В нижнем ряду иконостаса трое дверей. Средние двери называются царскими, потому что ведут к престолу Царя царствующих, а двое других – южными и северными по месту своего расположения относительно царских. На царских дверях утверждаются иконы Благовещения и св. евангелистов, а над ними – Тайной Вечери, как указание того, что в алтаре совершается таинство причащения, установленное И. Христом на Тайной Вечери. За царскими дверями привешивается завеса, которая во время церковных служб, как и царские двери, то открывается, то закрывается. Открытие дверей и завесы означает открытие миру тайны спасения чрез воплощение Сына Божия, a закрытие их означает гнев Божий за наши грехи и наше недостоинство к наследию царства небесного. 3 . Алтарь и его принадлежности. Самую важную и главную часть христианского храма составляет алтарь. Ему усвояются различные названия, выражающие его преимущественную важность и значение. Наименование же его алтарем (от Alta ага) указывает на его положение относительно средней части храма. Принадлежности алтаря: престол, жертвенник и горнее место. Престол составляет самую существенную принадлежность алтаря. Обыкновенным материалом для него служит дерево. Форму имеет кубическую. В таинственном смысле престол знаменует престол Божий и священное место установления таинства евхаристии И. Христом. Престол издревле покрывается двумя одеждами: срачицей, – полотняной, обозначающей плащаницу, которой было обвито тело Спасителя, и индитией, – светлою, которая служит выражением главы Царя Небесного. На престоле находятся: антиминс, евангелие, крест и дарохранительница. Антиминс (вместопрестолие) есть освященный архиереем шелковый, или льняной плат с изображением положения Иисуса Христа во гроб и орудий страданий Христовых. Он составляет такую важную часть каждого престола, что без него нельзя совершать таинства причащения. В антиминс влагаются, при освящении его архиереем, частицы св. Мощей в воспоминание древнего обычая совершать Богослужение на гробах мучеников. Плат, в котором хранится антиминс, называется илитоном. Евангелие полагается на престоле для изображения Иисуса Христа, как Учителя истины; а крест – для изображения присутствия Его, как Искупителя, совершившего наше спасение крестною смертию . Дарохранительница есть тот находившийся на престоле сосуд, в котором хранятся св. Дары для приобщения больных и св. Агнцы для преждеосвященной литургии. Она знаменует гроб Христов и напоминает ветхозаветную стамну с манной, хранившуюся в ковчеге завета. В некоторых храмах над престолом устраивается балдахин, называемый киворием. Он знаменует небо.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Однако в VIII-X вв. в Византии в связи с затруднительностью для епископов лично освящать строящиеся по множестве храмы возник обычай поручать священникам совершать освящение отдаленных церквей. В таком случае нужно было, чтобы сами престолы имели все-таки освящение от архиерея, потому что канонически право освящать престол и полагать в нем святые мощи принадлежит только епископам. Тогда епископы стали освящать вместо престола ставшие уже традиционными матерчатые платы с удостоверительными надписями и полагать в них святые мощи. Теперь такой платок-антиминс (вместопрестолие) с зашитыми в нем мощами, освященный архиереем, не мог быть не чем иным, как тоже престолом, трапезой священной, как он и называется по сей день. Поскольку антиминс продолжал служить вначале лишь свидетельством того, что престол освящен епископом, постольку он и пришивался к нижней одежде престола или прибивался к нему. В дальнейшем было осознано, что этот плат есть в сущности возвышенный и престол на престоле, а престол стал освященным постаментом для антиминса. Антиминс в связи с его высоким священным значением приобрел богослужебную значимость: его стали полагать на престол, складывать особым образом и разворачивать при совершении таинства Евхаристии. В древности антиминсы приготовлялись самими священниками, которые приносили их к епископам для освящения. В рисунках на антиминсах не было единообразия. Как правило, древние антиминсы имеют изображение четырехконечного или восьмиконечного креста, иногда с орудиями казни Спасителя. В XVII в. в России при патриархе Никоне началось было изготовление единообразных антиминсов. В дальнейшем появились антиминсы, отпечатанные типографским способом и изображающие положение Христа во Гроб. Поверх сложенного с илитоном антиминса непременно полагается на престоле Святое Евангелие , называемое напрестольным и являющееся такой же неотъемлемой принадлежностью престола, как и антиминс: с напрестольным Евангелием совершаю? входы на литургии, на некоторых вечернях его выносят на середину храма для чтения или поклонения ему, в уставных случаях его читают на престоле или в храме, им осеняют престол крестообразно в начале и в конце литургии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2162...

