Епископ Антим: Конференция признала англиканскую иерархию, но условно. Этот факт восходит к 1935 г. Другого акта не было. После признания Константинопольскою Церковью Румынская Церковь в 1936 г. присоединилась к признанию законности апостольского преемства в Англиканской Церкви, но объявила это признание условным. Тем не менее это подтверждение может считаться окончательным только тогда, когда высшая власть Англиканской Церкви ратифицирует заключение своей делегации, касающееся таинства посвящения со всеми особенностями, которые свойственны доктрине Православной Церкви. В своем заседании 2 апреля 1937 г. Священный Синод оказался в затруднительном положении, узнав из письма (от февраля месяца того же года) Архиепископа Кентерберийского Космокуантера, что ассамблеи или провинциальные синоды Йоркский и Кентерберийский приняли значительным большинством статьи веры, подписанные англиканской делегацией в июне 1935 г. в Бухаресте. В Англиканской Церкви только епископский корпус в полном составе, не исключая и мирян, может принять официальное, окончательное решение, имеющее авторитет в вопросах веры. По разъяснениям, представленным Архиепископом Кентерберийским, Священный Румынский Синод не мог сделать ничего другого, как только заявить в том же заседании, что «он с радостью принимает к сведению вести, содержащиеся в этом письме, но что он ожидает решения по этому вопросу всей Англиканской Церкви». Признание англиканских ординаций Православной Румынской Церковью является актом, который имеет условный характер и, следовательно, будет иметь силу только тогда, когда условия догматического порядка будут удовлетворены. Бухарестский акт, который отмечает прогресс в самой острой проблеме англиканских ординаций, с точки зрения метода, с точки зрения богословской был, по существу, только незаконченным признанием. Акты признания в 1937 г. Патриарха Вселенского, Патриарха Иерусалимского и, особенно, ответ архиепископа Кипрского, все ограничительны и содержат оговорки. Единственный положительный результат от богословских дискуссий и решений, принятых различными синодами и указами, тот, что англиканские хиротонии могут рассматриваться по уподоблению с хиротонией в церкви латинской и в инославных церквах Востока. Церковь Православная оставляет за собой право их признавать или не признавать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отзыв митр. Виссариона неблагоприятно отразился на дальнейшем развитии церковной жизни. Теперь передавать церковно-славянские богослужения по румынскому радио стали гораздо реже, появились и другие ограничения для русскоязычного духовенства. После трехмесячной деятельности на посту руководителя Миссии архим. Антим в феврале 1944 г. был хиротонисан в Бухаресте во епископа Измаильского и Транснистрийского (выбран на эту кафедру 14 января 1944 г.). [ix] Так как руководство Транснистрии прочно находилось в руках Миссии, с самого начала удалось избежать церковных расколов, подобных существовавшим в рейхскомиссариате «Украина». Митр. Виссарион внутренне ориентировался на «тихоновское» направление в Русской Церкви; обновленцев, самосвятов и автокефалистов принимал в клир только после их перерукоположения. Упоминавшийся ранее Владыка автономной Украинской Церкви архиепископ Херсонский и Николаевский Антоний (Марценко) при посредничестве митрополита Виссариона сообщил Патриарху Никодиму о самосвятстве и нарушении церковных канонов украинскими автокефалистами. В ответном