А. О священных вещах и сосудах, необходимых для священнослужения Беседа о священных вещах и сосудах, необходимых для священнослужения I. Говоря в предыдущих беседах о храме Божием, мы сказали еще не все. Чтобы можно было в храме совершать Божественную литургию, для этого имеются в нем священные вещи и сосуды, необходимые для священнослужения. И вот о них-то и будет у нас теперь речь. II. Эти священные вещи и сосуды следующие: а) Антиминс. Это освященный шелковый или льняной платок, на котором изображено Положение Тела Господа Иисуса во гроб. О нем мы уже беседовали ранее, когда говорили о престоле, посему в настоящее время скажем только то, что дополняет наши сведения о нем. На нем, во время Литургии, поставляются Святые Дары, по перенесении их с жертвенника на престол. Освящение антиминса должно быть совершено непременно архиереем. В древние времена, когда, по причине гонений на христиан, нельзя было иметь постоянных престолов, антиминсы употреблялись вместо престолов. Устроялись они в те времена преимущественно из льняной ткани, (но были антиминсы и каменные), в малом виде (в два – три вершка), с изображением креста. В XVII веке стали устроять их в большем виде, но тоже из льняной ткани и с изображением Положения Господа во гроб... Впоследствии у нас в России стали устроять из шелковой ткани. В антиминсы влагаются части святых мощей, в воспоминание того, что в древние времена христиане имели обыкновение совершать Литургию на местах погребения святых мучеников. Антиминс составляет необходимую принадлежность престола, как свидетельство архиерейского благословения и позволения священнодействовать на нем. Он напоминает нам Плащаницу (полотно), которою обвито было тело умершего Спасителя. Антиминс сохраняется на престоле в особом шелковом платке, который называется илитоном. В духовном смысле илитон означает тот сударий (повязку), которым обвязана была голова Господа Иисуса Христа во время Его погребения. б) Евангелие . Это священная книга, написанная, по внушению Духа Святого, четырьмя евангелистами: Матфеем, Марком, Лукою и Иоанном. Слово евангелие греческое, по-русски – добрая весть, или благовествование. Книга эта заключает в себе повествование о рождении Иисуса Христа, Его земной жизни, учении, чудесах, страдании, смерти, воскресении и вознесении на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Царские врата иконостаса украшаются изображением икон Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Царские врата символизируют вход в Царство Небесное. Икона Благовещения на Царских вратах напоминает о том, что благая весть о Боговоплощении и спасении, возвещенная Архангелом Гавриилом Матери Божией и проповеданная евангелистами, открывает человеку вход в это Царство. На солее перед Царскими вратами происходит причащение мирян. Поэтому над царскими вратами помещается икона Тайной вечери , на которой было установлено Таинство Евхаристии, соединяющее человека с Богом, вводящее его в вечную жизнь. Таким образом, на иконостасе при его просмотре сверху вниз перед нами предстает вся история человечества, предстает зримо тот путь, которым Бог ведет все человечество ко спасению. Священные предметы, используемые на богослужении В алтаре главным местом является престол — освященный четырехугольный стол. В первые века христианства в подземных церквах катакомб престолом служила гробница мученика. В надземных церквах престолы сначала были деревянными, в виде обыкновенного стола, потом стали изготовляться из драгоценных металлов, камня, мрамора. Престол знаменует собой небесный престол Божий, на котором таинственно присутствует Сам Господь Вседержитель. Престол изображает собою и гроб Христов , ибо на нем полагается Тело Христово. Соответственно двоякому значению престола, он облачается в две одежды. Нижняя белая одежда называется срачицей , она изображает собой плащаницу, которой было обвито Тело Спасителя. Верхняя одежда, индития , делается из драгоценной блестящей ткани и символизирует славу престола Господня. Престол является особенным местом присутствия славы Божией иприкасаться к престолу могут только священнослужители. На престоле находятся антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица. Антиминсом называется освященный архиереем шелковый плат с изображением на нем положения во гроб Господа Иисуса Христа. В антиминс обязательно зашивается частица мощей какого-либо святого. Это правило восходит к первым векам христианства, когда Литургия совершалась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественную Литургию. Слово «антиминс» означает «вместопрестолие», поскольку, по сути, он представляет собой переносной престол. На антиминсе можно совершать литургию в походном храме или каком-либо другом месте.