Видимым изображением невидимого присутствия Христа служат предметы, которые тотчас-же положены были на освященный и облеченный в одежду славы престол. Такими предметами были: илитон (шелковый платок), знаменующий собою тот сударий, которым обвязана была голова И. Христа во время погребения. На илитон положен был антиминс (тоже шелковый платок с изображением на нем положения во гроб Иисуса Христа и четырех евангелистов по углам), заменяющий собою самый престол и знаменующий гроб Господа нашего Иисуса Христа. Без антиминса, освященного архиереем, нельзя совершать божественной литургии, – таково значение его. В антиминс всегда влагается и зашивается часть св. мощей в ознаменование того, что в первые времена христианства бескровную жертву Христа приносили на гробах мучеников. На антиминс возложили св. четвероевангелие, в котором четырьмя евангелистами изображается вся земная жизнь Господа нашего Иисуса, Его учение и чудеса, страдания и смерть, воскресение и вознесение Его на небо. Это – книга жизни, которая теперь заменяет нам самого Христа, и при чтении которой мы слышим Его и видим все чудеса и дела Его. Евангелие – это вечное слово нашего спасения, откуда мы черпаем для себя благодатную силу в борьбе со злом и в стремлении к совершенству. Евангелие – это радостная весть о нашем искуплении от владычества диавола и греха смертью воплотившегося Единородного Сына Божия. Евангелие – это образ самого Христа. Рядом с Евангелием священнослужащие положили животворящий крест с изображением на нем Распятого и Пострадавшего за нас. Крест – это орудие нашего спасения и торжества над грехом, смертью и диаволом, это залог вечной нашей славы. Затем поставили на престол ковчежец, в котором хранятся частицы запасных Св. Даров для приобщения больных. Это уже не образ Христа, а действительное Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, действием Св. Духа пресуществленные из хлеба и вина во время совершения божественной литургии. Рядом с дарохранительницей поставили ящик, в котором соблюдается св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/h...

Ближайшим образом из Константинополя обряд занесен был на Русь; дальнейшее же его развитие шло параллельно в Греции и России Впрочем, при отсутствии точных и определенных исторических данных обо многом в истории плащаницы следует говорить только: " Может быть " . Обряд распространялся, входил в общецерковное употребление, но падало художественное достоинство плащаниц, которое стояло на высоте, пока обряд был лишь в монастырских и соборных храмах. Художественно расшитые плащаницы, подобные древним, встречаются лишь в виде исключений. Выработался менее сложный и более дешевый тип плащаницы: на ней обычно красками изображается уже не положение во гроб, а мертвый Спаситель. Плащаница по внешнему виду приблизилась к тому образу Спасову, который раньше поставлялся среди храма и который она постепенно вытеснила и заменила собой. Но можно думать, что изображение положения во гроб, редко встречающееся на современных плащаницах, не исчезло бесследно Не от воздухов ли и плащаниц получили свои рисунки позднейшие антиминсы? На антиминсах XII-XVII веков был ведь только крест в разных формах Уже во второй половине XVIII века, когда антиминсы начали печатать, стали изображать на них положение тела Спасителева во гроб. Изображение, которое было на древних воздухах и плащаницах, находившихся на престоле, послужило образцом для рисунков на антиминсах, где сохраняется после того, как оно сошло с плащаниц и воздухов, даже доныне. Изредка встречаются (например в Тульской епархиальной палате древностей) плащаницы резные: во гробе лежит фигура Христа, выточенная из дерева. Примечания Печатается по изданию: История плащаницы. Сергиев Посад, 1912. Подписано: Владимир Троицкий, и.д. доцента Московской духовной академии. Основательное исследование из области церковной археологии и истории богослужения, посвященное изучению символического воспоминания Церковью погребальных пелен Христовых в важнейших литургических предметах - воздухе, илитоне, антиминсе и в самой плащанице Христовой. 1. Патр. Герман.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/229/...

