30 . Письмо Ильминскому от Анастасиева, инспектора училищ из Симбирска, 8 августа 1891 года, 1,5 листа. К.П. Победоносцев при визите в Симбирск высказал Ивану Владимировичу Ишерскому, что Анастасиев мешает развитию церковно-приходских школ. Недоумение, чем вызваны такие обвинения, пытается оправдаться. «Будьте великодушны, глубокоуважаемый Николай Иванович , не откажитесь защитить меня во имя правды, служению которой посвящена вся Ваша жизнь». 31 . Письмо Ильминскому от В. Альбрехта, Казань, 11 апреля 1891 года, один лист. Деятель губернского управления. Речь идет о выдаче денежного пособия студенту Охотникову. 32 . Письмо Ильминскому от Ивана Аристовского, г. Сызрань, 8 октября 1883 года, один лист. От Ильминского послан был воспитанник Лаптев на должность учителя. Упоминаются и другие выпускники, работающие там – Кузьмин, Мичурин и проч. Высказывает мысли о судьбах русской народной школы. 33 . Письмо Ильминскому от Владыки Казанского Антония, 23 октября 1869 года, один лист. Просит подать сведения о начавшихся богослужениях отца Макария на татарском языке, чтобы он, в свою очередь, мог донести об этом в Синод. 34 . Письмо Ильминскому от Архангельского из Москвы (без начала), четыре листа. Речь идет о Семинарии и Академии, о Евгении Успенском. 35 . Письмо Василию Герасимовичу от Аптриева, 24 сентября, два листа. Николай Иванович уехал в Самару, после направится в Оренбург. Просит, чтобы к нему выехала и Екатерина Степановна. 36 . Записка Ильминскому от иеромонаха Антипатра из Спасского монастыря, 5 августа 1882 года, одна страница. Казначей Спасского монастыря иеромонах Антипатр приглашает на чай к владыке Кириллу. (Продолжение следует) Алиев И.А. Благотворительница Свияжска В шестом часу пополудни 21 сентября 1873 года в дворянской семье Саврасовых родилась дочь, названная при крещении Надеждой. Жили Саврасовы в городе Алатырь Симбирской губернии. Глава семьи Иван Михайлович происходил из дворян Симбирской губернии, в молодые годы состоял в военной службе, но после пугачевского бунта ушел в отставку и определился по гражданской части судьей в городе Алатыре по выборам от дворянства. Жили Саврасовы довольно скромно в силу незначительности своего состояния. История наречения дочери именем Надежда имела свою трогательную основу. Жена Ивана Михайловича, Анна Алексеевна, до рождения четвертой дочери уже трижды была в положении, но каждый раз дети рождались мертвыми, что крайне огорчало родителей. И вот тогда особенно огорчавшаяся мать дала обет Богу, что если здоровой родится дочь, назвать ее Надеждою, в память того, что она всю свою надежду иметь детей и видеть их живыми возлагает на одного лишь Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1096 Митрополит Рязанский и Муромский. С титулом «администратор, блюститель, викарий и экзарх Патриаршего Престола». С ликвидацией Патриаршества и с установлением синодального управления, был назначен первым Президентом Св. Синода. Скончался 27.11.1722. См. Рязанская. 1097 (В примечании M. Е. Губонина (1970 г. ) изложена краткая канва биографии глубокопочитаемого им Святителя Тихона: 19.01.1865 (вторник) – Рождение Василия Беллавина; сын священника Спасо-Преображенской церкви гор. Торопца, Псковской епархии. (Тезоименитство 30.01 ст.ст. родители: Иоанн и Анна). 1872 – Василий Беллавин определяется в Торопецкое духовное училище и успешно его оканчивает. 1878 – 1884 – Василий Беллавин проходит полный курс и с отличием оканчивает Псковскую духовную семинарию. – Студент Василий Беллавин успешно проходит полный курс и одним из первых оканчивает Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата – магистранта богословия. – Василий Иванович Беллавин определяется преподавателем богословия и французского языка в Псковскую духовную семинарию. 22.12.1891 – Преподаватель Псковской семинарии В. И. Беллавин, в храме той же семинарии, от руки Преосвященного Гермогена (Добронравина) , епископа Псковского и Порховского, постригается в мантию, с наречением имени ему «Тихон» (в честь св. Тихона Задонского ; тезоименитство 13.8 ст. ст.). Несколько позже – иеродиакон, иеромонах. 