„ Кровь болгар текла как вода из родника... болгаробойцы убивали каждого, кого увидят, если он болгарин... Главари греков превратились в турецких паша. Село Загоричане было наполнено трупов.... Болгары будут помнить это на протяжении целого века!.... " После окончания Апрельского восстания болгар против турок в 1876 году Экзарх Антим высылает представителям западных государств свой знаменитый меморандум, в котором рассказывает о зверских жестокостях турок над побежденными болгарами. Он решительно отказывает поставить свою подпись под предложенной ему великим визирем декларацией от имени болгарского народа о том, что народ якобы доволен своим положением под властью турок и вовсе нет нужды вмешиваться другим государствам, - главным образом России, которая тогда готовилась к войне с Турцией. Из-за этого отказа Экзарх лишен занимаемого поста и отправлен в заточение в Малую Азию. После окончания Русско-турецкой войны (1877-1878 гг.), по ходатайству русского правительства, Антим освобожден и возглавляет Видинскую епархию. В 1879 году он выбран председателем Тырновского Учредительного собрания , принявшего Конституцию страны. Преемнику Антима - Экзарху Иосифу (1877-1915 гг.) тоже приходится пережить немало неприятностей от Константинопольской власти во время русско-турецкой войны. После освобождения болгар в 1878 году в границах свободного государства Болгарская Церковь управлялась Синодом во главе с Наместником-Председателем. Экзарх остается в Константинополе, так как много болгар осталось жить на территории Турецкой империи. Берлинский договор разделил территорию Болгарии на Болгарское княжество и на автономную турецкую провинцию - Восточную Румелию, которая в 1885 году присоединилась к княжеству Болгарии. Турецкое правительство не разрешило единого церковного управления для всех болгар. Поэтому и Экзарх Иосиф направил свою деятельность на епархии, оставшиеся в Турецкой империи (во Фракии и в Македонии). И он выполнил блестяще свое задание: благодаря его действиям было открыто несколько начальных школ, Духовная Семинария и болгарская больница.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/11/...

