К сожалению, Шмелев не пытается задуматься над этими истоками нашей исторической драмы. Его собственные юношеские искания не удовлетворялись патриархальным московским благочестием, которое он будет столь умилительно описывать после революции. Он искал живого Бога и не видел его в патриархальном Замоскворечье. Но постепенно Бог в его жизни отошел на второй план. А потом с ним произошла «обыкновенная история» — он на склоне стал идеализировать и даже мифологизировать то, что он ранее не ценил. Шмелёв, по сути, обманул и поколения потомков эмигрантов: они были совершенно не подготовлены к встрече с той реальностью, которая их ожидала в России. Шмелёв писал для анестезии эмигрантских комплексов. Эту роль он исполнил, но это не созидательная роль. Когда-то видя реальную Россию, как мы сейчас понимаем, в целом, во многом достойную страну, он, в общем, не пытался христиански деятельно ей служить. Под последним я понимаю тот контекст, в котором можно говорить о Столыпине как христианском политике, о Деникине как христианском воине, о Тураеве как христианском учёном, о Сикорском как христианском авиаконструкторе, о Рахманинове как христианском композиторе и т.д. Я всегда был слишком историком, чтобы всерьёз воспринимать русскую литературу. В России историки  — люди, на самом деле, не очень популярные. Почему, например, у нас любят говорить, что имперский период в русской Церкви разрушил благочестие?  Да, потому что в этом период появились церковные историки, которые дали не вымышленную, агиографическо-летописную, а научную, историческими данными подкреплённую картину церковной жизни России. И оказалось, что в прошлом взгляде на церковную историю было много вымысла и мифов. Эти историки оставались при этом православными христианами, но они невольно стали разрушителями нашей наивной детской веры. А такая вера не так безобидна: нельзя взрослому верить, как ребёнку. Детская вера у взрослого – это признак либо психического заболевания, либо лукавства. В наше время – чаще признак лукавства. Слова Христа о том, что  надо быть как дети, подразумевают совсем другие вещи. И в этом проявляется наша, русская проблема. Мы – народ, крепкой верой не обладающий. Крепкая вера должна пройти через горнило сомнений. Мы народ – доверчивый, а это не одно и то же. И наша доверчивость очень часто выступает суррогатом веры. И с русским народом эта доверчивость играла не раз очень злую шутку: кому мы только не доверялись…  Вот в частности, и вашему топонимическому антигерою — палачу Бела Куну, которому в России доверчивые русские позволили совершить преступлений гораздо больше, чем на его исторической родине — недоверчивые венгры.

http://pravmir.ru/bolsheviki-ubivali-per...

