Антиминсный рисунок 13-й сохранился в ризнице Александро-Невской лавры от 1790 года 186 ; он имеет ту особенность, что изображенный на нем шестиконечный крест образуется из доски с титлом: i. н. ц. i. В пресечении креста, под тптлом, вбиты четыре гвоздя, на которых висит терновый венец. На верху н внизу поперечной части креста находится надпись: iuc. хс. ни. ка. Спаситель лежит с правою рукою распростертою и левою положенною несколько ниже груди. У него в сиянии надпись: ωΟν. Ангелы, взирающие на гроб, стоят без рипид и свечей. Из дел Св. Синода видно, что этот антиминсный рисунок был нарисован Синодальным живописцем Алексеем Антроповым 187 в 1775 году, и вырезан был сперва на деревянной, грушевой доске, а потом на меди. Московская типографская контора донесла, 1777 года июня 19-го, Св. Синоду, что типографский резчик вырезал доску грушевого дерева, для печатания антиминсов, с куншта (рисунка), нарисованного, по приказанию Св. Синода, живописцем, находящимся при нем, Алексеем Антроповым, и представленного в ноябре 1775 года. Оттиснутые на бумаге с грушевой доски образцы оказались сходными с рисунком, нарисованным Антроповым. Затем, к вырезанию, с рисунка грушевой доски, такого же рисунка на красной меди, для печатания антиминсов, отысканы желающие – Московский второй гильдии купец Иван Иванов Квасников и дворовый человек, вотчины Алексея Никитина Кожина, Григорий Евдокимов Ухватов. Из них Квасников обязался вырезать за восемьдесят рублей, с прибавкою по шестнадцати рублей за каждый пуд меди, сколько б её не оказалось нужным для вырезания. А Ухватов принимал на свой счет красную медь и просил за всю работу сто двадцать рублей. Типографская контора, представив Св. Синоду оттиск с антиминсной грушевой доски на рассмотрение, полагала своим мнением отдать работу – вырезание на меди – Квасникову, по неотысканию в Москве других, которые бы взяли меньшую цену, надеясь, что Квасников «вырежет в самой точности, по обязанности своей, против данного ему формуляра». 1777 года октября 4-го дня Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

1753 года июля 5-го дня Синодальная контора, бывшая уже в С.-Петербурге, рапортовала Св. Синоду, что Канцелярия Академии Наук, как донесено ею в контору Св. Синода, отослала указанные три антиминсные образца для сделания рисунков, наилучшим искусством, к мастеру рисовального художества, ведомства Академии, Гриммелю. И, когда будут нарисованы рисунки Гриммелем; тогда по оным будут грыдоровать обучающиеся при академии синодальные ученики, под смотрением мастера грыдорованного художества Соколова. Ежели же синодальные ученики не в состоянии будут сделать всего скоро, или они до иного еще не дошли, чтоб сделать хорошею работою; то им будут даны для помощи другие. В 1754 году в декабре, Академия Наук представила в Св. Синод сделанные Гриммелем два антиминсные рисунка, один из них был меньший, другой больший. Св. Синод, рассмотрев их, приказал, чтобы рисунок меньший был так, как он нарисован, кроме того только, чтобы держащего нозе Спасителевы святого Никодима изобразить мало приклоненна, и одежду на нем по Еврейски. Больший рисунок Гриммеля, по словам Синодского указа, отличался от меньшего – окружением, т. е. теми изображениями, которые составляли как бы раму – для изображения положения Господа во гроб. В малом рисунке недоставало, против большого, только упомянутого окружения. В указе Св. Синода сказано: «большему (т.е. антиминсу) окружением быть так, как он нарисован, а внутрь оного изображению ликов, яко и на меньшем, изъяв токмо его окружение, и таким образом, обоя на двух медных досках вырезав, взнесть оные в Св. Синод с показанием, во что обойдутся, цены надлежащей к заплате в оную Академию, и канцелярии Академии Наук учинить о том по Ея Императорского Величества указу, а означенные рисунки посылаются при сем». В следующем году (1755 г. в апреле) меньший рисунок, исправленный Гриммелем, по указанию Св. Синода, был им одобрен и дозволен для вырезания на медной доске. А 7-го июня того же года опробовано было Св. Синодом большого рисунка окружение с Евангелисты, и приказано вырезать на медной доске по нему, а также и внутрь его изображение снятия Господа со креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

