнодействуют с антиминсом на пустых полях в одном каком-либо определенном для сего холстинном шатре». («Новая скрижаль», СПб., 1859, стр. 374–375). В древности на антиминсе изображался Крест, а ныне Положение во гроб Спасителя (с четырьмя евангелистами по углам), так как сам престол знаменует Гроб Христов. Вверху антиминса полагается надпись: «Сей антиминс, си есть трапеза священная на приношение Бескровныя Жертвы в Божественной литургии, освятися благодатью Пресвятого Духа, сего ради преподается власть священнодействовати на нем во храме»... Внизу: «Повелением Благочестивейшего, Самодержавнейшего, Великого Государя нашего Императора... всея России, благословением Святейшего Правительствующаго Синода, священнодействован преосвященным... в Богоспасаемом граде... лета... месяца... дня». Матерней для антиминса служила в прежние времена по преимуществу льняная ткань. «Антиминсы, – говорит Симеон Солунский (гл.95), – делаются в особенности из льна, потому что на них совершается воспоминание Христова страдания, и они суть как бы погребальные покровы, взятые от земли, а лен из земли, как и гроб Спасителя». В настоящее время антиминсы бывают преимущественно шелковые. Антиминс должен быть не ветхий, нигде не прорванный, не почернелый до того, чтобы нельзя было разобрать на нем надписей, не должен быть на простой писчей бумаге.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010