Совещание внимательно рассмотрело доводы, которые приводились в докладах и прениях, как в пользу признания действительности англиканских хиротоний, так и против такого признания. Защитниками признания выступили представители Румынской Православной Церкви (епископ Бузеуский Антим, проф.-протоиерей П. Винтилеску). Они утверждали, что «с канонической точки зрения рукоположение Паркера вполне соответствовало историческому или фактическому принципу апостольского непрерывного преемства» 43 , что «рукополагатель Паркера был епископ, и этого вполне достаточно» 44 , что «Ординал Эдуарда VI сохранил два существенных момента в чине рукоположения, а именно: возложение рук и молитву о призывании Св. Духа», а потому «действительность англиканского рукоположения не может быть оспариваема и с точки зрения внешней формы» 45 . «При рассмотрении канонической стороны вопроса о посвящении, – говорил епископ Антим, – надо иметь в виду, что существуют каноны догматические и дисциплинарные. Догматические каноны были соблюдены, дисциплинарные же не были соблюдены, но это не нарушает действительности посвящения» 46 . В докладе прот. Винтилеску было сказано: «Оставляя в стороне все замечания, касающиеся некоторых формальных недочетов (!?) (как, например, что ни один из четырех епископов, совершавших рукоположение, не имел в то время канонической юрисдикции), которые, впрочем, оправдываются тем обстоятельством, что Англиканская Церковь образовалась, выйдя из лона схизматической церкви, действительность англиканских рукоположений не может подвергаться сомнениям с канонической точки зрения» 47 . Румынская делегация особенно подчеркивала то обстоятельство, что «Англиканская Церковь достаточно доказала, что она неудержимо стремится к духовным сокровищам Православной Церкви» и сделала «смелые и решительные шаги в области православной догматики, представляющие нам картину распростертых объятий, перед чем мы не можем оставаться безразличными и равнодушными и тем более пренебрежительно отвращаться от них» 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Отказвайки поканата на Папата да участва в I Ватикански събор, Константинополският Патриарх Григорий VI през 1868 г. пише: «Ние… не можем да приемем, че в цялата Църква Христова има някакъв друг началствуващ епископ и глава, освен Господа, че има някакъв Патриарх… говорещ ex cathedra и стоящ по-горе от Вселенските събори… или че Апостолите не са били равни, оскърбявайки с това Светия Дух, еднакво просветил всички, или че един или друг Патриарх или Папа са имали старшинство, получено не от събор, не от хората, а по божествено, както вие твърдите, право» . През 1894 г. Константинополският Патриарх Антим VII в посланието си до Папа Лъв XIII също подчертава равенството на Предстоятелите и Поместните църкви: «Божествените отци, почитайки епископа на Рим само като епископ на царския град на империята, му предоставиха почетната привилегия на председателството и гледаха на него просто като на пръв измежду другите епископи, сиреч като на пръв сред равни, каквато привилегия дадоха после и на епископа на град Константинопол, когато този град стана престолен в Римската империя… Всяка отделна автокефална църква на Изток и на Запад беше изцяло независима и самоуправляема по времето на седемте Вселенски събори… а Римският епископ нямаше право да се меси, бидейки и сам подчинен на съборните постановления» . Историята на Църквата познава немалко случаи, когато Константинополският архиерей е изпадал в ерес или разкол. Например, Константинополският епископ Евсевий е бил арианин, а Македоний — духоборец. Константинополският епископ Несторий е бил ересиарх, за