1892 – Иеромонах Тихон определяется на должность инспектора Холмской духовной семинарии. Несколько позже – ректор той же семинарии, архимандрит. Председатель Холмско-Варшавского Училищного Совета, Председатель Холмского Православного Богородичного Братства, благочинный монастырей Холмско-Варшавской еп. и проч. 1895 – Сопричисляется к ордену св. Анны 2-й степени. – Высочайшее повеление о бытии ректору Холмской духовной семинарии архимандриту Тихону – епископом Люблинским, викарием Холмско-Варшавской епархии. – Санкт-Петербург. В Троицком соборе Александро-Невской Лавры хиротония архимандрита Тихона во епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии. Чин хиротонии совершают: Первенствующий член Святейшего Синода, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий (Раев) , архиепископ Казанский и Свияжский Арсений (Брянцев) , архиепископ Финляндский и Выборгский Антоний (Вадковский) , епископ Нарвский Иоанн (Кратиров) и епископ Самарский и Ставропольский Гурий (Буртасовский).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Миссионеры не всегда успевали обучить новокрещенных истинам христианской веры. Школ для них открывалось мало. Порой из-за неосторожных и неуклюжих действий властей, оказывавших полицейскую помощь миссионерам, среди язычников кое-где вспыхивали волнения. В 1745 году взбунтовалась терюшевская мордва, возбужденная разорением языческого кладбища в селе Сарлеях. В царствование Екатерины II миссионерская деятельность в Поволжье резко пошла на убыль. В 1764 году Свияжская контора была упразднена, миссия приостановилась и скоро значительная часть черемисов отпала от Церкви и возвратилась к идолопоклонству. Воспользовавшись екатерининской политикой широкой веротерпимости, татарские муллы и муфтии буквально засыпали правительство жалобами на мнимый фанатизм православного духовенства и добились успеха. В 1773 году вышел указ, которым архиереи устранялись от всяких дел об инородцах; в 1789 году к инородцам запрещено было отправлять проповедников без предварительного сношения архиереев с губернаторами, а в 1799 году в миссионерских епархиях упразднена была сама должность проповедника. В Нижнем Поволжье русские миссионеры проповедовали Евангелие калмыкам. В 1725 году к калмыкам-ламаистам была также отправлена особая миссия во главе с иеромонахом Никодимом (Ленкевичем), которой за 10 лет удалось крестить до 1700 калмыков. По мысли отца Никодима, крещенным калмыкам были отведены земли к северу от Самары, и там основан город Ставрополь (ныне Тольятти). В Ставрополе поселилась вдова хана Тайшина Анна и вся ее орда. В 1740 году в этом городе была устроена русско-калмыцкая школа, появились первые переводы Нового Завета и церковных молитв на калмыцкий язык. В Тобольской епархии, где в начале века подвизались святители Иоанн (Максимович) и Филофей (Лещинский), новое оживление христианской проповеди среди инородцев совпало с царствованием Елизаветы. В 1749 году на Тобольскую кафедру был назначен опытный миссионер Сильвестр (Гловацкий), возглавлявший прежде Свияжскую новокрещенскую контору. В течение 6 лет он управлял епархией. Успехи христианской миссии в годы его святительского служения вызвали раздражение у мусульманского духовенства Сибири, которое в конце концов добилось его удаления из Тобольска.