Во время посещения Кадетского корпуса бельгийским принцем Де Линем, официальным гостем императрицы, в честь него был дан торжественный обед. На нем присутствовал едва ли не единственный от учащихся А.Бобринский. Сомнительно его включение в список приглашенных на обед без предварительного согласования с государыней, поскольку представить его как отличника учебы, заслужившего такой почет, можно было лишь с большой натяжкой. Именно в это время князь Орлов жаловался Екатерине, что Алексей " ничего не учится " . Об этой жалобе Алексей пишет в своем дневнике, но тут же отмечает, что " г.Бецкой очень на то сердился " . Разумеется, августейшей покровительнице Алексея пришлось принять соответствующие меры, не исключая, по всей вероятности, и прямое давление. Но так или иначе, учебная дисциплина была в конце концов налажена. Сопоставляя даты записей в дневнике, можно утверждать, что Алексей бывал в Зимнем дворце не так уж редко - раз в 10 дней, а то и каждую неделю. Иногда на этих встречах присутствовал и Великий князь с Марией Федоровной. А позже, когда Алексей достиг своего совершеннолетия, Бецкой отправлял дежурного при нем кадета Бобринского в Зимний дворец с разного рода поручениями. Скорее всего, это был лишь повод, заранее оговоренный. Конечно, особых литературных способностей Алексея в дневнике явно не просматривается. Порой ему бывает трудно найти слова, чтобы передать переполнявшие его чувства. Но их выдает само желание немедленно записать в дневник то, что произошло с ним только что во дворце. Однажды, придя туда, он застал Ее Величество играющей в бильярд с А.Ланским. Тепло улыбнувшись, она сразу же предложила ему свой кий, заметив только, что ведет в счете. И как он, чтоб не подвести ее и не ударить лицом в грязь, хорошенько постарался и выиграл. К слову сказать, своей нежностью Екатерина не баловала Алексея, будучи вообще человеком без сентиментальностей. Недаром французский посол граф Сегюр в своих воспоминаниях характеризует ее как очень рациональную и сухую. Отсюда, наверное, и убеждение самой императрицы в том, что с детьми, особенно с мальчиками, надо быть потверже, иная форма общения расслабляет их волю. Во всяком случае, даже в письмах к своему старшему внуку, о любви к которому она не уставала говорить, мы не найдем ни малейших следов, даже намека на нежность бабушкиных чувств. К десятилетнему мальчику она обращалась как к взрослому: " Друг мой, Александр Павлович! " А завершались бабушкины эпистолы также без особого прилива чувств, выраженных в однажды найденной формуле: " Вы знаете, как я Вас люблю " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Синоде 507 . После консультации с министром внутренних дел С. С. Ланским было принято решение поручить губернским комитетам изучить ситуацию и дать ответы на следующие вопросы: – сколько нужно рабочих дней зимой и летом для обработки 10 дес. церковной земли и какую сумму денег должны уплатить крестьяне взамен отработок, исходя их местных средних цен за последние пять лет; – сколько земли находится во владении каждого члена притча, исключая священников; – в какой степени духовенство обеспечено домами; их состояние и стоимость строительства недостающих; цены за аренду домов; – каков размер суммы, необходимой на ремонт зданий и их отопление; – наконец, как может быть изменена повинность по статье о единовременном пособии вновь назначенному в приход духовному лицу. Таким образом, оба министра имели в виду только замену одних натуральных повинностей своего рода денежным оброком, а для отмены других – поиск новых источников денежного обеспечения. Привычно не спеша потекла деятельность губернских комитетов. На сбор информации и составление итоговых документов ушло почти 2 года, и только когда сведения поступили в Петербург, вышел указ 20 августа 1859 г. об образовании Комитета при Св. Синоде 508 . В него вошли министры внутренних дел, государственных имуществ, финансов, депутаты из всех западных епархий. Возглавил работу ревельский епископ Агафангел. Первоначально предполагалось, что заинтересованные ведомства определят не только состав, но и направления его деятельности. Однако получилось иначе. Программы он не получил, а потому начал работу с поисков средств для обеспечения духовенства Западного края, имея в виду облегчить повинность прихожан. При этом члены Комитета вовсе не желали механически продолжить работу своих губернских сотоварищей. Помимо упомянутых, они поставили вопрос об изменениях в управлении западными епархиями. Несмотря на такое начало, оригинальных идей не нашлось. Прозаседав около года, Комитет предложил просто-напросто переложить все натуральные повинности в денежные и ввести соответствующий сбор с прихожан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1188 Об этом известном эпизоде между императором Феодосием и Амвросием Медио ланским см.: Lippold A. Theodosius der Große und seine Zeit. München, 1980. S. 40–45. 