картина распятия осложняется нередко целым рядом орудий страдания Спасителя и других элементов, имеющих связь с историей страданий. В сийском подлиннике (л. 212) рядом с распятием обычного типа поставлено следующее: Иисус Христос стоит без нимба; в деснице Его четырехконечный крест, к которому в пункте пересечения балок прикреплен терновый венок; в шуйце трость и копье с губкой; внизу лестница, гвозди, молотки, сосуды, клещи, копье, три пучка прутьев, жезл (?), колонна с бичом, петух, кисть руки и бюст неизвестного лица; иногда добавляются сосуды, мешок с высыпающимися из него деньгами, фонарь, рука, потир, туника, Нерукотворенный образ, жребии, бердыши, меч, лентий и цепь, как на русских антиминсах XVII-XIX вв. в композиции положения Иисуса Христа во гроб 2389 . Их можно встречать часто, хотя и не в одинаковом количестве, на крестах живописных 2390  и металлических, на иконах 2391 , в лицевых Страстях (напр., в списке С.-Петерб. Дух. Акад. А 11 / 139 , л. 173) и даже в теоретическом иконописном подлиннике 2392 . Происхождение их западное: прозрачный намек на то дает помещаемый иногда среди орудий страдания Нерукотворенный образ. Восточное предание, связывающее происхождение этого образа с личностью Авгаря, царя эдесского, не могло дать православному художнику никакого повода поставить его рядом с орудиями страданий. По сказаниям же западным, Спаситель, идя на вольную страсть, отер свое истомленное лицо убрусом, данным Ему Вероникой; на убрусе отпечатлелся Его лик, который и был передан Веронике 2393 . Связь этого предания с историей страданий очевидна. Независимо от этого на Западе сохранились памятники, отчасти датированные, которые убеждают в том, что в западной иконографии те же орудия страданий, в тех же самых иконографических формах появились гораздо ранее, чем у нас. Там они стоят в связи с мессой Григория Великого  и композицией Pietà 2394 ; первую, хотя не в полном виде, находим в сийском подлиннике, вторую – на наших антиминсах. Западные примеры первого изображения XV-XVI вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Поверх верхней одежды, которая называется индития , на престол кладется четырехугольный плат – илитон , в который заворачивается антиминс 13 . Сверху на них кладется Евангелие. На престоле всегда находится Божественный крест Спасителя, на котором Он принес Себя в жертву за весь мир. Крест располагается справа от антиминса. Однако не всегда престолы имеют такое устройство, как описано. В древности литургию служили на каменных гробницах мучеников, поэтому некоторые престолы в древних храмах каменные. Иногда престолы укрепляются не на четырех столпах, а на одном, что означает единство и единственность Бога. Иногда деревянные престолы имеют боковые стенки, часто расписанные и украшенные окладами. В этих случаях престолы иногда не одеваются, потому что роспись и оклады уже оказываются одеждой. Престол и все, что на нем находится, свято. Прикасаться к нему могут лишь люди, рукоположенные 14 в священный сан, – епископы, священники или диаконы. Только священнослужители могут проходить перед престолом, между ним и Царскими Вратами, и то по необходимости, во время службы, а не когда им захочется. Остальные могут проходить только за престолом. В древности вокруг престола делались ступени, на которые священники и диаконы восходили, чтобы поцеловать престол или совершить какое-нибудь священнодействие. В южной части алтаря устраиваются особые помещения для хранения священных сосудов – сосудохранительницы. На престоле располагается также особый ящичек, в котором хранятся после освящения Святые Дары 15 . Он называется ковчег. Сейчас ковчег располагается в дароносице или дарохранительнице, а раньше он устраивался отдельно и в нем хранились Святые Дары для больных. Перед дароносицей ставится лампада, дающая свет, как отблеск истинного Света. Здание, в котором нет престола, не может называться Храмом, хотя и предназначено для молитвы. Таковы, например, часовни, в которых не совершается литургия, а только молитвы и некоторые богослужения. АНТИМИНС. Это четырехугольный плат из шелка или льна с изображением положения во гроб тела Господа Иисуса Христа, а также орудий его казни.