Относительно всех изложенных особенностей обрядов Великого Пятка и Великой Субботы можно, думается, сказать, что их идейное начало нужно искать в Иерусалиме; там взята мысль об обряде; обряд же развивался в Константинополе. Ближайшим образом из Константинополя обряд занесен был на Русь; дальнейшее же его развитие шло параллельно в Греции и России 183 . Впрочем, при отсутствии точных и определенных исторических данных обо многом в истории плащаницы следует говорить только: «Может быть». Обряд распространялся, входил в общецерковное употребление, но падало художественное достоинство плащаниц, которое стояло на высоте, пока обряд был лишь в монастырских и соборных храмах. Художественно расшитые плащаницы, подобные древним, встречаются лишь в виде исключений. Выработался менее сложный и более дешевый тип плащаницы: на ней обычно красками изображается уже не положение во гроб, а мертвый Спаситель. Плащаница по внешнему виду приблизилась к тому образу Спасову, который раньше поставлялся среди храма и который она постепенно вытеснила и заменила собой. Но можно думать, что изображение положения во гроб, редко встречающееся на современных плащаницах, не исчезло бесследно Не от воздухов ли и плащаниц получили свои рисунки позднейшие антиминсы? На антиминсах XII-XVII веков был ведь только крест в разных формах 184 . Уже во второй половине XVIII века, когда антиминсы начали печатать, стали изображать на них положение тела Спасителева во гроб. Изображение, которое было на древних воздухах и плащаницах, находившихся на престоле, послужило образцом для рисунков на антиминсах, где сохраняется после того, как оно сошло с плащаниц и воздухов, даже доныне. Изредка встречаются (например в Тульской епархиальной палате древностей) плащаницы резные: во гробе лежит фигура Христа, выточенная из дерева. Основательное исследование из области церковной археологии и истории богослужения, посвященное изучению символического воспоминания Церковью погребальных пелен Христовых в важнейших литургических предметах – воздухе, илитоне, антиминсе и в самой плащанице Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

У старообрядцев и греко-католиков антиминс всегда развернут и лежит между катасаркой (κατασαρκος – нательный, простирающийся по телу: нижний покров, располагающийся непосредственно на Престоле; в быту – ст.-слав, срачица – сорочка, рубашка, или приплотие) и индитией (νδτη – одежда; верхнее облачение Престола из светлой ткани), а илитон лежит сверху; у старообрядцев антиминс пришит к катасарке по обычаю, бытовавшему до XVII в. На антиминсе обычно изображается Положение во гроб (могут быть и иные сюжеты), у старообрядцев – трисоставный Голгофский крест. Антиминс должен быть подписан архиереем с указанием, к какому храму и какого числа он освящен. 133 Когда священник находился в пути, ему нередко приходилось совершать приватное вычитывание: нищенствующие монахи, живущие без stabilitas loci (постоянства места), за пределами монастырей не могли участвовать в молитве в хоре, и они совершали часы приватно. Студенты средневековых университетов, готовившиеся стать клириками, которым как бенефициатам давалось поручение совершать службу Часов, «по совету моралистов стремились по возможности через приватное вычитывание» как бы загладить удаление от своих церквей. 134 Средневековая римская schola представляла собой подобие древнего института коллегий со своими церковью, кладбищем, управлением, святым патроном. Некоторые ученые сближают scholae с позднейшими цеховыми объединениями. Первоначально schola означала дом, где собирались люди одного рода занятий для обсуждения общих дел. Позднее по названию места собраний стали называться и их члены (scholaes), составлявшие союз, который обладал правами гражданской коллегии со своим уставом (pacta), должностными лицами, пра- вами и обязанностями. " Помимо scholae cantorum, объединявшей папских певчих, известны также объединения народного ополчения (publicus numerus militum), нотариусов (schola forensium) и иностранцев (schola peregrinorum; были и специальные национальные коллегии, например, schola Graecorum). Читать далее Источник: Общая история церкви. В 2 томах. Том 1. От зарождения Церкви к Реформации. I-XV века. Книга вторая. Доктринальные вызовы Церкви. IV-XV века./(под ред. Симонов В.В.) Уч. пос. для вузов по спец. 030600.62 «История». – М.: Наука, 2017. – 809 с. – (Труды исторического факультета МГУ: 78–81; Сер. II. Исторические исследования, 35–38). ISBN 978–5-02–039218–2; ISBN 978–5-02–039227–4 (Т. 1. Кн. 2)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

