274. " Братья Карамазовы " , m.XII, с.381. 275. " Биография и письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского " , с.371. 276. Там же, с.371. 277. Там же, с.371. 278. " Дневник писателя " , т.Х, с.212. 279. Здесь Достоевский имеет в виду слова Христа: " А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую " (Мф.5:39). 280. Это говорит оппонент Достоевского. 281. " Биография и письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского " , с.372. 282. " Letters of Dostojevsky " , р.195. 283. П.А. Флоренский. " Столп и утверждение Истины " , с.230,231,232. 284. " Идиот " , m.VI, с.583. 285. " Дневник писателя " , т.Х, с.328. 286. Там же, m.XI, с.384. Над тайной пшеничного зерна Человеческая личность в каждое мгновение, в каждой фазе своего существования необычайно сложна и удивительно бесконечна. Именно поэтому почетно, но и опасно быть человеком. Есть в этом некая таинственная, неусладимая и в то же время привлекательная горечь. Человек - это горькая тайна, возможно, самая горькая во всех мирах. Многих эта тайна отравила, многих привела к сумасшествию и к самоубийству, многих сделала неизлечимыми богоборцами. Она отравляла и Достоевского, но не отравила; она и Достоевского доводила до самоубийства но не довела; она стремилась и Достоевского сделать невиданным богоборцем, но не смогла его осатанить. Достоевский, жестоко мучимый тайной человеческой природы, всячески старался через своих антигероев сделать менее горькой и не такой суровой эту тайну. Он употреблял для этого все человеческие средства, но после всего этого горькая тайна становилась еще горше и ужаснее. И когда наконец все человеческие средства были исчерпаны, когда все человечество привелось к банкротству, Достоевский был вынужден оставить человека и человекобога и начать поиски Богочеловека. Он искал Его всюду, но нашел только в Православии. И к своей великой радости обнаружил, что только в чудесной Личности Богочеловека горькая тайна человека становится сладостной и благой. Этому радостному открытию Достоевский отдался всей своей душой. И душа его в полноте ощутила и поняла, что в этом горестном мире единственно истинная сладость и благая весть для человека - это Богочеловек. Этой благой вестью исполнены христолюбивые герои Достоевского, эта благая весть изливается из их христоликих образов. Все они переживают тайну человека как сладостную Божественную тайну, как благовещение от Бога. Все они подтверждают и утверждают, что человек - это сладостная тайна Божия и чудесная благая весть от Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

