Во время этой ектении священник полностью раскрывает антиминс на престоле, и после этого следует возглас диакона: «Елицы оглашеннии, изыдите, оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся». Этим возгласом кончается литургия оглашенных. Оглашенные, то есть те, кто готовится к крещению, должны выйти из храма, потому что дальше начинается литургия только лишь верных, которая есть величайшее таинство, на котором присутствовать могут лишь посвященные, только верные. Этим моментом кончается литургия оглашенных. Священник во время возгласа диакона «Открыет им Евангелие правды» разворачивает на престоле антиминс. Антиминс разворачивается не сразу, а как бы в два приема. Сначала разворачивается нижняя часть антиминса во время ектении сугубой, а во время ектении об оглашенных открывается уже весь антиминс полностью. Само это слово — «антиминс» в переводе на русский язык означает: «вместопрестолие». Как вы знаете, частица «анти» по большей части означает «вместо», хотя иногда переводится как «против». Так вот, вместопрестолие — это обычно шелковый плат, на котором изображается положение Христа во гроб. Немного выше центра этого плата, выше изображения Христа, вкладывается частица мощей, как правило, мощей безымянных мучеников, которые Церковь содержит с очень древних времен. Антиминс освящается епископом той области, той епархии, в которой находится храм, куда требуется антиминс.   Для чего и когда возникло употребление антиминсов? Антиминсы стали употребляться в глубокой древности, когда уже возникло ясное представление о том, что литургия должна совершаться не просто на любом столе или на любом пустом месте — это должно быть место святое. Сначала, как вы помните, первые христиане совершали литургию на гробах мучеников, считая, что мощи святых мучеников освящают место, и эти гробы мучеников являются достойным местом для совершения Божественной литургии. И в память этого обычая под престол, когда он освящается в храме, а также в антиминс вкладывается частица мощей мучеников. Под престол, могут быть и другие мощи положены. Иногда они и не кладутся. Обычно мощи под престол вкладываются тогда, когда престол освящается епископом. А если освящение престола поручено священнику, то мощи не вкладываются.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Во время этой ектении священник полностью раскрывает антиминс на престоле, и после этого следует возглас диакона: «Елицы оглашеннии, изыдите, оглашениии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елнцы вернии, паки и паки миром Господу помолимся». Этим возгласом кончается литургия оглашенных. Оглашенные, то есть те, кто готовится к крещению, должны выйти из храма, потому что дальше начинается литургия только лишь верных, которая есть величайшее таинство, на котором присутствовать могут лишь посвященные, только верные. Этим моментом кончается литургия оглашенных. Священник во время возгласа диакона «Открывает им Евангелие правды» разворачивает на престоле антиминс. Антиминс разворачивается не сразу, а как бы в два приема. Сначала разворачивается нижняя часть антиминса во время ектений сугубой, а во время ектений об оглашенных открывается уже весь антиминс полностью. Само это слово – «антиминс» в переводе на русский язык означает: «вместопрестолие». Как вы знаете, частица «анти» по большей части означает «вместо», хотя иногда переводится как «против». Так вот, вместопрестолие – это обычно шелковый плат, на котором изображается положение Христа во гроб. Немного выше центра этого плата, выше изображения Христа, вкладывается частица мощей как правило, мощей безымянных мучеников, которые Церковь содержит с очень древних времен. Антиминс освящается епископом той области, той епархии, в которой находится храм, куда требуется антиминс. Для чего и когда возникло употребление антиминсов? Антиминсы стали употребляться в глубокой древности, когда уже возникло ясное представление о том, что литургия должна совершаться не просто на любом столе или на любом пустом месте – это должно быть место святое. Сначала, как вы помните, первые христиане совершали литургию на гробах мучеников, считая, что мощи святых мучеников освящают место, и эти гробы мучеников являются достойным местом для совершения Божественной литургии. И в память этого обычая под престол, когда он освящается в храме, а также в антиминс вкладывается частица мощей мучеников.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Описанный антиминс – несомненный уник. В ряду других печатных антиминсов он представляет явление исключительное и возбуждает к себе внимание с разных сторон. 