Церковными делами в прифронтовой полосе (на практике почти на всех занятых русских и отчасти украинских территориях) занималась военная администрация в лице командующих тыловыми областями групп армий «Север», «Центр» и «Юг». Последняя в июле 1942 г. была поделена на «А» и «В», которую в феврале 1943 г. переименовали в «Дон», а затем снова в «Юг». Непосредственно же к решению религиозных проблем были причастны руководящие отделы и отделы пропаганды при командующих, а на местах полевые и постоянные коменданты. Кроме того, существовали территориальные командующие в областях, управляемых гражданской администрацией, которые, правда, имели гораздо меньшее значение: командующие вермахтом в «Остланде» (с 25 июля 1941 г.), на Украине (с 1 сентября 1941 г.) и в Белоруссии (с 18 апреля 1943 г.) В своей зоне управления военная администрация старалась не провоцировать лишних конфликтов с гражданским населением, усиливавших антигерманские настроения и различные формы сопротивления. Поэтому и деятельности православного духовенства открыто не препятствовали. Неслучайно единственная разрешенная на оккупированной территории СССР Духовная миссия Русской Церкви – Псковская – существовала в тыловой области группы армии «Север». Идеолог Национал-социалистической германской рабочей партии (НСДАП) Альфред Розенберг, непосредственно занимавшийся в ней церковными вопросами и враждебно настроенный к христианству (особенно к католицизму) 250 , в первые годы Второй мировой войны был руководителем внешнеполитической службы НСДАП. Он происходил из прибалтийских немцев, в 1910-е гг. учился в Москве и служил в русской армии. 31 марта 1941 г., готовясь к войне с СССР, Гитлер назначил его руководителем новой «Политической службы Востока», переименованной 20 апреля 1941 г. в «Центральный отдел разработки восточных вопросов». С опубликованием указа фюрера об управлении занятыми восточными территориями от 17 июля 1941 г. была определена передача управления этих земель, как только они окажутся «умиротворены», от военной к гражданской администрации и рейхсляйтер Розенберг назначен рейхсминистром новых территорий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сама идея революции не просто порождает диаметрально противоположные мнения, оценки. Она пробуждает тайные смыслы, неведомые силы, создаёт высокое напряжение мысли, вызывает столкновение смыслов, «короткое замыкание». Революция – это сгущение времени, концентрация событий, взрыв социальной энергии, переворачивание иерархий, перемена смыслов. Она завораживает любого человека, гипнотизирует, пугает и притягивает, вызывает когнитивный диссонанс. Очевидно, что существует некий парадокс революции. Революция как будто нарочно вся соткана из противоположностей и противоречий, несовпадений и несоответствий, смешений и смещений. В революции совмещается несовместимое, сочетаются несочетаемые смыслы, сталкиваются архаика и модерн, прагматизм и утопия, мифология и социальные технологии, разум и безумие, наивность и подлость, подвиги и преступления, жертвы и палачи (со всех сторон). Тема революции – острая, болезненная, актуальная, и не только сегодня, но и всегда. Вопрос о революции – это вопрос конкретный, практический, но и одновременно философский, метафизический вопрос, имеющий глубину, отсылающий к вечности, хаосу, бездне и трансценденции. Возможно, что вопрос о революции из ряда вечных вопросов, таких как смерть, Бог. Поэтому необходимо философское и богословское осмысление революции. К тому же феноменология революции даёт нам богатый материал для мифологического описания феномена революции. Можно говорить о мифологеме революции, наличии в ней архаических смыслов, мифологических фигур, сюжетов. Представляется очевидным, что в любой революции обязательно присутствуют сакральное пространство (места событий революции) и сакральное время (начало революции и новый календарь), сакральный язык (переименование городов и улиц, учреждений и организаций), сакральное насилие (гражданская война) и сакральная жертва (смерть первых революционеров, с одной стороны, и казнь короля или царя – с другой). Всегда есть герои и антигерои, жертвы и палачи, которые иногда меняются местами, превращаясь в свою противоположность.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Фазиль был последним из той эпохи. Их, столпов шестидесятых, у нас было трое: Булат, Белла и Фазиль. Только их троих называли по именам. Каждый из них нес в себе удивительную связь с какой-то совсем другой культурой. У Булата вместе с русской, московской была одновременно культура грузинская, и она очень сильно присутствовала в его личности – я немного наблюдала его в Грузии и видела, как он там расцветал. Белла была немножко итальяночкой плюс татарочкой – московский разлив с экзотической примесью в крови. Звать писателей по именам — «Женя», «Андрей» — было принято в определенном кругу, но это не звучало так насыщенно, настояно, как имена Окуджавы, Ахмадулиной и Искандера. И между ними было какое-то внутреннее братство, не доходящее до слияния. У шестидесятников было много ограниченного. И преодоление гравитации шестидесятничества было очень важным, кто-то смог, а кто-то не смог. Фазиль соединил свое удивительное чувство жизни с уроками тех лет и гравитацию все-таки преодолел – так же, как и Белла, и Булат. И путь Фазиля – это преодоленное шестидесятничество, а большинство шестидесятников там и остались, они, взявшись за руки, так и поют песню Булата, которая ему самому уже была поперек горла, оставшись в восприятии эпохи шестидесятых как социализма с человеческим лицом, нового братства. А у Фазиля Искандера для этого преодоления были две опоры: национальная и христианская. В ресторане Дома Литераторов с Андреем Битовым и Беллой Ахмадулиной. Фото из архива Фазиля Искандера/medved-magazine.ru О последних годах У Фазиля Абдуловича есть очень смешные чисто личные вещи – например, когда он писал своих героев, он их воображал через самого себя, он становился тем, про кого он писал. Он проговаривал очень многое, и поэтому ходил по своему кабинету, как тигр; когда придумывал какие-то фразы и повороты сюжета, он мог бросать мебель на пол, а если герой делал что-то ужасное или боролся с кем-то, топал ногами. Он писал по ночам, поэтому соседей оставалось только пожалеть, когда он расправлялся со злом. Он физически боролся с антигероями – это всё было в его могучей по здоровью личности. Я думала, что Фазиль проживет сто лет. Но в последние годы, видимо, ему было совсем нехорошо, он медленно уходил, и это было ужасно.

http://pravmir.ru/chelovek-solnechnogo-d...