107 Страдающие бессонницей, всё-таки должны ложиться спать пред каждой обедней по обычаю; при этом они никак не будут повинны, если слабая натура их не дозволит им спать, как следует, а потому и служить они после этого могут и должны без всякого сомнения (Хойнацкий, о. А. Прак. рук. при соверш. таин., 64 стр.). 108 Священник совершает литургию, как и другие священнодействия и таинства церковные, не в силу своих личных заслуг или достоинств, а потому, что в таинстве священства ему преподаны благодать и дар учить, священнодействовать и управлять вверенной ему паствой, и эти благодать и дар пребывают в нём, доколе он не извержен из сана или не запрещён в священнослужении. Поэтому освящающее значение совершаемого священником таинства не подлежит никакому сомнению, хотя бы священник приступал к священнослужению не вполне достойно. За своё недостоинство он ответит пред Богом, а люди получают освящение, потому что «не человек есть действуя, но Христос во Святом Духе чрез иерейство иереев» (Ц.Вед. 1900, 41). 109 На антиминсе должно быть изображено положение во гроб Спасителя и орудия Его страданий, и строго воспрещается изображать Господа Саваофа в виде ветхолетнего мужа, а свв. Евангелистов в образе животных (П.С.П., 516; П.С.З., 4079). – Каждый антиминс должен быть подписан освящавшим его архиереем (Ин. бл., 1). – Высокопр. Димитрием, архиеп. Тверским, усмотревшим при обозрении церквей епархии, что в некоторых из них возложены антиминсы не на тех престолах, на которых они должны находиться, или же с надписями на них, не соответствующими храму, было вменено в обязанность настоятелям церквей и благочинным – при обозрении храмов обратить внимание и не допускать, чтобы антиминсы с одного престола переносились на другие, коим они не соответствуют (Ц.Вед. 1904, 4). Мыть старый или запятнанный антиминс, возобновлять на нем стёршиеся надписи и чинить разодранный не дозволяется; но священник в этих случаях немедля представляет (облачившись в епитрахиль и поручи) старый антиминс (завёрнутым в илитон и вложенным в благоприличную сумку) Преосвященному, при прошении о выдаче нового.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Самым распространенным типом вышитых изображений на рус. малых В. XVI-XVII вв. является «Положение во гроб» в различных иконографических изводах. Неотъемлемой частью вышитых рус. В., как «больших», так и «малых», стали надписи, традиционно расположенные на каймах. Чаще всего помещали тексты тропарей, связанных со священнодействием великого входа: «    ...», «      …», «          …», установительные слова из анафоры «    …». Существует очевидная связь между декорацией В. и антиминсов ; возможно, именно с уходом из практики больших вышитых В. связана традиция, распространившаяся в XVI-XVII вв. и доныне остающаяся общепринятой, полагать антиминс не под облачения св. престола (как в древности), а внутрь илитона - тем самым, антиминс с изображением композиции «Положение во гроб», разворачиваемый за каждой литургией, мог усвоить символику, принадлежавшую ранее большому В. Параллельно с вышитыми изображениями в XV-XVII вв. существовали и В. с изображением креста, к-рый мог быть вышит, низан жемчугом, составлен из драгоценных дробниц либо выложен из тесьмы или галуна. Эта традиция устойчиво сохраняется в XVII-XXI вв. в отличие от традиции создания шитых изображений на В. В рус. храмовых и соборных описях XVI-XVII вв. В. также называются различные по литургической функции предметы из тканей, в т. ч. малые покровцы для покрывания потира или дискоса, пелены на Евангелие, пелены с различными лицевыми изображениями, плащаницы. Лит.: Троицкий В. A. История плащаницы//БВ. 1912. 2. С. 362-396; 3. С. 505-530; Papas A. Liturgische Tücher//RbK. Bd. 5. S. 775-817; Johnstone P. The Byzantine Tradition in Church Embroidery. L., 1967; Маясова Н. А. Древнерус. шитье. М., 1971; Taft. Great Entrance. P. 216-219; НКС. 1983. Т. 4. С. 97-99; Бойчева Ю. Воздуси и плащаници от XIV-XVII век в Българските църкви и музеи: Функция, иконография, стил: Автореф. София, 2003; Миркович Л. Искусство церковного шитья: II. Плащаницы//Убрус. СПб., 2004. Вып. 2. С. 31-44; Дроздова О. Э. Иконография «Оплакивания и Погребения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» в лицевом шитье//Там же. С. 3-30; 2005. Вып. 3. С. 3-36.