1) Это – хронологически первый отдельный гравированный лист. Ровинский указывает первые гравюры на отдельных листах с оловянных досок Киевской работы 1612 г.: «Смерть на бледном коне» и «Странствование св. Антония» 1037 ; наш антиминс опережает их на 14 лет. 2) Это доселе неизвестный, первый по времени печатный антиминс на Руси. Ровинский, следуя протоиерею К. Никольскому, древнейшим печатным антиминсом считает антиминс Киевской печати 1627 г. 1038 Но в Патриаршей ризнице имеются три и более ранних антиминса южнорусского происхождения. Один из них 1620 г.; место печати определить нельзя, но характер изображения и текст надписи сближают его с двумя другими антиминсами 1622 и 1626 гг. Киевской печати. Наш антиминс опережает южнорусские на 8 лет. В Москве стали печатать антиминсы лишь при Патриархе Никоне в 1662 г. Наконец, в Патриаршей ризнице имеется целая серия антиминсов, печатанных в Вологде в более позднее время, в двадцатилетнее управление тамошнего епископа Симона (1664–1684). 3) По замыслу гравированного рисунка это, так сказать, предтеча, прототип современных антиминсов. Рисунок Киевских и вообще южнорусских антиминсов (Спаситель, восстающий из гроба) не удержался в церковном обиходе, как носивший явные следы влияния католического изображения Воскресения Христова. Рисунок Вологодских антиминсов второй половины XVII века (четвероконечный крест) возвращал наших предков к простоте рукописных антиминсов и не соответствовал возникшей потребности наглядного согласования символических действий Литургии с внешностью литургических предметов (положение Спасителя во гроб знаменует перенесение св. даров с жертвенника на престол). Ранее, когда антиминсы прибивали или пришивали к престолу под индитией и в подобающее время развертывали только илитон (что с греческого – ελητν – и означает развернутый плат), не чувствовалось нужды в видимом изображении воспоминаемого события; теперь, когда с эпохи Никона антиминс начинают полагать на престоле поверх одежды и развертывают его вместе с илитоном, в который он облечен, – и возникла потребность в видимом изображении положения Спасителя во гроб. Это – самое естественное для антиминса изображение. Мысль о соответствии литургических действий с символизируемым ими событием давно уже сознавалась нашими предками, которые издревле на большом воздухе, покрывающим потир и дискос вместе (и из которого впоследствии произошла наша плащаница), изображали обыкновенно Положение Спасителя во гроб (у греков то же, под названием επιταφος θρνος).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Как на Киевских антиминсах, как скоро сталя печатать их, начали изображать, кроме креста, гроб Господень; так изображение гроба Господня явилось и на Московских антиминсах. Но на последних изображали Господа не живым, а умершим, изображали собственно положение Господа во гроб – то именно, что собою означает антиминс. Антиминс, находясь при совершении литургии непосредственно под святыми дарами (а так он и должен лежать, как сказали выше, чтобы ему быть вместо престолием), изображает собою плащаницу, в которую обвито было тело Господне, при положении его во гроб. Такое значение даем антиминсу на основании слов св. Исидора Пелусиота , писателя V-ro века, который говорит: «чистая плащаница (συνδν), которая распростирается при служении под святыми дарами, изображает служение Иосифа Аримафейского. Как он, обвив тело Господне, предал гробу, чрез который весь наш род получил воскресение; так и мы, освящая на плащанице хлеб предложения, обретаем несомненно тело Христово, источающее нам нетление, дарованное нам Спасителем Иисусом, который был погребен Иосифом, но восстал от мертвых». (S. Isidori Pelusiotae De interpretation divinae Scripturae Lib. 1, epism. 123, ed. 1606, р. 31). Св. Исидор Пелусиот , разумел ли под синдоном антиминс или литон, во всяком случае ясно, что он под синдоном разумел плат, на котором непосредственно становятся святые дары, и плат, по его объяснению, изображает собою плащаницу, которою обвито было тело Спасителя, положенное во гроб. Исидор Пелусиот плат и называет плащаницею. На литургии, по перенесении святых даров с жертвенника и по поставлении их на престоле, антиминс изображает плащаницу, а престол – вертоград со гробом. В это время священнослужитель произносит слова церковной песни, служащей объяснением священнодействию: «Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело, плащаницею чистою обвив и вонями во гробе нове покрыв положи». На основании такого значения антиминса, как плащаницы, когда стали печатать его, и чрез печатание получилась возможность делать на нем более сложные изображения, начали изображать на нем, кроме креста, – то, что соответствует значению его, именно – положение во гроб тела Господа, обвитое плащаницею.