396. Св. Иоанн Златоуст. In: Epist. ad Ephes, cap. Vi, Homil. 3. 397. Св. Афанасий Великий. " De Incarnat " , 54. 398. Св. Иоанн Златоуст. Exposition in Psalm. VIII, 1. 399. " Братья Карамазовы " , т.12, с.70. 400. Там же, с.380. 401. Там же, с.69-70. 402. Там же, с.280-281. 403. Там же, с.83. 404. " Подросток " , m.VIII, с.220,219. 405. 1Кор.2:16. 406. Курсив Достоевского. 407. " Дневник писателя " , m.VIII, с.369. 408. " Подросток " , m.VIII, с.369. 409. Св. Иоанн Златоуст. Ad. Ephes. Homil. IX,3. 410. E.C. Mayne. " Letters of Dostojevsky " , р.135. 411. " Идиот " , m.VI, с.412. 412. Христолюбивая душа православного христианина в восхищении молится чудесному Господу Иисусу: " Иисусе, всея твари Украсителю, помилуй мя " . - Акафист Иисусу Сладчайшему, икос 4. 413. Ср.: Прем.2:23. 414. " Дневник писателя " , m.XI, с.476. 415. " Братья Карамазовы " , m.XII, с.372. 416. E.C. Mayne. " Letters of Dostojevsky " , р.135. Наивысшая полнота жизни Душа европейского человека раздроблена на части, мелкие, как атомы, и современный мир, созерцаемый в этой душе, представляется хаотичной, дробящейся, одичавшей стихией, которая никак не может вылиться в благозвучную симфонию любви. Душа христоносного человека соборна, целостна, ибо через богочеловеческие добродетели исцелилась от трагической раздробленности, и если глядеть на современный мир через призму такой души, мир видится монадой, которая устремлена к своей блаженной полноте, к чудесному Господу Иисусу. К наивысшей полноте жизни приходят через наивысшую полноту личности, ибо проблема жизни решается одновременно в проблеме личности. Достоевский, более чем кто-либо, знает о безмерной ценности человеческой личности, поэтому на примерах своих отрицательных и положительных героев неутомимо ищет отгадку загадочности человеческой личности. На своих антигероях он опробовал все пути человекобога, но не смог решить " проклятой проблемы " личности. На своих положительных героях он опробовал евангельский путь и пришел к заключению, что Богочеловек Христос - единственное решение " проклятой проблемы " человеческой личности. Дорога, ведущая к разрешению проблемы личности - это личное подвизание в евангельских добродетелях, в личном подвижничестве.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Мы не видим врага, как будто солдаты Третьего Рейха материализовались тут по нашему злому хотению, из своих дюссельдорфов и менхенгладбахов, где сидели в теплых домах, пили холодное пиво с сосисками и квашенной капустой, смотрели, как играют их дети и накручивали на палец усы, а тут русские злодеи наколдовали, и все эти гансы и фридрихи оказались в снегу, в окопах и с оружием мирно лежащие, а злая девушка Павличенко открыла по ним огонь. Почему мы убиваем? Непонятно - нет никакого смысла в этой войне. Никто не уничтожает нашу землю, никто не сгоняет крестьян в сараи, чтобы поджечь живьем людей, никто не вешает евреев и украинцев на голых ветках деревьев, против нас как будто никто и не воюет, кроме нас самих. Фашистов нет, но есть антигерои - наш же политрук в США, комиссары, хитрые и злые командиры, советская система, сама война. С кем воевали в итоге? Ради чего? Единственный раз встречаем сцену с немцами - бедные фрицы - в заснеженном поле, включили патефончики. " Празднуют рождество " - поясняет напарник Люде. И вправду празднуют, культурно выпивают, поют песни, а тут злые советские снайперы убивают их по одному. Битва без битвы, война без врага. И только мы - агрессоры. Кровожадная советская девочка с кривыми зубами на Новом году читает стихи: " Так убей же его, убей! " . Наши хлопают. В США на Люду нападают добрые американцы - почему мы должны посылать наших ребят умирать за вас? Вы же сами агрессоры? Поднимается белый старичок, в белом костюме (образ-то понятен, нет?) - бывший " белый " , эмигрант, и обвиняет нас в развязывании войны, в зимней кампании против Финляндии. Его обвинение повисает в воздухе, никто не объясняет, зачем нужна была та война, что это была защита границ. Никто не приходит на помощь Павличенко, и только Рузвельт учит ее " улыбайся, смотри собеседнику в глаза " , вот тебе платье, они должны были тебя защитить, бедная девочка. В одном из последних эпизодов - Павличенко ползет к убитому немцу, снимает жетон и находит фотографии его семьи, смотрит, долгий кадр. Мы понимаем - наконец-то Леди Смерть увидела в фашистах просто людей. Победа гуманизма в фильме. Страсти по Павличенко-Беловой Ну, неужели не было положительных героев, помимо гранд-дамы с нетрадиционной ориентацией Рузвельт? Почему нет? Был еврей Боря. Причем такой стереотипный, что в зале при его появлении всегда раздавался одобрительный смех - ведь он такой трогательный и у него таки смешной акцент. В начале фильма Боря выдает сакраментальную фразу. Он выступает против войны (даже смешно - еврей выступает против войны с фашистами), советские летчики обвиняют его в трусости: " Такие, как вы, никого неспособны защитить ! "

http://ruskline.ru/opp/2015/4/9/bitva_za...

