85–97). Такого рода меры становятся предметом серьезного осмысления в верхах лишь в эпоху Александра II, о чем говорит «Записка о русском расколе», представленная министром внутренних дел графом С.С. Ланским Александру II в 1857 г. Особое внимание в ней обращалось на характер конфискаций старообрядческих икон и богослужебных книг, которые, по мнению министра, «делались и делаются без надлежащего основания и рассматриваются духовными консисториями или небрежно, или без всякого знания дела». Примечательно, что, видимо, впервые на столь высоком уровне отмечалось, что «старинное перстосложение находится на всех древних, особенно чтимых иконах церкви православной», а те иконы, которые отбирались у старообрядцев, по сути дела, признавались «правильными», поскольку официально допущены в единоверческих храмах (ОР РГБ, ф. 17, 103, л. 12 об.–13 об.). Приблизительно в то же самое время проблема конфискации старообрядческих икон стала затрагиваться на страницах официальных православных журналов. Православные авторы заговорили о серьезных просчетах в политике церкви и государства; стали приходить к выводу, что последнее могло вмешиваться в дела культа только при нарушении уголовных законов (ХЧ, 1871, ч. 1, с. 539). Все эти новые реальности уже подводят нас к модификациям государственно-религиозной мифологемы в эпоху Александра III и Николая II. Суздальскому иконному делу отводится в них немаловажная роль. IV. От стоглава – к Николаю III В 1901 г. по «высочайшему указу» Николая II был основан Комитет попечительства о русской иконописи, который ставил перед собой следующие задачи: изыскать меры по обеспечению благосостояния и дальнейшего развития русской иконописи; сохранить в ней плодотворное влияние художественных образцов русской старины и византийской древности; содействовать достижению художественного совершенства и установить «деятельные связи» народной иконописи «с религиозной живописью в России вообще и церковной живописью в частности». Для достижения этих целей была Разработана обширнейшая программа, реализация которой воспринималась в верхах не только главным условием возрождения народного иконного дела, но и возрождения «истинно» народного православного духа, укрепления благочестия и единения нации. В Палехе, Мстере и Холуе предполагалось открыть иконописные школы, а в дальнейшем, «по мере потребности», и в других областях. При школах должны были быть сформированы ремесленные артели, которые бы выполняли правительственные, епархиальные и общественные заказы. Была поставлена также цель «издавать руководства и пособия для иконописцев и лицевой иконописный подлинник». Наконец, планировалось в большинстве городов империи открыть иконные лавки для торговли «лучшими прозведениями иконной промышленности»; организовывать специальные выставки икон, устраивать иконные музеи и собрания (ИКП, вып. 1, 1902, с. 5–7).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

10 августа . Вылетели самолетом в Горький с целью покупки автомашины " Волга " . Нас встретил некто о. Сергий на " ЗИМе " , поместили в резиденцию архиепископа Николая. 11 августа . В 7 ч. 30 м. были в отделе сбыта. Обошли 9 окошечек и 5 кабинетов. Всюду нам ставили подписи или печати. В 14 ч. получили черную автомашину. Обедали у Владыки. Со мною — о. Василий Стрелков и Иван Павлович. Завтра вылетаю в Саратов, а они поедут на машине. 13 августа . Вечером — вынос Св. Креста. Утром встречал с теплохода о. Николая Смирнова и его матушку. Ездили по Саратову, осматривали храмы и город. Писал резкое письмо старосте Абулашвили за его грубость. Копию послал уполномоченному. Как раз получил и от народа жалобу. Там его называют " хулиган " и " представитель советской власти " . 2 сентября . Вылетел с Евгением Степановичем Ланским в Ростов - на - Дону, чтоб затем плыть на теплоходе Ростов–Москва. Приехали на такси к архиепископу Иоасафу. Пытались попасть в собор, но он закрыт, хотя на часах 18 ч. 55 м. Все службы закончились, а сторож нас впустить не захотел. 26 октября . Поехали в Ферапонтов и Кириллов монастыри. Это довольно далеко. Много красивых храмов и зданий. Все они безжизненны, являются музейным имуществом. В щелку двери видели фрески Дионисия. Завтра мы уезжаем из Вологды и далее — в Саратов. 1 ноября . Суббота Родительская Димитриевская. Обедню служил в Троицком соборе. Проповедь произнес о Куликовской битве и о хранении Господом нашей Святой Руси во все века. 5 декабря . Служил всенощную в Ртищеве по случаю престольного праздника — дня св. Александра Невского. 6 декабря там же служил обедню. Благословил 780 человек. Раньше богомольцы из далеких деревень ночевали в церкви. Теперь местная власть это запретила. Я предложил о. настоятелю добиться свидания с самым высоким городским начальством и решить этот вопрос в пользу верующих. 12 декабря . Пятница. По приглашению митрополита Одесского Сергия и ректора Одесской семинарии протоиерея Александра Кравченко прибыл в Одессу поездом. Меня встретил о. Леонид Недайхлебов и устроил в гостиницу. Затем сразу поехали ко всенощной. В соборе уже полиелей. В конце службы поздоровался с митрополитом Сергием, архиепископом Владимиром (Сабоданом) и епископом Серафимом Пензенским. Ужин был в семинарии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2221...

