Указом Святейшего Синода от 13 февраля 1867 года 776) рукодельная школа при Казанско-Богородицком женском монастыре была открыта, о чем был поставлен в известность архиепископ Казанский и Свияжский Антоний (Амфитеатров) 5 . В 1873 году, спустя шесть лет, в иконописной мастерской трудилось 13 монашествующих, из них две рясофорные послушницы и 11 белиц 6 . Позже, в разные годы живописной мастерской монастыря заведовали рясофорная послушница дворянского происхождения Нина Андреевна Таршина, в обители с 1886 года, и монахиня Анатолия, в монашестве с 1909 года 7 . Примечательно то, что среди белиц, работавших под руководством рясофорной послушницы Екатерины Мандрыки, была и 15-летняя крестьянская девица из Вятской губернии Уськова Анна Васильевна 8 . И она же проходит по последнему списку монашествующих святой обители, составленному в 1927 году, за год за закрытия монастыря, как монахиня Анатолия 9 . Она пережила всех, с кем в Казанском монастыре трудилась монахиня Мария. Во второй половине XIX столетия подобные монастырские школы создавались не только для нужд самой обители (для написания т. н. «раздаточных» икон богомольцам и паломникам, для подарков высочайшим особам, посещавшим монастырь), но и для написания икон в другие, главным образом, сельские церкви, для создания всевозможных богослужебных предметов. Так, под руководством рясофорной послушницы Екатерины Мандрыки в 1877 году были написаны иконы для иконостаса домовой церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы при земской школе для образования народных учительниц 10 . Также были написаны иконы на бронзовых царских вратах кафедрального Благовещенского собора, «небольшая, но драгоценная плащаница живописной работы, убранная серебряной парчою, камнями и жемчугом» для церкви Первой казанской гимназии. Исполнялись в мастерской и иконы для целых иконостасов сельских церквей. 4 марта 1876 года Е. З. Мандрыке, руководившей живописным классом, была объявлена признательность епархиального начальства «за усердное занятие» 11 . |
Поэтому то, что делает Анна Витальевна и Елизаветинское движение — это великое дело. И я думаю, что очень хорошо, что мы вспоминаем имя Елизаветы Федоровны как образец милосердия». За вклад в дела благотворительности и просвещения митрополит Феофан наградил А.В. Громову епархиальной медалью Казанской иконы Божией Матери I степени. В рамках пленарного заседания представители Государственного комитета по туризму РТ и Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества подписали договор, позволяющий Татарстану использовать брендовый знак «Императорский маршрут». Туристы с помощью аккредитованного туроператора смогут посетить места, связанные с жизнью последнего российского императора Николая II и его семьи. В ходе секционных заседаний были заслушаны доклады, посвященные посещениям великой княгиней Елисаветой Феодоровной Казанской губернии и православных обителей — Казанско-Богородицкого монастыря, Седмиезерной пустыни, Чистопольского Успенского и Свияжского монастырей. Докладчики рассказали об августейших паломничествах в Троице-Сергиеву лавру , образовательных путешествиях великих князей, посещениях членами императорской фамилии Пермской губернии и Смоленского скита на Валааме. Была затронута тема участия великой княгини Елизаветы Федоровны в деле прославления русских святых в период правления императора Николая II. 3 ноября участники чтений посетили Свияжск и исторические места, включенные в национальный туристический проект «Императорский маршрут». С 2019 года Республика Татарстан является участником национального историко-культурного туристического проекта «Императорский маршрут», который Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество реализует в 19 регионах России при поддержке Министерства культуры РФ и Федерального агентства по туризму. Проект направлен на сохранение исторической памяти о Российском императорском доме, духовном и благотворительном наследии Царской семьи. Казань играет заметную роль в проекте «Императорский маршрут»: великая княгиня Елисавета Феодоровна неоднократно посещала Казанскую губернию. Ее стараниями был обустроен пещерный храм-часовня в честь Рождества Пресвятой Богородицы на месте обретения Казанской иконы Божией Матери в Казанско-Богородицком монастыре. Разработкой проекта занимался архитектор А.