http://pravenc.ru/text/155094.html

   Антиминсом называется освященный архиереем шелковый плат (платок), с изображением на нем положения Иисуса Христа во гроб и, обязательно, с зашитою на другой его стороне частицею мощей какого-либо святого, так как в первые века христианства Литургия всегда совершалась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественной Литургии (Слово «антиминс» греческое, значит «вместопрестолие»).    Для сохранности антиминс завертывается в другой шелковый плат, называющейся илитоном. Он напоминает нам сударь (плат), которым была обвита голова Спасителя во гробе.    На самом антиминсе лежит губа (губка) для собирания частиц Св. Даров.    Евангелие, это — слово Божие, учение Господа нашего Иисуса Христа.    Крест, это — меч Божий, которым Господь победил диавола и смерть.    Дарохранительницей называется ковчег (ящик), в котором хранятся Святые Дары на случай причащения больных. Обычно дарохранительница делается в виде маленькой церкви.    Дароносицей называется маленький ковчежец (ящичек), в котором священник носит Святые Дары для причащения больных на дому.    За престолом стоит семисвечник, то есть подсвечник с семью лампадами, а за ним запрестольный крест. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом; оно обычно делается возвышенным.    Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, украшенный также со всех сторон одеждою. Этот стол называется жертвенником. На нем приготовляются дары для таинства причащения.    На жертвеннике находятся священные сосуды со всеми принадлежностями к ним, а именно: 1. Св. Чаша, или потир, в который перед Литургией вливается вино с водою, прелагаемое потом, за Литургией, в кровь Христову.2. Дискос — небольшое круглое блюдо на подставке. На нем полагается хлеб для освящения на Божественной Литургии, для преложения его в тело Христово. Дискос знаменует собою одновременно и ясли и гроб Спасителя.3. Звездица, состоящая из двух металлических небольших дуг, соединенных посредине винтом так, чтобы их можно было или вместе сложить или раздвинуть крестообразно. Она ставится на дискосе для того, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор частицам. Звездица знаменует собою звезду, явившуюся при рождении Спасителя.4. Копие нож, похожий на копье, для вынимания агнца и частиц из просфор. Оно знаменует то копие, которым воин пронзил ребра Христу Спасителю на Кресте.5. Лжица — ложечка, употребляемая для причащения верующих.6. Губка или плат — для вытирания сосудов.   Малые покровы, которыми покрываются отдельно чаша и дискос, так и называются покровцами. Большой же покров, покрывающий и чашу и дискос вместе, называется воздухом, знаменуя собою то воздушное пространство, в котором явилась звезда, приведшая волхвов к яслям Спасителя. Все же вместе покровы изображают пелены, которыми Иисус Христос был повит при рождении, а равно и Его погребальные пелены (плащаницу).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

15 О происхождении шатрового или «столпового» вида некоторые историки предполагают, что в виде столпов сначала строились деревянные церкви, а потом и каменные. 16 В древнегреческих и древнерусских храмах амвоны несколько напоминали современную преподавательскую кафедру и находились иногда посреди Срединной части храма, иногда около стены. Иногда амвонов было два и они имели вид некоторого здания, высеченного из мрамора и украшенного скульптурою и мозаикой. Очевидно, с древними амвонами – современный амвон или средина Солеи ничего общего не имеет. Древний амвон лучше всего сблизит с современной проповеднической кафедрой или аналогием (аналоем), когда последний ставится для проповеди (См. рис. 125, л. 32). 19 В древности Престол устраивался из камня в изображение Христа, который есть Камень, основание нашей веры, а также еще и потому, что предизображен был в древности камнем, напоившим древнего Израиля, а ныне он вновь напояет нас, источая нам не воду, а потоки жизни вечной – животворящую Кровь Христову. 20 Слово «Антиминс» (вместо престолие) происходит от греч. слова αντ=анти, вместо и лат. слова mensa – стол. Происхождение антиминса тесно связывается с древнехристианским обычаем – совершать Евхаристию на гробах мучеников. И даже после прекращения гонений существовал обычай освящать храмы положением Св. мощей или под алтарями, или в металлическом ковчежце в Престол, или же в углубление на верхней доске Престола. К VII – VIII в. этот обычай временно ослабел; но в VIII в. после 7 Вселенского собора, возобновился, причем в тех греческих храмах, которые освящались непосредственно епископами – св. мощи вкладывались в Престол и не нуждались в антиминсах. Храмы же, которые не освящались епископами, освящались через присланные антиминсы со святыми мощами. Вследствие сего одни храмы имели Престолы со святыми мощами, но не имели антиминсов; другие имели Престолы без св. мощей, но имели антиминсы. В Русской Церкви антиминсы появились вместе с введением христианства и полагались на Престолах, не освященных епископами. Престолы же, освященные епископами, антиминсов первоначально не имели. Но с течением времени, сначала в Греческой, а потом и в Русской Церкви, антиминсы стали возлагаться и на Престолы, освященные архиереями – но пока без мощей. В XVII в. в Русской Церкви (в 1675 г.) был введен обычай возлагать антиминсы во всех церквах, даже и освященных архиереями – сначала без мощей, а потом со св. мощами. Вначале на антиминсах изображали один крест, а затем, только с конца XVII в. изображается положение во гроб Иисуса Христа. (Рис. 131, л. 35). Очевидно, современный обычай полагать Св. Мощи и в Престол, и в Антиминс явился результатом двоякой практики древности освящать Церкви епископом или без епископа, с антиминсом или без антиминса.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010