133 Донесение архим. Петра м. Григорию, 1859 г., в черновых бумагах архим. Петра, л. 16 на об. Самые замечания– в бумагах м. Григория, 90. 134 Литографич. «Записка о преобразованиях в константинопольском патриархате», 1859 г., в бумагах м. Григория, 78, л. 30. 139 Литографич. «Записка о преобразованиях в константинопольском патриархате», 1859 г., л. 36, в бумагах м. Григория, 78. 142 «Греко-болгарская распря» Ф. Стоянова-Бурмова, в «Русском Вестнике», февраль, 1886 г. стр. 530. Об обстановке нового архипастыря архимандрит Петр писал в конце 1858 г. киевскому митрополиту Исидору следующее: «Для торжественного и благолепного служения как в готовой, крайне скудной, как и в имеющей создаться церкви, они (болгары) испросили себе архиерея; но ему облачиться не во что. Я дал ему на время церковную митру и мантию, и в этом его преосвященство служит теперь». См. черновые бумаги архим. Петра, л. 43 на обор. 144 Представление архим. Петра м. Григорию, 7 августа, 1859 г., в черновых бумагах архим. Петра, л. 20. 145 Донесение архим. Петра обер-прокурору Св. Синода, графу А. П. Толстому, после 12 сент. 1859 г., в черновых бумагах архим. Петра, л. 21. См. «Греко-болгарская распря» Стоянова-Бурмова, в «Русском Вестнике» февраль, 1886 г., стр. 527. 146 Донесение архим. Петра м. Григорию, в конце 1859 г., в черновых бумагах архим. Петра, л. 28 на об. и 29. О печатном тексте надписи на медной доске, положенной в основание храма, см. «Известия Церковно-археологического Общества» за 1885 год стр. 38. 147 «Первый экзарх болгарский блаженный Антим», Муромцовой, в «Русском Вестнике», январь, 1886 г., стр. 316. См. «Русский Вестник», май, 1882 г., стр. 414. 148 Там же. См. черновые бумаги архим. Петра, л.29. в «Русском Вестнике» за май, 1882 г. , несправедливо сказано, будто Цанков кончил курс в Киевской дух.Акдемии: здесь он никогда не был. В списке воспитанников Киевской Академии (в «Трудах» сей Академии за декабрь 1869г.) значатся следующие болгарские воспитанники: иеромонах Нафанаил Стоянович (окончил курс 1851 г.), Феодор Стоянов-Бурмов (1857 г.), иеродиакон Евфимий Руссиков (1865), Феофил Добранович (1867), Димитрий Благоев и Василий Друмьев (1869), и Райча Королев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Затем надо предложить, чтобы те, кто желает и находит нужным, сформулировали свои предложения к резолюции. Председатель объявляет о закрытии заседания. Заседание закрывается. Утреннее заседание 14 июля 1948 г. Председатель епископ Антим: Предоставляю Вам, Владыка Митрополит Вениамин, слово для заслушания Вашего сообщения. Митрополит Вениамин: Ваши Высокопреосвященства, дорогие братья Владыки, отцы и братья миряне! Я сокращу свой доклад, потому что архиепископ Серафим вчера очень многое сказал из того, что я предполагал говорить, а именно: сообщил много фактических данных об этом вопросе не с точки зрения канонической, а главным образом с точки зрения реальной, как именно Англиканская Церковь стоит в жизни. Я тоже хотел говорить об этом, но так как он очень многое сказал, поэтому я сокращаю эти вопросы, но тем не менее дополнив кое-что как по некоторым особым линиям, так я по отдельным фактам. Причем архиепископ Серафим основывался главным образом на литературе, а я, как бывший Экзарх в Америке, буду говорить о фактах, мне точно известных, и так как это дело было не в далеком прошлом, а в настоящем, т. е. в прошлом и позапрошлом годах, то я имею право думать, что мои факты имеют свою силу, а, может быть, даже .