Сначала разворачивается нижняя часть антиминса во время ектении сугубой, а во время ектении об оглашенных открывается уже весь антиминс полностью. Этот чисто технический момент, мало имеющий значения для вас, кроме тех, кто станет священником или дьяконом, сам по себе не так, может быть, существен. Гораздо важнее понять, что такое антиминс и для чего он употребляется в Божественной литургии. Само это слово — «антиминс» — греческое, сложное. В буквальном переводе на русский язык оно означает: «вместопрестолие». Как вы знаете, частица «анти» по большей части означает «вместо», хотя иногда принимается как «против». Так вот, вместопрестолие — это обычно шелковый плат, на котором изображается положение Христа во гроб. Немного выше центра этого плата, выше изображения Христа, вкладывается частица мощей — как правило, мощей безымянных мучеников, которые церковь содержит с очень древних времен. Антиминс освящается епископом той области, той епархии, которая им управляется. Для чего и когда возникло употребление антиминсов? Антиминсы стали употребляться в глубокой древности, когда уже возникло ясное представление о том, что литургия должна совершаться не просто на любом столе или на любом пустом месте — это должно быть место святое. Сначала, как вы, может быть, помните, первые христиане совершали литургию на гробах мучеников, считая, что мощи святых мучеников освящают место. И эти гробы мучеников, гробницы их, являются достойным местом для совершения Божественной литургии. И в память этого обычая под престол, когда он освящается в храме, а также в антиминс вкладывается частица мощей мучеников. Под престол, правда, не обязательно мощи мучеников, могут быть и другие мощи положены — мощи какого-то святого. Иногда они и не кладутся. Обычно мощи под престол вкладываются тогда, когда престол освящается епископом. А если освящение престола поручено священнику, то мощи не вкладываются. Потом, когда древняя катакомбная практика и быт — церковный быт — христиан уступили место новой исторической эпохе, эпохе Константиновской, когда стали строиться большие великолепные храмы с прекрасными престолами, возник чин освящения храма и престола.

http://azbyka.ru/lekcii-vorobjeva

В-пятых, под престолом устрояется как бы гроб, ковчежец, в котором полагаются и погребаются мощи мучеников или других святых, за Христа подвизавшихся. Поскольку престол есть гроб Христа, то и мученики и святые с Ним спогребаются, и как закланный Христос воскрес, то и святые с Ним прославятся, особенно в день Царствия Сына Божия. Все это объяснено будет в 3 ч., гл. 8, §22. Илитон на престоле В-шестых, на св. престоле, сверх индитии, должен быть илитон (ειλητυ обвертка, повязка). Этот илитон означает тот сударий, которым обвязана была глава Иисуса Христа во время положения Его во гроб, и который виден был там по воскресении Спасителя, как пишется в Евангелии Иоанна ( Ин.20:7 ). Симеон Солунский (в гл. 112) пишет: «полагается на престоле илитон в ознаменование смерти и воскресения Христова, так как апостолы по воскресении видели между прочими погребальными одеждами и сударий, который был особь свит на едином месте. Так точно и илитон свивается, и на нем, вместо Спасителя, полагается Евангелие». Антиминс на престоле В-седьмых, в илитон всегда завертывается освященный антиминс. Так как антиминс то же означает, что и престол, то и значение антиминса, и то, почему он полагается здесь, будет объяснено в 3 ч., гл. 8, §10. Крест на престоле и запрестольный В-восьмых, на престоле и за престолом всегда находится Божественный крест Спасителя, на котором Он принес Себя в жертву. Где жертва, там должно быть и орудие ее. Симеон Солунский (в гл. 133) пишет: «к востоку за престолом ставится четвероконечный Божественный крест Спасителя, на котором Он, грех ради наших, был пригвожден, – Спасителя, Который сотворил и содержит все горнее и дольнее, Который соединил горнее с земным, свыше нисшел на землю, и потом с земли вознесся на небо: в Себе Самом все соединил, и к Себе призвал все концы земли, Который высотою Божества и смирением воплощения все Себе усвоил, и воссоздал нас высотою славы, глубиною нищеты и смирения, и широтою милости и любви, из ада воздвигнул, и из земных сделал небесными». Вот что образует крест. Вид креста указывает и на таинство Троицы; прямым своим положением он указует нам на Высочайшего Отца, поперечною перекладиною на Сына и Св. Духа; ибо Давид говорит: руце Твои сотвористе мя, и создасте мя, т.е. создал Сын и Св. Дух. Ковчег или дарохранительница на престоле