письме Румынский Патриарх выразил желание «придти на помощь Православной Церкви и иерархам возможно скорее, сожалея о состоянии Церкви в епархиях Украины». Во время пребывания Владыки Антония в Одессе летом 1943 г. ему предложили перерукоположить несколько прибывших в область самосвятских священников, чем, по утверждению архиепископа, «было положено начало ликвидации самосвятщины в Транснистрии». Через Патриарха Никодима архиеп. Антоний проинформировал о самосвятах Первоиерарха Православной Церкви в Польском Генерал-губернаторстве митр. Дионисия (Валединского), но ответа не получил. [x] На рубеже 1943/1944 гг. в Транснистрии появились представители автокефальной Украинской Церкви. Шесть священников из занятых советской армией областей приехали в Одессу, установили связь с Миссией и намеревались проводить в греческой церкви богослужения на украинском языке. Но Румынская Духовная Миссия не приняла их в свои ряды. Им пришлось уехать в Болгарию. Тогда же в Одессу прибыл с женой и детьми епископ автокефальной Украинской Церкви Михаил Хороший, однако Миссия не признала его даже священнослужителем и переслала прошение «Владыки» Патриарху Никодиму на отзыв архиеп. Антонию (Марценко), который, естественно, отреагировал на него негативно. [xi]

http://bogoslov.ru/article/656598

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 1, 2008 год Геральдическая проповедь Одним из наиболее изящных примеров православной церковной геральдики может по праву считаться герб священномученика Анфима I, митрополита Валашского, запечатленный на миниатюре 1713 года из собрания Румынской Академии наук. В нем присутствует не лев, не орел и не ангел, а иное создание Божие - улитка, ползущая навстречу сиянию звезды: символ человеческого стремления к горнему миру. Михаил Медведев старший преподаватель исторического факультета СПбГУ, член Геральдического совета при Президенте РФ Анфим, в миру Андрей, именуемый Иверским, Ивериянином, т. е. грузином (Антим Ивиряну или Ивирянул - для румын, Антимоз Ивериели - для грузинских соотечественников), родился около 1650 года по одним сведениям - в сердце Грузии, в царстве Карталинском, по другим - в месхетинской земле, в южном княжестве Самцхе-Саатабаго, в то время принадлежавшем Турции. Будущий святитель был воспитан в любви к Церкви, искусствам и книгам. Вероятно, в юности ему довелось состоять при особе низверженного царя Имеретии, Арчила II Вахтанговича, и участвовать в создании грузинской типографии в Москве. На пути домой он был схвачен разбойниками и продан в рабство, но выкуплен греческим духовенством и остался со своими освободителями. Священнический сан и монашество открыли ему путь к новым духовным высотам и вместе с тем к совершенствованию в науках и искусствах. В конце 1680-х годов иеромонах Анфим, к тому времени прославившийся как художник, каллиграф, резчик и мастер-типограф, получил приглашение от господаря Валашского, святого Константина Бранкована (кстати, ставшего впоследствии одним из первых российских Андреевских кавалеров), и по поручению господаря создал несколько церковных типографий в Бухаресте и за его пределами. В Валахии Анфиму удалось добиться невиданных успехов в издательском деле. Из его рук в свет выходили превосходные издания на церковнославянском, румынском, грузинском, греческом и арабском языках. В 1709, посетив родину, Анфим основал и первую грузинскую типографию в Тбилиси.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/1/37...