большую силу, чем в прежнее время, хотя бы даже и в литературе. Прежде всего я хочу сказать, что Англиканской Церкви не существует, как единой Церкви. В Англиканской Церкви, как и вчера сообщалось, есть несколько партий, и до такой степени эти партии расходятся, что нужно определенно сказать, что вообще-то нет Церкви, но это особый вопрос. Я хочу сказать, нет единой Англиканской Церкви. Я позволю себе сообщить следующие факты. В Англии в одном соборе архиерей принадлежит к Высшей Церкви, а его ближайший сотрудник, настоятель принадлежит к Низшей, т. е. к протестантской церкви. Другой факт, аналогичный этому. В Нью-Йорке есть епископ Маннинг, который принадлежал к Высокой Церкви, близкой по типу к католической. Когда в прошлом году он вышел в отставку, его место занял его бывший помощник, который принадлежит к Низшей Церкви. Это, по существу, протестантская церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

есть и в Саввином месяцеслове. Это, по всей вероятности, освящение церкви Богородицы или подобное сему, ибо в сем же мирославовом евангелии и в саввинной книге есть 6 сентября освящение церкви Богородицы (по гречес. памятникам в доме Ирины в Девтере). Сей месяцеслов имеет особенности: 1 окт. Петра архиефискупа тоже в Одесском (неизвестен), 11 апр. Поплие (или Помпий 10 апр. или Поплион 27 апр.). Месяцеслов происхождения константинопольского, но в выговоре слов видно западное влияние: Антим вместо Анфим, Текла вместо Фехла, Иоанн Теолог (Богослов), Иван Батист (Креститель) и многое тому под. По содержанию он очень древен: из восточных последняя память патр. Германа ( ок. 740), из славянских Кирилла и Мефодия 869 и 885 г. Охридский Охридский месяцеслов относится учеными по языку и письму к XII веку. Он находится в книге апостольских чтений или апостоле. Рукопись на толстом пергамене, вывезена В. И. Григоровичем из Охриды. Месяцеслов издан Изм. Ив. Срезневским в Древних славянск. памятниках юсового письма, в 1868 году (стр. 75). Он имеет много особенностей в сравнении с другими слав. и известными греческими месяцесловами. Первая особенность – разительная неровность в числе памятей за первое полугодие со вторым. С сентября по март он содержит памяти на все дни месяцев и на многие дни по две, по три и более, так что полнотою памятей превосходит известные доселе месяцесловы при евангелиях и апостолах. Только февраль имеет 27 дней. В марте не показано памятей на 7, 8, 9, 29, 30 и 31 дни, в апреле быстрый переход в сокращению: на первые 7 дней показаны памяти и затем только на 23 и 25 числа, в мае только на 8 дней, в июне на 4, в июле на 6 и в августе на 3 дня, более известнейшие памяти. В большей части известных месяцесловов второе полугодие, мартовское беднее памятями первого, сентябрьского; но такого резкого контраста ни в одном месяцеслове не замечено. В сем месяцеслове несомненно видны следы латинского или западного влияния: память муч. Агнии показана 21 и 28 января, в восточных месяцесловах она показывается только 21 января, а в западных 21 и 28 января, 8 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Иеромонах Антим, игумен Кричимского монастыря Нет, не дорогих моему сердцу братьев-болгар называю я светлым и добрым именем – братушки. Это они, благородные и благодарные болгары, называли и продолжают называть так своих русских братьев, начиная с 1877 года, года начала жертвенной праведной войны за освобождение Православного болгарского народа от пятивекового османского ига. Ежегодно 3 марта Болгария отмечает День Освобождения. Болгария не забыла своих освободителей. Тысячи и тысячи паломников идут к местам кровавых боев, несется в небо поминальный плач колоколов. Болгары действительно свято чтут светлую память дорогих своих братушек. В каждом храме Болгарии в этот день молятся, поминают имена освободителей. Болгары не забыли эти имена. Их забыли мы, русские!.. Как замечательно восторженно звучит это удивительное слово «бра-туш-ка» с ударением на втором слоге в болгарском языке! Тепло, мягко и нежно, передавая всю любовь к русским. Очень давно я узнала от болгар, что любовь к нашему народу