В. Щусев. По замыслу великой княгини, храм должен был напоминать православные пещерные комплексы и усыпальницу ее покойного супруга великого князя Сергея Александровича в Чудовом монастыре Московского Кремля. Освящение храма-часовни состоялось в год 300-летия Российского императорского дома. |
Мухановой писал: «... в Юрьевском монастыре, в ризнице, между дробными вещами покойницы матушки Графини искал вывезенные ею из Киева книжицы – собрание мнений и изречений Батюшки, но не нашлось...» 12 Графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская, о которой архимандрит Лаврентий упомянул в этом письме, скончалась 5 октября 1848 года. Следовательно, эти «книжицы» были изданы до октября 1848 года и он видел их и держал в руках. Где они могут быть сейчас? Может быть, в архиве Киево-Печерской Лавры, а может быть, в Новгородском музее. Дорогой читатель, если ты владеешь новой информацией о преподобном Парфении, поделись найденной информацией с другими, и они будут тебе благодарны. Ирина Хрулева 2 «Сказания о жизни и подвигах старца Киево-Печерской Лавры иеросхимонаха Парфения». Киев. Типогр. Киево-Печерской Лавры. 1856. 3 Ф. А. Маниковский «Исторически – статистическое описание Киево-Флоровского Вознесенского женского монастыря». Киев. 1894, с. 46. 5 Сергий (Василевский) был духовным сыном Антония (Амфитеатрова) ; см.: Архимандрит Сергий (Василевский) . «Вытсокопреосвященный Антоний (Амфитеатров) , архиепископ Казанский и Свияжский». Составлено по личным воспоминаниям и по печатным и письменным документам, Казань, Типогр. Окружного Штаба, 1885, т. 1, с, I (Предисловие). Архимандрит Сергий (Василевский), составитель жизнеописания о высокопреосвященном Филарете, пишет: «В одно из посещении моих Пустыни (в августе 1857 г.) я прогостил там более суток почти неотлучно при Владыке... и вот, между прочим, он взял меня с собой в обычную свою проходку... Владыка сказал мне: »...Недаром Господь привел тебя из дальней Уфы не в другую какую Академию, а именно в нашу Киевскую... Да и ректор-то Антоний тебе чистый земляк, а он хороший вышел монах и тебя не оставит в руководстве. Я сам скоро перемещусь в Лавру, там близко и тебе бывать у меня, пока живу, хотя и недолго. Си глаголю тебе ныне, а всегда будет, помяни мое слово и поминай меня в молитвах» (см. там же, т. 2, с. 453, 458). 11 Архимандрит Лаврентий, Магистр Киевской Духовной академии, оставивший учебную службу по болезни. Читать далее Источник: Благословенная душа : жизнь, труды и подвиги преподобного Парфения Киевского/[сост. Ирина Хрулева]. - Москва : Синтагма, 2008. - 319 с. ISBN 5-7877-0007-4 Поделиться ссылкой на выделенное |
Миссионеры не всегда успевали обучить новокрещенных истинам христианской веры. Школ для них открывалось мало. Порой из-за неосторожных и неуклюжих действийвластей, оказывавших полицейскую помощь миссионерам, среди язычников кое-где вспыхивали волнения. В 1745 году взбунтовалась терюшевская мордва,возбужденная разорением языческого кладбища в селе Сарлеях. В царствование Екатерины II миссионерская деятельность в Поволжье резко пошла на убыль. В 1764 году Свияжская контора была упразднена, миссияприостановилась и скоро значительная часть черемисов отпала от Церкви и возвратилась к