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В алтаре находятся – святой престол и жертвенник. 1. Святой престол изображаете место таинственного присутствия Иисуса Христа, как Царя славы и Главы церкви, и гроб Господень. Называется он в Богослужебных книгах трапезою, потому что на нем совершается таинство причащения тела и крови Господней – это бессмертное брашно для верных. Престол при освящении его одевается двумя одеждами: нижнею – белою, называемою срачицею, и верхнею – светлою из шелковой или парчевой материи, называемою индитиею. Срачица в сообразность значению престола, как гроба Господня, знаменует плащаницу, которою обвито было тело Спасителя во гробе, а индития напоминает, что престол есть место славы Божией. На престоле находятся следующие священные предметы: антиминс, Евангелие, крест и дарохранительница. а) Антиминс есть освященный и помазанный Св. миром архиереем шелковый или льняной плат с изображением положения Иисуса Христа во гроб, и орудий страданий Христовых. Антиминс составляет такую важную принадлежность каждого престола, что без него нельзя совершать таинства причащения. В антиминс влагаются при освящении его архиереем частицы св. мощей 4 в воспоминание древнего обычая совершать Богослужение на гробах мучеников. Плат, в котором хранится антиминс, называется илитоном. б) Евангелие полагается на престоле для того, чтобы изобразить присутствие Иисуса Христа, просветившего людей светом евангельского учения; а св. крест – изображает присутствие Христа как Искупителя, совершившего наше спасение крестною смертью . в) Дарохранительница (или ковчег) есть тот находящиеся на престоле сосуд, в котором хранятся Св. Дары (т.-е. Тело Иисуса Христа, напоенное кровью Его) для приобщения больных, и Св. Агнцы для преждеосвященной литургии. Она знаменует гроб Христов и напоминает ветхозаветную стамну (сосуд) с манною, хранившуюся в ковчеге завета. Для приобщения больных употребляется особый малый сосуд, называемый дароносицею. За престолом, на восточной стороне его, в кафедральных храмах устраивается горнее место, – это возвышенная кафедра для сидения архиерея во время литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Рис. 5. Престол. На св. престоле не возлежат ли какие св. вещи постоянно? На каждом престоле всегда возлежат, мы видим, – посереди, так называемый Антиминс, на нем напрестольное Евангелие, в стороне справа, напрестольный крест, выше, 3 ковчега, один большой, называемый Дарохранительницею, два малых – Дароносицею, Мирницею. Что такое антиминс? Это освященный архиереем плат (платок) с изображением снятия со креста и положения во гроб тела Христова посередине и четырех евангелистов по углам, в который вложены св. мощи, и на котором совершается таинство св. причащения. Антиминс всегда хранится на престоле сложенным, а во время литургии развертывается. Рис. 6. Антиминс. Какое назначение антиминса и что значит название антиминс? По правилам церковным, престол в храме непременно должен быть освящен самим архиереем. Так и бывало в самом начале христианства. Когда же христианство распространилось, и число храмов умножилось, тогда сделалось очень затруднительным, даже не стало и возможности самим архиереям освящать все престолы, особенно в местах, отдаленных; поэтому архиереи стали освящать платы из полотняной или толковой материи и посылать их в новоустраиваемые храмы, чтобы на них, как бы на освященных ими самими престолах, совершалась литургия. Таково назначение антиминсов. Так как сии освященные платы заменяли собою освященные самими архиереями престолы, то и назвали их антиминсами, что значит по-русски вместопрестолие. Для чего в антиминс влагаются св. мощи? В воспоминание того, что в древние времена христианства Богослужение совершалось и храмы строились на могилах мучеников. Совершалось же Богослужение и строились храмы тогда на могилах мучеников в воспоминание и прославление совершенных мучениками подвигов за Христа и таким образом в возбуждение христиан к мученическим же и вообще христианским подвигам. Какое духовное значение антиминса? Такое же, какое и самого престола, т. е, он означает трапезу тайной вечери, места распятия, погребения и воскресения Христа. Это значение указывается самым изображением на нем – снятия со креста и положения во гроб И. Христа. (Изображение же здесь Евангелистов указывает на то, что они проповедники о Христовой жертве по всей вселенной.