Несмотря на религиозность и благочестие императрицы (она любила ездить на богомолья, участвовать в богослужениях, беседовать с духовными особами), в царствование А. И. репрессиям подверглись 9 архиереев и значительное число священников и монахов. В 1730 г. число членов Святейшего Синода было увеличено с 4 до 12 чел., однако к 1740 г. в результате политических репрессий в составе Синода осталось лишь 2 архиерея и 1 протопоп. Только за 1732-1733 гг. в Тайной канцелярии было приговорено к различным видам наказаний 148 лиц духовного звания, что составило 37,5% от общего числа осужденных. Главным организатором «архиерейских процессов» являлся президент Синода архиеп. Новгородский Феофан (Прокопович), широко использовавший покровительство А. И. и личные связи с нем. придворной верхушкой в борьбе со своими политическими противниками в Святейшем Синоде и в среде высшего духовенства. Одним из первых подвергся преследованию Воронежский еп. Лев (Юрлов) , обвиненный в том, что по получении известия об избрании на российский престол А. И. не отслужил торжественного молебна, а во время богослужения велел возносить имя бабки умершего имп. Петра II царицы Евдокии Феодоровны Лопухиной без упоминания ее монашеского имени - Елена. Получившее политическую окраску дело было передано для рассмотрения в Святейший Синод. Еп. Льва поддержали архиеп. Ростовский Георгий (Дашков) и митр. Коломенский Игнатий (Смола) . Однако архиеп. Феофан постарался придать всему делу характер гос. измены и, пользуясь поддержкой А. И. и Кабинета министров, заставил Святейший Синод лишить обвиняемого священного и монашеского сана и предать его гражданскому суду. После расстрижения 2 окт. 1730 г. еп. Льва под именем Лаврентий сослали в Кий-Островский мон-рь на Белом м. Позднее архиеп. Феофан подготовил обвинительный материал против покровителей репрессированного архиерея - митр. Игнатия и архиеп. Георгия. Они были обвинены в попытке замять «дело» еп. Льва. Не дожидаясь окончания следствия, архиеп. Георгий попросился на покой, но и этот шаг не спас его от расправы. 28 дек. 1730 г. он был лишен архиерейского сана и отправлен в заключение в Спасо-Каменный мон-рь на Кубенском оз., а затем переведен в Нерчинский мон-рь . Митр. Игнатия также лишили священного сана и сослали 2 февр. 1731 г. в Свияжский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь .

http://pravenc.ru/text/115600.html

Эта церковь была освящена Архиепископом Казанским и Свияжским Антонием (Амфитеатровым) 27 ноября 1877 г. Большой вклад в организацию строительства домовой церкви внесли председатель попечительного Совета школы, действительный статский советник Алексей Гаврилович Осокин, член попечительного Совета П.П. Горлов, гласный губернской земской Управы П.П. Котелов и начальница школы Анна Петровна Веригина. «Иконостас был дубовый, столярной работы, без позолоты, в один ярус. Царские двери дубовые, точно плетённые, резьба - ореховая. Иконостас вырезан в мастерской известного иконостасных дел мастера Михаила Александровича Тюфилина». Школа находилась на пересечении улиц Поперечно-Вторая гора - Вторая гора (ныне Айвазовского - Волкова). Кирпичное двухэтажное здание сохранилось в хорошем состоянии. Ныне в нём находится на первом этаже районный клуб детского технического творчества «Факел», на втором - вечерняя (сменная) школа 34. В бывшей домовой церкви - спортзал. За этот период были написаны иконы на бронзовых царских вратах кафедрального Благовещенского собора, «небольшая, но драгоценная плащаница живописной работы, убранная серебряной парчою, камнями и жемчугом» для церкви Первой казанской гимназии. Исполнялись в мастерской и иконы для целых иконостасов сельских церквей. 4 марта 1876 года Е.З. Мандрыке, руководившей живописным классом, была объявлена признательность Епархиального начальства «за усердное занятие». Работы монастырской мастерской экспонировались на Казанской научно-промышленной выставке 1890 года и были отмечены наградами: почётным отзывом «За превосходную работу риз и шитьё золотом» и Большой серебряной медалью «За хорошее качество живописи на иконах». Живописная школа Казанского монастыря была одной из ведущих в регионе и по численности работающих в ней и по количеству и качеству продукции. Если в Казанском монастыре на основании архивных документов автором выявлено свыше 70 иконописцев, то в Елабужском Казанско-Богородицком женском монастыре - 13, в Свияжском Иоанно-Предтеченском - 10, в Чистопольском Свято-Успенском - около 10 живописцев.

http://ruskline.ru/analitika/2013/11/29/...