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В результате конфликта с местными гражданскими властями и случайной задержки торжественного молебна по поводу воцарения А. И. преследованию со стороны архиеп. Феофана подвергся архиеп. Киевский Варлаам (Ванатович) . На основании политического доноса был проведен розыск. По заключению следственной комиссии Святейший Синод лишил 20 нояб. 1730 г. архиеп. Варлаама сана и сослал в Кириллов Белозерский мон-рь простым монахом. В 1731 г. началось следствие о дружеских связях митр. Казанского Сильвестра (Холмского) и сосланного в Свияжский мон-рь митр. Игнатия. Среди опечатанных бумаг митр. Сильвестра обнаружили заметки о «неправославии» Феофана, критические суждения о петровских указах, касавшихся монастырских имений и др. На основании указа А. И. Тайная канцелярия распорядилась 31 дек. 1731 г. перевести митр. Игнатия в Корельский во имя свт. Николая мон-рь близ Архангельска. Митр. Сильвестр указом Синода был уволен на покой (фактически под надзор) в Александро-Невский мон-рь без права архиерейского служения. В марте следующего года его перевели в Крыпецкий мон-рь Псковской епархии, а спустя нек-рое время на основании обвинения в ложном «слове и деле» лишили сана и заточили в Выборгскую крепость. Репрессиям подвергся архиеп. Тверской Феофилакт (Лопатинский) . В 1728 г. он опубликовал труд своего покойного учителя митр. Рязанского Стефана (Яворского) «Камень веры», обличавший протестантство, в склонности к к-рому подозревали архиеп. Феофана. В 1731 г. архиеп. Феофилакт безуспешно попытался переиздать эту книгу. Феофан подал в Тайную канцелярию донос о вреде подобного издания, а также анонимно стал распространять рукопись «Молотка на Камень веры», где обвинял митр. Стефана в тайном иезуитстве. Архиеп. Феофилакта исключили из Синода и удалили в Тверь. На основании «решиловского дела» в 1735 г. он был арестован, доставлен в С.-Петербург и подвергнут пыткам в Тайной канцелярии. В 1738 г. по указу А. И. и решением Синода архиеп. Феофилакт был лишен сана и монашества, заключен в Петропавловскую крепость. Осужденные архиереи подвергались преследованиям и в местах их заточения. За ними велась слежка, против них выдвигались новые обвинения.

http://pravenc.ru/text/115600.html

Указом Св. Синода от 13 февраля 1867 г. 776) рукодельная школа при Казанско - Богородицком женском монастыре была открыта, о чём был поставлен в известность архиепископ Казанский и Свияжский Антоний (Амфитеатров). Во второй половине XIX столетия подобные монастырские школы создавались не только для нужд самой обители - для написания т.н. «раздаточных» икон богомольцам и паломникам, для подарков высочайшим особам, посещавшим монастырь, но и для написания икон в другие, главным образом, сельские церкви, для создания всевозможных богослужебных предметов. Золотошвейная мастерская располагалась в корпусе монастырской церковно-приходской школы, а живописная - в Крестовоздвиженском корпусе на первом этаже, в начале 1900-х годов она была переведена на второй этаж. В 1873 году, спустя шесть лет в иконописной мастерской трудилось 13 монашествующих, из них двое рясофорных послушниц и одиннадцать белиц (Список приводится в приложении). Позже, в разные годы живописной мастерской монастыря заведовали рясофорная послушница дворянского происхождения Нина Андреевна Таршина, в обители с 1886 года и монахиня Анатолия, в монашестве с 1909 года. Примечательно то, что среди белиц, работавших под руководством рясофорной послушницы Екатерины Мандрыки была и 15-ти летняя крестьянская девица из Вятской губернии Уськова Анна Васильевна. И она же проходит по последнему списку монашествующих святой обители в 1927 г. за год за закрытия монастыря как монахиня Анатолия, пережив всех, с кем в Казанском монастыре трудилась монахиня Мария. В живописной мастерской писались иконы не только для храмов самого монастыря (в частности, иконы в Крестовоздвиженской церкви; в 1870 году поновлялись иконы четырёх евангелистов, «писанные на железе, каждая вышиною по 5 аршин», помещавшиеся на третьем ярусе монастырской колокольни по четырём простенкам), но также исполнялись заказы и для других церквей Казанской епархии. Так, под руководством рясофорной послушницы Екатерины Мандрыки в 1877 г. были написаны иконы для иконостаса домовой церкви во имя Введения во храм пресвятой Богородицы при земской школе для образования народных учительниц.

http://ruskline.ru/analitika/2013/11/29/...