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Антиминс (от греч. ντι — вместо и лат. mensa — стол , что означает «вместо стола», «вместопрестолие») – это освященный архиереем шелковый или льняной плат (платок) с изображением на верхней его стороне положения во гроб Христа Спасителя, четырех евангелистов и орудий страданий Спасителя и с зашитою под изображением частицею святых мощей. На антиминсе имеется надпись, что этот антиминс дан таким-то архиереем в такую-то церковь. На престоле, не имеющем антиминса, Литургия не может быть совершена. Антиминсы получили свое начало еще в первые века христианства. Первые христиане в условиях гонений на них со стороны римских императоров совершали богослужения в подземных пещерах, чаще всего в катакомбах. Здесь они хоронили своих собратьев по вере, мученически пострадавших за Церковь Христову. Надгробия святых мучеников служили для них престолом. Позднее, когда появились надземные храмы, христиане стали устраивать престолы и под ними полагать мощи святых. Епископ, приезжавший освятить храм, прежде чем надеть срачицу на престол, ставил на него ковчег, или ларец со святыми мощами. По дальности расстояния епископ часто не мог освятить все храмы; тогда он поручал это кому-нибудь из священников, посылая с ним свою грамоту, и к ней прилагал частицу святых мощей. Антиминс является главной святыней храма, поскольку в нем имеются святые мощи, в то же время он служит свидетельством того, что богослужение в этом храме совершается не самочинно, а по благословению епископа. Обычай полагать мощи святых под престолом имеет основание в Священном Писании. В данном случае Церковь руководствуется: Такова история антиминсов. Святой антиминс был введен в употребление для того, чтобы удобнее сохранить святыню храмов от кощунства еретиков и язычников, нападавших на православные христианские храмы и разорявших их. Антиминсы для большей сохранности завертываются в другой плат, называемый илитоном (ειλητν – обвертка, повязка). Он напоминает собою « сударь », которым была обвязана голова Иисуса Христа при погребении. Антиминс развертывается только на Литургии, а именно перед началом Литургии верных, и свертывается в конце ее. Если во время службы храму угрожает опасность, например, от пожара, то священник должен вынести антиминс из храма и, положив его на приличном месте, закончить Литургию. Илитоны – платы, которыми вытирают уста причащающимся.

http://azbyka.ru/liturgika-karpuhin

Антиминс — четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с изображением положения во Гроб Господа Иисуса Христа, орудий Его казни и четырех евангелистов по углам с символами этих евангелистов — тельцом, львом, человеком, орлом и надписью, сообщающей, когда, где, для какой церкви и каким епископом он освящен и преподан, и подписью епископа и, обязательно, с зашитою на другой его стороне частицею мощей какого-либо святого, так как в первые века христианства Литургия всегда совершалась на гробницах мучеников. На антиминсе постоянно находится губка для собирания мелких частиц тела Христова и вынутых из просфор частиц с дискоса в чашу, также для отирания рук и губ священнослужителей после Причастия. Она является образом напоенной уксусом губки, которую подносили на трости к устам распятого на Кресте Спасителя. Антиминс является обязательной и неотъемлемой частью престола. Без антиминса нельзя служить Литургию. Таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы может совершаться только на этом священном плате. Антиминс находится постоянно в свернутом состоянии в особом плате также из шелковой или льняной материи, который называется илитоном (грек. — обертка, повязка). На илитоне нет изображений и надписей. Антиминс разворачивается, раскрывается только в определенный момент богослужения, перед началом литургии верных, и закрывается, свертывается особым образом по окончании ее. Если во время Литургии загорится храм или если иное стихийное бедствие будет угрожать зданию храма, священник обязан вынести Святые Дары вместе с антиминсом, развернуть его в любом удобном месте и докончить на нем Божественную литургию. Таким образом, по своему значению антиминс равен престолу. Образ погребения Христа на антиминсе еще раз свидетельствует, что в сознании Церкви престол есть, во-первых, знамение Гроба Господня, а во-вторых, знамение престола славы Воскресшего из этого Гроба Спасителя.  Слово «антиминс» состоит из двух греческих слов: «анти» — вместо и «мисион» — стол, то есть вместопрестолье, — такой священный предмет, который, заменяя собою престол, сам является престолом. Поэтому и в надписи на нем он назван трапезой.

http://azbyka.ru/simvolika-i-ustrojstvo-...