Когда в начале июля 1944 г. русский профессор-богослов из Варшавы М.В. Зызыкин написал Первоиерарху РПЦЗ митр. Анастасию (Грибановскому) о том, что Румынская Патриархия якобы разрешила сослужение с неолипковцами (украинскими автокефалистами), Владыка в ответном письме от 15 августа опроверг эти сведения и сообщил, что ему «неизвестно о перемене взгляда Румынской Православной Церкви на неолипковщину». [xii] 29 июня 1944 г. митрополит Анастасий также написал председателю Священного Синода Болгарской Православной Церкви митрополиту Неофиту о том, что Румынская Церковь не признает законность иерархии Украинской автокефальной Церкви. [xiii] В конце февраля 1944 г. положение на фронте стало критическим, Духовная Миссия переехала в Тирасполь, а затем в Измаил. При этом за неделю до эвакуации Миссии ее руководитель еп. Антим (Ника) дал наказ настоятелю кафедрального Свято-Ильинского собора иеромонаху Антиму (Табаку) срочно вывезти из соборной ризницы в г. Аккерман семь архиерейских облачений и другие церковные ценности, привезенные из Херсона архиеп. Антонием (Марценко). 31 июля 1944 г. приехавший через Румынию в Белград Владыка Антоний в докладе Первоиерарху РПЦЗ отметил непозволительность подобного поступка и попросил написать Румынскому Патриарху о необходимости возвратить вещи Архиерейскому Синоду РПЦЗ, а в будущем Херсонской епархии. 17 августа митр. Анастасий действительно написал об этом деле Патриарху Никодиму, указав, что передачу вещей Архиерейскому Синоду можно осуществить при помощи немецкого военного командования или через представителя Русского охранного корпуса в Бухаресте. Однако вскоре Румыния объявила войну Германии, и просьба Владыки не была выполнена. [xiv] Когда с приближением фронта румынские клирики «Заднестровья» покидали приходы, их места занимали эвакуировавшиеся из Восточной Украины священники украинского и русского происхождения, пользовавшиеся несравненно большим доверием и любовью народа. Часто происходило, что приходы по-настоящему расцветали в короткий промежуток времени, оставшийся до прихода советских войск, только с новым славянским пастырем. Управление церковной жизнью «Заднестровья» в это время, после эвакуации Миссии, взял на себя настоятель Одесского Свято-Пантелеимоновского монастыря, выходец из Бессарабии игумен Василий (Солтици). [xv] Но он оставался на этом посту недолго, 28 марта советская армия освободила Николаев, а 10 апреля 1944 г. — Одессу.

http://bogoslov.ru/article/656598

Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай: Вчера нами было принято решение об образовании четырех комиссий для обсуждения докладов и выработки резолюций по ним. Для работы этих четырех комиссий назначаются четыре дня– 13, 14, 15 и 16 июля. Все члены прибывших церковных делегаций распределены по этим комиссиям. Для того, чтобы не было никаких недоразумений, я оглашу списки членов всех церковных делегаций, которые в добровольном порядке изъявили желание принять участие в той или иной комиссии. Оглашает список членов комиссии по вопросу: «Ватикан и Православная Церковь ». Святейший Сербский Патриарх Гавриил: Сербский народ больше всего пострадал от папства, и необходимо ввести в комиссию Представителя Сербской Церкви. Митрополит Николай: Предлагается ввести в состав комиссии Митрополита Иосифа. Митрополит Кирилл: Я свое место председателя комиссии уступаю Иосифу, Митрополиту Скоплянскому. Митрополит Николай продолжает оглашать список членов остальных комиссий. Состав комиссий утверждается. Заседание закрывается. Члены комиссий I. Ватикан и Православная Церковь 1 . От Грузинской делегации– Митрополит Мелхиседек и протоиерей А. Савчук. 2 . От Румынской делегации – епископ Николай. 3 .От Болгарской делегации – Митрополит Кирилл. 4 . От Польской делегации – архипресвитер И. Коваленко. 