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

стола, но потом стали изготовляться из драгоценных металлов, иногда устраивались престолы каменные, мраморные. Престол знаменует собой небесный престол Божий, на котором таинственно присутствует Сам Господь Вседержитель. Он именуется также «жертвенником» (по-гречески «фисиастирион»), потому что на нем приносится Бескровная Жертва за мир. Престол изображает собою и гроб Христов, ибо на нем полагается Тело Христово. Четырехугольная форма престола символически изображает то, что на нем приносится жертва для всех четырех стран света, что все концы земли призываются ко вкушению Тела и Крови Христовой. Соответственно двоякому значению престола, он облачается в две одежды, нижнюю белую одежду, которая называется «срачицей» (по-гречески «катасаркион» «приплотие») и изображает собой плащаницу, коею было обвито Тело Спасителя, и верхнюю «индитию» (от греческого «эндио» «одеваю») из драгоценной блестящей одежды, которая изображает славу престола Господня. При освящении храма нижняя одежда срачица обвивается вервию (веревкой), которая символизирует собою узы Господа, коими Он был связан, когда Его вели на суд к первосвященникам Анне и Каиафе (Иоан. 18:24). Вервь обвязывается вокруг престола так, что со всех четырех сторон его получается крест, символизирующий собою тот крест, которым злоба иудеев низвела Господа во гроб и который послужил к победе над грехом и адом. Антиминс Важнейшую принадлежность престола составляет антиминс (от греческого «анти» «вместо» и латинского mensa «менса» «стол, престол»), или «вместопрестолие.» В настоящее время антиминс представляет собою шелковый плат с изображением положения Господа Иисуса Христа во гроб, четырех Евангелистов и орудий страданий Христа Спасителя, внутри которого, в особом мешочке с обратной стороны, вложены частицы св. мощей. История антиминса восходит к первым временам христианства. Первые христиане имели обычай совершать Евхаристию на гробах мучеников. Когда христиане с 4 века получили возможность свободно строить надземные храмы, они, в силу укоренившегося уже обычая, стали переносить в эти