В Нижнем Поволжье русские миссионеры проповедовали Евангелие калмыкам. В 1725 г. к калмыкам-ламаистам была отправлена особая миссия во главе с иеромонахом Никодимом (Ленкевичем), которой за 10 лет удалось крестить до 1700 калмыков. По мысли отца Никодима, крещеным калмыкам были отведены земли к северу от Самары, и там основан город Ставрополь (ныне Тольятти). В Ставрополе поселилась вдова хана Тайшина Анна и вся ее орда. В 1740 г. в этом городе была устроена русско-калмыцкая школа, появились первые переводы Нового Завета и церковных молитв на калмыцкий язык. В Тобольской епархии, где в начале века подвизались святители Иоанн (Максимович) и Филофей (Лещинский), новое оживление христианской проповеди среди инородцев совпало с царствованием Елизаветы. В 1749 г. на Тобольскую кафедру был назначен опытный миссионер Сильвестр (Гловацкий), возглавлявший прежде свияжскую Новокрещенскую контору. В течение 6 лет он управлял епархией. Успехи христианской миссии в годы его святительского служения вызвали раздражение у мусульманского духовенства Сибири, которое в конце концов добилось его удаления из Тобольска. В 1758 г. на Тобольскую кафедру был назначен преосвященный Павел (Конюскевич). Он родился в 1705 г. в галицком городе Самборе, в семье православного мещанина. Образование получил в Киевской академии, где обратил на себя внимание смирением и кротостью нрава, которые соединялись у него с непреклонной твердостью характера и блестящими успехами в науках. По окончании курса его оставили в академии преподавателем пиитики. В 28-летнем возрасте молодой профессор принял монашеский постриг. Вскоре его вызвали в Москву и назначили проповедником в Славяно-греко-латинскую академию. Потом в течение 15 лет он был архимандритом Юрьевского монастыря в Новгороде. Рукоположенный в сан митрополита Тобольского, преосвященный Павел немедленно выехал в Сибирь. Много внимания уделял он духовной школе своей епархии. До него в Тобольской семинарии не было последнего богословского класса. Чтобы открыть этот класс, митрополит вызвал из Киева трех ученых монахов. Он строил и освящал церкви в городах и селах своей огромной епархии, открыл несколько новых монастырей. С подчиненным ему духовенством архипастырь обходился строго и требовательно, к нерадивым клирикам относился круто, часто назначал провинившихся на черные работы при архиерейском доме, но к нуждавшимся священникам и причетникам, к вдовам и сиротам духовного сословия был сострадателен и милостив.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Причастия, наблюдая при том, чтобы всяк, хотя единожды в год непременно сие исполнял, в отсылке же в губернския управления об одних не исповедавшихся имянных списков, а в Свят. Синод о исповедавшихся и неисповедавшихся перечневых экстрактов поступать по прежним указамъ» 1202 . Применение этого указа можно иллюстрировать несколькими примерами. 1. В 1816 году из дела о поджоге, производившагося в Казанских уездном суде и городовом магистрате, открылось, что мещанская жена Марья Григорьева, по мужу Кадалова, по ея собственному признанию, давно не бывала у исповеди и Св. Причастия. В виду этого Казанская Палата Уголовного Суда отношением 4 Января 1816 года известила об этом Казанскую Духовную Консисторию «для надлежащего выполнения». Казанская Духовная Консистория постановила предписать благочинному г. Казани, Протоиерею Петру Талиеву указом, чтобы он означенную мещанку Кадалову «за прописанное небытие ея на исповеди и у Св. Причастия, заставлял ее ходить чрез несколько дней в приходскую церковь и полагать земные поклоны» 1203 . 