Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [Румын. Episcopia Argeului], Румынской Православной Церкви, с кафедрой в г. Куртя-де-Арджеш в составе Мунтенийской и Добруджийской митрополии . Основана 18 окт. 1793 г. в Валашском княжестве при митр. Унгро-Влахийском Досифее (Филитти) и господаре Александре Морузи. 17 нояб. того же года было получено благословение К-польского Патриарха Неофита VII на учреждение епископии. В А. е. вошли уезды Арджеш и Олт. Первым еп. Арджешским стал титулярный еп. Севастийский Иосиф , занимавший кафедру до 1820 г. Еп. Иосиф основал в мон-ре Антим (метох А. е.) школу для подготовки священников, просуществовавшую полвека, возвел новые храмы и обновлял старые. В 1820-1821 и 1828-1845 гг. А. е. возглавил еп. Иларион (Георгиадис), известный в Румынии проповедник, один из советников Тудора Владимиреску, предводителя Валашского восстания 1821 г. С 1823 по 1828 г. еп. Илариона замещал еп. Григорий (Рымничану), к-рый занимался изданием духовной лит-ры, перевел и напечатал труд свт. Иоанна Дамаскина «Логика» (1826). Во второй период своего предстоятельства еп. Иларион, пребывая в основном в Бухаресте, поручал ведение епархиальных дел своему заместителю протосинкеллу Власию, с 1837 г. викарному еп. Самуилу (Тэртэшеску). После кончины в 1845 г. еп. Илариона А. е. до 30 сент. 1849 г. управлял еп. Самуил. Он перевел епархиальную канцелярию в скит булига близ Питешти, где находилась его резиденция. Еп. Самуил много внимания уделял Арджешской ДС (открыта в 1836), в 1845 г. собрал статистические данные о числе приходов, храмов и священнослужителей А. е., восстановил мон-рь Виерош, отстроил скиты Булига и Брэтэшешти. В 1850-1862 гг. епископией управлял еп. Климент, активный сторонник объединения Дунайских княжеств. После его кончины кафедру занимал бывш. еп. Эдесский Неофит (Скрибан) , сначала как временный местоблюститель, с 10 мая 1865 г. после господарского указа он стал правящим архиереем, но через 10 дней от назначения отказался и подал в отставку из-за несогласия с церковными реформами, к-рые проводил господарь Румынии Куза Александру Йоан .

http://pravenc.ru/text/75882.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ (Филитти; румын. Dositei) (1734, с. Погониани, Эпир, Греция - 14.12.1826, Брашов), Митрополит Унгро-Влахийский. Род. в семье священника. В крещении Димитрий. Его отец был греком, мать - албанкой или валашкой. Д. принял постриг в мон-ре в родном селе, затем перешел в обитель прор. Илии в с. Зица. Получил образование в мон-ре и в близлежащей Янине. Переехал в Валашское княжество и стал игуменом, а затем архимандритом (ок. 1764) в мон-ре свт. Иоанна в Бухаресте (ныне не существует), приписанном к мон-рю в Зице. Во время русско-тур. войны 1768-1774 гг. исполнил ряд дипломатических миссий. В последние годы жизни Митрополита Унгро-Влахийского Григория II был начальником канцелярии митрополии. 11 окт. 1787 г. был избран епископом Бузэуским. 25 сент. 1793 г. Господарский совет по настоянию господаря Александру Морузи избрал Д. Митрополитом Унгро-Влахийским. 11 окт. 1793 г., после получения согласия на избрание от К-польского Патриарха Неофита VII, состоялась интронизация нового Предстоятеля Валашской Церкви. Д. проявлял постоянную заботу об улучшении материального положения приходских священнослужителей, одновременно предъявляя строгие требования к моральным качествам рукополагаемых священников, проверял при помощи инспекторов их подготовку и состояние церквей во всем княжестве, обязывал вести на приходах регистрацию рождений и смертей. Развитие образовательных учреждений было одним из важных направлений деятельности Д. Он реорганизовал школы в Бухаресте при церквах вмч. Георгия Победоносца «Старого», куда назначил новых преподавателей, и Домница Бэлаша; разрешил учащимся использовать помещения ц. Мэгуряну, подворья митрополии. Оказывал материальную помощь преподавателям школы св. Саввы. В 1797 г. при мон-ре Всех святых (Антим) в Бухаресте была организована духовная школа для подготовки священников (действовала до 1847). Являясь сторонником развития типографского дела в митрополии, Д. печатал на свои средства в Бухаресте богослужебные и учительные книги, малые катехизисы. Среди богослужебных изданий были Молитвенник (1794), Псалтирь (1796, 1806), Служебник (1797), Триодь Постная (1798), Триодь Цветная (1800), Служба св. Димитрию Басарабовскому (1801), Часослов (1801, 1806), Евхологий (1808), Чин освящения церкви (1809). Переводами с греч. языка занимались приглашенные Д. монахи Нямецкого мон-ря Геронтий и Григорий (впосл. Митрополит Унгро-Влахийский Григорий IV ).

