Возрождением и развитием острова-града Свияжска, наряду с Болгарским историко-архитектурным музеем-заповедником, занялся Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан. Некоммерческая организация была создана 17 февраля 2010, ее возглавил ушедший с поста президента республики в марте 2010 года Минтимер Шаймиев. В настоящее время в Свияжске и Болгаре практически завершены масштабные восстановительные работы, начавшиеся весной 2010 года. Свияжск по праву находится в списке наиболее значимых городов Российской Федерации. Занесен в список ожидания для включения в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Свияжск и древний город Булгар являются центрами возрождения святынь Православия и ислама в Республике Татарстан. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 19 января, 2019 20 августа, 2018 29 июля, 2018 22 мая, 2018 6 мая, 2018 8 марта, 2018 3 января, 2018 3 января, 2018 1 января, 2018 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/patriarh-trudnostey-i-...

Так я понимаю… – Да почему же? Если оно рационально, то вы можете наймом вести его, – сказал Свияжский. – Власти нет-с. Кем я его буду вести? позвольте спросить. «Вот она – рабочая сила, главный элемент хозяйства», – подумал Левин. – Рабочими. – Рабочие не хотят работать хорошо и работать хорошими орудиями. Рабочий наш только одно знает – напиться, как свинья, пьяный и испортит все, что вы ему дадите. Лошадей опоит, сбрую хорошую оборвет, колесо шинованное сменит, пропьет, в молотилку шкворень пустит, чтобы ее сломать. Ему тошно видеть все, что не по его. От этого и спустился весь уровень хозяйства. Земли заброшены, заросли полынями или розданы мужикам, и где производили миллион, производят сотни тысяч четвертей; общее богатство уменьшилось. Если бы сделали то же, да с расчетом… И он начал развивать свой план освобождения, при котором были бы устранены эти неудобства. Левина не интересовало это, но, когда он кончил, Левин вернулся к первому его положению и сказал, обращаясь к Свияжскому и стараясь вызвать его на высказывание своего серьезного мнения: – То, что уровень хозяйства спускается и что при наших отношениях к рабочим нет возможности вести выгодно рациональное хозяйство, это совершенно справедливо, – сказал он. – Я не нахожу, – уже серьезно возразил Свияжский, – я только вижу то, что мы не умеем вести хозяйство и что, напротив, то хозяйство, которое мы вели при крепостном праве, не то что слишком высоко, а слишком низко. У нас нет ни машин, ни рабочего скота хорошего, ни управления настоящего, ни считать мы не умеем. Спросите у хозяина, – он не знает, что ему выгодно, что невыгодно. – Итальянская бухгалтерия, – сказал иронически помещик. – Там как ни считай, как вам всь перепортят, барыша не будет. – Зачем же перепортят? Дрянную молотилку, российский топчачок ваш, сломают, а мою паровую не сломают. Лошаденку расейскую, как это? тасканской породы, что за хвост таскать, вам испортят, а заведите першеронов или хоть битюгов, их не испортят. И так все. Нам выше надо поднимать хозяйство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Степан Аркадьич, только что закусивший и выпивший, обтирая душистым батистовым с каемками платком рот, подошел к ним в своем камергерском мундире. – Занимаем позицию, – сказал он, расправляя обе бакенбарды, – Сергей Иваныч! И, прислушавшись к разговору, он подтвердил мнение Свияжского. – Довольно одного уезда, а Свияжский уже, очевидно, оппозиция, – сказал он всем, кроме Левина, понятные слова. – Что, Костя, и ты вошел, кажется, во вкус? – прибавил он, обращаясь к Левину, и взял его под руку. Левин и рад был бы войти во вкус, но не мог понять, в чем дело, и, отойдя несколько шагов от говоривших, выразил Степану Аркадьичу свое недоумение, зачем было просить губернского предводителя. – O sancta simplicitas! – сказал Степан Аркадьич и кратко и ясно растолковал Левину, в чем дело. Если бы, как в прошлые выборы, все уезды просили губернского предводителя, то его выбрали бы всеми белыми. Этого не нужно было. Теперь же восемь уездов согласны просить; если же два откажутся просить, то Снетков может отказаться от баллотировки. И тогда старая партия может выбрать другого из своих, так как расчет весь будет потерян. Но если только один уезд Свияжского не будет просить, Снетков будет