идолопоклонству. Воспользовавшись екатерининской политикой широкойверотерпимости, татарские муллы и муфтии буквально засыпали правительство жалобами на мнимый фанатизм православного духовенства и добились успеха. В 1773году вышел указ, которым архиереи устранялись от всяких дел об инородцах; в 1789 году к инородцам запрещено было отправлять проповедников безпредварительного сношения архиереев с губернаторами, а в 1799 году в миссионерских епархиях упразднена была сама должность проповедника. В Нижнем Поволжье русские миссионеры проповедовали Евангелие калмыкам. В 1725 году к калмыкам-ламаистам была также отправлена особая миссия во главе сиеромонахом Никодимом (Ленкевичем), которой за 10 лет удалось крестить до 1700 калмыков. По мысли отца Никодима, крещенным калмыкам были отведены земли ксеверу от Самары, и там основан город Ставрополь (ныне Тольятти). В Ставрополе поселилась вдова хана Тайшина Анна и вся ее орда. В 1740 году в этом городебыла устроена русско-калмыцкая школа, появились первые переводы Нового Завета и церковных молитв на калмыцкий язык. В Тобольской епархии, где в начале века подвизались святители Иоанн ( Максимович) и Филофей (Лещинский), новое оживление христианской проповеди среди инородцев совпало с царствованиемЕлизаветы. В 1749 году на Тобольскую кафедру был назначен опытный миссионер Сильвестр (Гловацкий), возглавлявший прежде Свияжскуюновокрещенскую контору. В течение 6 лет он управлял епархией. Успехи христианской миссии в годы его святительского служения вызвали раздражение умусульманского духовенства Сибири, которое в конце концов добилось его удаления из Тобольска. |
В 1727 г., ещё при жизни своего отца, Н.Н. Кудрявцев, имевший уже к этому времени чин полковника, сменил его на посту Казанского вице-губернатора, на котором находился до 1740 г. В 1728 г. он унаследовал большое количество имений и поместий в Поволжье (в том числе, усадьбу-поместье Каймары в Казанском уезде, которая впоследствии перешла к Боратынским). Помимо этого, многие поместья перешли к Н.Н. Кудрявцеву после женитьбы, а также были приобретены и пожалованы ему за службу в последующие годы. В бытность Казанским губернатором казнённого впоследствии А.П. Волынского (1689 - 1740) Н.Н. Кудрявцев занял сторону враждовавшего с ним митрополита Казанского и Свияжского Сильвестра (Холмского-Волынца) (ум. в 1735) и в значительной мере способствовал его увольнению в 1730 г. с губернаторской должности. Испытав немало превратностей судьбы (в том числе, арест вместе с супругой), в 1733 г. Н.Н. Кудрявцев был назначен обер-комиссаром Казанского адмиралтейства и, «по рангу этой должности», произведён в бригадиры. «Нефёд Никитич был уволен от службы в регентство Бирона, 30 октября 1740 года, без повышения рангом; - отмечал Д.А. Корсаков, - но через двенадцать дней после того, когда Бирон уже был низложен, правительница Анна Леопольдовна наградила Кудрявцева чином генерал-майора».(9) Выйдя в отставку, он поселился в г. Казани, «проживая частию в своём доме, в городе, в приходе Николы Тульского, частию в подгородном своём селе Каймарах, где построил церковь ещё в 1723 году, во имя св. св. Кирилла Белозерского, Александра Невского и Мефодия Патарского, т[о] е[сть] в память своих братьев и в честь того святого, имя которого носил сам».(10) Историк М.П. Погодин (1800 - 1875) также высказывал предположение, что Н.Н. Кудрявцев мог быть крестным отцом выдающегося русского историка и литератора Н.М. Карамзина (1766 - 1826). В первой части своего труда «Николай Михайлович Карамзин, по его сочинениям, письмам и отзывам современников (материалы для биографии)», изданного в 1866 г., указывая, что крестным отцом Н.М. Карамзина «был сосед, помещик Кудрявцев», М.П. Погодин задавался вопросом: «Не об этом ли Кудрявцеве упоминает И.И. Дмитриев в своих записках, при описании Пугачёвского времени [...]»?(11) |