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Поэтому чаша не делается из камня, а антиминс делается из полотна, поскольку тело Христа было обернуто в полотно. В связи с этим в послании папы Сильвестра, приведенном в том же определении, сказано: «Следуя единодушному решению, предписываем, чтобы никто не осмелился полагать жертву на алтарь на шелковой или окрашенной ткани, но – только на освященном епископом полотне, поскольку тело Христа было положено в гроб в чистой льняной плащанице». Кроме того, полотно уместно по причине как его чистоты, обозначающей чистоту совести, так и связанных с его изготовлением разнообразных трудов, обозначающих страсти Христа. Ответ на возражение 8. Распределение таинств является прерогативой служителей Церкви, но освящает их Сам Бог . Поэтому служители Церкви не могут делать каких-либо установлений относительно формы освящения и способа отправления. Так что если священник произносит слова освящения над надлежащей материей и с намерением освятить, то и без каждой из упомянутых выше вещей, а именно дома, алтаря, освященных чаши и антиминса и других предписанных Церковью вещей, он поистине освящает тело Христа, хотя, нарушая при этом церковный обряд, он совершает тяжкий грех. Раздел 4 НАДЛЕЖАЩИМ ЛИ ОБРАЗОМ СОСТАВЛЕНЫ ПРОИЗНОСИМЫЕ В ЭТОМ ТАИНСТВЕ СЛОВА? С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что произносимые в этом таинстве слова не составлены надлежащим образом. Так, Амвросий говорит, что это таинство освящается посредством слов, произнесенных Христом. Следовательно, никаких других слов помимо [слов] Христа в этом таинстве произносить не должно. Возражение 2. Далее, слова и дела Христа известны нам благодаря Евангелию. Но при освящении этого таинства используются слова, которых в Евангелии нет; так, в Евангелии не сказано, что при освящении этого таинства Христос возвел очи к небу, а еще в Евангелии читаем: «Приимите, ядите» без добавления слова «все», тогда как при отправлении этого таинства мы говорим: «Возвел очи к небу», а также: «Приимите, ядите от него все».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Эдо — 137 Эдская семинария — 109 Япония — 74, 75, 77, 78, 80, 82–87, 89–91, 95–101, 104, 105, 107–110, 112–114, 117, 119–125, 128–130, 132, 134–136, 138, 140–142, 144, 145, 147, 150, 151, 153, 157, 158, 159, 161, 163, 166, 167, 169–176, 178, 180, 183, 187, 188, 191–193, 195–197, 200–202, 206, 208, 210–215, 217–219, 221, 223, 224, 228–231, 234, 236–238, 244, 246–249, 251, 252, 254–257, 259, 262, 263, 265, 268, 271–273, 278–280, 284–286, 288, 290, 294, 295, 298–300, 305, 307, 312–314, 316, 321, 322, 324–326 Японская православная Духовная миссия (образована в 1870 г.) — 78, 80–98, 100–103, 107–110, 113–116, 118–120, 122–125, 128–130, 132, 133, 138, 139, 142144, 152, 153, 156–159, 162, 163, 165, 170–173, 175, 184, 186, 187, 189, 190, 194, 196, 202, 203, 212, 215–221, 223, 229, 238, 240, 242, 244, 245, 248–257, 260, 261, 263–265, 267, 271, 274, 275, 281–283, 286–288, 290, 293, 298–302, 312–314, 317, 319, 321, 324–326 Японское посольство Петербурге — 229 В Указателе комментируются реалии, функционально значимые для публикуемого дневника — К. К., А. К. Церковные православные термины Агнец — одно из наименований Христа; второе значение; вырезанная на литургии четырехугольная часть большой служебной просфоры для приготовлении Святых Даров (см.: Проскомидии ). Акафист — церковное хвалебное песнопение в честь Спасителя, Богоматери и святых угодников. Алтарь — восточная часть православного храма, отделенная иконостасом и царскими вратами. Амвон — полукруглый выступ, примыкающий к солее (см. ниже); кроме обычного амвона в православной церкви имеется еще и так называемый архиерейский амвон, — возвышенное на две ступеньки место посреди храма. Аналогий, аналой — высокий столик с покатым верхом для чтения стоя во время службы. Анафема — церковное проклятие, отлучение от церкви. Антидор — оставшаяся часть большой служебной просфоры, после того, как из нее вырезан агнец (см. выше), которая преломляется и раздается частицами прихожанам в конце литургии. Антиминс — освященный плат с частицей мощей и изображением положения во гроб Иисуса Христа, на котором совершается приготовление и освящение Святых Даров.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