они впитывают с молоком матери. Может быть, правильнее сказать, впитывали… Грустно об этом говорить, но в памяти народа навечно остались именно те русские, которые в 1876-1878 годах помогли свалить ярмо многовекового османского гнета, которые оставили после себя тысячи могил погибших за свободу Болгарии воинов, чьи матери и вдовы возвели на этой многострадальной земле величественные храмы в память о русских воинах-освободителях. Другие же русские, которые пусть и освободили Болгарию – уже от фашизма – и тоже полегли в боях, как наш Алеша, возвышающийся на холме над прекрасным Пловдивом, – оставили по себе несколько иную память. Закрывали храмы, учили безверию, насаждали атеизм в братской стране, подавали пример безбожия… Вот такая это странная штука – история. Слава Богу, нас продолжают любить преданно и нежно, вспоминая лишь хорошее. Я говорю об обычных людях, а с ними я делила и корку хлеба, и роскошную трапезу в течение очень долгих лет. Я либо приезжала в эту страну каждый год, либо жила по нескольку лет, в общем, для меня это почти родная земля.

http://pravoslavie.ru/38185.html

Том I Церковные делегации на юбилейных торжествах русской православной церкви В праздновании в Москве 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви принимали участие, по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, следующие церковные делегации от Автокефальных Православных Церквей: От Константинопольской Церкви : Экзарх Константинопольского (Вселенского) Патриарха по Европе Митрополит Фиатирский Германос, Митрополит Родосский Тимофей и Протопресвитер Константин Маройтакис. От Антиохийской Церкви : Митрополит Эмесский Александр, Митрополит Ливанский Илия и Архимандрит Василий. Александрийская Церковь поручила представительство от своего имени на торжествах и на Совещании Антиохийской делегации. От Грузинской Церкви : Святейший Католикос-Патриарх Каллистрат, Митрополит Урбнисийский Мелхиседек, Митрополит Кутаисский и Гаенатский Ефрем, протеиереи А. Савчук и X. Дегдариани, протодиакон А. Ахобадзе. От Сербской Церкви: Святейший Патриарх Гавриил, Митрополит Скоплянский Иосиф, Епископ Браничевский Вениамин, д-р Павел Дрецуна, г. Душан Дожич. От Румынской Церкви : Святейший Патриарх Юстиниан, Архиепископ Крайовский Фирмилиан, Епископ Клужский Николай, Епископ Бузеуский Антим, декан Богословского факультета Бухарестского университета профессор-протоиерей П. Винтилеску, протоиерей Симеон Няга, г. Овидиу Марина. От Болгарской Церкви: Блаженнейший Экзарх Болгарский, Митрополит Софийский Стефан, Митрополит Пловдивский Кирилл, Митрополит Сливенский Никодим, Архимандрит Мефодии, протоиерей В. Шпиллер, священник К. Димитров. От Греческой Церкви: Митрополит Филиппийский и Неапольский (Коваллы) Хризостом и Архимандрит Дамаскин. От Албанской Церкви: Епископ Корчинский Паисии, священники Яни Ристо и Лазарь Коном и, г. Алекс Любанииг. Нико Чани, генеральный секретарь Синода. От Польской Церкви: Архиепископ Белостокский и Вельский Тимофей, Епископ Вроцлавский Михаил, Архипресвитер И. Коваленко, протоиереи Е. Наумов и А. Калинович. На церковные торжества также прибыли Представители Московской Патриархии за границей :

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С.-Петербургского гарнизона Ямбургского полка полковника Александра Римского-Корсакова – Благовещения Пресвятыя Богородицы. Лейб-Гвардии Измайловского полка капитана-поручика, принца Грузинского – Введения Пресвятыя Богородицы. Да сверх оных С.