баллотироваться. Его даже выберут и нарочно переложат ему, так что противная партия собьется со счета, и, когда выставят кандидата из наших, они же ему переложат. Левин понял, но не совсем, и хотел еще сделать несколько вопросов, когда вдруг все заговорили, зашумели и двинулись в большую залу. – Что такое? что? кого? – Доверенность? кому? что? – Опровергают? – Не доверенность. – Флерова не допускают. Что же, что под судом? – Этак никого не допустят. Это подло. – Закон! – слышал Левин с разных сторон и вместе со всеми, торопившимися куда-то и боявшимися что-то пропустить, направился в большую залу и, теснимый дворянами, приблизился к губернскому столу, у которого что-то горячо спорили губернский предводитель, Свияжский и другие коноводы. XXVIII Левин стоял довольно далеко. Тяжело, с хрипом дышавший подле него один дворянин и другой, скрипевший толстыми подошвами, мешали ему ясно слышать. Он издалека слышал только мягкий голос предводителя, потом визгливый голос ядовитого дворянина и потом голос Свияжского. Они спорили, сколько он мог понять, о значении статьи закона и о значении слов: находившегося под следствием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Повесть о женитьбе Ивана Грозного на Марии Темрюковне В лето 7072-го (1564) повелением царя Ивана Васильевича ходил из Свияжска царь Шахалей Касимовской Волгою-рекою на стругах под Астракань, 14 на Кутумовской остров 15 , с силою многою. А в те поры Астракань была дерновая 16 , вверх 9 сажен. А мурза 17 был в то время черкасов горских в Астракани Теврюг Юньгич 18 . И много Шахалей, царь касимовской, ратовался со астраканцы – и ничего не починил, лишь московские силы и казанские много потерял. И пишет мурзе черкаскому Шихалей 19 : «Теврюг Юнгичь! Покорися грозному и сильному государю нашему царю Ивану Васильевичу. Он тебя, государь наш, не ведаешь, чем пожалует. Аз и царь, да ему, государю, покорен и слуга его волный». Мурза же глаголет Шихалею: «Царю Шихалей! Отпиши царю своему Ивану Васильевичу: аще единородную мою и прекрасную и любезную дщерь Марию Теврюговну 20 поймет за себя царицею, то с нею и до устья реки Волги, до моря, и вверх по Яику 21 и с черкасы поклонюся ему, государю». Сия слышав, царь Шихалей Касимовской отряжает посланника своего из Астракани в царствующий град Москву ко царю Ивану Василевичу, дав ему грамоту, сице написанну: «Грозному и страшному, и сильному, и великому государю нашему царю и великому князю Ивану Васильевичу. Холоп твой Шихалей, царь касимовской, пад на землю, премного челом бьет твоему царьскому пресветлому величеству. По твоему великому страшно приказу из Свияжска-города с великою московскою силою и казанскою в Златой Орде на Кутумовском острове под градом Астраканью 22 елико с воинством мужествовав, и Астрахани не взял. А взять ея не мочно, потому что стоит на воде и крепче Казанского царствия. И того града Астарахани мурза черкасов горских Теврюг Юнгич мне, холопу твоему царю Шихалею, написал писмо за своею рукою руским языком: буде-де царь Иван Васильевич поимет за себя дщерь мою любезнейшую в царицу себе, аз-де Астраканью и до уст реки Волги, до моря Хвалынского 23 и по морю улусами 24 черкаскими, и вверх по реке Яику, и с людми, которые во всей моей Золотой Орде черкасы горские живут, поклонюся ему и грамоту дам на всю свою державу до века. И тебе, великому государю Ивану Васильевичу, как Бог известит в размышление твоем, мне, холопу твоему, о всем отпиши. И царствуй вовеки». Сию грамоту отписа царь Шихалей и посла скоро, повелевая в 5 дней к Москве пригнать, а с Москвы в пять дней же. И той же царь Шихалей посла в Казань, повеле запасов и казны прислать скоро.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6 марта, взяв с собой московских стрельцов, Шах-Али выехал из Казани в Свияжск. Началась процедура передачи власти наместнику Ивана IV. К наместнику, князю Семену Ивановичу Микулинскому, находившемуся в Свияжске, прибыли из Казани «многие моллы и князи... и правду боярам дали на всей воли великого князя». Затем наместник направился в Казань, куда уже были посланы дети боярские «очищать» дворы для размещения его свиты. Однако в последний момент перед самым въездом наместника в Казань положение резко изменилось. Если казанскую знать с помощью различных средств (очевидно, обещаниями разных