което е низвергнат и отлъчен от Църквата на III Вселенски събор. Константинополските Патриарси Сергий I, Пир, Павел II, Петър са били монотелити, а Патриарсите Анастасий, Константин II, Никита I, Теодот Каситера, Антоний I Касимата, Йоан VII Граматик — иконоборци. Патриарсите Митрофан II и Григорий III Мама са били в уния с Рим. Принадлежността към Православната Църква се определя не от наличието или липсата на общение с Константинополския Патриарх, а от твърдото придържане към догматичното и каноничното предание. А в онези случи, когато самият Константинополски Патриарх изпада в ерес или разкол, както се е случвало неведнъж в историята, извън общение с Православната Църква се оказва самият той, а не онези, които в името на истината и каноните се оказват принудени да прекъснат с него църковно общение. В частност, когато Константинополският Патриарх е бил в уния с Рим, другите Поместни църкви са продължавали да пазят твърдо православната вяра. И пълнотата на благодатта при тях не е намаляла от това, че те временно са се оказали извън общение с Константинополския Патриарх.

http://mospat.ru/bg/news/90540/

Еще в одном сообщении полиции безопасности и СД от 31 октября 1941 г. отмечалось: «Исходя из того, что большевистское господство с государственно проводимой безбожной политикой не смогло серьезно поколебать религиозное чувство населения, и его приверженность Греко-Православной Церкви все еще прочно укоренена, румынская сторона собирается вести антикоммунистическую пропаганду и мировоззренческое воспитание через Церковь. Румынская Православная Церковь хочет командировать в новые области необходимое число священников. Там также создано новое Тираспольское епископство. Его главой назначен бывший румынский военный епископ Антал». [xxxviii] В сентябре 1941 г. Румынский Патриархат направил в Транснистрию Православную Миссию, ее центр сначала был в Тирасполе, а потом в Одессе. Задача миссии состояла в жестком контроле и руководстве религиозной деятельности и назначении священников на вакантные места. Это позволяло румынскому духовенству занимать руководящие позиции в церковной жизни края. И. Антонеску лично давал указания, как вести миссионерскую деятельность в Транснистрии и как подбирать миссионеров. Не случайно они рассматривали себя как силу, которая постепенно должна была организовать церковную жизнь по всей России. [xxxix] Первым руководителем Миссии и Одесской епархии был назначен декан богословского факультета Бухарестского университета архимандрит Юлий (Скрибан). Уже в августе Священный Синод по согласованию с Министерством по делам религии поручил ему совместно с Генеральным штабом начать организацию Православия на Украине, в первую очередь для румынского населения (под которым имелись в виду молдаване). Деятельность Украинской автономной (связанной с Московским Патриархатом) и Автокефальной Церквей в Транснистрии не допускалась, что нередко вызывало недовольство местных жителей. [xl] Большинство руководителей Миссии приехало из Бухареста. В частности, оттуда прибыл руководитель Миссии, оба его заместителя — архимандриты Антим (Ника) и Антоний (Харгел), секретарь Миссии Василий Паша, секретарь по особым вопросам Григорий Ордеану и диакон Миссии Флореа Лавру. Функции инспекторов выполняли священники Феодор Рудиев, Грозу (оба из Кишинева) и Поповичи (из Балты). Шефом бюро Миссии являлся Флореску из Ясс, а вспомогательным миссионером Максим Пугачев из Измаила (в марте 1942 г.). [xli] В Одессе также находилась дирекция культуры (Serviciu Cultelor) при губернаторе Транснистрии во главе с Траяном Херсени, в ведении которой были и религиозные дела.