Предисловие к патерику Потомственный Почётный гражданин, член Тверской учёной Архивной Комиссии, Иоасаф Яковлевич Кункин, при письме к Архиепископу Димитрию, прислал в Казанское Церковно-Археологическое Общество фотографический снимок с иконы «Собора Тверских Святых» и местно (в Тверской Епархии) чтимых угодников Божиих, находящейся в Троицкой г. Кашина церкви, при коей г. Кункин долгое время проходил должность старосты (письмо от 27 января 1907 г.). На упомянутой иконе Тверские святые расположены (наподобие Киево-Печерских преподобных) в шести рядах. Все они изображены в рост и в таком порядке: На первом (нижнем) ряду: в средине – св. благоверный Великий князь Михаил Ярославич Тверской и св. Арсений 1-й, епископ Тверской; по сторонам их (на правой стороне): супруга св. Великого князя Михаила Анна (Димитриевна) Кашинская и св. благоверная княгиня Новоторжская Иулиания; на левой стороне: святитель Варсонофий, епископ Тверской (Казанский Чудотворец) и пр. Ефрем, архимандрит Новоторжский. В средине 2-го ряда: св. благоверный Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович (князь Владимирский, основатель Нижнего Новгорода). По правую сторону его: благоверная Великая княгиня Тверская Ксения, мать св. благоверного Великого князя Михаила Ярославича и праведный князь Бежецкий и Галичский Димитрий Юрьевич Красный; по левую сторону святитель Акакий, епископ Тверской и Феодор 2-й, епископ Тверской. В средине третьего ряда: первый Епископ Тверской епархии, – святитель Симеон. По правую сторону его: св. благоверный Ростовский князь Василько (Василий) Константинович, благоверный князь Ржевский Владимир и его супруга, княгиня Ржевская Агриппина и праведная Параскева, игуменья Ржевская; по левую сторону св. Γурий, первый архиепископ Казанский, св. Герман, второй архиепископ Казанский (Свияжский Чудотворец), Аркадий Новоторжский, ученик пр. Ефрема, и Феоктист, Архиепископ Тверской. В 4-м ряду – на правой стороне: св. Филипп 2-й, Московский Митрополит; преподобный Дионисий, Троице-Сергиевой Лавры Архимандрит; святейший патриарх Московский и всея России Иов и святитель Нектарий, митрополит Тобольский и Сибирский; по левую сторону св. Моисей, Архиепископ Новгородский, св. Тихон 1-й (Соколов), епископ Воронежский, Задонский Чудотворец; святитель Арсений 2-й Архиепископ Тверской (впоследствии Суздальский) и святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский. |
Протопоп наставил его в христианской вере, велев ему быть верным Христу до смерти, и крестил с наречением ему имени Стефан. В знак своей верности новообращенный вырвал клок своей бороды и сказал, что так даст себя разорвать на части. За открытую и смелую проповедь Христа он был единоплеменниками своими изрублен в куски, а дом его сожжен. В тот же год был убит толпою мусульман новокрещеный татарин Петр, На его могиле был воздвигнут храм Воскресения Христова. • Свияжск основан в 1551 г. при впадении р. Свияги в Волгу, на острове, как крепость. Он являлся базой русских войск, в период осады Казани (1552), бывшей до той поры столицей ханства. Ныне это село в Верхнеуслонском районе Татарстана. Казанская епархия была учреждена в 1555 г., т.