1192 См. статью: Mönchtum//Reallexikon der Byzantinistik. Reihe A. Amsterdam, 1976. Bd.l. Η. 6. S. 698–732. 1195 0б этих двух сербских национальных святых в литературе Руси см.: Д. Нека о pyckoj редакции Teoдocujebor житща светога Саве//Зборник Матице Српске за и jesuk. 1975. Т. 23. С. 249–258 (с изданием одного русского проложного Жития св. Савы); а также: Coлobjeb А.В. Свети Сава и Руси//Српски гласник. 1935. Т.49. С. 221–225; Б. О културном везама Срба с Русима//Летоп. Матице Српске. Нови Сад, 1947. С.99–112, особ. 99–102. 1196 См. исследование похвалы Симеону (или Святославу): Nahtigal R. Rekonstrukcija (прим. 361); в качестве греческих оригиналов в расчет следует принять Cod. Par. Coisl. gr.l20 [частичное издание см.: Барсов Е.В. , Дювернуа А.Л. (прим. 361)] и, возможно, Cod. Vat. gr.423 [см. подробнее в работах Μ.В.Бибикова, приведенных в прим. 361. – Прим. изд. (А.Н.)]. 1200 Имеется в виду Клавдий Птолемей – знаменитый компилятор математических, географических и астрологических сочинений (II в. н.э.). 1201 Состояние изучения хорошо демонстрирует сборник под ред. Б.А. Рыбакова: Изборник Святослава 1073 г. (прим. 361). 1202 Ср.: ПСРЛ. Т.1. Стб. 151–153 (под 1037 г.). [См. описание содержания: Сводный каталог (прим. 39). С.41–42. – Прим. изд. (А.Н.)]. 1203 См. выше, прим. 362. Исследование памятника фокусировалось вокруг проблемы языка и греческих источников; см. в первую очередь: Бобров В. (прим. 361); Tschiewskij D. (прим. 477). S.224–230; idem. Zwei russischkirchenslavische Texte. (Heidelberger slavische Texte. Bd.4). Wiesbaden, 1958. S. 9–19; Голышенко B.C. (Введение)//Изборник 1076 г. (прим. 222). С. 7–29. 1205 Златоуст. Почаев, 1794/1795. Оглавление (л. 1–9): два слова Кирилла Туровского , два – Псевдо-Кирилла; Златоуст. Μ., 1877 (Типография Единоверцев). Оглавление (л. 1–9): то же, что и выше; Измарагд. Μ., 1911–1912 (Старообрядческая книгопечатня). Т.1–2. Оглавление (Т.1. Л. 1–5; Т.2. Л. 1–3): два слова Псевдо-Кирилла. См. также: Черторицкая Т.В. (прим. 363). С. 103–110 (14 слов Кирилла и приписываемых ему). Список русских антилатинских сочинений в Большом Микологии (Макариевских Минеях Четьих) см.: Miller D.B. The Vel. Minei Chetii and the Stepennaja Kniga of Metropolitan Makarij and the Origins of Russian National Consciousness//FOG. 1979. Bd.26. S.303.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прокурор даже рад суду и тому, что генерал сидит рядом с простолюдином торжество равенства перед законом сильных и высших с малыми и ничтожными. — «Рядом» с генералом Гартунгом и сыном министра графом Степаном Сергеевичем Ланским на скамье подсудимых сидел слуга ростовщика и «дисконтера» В. К. Занфтлебена крестьянин Егор Мышаков. В связи с этим товарищ прокурора Николай Валерианович Муравьев в своей обвинительной речи на судебном заседании 10 октября 1877 г. сказал, что в настоящем судебном процессе кроме «печальной стороны» есть «другая, утешительная». «Эту последнюю, — продолжал прокурор-фразер, — не увидит разве тот, кто не хочет или не может понимать смысла явлений общественной жизни. В самом факте, в самой возможности появления генерала Гартунга, графа Ланского и их спутников на скамье подсудимых нельзя не видеть некоторой, так сказать, предварительной победы правосудия. Ни знатность происхождения, ни высокое общественное и служебное положение, ни связанные с тем и другим влияния и связи — ничто не помешало действиям безличного и бесстрастного закона. Равный для всех, допускающий могущество и торжество только одной справедливости, он призвал подсудимых к ответу» (Моск. ведомости. 1877. 12 окт. 252). 492 Суд удаляется составить приговор — затем вдруг раздался выстрел… — Эти и следующие строки комментируются отчетом «Московских ведомостей» о судебном заседании 13 октября 1877 г.: «Едва удалился суд для совещания о применении наказания к осужденным присяжными как из комнаты подсудимых раздался выстрел. То был удар, коим генерал-майор Гартунг кончил свои счеты с земною жизнью. Пуля попала прямо в сердце, и через 1/4 ч. Гартунга уже не стало» (Моск. ведомости. 1877. 14 окт. 493 Говорят, и судьи, и прокурор вышли из своих комнат совсем бледные. — «Московские ведомости» писали (1877. 14 окт. «Когда прошли первые минуты всеобщего смятения, в залу заседания вошли бледные, как мертвые, судьи, и прёдседавший объявил, что суд отлагает объявление резолюции до завтрашнего дня». 494

