Указом Святейшего Синода от 13 февраля 1867 года 776) рукодельная школа при Казанско-­Богородицком женском монастыре была открыта, о чем был поставлен в известность архиепископ Казанский и Свияжский Антоний (Амфитеатров) 5 . В 1873 году, спустя шесть лет, в иконописной мастерской трудилось 13 монашествующих, из них две рясофорные послушницы и 11 белиц 6 . Позже, в разные годы живописной мастерской монастыря заведовали рясофорная послушница дворянского происхождения Нина Андреевна Таршина, в обители с 1886 года, и монахиня Анатолия, в монашестве с 1909 года 7 . Примечательно то, что среди белиц, работавших под руководством рясофорной послушницы Екатерины Мандрыки, была и 15-летняя крестьянская девица из Вятской губернии Уськова Анна Васильевна 8 . И она же проходит по последнему списку монашествующих святой обители, составленному в 1927 году, за год за закрытия монастыря, как монахиня Анатолия 9 . Она пережила всех, с кем в Казанском монастыре трудилась монахиня Мария. Во второй половине XIX столетия подобные монастырские школы создавались не только для нужд самой обители (для написания т. н. «раздаточных» икон богомольцам и паломникам, для подарков высочайшим особам, посещавшим монастырь), но и для написания икон в другие, главным образом, сельские церкви, для создания всевозможных богослужебных предметов. Так, под руководством рясофорной послушницы Екатерины Мандрыки в 1877 году были написаны иконы для иконостаса домовой церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы при земской школе для образования народных учительниц 10 . Также были написаны иконы на бронзовых царских вратах кафедрального Благовещенского собора, «небольшая, но драгоценная плащаница живописной работы, убранная серебряной парчою, камнями и жемчугом» для церкви Первой казанской гимназии. Исполнялись в мастерской и иконы для целых иконостасов сельских церквей. 4 марта 1876 года Е. З. Мандрыке, руководившей живописным классом, была объявлена признательность епархиального начальства «за усердное занятие» 11 .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Поэтому то, что делает Анна Витальевна и Елизаветинское движение — это великое дело. И я думаю, что очень хорошо, что мы вспоминаем имя Елизаветы Федоровны как образец милосердия». За вклад в дела благотворительности и просвещения митрополит Феофан наградил А.В. Громову епархиальной медалью Казанской иконы Божией Матери I степени. В рамках пленарного заседания представители Государственного комитета по туризму РТ и Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества подписали договор, позволяющий Татарстану использовать брендовый знак «Императорский маршрут». Туристы с помощью аккредитованного туроператора смогут посетить места, связанные с жизнью последнего российского императора Николая II и его семьи. В ходе секционных заседаний были заслушаны доклады, посвященные посещениям великой княгиней Елисаветой Феодоровной Казанской губернии и православных обителей — Казанско-Богородицкого монастыря, Седмиезерной пустыни, Чистопольского Успенского и Свияжского монастырей. Докладчики рассказали об августейших паломничествах в Троице-Сергиеву лавру , образовательных путешествиях великих князей, посещениях членами императорской фамилии Пермской губернии и Смоленского скита на Валааме. Была затронута тема участия великой княгини Елизаветы Федоровны в деле прославления русских святых в период правления императора Николая II. 3 ноября участники чтений посетили Свияжск и исторические места, включенные в национальный туристический проект «Императорский маршрут». С 2019 года Республика Татарстан является участником национального историко-культурного туристического проекта «Императорский маршрут», который Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество реализует в 19 регионах России при поддержке Министерства культуры РФ и Федерального агентства по туризму. Проект направлен на сохранение исторической памяти о Российском императорском доме, духовном и благотворительном наследии Царской семьи. Казань играет заметную роль в проекте «Императорский маршрут»: великая княгиня Елисавета Феодоровна неоднократно посещала Казанскую губернию. Ее стараниями был обустроен пещерный храм-часовня в честь Рождества Пресвятой Богородицы на месте обретения Казанской иконы Божией Матери в Казанско-Богородицком монастыре. Разработкой проекта занимался архитектор А.В. Щусев. По замыслу великой княгини, храм должен был напоминать православные пещерные комплексы и усыпальницу ее покойного супруга великого князя Сергея Александровича в Чудовом монастыре Московского Кремля. Освящение храма-часовни состоялось в год 300-летия Российского императорского дома.