е. после указанных событий. • Свв. мученики приняли Крещение уже после взятия Казани Иоанном Грозным и пострадали после ухода войск из города. В 1592 г. свт. Казанский Ермоген (будущий Патриарх Московский; память его 17 февр.) обратился к Патриарху Иову с прошением занести в повседневный синодик, имена свв. мучеников. Праведный Василий Блаженный, Христа ради юродивый, Московский чудотворец (+ 1552) Память его празднуется 2 авг. в день преставления и прославления Св. Василий Блаженный родился в крестьянской семье около 1464 г., в подмосковном селе Елохове (ныне Елоховская ул.), около церкви Св. великомученика Никиты (+ ок. 372). Родителей его звали Иаков и Анна. Когда мальчик подрос, его отдали учиться сапожному мастерству. Уже в это время он вел подвижническую жизнь, занимался умной молитвой и успел стяжать благодатные духовные дары. Когда ему было 16 лет, пришел раз в мастерскую посадский человек и заказал сапоги, которых ему хватило бы на несколько лет. Василий улыбнулся. Когда заказчик ушел, хозяин спросил Василия о причине улыбки. «Если я тебе скажу, — ответил тот, — то больше я у тебя не смогу остаться!» Хозяин стал настаивать. Тогда Василий сказал: «Мне странным показалось, что посадский заказывает себе сапоги на несколько лет, тогда как он умрет завтра!» Слова юноши сбылись, но после этого он не захотел оставаться ни у мастера, ни в родительском доме. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУСТИН (Вишневский Иван Федорович; 1748, с. Сергиевское Михайловского у. Переяслав-Рязанской пров. Московской губ.- 31.01.1826, Пермская губ.), еп. Пермский и Екатеринбургский. Род. в многодетной семье свящ. Феодора Борисова, служившего, в частности, в храме прп. Сергия Радонежского. Мать И., Анна Абрамова, была дочерью священника с. Пет Шацкого у. Братья И., Михаил и Венедикт, служили в той же церкви, что и отец. По окончании Рязанской ДС Вишневский был оставлен в ней учителем грамматики и арифметики. В 1773 г. был пострижен в монашество, в 1775 г. назначен законоучителем в Инженерный кадетский корпус и преподавателем рус. языка для греков, приехавших в Россию. В 1783 г. отправлен в Венецию для служения в домовой церкви российского посольства, после захвата Венеции франц. войсками в 1797 г. переправился в Вену, в 1799 г. вернулся в Россию. 4 авг. 1799 г. И. был возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Иосифова Волоколамского мон-ря и членом Московской духовной комиссии «по рассмотрению сочинений и переводов, касающихся Церкви и Ее учения», но вскоре, 13 (по др. сведениям, 19) дек. 1799 г., перемещен в Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери муж. мон-рь Новгородской епархии. Иустин (Вишневский), еп. Пермский и Екатеринбургский. Фотография с портрета 1-й четв. XIX в. (РГИА) Иустин (Вишневский), еп. Пермский и Екатеринбургский. Фотография с портрета 1-й четв. XIX в. (РГИА) 25 марта 1800 г. И. был хиротонисан во епископа Свияжского, викария Казанской епархии. В нач. 1801 г. указом Святейшего Синода И. был направлен в Иркутск для участия в освидетельствовании мощей свт. Иннокентия (Кульчицкого) . Вместе с Иркутским еп. Вениамином (Багрянским) дважды (29 янв. и 3 марта) осмотрел гроб и мощи святителя. Совместный доклад архиереев от 5 марта 1801 г. послужил началом канонизационного процесса в Синоде, завершившегося в 1804 г. (Свт. Иннокентий, 1-й еп. Иркутский, чудотворец. [Иркутск], б. г. С. 14). |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН Иларион (Рогалевский), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский. Фотография с портрета 2-й пол. XVIII - нач. XIX в. (РГИА) Иларион (Рогалевский), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский. Фотография с портрета 2-й пол. XVIII - нач. XIX в. (РГИА) (Рогалевский; Минск - 1738 (1742), Тверь), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский. Окончил Киево-Могилянскую академию, принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре. По просьбе фельдмаршала Б. П. Шереметева в 1707 г. был назначен военным иеромонахом, служил в армейских частях и одновременно исполнял обязанности духовника графа. С дипломатической миссией, к-рую возглавлял А. П. Волынский, был направлен в Персию. После возвращения по указу от 7 апр. 1719 г. И. был направлен в Александро-Невскую лавру с предписанием под страхом «штрафа с истязанием» никуда не отлучаться из обители. В это время он числился иеромонахом минского во имя апостолов Петра и Павла мон-ря. С 1719 г. был обер-иеромонахом военного флота, служил на корабле «Александр», принимал участие в Персидском походе. С 23 июня 1722 г. И. возглавлял Мгарский в честь Преображения Господня мон-рь , но большую часть времени проводил в С.