После резолюции Государя на донесении м. Филарета министр счел за лучшее обойти этот щекотливый вопрос абсолютным молчанием. 20 апреля 1856 года означенный доклад был представлен Ланским Государю. Последний и этот доклад велел приобщить к делу, производящемуся по этому предмету в секретном комитете. «По сему самому делу, – собственноручно написал Государь на докладе министра, – я на днях получил чрез Синод формальный протест митрополита Московского и приказал дело это внести неотлагательно в секретный комитет. По важности предмета необходимо и с вашей стороны сообщить комитету все полученные вами сведения и, обсудив в совокупности, представить заключения ваши на мое утверждение. Прошу делом этим не медлить». 1071 Три раза собирался секретный комитет для суждения по означенному делу – 12 марта, 5 апреля и 16 мая 1072 . Согласно Высочайшей резолюции на донесении Московского митрополита, он поставил своею задачею: 1) изыскать неотложные меры к обузданию преступного своеволия раскольников и 2) решить вопрос: кто из раскольников рогожского кладбища должен быть признан виновным в самочинном оказательстве раскола? Что касается второй половины программы, поставленной комитетом предметом своих рассуждений, то она не иначе могла быть выполнена, как чрез дознание на месте,. т.е. на рогожском кладбище. С этим были согласны все члены комитета. Но относительно другого вопроса, т.е., какие меры следует принять для обуздания своеволия рогожских раскольников, мнения членов разделились. Тогда как одни, – митрополит Никанор, архиепископ Григорий, протопресвитер Бажанов, статс-секретарь Танеев и исправляющий должность обер-прокурора Св. Синода признавали за лучшее, в качеств такой меры, запечатание рогожских часовен с тем, чтобы главная из них была освящена в православную или единоверческую церковь ; другие, – граф Блудов, граф Киселев, министр Ланской и граф Панин, полагали, что до предварительного исследования достаточно лишь ограничиться воспрещением раскольникам торжественных сборищ для богомоления на рогожском кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Отслужен молебен о благополучии Стрельны августа 2021 В празднике приняли участие представители местной администрации, прихожане храмов Стрельны, местные жители. В честь попразднства Преображения Господня отец Кирилл освятил плоды, принесенные молящимися к поклонному кресту.  Отец Кирилл поздравил верующих с праздником, а также с днем основания Стрельны.  " За каждым праздником стоит колоссальная работа всех, кто желает, чтобы благое дело имело продолжение. В том, что мы имеем, есть и наша заслуга, но и заслуга тех, кто жил и работал, вкладывал труды, силы, частичку себя в то, чтобы Стрельна продолжала существовать. Мы сегодня поблагодарили за это Бога. Только любовь - созидательная сила, и если мы хотим что-то сохранить и приумножить, нужно руководствоваться ею. Не случайно день Стрельны мы отмечаем вместе с праздником Преображения Господня. Когда мы говорим о преображении кого-то или чего-то, подразумеваем, что кто-то или что-то меняется в лучшую сторону. Если есть преображение, значит, есть и любовь. Необходимо любвью преображать не только место, в котором мы живем, но и самих себя " , - сказал священник.   В усадебный комплекс дворца императора Петра I в Стрельне входила деревянная Спасо-Преображенская церковь, построенная в 1708 году. В ней хранились военные реликвии петровского времени. Здесь венчалась с генералом Петром Ланским вдова Александра Пушкина Наталья Николаевна. В годы Великой Отечественной войны храм сгорел. Сохранились остатки его фундамента. После войны был установлен деревянный поклонный крест. ИА " Вода живая " , 21.08.21 Поделиться Упоминания в новостях 22 августа 2015 27 апреля 2024 26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024 24 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Князь Сергий Александрович, рождение 4 марта 1786 † 14 августа 1838 Князь Нил Александрович, рождение 26 мая 1787 † 25 сентября 1805 Князь Андрей Александрович, рождение 14 июня 1789 † 10 июля 1831 Князь Дмитрий Александрович, генерал-майор, рождение в октябре 1790 † 13 июля 1838 Князь Юрий Александрович, рождение 1794; женат на Евдокие Дмитриевне Шишковой, рождение 1817 † 1845 Князь Михайло Александрович, рождение 1798; женат на Марие Ивановне Геннесиен, рождение 29 августа 1803 † 12 августа 1849 Княжна Варвара Александровна Княжна Мария Александровна Княжна Мария Николаевна, рождение 1790 † 1830, за графом Николаем Ильичём Толстым Княжна Елисавета Петровна, за Воейковым Княжна Наталия Петровна, за Безсоновым Князь Константин Павлович, женат на Александре Михайловне Михайловой Княжна Александра Павловна, за Иваном Алексеевичем Китаевым Княжна NN Павловна Князь Пётр Сергеевич † 1847; женат на Александре Петровне Новиковой Княжна Анастасия Сергеевна Княжна Елена Сергеевна Княжна Александра Сергеевна, за подполковником Яновым Князь Пётр Александрович, статский советник, женат 1. на Марие Богдановне Умской; 2. на Екатерине Ивановне Моро Князь Дмитрий Александрович † 1821; женат 1) на Анне Сергеевне Измайловой † 20 февраля 1808 (брак безплодный); 2) на Екатерине Александровне Зыковой Князь Михайло Александрович Князь Григорий Александрович Княжна Варвара Александровна, † 17 июня 1814; за майором Николаем Петровичем Чебышевым Княжна Евдокия Александровна, за Титовым Княжна Анна Александровна Княжна Елисавета Александровна Князь Андрей Львович Князь Дмитрий Львович Княжна Александра Львовна, за Бачмановым Княжна Елена Львовна Князь Александр Андреевич, майор; женат 1) на Екатерине Григорьевне Ломоносовой, рождение 1801 † 16 декабря 1820; 2) на княжне Софие Васильевне Урусовой Князь Дмитрий Андреевич Князь Николай Андреевич † 25 апреля 1829 Князь Вячеслав Дмитриевич, женат на NN Княжна NN Дмитриевна, за Ланским КОЛЕНО XVII: Князь Дмитрий Петрович, действительный статский советник, в должности гофмейстера; женат на Марие Петровне Кикиной † 1854