http://patriarchia.ru/db/text/5714594.ht...

Мухановой писал: «... в Юрьевском монастыре, в ризнице, между дробными вещами покойницы матушки Графини искал вывезенные ею из Киева книжицы – собрание мнений и изречений Батюшки, но не нашлось...» 12 Графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская, о которой архимандрит Лаврентий упомянул в этом письме, скончалась 5 октября 1848 года. Следовательно, эти «книжицы» были изданы до октября 1848 года и он видел их и держал в руках. Где они могут быть сейчас? Может быть, в архиве Киево-Печерской Лавры, а может быть, в Новгородском музее. Дорогой читатель, если ты владеешь новой информацией о преподобном Парфении, поделись найденной информацией с другими, и они будут тебе благодарны. Ирина Хрулева 2 «Сказания о жизни и подвигах старца Киево-Печерской Лавры иеросхимонаха Парфения». Киев. Типогр. Киево-Печерской Лавры. 1856. 3 Ф. А. Маниковский «Исторически – статистическое описание Киево-Флоровского Вознесенского женского монастыря». Киев. 1894, с. 46. 5 Сергий (Василевский) был духовным сыном Антония (Амфитеатрова) ; см.: Архимандрит Сергий (Василевский) . «Вытсокопреосвященный Антоний (Амфитеатров) , архиепископ Казанский и Свияжский». Составлено по личным воспоминаниям и по печатным и письменным документам, Казань, Типогр. Окружного Штаба, 1885, т. 1, с, I (Предисловие). Архимандрит Сергий (Василевский), составитель жизнеописания о высокопреосвященном Филарете, пишет: «В одно из посещении моих Пустыни (в августе 1857 г.) я прогостил там более суток почти неотлучно при Владыке... и вот, между прочим, он взял меня с собой в обычную свою проходку... Владыка сказал мне: »...Недаром Господь привел тебя из дальней Уфы не в другую какую Академию, а именно в нашу Киевскую... Да и ректор-то Антоний тебе чистый земляк, а он хороший вышел монах и тебя не оставит в руководстве. Я сам скоро перемещусь в Лавру, там близко и тебе бывать у меня, пока живу, хотя и недолго. Си глаголю тебе ныне, а всегда будет, помяни мое слово и поминай меня в молитвах» (см. там же, т. 2, с. 453, 458). 11 Архимандрит Лаврентий, Магистр Киевской Духовной академии, оставивший учебную службу по болезни. Читать далее Источник: Благословенная душа : жизнь, труды и подвиги преподобного Парфения Киевского/[сост. Ирина Хрулева]. - Москва : Синтагма, 2008. - 319 с. ISBN 5-7877-0007-4 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

   Миссионеры не всегда успевали обучить новокрещенных истинам христианской веры. Школ для них открывалось мало. Порой из-за неосторожных и неуклюжих действийвластей, оказывавших полицейскую помощь миссионерам, среди язычников кое-где вспыхивали волнения. В 1745 году взбунтовалась терюшевская мордва,возбужденная разорением языческого кладбища в селе Сарлеях.    В царствование Екатерины II миссионерская деятельность в Поволжье резко пошла на убыль. В 1764 году Свияжская контора была упразднена, миссияприостановилась и скоро значительная часть черемисов отпала от Церкви и возвратилась к идолопоклонству. Воспользовавшись екатерининской политикой широкойверотерпимости, татарские муллы и муфтии буквально засыпали правительство жалобами на мнимый фанатизм православного ду­ховенства и добились успеха. В 1773году вышел указ, которым архиереи устранялись от всяких дел об инородцах; в 1789 году к инородцам запрещено было отправлять проповедников безпредварительного сношения архиереев с губернаторами, а в 1799 году в миссионерских епархиях упразднена была сама должность проповедника.    