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

патриархам (термин «примас» был заимствован из канонов африкан. Соборов, в к-рых этим словом именовались митрополиты; см.: Fuhrmann. 1953, 1954, 1955). О времени, месте и обстоятельствах создания Л. д. ведутся дискуссии. Указывая на «большой объем работы и тщательную подготовку» текстов, Фурманн утверждал, что Лжеисидор должен был располагать обширной б-кой ( Jasper, Fuhrmann. 2001. P. 140, 143). Высказывалось мнение, что Л. д. были составлены в Ле-Мане наряду с такими апокрифическими текстами, как «Деяния Ле-Манских епископов» и «Деяния господина Альдрика»; их целью была защита епископа от притязаний правителей Бретани ( Simson. 1914; Goffart W. The Le Mans Forgeries: A Chapter from the History of Church Property in the 9th Century. Camb. (Mass.), 1966). По др. версии, Лжеисидор принадлежал к клирикам придворной капеллы кор. Карла Лысого ( Buchner. 1937). Однако эти гипотезы не получили признания. Происхождение самых ранних рукописей дает основания полагать, что Л. д. были составлены в Сев. Франции, скорее всего в Реймсской церковной провинции. Зеккель и Фурманн обосновали связь между созданием Л. д. и конфликтом между архиеп. Гинкмаром Реймсским (845-882) и его суффраганами, в первую очередь епископами Ротадом Суасонским и Гинкмаром Ланским, к-рый активно использовал подложные декреталии, полученные им скорее всего непосредственно от составителей (см.: Jasper, Fuhrmann. 2001. P. 170-172). В то же время Фурманн указывал на факты, которые могли свидетельствовать о создании Л. д. в аббатстве Корби. Из этого монастыря происходят рукописи Lips. II.7 (фрагмент «Испано-галло-отёнского собрания») и Vat. lat. 630 («Лжеисидорово собрание», редакция А/В; обе - ок. 860). Старолат. версия кн. Екклесиаст , использованная Лжеисидором, идентична тексту, сохранившемуся в рукописях из Корби ( Fuhrmann. 1999). Скорее всего именно в этом мон-ре в сер. IX в. была выполнена редактура «Собрания Дионисия-Адриана» по «Испано-галло-отёнскому собранию» (ркп. Berolin. SB. Hamilton. 132). Цехиль-Эккес считал, что создание Л.