пожалований) удалось убедить согласиться на включение ханства в состав Русского государства, то иначе обстояло дело с более широкими кругами населения, которым установление новой власти не сулило никаких перемен к лучшему. Известно, что уже при решении вопроса о выезде Сююн-Бике с сыном в Москву в Казани начались волнения, которые усмиряла местная знать, «бъюще их щелыгами и батоги и дрекольем, разгоня их по домом». Затем толпы народа провожали судно, на котором ехали Сююн-Бике с сыном, «по обема сторонам Казани реки». По мере того как существование ханства как особого государства становилось все более призрачным, напряжение должно было нарастать. Шах-Али отказывался впускать в город русские войска вовсе не из симпатий к казанцам. Он, очевидно, понимал, что попытка осуществления такой акции привела бы к взрыву, который мог легко закончиться убийством самого хана. Казанская знать старалась контролировать положение, но ее . виднейшие представители выехали на встречу с московским наместником. В этих условиях оказалось достаточно слуха (исходившего якобы от касимовских татар из свиты Шах-Али), что после въезда наместника начнется избиение жителей города, чтобы население Казани закрыло ворота перед представителем московской власти. Первоначально казанские вельможи не придали случившемуся большого значения («възмутили, деи, землю лихие люди, пождите, деи, доколе се уговорят»), но затем были вынуждены признать свое бессилие («боятца, де, люди побою, а нас не слушают»). 12 марта наместник вернулся в Свияжск. Находившиеся в Казани дети боярские были перебиты. Казанцы напали на русские «сторожи» на границе с ханством и на русские суда, плывшие по Волге. В Казань с отрядом ногайцев прибыл астраханский царевич Ядигер, которого и провозгласили ханом. Мирное подчинение Казани не удалось. В Москве остро переживали неудачу своего плана. Митрополит Макарий строго предписал находившемуся в Свияжске войску покаяться в грехах и молиться, ибо дурное поведение воинов, их насилия над

http://sedmitza.ru/lib/text/438914/

С 16 октября 1799 года Имена Сведения бывший архиепископ Казанский и Свияжский с 16.10.1799 по 19.12.1800 переименован архиепископ Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Новгородская, Санкт-Петербургская, Эстляндская и Финляндская С 19 декабря 1800 года Имена Сведения бывший архиепископ Санкт-Петербургский, Эстляндский и Выборгский, с 19.12.1800 митрополит с 10.03.1801 по 04.12.1803 переименован митрополит Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Санкт-Петербургская, Эстляндская и Финляндская С 4 декабря 1803 года Имена Сведения бывший митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский с 04.12.1803 по 26.03.1818 митрополит Новгородский и Олонецкий бывший архиепископ Черниговский и Нежинский с 26.03.1818 по 25.06.1818 переименован митрополит Новгородский, Санкт Петербургский. Эстляндский и Финляндский Новгородская, Санкт-Петербургская, Эстляндская и Финляндская С 25 июня 1818 года Имена Сведения бывший митрополит Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский с 25.06.1818 24.03.1821 Дамаскин (Россов), епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии временно управлял с 06.11.1821 епископ Тульский и Белевский Серафим (Глаголевский), митрополит бывший митрополит Московский и Коломенский с 19.06.1821 17.01.1843 Антоний (Рафальский), митрополит бывший архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский с 17.01.1843 по 04.11.1848 на покое; 16.11.1848 бывший архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский с 20.11.1848 17.09.1856 бывший митрополит Казанский и Свияжский с 01.10.1856 17.06.1860 бывший митрополит Киевский и Галицкий с 01.07.1860 по 21.06.1865 переименован митрополит Новгородский, Санкт Петербургский и Финляндский Новгородская, Санкт-Петербургская и Финляндская С 21 июня 1865 года Имена Сведения бывший митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский с 21.06.1865 07.09.1892 Санкт-Петербургская и Ладожская С 18 октября 1892 года Имена Сведения бывший архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии с 18.10.1892