В Нижнем Поволжье русские миссионеры проповедовали Евангелие калмыкам. В 1725 году к калмыкам-ламаистам была так­же отправлена особая миссия во главе сиеромонахом Никодимом (Ленкевичем), которой за 10 лет удалось крестить до 1700 калмыков. По мысли отца Никодима, крещенным калмыкам были от­ведены земли ксеверу от Самары, и там основан город Ставрополь (ныне Тольятти). В Ставрополе поселилась вдова хана Тайшина Анна и вся ее орда. В 1740 году в этом городебыла устроена русско-калмыцкая школа, появились первые переводы Нового Завета и церковных молитв на калмыцкий язык.     В Тобольской епархии, где в начале века подвизались святители Иоанн ( Максимович) и Филофей (Лещинский), новое оживление христианской проповеди среди инородцев совпало с царствованиемЕлизаветы. В 1749 году на Тобольскую кафедру был назначен опытный миссионер Сильвестр (Гловацкий), возглавлявший прежде Свияжскуюновокрещенскую контору. В те­чение 6 лет он управлял епархией. Успехи христианской миссии в годы его святительского служения вызвали раздражение умусульманского духовенства Сибири, которое в конце концов добилось его удаления из Тобольска.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В 1727 г., ещё при жизни своего отца, Н.Н. Кудрявцев, имевший уже к этому времени чин полковника, сменил его на посту Казанского вице-губернатора, на котором находился до 1740 г. В 1728 г. он унаследовал большое количество имений и поместий в Поволжье (в том числе, усадьбу-поместье Каймары в Казанском уезде, которая впоследствии перешла к Боратынским). Помимо этого, многие поместья перешли к Н.Н. Кудрявцеву после женитьбы, а также были приобретены и пожалованы ему за службу в последующие годы. В бытность Казанским губернатором казнённого впоследствии А.П. Волынского (1689 - 1740) Н.Н. Кудрявцев занял сторону враждовавшего с ним митрополита Казанского и Свияжского Сильвестра (Холмского-Волынца) (ум. в 1735) и в значительной мере способствовал его увольнению в 1730 г. с губернаторской должности. Испытав немало превратностей судьбы (в том числе, арест вместе с супругой), в 1733 г. Н.Н. Кудрявцев был назначен обер-комиссаром Казанского адмиралтейства и, «по рангу этой должности», произведён в бригадиры. «Нефёд Никитич был уволен от службы в регентство Бирона, 30 октября 1740 года, без повышения рангом; - отмечал Д.А. Корсаков, - но через двенадцать дней после того, когда Бирон уже был низложен, правительница Анна Леопольдовна наградила Кудрявцева чином генерал-майора».(9) Выйдя в отставку, он поселился в г. Казани, «проживая частию в своём доме, в городе, в приходе Николы Тульского, частию в подгородном своём селе Каймарах, где построил церковь ещё в 1723 году, во имя св. св. Кирилла Белозерского, Александра Невского и Мефодия Патарского, т[о] е[сть] в память своих братьев и в честь того святого, имя которого носил сам».(10) Историк М.П. Погодин (1800 - 1875) также высказывал предположение, что Н.Н. Кудрявцев мог быть крестным отцом выдающегося русского историка и литератора Н.М. Карамзина (1766 - 1826). В первой части своего труда «Николай Михайлович Карамзин, по его сочинениям, письмам и отзывам современников (материалы для биографии)», изданного в 1866 г., указывая, что крестным отцом Н.М. Карамзина «был сосед, помещик Кудрявцев», М.П. Погодин задавался вопросом: «Не об этом ли Кудрявцеве упоминает И.И. Дмитриев в своих записках, при описании Пугачёвского времени [...]»?(11)

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/06/...

