В связи с тем что ряд авторитетных мыслителей того времени - Луп из Ферьера , Пруденций, еп. Труа,- не поддержали Г. и выступили на стороне Готшалька, а запрос кор. Карла Лысого к Ратрамну из Корби , автору трактата «De praedestinatione Dei» (О предопределении Божием), не привел к прояснению вопроса, Г. по совету Пардула, еп. Лана, обратился к Иоанну Скоту Эриугене . В соч. «De divina praedestinatione» (О Божественном предопределении, 857) Иоанн Скот писал, что Бог не предопределяет ко злу и к смерти, поскольку они суть умаление добра и жизни, а предопределение возможно лишь к сущему благу, т. е. к тому, что есть, но не к тому, чего нет. Ввиду сложности использования в пастырской практике идей, содержащихся в трактате Эриугены, Г. остался не удовлетворен полученными разъяснениями; впосл. зачастую подвергался осуждению в решении вопроса о предопределении в одном ряду с Эриугеной, а также с Пардулом Ланским, напр., со стороны Ремигия Лионского и участников Собора южногалльских епископов в Валансе (855), выступивших против решений Собора в Кьерзи. В ходе 2-го богословского спора с Готшальком Г. написал трактат «De una et non trina Deitate» (О едином, а не тройном Божестве, ок. 855-857), посвященный проблеме точного выражения догмата о Троице и направленный против его интерпретации в духе тритеизма, в чем подозревался Готшальк. Против мнения Г. в защиту Готшалька выступил Ратрамн из Корби, однако его сочинение, в к-ром отстаивалась догматическая корректность употребления выражения «тройное Божество» (trina Deitas), ныне считается утерянным. Г. разделял т. зр. своего современника Пасхазия Радберта о тождественности евхаристического и исторического Тела Христова, он также активно отстаивал необходимость почитания образов Спасителя и святых. Г. создал ряд трактатов по церковному праву, наиболее значительными из к-рых считаются «De ecclesiis et capellis» (О церквах и капеллах, 857/8), посвященный изложению прав частной церкви и их обоснованию, «De divortio Lotharii..., Quaterniones» (Кватернион, 868) - о церковном имуществе, «Opusculum LV capitulorum» (Краткий труд в 55 главах, 870) - о полномочиях архиепископа в полемике против Гинкмара Ланского, «De iure metropolitanorum» (О праве архиепископов, 876), а также «De officiis episcoporum» (Об обязанностях епископов, 882). Сохранилась лишь небольшая часть обширной корреспонденции Г., под его влиянием или непосредственным участием были подготовлены мн. постановления Соборов. При поддержке Г. получили развитие б-ка и скрипторий в Реймсе, где сохранились рукописи IX в. Сочинения Г. по церковному праву характеризует обращение к рим. праву, цитирование Кодекса Феодосия (V в.).

http://pravenc.ru/text/165017.html

На могильном камне этого смиренного раба Божия и знаменитого ученого начертано: «Не благодать, которую принял Павел, не милость, которой Ты простил Петра, но ту благодать и милость, которую Ты оказал разбойнику на кресте, только ее даруй Ты мне». Неосторожные беседы Однажды Пушкин сидел и беседовал с графом Ланским. Оба подвергали религию самым едким и колким насмешкам. Вдруг в комнату вошел молодой человек, которого Пушкин принял за знакомого Ланского, а Ланской – за знакомого Пушкина. Подсев к ним, он начал с ними разговаривать, мгновенно обезоружив их своими доводами в пользу религии. Они не знали, что и сказать, молчали, как пристыженные дети, наконец объявили гостю, что совершенно изменили свои мнения. Тогда он встал и, простившись с ними, вышел. Некоторое время Пушкин и Ланской не могли опомниться и молчали. Когда же заговорили, то выяснилось, что ни тот, ни другой таинственного визитера не знают. Позвали многочисленных слуг, и те заявили, что никто в комнату не входил. Пушкин и Ланской не могли не признать в приходе своего гостя чего-то сверхъестественного. С этого времени оба они были гораздо осторожнее в суждениях относительно религии. прот. Димитрий Булгаковский О смерти Пушкина Перед смертью Пушкин выразил желание видеть священника. Когда доктор Спасский спросил, кому он хочет исповедаться в грехах, Пушкин ответил: «Возьмите первого ближайшего священника». Послали за отцом Петром из Конюшенной церкви. Священник был поражен глубоким благоговением, с каким Пушкин исповедовался и приобщался Святых Таин. «Я стар, мне уже недолго жить, на что мне обманывать, – сказал он княгине Е.Н. Мещерской (дочери Карамзина). – Вы можете мне не поверить, но я скажу, что я самому себе желаю такого конца, какой он имел». Вяземскому отец Петр тоже со слезами на глазах говорил о христианском настроении Пушкина. Данзасу Пушкин сказал: «Хочу умереть христианином». Страдания Пушкина по временам превосходили меру человеческого терпения, но он переносил их, по свидетельству Вяземского, с «духом бодрости», укрепленный Таинством Тела и Крови Христовых.