2 . В 1819 году из Казанской Палаты Уголовного Суда была послана Цивильского уезда мещанина Ивана Винокурова жена Анна Винокурова, десять лет не бывшая у исповеди, в Казанскую Духовную Консисторию. Последняя постановила 17 Сентября 1819 г. предать Винокурову церковной эпитимиип, именно, чтобы она весь рождественский пост ходила в церковь ко всем службам, за которыми и полагать по 25 поклонов, и буде по усмотрению ея приходского священника она окажется достойною, то в конце поста допустить ее до Св. Причастия 1204 . 3 . В том же году из Свияжского земского суда был послан в Казанскую Духовную Консисторию, более 3 лет не бывший у исповеди, крещеный из татар, Андрей Андреев для наложения церковной эпитимии. Казанская Дух. Консистория, справившись с указом 30 Сентября 1765 г. п. 3 и 1801 г. 18 Января, постановила 20 Ноября 1820 г. крещеного Андреева отослать к приходскому священнику для ставления его публично на колени в церкви в течение трех месяцев 1205 . 4 . В том же 1819 г. посланный из Казанского Губернскго Правления дворовый Кондратьев за небытие у исповеди в Каз. Дух. Консисторию, для наложения на него эпитимии, был наказан последнею таким образом: Консистория 26 Августа 1819 г. постановила отправить его на полгода в Свияжский Богородицкий монастырь под смотрение искусного иеромонаха, который бы, внушая ему существо и важность христианской обязанности, старался привесть его в чистое пред Богом раскаяние, а при том Кондратьев должен был присутствовать при служении божественного славословия, и когда усмотрены будут плоды его раскаяния, тогда удостоить его во св. Четыредесятпицу по надлежащем и Св. Причастия, а вь свободное от молитвы время употреблять его и в монастырския послшания, для чего и кормить его от монастыря 1206 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

Помощи Божьей всем читателям «Православия.Ru»! Храни Господь! Рейтинг: 10 Голосов: 587 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ольга 9 апреля 2022, 17:02 Ольге (комментарий от 8 апреля: Почему нет репортажей о жизни приходов в Сибири, на Д. Востоке, в малых городах Нечерноземья?) Дорогая Ольга, надеюсь, что Вам понравятся мои репортажи о жизни приходов на Дальнем Востоке (интервью с митрополитом Владивостокским и Приморским Владимиром (Самохиным) http://pravoslavie.ru/133336.html), в Нечерноземье (интервью с игуменьей Казанской Трифоновой пустыни Ксенией (Ощепковой) http://pravoslavie.ru/126684.html), в Татарстане (интервью с наместником Свияжского Богородице-Успенского монастыря http://pravoslavie.ru/136145.html), и прочие, более трёх десятков репортажей о монастырях и приходах России. Ольга 8 апреля 2022, 22:20 Почему на сайте такое предыхание перед православием за границей. Почему нет репортажей о жизни приходов в Сибири, на Д. Востоке, в малых городах Нечерноземья. Анна 3 апреля 2022, 23:21 Чудесная статья, светлый люди, добра вашей прекрасной семье! Леонид 1 апреля 2022, 11:30 Упокой Господи всех умученных от безбожной советской власти, даруй им Господи Царствие Небесное. H 31 марта 2022, 20:24 Антоний, Ваши комментарии, как всегда, без любви к ближнему, которые живут за границей. Слава Богу, за рассеяние православных христиан по всему миру!!! Богу так угодно! Ольге благодарность за интересную статью о замечательных людях! Геннадий 31 марта 2022, 19:14 Оля, благодарю! Утешила в то самое время. Слава Богу за всё! Ирина 31 марта 2022, 18:31 Спаси Господи за очень интересную статью ! Елена 31 марта 2022, 13:29 Спасибо огромное за публикацию! Прекрасная, светлая и очень оптимистичная история жизни русских, по-настоящему, православных людей. Спасибо! Антоний 31 марта 2022, 07:59 Времена не выбирают. Главное - в любое время делать выбор в пользу Родины! Жить на Руси, каждый день и час проводить в интересах Руси и нашего народа. А остальное - Бог даст.