http://pravmir.ru/hram-tserkov/

Антиминс (греч. – «вместопрестолие») – четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с изображением положения во Гроб Господа Иисуса Христа, орудий Его казни и четырех евангелистов по углам с символами этих евангелистов – тельцом, львом, человеком, орлом. В антиминс зашита частица святых мощей, а на антиминсе присутствует надпись, сообщающая, когда, где, для какой церкви и каким епископом он освящен и преподан, и подпись епископа. На антиминсе постоянно находится губка для собирания мелких частиц Тела Христова и вынутых из просфор частиц с дискоса в Чашу, а также для отирания рук и губ священнослужителей после Причастия. Антиминс является обязательной и неотъемлемой частью престола. Без антиминса нельзя служить литургию. Таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы может совершаться только на этом священном плате. Антиминс находится постоянно в свернутом виде в особом плате (часто красного цвета), который называется илитоном (греч. – «обертка», «повязка»). На илитоне нет изображений и надписей. Антиминс раскрывается только перед началом литургии верных и свертывается особым образом по ее окончании. Поверх антиминса, завернутого в илитон, непременно полагается напрестольное Евангелие, также являющееся неотъемлемой принадлежностью престола. Напрестольное Евангелие имеет массивный оклад, на лицевой стороне которого посередине находится изображение Христа Спасителя (чаще всего образ Воскресения Христова), а по углам – изображения четырех евангелистов. Именно напрестольное Евангелие читается за богослужением и выносится из алтаря на воскресной утрене для поклонения, также с напрестольным Евангелием совершается малый вход на литургии. Напрестольный крест (один или несколько) с изображением распятого Господа полагается рядом с Евангелием и имеет богослужебное употребление: священник (при архиерейском служении – архиерей) осеняет им в установленных случаях народ, освящает воду и дает крест верующим для целования. На восточной стороне престола находится Дарохранительница – особый сосуд, предназначенный для хранения Святых Даров и обычно устроенный в виде храма или часовни. В Дарохранительнице хранятся Святые Дары для причащения больных (освящаемые в Великий Четверг), также сюда полагаются Агнцы для литургии Преждеосвященных Даров. Рядом с Дарохранительницей на престолах принято полагать и Дароносицу – небольшой ковчежец или кивот, чаще всего устраиваемый в виде часовни с дверцей и с крестом наверху. Внутри Дароносицы находится ящичек для положения частиц Тела с Кровью Христовой, маленькая чаша, лжица, иногда сосуд для вина. Дароносицы используются для перенесения Святых Даров в дома больных и умирающих людей для причащения их.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Всюду Святая Церковь напоминает нам о Божественной Троичности, везде Господь проявляет Себя как Троицу Единосущную. Наша душа тоже говорит нам об этом: наш ум свидетельствует о Божественном Уме, сотворившем весь мир, – Боге Отце; наше сердце свидетельствует о Божественной Любви – о Сыне Божием, Единосущном Отцу; наша воля – есть образ Божественной воли Святого Духа. Если мы всмотримся в одежды святого престола, то и здесь найдем для себя много образов. Святой престол омывают, чтобы он стал местопребыванием Господа, и человек тоже омывается в воде крещения, чтобы стать «храмом Божиим», по свидетельству святого апостола. Белая одежда престола напоминает крестильные одежды, а крестообразное опоясывание говорит о кресте, полученном нами при крещении. Блестящая одежда престола говорит о блеске славы Божией, которую не могут выносить огнепламенные серафимы. Они, предстоя Престолу Царя славы, закрывают лица свои и ноги крылами, чтобы не опалиться. С каким же трепетом должны мы предстоять Престолу Божию!.. Вторая часть храма изображает небо, и мы, верующие, должны, как звезды на небе, гореть нашими душами в молитве. Святой престол поставляется на мощах мучеников в память того, что первые христиане молились в катакомбах, причем престолом для них иногда служили гробницы святых мучеников. Он должен освящаться епископом, но теперь, когда епископу не всегда возможно поехать на освящение храма, он освящает только антиминс. «Антиминс» в переводе значит «вместопрестолие»; это шелковый или полотняный плат, в котором зашиты мощи. На плате изображаются «положение во гроб» и четыре евангелиста и делается надпись о том, когда и при каком епископе дан этот антиминс. Антиминс обычно завертывается в особый покров, а во время литургии развертывается, и на нем полагаются святые дискос и Чаша. Без антиминса не может совершаться литургия, на антиминсе можно приступить к служению ее в обыкновенной комнате, в палатке, на обычном столе вместо престола. Антиминс – переносной престол. Кроме антиминса на святом престоле полагаются святое Евангелие, крест и дарохранительница, где сохраняются Святые Дары запасные.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Что означает престол? Небесный престол Божий, с коего Он, как царь, управляет миром, и гроб, в котором положено было тело Христово при погребении. Что обыкновенно делается на престоле за литургиею? На нем совершается самое таинство святого причащения. Что означает жертвенник? Жертвенник означает ясли, в которых положен был Иисус Христос при рождении. Что обыкновенно делается на жертвеннике за литургиею? На нем приготовляются сосуды и вещества, – хлеб и вино, необходимые для таинства причащения. Тут же вынимаются из просфор части за здравие живых и за упокой усопших. Что означает антиминс? Антиминс означает плащаницу, т. е. полотно, которым было обвито тело Христово при погребении. Для чего вшиваются святые мощи в антиминс? В антиминс вшиваются святые мощи в знак того, что церковь утвердилась на земле кровию мучеников. Что означает крест и Евангелие на престоле? Крест и Евангелие на престоле означают Самого Иисуса Христа, – нашего Спасителя и Учителя истины: так как страданиями своими на кресте Он спас нас, а в Евангелии учит нас. II. О священно–церковно–служителях и их церковных облачениях Кто у нас обыкновенно отправляет богослужение? Священнослужители: архиереи и священники , им помогают диаконы и церковнослужители , или причетники . Какие облачения или ризы надевают священно–церковно–служители при отправлении богослужения? Например, какие облачения надевают причетники и диаконы? При отправлении Богослужения мы видим причетников в стихаре , т. е. в. одежде длинной, ровной, с широкими рукавами; диаконов в стихаре с длинным, вроде широкой ленты, платом на левом плече, который называется орарем и в поручах , т. е. в коротких нарукавниках, надетых, на концы рукавов под стихарем. Какие облачения надевают священники при отправлении богослужения? У священников – поверх одежды, похожей на диаконский стихарь, которая называется подризником , спереди надевается, в виде передника, так называемая епитрахиль , затем они препоясываются поясом , на руках имеют поручи и поверх всего одеваются в так называемую ризу или фелонь , – в одежду круглую, без рукавов. На голову иные надевают разных видов шапки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/n...