http://azbyka.ru/nepoznannyj-mir-very?fu...

В Москве из наших родных и близких друзей никого не умерло, а я опасалась, что многих не досчитаюсь; но в Царском Селе умерла родная племянница брата князя Владимира Волконского, дочь его брата Дмитрия Михайловича Зинаида Дмитриевна Ланская, бывшая за Павлом Сергеевичем Ланским, сыном Елизаветы Ивановны, по себе Вилламовой (сестры статс-секретаря). После Зинаиды остался мальчик Сережа. В то время, как Клеопатра гостила в Гремячеве, Анночка родила 10 сентября дочь Софью, и Клеопатра ее крестила. К 1831 году, 30 августа, в самый день своих именин и в день, назначенный для свадьбы, скоропостижно умер родной племянник моего мужа Александр Николаевич Яньков. Он был вдовец; жена его Анна Александровна, по себе Грушецкая, умерла еще в 1823 году, оставив шестерых детей. Он очень об своей жене горевал, но был человек еще молодой, вдовым оставаться не хотел и задумал опять жениться. Он вздумал было метить на Грушеньку и чрез брата графа Петра Степановича узнавал, пойдет ли она за него, ежели бы он сделал ей предложение. Она ему нравилась, но к нему она не имела никакого, кроме родственного, расположения, а так как он был ей двоюродным братом, то предлогов для отказа искать было нечего, потому он и не просил руки формально. Знаю, что и деверь мой и невестка этого желали, только мы находили, что брак в таких близких степенях родства, не положенный и по церковному уставу, невозможен, и отклонили его от этого намерения. Яньков недолго думал и приискал себе невесту, очень хорошую и милую девушку Ушакову. Назначен был день свадьбы, я должна была быть посаженою матерью, и в самый день венчанья поутру я совсем уже была готова ехать, только поджидала, чтобы Грушенька и Клеопатра оделись и сошли вниз. Вдруг присылают меня известить, что жених умер: он собрался ехать в церковь , стал одеваться и хотел умыться, зашатался, упал – и дух вон. Это меня ужасно поразило; но каково же было поражение бедной невесты? Оделась она, ждет, что шафер, приедет известить, что жених в церкви, и вместо того шафер точно приехал, но чтоб известить, что жених – покойник. Все, что было приготовлено для свадебного пира, пошло потом на похоронные поминки. Вечером в день свадьбы я поехала к жениху на панихиду; схоронили его в Новодевичьем монастыре, где схоронены были его жена и отец. Он родился 24 августа 1791 года, и ему, следовательно, только что минуло сорок лет; он женился, будучи очень еще молод, и старшие его дети, девочка и два мальчика, были уже порядочные, а меньшому, Петруше, было лет девять или десять. III