Бес крика Сочувствовать тому, кто не виноват в своей беде – легко. А тому, кто виноват? 28 июня, 2020 Сочувствовать тому, кто не виноват в своей беде – легко. А тому, кто виноват? Писатель, телеведущий, режиссер Андрей Максимов — о трагедии с Михаилом Ефремовым и нашем отношении к ней. Просто хотелось, чтобы хоть чуть-чуть спала истерика, хоть немножко. И не на аварию хотелось посмотреть, и не столько на главного «героя-антигероя», а на нас с вами. На зрителей и читателей. На людей. … А вот интересно, почему Пушкин в один ряд ставил прославление свободы и милость к падшим? Прославление свободы — понятно, что важно. А милость к падшим – почему? Нет ответа. В милосердии вообще нет логики. В словах тех, кто осуждает, — логика безусловна. А в милосердии ее нет. Виноват – отвечай. Не надо лишних разговоров. Это не верно? Это абсолютно верно. Если кто угодно в пьяном виде сел за руль и из-за него погиб человек, он должен отвечать по закону. Точка. Знаменитый он, любимый – значения не имеет. Отвечать должен. Это очевидно, и я не об этом. Совсем не хочется быть проповедником, правда. Хочется  поразмышлять, подумать – что, собственно говоря, и должен делать колумнист. Михаил Николаевич Задорнов рассказывал мне поразительную историю. Оказывается, после освобождения территорий, которые были оккупированы фашистами, бабушки называли пленных «наши немчики», и подкармливали их. И охрана, советские солдаты, делали вид, что этого не замечают. Еще шла война. Еще зверства фашистов были не в памяти, а в жизни – только что. «Наши немчики»… И подкармливали, хотя самим есть было нечего. Русские люди… Милосердие, не объяснимое логикой. Наверное, если бы их спросить: «Зачем вы это делаете? Вы с ума сошли?» — какой может быть ответ? «Жалко», — вот и весь сказ. Милосердие против людского суда. Не того суда, где судьи и закон, а того – где только слова, где бес крика правит бал. Людской суд логичен, у него куча аргументов, против которых нечего возразить. Виноват? Ату его! Известный человек? Еще больше – ату! Когда еще представится возможность наговорить гадости про звезду?

http://pravmir.ru/bes-krika/

В конечном итоге Али-бей был свергнут и погиб (1773 г.), русский флот ушел, и османы смогли покончить с шейхом Дахиром, создавшим им столько проблем. Экспедиция во главе с командующим флотом, капудан-пашой, в 1776 г. захватила Акку. Дахир был убит, а его владения возвратились под османское управление. 354 Христианские хроники описывали 70-е гг. XVIII века как самый тяжелый период на памяти живших тогда поколений. Русско-турецкая война, междоусобия янычарских оджаков, бесчинства бедуинов и разбойников, походы мятежных египетских мамлюков Али-бея, их союзника Дахира аль-Умара, подавление восстания Дахира османами – от всего этого страдало в первую очередь мирное население, включая, естественно, христиан. Записи тех лет в дамасской хронике Михаила Брейка – это непрерывный стон о бедствиях христиан, мольбы к Богу о милосердии и проклятия властителям, даже Дахиру, 355 которого лет за тридцать до этого автор восхвалял. 356 Самые трагические события того времени связаны с походом в 1775 г. против Дахира египетских мамлюков во главе с Мухаммад-беем Абу-з-Захабом, когда мамлюки после упорной осады овладели Яффой, разграбили ее и вырезали все население, по словам известного египетского хрониста аль-Джабарти, «не делая разницы между шерифом, 357 христианином, иудеем, мудрецом, невеждой, простолюдином, чернью и между угнетателем и угнетенным,...и воздвигли из отрезанных голов несколько башен». 358 Любопытно, что в то время как Михаил Брейк точно так же описал эти события, 359 анонимный автор Бейрутской церковной летописи упомянул лишь об истреблении христиан, не интересуясь остальными категориями пострадавших. 360 Вот так в XIX в. и складывались легенды об османском фанатизме. Следующие четверть века ближневосточной истории (1776–1804 гг.) прошли в тени эпохальной фигуры Ахмада-паши аль-Джаззара, нового правителя Акки и Сайды. Босниец по происхождению, бывший египетский мамлюк, с гордостью носивший свое прозвище «Джаззар», означающее «мясник», он стал таким же эпическим героем своего столетия, как Фахраддин – символом предыдущего века. Впрочем, к Джаззару больше подходит наименование «антигероя»: летописцы-современники с содроганием повествовали о его запредельной жестокости и тираническом правлении. По словам православного бейрутского хрониста, «...ужас, побоища и разорения, которые происходили в его (Ахмада-паши. – К.П.) время, не поддаются описанию. Одно надо признать: он не причинял вреда вере и не восставал против религиозных убеждений чьих бы то ни было». 361