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Княжна Елисавета Сергеевна, за генерал-майором Николаем Григорьевичем Текутьевым (от их брака родилась кня¬гиня Варвара Николаевна Долгорукова, см. 132) Князь Сергий Николаевич, генерал-лейтенант, рождение 1770 † в Париже 15 июня 1829; женат на графине Екатерине Алексеевне Васильевой Княжна Прасковья Николаевна; 1) за Петром Александровичем Лачиновым; 2) за полковником Яковом Дмитриевичем Ланским Князь Яков Петрович, каммергер, рождение 1741 † 12 мая 1797; женат на Елисавете Фёдоровне Дубянской 19 ноября 1779 Князь Пётр Петрович, генерал от инфантерии, рождение 18 мая 1744 † 25 февраля 1815; женат на Анастасие Симоновне Лаптевой, рождение 18 декабря 1755 † 7 апреля 1827 (оба схоронены в монастыре Святого Духа, близь города Новосиля, в Тульской губернии) Княжна Анастасия Петровна, за Иваном Сергеевичем Леонтьевым Княжна Анна Петровна, рождение 1742 † 8 августа 1789; схоронена в Александро-Невской Лавре; замужем 1. за действительным тайным советником графом Андреем Алексеевичем Бестужевым-Рюминым  † 1768; 2. за генерал-поручиком графом Христианом-Людвигом-Казимиром Сайн-Витгенштейн-Берлебургским, рождение 12 июня 1725 † 16 мая 1797 Княжна Елена Петровна, за Яковлевым Князь Василий Юрьевич генерал-адъютант рождение 1776 † 2 сентября 1810 Княжна Елена Юрьевна † в молодых летах Княжна Варвара Юрьевна, рождение 1778 † 10 мая 1828, за военным министром, генерал от инфантерии князем Алексеем Ивановичем Горчаковым, рождение 1769 † 1817 Князь Василий Иванович, генерал-майор Княжна Прасковья Ивановна, за Фёдором Фёдоровичем Колычевым Княжна Анастасия Ивановна, за Дмитрием Ивановичем Бухвостовым Князь Василий Васильевич, действительный тайный советник, кавалер Святого Андрея и Святого Владимира 1 степени, рождение 5 февраля 1787; женат на княжне Варваре Сергеевне Гагариной, рождение 1793 † в февраля 1833; (схоронена в Александро-Невской Лавре) Князь Николай Васильевич, обер-гофмаршал, потом обер-шенк и Святого Александра Невского кавалер, рождение 7 октября 1789; женат на княжне Екатерине Дмитриевне Голицыной