Политика Минска меняется на глазах. Новые тенденции распространяются из столицы на области. Все постсоветские годы Белоруссия заботливо хранила наследие СССР , включая памятники, – и вдруг в Гродно демонтируют скульптуру Чапаева, в городе Горки отказываются устанавливать мемориальный знак Петру I, в Лиде открывают памятник литовскому князю Гедимину, Новогрудский райисполком собирает деньги на монумент Миндовгу, основателю Великого княжества Литовского … Не первый год происходят перемены в сфере языка. Русский является в РБ одним из двух государственных языков, на нём говорят от 95 до 98% населения Республики Беларусь, независимо от национальности. А белорусский в быту чаще всего употребляют поляки – 40,9% от их количества, тогда как 50,9% белорусских поляков дома говорят по-русски. Число белорусов, использующих язык Пушкина в повседневном общении, достигает 69,8%. Это данные переписи 2009 года (информация, собранная в октябре 2019-го сейчас обрабатывается). И вдруг с улиц Минска начинают исчезать таблички на русском. Реклама постепенно переводится на белорусский. Железнодорожное начальство в панике бросается выяснять , на каком языке им обслуживать пассажиров. На возмущённые запросы граждан местные органы власти дают витиеватые, малопонятные ответы. Да что там чиновники, если главу государства качает из стороны в сторону: во время переписи Лукашенко указал родным языком только белорусский, а через пару недель выразился о русском языке как об общем достоянии, в которое «мы душу вложили». Несмотря на «вложенную душу», вытеснение русского языка продолжается. Сейчас институт языкознания имени Якуба Коласа занят переводом законодательных актов РБ с русского на белорусский. Пока перевели два кодекса, а всего их больше двадцати. Так всё начиналось на Украине – убирали русский язык с уличных указателей, заменяли героев на антигероев. Роднит Беларусь с Украиной и культ «вышиванки». На Украине его продвигали как бы снизу, в Белоруссии кампанию возглавило государство – несколько лет подряд «Дзень проходит под патронатом властей разного уровня.

http://ruskline.ru/opp/2019/11/29/minsk_...

Написанная в эмиграции книга офицера лейб-гвардии Преображенского полка Юрия Владимировича Зубова (1892-1970) посвящена не освещавшемуся ранее периоду Первой мировой войны в истории первого полка Русской армии. Книга – результат огромной и многолетней работы Зубова по сбору свидетельств участия полка в Первой мировой войне. Это очень удачный пример сочетания описаний боевых событий и уникальных биографических сведений об офицерах полка. И хотя книге уже 50 лет, она полностью соответствует современному уровню, поскольку снабжена великолепными комментариями и уникальными иллюстрациями. Бэзил Лиддел Гарт . История Первой мировой войны . - М.: АСТ-Харвест, 2014. – 576 с./Представляет Константин Залесский //Фома. - – декабрь 2014. – С.88. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). Впервые опубликовав свою работу на английском языке в 1930 году, Лиддел Гарт ставил перед собой задачу, которая, к сожалению, актуальна и в наши дни. «Настало время, - говорит он в предисловии, - когда можно писать правдивую историю войны. История, основанная исключительно на официальных документах, - искусственная история. К тому же нередко история попадает и во власть кустарной “мифологии” - легенд о войне». Огромный талант военного аналитика позволил Б. Лиддел Гарту вскрыть причинно-следственные взаимосвязи мировой войны, показав и огромное влияние на ее развитие личностного фактора. «Мне важнее было дать материал для верного суждения, чем ”кудахтать” над “объективными причинами и реальными возможностями”», - написал автор книги, человек, ставший одним из выдающихся военных теоретиков своего времени. Первая мировая война в русской литературе. Антология. Сост. Г. Н. Красников и К. К. Семенов. – М.: Вече, 2014. – 592 с./Представляет Константин Залесский //Фома. - – декабрь 2014. – С.88. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). «Поэты, писатели и публицисты, среди которых были и фронтовики, не могли оставаться в стороне ни от патриотического подъема 1914 года, ни от проявления поздн е е разочарования», - пишет С. Е. Нарышкин в предисловии к этой антологии. Однако она знакомит не только с литературными произведениями конкретного периода. Через произведения, составившие золотой фонд русской литературы и поэзии, она рассказывает о событиях той далекой войны, о ее героях и антигероях. В сборник вошли 120 фрагментов литературных произведений 74-х авторов. И если отрывки из повестей, романов и воспоминаний рисуют разностороннюю картину Великой войны, то стихи и песни мировой войны представляют собой самостоятельный, не имеющий пока что аналогов тематический сборник. В нем собраны поэтические произведения от Владислава Ходасевича и Марины Цветаевой до расстрелянного большевиками князя Владимира Палея.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-140...