5 . От Албанской делегации – епископ Паисий (сделает доклад на тему «Папство и Православная Церковь ») и свящ. Я. ?исто. 6 . От Чехословацкой делегации – архиепископ Елевферий и игумен Мефодий. 7 . От Американской делегации– архиепископ Макарий. 8 . От Русских приходов в Югославии –протоиерей И. Сокаль. 9 . От Сербской Церкви – Митрополит Иосиф. 10 . От Русской Церкви – архиепископ Гермоген, протопресвитер д-р Г. Костельник, архие пископ Варфоломей и протоиерей Д. Введенский . Всего 16 человек. Председатель – Митрополит Иосиф (Сербской Церкви) Секретарь – протоиерей Д. Введенский . II. Об англиканской иерархии 1 . От Грузинской делегации – протоиерей X. Девдориани. 2 . От Румынской делегации – епископ Антим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иосиф Петровых , в. у. 11 .1925–1927: Никандр Феноменов 1926–1929: Онуфрий Гагалюк , в. у. 1927–14(27).03.1928: Иосиф Петровых 1928–07.1936: Анатолий Грисюк 03 .1937–1939: Митрофан Русинов 1941–1941: Виссарион Пую, окк. 1942–1943: Антим Ника, окк. 02(15).08.1944–1946: Сергий Ларин, в. у. 1946–17(30).10.1947: Сергий Ларин Одесская (обн.) 1922–1923: Алексий Баженов 20 .10(02.11).1922–31.03(13.04).1923: Евдоким Мещерский 1924–1928: Иувеналий Мошковский 10 .1928–1935: Константин Спасский 1935–23.09(06.10).1937: Кирилл Квашенко 1937–1942: Иувеналий Мошковский, паки Ойротская (обн.) 26 .01(08.02).1924–15(28).10.1924: Макарий Торопов 1924–11(24).01.1925: Геронтий Шевлягин, в. у. 23 .03(05.04).1925–10(23).06.1925: Иннокентий Кулаков Олонецкая см. Петрозаводская и Олонецкая Олонецкая и Каргопольская см. Ладожская Олонецкая (обн.) 03 .1923–1926: Александр Надеждин Омская 04(17).06.1915–26.02(10.03).1920: Сильвестр Ольшевский 1920–1923: Димитрий Беликов 1924–1924: Виссарион Зорнин 10 .1924–12.1924: Анатолий Каменский 12 .1924–03.1925: Иоанникий Соколовский 03 .1925–20.10(02.11).1928: Виктор Богоявленский 1925–04.1928: Виктор Островидов, в. у. 23 .01(05.02).1929–23.10(05.11).1930: Аркадий Ершов 11 .1930–14(27).09.1931: Герман Коккель, в. у. 11(24).08.1931–08.1935: Алексий Орлов 09(22).09.1935–11.1936: Антоний Миловидов 23 .02(08.03).1937–08.1937: Филипп Ставицкий 08 .1937–1937: Фотий Пурлевский 1937–1943: 1943–1946: Варфоломей Городцов, в. у. 1946–29.08(11.09).1948: Алексий Пантелеев Омская (григ.) – 1928 (?): Иоанникий Соколовский Иосиф Рыпак Иувеналий Зиберт Омская (обн.) 21 .11(04.12).1922–17(30).03.1927: Пётр Сысуев 1927–15(28).12.1927: Александр Филиппов 1927–1928: Александр Введенский 2 1928–1929: Алексий Копытов 1929(?)–25.03(07.04).1931: Матфей Бережнов 09(22).04.1931–1936: Анатолий Синицын Орджоникидзенская см. Владикавказская Орджоникидзенская (обн.) см. Владикавказская (обн.) Оренбургская 30 .07(12.08).1914–1919: Мефодий Герасимов 01(14).03.1920–1923: Аристарх Николаевский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Для возобновлявших свою деятельность монастырей и храмов привозилась утварь из Румынии. Все это вызывало протесты славянского населения. С конца 1942 года миссию возглавил бывший Черновицкий митрополит Виссарион (Пуи), выпускник Киевской духовной академии, который несколько приостановил процесс румынизации Транснистрии. В ноябре 1943 года Заднестровье было разделено на три епархии. В феврале 1944 года в Бухаресте архимандрит Антим (Ника) был рукоположен во епископа Измаила и Транснистрии. Но уже в конце февраля перемены на фронте вынудили миссию покинуть Одессу и переехать сначала в Тирасполь, а затем в Измаил. 12 сентября 1944 года в Москве было подписано перемирие между Румынией и СССР, в соответствии с которым была восстановлена советско-румынская граница по состоянию на 1 января 1941 года. Таким образом, Молдова и Северная Буковина вновь вошли в состав СССР. Южная Буковина осталась в составе Румынского королевства. На территориях, включенных в состав Советского Союза, была восстановлена церковная юрисдикция Московской Патриархии. 