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Одно из ранних свидетельств о храме содержится в церковной описи 1831 года: «Церковь во имя св. Николая каменная, готического искусства, полуциркульная, построена в 1784 году Александром Дмитриевичем Ланским. Крыта белым железом, выкрашена снаружи и внутри известью, фигурами вверху, пятиглавая. Между глав по окружной стене 24 четырехугольных столбика, на них шпили деревянные, крытые белым железом, по углам припаяны для фигуры из белого железа яблоки; на главах кресты со звёздами, под оными главы медные, вызолоченные червонным золотом». Во второй половине 19 в. прихожане уже неоднократно выступали с инициативой разобрать разрушающийся храм, чем привлекли к нему внимание Императорской Археологической комиссии (далее – ИАК), неожиданно выяснившей, что речь идет о ценном памятнике архитектуры, к тому же чрезвычайно похожем на известный столичный храм. В архиве ИАК хранится объемное дело за 1899 г. о предполагаемой сломке Никольской церкви. В нем собраны документы разных лет, отразившие этапы растянувшейся во времени гибели незаурядного памятника. Из акта осмотра 1878 г. следует, что «внутренность церкви совершено пуста», в интерьере лишь «голые стены». Утварь перед этим была перенесена в Казанскую церковь, некоторые иконы - в церковь села Стехнова, а колокола – на погост в Турово. Причт посадниковской церкви писал в ИАК в 1877 г.: «По преданию прихожан богослужения в Никольской церкви совершалось только два раза в год, на второй день пасхи и 9 мая и что к церкви бывал крестный ход. Но была ли совершена божественная литургия, потому был ли освящен храм, никто не знает. Судя по фактам и частично по преданиям, можно думать, что храм освящен не был. Основание к таковому предположению служат следующие данные: а) построен храм был без разрешения епархиального начальства, б) что стиль храма готический, а не византийский, в) что иконы в храме итальянской живописи… писаны были по католическому образцу и что до 1877 года храм не был подведомственен духовному ведомству, что не могло бы быть, еслибы он был освящен… Богослужение в храме не совершается более 40 лет».

http://sobory.ru/article/?object=34096

Ранняя кончина фаворита внесла свои коррективы и в дальнейшую судьбу незавершенного им храма. Как и многие усадебные архитектурные фантазии екатерининских вельмож, церковь в Посадникове оказалась «декорацией на час», забытой сразу же после внезапно прерванного спектакля. Наследники оставленного Ланским крупного состояния оказались неспособны сберечь этот важный в истории семьи архитектурный памятник, позабыв со временем и обстоятельства его появления, и путая даже имена создателей. К сожалению, эта история характерна для России и отражает национальные особенности в отношении к памятникам прошлого. Показательно, что за разрушение уникального памятника выступали те, кто в первую очередь должен был заботиться о его сохранении и использовании – потомки храмоздателя и церковное начальство. В защиту же выступали люди, не имевшие к храму прямого отношения – купец Марковский и предводитель дворянства Львов. Стоявшая на охране памятников старины ИАК из-за бесконечной бюрократической волокиты и отсутствия реальных возможностей так и не смогла спасти выдающееся архитектурное произведение, лишь продлив его разрушение. История, произошедшая с храмом-памятником екатерининского фаворита, находит немало параллелей с сегодняшней реальностью в сфере охраны наследия. А.В. Чекмарев " О судьбе забытой копии Чесменской церкви " . Сборник " Русская усадьба " Вып. 15. М., 2009. С. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Постоянных служб в церкви не велось, для этого использовали другую церковь (Казанскую). Комиссия по антирелигиозной пропаганде в 1922 г. постановила: здание церкви не представляет из себя ценности архитектуры, т.к. здание пустовало с 1878 г. и пришло в негодность, там был устроен сеновал, а на реставрацию храма потребовалось бы большое количество расходов, ввиду этого кирпич от здания употребить для другого строительства. Принадлежности храма перенесли в Казанскую церковь, образа в церковь села Стехново, а колокола на погост в Турово. Точная дата разрушения церкви неизвестна, примерно после 1924 г. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=34096