http://bogoslov.ru/article/656557

У тех, кто сегодня берет на себя труд стать таким «образцом» должна быть апостольская ревность св. Климента Охридского, отца Паисия, самоотверженность и любовь к Богу и его детям епископа Софрония Врачанского. У нас должно быть неутомимость отца Матфея Миткала, Петра Берона, и таких духовников как Неофит Рильского, Илларион Макариопольского, Экзарх Антим, Экзарх Йосиф, покойный епископ Тихона, архимандрит Серафим и др. Да в придачу еще и государственная мудрость царя Симеона Великого и царя Ивана Асена II. Как пример настоящего преподавателя по Вероучению можно назвать монахиню Валентину из Калоферского девичьего монастыря. Она - талантливый преподаватель со своей оригинальной методикой обучения, также она пишет нравственные рассказы. Ее школу посещает сегодня около 200 учеников. Естественно, что вопрос религиозного образования породил оживленные дискуссии о том, где нужно проводить занятия по религиозному образованию. Одни считают, что религиозные предметы нужно включить в школьную программу, а другие предлагают ввести их в энорийских центрах. Опыт показывает, что на сегодняшний день дети лучше воспринимают христианские истины и ценности в приходских храмах и в воскресных школах. Кроме того, это лишает противников преподавания религиозных предметов аргументов о том, что «в нашей стране не все православные, и они будут против». Несколько лет работы в области религиозного образования дают возможность обобщить некоторые результаты и проанализировать их. Отсутствие морали и нравственных критериев пагубно сказывается на атмосфере в обществе пагубно, особенно в среде молодых людей. Именно поэтому зачастую, пытаясь найти альтернативу современной «бездуховности», они оказываются вовлечены в небезопасные религиозные эксперименты, попадают в деструктивные секты. Именно поэтому так остро стоит вопрос о «ликвидации религиозной безграмотности». Однако одними уроками религии, автоматическим оглашением и крещением вопрос о возрождении нравственности не решить. До крещения и воцерковления человек должен пройти большой путь, который нельзя «отсидеть» ни в классе, ни в аудитории. Этот путь на уроке религиозного образования только начинается. А вот дойдут ли молодые люди до храма, зависит не только от государства и системы образования, но от способности Церкви занять место духовного лидера в современном обществе.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Сначала верующие соорудили во дворе каморку, и батюшка ютился в ней целый год. Со временем храм был восстановлен, вокруг о. Константина собрался дружный приход, особую заботу проявляли о больных, вдовах и сиротах. Но охранка не сводила с батюшки глаз, его то и дело вызывали на допросы, а здоровье, испорченное в тюрьме, доставляло сильные физические мучения. Когда батюшку положили в больницу и сделали ему операцию, он почувствовал приближение своей кончины и попросил привести к нему священника. Им оказался архимандрит Иларион (Аргату) из монастыря Антим, также исповедник веры, много пострадавший от безбожных властей. Свидетельницей последних минут жизни отца Константина стала одна из его прихожанок, она описала увиденное такими словами: «Тогда я не понимала, почему отец Иларион (Аргату) всё пытается поправить ему подушку. Только потом он сказал нам, что когда причащал батюшку, то увидел вокруг его головы сияние. В первую минуту он подумал, что это подушка такая цветная. Но потом понял, что он воочию видит нимб великого избранника Божия… После этого, даже спустя многие-многие годы, каждый раз, когда отец Иларион беседовал с кем-нибудь из прихожан храма Премудрости Божией, он всегда вспоминал об этом откровении, дарованном ему Богом для того, чтобы всем стало известно о нимбе, которым Бог увенчал отца Константина». Так отошел ко Господу 23 октября 1975 г. новомученик и исповедник Христов иерей Константин Сырбу. Рейтинг: 10 Голосов: 71 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Сергей Кялин 25 апреля 2014, 14:50 А я? наиболее вероятно, что не смог бы так прожить, т к слаба вера моя. Господи помоги моему неверию. lyudmila t 25 апреля 2014, 08:54 ХРИСТОС воскресе! Святе отче Константине моли БОГА о нас Галина, ХМАО. 24 апреля 2014, 20:37 Жизнь отца Константина- подвиг любви и веры, подвиг истинного сына Христа. Уверена, что он имел общение со Христом в Духе Святом, и Христос вел его всю жизнь, когда нежно, когда строго (при неизбежном человеческом унынии) обращаясь к нему: " Ты сын Мой, не бойся, только верь Мне " .