30 декабря 1947 года король Михай отрекся от престола. Была провозглашена Румынская Народная Республика. В стране начались социалистические преобразования. Это отразилось и на жизни Церкви. В октябре 1948 года была ликвидирована Униатская Церковь. Нужно отметить, что в межвоенный период (1918-1938 годы) в Румынии проживало около 1,5 миллионов униатов (главным образом в Трансильвании). Униатская Церковь, как и Православная, имела в Румынском королевстве статус государственной. Теперь же ее деятельность на территории Румынии была полностью запрещена. Однако воссоединение униатов, инициированное светской властью, оказалось непрочным. После падения коммунистического режима значительная часть населения Трансильвании вернулась в унию. Несмотря на жесткий социалистический режим, Церковь в Румынии не подвергалась систематическим гонениям. Юридически Румынская Православная Церковь не была отделена от государства. Румынская Конституция 1965 года провозглашала лишь отделение школы от Церкви (статья 30).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Из деревень второго священника ближайшие к церкви (от 2-х до 4-х верст) суть: Зуево, Котелъна, Подолешъе, Ульдина и Улъдешка; более отдаленные (от 8-ми до 12-ти вер.): Дажирина, Лыпушево, Комарова Гора, Черемка, Жабицы, Лысковшина, Межо, Гусинец, Захаровщина, Вязка и Волосово; остальные деревни в 5-ти и 6-ти верстах: Мошны, Черное, Горобок, Островня, Подборовъе и Новая. Деревни за рекою Плюсою имеют весною и осенью трудное сообщение с погостом. Моста чрез реку нет и только недавно устроена „пешая лава“. В воскресные дни в церкви бывает от 250 до 350 человек. В большие праздники – до 600 человек. 13. Троицкая церковь в селе Боброве Село Боброво находится на левом берегу Плюсы, в 200 верстах от Петербурга, в 80-ти от Гдова и в 30-ти от Плюсы, станции Варшавской жел. дор. В версте от села протекает Плюса, а в окрестностях находятся озера: Заберезское, Полуяковское и Должицкое; в 8-ми верстах находится возвышенность, называемая „Жужжелова гора». Название села производят от того, что первым здешним священником был Бобров. Но бумаги церковные этого не подтверждают. Церковь в Боброве во имя св. Троицы, построенная в 1771 году помещиком Татищевым, деревянная, покрытая железом. Погост здешний выделен от Лядского погоста, что подтверждает опись церковного имущества 1780 года, приводимая ниже. Кроме Бобровской выставки, еще раньше, именно в 1735 году, выделен был, от Лядского погоста, погост Глебогорсский с церковью Казанской Божией Матери, отстоящий от Боброва в 3-х верстах. Церковь Казанской Божией Матери сгорела в 1804 году от молнии; но причт ее до 1818 года служил в Бобровской церкви, и затем был к ней причислен. К 1882 году Троицкая Бобровская церковь пришла в совершенную ветхость и потому, дух. консистория, указомъ от 7 сентября 1882 года, за 3,226, приказала ее ремонтировать; ремонтировка началась 7 марта 1883 г. и произведена была за 6,000 р. церковной, и пожертвованной прихожанами, суммы; обновленная церковь была освящена января 24 дня 1884 года благочинным Лядской Преображенской церкви священником Александром Космичем Милославовым. Антим. церкви св. Троицы освящен митр. Исидором в 1882 году. Церковь на каменном фундаменте, крыта железом и обнесена деревянною оградою. Длина церкви 10 саж. ширина – 6, высота – 9 саж., высота колокольни с крестом 12 саж. и 1 аршин.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