Предисловие к патерику Потомственный Почётный гражданин, член Тверской учёной Архивной Комиссии, Иоасаф Яковлевич Кункин, при письме к Архиепископу Димитрию, прислал в Казанское Церковно-Археологическое Общество фотографический снимок с иконы «Собора Тверских Святых» и местно (в Тверской Епархии) чтимых угодников Божиих, находящейся в Троицкой г. Кашина церкви, при коей г. Кункин долгое время проходил должность старосты (письмо от 27 января 1907 г.). На упомянутой иконе Тверские святые расположены (наподобие Киево-Печерских преподобных) в шести рядах. Все они изображены в рост и в таком порядке: На первом (нижнем) ряду: в средине – св. благоверный Великий князь Михаил Ярославич Тверской и св. Арсений 1-й, епископ Тверской; по сторонам их (на правой стороне): супруга св. Великого князя Михаила Анна (Димитриевна) Кашинская и св. благоверная княгиня Новоторжская Иулиания; на левой стороне: святитель Варсонофий, епископ Тверской (Казанский Чудотворец) и пр. Ефрем, архимандрит Новоторжский. В средине 2-го ряда: св. благоверный Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович (князь Владимирский, основатель Нижнего Новгорода). По правую сторону его: благоверная Великая княгиня Тверская Ксения, мать св. благоверного Великого князя Михаила Ярославича и праведный князь Бежецкий и Галичский Димитрий Юрьевич Красный; по левую сторону святитель Акакий, епископ Тверской и Феодор 2-й, епископ Тверской. В средине третьего ряда: первый Епископ Тверской епархии, – святитель Симеон. По правую сторону его: св. благоверный Ростовский князь Василько (Василий) Константинович, благоверный князь Ржевский Владимир и его супруга, княгиня Ржевская Агриппина и праведная Параскева, игуменья Ржевская; по левую сторону св. Γурий, первый архиепископ Казанский, св. Герман, второй архиепископ Казанский (Свияжский Чудотворец), Аркадий Новоторжский, ученик пр. Ефрема, и Феоктист, Архиепископ Тверской. В 4-м ряду – на правой стороне: св. Филипп 2-й, Московский Митрополит; преподобный Дионисий, Троице-Сергиевой Лавры Архимандрит; святейший патриарх Московский и всея России Иов и святитель Нектарий, митрополит Тобольский и Сибирский; по левую сторону св. Моисей, Архиепископ Новгородский, св. Тихон 1-й (Соколов), епископ Воронежский, Задонский Чудотворец; святитель Арсений 2-й Архиепископ Тверской (впоследствии Суздальский) и святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Протопоп наставил его в христианской вере, велев ему быть верным Христу до смерти, и  крестил  с наречением ему имени Стефан. В знак своей верности новообращенный вырвал клок своей бороды и сказал, что так даст себя разорвать на части. За открытую и смелую проповедь Христа он был единоплеменниками своими изрублен в куски, а дом его сожжен. В тот же год был убит толпою мусульман  новокрещеный  татарин Петр, На его могиле был воздвигнут храм Воскресения Христова. •  Свияжск основан в 1551 г. при впадении р. Свияги в Волгу, на острове, как крепость. Он являлся базой русских войск, в период осады Казани (1552), бывшей до той поры столицей ханства. Ныне это село в Верхнеуслонском районе Татарстана. Казанская епархия была учреждена в 1555 г., т.е. после указанных событий.  •  Свв. мученики приняли Крещение уже после взятия Казани Иоанном Грозным и пострадали после ухода войск из города. В 1592 г. свт. Казанский Ермоген (будущий Патриарх Московский; память его 17 февр.) обратился к Патриарху Иову с прошением занести в повседневный синодик, имена свв. мучеников. Праведный Василий Блаженный, Христа ради юродивый, Московский чудотворец (+ 1552) Память его празднуется 2 авг. в день преставления и прославления Св. Василий Блаженный родился в крестьянской семье около 1464 г., в подмосковном селе Елохове (ныне Елоховская ул.), около церкви Св. великомученика Никиты (+ ок. 372).  Родителей его звали Иаков и Анна. Когда мальчик подрос, его отдали учиться сапожному мастерству. Уже в это время он вел подвижническую жизнь, занимался умной молитвой и успел стяжать благодатные духовные дары. Когда ему было 16 лет, пришел раз в мастерскую посадский человек и заказал сапоги, которых ему хватило бы на несколько лет. Василий улыбнулся. Когда заказчик ушел, хозяин спросил Василия о причине улыбки. «Если я тебе скажу, — ответил тот, — то больше я у тебя не смогу остаться!» Хозяин стал настаивать. Тогда Василий сказал: «Мне странным показалось, что посадский заказывает себе сапоги на несколько лет, тогда как он умрет завтра!» Слова юноши сбылись, но после этого он не захотел оставаться ни у мастера, ни в родительском доме.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУСТИН (Вишневский Иван Федорович; 1748, с. Сергиевское Михайловского у. Переяслав-Рязанской пров. Московской губ.- 31.01.1826, Пермская губ.), еп. Пермский и Екатеринбургский. Род. в многодетной семье свящ. Феодора Борисова, служившего, в частности, в храме прп. Сергия Радонежского. Мать И., Анна Абрамова, была дочерью священника с. Пет Шацкого у. Братья И., Михаил и Венедикт, служили в той же церкви, что и отец. По окончании Рязанской ДС Вишневский был оставлен в ней учителем грамматики и арифметики. В 1773 г. был пострижен в монашество, в 1775 г. назначен законоучителем в Инженерный кадетский корпус и преподавателем рус. языка для греков, приехавших в Россию. В 1783 г. отправлен в Венецию для служения в домовой церкви российского посольства, после захвата Венеции франц. войсками в 1797 г. переправился в Вену, в 1799 г. вернулся в Россию. 4 авг. 1799 г. И. был возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Иосифова Волоколамского мон-ря и членом Московской духовной комиссии «по рассмотрению сочинений и переводов, касающихся Церкви и Ее учения», но вскоре, 13 (по др. сведениям, 19) дек. 1799 г., перемещен в Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери муж. мон-рь Новгородской епархии. Иустин (Вишневский), еп. Пермский и Екатеринбургский. Фотография с портрета 1-й четв. XIX в. (РГИА) Иустин (Вишневский), еп. Пермский и Екатеринбургский. Фотография с портрета 1-й четв. XIX в. (РГИА) 25 марта 1800 г. И. был хиротонисан во епископа Свияжского, викария Казанской епархии. В нач. 1801 г. указом Святейшего Синода И. был направлен в Иркутск для участия в освидетельствовании мощей свт. Иннокентия (Кульчицкого) . Вместе с Иркутским еп. Вениамином (Багрянским) дважды (29 янв. и 3 марта) осмотрел гроб и мощи святителя. Совместный доклад архиереев от 5 марта 1801 г. послужил началом канонизационного процесса в Синоде, завершившегося в 1804 г. (Свт. Иннокентий, 1-й еп. Иркутский, чудотворец. [Иркутск], б. г. С. 14).