— Кажется, в медицину наконец пришли современные технологии, — говорит Костя. — Мы сильно продвинулись за это время. Мы многое неплохо лечим, как в Израиле и Германии, но реабилитация, восстановление после лечения в Европе в несколько раз лучше, чем у нас. У врачей стали чуть лучше условия труда. Но при этом стали выше запросы родителей, которые пишут письма, скандалят, потому что теперь есть интернет и каждый может написать письмо Путину. Это началось года два-три назад: сумасшедшая мамочка жалуется, приезжает проверка, и вся больница стоит на ушах. Где еще можно встретить клоуна С 2018 года Константин работает штатным клоуном в «Хорошколе» — первым в России школьным клоуном. «Хорошкола» — это частная школа с самой крупной сетью психологической поддержки детей в школе в России: в ней 23 психолога и… два клоуна: Костя и его жена Ольга. Задача клоуна в школе — быть между психологом, учителем и ребенком, быть другом детей, но взрослым. Благодаря этому клоуну могут рассказать то, что не расскажут психологу или учителю. С женой Олей. Фото: Анна Данилова — Я — переводчик со взрослого языка на детский и обратно, посредник, я могу свести ребенка с психологом, к которому он сам не подойдет и не скажет о своей проблеме, в результате психологи фиксируют проблему еще на стадии зачатия и работают с ней. В школе Косте очень хорошо — не в последнюю очередь потому, что он там просто клоун, а не руководитель. Он работает и в детском саду школы, и когда надо, играет антигероя или героя в истории-квесте, помогает с игрой психологу, а нейропсихологу — в работе с мозгом. Понятно, хоть и немного странно, видеть клоуна в детской больнице или в школе, но совсем удивительно встретить его в паллиативном отделении или в доме престарелых. Взрослые пациенты реагируют на них по-разному. Бывает, что прогоняют, говорят: «Чего вы пришли?» И сложность работы со взрослыми состоит в том, что к ним надо приходить с чем-то конкретным. Дети готовы ко всему, им можно ни с того ни с сего предлагать что угодно, а взрослому нужна конкретная тематика, повод. Поэтому в паллиативные взрослые отделения клоуны ходят по праздникам, чтобы было понятно, что они пришли на праздник, а не просто так зашли.

http://pravmir.ru/rebenok-mozhet-menya-p...