-Петербургского купца, золотой и галантерейной фабрики содержателя Семена Роговикова – святого Николая чудотворца, – построена ради немалого числа мастеровых людей. Итого тридцать церквей. Ведомость о церквах, в которые разосланы были антиминсы, отпечатанные с грыдорованной доски В 1752г. Число антим Майя 20. В вотчину действительного статского советника, князь Сергия княже Алексеева, сына Голицына, в село Дубровицы, в новопостроенную церковь Пророка Илии. Июня 15. Церкви Филиппа Митрополита, что в Мещанской, в придел Святого Алексия человека Божия »      15. В вотчину действительного статского советника, князь Сергия княжь Алексеева, сына Голицына, в новопостроенную церковь Сергия чудотворца, состоящую в Новосильском уезде, в Никольском стану, в селе Красном »      17. »      30. По промемории из дому Святейшего Правительствующего Синода члена, преосвященного Илариона, Епископа Сарского и Подонского, в имеющуюся при доме Его Преосвященства на Крутицах церковь Июля 6. »      13. »      30. Авг. 10. В вотчину надворного советника Владимира Федорова сына Шереметева, в Московский уезд, в село Спаское, Уборы тоже, в церковь всемилостивого Спаса »      12. В подмосковною вотчину княжны Агрипепы Михайловой дочери Долгоруковой, в село Покровское, в церковь Покрова Пресвятыя Богородицы, да в придел Казанския Пресвятыя Богородицы »      13. »      14. »      20. »      22. Сент. 13. »      23. »      25. Дек.      3. »      4. »      10. В епархию преосвященного Порфирия, Епископа Суждальского, в город Суждаль в новопостроенную церковь живоприемного источника Пресвятыя Богородицы. В 1753 году. Фев. 16. Март 3. В Воронежскую епархию »      15. В вотчину генерала-аншефа Ея Императорского Величества лейб-компании порутчика, действительного камергера, генерал-адъютанта и кавалера, графа Александр Ивановича Шувалова верейского уезду в церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы в селе Благовещенском

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

3 . Верные духу нашей Святой Церкви, которая смотрит с любовью и симпатией на все движения по сближению между Церквами и, в частности, с Англиканской Церковью, мы желаем, чтобы отношения между нашими Церквами и Церковью Англиканской были дружественными. 4 Мы ждем, чтобы эта Церковь уточнила свое вероучение, в особенности свою подлинную концепцию Святых Таинств и специально таинства хиротонии. 5 . В ожидании уточнения порядка догматического, канонического и экклесиологического мы думаем, что единственная власть, которая должна произнести свое слово по поводу действительности хиротоний в Англиканской Церкви, есть Вселенский Собор, который будет иметь последнее слово. 6 . Мы молим Господа, чтобы Он внушил всем дух любви и благорасположения, при котором всякие труды, имеющие отношение к единству Церквей, могут быть благотворными». Владыка просит высказаться по поводу этого контрпроекта. При обсуждении проектов резолюций оживленный обмен мнений вызвал третий пункт резолюции, предложенный Л. Н. Парийским – о Паркере. Большинством голосов было принято решение исключить из резолюции 3-й пункт о Паркере. Владыка Антим после такого результата голосования Поздравляет Комиссию с принятием такого решения, потому что этот вопрос считается чрезвычайно важным. То, что этот пункт не включен, имеет большое значение. Резолюция будет более авторитетною. Полный текст резолюции по вопросу «Об англиканской иерархии», принятый после его обсуждения в Комиссии см. на стр. 431–432. Митрополит Вениамин : От имени всех здесь присутствующих, как старейший по хиротонии, считаю долгом выразить председателю нашей Комиссии Преосвященному Антиму глубокую благодарность за то, что он так терпеливо вел собрание, иногда даже уступая. Мы очень благодарны и очень рады, что все так хорошо кончилось. Переводчик: Владыка, закрывая заседание, хочет выразить свою радость и благодарность за ту милость Божию, которая выпала на его долю. Он смог посетить нашу страну и побывать в нашей прекрасной столице – славном городе Москве. Он видел здесь много отрадного. Его благоприятно поразила и церковная жизнь и храм, где он