http://pravenc.ru/text/180323.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕСАРИЙ [Кэпэцынэ] (1784, Бухарест - 30.11.1846, Бузэу), еп. Бузэуский. Мирское имя Константин. В 1797 г. родители отдали сына на попечение еп. Арджешского Иосифа , к-рый, видя большие способности мальчика, направил его учиться в греч. школу при ц. Домница Бэлаша в Бухаресте. По окончании учебы пострижен в монашество с наречением имени Кесарий в честь еп. Рымникского Кесария . Архидиакон при еп. Иосифе, после его кончины (окт. 1820) эконом в мон-ре Антим (Бухарест), жил на подворье Арджешской епископии. В 1823 г. митр. Унгро-Влахийский Григорий IV (Даскэл) перевел К. экономом в митрополию. 5 апр. 1825 г. избран епископом Бузэуским, епархию окормлял до своей кончины. В 1834-1840 гг. также вел отдельные дела Унгро-Влахийской митрополии. Ведущими направлениями его деятельности были просвещение народа и развитие печатного дела. В основанной им типографии в Бузэу с 1834 по 1846 г. издано свыше 50 наименований книг, большинство из которых печатались на его личные сбережения, а также на пожертвования священников епархии и мирян. Среди богослужебных изданий (ок. 20) были: Евангелие (Sfînta Evanghelie, 1834, 1837), Псалтирь (Psaltirea, 1835, 1837, 1841), Молитвослов (Molitvelnicul bogat, 1835), Последование Святых и Божественных литургий (Sfintele i dumnezeietile Liturghii, 1835, 1840), Апостол (Apostolul, 1836), Часослов (Ceaslovul mare, 1837), Акафистник (Acatistierul, 1837), Октоих (Octoihul, 1839) и др. В типографии были напечатаны учительные книги: проповеди на воскресные Евангелия на весь год, на Господские праздники и дни памяти великих святых (Cazaniile la Duminicile de peste an, la praznicile împrteti i sfini mari, 1834), Свящ. Писание, кратко изложенное... с Большим катехизисом для семинарий, переведенное с греческого языка архим. Евфросином (Потекой) (Sfânta Scriptur pe scurt... cu un mare Catehism, 1836), Кириакодромион к Евангелиям архиеп. Никифора Теотокиса (Chiriacodromionul la Evanghelii al lui Nichifor Theotochis, 1839), и др. Издавались также учебники: Румынский букварь (1834, 1839), Религиозный букварь (1835, 1837), Чтение и Арифметика в Библиотеке для юношества (1837-1838). Под редакцией К. в Бузэу в янв. 1839-1840 г. еженедельно выходил «Церковный вестник» (Vestitorul bisericesc), 1-е церковное периодическое издание в Румынии.