Посадниково. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Псевдоготика Год постройки:Между 1781 и 1784. Год утраты:приблизительно 1925 (разобрана) Архитектор: Ю.М. Фельтен Адрес: Россия, Псковская область, Новоржевский район, Посадниково Координаты: 57.119969, 29.284031 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Никольская церковь в селе Посадниково Новоржевского уезда Псковской губернии, построенная А.Д. Ланским в 1781-1784 гг. Имение Посадниково, насчитывавшее 700 душ, принадлежало семье Ланских с XVII в. В 1736 г. А.Г. Ланской построил в усадьбе церковь Казанской Божией Матери, в которой была устроена родовая усыпальница Ланских. В ходе семейных делений в 1770-х гг. село сначала принадлежало Д.А. Ланскому, а затем его вдове У.Я. Ланской. Их сын, А.Д. Ланской, в конце 1779 г. стал фаворитом Екатерины I. В 1782 г. ему было подарено имение Велье, в котором планировалось строительство грандиозного дворца. Ранняя смерть А.Д. Ланского летом 1784 г. нарушила планы строительства. Однако при своей жизни он успел построить в имении Посадниково копию Чесменской церкви в Петербурге, на расстоянии 250 метров от Казанского храма. Церковь строилась сразу за Чесменской и, вероятнее всего, под присмотром самого Ю.М. Фельтена. На это, кроме планировки самой церкви, указывает и то, что Ю.М. Фельтен строил дом А.Д. Ланского в Петербурге рядом с Зимним дворцом в 1782–1784 гг. Строительство церкви до смерти А.Д. Ланского в целом было завершено. В 1789 г. при церкви возвели отдельно стоящую колокольню в том же «мавританском» стиле. Колокольня являлась оригинальной постройкой. Постоянных служб в церкви не велось. Для них использовали Казанскую церковь, в которой продолжали хоронить усопших членов семьи Ланских. Собственно, Казанская церковь была приходской, управлялась епархией и имела священнослужительский штат.