был, и контакт с православными русскими людьми, и в частности та обстановка сотрудничества, которого он был соучастником в эти дни, работая в нашей Комиссии. Служа в церкви благочинного отца Стефана Маркова в это воскресенье, он говорил проповедь об общении во Господе Иисусе Христе, и именно это общение, в котором мы все нуждаемся, было явлено в максимальной степени на этом Московском совещании Представителей почти всех Православных Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чтобы побудить румынских священнослужителей к миссионерской деятельности на Востоке правительство предоставляло им разнообразные льготы. Согласившимся ехать на Украину выдавали тройное жалование, промтоварный и продовольственный пайки, кроме того, за миссионерами сохранялись доходы их прежних приходов. Служившие в Транснистрии румынские священники в среднем получали по 600 оккупационных марок в месяц, а местные русские, украинские и молдавские — только 200. [xliv] В отчете о деятельности Православной Миссии в Транснистрии с 1 апреля по 30 июня 1942 г., составленном заместителем начальника Миссии архим. Антимом (Никой), говорилось о недостатке священников, количество которых следовало увеличить в четыре раза, массовом крещении детей и большом количестве венчаний. Архимандрит выражал сожаление, что при свободе всех вероисповеданий, в деревнях, где нет священников, развивается сектанство; в то же время Миссию осаждали делегации приходов, приезжавшие не только из Транснистрии, но и из-за Буга с просьбой прислать священников. Отец Антим также указывал, что румынские власти в ряде мест начали выделять землю для Церкви, по 5-10 гектаров на храм. [xlv] Признанным центром религиозной жизни «Заднестровья» стала Одесса. 6 декабря 1941 г. здесь была открыта не действовавшая 24 года церковь Свято-Ильинской обители на Пушкинской улице. Она стала временным кафедральным храмом, который освятил приехавший из Бухареста архиепископ. 1 марта 1942 г. была освящена вновь открытая церковь свт. Пантелеимона Одесского Пантелеимоновского монастыря, 8 марта архим. Антимом освящен храм в районе Кривой Балки, а 14 марта передана верующим уже пятнадцатая церковь в городе — храм св. Михаила, перестроенный в 1930-е гг. под клуб. Еще несколько церквей ремонтировалось под руководством епархиального архитектора Мирошниченко и инженера Егорова, ставших членами Православной Миссии. [xlvi] При этом порой гражданские власти оказывали финансовую поддержку. Так, бургомистр Одессы весной 1943 г. выделил около 5 тыс. марок на восстановление нового кафедрального храма Рождества Христова, а затем снизил расходы на его реставрацию еще на 11 тыс. марок. [xlvii] Впрочем, большинство необходимых для ремонта и строительства новых церквей средств собирали с населения, иногда насильственным образом. Кроме того, губернаторство Транснистрии предоставляло прихожанам специальные кредиты, которые нужно было обязательно вернуть после открытия храмов. Всего в 1941-1943 гг. в «Заднестровье» были отремонтированы 474 церкви; кроме того, открылось 119 молельных дома. В ремонте 19 храмов участвовали румынские солдаты, одну из православных церквей отремонтировали немецкие. [xlviii]

http://bogoslov.ru/article/656557

Второй этап развития богослужебного пения характеризуется не только созданием значительного числа новых песнопений и возникновением новых мелодических форм, но и поиском путей организации этих песнопений, приведением их в единую стройную систему, а для этого необходимо было найти некий новый принцип формообразования, способный обеспечить существование мелодической структуры нового типа. Этим принципом стал принцип пения на гласы, или принцип осмогласия, первые упоминания о котором восходят к IV в. О существовании гласов в богослужебном пении свидетельствуют жития преподобных