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так вот, когда военные госпитали оказались переполнены пленными, я временно закрыла мой комитет, оставив только те , где были наши отважные герои. Эти слухи обо мне не главное, о чем я хочу сообщить тебе; Москва – столичный город, и то, что пленные содержатся в самых лучших зданиях, занятых под военные нужды, вызывает очень нехорошее от­ношение. Нельзя ли больше не отправлять пленных в Москву? Люди приходят в ярость, видя, что в их прекрасных зданиях устраиваются лазареты, причем все восемнадцать лазаретов за­няты пленными и только три – большой военный госпиталь, Вдовий дом и новая больница для душевнобольных – нашими. Если ты приедешь и пожелаешь осмотреть военные го­спитали, то найдешь одного-двух русских или, может, вовсе ни одного и сотни пленных! Москва – такой русский город, здесь этого не выносят, и я, должна сказать, вполне согласна: дей­ствительно, здесь это нехорошо. Может статься, я более рус­ская, чем многие из русских, потому что не могу чувствовать себя космополиткой. Я много работаю и чувствую себя превосходно. Сердцем и ду­шою молитвенно со всеми вами и нашими отважными героями – храни их Господь!» В конце мая 1915 года антигерманские настроения вылились уже в открытые погромы. «В это время разразилась история с хо­лерными заболеваниями на Прохоровской Трехгорной мануфак­туре. По Москве прошел гул: немцы отравляют холерными бацил­лами города. 26 мая в 6 часов вечера начались беспорядки на Прохоровской мануфактуре. Движение разрасталось. Огромная волна толпы направилась к Цинделю (владелец ситценабивной мануфактуры). Начали по­являться жертвы народного волнения... Неистовство толпы все росло. Пристав Диевский заявил: „Я видел толпу в революцион­ные годы, но не видел такой ярости “. Толпа ворвалась в квартиру русской подданной, потомственной дворянки Бетти Энгельс, два сына которой состоят прапорщиками в русской армии и родня которой состоит из голландцев... Зверски были утоплены две жен­щины – Энгельс и Конкордия Янсен. Наступило утро 28 мая. С 7 часов утра движение толпы опять началось и начались разгромы... В фармацевтическом отделе­нии Феррейна вожаки толпы нашли 5 пудов спирту, и тол­па тут же распила его. Полиция начала принимать кое-какие меры, и первое из них было то, что всех немцев, стоявших во главе предприятий, под охраной полицейских стали отвозить в тюрьму.

http://fond.ru/kalendar/541/varvara/

Запечатленный на снимке Калиновский лишен одухотворенности и благородных черт, талантливо «подаренных» «герою-революционеру» кистью советских и современных художников. Реальный облик совершенно не соответствует канонам портретного изображения героя и, как правило, вызывает желание дистанцироваться от него, как от образа «чужого». Мифологизированный же персонаж легко отождествляется как «свой», способствует формированию «мы-группы». Другими словами, способен объединять людей в стремлении быть на него похожим, называть себя его потомком и идейным продолжателем, побуждать к действию во имя идеи. Поэтому именно искусственно созданный советским дискурсом образ Калиновского, в том числе и визуальный, так агрессивно эксплуатируется ангажированной Западом белорусской оппозицией радикального толка на протяжении всей истории суверенной Беларуси. В то же время официальный (властный) дискурс, изначально формирующийся на принципах исторической преемственности и уважения к советскому наследию, отличается умеренной позицией, что соответствует политическому курсу страны, который, как не раз подчеркивал Президент Беларуси А.Г. Лукашенко, «нацелен на сохранение добрых отношений прежде всего с нашими соседями» с. 1, 2]. В 2019 году заместитель Премьер-министра И.В. Петришенко принимал участие в церемонии перезахоронения останков руководителей и участников восстания 1863–1864 годов в г. Вильнюсе. В своей речи он подчеркивал, что «личность Калиновского навсегда вписана в историю Беларуси, как и события восстания XIX века», и призывал не использовать «фигуру Калиновского» в политических целях, а «объединиться белорусам, литовцам, полякам, латышам и украинцам» с. 2] вокруг памяти общих предков, оказавшихся в центре драматических событий позапрошлого века. Здесь важно обратить внимание на лексику выступления официального представителя правительства Беларуси. Вместо привычных ярлыков (маркеров) «революционер», «герой», «борец», закрепленных за образом Калиновского в советском и постсоветском неофициальном (оппозиционном) дискурсах, в речи И.В. Петришенко используются такие лексемы, как «личность», «фигура», «земляк», что является предпосылкой создания нового исторического концепта, согласно которому Калиновский уже не является национальным героем, но имеет право на место в исторической памяти белорусов как уроженец белорусской земли.