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Церкви наши должны строиться алтарем на восток, так как восток, откуда восходит солнце, символически напоминает Царство Божие, Царство Добра и Любви. Сам Христос называется в рождественском тропаре «Солнцем Правды» и «Высотой Востока», а в других молитвах говорится: «Восток имя Ему». В алтаре находятся престол и жертвенник . Престол изображает небесный престол Божий. И в действительности он является престолом Господа, так как на каждом земном престоле стоят Святые Дары, т. е. Тело и Кровь Самого Христа Спасителя 5 . Запасные Св. Дары для причащения больных сохраняются на престоле в дарохранительнице , которая обыкновенно делается в виде небольшой церкви. Для перенесения же Св. Даров на дом больным имеется небольшая дароносица , которая тоже помещается на престоле. На престоле находится антиминс, плат, изображающий положение во гроб, в который вложена частица святых мощей. (Антиминс – греческое слово, означающее «вместопрестолие»). В первые века христианства литургия всегда совершалась на гробницах мучеников. Позднее, по церковным правилам литургию можно было совершать только на престоле, освященном епископом, в который была вложена частица мощей того или другого святого. Вместо освященного епископом престола мог служить освященный епископом плат с вложенной в него частицей мощей. Это и есть антиминс. Впоследствии в нашей Церкви обычай совершать литургию на антиминсе укоренился и стал обязательным. На престоле лежит Евангелие – слово Господне и крест 6 – скипетр Божий, меч, которым Господь победил врага-диавола и смерть. В антиминсе находится губа (губка) для собирания частиц даров, а сам антиминс завернут в илитон – шелковый плат. В северной части алтаря стоит стол, называемый жертвенником . На жертвеннике находятся: чаша , дискос , звездица , лжица и копие . Чаша и дискос покрыты покровами . Малые покровы, которыми покрываются отдельно чаша и дискос называются покровцами , а большой покров, которым покрываются и чаша, и дискос вместе, называется воздухом. На жертвеннике тоже лежит плат для вытирания святых сосудов и губ причастников; для вытирания сосудов служит тоже губа (губка), находящаяся на жертвеннике.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

6 . Самую главную важнейшую принадлежность алтаря составляет св. престол, который должен быть равномерный т.е. в вышину 1 арш. 6 верш., в длину 1 арш. 8 верш, в ширину 1 арш. 4 верш. (II. С. З. 18 сентяб. 1784 года 6624). Он всегда одевается сверху до полу двумя одеждами: белою называемою «нижнею» или «срачицею» и, поверх нижней, светлою блестящею, которая называется «индитией» 44 . На престоле поверх индитии полагается «илитон», т. е. четырехугольный платок «из тонкой доброй льняной или шелковой материи». (Дополн. Требн. Киев 1866 г. л. 40). В илитон завертывается св. «антиминс». Поэтому илитон должен быть несколько больше антиминса. 7 . Антиминс есть шелковый (в старину льняной) плат с изображением положения во гроб Христа Спасителя и орудий страданий Его и с частицею св. мощей, вложенных и зашитых в оный. В антиминс влагается «губа», которая употребляется для опущения частиц лежащих на дискосе в св. чашу и для отирания оного. Губа эта называется «антиминсною» или «илитонною» так как вместе с антиминсом завертывается в илитон (Извест. Учит, при кн. Служб 45 . Св. антиминс есть то же, что и престол (с греческого «вместопрестолие»). Без антиминса не совершается литургия. Примечание. Если случится, что во время совершения Божественной литургии загорится церковь , или начнет падать от каких-либо причин, то совершающий литургию священник обязан сохранно с антиминсом взять св. дары и вышедши из церкви «на ином месте честном, на том же антиминсе, да совершит Божественную службу, начать от места его же исходя преста». Извест. Учит. 8 . На престоле всегда должен быть крест, обыкновенно полагают два. Крест должен быть золотой, серебряный вызлощенный и в крайнем случае медный, вызлощенный или высеребренный или с так называемого польского или накладного (мельхиора) серебра, или же кипарисный, в металлической оправе. Среди престола, поверх антиминса полагается Евангелие, которое обыкновенно переплетается в бархат и отделывается в золото, серебро или в другой какой либо металл; на верхней его доске, в средине в кругу чеканится или пишется на финифти образ Спасителя, а по углам четырех евангелистов: Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Главное предназначение престола — служить местом для поставления Святых Даров при совершении таинства