В патериковом повествовании причудливым образом совмещаются два принципа: художественно-изобразительный (в рассказе о наиболее значительных эпизодах жизни святого) и справочно-информативный (при аттестации героя и остальных вех его жизненного пути). Как малая форма агиографического сочинения, патериковое «слово» отличается предельным лаконизмом и в композиционном, и в словесно-стилистическом планах. Ограниченность и шаблонность эпитетики, стереотипные сравнения русских подвижников с героями книг Священного Писания , редкость и «прозрачность» аллегорий, когда святые, например, уподобляются небесным светилам, риторическая умеренность – вот характерные приметы поэтики патериковых житий. Повествование в патериках лишено установки поразить читателя «красноглаголанием», «плетением словес», стиль его «скромен, одноцветен, прост покроем, как облекающая черноризца груботканая одноцветная мантия» 478 . С точки зрения ритмической организации текста патериковые «слова» относится к произведениям, где встречаются лишь отдельные ритмические пассажи (обычно в поучениях религиозно-нравственного толка), что характерно и для летописи, с ее слабо выраженным абстрагирующим началом. Однако патерикам свойственна ритмика другого, содержательного, уровня, когда основная идея произведения усиливается путем повторения однотипных чудес, а в рамках всего патерикового ансамбля – путем накопления «слов», подтверждающих мысль о высокой духовной миссии того или иного центра монашества. Патериковые жития в большей степени, чем собственно жития, опираются на изустные источники. Их питает народное предание, монастырский эпос; авторы патериков следуют живым интонациям бесхитростного рассказа «самовидцев» о «делах давно минувших дней». Фольклорной традиции они обязаны своим мастерством вести сюжетно острые рассказы, где преобладает диалогическая форма, что драматизирует повествование, помогает писателю раскрыть переживания и помыслы героев, передать напряженность борьбы святого с житийным антигероем. Роль прямой речи в патериковом житии велика: беседуют между собой монахи, разговаривают с ними, во сне и наяву, ангелы и бесы. Прямая речь документирует агиографический рассказ, заставляя читателя поверить в реальность происходящих видений и чудес. Особая сказовая форма повествования в патерике, когда автор стремится рассказывать, но не описывать, также восходит к устно-поэтической практике.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Не замечать ересей и преступлений Фанара уже невозможно» Об «украинской автокефалии» и «фанарской схизме», о человеке года и антигерое года 03.01.2019 4673 Время на чтение 5 минут «В преддверии нового 2019 года хочется отметить наиболее важные, с моей точки зрения, события, тенденции и имена года уходящего, а также поделиться своим видением церковно-политической ситуации на ближайшее будущее», - пишет в статье, опубликованной на сайте «Благодатный Огонь» , публицист диакон Илия Маслов . По его словам, магистральной положительной тенденцией церковного 2018 года является нарастание «антифанариотских» настроений в православном, особенно славянском, мире. Диакон отметил, что гнойник векового модернизма, обновленчества, псевдоцерковных «богословий» прорвался окончательно. «После беззаконных действий бывшего Константинополя в адрес Украинс кой Православной Церкви Московского Патриархата не замечать ересей и преступлений Фанара уже невозможно. Бывший Константинополь на наших глазах стремительно перестает быть Православной Церковью. Двигается в сторону полного отпадения от Православия, как некогда Римская кафедра. " Экуменический патриархат " на сегодняшний день – это антицерковь, сборище стамбульских интриганов в рясах, покровителей раскольников и русофобов, " церковных " диверсантов, воюющих на стороне геополитических и духовных недругов России. Варфоломей и его Синод заслужили полной анафемы от лица Вселенского Православия. И то, что православная общественность в славянских православных странах всё чаще требует от своего священноначалия внятной позиции по бывшему Константинополю, выступает с инициативами созыва Всеправославного Совещания, проводит различные мероприятия, в которых разоблачает богословские ереси " фанариотов " , – это хорошо. Идет очищение Православия от многолетних ложных авторитетов. От Шмемана и Зизиуласа прямой путь до " украинской автокефалии " , которая неизбежно со временем приведет к Унии с Римом. Ересь о Церкви не просто интеллектуальная игра, она рождает вполне реальное нестроение в Церкви, а затем и смуту в политической сфере. Теперь это многим становится понятным. Как ни странно это звучит, но благодаря демаршам Фанара зреет ответное объединение православных традиционалистов», - отмечает отец Илия.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/01/03/ne...