http://ruskline.ru/opp/2023/06/01/obrazy...

Коммуникативная цель дискурса объединить все национальности внутри одной большой страны вокруг памяти об общих национальных героях была достигнута. На романе В. Короткевича «Каласы пад сярпом mbaiм» (1965), фильме Владимира Гардина «Кастусь Калиновский» (1927), создающих суггестивный (внушающий) эффект абсолютной веры читателя и зрителя в реальность художественных образов, выросли миллионы белорусов, русских, украинцев и представителей других народов. Многие из них и сегодня с трудом расстаются с убеждениями и мифологемами той эпохи. Важно учитывать, какое влияние оказывал кинематограф на массовое сознание людей: революционные преобразования в молодом советском государстве совпали с развитием нового вида искусства. Даже немое кино являлось, выражаясь современным языком, мощнейшим информационным инструментом формирования в обществе коллективного мировоззрения. Таким примером служит фильм В. Гардина «Кастусь Калиновский». Если из его титров составить текст, то получим созданный советскими идеологами миф, который по-прежнему во многом остается актуальным. Меняются только акценты в зависимости от идейно-мировоззренческой позиции и мотивов актора, использующего данный миф в качестве инструмента идеологической пропаганды. Изначально формировался нарратив не столько о национальном, сколько об интернациональном герое, посвятившем себя борьбе с классовыми врагами – русским царем и польскими панами. Тема раскрывается уже в предисловии сюжета, где говорится о «ярме неволи царской России», которое «одинаково угнетало и русского крестьянина, и белорусского селянина, и польского холопа». Через прямую речь героев фильма создаются концептуальные типажи всех участников событий 1863 года. Другими словами, каждый персонаж являлся собирательным образом той части общества, которую представлял. О польских войсках, призывающих повстанцев объединиться против царских казаков, Калиновский говорит, что паны, если и поддержат мужиков, то «только на веревке». «От панов свободы не ждите!» – обращается он к народу. На вопрос крестьянина: «Сегодня землю раздавать будешь?» польский граф отвечает: «Сейчас надо думать не о земле, а о свободе», и позже уточняется, что речь идет о «свободе Польши». Квинтэссенция образа польского панства, которое ментально было ближе к русскому дворянству, чем к своему народу, видим в следующем титре: «Лучше Муравьев, чем мужичье Калиновского»

http://ruskline.ru/opp/2023/06/01/obrazy...

Да, повторюсь, времена ныне действительно апокалиптические! Протоиерей Георгий Городенцев , кандидат богословия, Одесса Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 2. «Свинское состояние американского народа» Какой сильный ход мысли! Блестящая ораторская находка! Сначала были «антигерои» «диакон» и «София7» с некими им подобными, а теперь сразу весь американский народ объявлен свинским, ну, за исключением отдельных «достойных людей». Боже! Во что превратилась РНЛ, если даже священнослужители на ее страницах стали позволять себе в своих проповедях подобные суждения. Нет, я ни на чем не настаиваю. Вероятно, теперь так действительно необходимо стало выражаться в публицистических изданиях, патриотических, особенно в православных. 1. ??? Как то странно, разве ГОСПОДЬ призывает радоваться чужому горю и беде? К чему унижать американцев , если в России много своих проблем. Вот на Украине , откуда автор , только пообщали ту же " свиную кормушку " , что и в США , и люди тут же поверили бандеровцам и устроили майдан. Сместили законно избранного президента ради той кормушки . Получается, что на Украине люди не лучше американцев. Так вот зачем же поносить американцев , если у себя в стране люди вам не верят и не слушают ваши проповеди. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/20/po...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010