Евхаристии во время Божественной литургии. На престоле также постоянно находится дарохранительница — сосуд с запасными Святыми причащения верующих вне храма. Прикасаться к престолу разрешено только священнослужителям, так как на нем пребывают Святые Дары. В некоторых храмах над престолом устроен балдахин на четырех столпах (киворий, по-славянски — сень). Престол освящается по особому чину правящим архиереем (или, по его поручению, священником). Деревянный престол, как правило, имеет облачения: нижнее (простая белая ткань из льна, которая закрепляется наматываемой поверх нее веревкой) и верхнее (изготовляемое из парчи или иной подобной ткани). Нижнее облачение символизирует плащаницу, которой было обвито Тело Спасителя при погребении, веревка — узы, которыми Он был связан, когда Его вели на суд, а верхнее облачение — царские одежды Христа Царя во славе. На престоле лежит антиминс  — плат с изображением положения во гроб Господа Иисуса Христа, орудий Его казни и евангелистов. На антиминс поставляются Святые Дары во время совершения Таинства Евхаристии; он собственноручно подписан правящим архиереем, что означает его благословение на священнодействие. После Божественной литургии антиминс складывается особым образом и заворачивается в другой плат, больший по размерам, — символизирующий пелены, которыми был повит Господь Иисус Христос по рождестве, а также плащаницу, в которую Его Тело было обернуто при погребении. Внутри илитона полагается «губа» (губка), которая во время Божественной литургии служит для погружения в святую чашу частиц Святого Агнца и частиц, вынутых из просфор в честь святых, а также поминаемых живых и умерших. Губа символизирует напитанную желчью и уксусом губку, которую поднесли к устам распятого на Кресте Христа. Согласно современной практике Русской Православной Церкви, в антиминс вшивается частица мощей мученика или иного святого, что напоминает о древней традиции совершать Евхаристию на гробницах мучеников (древнерусские антиминсы не имеют мощей).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

Вечери твоея тайныя днесь Сыне Божий причастника мя приими. не бо врагом твоим тайну повемь ни лобзания ти дам, яко Иуда: но яко разбойник исповедаю тя: помяни мя Господи во царствии Твоем. Объяснение богослужения, совершаемого в храме Божием Понятие о храме и принадлежностях его Храм Божий, или церковь , есть посвященное Триипостасному Богу здание, куда христиане собираются для общественного богослужения, совершения таинств и по преимуществу святейшего таинства евхаристии. Храм Божий снаружи осенен крестом. Алтарь христианского храма бывает обращен на восток в знак того, что на востоке был рай и православная церковь осиявается востоком свыше, т. е. Иисусом Христом, просвещающим седящих во тме и сени смертней ( Лк.1:79 ). Внутри христианские храмы большею частью разделяются на три отделения: 1) алтарь, 2) храм средний, в котором молятся верные, 3) притвор с папертью. Алтарь Алтарь знаменует небо, как место особенного присутствия Божия. В алтаре замечательные места суть: 1) святый престол, 2) горнее место, 3) жертвенник и 4) диаконик. Святый престол изображает небесный престол живаго Бога, и то священное место, на котором Иисус Христос совершил с учениками в Сионе таинственную вечерю. Престол называется святою трапезою, ибо на нем предлагается бессмертное брашно верующим. На престоле находится антиминс и илитон. Антиминс (по-русски вместопрестольник) есть освященный архиереем толковый плат с изображением положения Спасителя во гроб, во время совершения литургии распростираемый на святом престоле. Он означает плащаницу, которою обвито было тело Христово. В антиминсы влагаются частицы святых мощей. Обыкновение сие произошло от древнего обычая созидать церкви при гробах мучеников и мощи мучеников полагать при церквах. Антиминс составляет такую важную принадлежность каждого престола, что без него нельзя совершать литургии. Илитон есть плат, в котором хранится антиминс. Он знаменует тот сударий, которым обвязана была глава Иисуса Христа. За престолом, на восточной стороне его, устраивается горнее место. Это есть возвышение, на котором стоит седалище или кафедра для седения только архиерея. Оно изображает небесный престол великого архиерея Иисуса Христа. По обеим сторонам горнего места устраиваются места для иереев, называемые сопрестолиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