В это время оглашенные покидали храм, а нам этот возглас должен служить предупреждением, чтобы мы, оставаясь в храме, не оказались недостойными присутствовать при величайшем и пренебесном Таинстве Святого Тела и Крови Христовых. Этим возгласом диакона кончается первая часть Литургии – Литургия оглашенных. Литургия верных «Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся». Этими словами диакона начинается важнейшая часть Литургии – Литургия верных. Теперь в храме нет никого из не принадлежащих к Христовой Церкви; здесь одни верные, так как предстоит превеличайшее и пренебесное Таинство Пречистого Тела и Честной Крови Спасителя мира... В закрытом алтаре священник распростирает на святом престоле антиминс – «вместопрестолие» – шелковый платок с изображением положения во гроб Тела Христова, имеющий в верхней своей части вшитую частицу святых мощей мученика за Христа. В первые века христиане совершали Литургию на гробах святых мучеников, поэтому и распростертый антиминс напоминает время гонений на христиан, когда Церковь не имела постоянного пребывания. Вместе с тем антиминс утверждает христиан в мысли, что Церковь Христова и теперь не прикрепляется ни к какому зданию, городу или месту, но, как корабль, носится по миру, нигде на земле не бросая якоря и не имея нужды в том, так как Якорь ее на Небесах. И теперь в любой момент она может переменить свое место и по надобности может, оставивши храмы, приносить жертву хваления в любом месте вселенной и при любой обстановке – будь то в лесу, в поле или где угодно. Везде она вольна распростереть свой антиминс, будь это простой стол обыкновенного дома или прах мрачных пещер, подземелий и пропастей земных. И лишь враги Церкви говорят, что она застыла в окаменелых формах богослужебной обстановки и бросила якорь, прикрепилась к месту и формам. Нет, Церковь Христова есть хранительница в мире религии поклонения Богу духом и истиною и не может она застыть в каких бы то ни было формах. И перенесет, когда потребуется, свое служение в любое место вселенной, и ни один луч ее сияния не погаснет. И там, куда ввести ее пожелает ее Глава, она будет совершать свою Литургию, и там с ней будет Христос и все Небо...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Pravdol...

Что означает престол? Престол главным образом означает гору Голгофу, на которой, на кресте, Иисус Христос принес Собою кровавую жертву; он же означает небесный престол Божий, с которого Бог, как Царь, управляет миром. Что значит название «престол»? «Престол» значит «стол» («пре…» – то есть «больше», «важнее»), больший, важнейший из всех столов. Что совершается на престоле за Литургией? На престоле за Литургией приносится святейшая жертва Тела и Крови Христовой, и с него преподается верующим Святое Причастие – святая пища, отчего отчасти берется и название – престол, или стол. Имеет ли значение то, что форма престола всегда бывает четырехугольная? Это значит то, что на престоле предлагается в пищу Тело и Кровь Христовы для христиан всех четырех сторон света: востока, запада, севера и юга. Что мы обыкновенно видим на престоле? Антиминс, святой крест и Святое Евангелие. Кроме того, дарохранительницу, дароносицу и мирохранительницу. Что такое антиминс? Это шелковый или полотняный платок с изображением положения во гроб Христа Спасителя и с частицею святых мощей. Его освящает сам архиерей. Антиминс обыкновенно лежит под Евангелием, завернутый в особом плате, называемом илитоном, и развертывается только для совершения на нем Литургии. Что означает антиминс? Плащаницу (полотно), которою было обвито тело Христово при погребении. Почему в антиминсе бывает часть святых мощей? В память того, что древние христиане совершали Литургию на гробах святых мучеников. Что означает святой крест и Святое Евангелие на престоле? Самого Иисуса Христа, нашего Спасителя и Учителя истины: так как страданиями Своими на кресте Он спас нас, а в Евангелии учит нас. Что такое дарохранительница и дароносица? Дарохранительница – это священный ковчег, например, в виде церкви или горы с пещерою, в котором хранятся Святые Дары для причащения больных и совершения Великого поста Литургии Преждеосвященных даров. Дароносица же – это небольшой ковчег, в котором священник приносит Святые Дары в дома для причащения больных.