http://pravenc.ru/text/1684263.html

В. способствовал распространению церковной службы на молдав. языке. Вместе с Евстратием Логофетом перевел кн. «Семь церковных таин». В. был одним из основателей Славяно-греко-латинской академии в Яссах (1640). Он выступил защитником Православия на созванном им в 1644-1645 гг. Соборе всех архиереев Валашского и Молдавского княжеств, где было принято послание, написанное В., осуждающее отпечатанный в 1642 г. в Трансильвании катехизис Ж. Кальвина. Соч.: Cazania/Ed. J. Byck. Bucureti, 1943; Opere. Rspunsul împotriva Catehismului calvinesc/Ed. M. Teodorescu. Bucureti, 1984. Лит.: Lupa I. Mitropolitul Varlaam al Moldovei (1632-1653)//Studii, conferine i comunicri istorice. Cluj, 1940. P. 257-282; Mure anu F. Cazania lui Varlaam: Prezentare în imagini. Cluj, 1944; Chi escu N. 300 de ani de la «Rspunsul la Catehismul calvinesc» al lui Varlaam al Moldovei//BOR. 1945. 11/12. Р. 618-638; Augustin Z. N. Pop. Viaa mitropolitului Varlaam al Moldovei//Mitropolia Moldovei i Sucevei. 1957. 10/12. Р. 742-774; Bodogae T. Mitropolitul Varlaam ca teolog//Mitropolia Moldovei i Sucevei. 1957. 10/12. Р. 775-790; erb nescu N. La trei sute de ani de la moartea mitropolitului Varlaam al Moldovei//BOR. 1957. 10. P. 1012-1035; Вартичан И. К. Варлаам - первый молдавский книгопечатник//Страницы дружбы. Кишинёв, 1958; Chi u V. Insemntatea Cazaniei lui Varlaam//Glasul Bisericii. 1960. 9/10. Р. 771-786; Olteanu P. Unul din izvoarele neogreceti ale «Cazaniei» mitropolitului Varlaam (1643): «Comoara» lui Damaschin Studitul//Romanoslavica. 1972. 18. P. 163-185; Литература ши арта Молдовей. Кишинёв, 1985. Вол. 1. П. 124; История литературий молдовенешть. Кишинёв, 1986. Вол. 1. П. 110-117. Э. П. П. Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (Шагуна Анастасиу; 1808-1873), митр. Сибиуский Румынской Православной Церкви в Трансильваниии, богослов, церк. деятель АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.)

http://pravenc.ru/text/154197.html

традиции, но вошел в нее через славянскую, позже к нему был добавлен также тропарь Пятидесятницы. В работе «Проскомидия: структура и последование ее совершения в историческом аспекте» В. прежде всего обращает внимание на разнообразие местных традиций совершения проскомидии. Это касается как числа просфор (1, 3, 5 или даже 7), так и того, каким образом изымаются 9 частиц за святых из 3-й просфоры. «Святое причащение в христианской духовности» - исследование традиций принятия Св. Таин в Восточной Церкви. Автор говорит о необходимости более частого Причащения, чем было принято в его время, но по благословению духовника. В кн. «Исповедь и духовничество» он обратился к насущным вопросам духовной жизни совр. христианина, книга стала своего рода пособием для священника-духовника. В. занимался также историческими исследованиями правосл. гимнографии и народного церковного пения, к-рые, в частности, нашли отражение в работе «О гимнографической поэзии в богослужебных книгах и церковном пении». Соч.: Cultul i ereziile. Piteti, 1926; Dou imne îngereti în Liturghie: imnul heruvic i imnul serafimic. Piteti, 1927; Moral cretin. Piteti, 19285; Misterul liturgic. Bucureti, 1929; Valoarea social a Liturghiei//Studii Teologice. 1931. 1. P. 37-48; Preotul în faa chemrii sale ca pastor al sufletor. Bucureti, 1934; Troparul Ceasului al treilea în rînduiala Epiclesei//BOR. 1937. 1/2. P. 1-21; Despre poezia imnografic din crile de ritual i cîntare bisericeasc. Bucureti, 1937; Proscomidia privit istoric în structura i rînduiala ei//Ibid. 1942. 7/8. P. 320-360; Liturghia credincioilor privit istoric în structura i rînduiala ei//Ibid. 1943. 1-3. P. 33-85; Funciunea eclesiologic sau comunitar a Liturghiei//Ibid. 1946. 1-3. P. 1-28; Funciunea catehetic a Liturghiei//Studii Teologice. 1949. 1/2. P. 17-33; Sfînta Împrtanie în spiritualitatea cretin//Ibid. 1953. 5/6. P. 381-406; Spovedania i duhovnicia. Alba Iulia, 19952; Liturghierul explicat. Bucureti, 19985; Liturghia cretin în primele trei veacuri. Bucureti, 20012. Лит.: P curariu M. Dicionarul teologilor români. Bucureti, 1996. М. Прутяну Рубрики: Ключевые слова: АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.) ГАВРИИЛ (не позднее кон. 90-х гг. XIV в.- после 1451), мон. из Нямецкого мон-ря, книгописец, каллиграф и оформитель рукописей, создатель славяно-молдав. каллиграфической школы