http://pravoslavie.ru/145470.html

Но на деле не было и не могло быть подобного. Дядя Филарет, если и давал Яше какие гостинцы из сластей, или деньги по целковому, по талеру, иногда и по золотому, то всё это делилось на части для раздела с родными, а также для нищих и на свечи в церковь . Дядя и сам раздавал нищим по временам в присутствии Яши или даже через руки его. Какого-либо баловства нельзя было допустить тем более, что при Филарете был келейный о. Назарий, который не давал спуску и самому Филарету, и отличался вообще суровостью и ворчливостью. Покойный владыка Антоний говаривал, что он Назария больше боялся, чем дяди. Назарий бывало, частенько меня понукивал и потыкивал, разумея под этими выражениями обычные слова: ну... ты... В особенности же неприветливость его ко мне выражалась в сказанных словах тогда, когда он видел или узнавал, что дядя-Владыка давал мне деньги или приказывал купить для меня гостинцы или что-либо по части одежды. Тут-то доставалось и самому Владыке, к которому о. Назарий обращался тоже на-ты и на-ну 40 . О. Назарий не был скуп в нехорошем смысле, но крайне бережлив; тогда как владыка Филарет был щедродатлив до последнего... Помню, – рассказывал преосв. Антоний 41 , – приезжала в Калугу повидаться с владыкою Филаретом родная его сестра Анна Егоровна Красина (мать Якова Козмича Амфитеатрова). Погостивши довольно в нашей семье, равно, как ежедневно бывавши у Владыки даже при знатных гостях, стала она собираться домой. При последнем расставанье владыка Филарет сказал ей: «А что сестра?! ведь надо тебе дать денег на дорогу». «Нет, братец, отвечала она: слава Богу, я не нуждаюсь; на своих лошадках приехала, на них спокойно доеду и до дому». «Ну нет, сестра, ты уж не отговаривайся, настаивал владыка: Я ведь знаю, что найдутся из родных же и знакомых с недобрыми языками, и тебе же первой будет от них жутко. Вот-де к братцу-то, архиерею, прокатилась, да ни с чем возвратилась». При этом Владыка обратился к находившемуся тут же о. Назарию: «Нет ли у тебя моих денег в достаточном запасе или позови ко мне эконома».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 6 (145) , (3) . в этом году (за прошлые годы с 2009-12-14) Происхождение изображения: Загружено 2009-12-14, анонимно. Описание: [Тверь. 1902.] Собор Тверских святых. Икона. Тверь. 1902 год. «Устроена Иоасафом Яковлевичем Кункиным». Вот подписи к этой иконе. Потомственный Почетный гражданин, член Тверской ученой Архивной Комиссии, Иоасаф Яковлевич Кункин, при письме к Архиепископу Димитрию, прислал в Казанское Церковно-Археологическое Общество фотографический снимок с иконы «Собора Тверских Святых” и местно (в Тверской Епархии) чтимых угодников Божиих, находящейся в Троицкой г. Кашина церкви, при коей г. Кункин долгое время проходил должность старосты (письмо от 27 янв. 1907 г.). На упомянутой иконе Тверские святые расположены (на подобие Киево-Печерских преподобных) в шести рядах. Все они изображены врост и в таком порядке: На первом (нижнем) ряде: в средине-св. благоверный великий князь Михаила Ярославич Тверский и св. Арсений 1-й, епископ Тверский; по сторонам их (на правой стороне): супруга св. великого князя Михаила Анна (Димитриевна) Кашинская и св. благоверная княгиня Новоторжская Иулания; на левой стороне: святитель Варсонофий, епископ Тверский (Казанский Чудотворец) и преп. Ефрема, архимандрит Новоторжский. В средине 2-го ряда: св благоверный великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович (князь Владимирский, основатель Нижнего Новгорода). По правую сторону его: благоверная великая княгиня Тверская Ксения, мать св. благоверного великого князя Михаила Ярославича и праведный князь Вежецкий и Галичский Димитрий Юрьевич красный; по левую сторону святитель Акакий, епископ Тверский и Феодора 2-й, епископ Тверский. В средине третьего ряда: первый Епископ Тверской епархии, — святитель Симеон. По правую сторону его: св. благоверный Ростовский князь Василько (Василий) Константинович, благоверный князь Ржевский Владимир и его супруга, княгиня Ржевская Агриппина и праведная Параскева, игуменья Ржевская; по левую сторону св. Тиры, первый архиепископ Казанский, св. Герман, второй архиепископ Казанский (Свияжский Чудотворец), Аркадий Новоторжский. ученик пр. Ефрема, и Феоктист, Архиепископ Тверский.

http://pravicon.com/image-10426

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010