http://pravenc.ru/text/2463631.html

Несколько лет учёный тосковал по живой педагогической работе. Наконец, в 1855 году Ушинский поступает на службу в Гатчинский сиротский институт — преподавателем словесности и законоведения. Гатчинский институт, опекаемый графом Ланским, упрочил и финансовое положение семьи Ушинских. Учёный получил возможности для серьёзных, длительных исследований. С первых месяцев служения в Гатчинском институте Ушинский берёт на себя непростую роль педагога-реформатора. Большое влияние на Ушинского оказало знакомство с английскими статьями об образовании и воспитании в Соединённых Штатах. Во многом стараниями Ушинского во второй половине 1850-х годов в российском обществе проснулся интерес к педагогике. Один за другим открывались журналы, посвящённые проблемам воспитания и образования. Ушинский стал активным автором одного из новых изданий — журнала «Воспитание». Программной стала одна из первых статей Ушинского, опубликованных в этом журнале — «О пользе педагогической литературы» (1857 год). В том же году «Воспитание» публикует ещё одну фундаментальную статью Ушинского — «О народности в общественном воспитании». Репутация крупнейшего мыслителя, озабоченного проблемами воспитания, была создана. Просвещённый читатель уже ждал от Ушинского новых слов и дел. Не будет преувеличением сказать, что уже к концу 1850-х годов звание «отца русской педагогики» было Ушинским вполне заслужено. Юрист по образованию, основой начальной школы Ушинский считал изучение родного языка и чтение. Этот принцип, на котором и была сформирована русская народная школа, пронизывает книгу для чтения «Детский мир», составленную К.Д. Ушинским. Смольный институт Наконец, Ушинского назначили инспектором классов «обоих отделений Смольного института». «Обоими отделениями» назывались собственно институт благородных девиц и его «неблагородная» половина — Александровское женское училище. Ушинский немедленно приступил к реформированию этого учебного заведения, определив стратегические задачи образования и воспитания русских женщин. В основу образовательного процесса (в особенности — в трёх начальных классах) Ушинский положил изучение русского языка. Вместо сухой и утомительной грамматики он предложил живую систему, основанную на наглядности, на обращении к фольклору и к высоким литературным образцам. В старших классах с особенным почтением преподавалась история отечественной литературы, главенствующая роль которой в контексте всей культуры XIX века была для Ушинского очевидной.

http://pravmir.ru/odushevlyonnaya-pedago...