http://pravenc.ru/text/158714.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ [румын. Iosif] (ок. 1750, с. Малая, совр. жудец Вылча, Румыния - 27.10.1820, Бухарест), еп. Арджешский, книжник и издатель. Родители И. в старости приняли монашеский постриг. С детских лет И. пребывал в скиту Турну, где в схиме скончалась его мать. Скорее всего именно здесь И. был пострижен в монашество. Перешел в мон-рь Козия для обучения грамоте и греч. языку. Наставником И., как предполагают, был Рафаил, известный справщик книг, печатавшихся в Рымникской типографии в сер. XVIII в. Еп. Рымникский Кесарий, рукоположив И. во диакона, приблизил его к себе в качестве помощника при печатании богослужебных книг. Преемник еп. Кесария на кафедре еп. Рымникский Филарет рукоположил И. во иерея и возвел в чин протосинкелла. И. стал игуменом мон-ря св. Димитрия в г. Крайова, бывшим в то время подворьем Рымникской епископии. В нач. 1792 г. с благословения Вселенской Патриархии был избран титулярным епископом Севастийским, 13 дек. 1793 г.- 1-м епископом основанной 18 окт. 1793 г. Арджешской епархии. Возглавлял кафедру до своей кончины. В 1809 г. экзарх Молдавии, Валахии и Бессарабии Гавриил (Банулеску-Бодони) назначил И. эфором монастырей Валашского княжества; в следующем году, после оставления кафедры митр. Досифеем (Филитти) , И. было поручено управлять имуществом Унгро-Влахийской митрополии. После отъезда митр. Унгро-Влахийского Игнатия из страны И. (с авг. по 16 дек. 1812) до избрания митр. Нектария был местоблюстителем митрополичьей кафедры. Скончался в мон-ре Антим (Всех святых) в Бухаресте и там же близ соборного храма был погребен. Значительна роль И. как переводчика и редактора в издании богослужебной и духовной литературы. B Сибиу вышли перевод книги греческого богослова Неофита Кавсокаливита «Избранные тексты из Псалтири» (Alegere din toat Psaltirea, 1796), Служба свт. Нифонту, патриарху К-польскому (Slujba Sfântului Nifon, 1806), с предисловием И. и др. В Буде были отпечатаны 12 Миней (12 Mineie, 1804-1805), исправленное издание Рымникской типографии 1776-1780 гг. Минеи предназначалось для приходов как в Валахии, так и в Трансильвании. В молдав. Нямецком Вознесенском монастыре были отпечатаны «Представление, или краткое изложение, Божественных догматов веры» (Artare sau adunare pre scurt a dumnezeiestilor dogme ale credinei... 1816), труд греческого богослова Афанасия Паросского, созданный с целью противодействия кальвинистской пропаганде в Трансильвании, «Слово об исхождении Пресвятого Духа...» греческого иером. Макария Макриса (Cuvînt pentru purcederea Prea Sfîntului Duh... 1816), перевод с греч. языка кн. «Краткое толкование антифонов 8 гласов» (Tîlcuirea pe scurt la antifoanele celor 8 glasuri, 1817), Новый Завет (Noul Testament, 1818) и др. Дважды издавался - в университетской типографии Пешта и в Рымнике - Октоих (Octoihul, 1811), в Бухаресте - Триодь Цветная (Penticostarul, 1820) и др.