Таким должно быть священнодействие обновления священнейшего храма и его освящения. Тогда же освящаются, в соответствии с древним преданием, и антиминсы, имеющие силу священной трапезы и переносимые с места на место, подобно древней скинии, но имеющие большую, в сравнении с ней, силу, потому что на них священнодействуется живой Хлеб Небесный. По усмотрению архиерея эти антиминсы в случае необходимости передаются туда, где нет храма, а также верующим, отправляющимся в путешествие, или же государям, чтобы можно было совершать на антиминсах великую Жертву и Таинство. 94. О священном совершении божественных антиминсов и о том, почему они делаются преимущественно из льна Совершаемое над антиминсами священнодействие во всём сходно с описанными священнодействиями освящения храмов. О них нужно сказать то же самое, что и о храмах, с тем только отличием, что антиминсы не остаются всегда на одном месте и не соединены нераздельно с храмом, потому что для них как бы весь мир служит храмом. Кроме того, они делаются не из камня, а из ткани, по преимуществу из льна, потому что на них совершается воспоминание страданий Христовых и они суть как бы погребальные покровы, взятые от земли. Ибо и лён вырастает из земли, и гроб Спасителя находился в земле. Итак, будучи положены на священной трапезе, антиминсы вместе с нею освящаются всеми молитвами, и архиерей воспоминает их во время чтения молитв и молится о них, чтобы они были освящены наитием Святого Духа. Кроме того, он омывает антиминсы и орошает благовонным вином и розовой водой и помазывает миром, делая на каждом, как и на трапезе, миром три креста с песнью аллилуйя. Потом, так же как на трапезе, полагает частички какой-либо ткани, во образ четырёх евангелистов, чьи имена тут же и написаны. Затем соединяет и сшивает с антиминсом, который заменяет трапезу, два равных с ним плата: один подобен срачице на трапезе, изображающей плащаницу, которою Иосиф обвил тело умершего Христа; другой – как бы трапезофор, в честь престола Божия, ибо жертвенник есть престол и упокоение Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

   Таким должно быть священнодействие обновления священнейшего храма и его освящения. Тогда же освящаются, в соответствии с древним преданием, и антиминсы, имеющие силу священной трапезы и переносимые с места на место, подобно древней скинии, но имеющие большую, в сравнении с ней, силу, потому что на них священнодействуется живой Хлеб Небесный.    По усмотрению архиерея эти антиминсы в случае необходимости передаются туда, где нет храма, а также верующим, отправляющимся в путешествие, или же государям, чтобы можно было совершать на антиминсах великую Жертву и Таинство. 94. О священном совершении божественных антиминсов и о том, почему они делаются преимущественно из льна    Совершаемое над антиминсами священнодействие во всём сходно с описанными священнодействиями освящения храмов. О них нужно сказать то же самое, что и о храмах, с тем только отличием, что антиминсы не остаются всегда на одном месте и не соединены нераздельно с храмом, потому что для них как бы весь мир служит храмом. Кроме того, они делаются не из камня, а из ткани, по преимуществу из льна, потому что на них совершается воспоминание страданий Христовых и они суть как бы погребальные покровы, взятые от земли. Ибо и лён вырастает из земли, и гроб Спасителя находился в земле.    Итак, будучи положены на священной трапезе, антиминсы вместе с нею освящаются всеми молитвами, и архиерей воспоминает их во время чтения молитв и молится о них, чтобы они были освящены наитием Святого Духа. Кроме того, он омывает антиминсы и орошает благовонным вином и розовой водой и помазывает миром, делая на каждом, как и на трапезе, миром три креста с песнью аллилуйя.    Потом, так же как на трапезе, полагает частички какой-либо ткани, во образ четырёх евангелистов, чьи имена тут же и написаны. Затем соединяет и сшивает с антиминсом, который заменяет трапезу, два равных с ним плата: один подобен срачице на трапезе, изображающей плащаницу, которою Иосиф обвил тело умершего Христа; другой — как бы трапезофор, в честь престола Божия, ибо жертвенник есть престол и упокоение Божие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3934...