http://pravoslavie.ru/70184.html

Раз признавши необходимым подвергнуть христиан преследованиям, Диоклетиан пошел по этому пути со свойственною ему неуклонностью и систематизацией. Гонение открылось тем, что великолепная христианская церковь в Никомидии, резиденции императора, была разрушена до основания. На другой день был объявлен и первый всеобщий эдикт, подписанный обоими августами и кесарем Галерием. Повелевалось разрушать церкви, отбирать и сжигать священные книги и всех упорствующих в христианстве объявлять лишенными гражданских прав. За этим эдиктом последовал пожар во дворце в Никомидии и появились два претендента на императорскую корону — в Армении и Сирии. В этом же 303-ем году были изданы еще два эдикта: одним предписывалось всех предстоятелей христианского клира — епископов, пресвитеров, диаконов и даже чтецов заключать в темницы; 3-им по общему счету эдиктом требовались пытки над упорствовавшими. В конце 303 г. император праздновал 20-тилетие своего царствования и, уступая традиции, растворил двери темницы для всех не уголовных преступников, в том числе и для христиан. Но в начале 304 года был издан 4-ый эдикт, вынуждавший всех христиан к отпадению от веры. Своею задачею диоклетианово гонение имело совершенное подавление христианства, искоренение самого имени христианского. «Nomen christianorum deleto — да погибнет имя христианское». Ни одно еще гонение не ставило себе столь радикальной цели, как это, и ни одно не отличалось такою беспощадною суровостью и жестокостью. Был обезглавлен Ником, епископ Антим , пресвитер Памфил (304 г. 16 февр.), за отказ выдать священные книги был убит Феликс , еп. африканский. Были казнены высшие придворные чиновники — Дорофей, Горгоний, Петр. Диоклетиан отказался от власти 1-го мая 305 г. Максимиан также вынужден был последовать его примеру. Прежние кесари стали августами. Но Констанций Хлор ограничился прежнею своею областью, а все остальные страны занял Галерий, который игнорировал Максенция , сына Максимиана Геркула, и Константина, сына Констанция и назначил кесарями для Италии и Африки — Севера , а для Азии — Максимина . Но уже в 306-ом году были объявлены государями Максенций в Риме, а Константин, после смерти своего отца, в его области. Последнего Галерий признал лишь кесарем, а против Максенция послал Севера. Последний, оставленный своим войском, был убит. В 307-ом году Галерий взял себе в соправители Ликиния. На Востоке Галерий продолжал жестокие гонения на христиан. Ему соревновал кесарь Максимин Даза. Тогда умерли как мученики епископы Петр Алекс., Филей Тмуитский и еще три египетских епископа — Гезихий, Пахомий и Теодор , пресвитер Пелей и Нил, Лукиан Антиохийский, Зенобий Сидонский, Сильван Эдесский.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Я должен уточнить, что получить от отца Модеста эту информацию об исихастах было не очень легко. Сначала он вообще не хотел говорить мне ничего. Останавливался на середине фразы, не решаясь продолжить. Имен их не открывал до последнего. Уверял, что даже если бы сам епископ приказал ему показать места, где они обитают, он не открыл бы их тайн. Отшельников он знает давно, знает, что они люди Божии. Убежден, что в некоторых пещерах, открытых им, без сомнения, покоятся чьи-то кости или нетленные мощи. — Здесь есть пещера, на другом склоне, с двумя каменными грибами у входа, по ту и другую сторону от него, напоминающими изваяния Бабеле в горах Бучеджь. А над входом виднеется небольшое углубление для иконы. Потолок наполовину обрушился, но внутри можно увидеть подобие ложа, высеченного из камня, и древние надписи, в точности как в пещере Святого Иоанникия в 1638-м году . Где-то внизу, прямо под нашими келлиями, располагается другая пещера, очень древняя, в которой поместилось бы 5 человек. Она еще частично сохранилась, но вход в нее заделан стеной из валунов. Уверен, что там покоится тело подвижника, но я не захотел его тревожить. И места этого тоже не хочу показывать. Не считаю себя достойным раскапывать его, это слишком большая ответственность. Решил, что это произойдет, когда Богу будет угодно. Отец Модест прекрасно знает, что такое отшельничество. У него уже есть опыт пребывания со святым. Он в 18 лет отрекся от мира. В 1982-м уже был в монастыре, в Ситару . Ему было неважно ни то, что он окончил два вуза и получил две магистерские степени — в области богословия и истории, ни то, что стал ближайшим помощником Преосвященного Феофана, викарного патриаршего епископа . Служил в Бухаресте, его ждало большое будущее, но в 1992-м году он отказался от всего. После чудесного случая, о котором мало кому рассказывал. Передаю его здесь слово в слово. Святой из дубравы — Я жил тогда в монастыре Антим , но всегда искал уединения. Тогда, летом 1992 года, испросил благословения уединиться где-нибудь в горах, чтобы набраться сил. У меня с детства врезалось в память такое воспоминание, как мы, детишки, куда-то идем по горам Бучеджь, и тут нас настигает проливной дождь, и мы все прячемся в каком-то подобии грота, у входа в который висела иконка. Мы все сидели там, съежившись, и я вдруг почувствовал, что еще никогда не был так счастлив за всю свою маленькую жизнь.