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Радуйся, дивный указателю всем неверующим на величие и славу Иисуса Христа; Радуйся, мудро привлекаяй к Нему всех и вся. Радуйся, Гурие, Казанский и Свияжский чудотворче. Кондак 10 Спасти хотя магометан и язычников, в новой пастве твоей находящихся, ты, яко добрый пастырь, всю мудрость твою к сему употребил еси и непрестанно Бога в помощь призывал еси, воспевая Ему: Аллилуиа. Икос 10 Стена еси верующим и к тебе прибегающим, ибо небесе и земли Творец устрои тя, святителю, веры укрепителя, неверия же обличителя, нас же научи взывати тебе сице: Радуйся, столпе православно верующих; Радуйся, отверзающий им дверь спасения. Радуйся, наставниче мудрости о Христе Спасителе; Радуйся, преподателю Божественныя благодати. Радуйся, обновителю растленнаго человечества в неверующих; Радуйся, наставителю мало смыслящих и не смыслящих. Радуйся, бесовския козни проразумеваяй; Радуйся, силу Христову проповедуяй. Радуйся, девство и чистоту храняй и проповедуяй; Радуйся, друже Жениха, радующийся о сочетании с Ним чистых и незлобивых душ. Радуйся, архитриклине брака, соединившаго безчисленное множество душ с небесным Женихом; Радуйся, ревнуяй Божиею ревностию о верности Христу душ христианских. Радуйся, Гурие, Казанский и Свияжский чудотворче. Кондак 11 Пение всякое побеждается, спростретися тщащееся ко множеству многих твоих добродетелей, святителю. Никия бо песни могут быти равночисленны им. Темже, благоговея пред тобою, поем Богу: Аллилуиа. Икос 11 Светоприемнаго светильника сущим во тьме неразумия видим в тебе, святителю, невещественный бо вжигающи огнь, разгоняеши тьму неверия и на всех обильно проливаеши свет Христов, просвещаяй всякаго человека, грядущаго в мир. Темже по долгу взываем ти сице: Радуйся, светильниче, возжженный огнем с престола Божия; Радуйся, причастниче славы Господней. Радуйся, прославляяй Прославльшаго тя; Радуйся, проносяй славу Его по безславной области нечестия. Радуйся, озаряяй умы и сердца людей, сидящих во тьме и сени смертной; Радуйся, источниче, обильно изливаяй воду благодати Божией.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

А Преображенского монастыря архимандриту с братьею велели б естя владети рыбными ловлями по прежним жаловалным грамотам в Камских устьях в реке в Волге и в Чертыке от верхние зголови по нижнюю зголовь старым и новым Камским устьем с подвальи и с заводами и с истоки и Красным озером, чем Преображенского монастыря архимандрит с братьею наперед сего владели; а Матфею, митрополиту Казанскому и Свияжскому рыбныя ловли в Камском устье и на Чертыковском острову в озера и в леса и в сенные покосы и в старое и в новое Камское устье вступатца не велели, потому что те оба устья у Камы реки учинились волею Божиею, и Преображенского монастыря архимарит с братьею теми обеими устьями владеет не насильством, Божием изволением в их рыбных ловлях стало в одном устье два устья. А богомольцу нашему Матфею, митрополиту Казанскому и Свияжскому с Преображенским монастырем в спорной зомле и в рыбных ловлях по нашему указу учините, и вам бы о том отписати и той спорной земле чертеж прислати к нам к Москве, а отписку и чертеж велели отдати в Приказе Каванского Дворца боярину нашему князю Дмитрею Мамстрюковичу Черкасскому да дьяком нашим Ивану Болотникову да Ивану Грязеву, чтоб нам про то было ведомо: Писал на Москве лета 7135-го октября в 23 день. 21, 6429, лл. 107– 113). Синодик Свияжского Успенского монастыря 193 . Синодик Свияжского Успенского монастыря представляет большой интерес как по своей древности, так и по содержанию своему, а может быть и по своей истории. Он весьма солиден и по обширности своей и по виду. Обложенный кожею и деревянными досками, он кажется по виду одною из книг церковных, которою он и был в течение почти трех веков. Когда – то на нем были и медные застежки, но время и частое пользование отъяли их. Хотя этот переплет и древний, однако можно думать, что он не первоначальный, ибо многие листы в нем перемешаны и даже имеют двоякую пагинацию. Основной тип писания Синодика в виде крупного печатного славянского шрифта, с киноварью в заглавиях и начальных словах. Этот тип писания начинается с 10 листа и оканчивается последним.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Свияжск. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы , Николая Чудотворца , Василия Великого Архитектурный стиль: Нарышкинский Год постройки:1755. Колокольня - нач. 19 в. Год утраты:приблизительно 1930 (снесена) Ссылки:   Адрес: Россия, Республика Татарстан, Зеленодольский район, с. Свияжск, ул. Троицкая. Координаты: 55.77189, 48.66286 Проезд: Водным транспортом с речного вокзала Казани до о. Свияжск. Личным и экскурсионным автотранспортом с трасы Из Казани по автодороге М-7 в сторону Москвы. На развязке после моста через Свиягу и села Исаково - направо по указателю " Нижние Вязовые, Свияжск " . Через 3,5 км - направо по указателю " Свияжск " , ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Водным транспортом с речного вокзала Казани до о. Свияжск. Личным и экскурсионным автотранспортом с трасы Из Казани по автодороге М-7 в сторону Москвы. На развязке после моста через Свиягу и села Исаково - направо по указателю " Нижние Вязовые, Свияжск " . Через 3,5 км - направо по указателю " Свияжск " , ехать еще около 8 км. На территорию острова въезд постороннего транспорта запрещен, автомобиль можно оставить на охраняемой стоянке перед островом. После подъема по лестнице и входа на территорию острова повернуть направо на улицу Троицкая, идти мимо Конного двора и Иоанно-Предтеченского монастыря около 600 метров. Руины церкви будут справа, метров через 200 после монастыря. В сезон навигации до острова можно добраться речным транспортом от речного порта г. Казань. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Трехпрестольная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была построена в районе Жильцовых улиц в 1755г. В церкви имелись приделы с престолами в честь св.Василия Великого (1763г.) и св.Николая Чудотворца (1785г.). Она была выполнена из кирпича в стиле русского узорчатого барокко. Церковь разрушена в 30-х годах ХХв. Институт истории им.Ш.Марджани АН РТ завершил археологическое изучение остатков Благовещенской церкви. В настоящее время руины находятся в расчищенном состоянии и подвергаются воздействию окружающей среды. Источник информации: Портал Правительства Республики Татарстан Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=20673

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл посетил Свияжск 20 июля 2016 г. 17:20 20 июля 2016 года в ходе визита в Татарстанскую митрополию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил остров-град Свияжск. В Свияжск также прибыли полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе М.В. Бабич, президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов, глава Татарстанской митрополии митрополит Казанский и Татарстанский Феофан , члены официальной делегации, сопровождающей Его Святейшество. Предстоятеля Русской Православной Церкви встречал государственный советник Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев. Святейший Патриарх Кирилл осмотрел экспозицию Музея истории Свияжска. Из музея Святейший Владыка направился в Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь. У святых врат Его Святейшество встречали настоятель игумен Силуан (Хохиашвили) и братия обители. Святейший Патриарх посетил Успенский собор, после чего побеседовал с настоятелем и братией. Предстоятель Русской Церкви призвал насельников обители к строгому следованию монашескому уставу, исполнению молитвенного правила, смирению и послушанию, выразив надежду, что и паломники, посещая монастырь, будут обретать подлинный опыт жизни в святоотеческом духе.    Затем Святейший Владыка совершил утреню всенощного бдения в соборе иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Город Свияжск (ныне — село на одноименном острове в устье реки Свияга) был основан в 1551 году как город-крепость и опорная база русских войск в борьбе с Казанским ханством. Вскоре Свияжск стал крупным торговым центром, получив статус уездного города. Хотя в последующие века Свияжск утратил прежнее значение, однако его роль как первого христианского города Казанского края учитывалась в титуловании архиепископов и митрополитов Казанской епархии, именовавшихся Казанскими и Свияжскими. В XX веке судьба Свияжска была трагичной. После разорения и закрытия монастырей в 20-е годы Свияжск превратился в лагерную зону. После строительства Куйбышевского водохранилища Свияжск превратился в остров. Только возвращение монастырских комплексов Русской Православной Церкви вдохнуло жизнь в уже умиравший город.

http://patriarchia.ru/db/text/4568055.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010