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Каждый новорожденный наследник Российского престола, представитель Дома Романовых, как благословение по установившейся традиции получал при крещении маленькую частичку Ризы Господней для ношения в нательном кресте.    Дары с частицей Ризы Господней вручались не только царственным младенцам, но и особо достойным людям России. Как следует из открытия пушкинистов, одну из великих святынь Церкви носил на своей груди в ладанке Александр Сергеевич Пушкин. Из воспоминаний Александры Петровны Араповой – старшей дочери Натальи Николаевны Пушкиной от её второго брака с генералом Ланским: «В роде бояр Пушкиных с незапамятных времён хранилась металлическая ладанка с довольно грубо гравированным на ней Всевидящим Оком и наглухо заключённой в ней частицей Ризы Господней. Она –обязательное достояние старшего сына. Ему вменяется в обязанность 10 июля в день праздника Положения Ризы Господней служить перед этой святыней молебен. А когда наступит время, вручить её старшему сыну, взяв с него обещание никогда не уклоняться от семейного обета... А.С. Пушкин всю свою жизнь это исполнял и завещал жене соблюдать то же самое». Как же великая христианская святыня оказалась в роду Пушкиных? «Можно лишь предполагать, – отмечает в своей статье-исследовании “Тайна пушкинской ладанки” Лариса Черкашина («Столетие», 07.08.2019), – что в XVII столетии ею владел прапрадед поэта Петр Петрович Пушкин, затем его сын Александр, после – внук Лев. Лев Александрович Пушкин, он же дед поэта, передал ладанку своему старшему сыну Василию. После кончины дядюшки поэта, Василия Львовича Пушкина, в августе 1830-го фамильная реликвия, вместе с родовым гербом, печатью и пушкинским древом, перешла к его гениальному племяннику». Именно Ларисе Черкашиной, о чём она и рассказывает в статье, после долгих поисков довелось «найти пушкинскую ладанку (во многих источниках указывается, что святыня была утрачена. – Н.Г.) после всех потрясений и катастроф, случившихся в России в минувшем веке». Её хранителем был профессор N, который жил в Москве. После его кончины святыню хранит его вдова – «в её воле решать, – оставить ли дорогую реликвию в семье или передать в один из московских храмов, связанный с именем поэта».