http://pravoslavie.ru/146107.html

20 На такое знаменование илитона указывается в молитве при благословении его, именно: «Господи Иисусе Христе Боже наш, Сыне и Слове Бога живаго, изволивый спасения ради нашего от пречистыя Девы воплотитися, и по рождестве пеленами повит быти, и в яслех положитися, по смерти же крестной, юже нас деля волею претерпел еси, Плащаницею чистою и сударем обвит, и во гробе положен быти: Тебе ныне просим и смиренно молим, посли Божественное благословение и благодать Святого Твоего Духа на илитон сей и благослови, очисти и освяти его, во еже быти ему достойну, еже на нем освятитися Божественным Тайнам пресвятого тела и честные крове Твоея, в славу Твою, безначального Твоего Отца, и единородного и животворящаго Твоего Духа, и в спасение всех людей Твоих: яко Ты еси освящение наше» и т. д. И за сим также в молитве главопреклонения: «Господи Иисусе Христе Боже наш, прилежную сию мольбу приими от нас, недостойных рабов Твоих, и яко благ и человеколюбец, благоволи ныне ниспослати благословение Твое святое на илитон сей, и благослови и освяти его Духом Твоим Святым в окроплении воды сея священныя, якоже освятил еси святыя Твоя гробныя пелены, во еже быти ему новому сударю, и синдону (Плащанице) пресвятому телу и крове Твоея честныя». И возглашает: «Ты бо еси благословляяй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш» (Дополн. Требн., изд. в Киеве, 1863 г.: Чин благосл. илитона, лист 40-й обор, и 41-й). 21 На антиминсе пишется: «Сей антиминс, си есть трапеза священная на приношение безкровныя жертвы в Божественной литургии». Над антиминсом, при освящении его, совершается все то, что и при освящении престола (См. Чин освящен, антим. в Чиновн. и в книжке: «Чин освящен, храма, от Арх. творимаго»). Антиминс освящает только Архиерей (См. далее Чин освящения антиминсов и мое исследование «Об антиминсах Прав. русской церкви» С.-Петербург, 1872 г.). Когда антиминсы были величиной не более четверти аршина, и они не складывались, не развертывались и пришивались к срачице или приколачивались к престолу деревянными гвоздиками (см. мое исследование об антиминсах стр. 116): тогда илитон престольный, на котором ставились дискос и Потир назывался в богослужебных книгах иногда антиминсом (вместопрестолием), а иногда же – илитоном. Слова: антиминс и илитон заменялись одно другим. О том, что безразлично употреблялись слова – илитон, и антиминс, сделаны выписки из богослужебных книг в сочинении иеромонаха Филарета: «Чин литургии Св. Иоанна Златоуста по изложению старопечатных и новоисправленных и древлеписменных Служебников (Москва 1886 г. стр. 78).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

АННА Васильевна Шашкина (1888-1939), мц. (пам. 28 апр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АННА (963 - ок. 1012 г.), жена киевского кн. св. равноап. Владимира Святославича, дочь визант. имп. Романа II 456-457 АННА ВИРОВСКАЯ (Потто Анна Александровна; 1865-1903), игум., основательница Вировского во имя Всемилостивого Спаса мон-ря 457-458 458-461 461-463 АННА КОМНИНА (1083-ок. 1153 или 1154 г.), дочь визант. имп. Алексея I Комнина, жена кесаря Никифора Вриенния (мл.) 463-464 464-465 465-466 466-467 467-468 468-469 АННУРИАНСКИЙ РАСКОЛ (Аннорианский, Толлиурский), разделение в среде инд. христиан-яковитов, возн. в кон. XVIII в. «ANNUS SANCTUS» год в Римско-католич. Церкви, в кот. даруется полное отпущение грехов при условии совершения паломничества к святыням калотич. Церкви 469-470 470-471 471-473 АНОНИМ АРМЯНСКИЙ (VII), неизв. правосл. армянин, автор " Повествования о делах армянских " , предст. общины армян-халкидонитов 474-475 475-477 477-478 478-479 АНСГАР (Анскарий, Ансгарий; 801-865), архиеп. Гамбургский и Бременский, миссионер и церковный деятель, св. (пам. зап. 3 и 4 февр.) АНСЕЛЬ Альфред (1898-1984), франц. церковный деятель, философ, сторонник идей евангелизации рабочего класса 479-480 480-482 482-483 483-484 484-485 485-487 АНТИЛЕГОМЕНА термин, возникший в процессе формирования канона новозаветных книг обознач. оспариваемые книги, IV в. 487-488 АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.) 488-489 АНТИМИНС " вместо престола " (греч.), прямоуг. плат с особ. изобр., освящ. и подписан. епископом, на котором соверш. Божественная литургия 489-493 493-494 494-498 498-499 АНТИОХ (VI-VII вв.), писатель, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов , в подвиге просиявших; пам. греч. 24 дек.) 499-500 500-501 501-529 530-534 534-535 535-537 537-538 538-542 542-543 543-544 АНТИПАПА термин, в традиции католич. Церкви обознач. того, кто был провозгл. папой Римским незаконно

http://pravenc.ru/vol/ii.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010