Неверие Замечательные случаи обличения религиозного неверия Известный поэт, князь П. А. Вяземский был в молодости своей человеком неверующим и постоянно изощрялся в насмешках над религиею. Но следующий случай, имевший место в 1825 году или 1824, окончательно разрушил его сомнения и заставил переменить религиозные убеждения. Однажды он возвращался ночью в свою квартиру и, к удивлению своему, заметил окна своего кабинета ярко освещенными. Удивленный этим, он вбежал наверх и спросил у своего камердинера, кто находится в кабинете. Камердинер ответил, что там нет никого и что он запер кабинет на ключ, который затем и передал князю. Последний отворил дверь и увидел, что в глубине комнаты сидит задом к нему какой-то человек и, склонившись над письменным столом, что-то пишет. Князь подошел к нему и из-за его плеча прочел написанное. Что там было изображено – навек осталось тайной, но только Вяземский громко вскрикнул, схватился за грудь и упал без чувств. Когда он очнулся, писавшего уже не было, и свечи были потушены. Князь объяснил, что он видел самого себя, но не высказал, что было написано, и вообще запретил сбежавшейся прислуге рассказывать об этом происшествии. Но замечательно то, что это видение имело значительное влияние на его жизнь, именно, он с этих пор стал глубоко верующим человеком. Нечто подобное было и с А. С. Пушкиным, тоже в молодости особенной религиозностью не отличавшимся. Однажды он сидел и беседовал с гр. Ланским, причем оба подвергали религию самым едким и колким насмешкам. Вдруг к ним в комнату вошел молодой человек, которого Пушкин принял за знакомого Ланского, а Ланской за знакомца Пушкина. Подсев к ним, он начал с ними разговаривать, причем мгновенно обезоружил их своими доводами в пользу религии. Они не знали даже, что сказать, и, как пристыженные дети, молчали и, наконец, объявили гостю, что совершенно переменили свои мнения. Тогда он встал и, простившись с ними, вышел. Некоторое время собеседники не могли опомниться и молчали; наконец, разговорились, и вот тут-то выяснилось, что ни тот, ни другой незнакомца не знают. Тогда позвали многочисленных людей, и те заявили, что никто в комнату не входил. Пушкин и Ланской не могли не признать в приходе своего гостя чего-то сверхъестественного, тем более, что он при первом же появлении внушил к себе какой-то страх, обезоруживший их возражения. С того времени оба они были гораздо осторожнее в своих суждениях относительно религии («Кормчий» 15, 1892 г.). Страх смерти у неверующего

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Очень интересная статья, спасибо. НО: в тексте написано, что Н.Н. прожила с Ланским 19 лет, познакомившись с ним после 7 лет вдовства. И в то же время читаем фразу: " После кончины супруги Ланской вырастил детей Пушкина как своих " . Но на момент смерти Натальи Николаевны младшей дочери Пушкина было 27 лет, а уж о старших говорить нечего. Алла 11 февраля 2022, 15:02 Не думаю, что Ланскому нужно было " растить " детей Пушкина после смерти жены, ведь они были в браке 19 лет, значит даже младшей дочке было уже 27 лет. Читательница (Подмосковье) - Людмиле Селенской 11 февраля 2022, 13:21 Людмила, не знаю, есть ли перевод на английский двухтомника В.В. Вересаева " Пушкин в жизни " . Это «систематический свод подлинных свидетельств современников». На русском читается на одном дыхании. Рекомендую. Людмила Селенская 11 февраля 2022, 11:57 Спасибо за прекрасный материал! Я давно читала статью в журнале " Вокруг света " про дуэль Пушкина. Что Пушкин вызвал не Дантеса, а его приемного отца на дуэль по мотивам политическим. Сейчас веду курс введения русской литературы в Англии. Искала информацию о Пушкине на английском,короткие видео, power point. И была просто в шоке, обнаружив, что множество презентаций, как на русском, так и на английском, сделаны на основе мифов и домыслов. Кто-то что-то нарыл и сляпал презентацию, нимало не заботясь о правде. Я своим студентам, английским пенсионерам, сразу сказала, что в версию неверности Натальи Николаевны как поводу к дуэли не верю. Марина Анатольевна 11 февраля 2022, 11:18 Она во истину " не святая святая " , чУдная женщина. Наталья 11 февраля 2022, 10:56 Спасибо за интереснейший материал, много из которого узнала впервые! Игорь 11 февраля 2022, 08:32 Спасибо большое за статью о светлом ангеле Наталье Николаевне. Перед своей последней поездкой на Кавказ и предстоящей смертельной дуэлью М.Ю. Лермонтов испытывал потребность увидеться с Натальей Николаевной, что и осуществил. Сильнейший удар испытала она, когда узнала о гибели Лермонтова, после которого уже не смогла оправиться. Да, два русских величайших поэта за такой короткий срок. Страна наша. Россия. Как много в Тебе всего, и как богата Ты всем, и, конечно, людьми.