http://pravoslavie.ru/132998.html

В 1818 году Тверская епархия заказывает проект каменного храма, нового архитектурного комплекса с колокольней, часовней и сторожкой. Губернский архитектор с этим предложением соглашается, и архиепископ Тверской и Кашинский Серафим благословляет строительство по проекту. Кажется, можно б уже приступать к строительству храма на Спасской площади. И вдруг, в октябре того же 1818 года, владыке Серафиму поступает донесение от настоятеля Оковецкой церкви Андрея Васильева: дважды, - пишет он, - обращался к Тверскому гражданскому губернатору об отводе места (под строительство церкви), на площади о чем говорится и в храмозданной грамоте. И «никакого действия». Между тем составлен письменный договор с Ржевским помещиком Евграфом Ланским о поставке 600 тысяч штук кирпича. Если до начала зимы не будет обозначено место «для поклажи» этого кирпича, виновная сторона должна платить 5 тысяч рублей, сумму не подъемную. Не может священник Васильев получить место на Спасской площади, но и никакого другого. При сложившейся ситуации архиепископ обратился за содействием к тверскому губернатору Всеволжскому. Ответ Николая Сергеевича владыке был детальным и неожиданным «на Спасской площади находится приходская церковь (Спаса-Преображения), но священник Васильев считает, что там может поместиться и другая. Между тем ржевский городничий 3акревский по просьбе граждан сообщил в губернию: площадное место невелико, в торговые дни на ней и соседних улицах стоит много возов с товарами. Новая Оковецкая церковь сблизится с Преображенской и со всех сторон будет окружена строениями...». Владыко сообщил губернатору и о других неудобствах этого места. Николай Всеволжский сам был глубоко верующим человеком, неотложно занялся вопросом строительства Оковецкой церкви. И вскоре разобравшись, сообщил: «...По генеральному плану застройки Ржева 1770 года, кроме существующей церкви на Спасской площади застройка не предполагается. Это тплан для властей является фактически законом». Поскольку возникший вопрос был серьезным, губернатор Николай Сергеевич Всеволжский посетил Ржев, уладил дела с городничим, встретился с благочинным Ржева протоиереем Андреем Васильевым - настоятелем Оковецкого храма, вместе осмотрели место для будущего храма. Губернатор предназначил окончательную территорию под строительную площадку «в среде самого его прихода, удобное и составляющее вид и красоту города, где и «древние времена была церковь, и ныне есть признаки погребения тел».

http://sobory.ru/article/?object=03001

В 1887 г. священник Степан Покровский составил метрику на оба посадниковских храма. О Никольской церкви он сообщал, что сведений о дате постройки не имеется, ктитором был кто-то из Ланских, а автором «знатоки считают итальянского архитектора Растрелли». Дальше и вовсе следовали небылицы: «О церкви Святителя Николая рассказывают следующее. В Бозе почившая императрица Екатерина Вторая повелела генерал-аншефу Артемию Ланскому устроить в нашей местности город, во исполнение державной воли государыни Ланской и начал построение онаго собора во имя Святителя Николая в своей отчине, но внезапно умер, тогда преемник его Татищев устроил город Новоржев, существующий и поныне, уже в своей отчине». Интересно, как странная на вид «готическая» церковь, к тому же давно заброшенная, будила воображение провинциальных обывателей, порождая подобные легенды про собор несостоявшегося города, задуманный к тому же никогда не существовавшим генерал-аншефом Артемием Ланским. Вероятно, в этом мифическом персонаже слились черты строителя Казанской церкви Артемия Григорьевича Ланского, жившего в первой половине 18 века, и фаворита Екатерины Александра Дмитриевича Ланского, имевшего генеральский чин, но устройством городов не занимавшегося. Предание о том, что Посадниково должно было стать уездным городом вместо Новоржева, оказалось устойчивым и живо до сих пор. Далее в метрике описана ситуация с состоянием храма, уточняющая уже приведенные выше сведения. «Чудный храм был освящен, в нем совершались и богослужения, но почему-то был закрыт и пришел в совершенный упадок, утварь, колокола и церковные вещи поступили в близлежащие церкви. Наследница Ланских Кайсарова продала имение и землю под церковью новоржевскому купцу Ивану Марковскому (отцу (?) Александра Марковского – А.Ч.) с тем, что церковь и окружающий ее лес в случае продажи должны служить поддержкою Казанской церкви и причта ее, по бедности последнего приступлено было в 1877 году к сломке и продаже церкви, но местный предводитель дворянства Львов из любви к редкому строению храма уговорил епархиальное начальство пощадить сию церковь до смерти Марковского, обеспечив Казанский храм двумя тысячами рублей, при сем Марковский обязался по возможности поддерживать церковь Святителя Николая, чего не исполняется, и оная в настоящее время совершено разрушается».