2. При северной стене алтаря устрояется жертвенник, называемый иначе предложением; потому что на нем во время проскомидии приготовляется вещество для св. таинства причащения – хлеб и вино. Он знаменует вертеп, в котором родился Спаситель, и Голгофу, на которой Он пострадал. На жертвеннике приготовляются и поставляются священные сосуды и предметы, необходимые для совершения литургии, а именно: дискос, потир, звездица, копие, лжица, грецкая губа и покровы для Св. Даров. а) Дискос есть то освященное блюдо, на котором во время литургии поставляется Святой Агнец 5 и освящается в Тело Христово. Он знаменует и Вифлеемские ясли, в которые был положен рожденный Спаситель, и гроб, в котором положено было Тело Его по снятии с креста. б) Потир есть святая чаша, в которой на литургии вино, растворенное водою, освящается в Кровь Христову. Он напоминает ту святую чашу, в которой Господь Иисус на тайной вечери преподал ученикам Своим под видом вина, пречистую Кровь Свою. в) Звездица состоит из двух металлических дуг, крестообразно соединенных между собою, и поставляется над Св. Агнцем для того, чтобы частицы, вынутые из просфор и положенные в должном порядке, не смешались между собою. Она напоминает ту звезду, которая явилась волхвам и довела их до места рождения Спасителя. г) Копие служит для изъятия из просфоры Св. Агнца и частиц из других просфор и знаменует то копье, которым были прободены ребра Спасителя на кресте. д) Лжица, с крестом на рукоятии, употребляется для подаяния низшим клирикам и мирянам Св. Таин тела и крови Христовой. е) Грецкая губка – одна употребляется для собирания с дискоса в потир частиц после причащения священнослужащих, и называется антиминсною, – а другая – для отирания священных сосудов после потребления Святых Даров, и называется истиральною. ж) Покровов для покрытия Св. Даров три: одним покрывается дискос, другим потир, третьим (большим) – и дискос и потир вместе. Этот большой покров называется воздухом (по-гречески αναψορ – возвышение); потому что во время чтения символа веры на литургии он возвышается и колеблется над Св. Дарами, чем и приводить в движение воздух. Он знаменует камень, приставленный ко гробу Спасителя; а колебание им над Св. Дарами означает землетрясение, бывшее при воскресении Христовом. Прочие два покрова знаменуют или младенческие пелены, коими повит был родившийся Спаситель в вертепе, или пелены погребальные, коими было обвито тело Его во гробе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

В современной практике антиминсы полагаются на все престолы, в них влагаются частицы св. мощей и изображается положение Христа во гроб (Полный православный богословский энциклопедический словарь. М., Репринтное издание. 1992. Т. 1. 1992. С. 174175). 72 Данное определение было принято вследствие поступивших в Св. синод соответствующих предложений от Московской синодальной типографии и синодального обер-прокурора. Текст служебной записки (Предложения) последнего см. в приложении к сему документу. 73 Определение подписано всеми членами Св. синода, список которых см. под определением 1207 от 6 марта 1917 г. Один из подписавших данное определение – митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский) . Согласно его прошению, в тот же день он был уволен Св. синодом на покой. Соответствующее синодальное определение имеет 1661 (РГИА. Ф. 796. Оп. 209. Д. 2833. Л. 135; ЦВ. 1917. 915. С. 69). 74 В источнике определение имеет название «Об исправлении текста ставленнического допроса». Однако поскольку речь в нем идет и об исправлении текста ставленнических присяг, то данный факт внесен составителем в название документа. 77 Все формы ставленнических допросов, производимых в Духовных консисториях (епархиальных управлениях) перед посвящением в стихарь псаломщика и рукоположением во дьякона или священника, незначительно отличались друг от друга. Во время этих «допросов» ставленники сообщали о себе сведения, касающиеся года и места рождения, образования, семейного положения, вероисповедания, об отсутствии каких-либо причин, делающих рукоположение невозможным с точки зрения церковных канонов, о принесении верноподданнической присяги. Кроме того, ставленники принимали на себя обязательства благоговейно исполнять свои богослужебные обязанности, вести соответствующий сану образ жизни и соблюдать внутрицерковную дисциплину. Образцы анкетных листов ставленнических допросов см.: РГИА, ф. 796, оп. 204, 1 отд., V стол, д. 54, л. 9194. 80 Соответствующий указ Св. синода с текстами ставленнических допросов и присяг был разослан названным адресатам 7 апреля 1917 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010