http://pravenc.ru/text/578473.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Митр. Анфим (Чалыков), Болгарский экзарх (Антим) (Чалыков [болг. Чалъков] Атанас Михайлов; 1816, Лозенград; совр. Кыркларели, Турция - 1.12.1888, Видин, Болгария), 1-й экзарх Болгарского экзархата (1872-1877), общественно-политический деятель Болгарии. Род. в многодетной семье. Учился в греч. келейном уч-ще в родном городе, с 1836 г. обучался ремеслу портного в К-поле. 6 месяцев подвизался в мон-ре Ставроникита на Афоне, в 1837 г. в Хиландарском мон-ре принял постриг с именем А. В следующем году был рукоположен во диакона и возвратился в качестве таксидиота в Лозенград, откуда в 1839 г. прибыл в К-поль и служил в ц. св. Константина. Закончил греч. уч-ще в Куручешме (1844) и с отличием Богословское уч-ще на о-ве Халки (1848), работал учителем в Лозенграде (1849-1850) и Смирне (1850-1852). Благодаря содействию рус. консула в Смирне в 1852 г. приехал в Россию и поступил в Одесскую ДС , после окончания к-рой завершил курс наук МДА со степенью магистра богословия (1856). Служил в рус. храмах и был рукоположен во иеромонаха свт. Филаретом (Дроздовым) . Во время пребывания в России увлекся идеями славянофильства. По возвращении в К-поль в 1857 г. занимал пост смотрителя в рус. посольской церкви, преподавал церковную историю и церковнослав. и рус. языки в Богословском уч-ще на о-ве Халки, где впосл. стал ректором (1865-1868). В 1861 г. К-польским Патриархом Иоакимом II А. был рукоположен в митрополита Преславского, но обязанности архиерея отказался выполнять до тех пор, пока не будет урегулирован церковный вопрос о положении болг. паствы. В 1862 г. отправился в Малко-Тырново и Кукуш (1863), где противостоял распространению униатства. На созванном в 1864 г. в К-поле церковно-народном собрании отстаивал притязания Болгарской Церкви на независимость. В апр. 1868 г. переведен на Видинскую кафедру вместо отозванного по причине народных волнений грека митр. Паисия и был принят паствой только с условием разрыва отношений с К-польской Патриархией, в результате чего в дек. 1868 г. А. не упомянул имя Патриарха на литургии. Стал членом временного Синода Болгарской Церкви и принял активное участие в его организации.

http://pravenc.ru/text/114146.html

Мир монахов глазами мирян Беседа с редактором журнала «Мир монахов» Кристианом Курте Жизнь, протекающая за монастырскими стенами, которые отгораживают мир молитвенников от мира суеты, всегда вызывает большой интерес. В Румынии объективную информацию о мире монахов вот уже более трех лет можно получать из журнала с одноименным названием. Задумывавшийся в первую очередь как издание о монашестве для монашествующих, «Мир монахов» сегодня основной своей аудиторией имеет мирян. О том, как создавался журнал, об особенностях своей работы рассказывает главный редактор журнала «Мир монахов» Кристиан Курте . Кристиан Курте – Кристиан, расскажите, пожалуйста, как появился журнал «Мир монахов»? – Я в свое время сотрудничал с журналом «Атлас православного мира», который издавал Разван Букорою; он также издавал – к тому времени уже пять лет – журнал «Мир веры». До сотрудничества с журналом я шесть лет работал журналистом на Национальном радио Румынии. В какой-то момент над «Атласом» нависла угроза закрытия, и я предложил Развану поддержать его. Он с радостью согласился и в свою очередь спросил меня, не хочу ли я возглавить журнал, посвященный монашеской жизни. Мы поговорили с ним о концепции такого журнала, я сказал, что в такой журнал должны писать сами монахи, чтобы это издание было для монашествующих, но в то же время чтобы его читали и миряне. Развана обрадовала такая идея, хотя она и показалась ему поначалу очень сложной. Когда я еще учился на богословском факультете Бухарестского университета, то ходил на исповедь к архимандриту Софиану (Богиу) из монастыря Антим. В свое время этот батюшка отсидел в тюрьме за участие в движении «Неопалимая купина» . Отец Софиан был очень духовным человеком, большим приверженцем Иисусовой молитвы, но ему не была чужда и культурная жизнь Румынии, чему отчасти была посвящена деятельность движения «Неопалимая купина». Отец Софиан, выйдя на свободу, имел большое желание сделать что-то в продолжение этого движения. И когда я встречался с ним и говорил, что я со своими друзьями хотел бы заниматься примерно тем же, батюшка одобрительно к этому относился, но просил не копировать деятельность движения. Я думал над его словами и понял, что мы бы и не смогли копировать то, что делала «Неопалимая купина», поскольку духовный и культурный уровень участников этого движения был очень высоким. Но мы могли бы пойти по их стопам. Мои друзья, однако, были слишком мирскими людьми, поэтому все наши порывы остались на уровне идей, да и я тогда работал над кандидатской диссертацией по богословию.