http://sobory.ru/article/?object=34096

Из статьи " Бесславный конец: снос Никольской (Чесменской) церкви в селе Посадниково Новоржевского уезда "  К.Б. Жучков, кандидат исторических наук, учёный секретарь музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское».  Село Посадниково в 18 веке принадлежало небогатому роду дворян Ланских. В 1736 г. (по сведениям из метрики - в 1739 г.) А.Г. Ланской построил каменную Казанскую церковь, ставшую усыпальницей нескольких поколений владельческой семьи. В 1756 г. в имении Ланских в Новоржевском уезде насчитывалось более 700 крепостных душ. С 1770-х гг. Посадниково значится за капитаном Д.А. Ланским, а затем за его вдовой Ульяной Яковлевной (ум. в 1792 г.). Положение семьи резко изменилось с возвышением их сына А.Д. Ланского (1758-1784), ставшего в конце 1779 г. очередным фаворитом императрицы. В подаренном ему в 1782 г. имении Велье в той же Псковской губернии Ланской задумал строительство грандиозного дворца по проекту Д. Кваренги. Все планы оказались перечеркнуты внезапной смертью фаворита. Единственным замыслом, который он успел реализовать при жизни, стала церковь в Посадникове, возведенная рядом (в ¼ версты) с дедовским храмом-усыпальницей. Ланской решил повторить в своей усадьбе Чесменскую церковь, на освящении которой присутствовал за год до начала стройки, в 1780 г. Посадниковская церковь строилась сразу после Чесменской и вероятно по тому же проекту Фельтена, возможно даже под его наблюдением. Коршунова сообщает, что в это время, в 1782-1784 гг. Фельтен занимался перестройкой дома А.Д. Ланского в Петербурге, неподалеку от Зимнего дворца. Так что в отличие от Полторацких Ланской имел больше возможностей привлечь самого Фельтена для повторной реализации проекта Чесменской церкви в своей усадьбе. Строительство, видимо, в основном было завершено к моменту кончины Ланского, однако отделочные работы продолжались до 1788 г., когда, по некоторым сведениям, церковь была освящена. В 1789 г. достроили отдельно стоящую колокольню, которой, как известно, не было в ансамбле Чесменской церкви. Среди ее колоколов был самый большой, весом 1690 кг, колокол, отлитый за несколько лет до этого, еще при жизни отца фаворита, Дмитрия Артемьевича Ланского. Известно, что постоянных служб в новом храме не было, для них использовали соседнюю Казанскую церковь, в ней же продолжали хоронить и членов семьи храмоздателя. Стоявший большую часть времени закрытым, Никольский храм скоро начал ветшать, еще при Ланских – брате фаворита полковнике Якове Дмитриевиче (к нему усадьба перешла в 1792 г.) и потомках его дочери Варвары, в замужестве Кайсаровой, владевших Посадниковым до 1880-х гг.

http://sobory.ru/article/?object=34096

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010