-Петербурге и Москве. Из-за конфликта с Черниговским архиеп. Иродионом (Жураковским) 24 окт. 1728 г. был перемещен в Донской иконы Божией Матери московский мон-рь в сане архимандрита. По свидетельству И., в это время в Донской обители было «собрано монашествующего чина из малороссийских городов не малое число». Считается, что карьере И. содействовал архиеп. Новгородский Феофан (Прокопович) . 26 марта 1732 г. И. был хиротонисан во епископа Казанского и Свияжского и в том же году возведен в сан архиепископа. 13 июня того же года имп. Анна Иоанновна пожаловала И. серебряное блюдо, к-рое он передал в кафедральный Благовещенский собор (ныне хранится в Национальном музее Республики Татарстан). 20 сент. прибыл в Казань. Добился отмены решения Святейшего Синода об отстранении от должностей священников казанских церквей, к-рые по делу митр. Сильвестра (Холмского) обвинялись в непоминовении Синода на литургии. Архиепископ объяснил, что иначе городские храмы останутся «без службы и пения». За время управления епархией основное внимание И. уделял миссионерской деятельности и преобразованию Казанской ДС. Дружеские отношения с Киевским архиеп. Варлаамом (Вонатовичем) помогли И. уже в 1732 - нач. 1733 г. пригласить из Киева в Казань питомцев Киевских духовных школ: архим. Нежинского монастыря Германа (Барутовича), иером. Епифания (Адамацкого), В. Г. Пуцек-Григоровича (впосл. митрополит Вениамин (Пуцек-Григорович) ), С. Гловацкого (впосл. митрополит Сильвестр (Гловацкий)). При И. был заложен новый каменный семинарский корпус в самом центре Казани. Землю для постройки передала архиерейскому дому вдова строителя казанского Петропавловского собора Ивана Михляева. Часть средств на сооружение здания выделил архиепископ. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АННА СВИЯЖСКАЯ (Юмина Анна Константиновна; 1846, с. Юськи Сарапульского у. Вятской губ.- 28.09.1906, г. Свияжск Казанской губ.), схиигум. Род. в семье священника, в 8 лет лишилась отца. С детства стремилась к монашеской жизни. В 1868 г. отправилась в Киев в паломничество, на обратном пути посетила Макарьевскую пуст. (см. Макариев свияжский в честь Вознесения Господня муж. мон-рь ) и по совету Н. В. Хрисогонова (впосл. иером. Нил), ставшего ее духовным отцом, осталась в соседнем свияжском во имя св. Иоанна Предтечи мон-ре . 22 года пробыла послушницей, в 1889 г. назначена казначеей мон-ря. Расширила сестринские корпуса и построила трапезную с хлебопекарней и просфорней. В 1890 г. приняла постриг с именем Апфия, в 1893 г. избрана настоятельницей мон-ря, через год возведена в сан игумении. Во время ее игуменства в мон-ре велось активное строительство: в 1896 г. был открыт странноприимный дом, в 1898-1901 гг. построен храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в 1902 г. открыто подворье мон-ря в Казани. А. С. была награждена медалью в честь царствования имп. Александра II и синодальным наперсным крестом. Была усердной молитвенницей и постницей. 19 сент. 1906 г. приняла схиму с именем Анна. Скончалась после тяжелой болезни, похоронена в склепе выстроенного ею храма. Лит.: ЖПодв. Сентябрь. С. 424-438; Игумения Апфия - в схиме Анна, настоятельница Свияжского Иоанно-Предтеченского жен. монастыря. Каз., 1906. Н. Н. Крашенинникова Рубрики: Ключевые слова: ВЕРА Антоновна Меркулова (в монашестве Вероника, в схиме Михаила; 1874-после 1935 г.), схиигум., подвижница благочестия |
| |