“«Смерть Бога? – отреагируют многие читатели, – Ну, это уже слишком! Разве речь не идет только об одном из множества феноменов культурной жизни? И разве так уж мало положительного в этих книгах и фильмах? Ведь там есть назидательные примеры мужества и жертвенности. И разве они не о любви?» Да, в каком-то смысле – да. Но о какой любви? О какой жертве? И с какой целью? Эта сага также о пользе ненависти и гордыни, о злобности к настоящим или подозреваемым врагам, о поисках и обретении тайных знаний, о лжи, хитрости, презрении и просто везении для того, чтобы нанести поражение всему, что может угрожать вам или стоять на пути ваших вожделений. Эта книга – рог изобилия, из которого сыплются и другие ложные посылы, как-то: цель оправдывает средства; ничто не является тем, чем представляется; никому нельзя доверять за исключением немногих, с кем вам комфортно, кто поддерживает вас в ваших устремлениях и всячески вам льстит. Убиение других оправдано, если вы такой хороший, а они – плохие. Люди консервативных представлений плохи и совсем плохи упорные противники магии, они заслуживают какого угодно наказания. И высшая форма зла – это отрицание магии. Так, архи-злодей Волан-де-Морт вступил на свой неправый путь, будучи брошенным своим отцом, противником магии. А еще подростковый роман – всегда действенный элемент, накаляющий атмосферу повествования и замешанный на волшебстве, нарастающий с каждым новым томом, чтобы завершиться счастьем домашнего очага в последнем. Да, конечно, Гарри сталкивается с почти сатанинской силой, претерпевает нескончаемые испытания, побеждает в непреодолимых обстоятельствах, спасает мир, женится на Джинни, и они производят на свет новое поколение маленьких колдунов и ведьмовочек. И быть бы этому всему пародией или сатирой, было бы смешно. Но нет, все это представлено серьезным образом, это празднество ядовитых полуправд и неприкрытой лжи, так удачно переплетенное некоторыми положительными ценностями, обаятельными образами и вечно привлекательным авторским приемом борьбы героя и антигероя. Сколько удовольствия, сколько занимательности при каждом повороте сюжета! И как смертоносно и пусто.

http://pravoslavie.ru/37655.html

Такая же цитата содержится в статье " Википедии " об усташах. Согласно сноске, она взята из книги Гуськовой " История югославского кризиса (1990-2000) " , изданной в 2001 году. В цитате описывается ситуация в Хорватии в 1990-1991 годах, однако Щипков привел ее как высказывание о современном идеологическом состоянии государства. Представитель РПЦ также отметил, что история движения усташей " один в один " напоминает нынешнюю идеологию Украины, и предрек ей тот же вариант развития событий, если ситуация там не изменится в ближайшие годы: " насильственный перевод сначала на латиницу, потом перевод в униатство, никакого там православия не будет " . Напомним, в начале июня, после победы сборной Хорватии над россиянами в четвертьфинале ЧМ по футболу в интернете появилось видео, на котором защитник хорватов Домагой Вида, забивший один из голов, выкрикнул " Слава Украине " , а помощник тренера Огнен Вукоевич сказал, что победа посвящается киевскому " Динамо " (там ранее играли оба футболиста) и Украине. ФИФА расценила выкрик Виды как неспортивное поведение, противоречащее принципам честной игры, и сделала ему предупреждение. Вукоевича наказали строже – он получил штраф в 15 тысяч швейцарских франков, Хорватский футбольный союз исключил его из состава официальной делегации на ЧМ. Оба участника скандала принесли извинения. Вида объяснил, что не хотел никого обидеть, а просто выразил благодарность болельщикам из Украины за поддержку на протяжении всего турнира. Позже в соцсетях появилось еще одно видео, на котором Вида снова сказал " Слава Украине " , а также произнес фразу " Белград, гори " (в переводе – " жги " или " отжигай " ), адресованную знакомым футболиста из ресторана " Белград " в Киеве. Предположительно, оба ролика выложили в интернет украинские знакомые хорватских футболистов, а сами они, по всей видимости, не собирались их публиковать. Тем не менее Вида моментально превратился в антигероя, а соцсети, медиа и некоторые российские политики начали активно припоминать хорватам фашистское прошлое и геноцид сербов, а также призывать к бойкоту хорватских курортов.

http://religare.ru/2_115977.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010