11) Атласный белый, одинаковой меры с предыдущими и с теми же надписями вверху и внизу. Храм не означен. Кем и когда освящен – неизвестно. Подписи нет. Мощи были. На обороте написано: 1837 июня 3-го из церкви Конного полка». 12) Атласный белый, одинаковой меры с предыдущими и с теми же надписями вверху и внизу. Храм не означен. Кем и когда освящен – неизвестно. Подписи нет. Мощи были. На обороте написано: «1831 года октября 21-го из предела в Андреевском соборе». Антиминсы с рисунком 9-й (1732–1736 г.) имеют указание на царствование Анны Иоанновны. (См. выше, стр. 190, и рисунок на листе Ш). Рисунок положения во гроб с четырех сторон окружен двумя бордюрами. Ближайшая к рисунку в 2 вершка, а следующая три четверти вершка ширины. В бордюре в 3 / 4 вершка находятся клейма с мелкими рисунками из истории Господней; по такому клейму находится на 4-х углах и, кроме того, по два на каждой стороне рисунка (всего 12-ть). В большом бордюре (т. е. в 2 вершка) на углах находятся в рамах Евангелисты. Вверху: Матфей с ангелом, Иоанн с орлом; внизу: Марк со львом и Лука с тельцом. Вверху и внизу рамы – надписи. У нижней подписи, по ту и другую сторону её, находится по херувиму.Они сидят под висящими гирляндами, но мало похожи на изображения херувимов. По бокам, где в других антиминсах изображались аттрибуты страданий, изображены Апостолы во весь рост. На одной стороне – Апостол Павел с мечем в правой руке и книгою в левой, и под ним подпись: «Да искушает человек себе, и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет. ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не рассуждая тела Господня. 1 Коринθ. гл. II». На другой стороне – Апостол Петр, имеющий в левой руке кольцо, на котором висит ключ, а правою рукою указывающий вниз, и под ним надпись: «Нетленным сребром или златом избавиетеся от суетного вашего жития отцы преданного, но честною кровию яко агнца непорочна и нескверна Христа. 1 Петр., глава I.» – В клеймах изображены: Тайная вечеря, бичевание Спасителя, поднятие на крест, висение иа кресте, гроб со стражею при нём, воскресение. Некоторые из этих рисунков, например: распятие, бичевание, изображены в двух клеймах, но рисунки в них разные. Между этими клеймами на бордюре перевиваются мелкие ленты и гирлянды из листьев. Рисунок положения во гроб Спасителя до малейших подробностей сходен с рисунком средины 7-й.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

С духовной точки зрения наличие движимого антиминса на неподвижном престоле означает, что на престоле незримо присутствует Своею благодатью Господь Бог, Который, хотя и неотделим от Своего творения, но и не сливается, не смешивается с ним, а антиминс с изображением Христа, полагаемого во Гроб, свидетельствует, что мы поклоняемся престолу, как Гробу Христову, потому что из него воссиял Источник вечной жизни, Источник нашего воскресения. В древности антиминсы приготовлялись самими священниками, которые приносили их к епископам для освящения. В рисунках на антиминсах не было единообразия. Как правило, древние антиминсы имеют изображение четырехконечного или восьмиконечного Креста, иногда с орудиями казни Спасителя. В XVII веке в России при патриархе Никоне началось было изготовление единообразных антиминсов. В дальнейшем появились антиминсы, отпечатанные типографским способом и изображающие положение Христа во Гроб. Поверх сложенного с илитоном антиминса непременно полагается на престоле Святое Евангелие, называемое напрестольным и являющееся такой же неотъемлемой принадлежностью престола, как и антиминс: с напрестольным Евангелием совершают входы на Литургии, на некоторых вечернях его выносят на середину храма для чтения или поклонения ему, в уставных случаях его читают на престоле или в храме, им осеняют престол крестообразно в начале и в конце Литургии. Напрестольное Евангелие непосредственно знаменует собою Господа Иисуса Христа. Поскольку в нем содержатся Божественные глаголы Сына Божия, постольку в этих словах теснейшим образом таинственно присутствует Христос Своею благодатию. Евангелие полагается в середине престола поверх антиминса для того, чтобы видимым для всех образом свидетельствовать и обозначать постоянное присутствие Господа Иисуса Христа в самой главной и священной части храма. К тому же без Евангелия антиминс сам по себе не имел бы должной догматической полноты, так как он изображает смерть Христову и поэтому нуждается в таком дополнении, которое бы символически означало Христа Воскресшего, вечно живущего. Этим дополнением служит напрестольное Евангелие, повторяя и завершая символику верхней благолепной индитии престола, означающей одежды Христа Вседержителя в Его небесной славе, как Царя мира. Напрестольное Евангелие знаменует собою непосредственно Сего Небесного Царя, восседающего на престоле славы, на церковном престоле.