аввы Памвы († около 390) и Павла Нитрийского (начало V в.). С вятитель Амвросий Медиоланский организовал в своей церкви пение на гласы по образцу восточного пения. В V в. на гласы стихиры составляют Антим и Тамокл, а также и преподобный Авксентий. На 8 гласов составлял кондаки и икосы святой Роман Сладкопевец . В VII в. песнопения на 8 гласов писали также святые Иаков, епископ Эдесский, Григорий Писида и Феодор Сикеот. Таким образом, можно сказать, что к концу VII в. осмогласное пение активно практиковалось на Востоке, однако не было еще всеобщей и обязательной для всех церквей системы осмогласия. Окончательное формулирование принципа осмогласия, превращение его в стройную и совершеннейшую систему было осуществлено преподобным Иоанном Дамаскиным (около 680–776). Деятельность преподобного Иоанна Дамаскина отличается многогранностью и широтой охвата. Он явился не только творцом огромного количества песнопений, за что был назван современниками «Златоструйным», но его перу принадлежит также одно из краеугольных созданий святоотеческой письменности – «Точное изложение Православной веры». Будучи непримиримым борцом с иконоборчеством, преподобный Иоанн Дамаскин написал ряд специальных слов в защиту иконопочитания, в которых сформулированы основы новой преображенной христианской эстетики, базирующейся на принципе восхождения от образа к первообразу. Но сейчас важнее всего отметить то, что преподобный Иоанн Дамаскин явился творцом Октоиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

144 Мы здесь уклоняемся от этого сличения и производим его в приложении, при издании текста южнорусского чина освящения храмов. 155 Вот это место из молитвы могилинского чина с параллельным текстом латинской молитвы: Ты бо иереом твоим сицевую благодать над инеми даровал еси, яко да все, еже в Имя Твое достойно и совершенно воспросят, приймут, и еже сотворят от Тебе сие быти сотворенно веруется: Прилежно убо и смиренно молимся, и Твоему благоутробию милися деем, яко да все, ныне нами посещаемое, посетиши и благословляемое благословиши… Тр. Π. М., стр. 75–76. Omnipotens et misericors Deus qui Sacerdotibus tuis tantam prae ceteris gratiam contulisti, ut quid quid in tuo nomine digne, perfecteque ad ets agitur a te fieri credatur quaesumus immensam clementiam tuam ut quidquid modo v sitaturi sumus, visites, et quidquid benedicturi sumus, benedicas... Rit. Rom., p. 284. 156 См. Греческие чины освящ. храма по Евхологию Гоара, р. 655– 664 по «Σχολγια» проф. Дмитриевского – стр. 1054–1057. 157 Древнейший Чин освящения антиминсов находится в Алляцианском Евхологии XIII в. (Goar р. 518–521) и в рукоп. Евхологии Александр. Патр. библ. 149 – 104, XIV в (Εχολγια проф. Дмитриевского, стр. 348). 158 Мы пользуемся списками этого чина, находящимися в рукоп. требниках: Синод. библ. 310, л. 117; Соф. библ. 1071, л. 95–122; в рукоп. Тр. Серг. Лавры 740, л. 1; а также печатным чином (свящ. антиминсов XVII в. (без точной даты), находящимся в Хлуд. библ. под 137. 159 По печатному чину освящ. антим., приготовлением антиминсов занимался ключарь кафедрального собора, а, если он не был искусен на это дело, то поручал кроение и шитье антиминсов «мастеру портному, единобрачну сущу, а не двоеженцу». 160 В древности, антиминсы были небольших размеров, так как они не развертывались во время литургии, но лежали неподвижно на сорочке престола, под индитией. 161 Рукоп. требн. Соф. библ. 1071, л. 99; рукоп. Тр.-Серг. Лавры 740, л. 1; печатный чин л. 1. 162 В рукоп. требн. Соф. библ. 1071, где излагается «Чин антиминсы свящати митрополиту», местом положения мощей и антиминсов, накануне их освящения, называется церковь Рождества Пр. Богородицы или Иоакима и Анны, т. е. южный придел св. Софии Новгородской.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010