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

На престоле полагается святой крест, Евангелие, ковчег со Святыми Дарами, хранящимися в церкви для причащения больных, и антиминс или вместопрестолие. Это есть шелковый плат с изображением положения Иисуса Христа во гроб и частицей святых мощей. На распростертом антиминсе, обыкновенно, поставляются Святые Дары по перенесении их с жертвенника на престол, по великом входе, и на нем освящаются, почему антиминс, как и престол, непременно освящается архиереем. Антиминс, завертывается в шелковый плат, называемый илитоном и знаменующий тот плат (сударь), которым была обернута голова Иисуса Христа во гробе. Под престолом, при освящении храма архиереем, в особом сосуде, всегда полагается часть св. мощей, вероятно, в память обычая древних христиан совершать Евхаристию на гробах мучеников. Деревянные престолы для благолепия покрываются двумя одеждами, из коих одна, нижняя, белая, полотняная, называется сорочкой и знаменует собою плащаницу, а другая, верхняя, из драгоценной материи, называется индитией. Поводом к явлению и распространению антиминсов было следующее. 1) По древнему церковному обычаю, храм и престол должны быть освящены архиереем. Но как архиереи не всегда лично могли являться на освящение храмов, то они стали поручать это дело священникам, а от себя посылали во вновь устроенные церкви освященные ими шелковые платы, чтобы на сих последних совершалось освящение даров во время литургии. 2) На востоке христианские церкви часто подвергались нападениям со стороны неверных и еретиков. Посему, для предохранения святыни от поругания, принято было не устраивать прочных престолов, а держать только шелковые платы, освященные архиереем, т.е. антиминсы. Впоследствии антиминсы стали полагаться и на престолах, освященных архиереями, в знак того, что Богослужение на них совершается с дозволения архиерея. Если антиминс посылается в храм не освященный архиереем, то в него влагается часть св. мощей. Кроме престола, в алтаре примечательнейшие места Горнее и жертвенник. Горним местом называется возвышающийся за престолом у восточной стены трон для епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

(Там же песнь 7) 156 . При положении во гроб тела Господа изображены ангелы 3, 4 и 5), о коих говорится в песнях церковных: «Ангельский собор удивися, зря Тя в мертвых вменишася» (воскресные тропари, после полиелея); Ужасошася лицы ангельские зряще седящего в недрех Отчих, како во гроб полагается, яко мертв бессмертный» (Вел. субб. утра седал, пред пением канона); « Умных стекается воинств множество со Иосифом и Никодимом погребсти Тя Невместимого во гробе мале» (Вел. субб. похвалы статья 1-я). Ангелы изображены 4 и 5) в диаконских стихарях и с рипидами, чтобы чрез то обозначить, что они, как изъясняли Иоанн Златоуст и Симеон Фессалонитский, суть служебные силы Божии (Изъясн. Литург. Дмитревского, стр. 575). Положение Матери Божией 3, 4 и 5), сидящей у главы Господа (а не стоящей у креста, среди рисунка),обнимающей и целующей главу возлюбленного Сына, указывает более на скорбь и ры- дание о возлюбленном Сыне, нежели на участие Ея при погре- бении Господа. Равным образом, Иосиф и Никодим изображены не в момент положения ими тела Господня во гроб. Иосиф лобызает ноги Спасителя, а Никодим стоит, с горестию ужасною, взирая на Господа. Иоанн лобызает руку возлюбленного Учителя. Таким образом, здесь изображенное составляет ие столько «икону положения тела Господа во гроб», сколько «икону надгробного рыдания». Сравнивая рисунки антиминсов 3-й, 4-й и 5-й с рисунками некоторых плащаниц XV-ro и XVII-ro веков, найдем много сходства между ними в самом расположении изображенных предметов на них. Можно думать, что рисунки для антиминсов заимствованы с рисунков плащаниц. Например, в Кирилло-Белозерском монастыре на плащанице 1555 года 157 средину занимает почивающее пречистое тело Господне (мерою 2 арш., 6 вершк.); у главы Его приседит Матерь Божия, поддерживающая ее и лобызающая; за Нею стоят две поникшие и с терзаниями рыдающие мироносицы; к ногам Спасителя, с левой стороны, приникли, впереди всех – Иоанн Богослов, а за ним Иосиф и Никодим; в средине между ними и мироносицами нисходит Дух Святый; за ними у главы и ног два ангела приосеняют Его рипидами, по правую сторону гроба лежит приготовленная для Него Иосифом плащаница, а по сторонам оной два парящие ангела возносят к нему открытые кадильницы с фимиамом; из четырех углов плащаницы туда же обращают лица свои четыре символа Евангелистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010