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И престол изображает престол Божий. Всюду святая Церковь запоминает нам о Божественной троичности, везде Господь проявляет Себя как Троицу Единосущную. Наша душа тоже говорит нам об этом. Наш ум свидетельствует о Божественном уме, сотворившем весь мир, Боге Отце. Наше сердце свидетельствует о Божественной любви о Сыне Божием, Единосущном Отцу. Наша воля есть образ Божественной воли Божественного Святоаго Духа. Если мы всмотримся в одежды святого престола, то и здесь найдем для себя много образов. Святой престол омывают, чтобы он стал местопребыванием Господа. И человек, этот " храм Божий " , по свидетельству святого апостола, тоже омывается в воде крещения. Белая одежда престола напоминает крестильные одежды, и крестообразное опоясывание говорит о кресте, полученном нами при крещении. Блестящая одежда говорит о блеске славы Божией, который не могут выносить огнепламенные серафимы, которые, предстоя престолу Царя Славы, закрывают лица свои и ноги крыльями, чтобы не опалиться. С каким же трепетом должны мы предстоять престолу Божию? Вторая часть храма изображает небо, и мы, верующие, должны, как звезды на небе, гореть нашими душами в молитве. Святой престол поставляется на мощах мучеников в память того, что первые христиане молились в катакомбах, причем престолом для них иногда служили гробницы святых мучеников. Святой престол должен освящаться епископом, но теперь, когда епископу не всегда возможно поехать на освящение храма, он освящает только антиминс. " Антиминс " в переводе значит " вместопрестолие " это шелковый или полотняный плат, в котором зашиты святые мощи; на плате изображаются положение во гроб, четыре евангелиста и делается надпись о том, когда, при каком епископе дан этот антиминс. Антиминс обычно завертывается в особый платок-покров, а во время Литургии развертывается, и на нем полагается святой дискос и чаша. Без антиминса не может совершаться Литургия, на антиминсе можно приступить к служению ее в обыкновенной комнате, в палатке, на обычном столе вместо престола.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1938...

« Антиминс » – шелковый платок со Св. мощами, на котором изображено положение Иисуса Христа во гроб, четыре Евангелиста и орудия страданий Спасителя 20 (рис. 130, л. 33). Антиминс завертывается в особый плат – Илитон (от греч. глагола ελω=илэо=свертываю). Илитон возник от обычая христиан во время гонений приносить платки (скатерти) для сбора и покрытия приносимых для Св. Евхаристии веществ в случае внезапного нападения язычников. Однако, употребление антиминса и илитона осталось и после окончания гонений и им придано символическое значение погребальных пелен Иисуса Христа. По церковным правилам Престол должен быть освящен архиереем, но архиерею не всегда бывает возможно это сделать, посему вместо Престола архиереем непременно освящается антиминс, в знак чего на антиминсе делается собственноручная подпись архиерея. Антиминс, освященный архиереем, свидетельствует о том, что богослужение в храме совершается с ведома и разрешения епископа. Над Престолом в древности устраивалась иногда, как устраивается иногда и теперь, сень в виде шатра, называемая «киворием». Дарохранительница , представляющая собою маленькую церковь с выдвижным ящиком, имеющим подобие гроба, в котором хранятся запасные Дары для причащения больных (см. рис. 127 – 129, л.33). – (а великим постом – и Преждеосвященные «Св. Дары и Св. Агнец»). В древности дарохранительница имела форму «голубя» 21 и называлась «перистерием». Крест и Евангелие полагаются на Престол с целью показать, что он служит местом присутствия, троном Самого Царя, Господа нашего Иисуса Христа. 31. Жертвенник и другие принадлежности алтаря Жертвенником называется другой стол в алтаре, на котором приготовляется вещество для Св. Евхаристии. В древности жертвенник находился вне алтаря и представлял особое отделение (самостоятельную апсиду) с левой стороны алтаря. В это отделение верующие обыкновенно возлагали свои «приношения», из которых совершающий службу священник отбирал лучшее для совершения Таинства Причащения. Теперь жертвенник помещается в левом углу алтаря, если смотреть прямо на Престол 22 . Жертвенник иначе называется еще «предложением». По правую сторону от Престола, соответственно жертвеннику, в древности устроялось другое отделение (апсида), предназначаемое для св. сосудов, одежд и пр. сокровищ храма. Так как заведование этими предметами поручалось обыкновенно диакону, то и отделение это носило название «диаконника». Ныне вместо диаконника ставят в алтаре шкаф, в котором хранятся названные предметы (см. рис. 131, л. 34).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010