http://pravoslavie.ru/42708.html

Отошел ко Господу митрополит Клужский Варфоломей (Анания) Клуж-Напока, 1 февраля 2011 г. 31 января в 20:25 по московскому времени отошел ко Господу митрополит Клужский Варфоломей (Анания; Румынская Православная Церковь). Владыка скончался в госпитале скорой помощи города Клуж-Напока от сердечной недостаточности, которой страдал три последних года своей жизни. Вчера тело владыки Варфоломея было доставлено в кафедральный собор города Клуж, где уже собрались сотни верующих, чтобы проститься с архиереем, который окормлял их в течение 18 лет. Ожидается, что митрополит Варфоломей будет похоронен в крипте собора в пятницу. Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил выразил свои соболезнования: «С большой грустью я узнал о переходе в вечность Его Высокопреосвященства митрополита Варфоломея. Это большая потеря для нашей Церкви. Митрополит Варфоломей был защитником православной веры и признанным лидером румынской духовности, он умел плодотворно сочетать веру и культуру. Владыка Варфоломей обладал миссионерским духом и, несмотря на свой возраст, предлагал новые методы пастырского окормления в меняющимся обществе таким образом, что оно признавало и уважало решения Церкви, он одним из первых стал использовать современные средства массовой коммуникации для распространения слова Божиего. Мы надеемся, что в Царстве Небесном он будет в компании святых авторов Священного Писания – пророков и апостолов за то, что много работал над исследованиями и переводом Библии». Митрополит Варфоломей (Валерий Анания) родился 18 марта 1921 года. В 12 лет поступил в бухарестскую семинарию. 2 февраля 1942 году, будучи студентом-медиком, принял монашество в бухарестском монастыре Антим. 15 марта того же года рукоположен во иеродиакона. Трижды арестовывался за свои религиозные убеждения – в 1941-м, 1942-м и 1958 году. В 1948 году получил степень доктора богословия. В 1948–1949 годах был смотрителем в Патриаршем дворце, в 1949–1950 годах – инспектором Патриаршего религиозного образования. В 1950–1951 годах возглавлял кафедру истории Вселенской Церкви исторического факультета Высшего богословского института в Бухаресте, а в 1951–1952 годах был деканом Центра социальной ориентации и миссионерства духовенства. В 1952–1958 годах возглавлял Патриаршую библиотеку в Бухаресте. В 1958 году приговорен к 25 годам каторги. Был амнистирован вместе с многими верующими по декрету 1964 года.

http://pravoslavie.ru/44429.html

Дошавши у Свету Гору, посланици изложише старцу Сави молбу и позив великог кнеза Московског, али он одби због старости и због оболелости ногу. После тога, прот Свете Горе Симеон, по савету ватопедске одлучи да престарелог Саву замени иноком Максимом. Али Максим, као да га у велика и дуга тако тешку и одлазак из Свете Горе. Игуман ватопедски, Максимову рече му да – пружити духовну храну гладнима свето дело разлог умекша Максима, и он, предавши се реши се да у      При Максимовом поласку за Москву, ватопедски игуман Антим написа митрополиту Варлааму писмо, у коме га извештава да су изабрали и инока Максима „као зналца Светога Писма и способног за и црквених и, такозваних, Истина, Максим не зна руски само грчки и латински, али ми се надамо да он брзо научити и руски И тако, са молитвом и напутним благословом, инок Максим крену са посланицима за узевши са собом и гореспоменутог Неофита и инока да би му се нашли при руског пошто су га они унеколико знали. две године, су посланици великог кнеза морали провести неко време у Цариграду и затим на Криму. За то време Максим учио руски и стигао у Москву 1518 године. У Москви Максима прими велики кнез врло срдачно и, указавши му одреди му боравак у Чудовом манастиру с тим да из великокнежевског двора. Сем великог кнеза, Максиму указа особиту московски Варлаам, човек светог живота, се веома обрадова доласку ученог мужа и радо примаше мудре савете. великокнежевске библиотеке силно усхити Максима, такво мноштво ретких он не беше видео ни на Истоку. Пошто прегледа целу библиотеку, Максим поднесе великоме кнезу списак непреведених Посаветовавши се са митрополитом и велики кнез замоли Максима да се прихвати Толковог Псалтира, пошто та била у употреби више од других: од се са писмености; она се у црквеном она служила и за побожни живот, како подвижнику тако исто и простом Но пошто Максим не беше у црквенословенском дадоше као два преводиоца: Герасимова и су владали латинским они су имали преводити са латинског на црквенословенски оно што им Максим буде преводио са грчког на латински. им као беху дата и два писара: Медоварцев и инок Троицког манастира Силуан.

http://pravoslavie.ru/100770.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010