http://pravoslavie.ru/144392.html

Крестьянская реформа 1861 года: СПРАВКА Крестьянская реформа: как она проходила? 3 марта, 2011 Крестьянская реформа: как она проходила? Крестьянская реформа 1861 года: предпосылки и история. Подготовка крестьянской реформы 1861 года 3 января 1857 года был учреждён новый Секретный комитет по крестьянскому делу в составе 11 человек (бывший шеф жандармов А. Ф. Орлов, М. Н. Муравьёв, П. П. Гагарин и т. д.) 26 июля министром внутренних дел и членом комитета С. С. Ланским был представлен официальный проект реформы. Было предложено создать в каждой губернии дворянские комитеты, имеющие право вносить в проект свои поправки. В 1858 году для подготовки крестьянских реформ были образованы губернские комитеты, внутри которых началась борьба за меры и формы уступок между либеральными и реакционными помещиками. Комитеты подчинялись Главному комитету по крестьянскому делу (преобразован из Секретного комитета). Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы, проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения Новая программа Главного комитета по крестьянскому делу была утверждена царём 21 апреля 1858 года. Программа строилась на принципах рескрипта Назимову. В программе было предусмотрено смягчение крепостной зависимости, но не её ликвидация. Одновременно с этим участились крестьянские волнения. Крестьяне не без основания беспокоились по поводу безземельного освобождения, утверждая, что «одна воля хлебом кормить не станет». 4 декабря 1858 года была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления. В отличие от предыдущей, эта программа была более радикальной, и к принятию её правительство во многом подтолкнули многочисленные крестьянские волнения (наряду с давлением оппозиции). Эта программа была разработана Я. И. Ростовцевым. Основные положения новой программы были следующими:

http://pravmir.ru/krestyanskaya-reforma-...

– Правда, – отвечал муж, – мы с Менгденом уже об этом говорили... На этом и порешили. Сестре не сказали ни слова. Только три месяца спустя получена была с Иерских островов телеграмма, извещающая о внезапной кончине графа Д. Я. Толстого. Итак, он был ещё жив, когда зять мой видел в Туле его печальный облик... 13.  Видение А. С. Пушкина Однажды Пушкин сидел и беседовал с гр. Ланским, причём оба подвергали религию самым едким и колким насмешкам. Вдруг к ним в комнату вошёл молодой человек, которого Пушкин принял за знакомого Ланского, а Ланской за знакомого Пушкина. Подсев к ним, он начал с ними разговаривать, причём мгновенно обезоружил их своими доводами в пользу религии. Они не знали даже, что сказать, и, как пристыженные дети, молчали, и, наконец, объявили гостю, что совершенно изменили свои мнения. Тогда он встал и, простившись с ними, вышел. Некоторое время собеседники не могли опомниться и молчали; когда же заговорили, то выяснилось, что ни тот, ни другой незнакомца не знает. Тогда позвали многочисленную прислугу, и те заявили, что никто в комнату не входил. Пушкин и Ланской не могли не признать в приходе своего гостя чего-то сверхъестественного, тем более что он при первом же появлении внушил к себе какой-то страх, обезоруживший их возражения. С этого времени оба они были гораздо осторожнее в своих суждениях относительно религии. 14.  Белая женщина В Гарце, близ небольшого городка Бланкенберга, приютившегося у подошвы Бланкенштейна, расположен старинный замок, принадлежащий герцогам Брауншвейгским. Трудно представить себе местность более очаровательную и романическую. От самих стен замка террасами спускается старинный вековой парк. Глубоко внизу чернеет серенький, скученный городок. Прямо перед окнами замка, среди холмов, тянется ряд скал, носящих название Чёртовой стены. Справа и слева замок окружён глухим лесом, убежищем красного оленя и вепря. С фронта перед замком расстилается одна из тех обширных равнин, с белеющими там и сям уединёнными деревушками и чернеющими дикими глыбами скал, которые столь свойственны этой местности.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010