Он называется и святою трапезою, потому что на нем предлагается бессмертное брашно, то есть Пречистое Тело и Святейшая Кровь Господа Иисуса Христа и оттоле преподается в снедь верным. Он же представляет образ гроба Христова, когда честные дары, на большом входе перенесенные с жертвенника, поставляются на престол в святой антиминс как во гроб. Престол можно назвать жертвенником, так как на нем приносится святейшая, бескровная жертва за нас грешных, хотя жертвенником обыкновенно называют предложение. Престол устрояется из всякого твердого тела – дерева, камня, твердого металла и проч.; форма его обыкновенно бывает четырехугольная, сим видом он изображает то, что на нем преподается Божественное брашно верующим всех четырех стран света в Таинстве Евхаристии 71 . Нижнее облачение его, обыкновенно полотняное, называется срачицею (κατσαρκα приплотие) и означает ту плащаницу, коею обвито было пречистое тело Господа, при положении Его во гроб, а верхнее всегда светлое, называется индития – одежда (от induo одеваю), она есть знамение славы Царя Небесного. Почему, при освящении престола и при облачении его в сию одежду, воспевается псалом 92: Господь воцарися, в лепоту облечеся. § 31. Принадлежности святого престола На верхней части престола полагается: 1) илитон (от ιλω, или involvo обвертываю), значит обвертка, или обвязка, которою обвертывается святой антиминс. Этот плат напоминает тот сударь, коим обвязана была пречистая глава Иисуса Христа, при положении Его во гроб. В илитон влагается святой антиминс (ντιμνσιον – вместопрестолие). Это есть шелковый четырехугольный плат с изображением на нем положения во гроб Господа Иисуса Христа и с частицею святых мощей, вложенною в него. Он освящается архиереем, так как освящаются самые престолы; но если архиерей освящает и самый храм, то, кроме антиминса, частица мощей полагается и под престолом в ковчежце. Мощи влагаются в него для напоминания о том, что христиане первых веков совершали священнослужение на гробах мучеников 72 . Святой антиминс введен в употребление для того, чтобы удобнее сохранить святыню храмов от кощунства еретиков и язычников, нападавших и разорявших православные храмы христианские 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Он еще в Иерусалимских церквах был назван 396 Воздухом и Возвышением (ναφορ) потому, что во время чтения Символа его колеблют и им веют над дарами, что производит легкое движение в воздухе. Он осеняет и покрывает оба сосуда (т. е. Дискос и Потир), и тем охраняет их 397 , о чем Священник во время Проскомидии, при возложении его над дарами, молится: покрый нас, – отжени от нас и проч. 398 . Таинственное его знаменование Таинственно: 1) по Святому Герману Патриарху 399 , означает он камень, взваленный на гроб Христов 400 ; Воздухом же называется потому, что тенью, которую он наводит, означается мрак этой ночи, в которую Иуда предал Иисуса Христа, и страдания Спасителя в архиерейском дворе. 2) Симеон Фессалонитский разумеет под ним ногого и мертвого Христа, несомого к мирному погребению 401 , и потому изображается на покрове иногда снятие со креста и положение во гроб 402 , а при возложении его над дарами, по великом входе, произносится надгробный стих: Блогообразный Иосиф и проч. 403 . § 86. Что есть Антиминс, и для чего он в храмах полагается? Антиминс есть освященный убрус или плат, распростираемый под священнодействуемыми дарами во время совершения Литургии. Он назначен заменять освященный Архиереем Престол: ибо храмы, по древнему преданию Церкви 404 , должны быть освящаемы от самих Архиереев. Но как таковая обязанность, по множеству сооружаемых храмов, могла бы причинять Епископам да и самым храмостроителям затруднение, то Архиерей дает благословение освящать их и Иереям; а чтоб сила его освящения была во всяком храме, сам освящает Антиминсы, т. е. полотна, с изображением положения во гроб Иисуса Христа. Феодор Валсамон, Антиохийский Патриарх, в толковании на правило 31 Собора в Трулле, говорит: «Антиминсы уготовляются от сущего в области Архиерея, для времени освящения Церквей, дабы оные полагаемы были на святых трапезах в храмах, чтоб чрез то известно было, что священнодействие совершается в храме по дозволению Епископа». Антиминс и значит вместопрестольник. Где же Престол бывает освящен полным Архиерейским освящением, там уже Антиминс может совсем не быть 405 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Dmitrievs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010