М. Маринова, и было краткое упоминание в журнале «Християнска Защита» (1933, 15 дек., с. 4) 3024 . Через несколько дней, 24 декабря, исполнялось 70 лет председателю Болгарской Академии наук профессору Л. Милетичу. В вышедшем в честь этого юбилея сборнике Глубоковский поместил одну из важнейших статей, написанных им в эмиграции – «Славянская Библия ». Завершая ее, 9 ноября 1932 г., он писал: «...я, едва плавающий по перебрасывающему беженскому океану старец, твердо верую, что это святое дело [научно-критическое издание Славянской Библии] будет доведено до блестящего увенчания совместными трудами славянских жрецов науки, в роде чествуемого юбиляра. (...) Славянская Библия золотыми письменами начертывает пред нами свой светлый идеал и провозглашает священный завет всем славянам: будем едины и станем свободны!» 3025 . В воскресенье 20 октября 1935 г. на Факультете (в аудитории 1) отмечалось 45-летие научной деятельности профессора H.H. Глубоковского. Как писал сам Глубоковский, это было «интимное чествование», задуманное в его отсутствие и без его ведома (Николай Никанорович вернулся 7 октября из Сербии, куда в последние годы уезжал на летнее время по приглашению Сербского патриарха Варнавы). На этот раз в преддверии и после юбилея болгарские газеты опубликовали заметки об этом событии 3026 . На торжестве присутствовали митрополиты Старо-Загорский Павел (Константинов), Доростольский и Червенский Михаил (Чавдаров), новоизбранный Велико-Тырновский Софроний (Чавдаров), ректор духовной семинарии епископ Антим (Шивичев) и духовенство. Большой доклад о Глубоковском («частью и воспоминательного характера», как ученик его по СПбДА) прочитал декан Богословского факультета о. Хр. Димитров. От имени Софийского митрополита Стефана говорил бывший его викарий митрополит Софроний, по словам Николая Никаноровича, «подчеркнувший неосмотрительно, что теперь они расплачиваются за прежние одолжения России болгарским покровительством русским прибеглицам, а я совсем даже не был таковым в Болгарии, куда меня сами пригласили из Сербии...» 3027 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Епископ Гурий : Не следует ли вопрос о канонической стороне рукоположения оставить для дальнейшего обсуждения, когда выскажутся все делегации, все, у кого есть доклады, и тогда вопрос этот мог бы быть освещен различно, с разных точек зрения. Это – вопрос все-таки второстепенный. Митрополит Вениамин: Я так понимаю, чтобы окончательное решение этого вопроса и с канонической точки зрения было отложено до того времени, когда будут заслушаны другие доклады. Сейчас окончательных выводов не делать, а высказанное считать как материал. После выступлений епископа Гурия и Митрополита Вениамина Председатель, епископ Антим слово для доклада: «Отношение Православной Церкви к англиканской хиротонии» предоставляет епископу Гурию. «Отношение Православной Церкви к англиканской хиротонии» Епископ Гурий: Досточтимые отцы и братья! Перед нами поставлена высокая задача – определить отношение Православной Церкви к англиканской хиротонии. Мы слышали неоднократно из уст авторитетных членов Англиканской Церкви о признании Православной Церкви, как находящейся и в настоящее время в недрах истинной Христовой Церкви. Всем нам известны многократные попытки англиканских деятелей установить непосредственное общение в молитве и в жизни с Восточными Церквами и, в частности, с Русской Православной Церковью. Что ответим мы, православные, на этот призыв западных христиан? Позвольте ограничиться только одной стороной этого вопроса – догматической. Искания англикан не всегда идут по верному пути. Блаженной памяти Патриарх Сергий в одной из своих статей («Значение апостольского преемства в инославии», «Журнал Московской Патриархии» 1945, 2–3) писал: «Если бы англикане, как общество, действительно, болели исканием истинной Церкви и благодатного священства; если бы их искания по временам не путала мысль добиться прежде всего признания их иерархии…… чтобы в случае чего, спокойно оставаться при всем своем,– то воссоединение англикан с Православной Церковью очень могло состояться, и вопрос об иерархии, вероятно, был бы разрешен в положительном смысле».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010