http://sobory.ru/article/?object=34096

И – при таких-то неблагоприятных условиях, преосвященному Арсению предстояла тяжелая забота об устройстве своего жилища. Так как до него ростовские архиереи, видно, долго не пользовались, принадлежащим им подворьем в Петербурге: то оно частью было занимаемо синодскими чиновниками, частью отдавалось в арендное содержание, частью наконец было употребляемо для постоя военным чинам 58 . Теперь надлежало освободить это подворье от посторонних обитателей и приспособить его для жительства самого владельца. Но для помещения архиерея со свитою оно оказалось очень тесным, и притом не было при нём, для совершения богослужения, церкви. К счастью, смежный с подворьем дом, принадлежавший княгине Мещерской, продан был преосвященному наследником её (Ланским) за 10.000 рублей, и в нём оказалось удобным устроить церковь 59 . Но так как в Ростовском архиерейском доме такой значительной суммы не оказалось: то преосвященный Арсений обратился к Государю Императору с всеподданнейшею просьбою от 20-го августа следующего содержания: «По Высочайшему вашего Императорского Величества соизволению нахожусь я в Санкт-Петербурге для присутствования в Синоде, имея пребывание на Васильевском острове на ростовском архиерейском подворье, длиною на 10-ти, а шириною на 7-ми саженях состоящем: но по давности построения оное подворье ветхо, а по тесноте ево поместиться мне с находящимися при мне людьми как для священнослужения, так и для разных услуг потребными весьма не удобно. Подле ж самого оного подворья состоящей княгини Мещерской дом, такой же меры и поправок также требующей, продается от наследников ея за десять тысяч рублев. – Которые два дома совокупя воедино, можно расположить к удобнейшему помещению и на устроение хотя не большой домовой церкви, которую иметь, как и прочие здесь живущие архиереи имеют, и по древнему обыкновению, и по необходимой надобности нужно. Всемилостивейший Государь! я осмеливаюсь всеподданнейше просить ваше Императорское Величество дабы по высочайшему вашему благоволению как на покупку Мещерской дома, так и на устроение домовой церкви и на поправку в обоих домах и надворных их строениях ветхостей, повелено было выдать двадцать тысяч из остатков от суммы на духовной департамент определенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Так, «суд» над епископом Ташкентским и Туркменским происходил в Ташкенте в большой певческой комнате, очень близко от кафедрального собора. На нём присутствовал и я, в качестве гостя, и по какому-т очень важному вопросу выступил с продолжительной, горячей речью. Резких выступлений на съезде не было, и деятельность Преосвященного Иннокентия (Пустынского) получила положительную оценку. Когда кончился съезд и присутствующие расходились, я неожиданно столкнулся в дверях с владыкой Иннокентием. Он взял меня под руку и повёл на перрон, окружавший собор. Мы обошли два раза вокруг собора, Преосвященный говорил, что моя речь произвела большое впечатление, и, неожиданно остановившись, сказал мне: «Доктор, Вам надо быть священником». У меня никогда не было и мысли о священстве, но слова Преосвященного Иннокентия я принял как Божий призыв устами архиерея и, не минуты не размышляя, ответил: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!» Далее он рассказывал: «Уже в ближайшее воскресенье при чтении часов в сопровождении двух диаконов вышел в чужом подряснике к стоявшему на кафедре архиерею и был посвящён им во чтеца, певца и иподиакона, а во время Литургии – в сан диакона, в праздник Сретения Господня 1921 г. я был рукоположен во иерея епископом Иннокентием». Так произошло величайшее событие в жизни В.Ф. Войно-Ясенецкого – он стал священником. А это и определило всю его дальнейшую жизнь: работу врача и научное творчество, духовное служение, теоретическую богословскую деятельность, в основном сведшуюся к проповедям, из которых до нас дошла только малая толика. Но в них он предстает величайшим христианским мыслителем, равным по своему значению святителям Игнатию Брянчанинову и Феофану Затворнику. И все-таки по прошествии многих и многих лет мы можем констатировать, что это произошло совершенно закономерно. Чтобы понять это, надо знать удивительный настрой людей XIX – начала XX в., когда многие из них сознательно выбирали путь служения своему народу. На том или ином поприще. Наш народный педагог К.Д. Ушинский в молодые годы записал в своем дневнике: «Сделать как можно более пользы моему Отечеству – вот единственная цель моей жизни. И к ней я должен направлять свои способности». И это в тот период его жизни, когда о педагогическом пути он еще не задумывался. Случайная встреча с графом Ланским оставшегося без работы чиновника Константина Ушинского через несколько лет после написания этих строк перевернула его жизнь – он был принят на работу в Гатчинский сиротский институт, что открыло ему путь в педагогику. И Валентин был сыном своего народа. И он, выбирая между разными профессиями и будучи всесторонне одаренным человеком, все-таки в конце концов выбрал медицину, чтобы служить народу в качестве земского врача. Именно здесь, как он считал, он больше всего сможет послужить своему народу. Но прежде чем стать земским врачом, ему пришлось стать врачом военным и в качестве врача принять участие в Русско-Японской войне.

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/15/...

Алексей Фёдорович, женат на Сарре Юрьевне Ржевской КОЛЕНО XIX: Алексей Михайлович, действительный каммергер † 25 мая 1825 Екатерина Михайловна Варвара Михайловна † 1854, за действительным тайным советником князем Сергием Ивановичем Гагариным Николай Львович, полковник † 1822, женат на Анне Васильевич Измайловой Пётр Львович, подполковник † 15 мая 1825, женат на Казинской Александр Львович Сергий Львович, статский советник † 184., женат на Надежде Осиповне Ганнибал Василий Львович, рождение 27 апреля 1770 † 20 августа 1830 Анна Львовна Елисавета Львовна, за Матвеем Михайловичем Солнцевым Юрий Алексеевич, женат на Рахманиновой Михайло Алексеевич, женат на Анне Андреевне Мижуковой Мария Алексеевна † 1818, за генерал-поручиком Осипом Авраамовичем Ганнибалом КОЛЕНО XX: Иван Алексеевич, женат: 1) на Татьяне Ефимовне Ренкевич; 2) на графине Васильевой, (от 2-го брака несколько человек детей) Прасковья Алексеевна Наталия Алексеевна, за Челищевым Фанни Алексеевна, за Дмитрием Петровичем Скуратовым Александр Сергеевич, рождение 26 мая 1799 † 29 января 1837, женат на Наталие Николаевне Гончаровой (во 2-м браке за генерал-адьютантом Петром Петровичем Ланским) Николай Сергеевич, рождение 1802 † 1807 Лев Сергеевич, рождение 1806 † 1852, женат на Елисавете Александровне Загряжской (у них несколько человек детей) Ольга Сергеевна, за действительным статским советником Николаем Ивановичем Павлищевым Александр Юрьевич, рождение 1779, женат на Молчановой Михайло Юрьевич Алексей Михайлович, рождение 1792 † 1820 КОЛЕНО XXI: Александр Александрович Григорий Александрович Мария Александровна Наталия Александровна, за полковником, флигель-адьютантом Михаилом Леонтьевичем Дубельтом Пушкины, до шестнадцатого века, большею частию имели поместья свои в земле новгородской. Василий Тимофеевич 34) упоминается в 1495 году, в свите княжны Елены Иоанновны, дочери Иоанна Великого, когда она отправлялась в Литву сочетаться браком с литовским великим князем Александров. Василий Алексеевич 45) ездил послом в Казань в 1532 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