http://pravenc.ru/text/1237935.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН Иларион (Рогалевский), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский. Фотография с портрета 2-й пол. XVIII - нач. XIX в. (РГИА) Иларион (Рогалевский), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский. Фотография с портрета 2-й пол. XVIII - нач. XIX в. (РГИА) (Рогалевский; Минск - 1738 (1742), Тверь), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский. Окончил Киево-Могилянскую академию, принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре. По просьбе фельдмаршала Б. П. Шереметева в 1707 г. был назначен военным иеромонахом, служил в армейских частях и одновременно исполнял обязанности духовника графа. С дипломатической миссией, к-рую возглавлял А. П. Волынский, был направлен в Персию. После возвращения по указу от 7 апр. 1719 г. И. был направлен в Александро-Невскую лавру с предписанием под страхом «штрафа с истязанием» никуда не отлучаться из обители. В это время он числился иеромонахом минского во имя апостолов Петра и Павла мон-ря. С 1719 г. был обер-иеромонахом военного флота, служил на корабле «Александр», принимал участие в Персидском походе. С 23 июня 1722 г. И. возглавлял Мгарский в честь Преображения Господня мон-рь , но большую часть времени проводил в С.-Петербурге и Москве. Из-за конфликта с Черниговским архиеп. Иродионом (Жураковским) 24 окт. 1728 г. был перемещен в Донской иконы Божией Матери московский мон-рь в сане архимандрита. По свидетельству И., в это время в Донской обители было «собрано монашествующего чина из малороссийских городов не малое число». Считается, что карьере И. содействовал архиеп. Новгородский Феофан (Прокопович) . 26 марта 1732 г. И. был хиротонисан во епископа Казанского и Свияжского и в том же году возведен в сан архиепископа. 13 июня того же года имп. Анна Иоанновна пожаловала И. серебряное блюдо, к-рое он передал в кафедральный Благовещенский собор (ныне хранится в Национальном музее Республики Татарстан). 20 сент. прибыл в Казань. Добился отмены решения Святейшего Синода об отстранении от должностей священников казанских церквей, к-рые по делу митр. Сильвестра (Холмского) обвинялись в непоминовении Синода на литургии. Архиепископ объяснил, что иначе городские храмы останутся «без службы и пения». За время управления епархией основное внимание И. уделял миссионерской деятельности и преобразованию Казанской ДС. Дружеские отношения с Киевским архиеп. Варлаамом (Вонатовичем) помогли И. уже в 1732 - нач. 1733 г. пригласить из Киева в Казань питомцев Киевских духовных школ: архим. Нежинского монастыря Германа (Барутовича), иером. Епифания (Адамацкого), В. Г. Пуцек-Григоровича (впосл. митрополит Вениамин (Пуцек-Григорович) ), С. Гловацкого (впосл. митрополит Сильвестр (Гловацкий)). При И. был заложен новый каменный семинарский корпус в самом центре Казани. Землю для постройки передала архиерейскому дому вдова строителя казанского Петропавловского собора Ивана Михляева. Часть средств на сооружение здания выделил архиепископ.

http://pravenc.ru/text/389201.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АННА СВИЯЖСКАЯ (Юмина Анна Константиновна; 1846, с. Юськи Сарапульского у. Вятской губ.- 28.09.1906, г. Свияжск Казанской губ.), схиигум. Род. в семье священника, в 8 лет лишилась отца. С детства стремилась к монашеской жизни. В 1868 г. отправилась в Киев в паломничество, на обратном пути посетила Макарьевскую пуст. (см. Макариев свияжский в честь Вознесения Господня муж. мон-рь ) и по совету Н. В. Хрисогонова (впосл. иером. Нил), ставшего ее духовным отцом, осталась в соседнем свияжском во имя св. Иоанна Предтечи мон-ре . 22 года пробыла послушницей, в 1889 г. назначена казначеей мон-ря. Расширила сестринские корпуса и построила трапезную с хлебопекарней и просфорней. В 1890 г. приняла постриг с именем Апфия, в 1893 г. избрана настоятельницей мон-ря, через год возведена в сан игумении. Во время ее игуменства в мон-ре велось активное строительство: в 1896 г. был открыт странноприимный дом, в 1898-1901 гг. построен храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в 1902 г. открыто подворье мон-ря в Казани. А. С. была награждена медалью в честь царствования имп. Александра II и синодальным наперсным крестом. Была усердной молитвенницей и постницей. 19 сент. 1906 г. приняла схиму с именем Анна. Скончалась после тяжелой болезни, похоронена в склепе выстроенного ею храма. Лит.: ЖПодв. Сентябрь. С. 424-438; Игумения Апфия - в схиме Анна, настоятельница Свияжского Иоанно-Предтеченского жен. монастыря. Каз., 1906. Н. Н. Крашенинникова Рубрики: Ключевые слова: ВЕРА Антоновна Меркулова (в монашестве Вероника, в схиме Михаила; 1874-после 1935 г.), схиигум., подвижница благочестия

http://pravenc.ru/text/115612.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010