бб) Нечто подобное было и с А. С. Пушкиным, тоже в молодости особенной религиозностью не отличавшимся. Однажды он сидел и беседовал с гр. Ланским, при чем оба подвергали религию самым едким и колким насмешкам. Вдруг к ним в комнату вошел молодой человек, которого Пушкин принял за знакомого Ланского, а Ланский за знакомца Пушкина. Подсев к ним, он начал с ними разговаривать, при чем мгновенно обезоружил их своими доводами в пользу религии. Они не знали даже, что сказать, и, как пристыженные дети, молчали и наконец объявили гостю, что совершенно переменили свои мщения. Тогда он встал и, простившись с ними, вышел. Некоторое время собеседники не могли опомниться и молчали: наконец разговорились, и вот тут-то выяснилось, что ни тот, ни другой незнакомца не знают. Тогда позвали прислуживавших людей, и те заявили, что никто в комнату не входил. Пушкин и Ланский не могли не признать в приходе своего гостя чего-то сверхъестественного, тем более, что он при первом же появлении внушил к себе какой-то особенный страх, обезоруживший их возражения. С этого времени оба они были гораздо осторожнее в своих суждениях относительно религии. («Воскресное чтение» 1885 г. стр. II). 3. Безбожие а) О том сколь безумно безбожие. Митрополит Платон в бытность свою в Петербурге случайно встретился с одним из иностранных безбожников, последователей Вольтера. После многих дерзких острот на счет предметов святой веры он изрыгнул наконец и такой дерзостный вопрос Платону: «правда ли, отец святой, что Бога нет?» – Что же отвечал Платон, бывший тогда еще юныи иеромонахом? – рече безумен в сердце своем: несть Бог – только в сердце, в мыслях своих рече сие безумен. Таков был краткий, но многознаменательный ответ вольнодумцу! Реча безумен: несть Бог. «И как он по сущей справедливости не безумен и восклицает св. Иоанн Златоустый , это великое светило вселенской церкви, по поводу приведенного псаломского изречения. Безумен, да и себя самого безумнейший... Несть Бог. Но если нет основания: как сталось здание? Нет днища: как корабль построен? Нет корабельного мастера: как корабль оснащен? Нет домоздателя: как дом созижден? Нет архитектора: кто град состроил? Нет земледельца: как на нивах снопы хлеба явились? Нет мусикии: как песнь в гуслях мира зазвучала? Нет возницы: кто же правит четырех стихий колесницами? Нет сводоводца: кто же тебе небо сводом обвел? Нет золотых дел мастера: кто же тебе, аки всезлатое блюдо, солнце, как на столе, на небе поставил? Нет свещеносца: кто же тебе, аки сребряную в нощи свещу, луну дал? – Нет единого великих светил сотворителя: кто же тебе светом зажженные звезды на высоте водрузил? Нет мироздателя: откуда же и как существует мир?..

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010