1918 г. – возведён в сан архиепископа. 1920 г., 26 февраля – скончался в заключении в Омске. СИМОН (Шлеев Симеон), епископ Уфимский (единоверческий). По окончании Нижегородской духовной семинарии поступил волонтёром в Казанскую Духовную Академию. Настоятель Петербургского единоверческого собора и директор реального училища. 1918 г. – принял монашество. 1918 г., 3(16) июня – хиротонисан Патриархом Тихоном во (единоверческого) епископа Охтенского, с подчинением митрополиту Петроградскому. 1918–1920 гг. – единоверческий, затем православный епископ Уфимский. 1921 г., 12 сентября – убит в Уфе. ТИХОН (Белавин Василий Иванович), Патриарх Московский и всея России. 1865 г., 19 января – родился в г. Торопце Псковской губ., в семье священника Спасо-Преображенской церкви (тезоименитство 30 января ст. ст.; родители Иоанн и Анна). 1872 г. – определяется в Торопецкое духовное училище и успешно его оканчивает. 1878–1884 гг. – с отличием оканчивает Псковскую духовную семинарию. 1888 г., 11 июня – одним из первых студентов оканчивает Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата-магистранта богословия. 1888 г., июнь – определяется преподавателем богословия и французского языка в Псковскую духовную семинарию. 1891 г., 22 декабря – в храме Псковской духовной семинарии Преосвященным Гермогеном [Добронравиным], епископом Псковским и Порховским, постригается в мантию с наречением имени Тихон (в честь св. Тихона Задонского ). Несколько позже – иеродиакон, иеромонах. 1892 г. – инспектор Холмской духовной семинарии; затем – ректор той же семинарии, архимандрит. Председатель Холмского Православного Богородичного Братства. Благочинный монастырей Холмско-Варшавской епархии. 1895 г. 6 мая – сопричислен к ордену св. Анны 2 степени. 1897 г., 16 октября – высочайшее повеление о бытии ректору Холмской духовной семинарии, архимандриту Тихону – епископом Люблинским, викарием Холмско-Варшавской епархии. 1897 г., 19 октября – хиротонисан во епископа Люблинского в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, в Санкт-Петербурге. Чин хиротонии совершают: Первенствующий член Св. Синода, митрополит Санкт-Петербургский Палладий [Раев], архиепископ Казанский и Свияжский Арсений архиепископ Финдлянский и Выборгский Антоний [Вадковский], епископ Нарвский Иоанн [Кратиров] и епископ Самарский и Ставропольский Гурий [Буртасовский].

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Земляки его тоже обрадовались этому намерению о. Гавриила. Таким образом, как он сам вскоре по прибытии в Челябу решился послать прошение о перемещении его в завод Миасский, так и будущие его прихожане-земляки отправили от себя ходатайство о назначении его священником к только что разрешённой к стройке церкви. Перемещение это состоялось тогда же, но с тем, чтобы пока церковь не отстроена и не освящена, о. Гавриил был в звании исправляющего должность приходского священника, что и продолжилось до Октября 1815 г. На основании слов своих родителей, сам преосв. Антоний сказывал, что освящение церкви совершено было как раз перед днями его рождения и крещения 33 , равно как и брат его старший родился при самой закладке этой церкви, которому дано было и самое имя Павел, потому что церковь устраивалась во имя Апостолов Петра и Павла. «Священник Гавриил Амфитеатров, – говорит сообщатель сведений со слов старожилов, – хотя пробыл и недолго на месте, но был весьма любим прихожанами. Когда он выезжал из Миаса куда-то в другую далекую губернию, то народ с хлебом и солью и со слезами провожал его далеко за селение, как истинного пастыря и строителя церкви, и ещё как дорогого любезного земляка» 34 . Из Миасского завода о. Гавриил переместился в г. Калугу в 1820 г. по вызову брата своего Филарета, который был уже Епископом (с Июня 1819 г.) в Калуге. На пути, при переезде в Калугу, он был со своим семейством в Уфе. В это время было у него трое детей: старшая дочь – Вера 11 лет, первый сын Павел 8 л. и Яков по пятому году. Когда в 1860 г. приводилось мне быть в Уфе, то при свидании с разными родными преосв. Антония из фамилии Несмеловых, одна его тетка, жена протоиерея Ив. Григ. Несмелова Анна Яковлевна особенно живо воспоминала про указываемое время проезда о. Гавриила с семейством через Уфу в Калугу. Представляя себе в живой памяти личность Филарета, в бытность его ректором в Уфе и племянника Яшеньку, она с благоговением высказывалась: «вот как истинно неисповедимы судьбы Божии! И нам-то какое счастье даровал Господь, что мы имеем таких высоких родственников...

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

При этом же случае Филарет-ревизор подарил Филарету-ректору панагию, которую последний, употребляя часто при жизни, завещал возложить на него и по кончине в засвидетельствование того, что любовь взаимная между ними была крепка и неразрывна «как смерть». В позднейшее время, в 60-х годах, имел сказанную награду Св. Владимира 2-й ст. со звездою ещё один только архимандрит, бывший Наместник св. Троицко-Сергиевой Лавры, Антоний. 14 Этот племянник – Яков Козмич Амфитеатров. Отец его Козма Ив. Красин состоял в течение 25-ти лет причётником в селе Высоком при отце Филарета, священнике Георгии, и был женат на второй дочери последнего Анне. Когда по старости и слабости здоровья, о. Георгий уволился в заштат, то исходатайствовал перед епархиальным начальством определить на его место священником зятя – причётника Красина. Из этой фамилии и рода Красиных, в дальнем уже поколении, был, между прочим, ординарный профессор Казанской Академии Доктор Богословия Михаил Яковл. Красин, скончавшийся на должности в Июле 1880 г. 15 Высокопр. митр. Филарет был сын священника Георгия Никитича Амфитеатрова, служившего в Орловской губернии, Кромского уезда в селе Высоком, где и была коренная родина Амфитеатровых. У о. Георгия было всех детей восьмеро, – пять сыновей и три дочери. Филарет был вторым по рождении из пяти сыновей. Самый старший сын был Василий, следующий за Филаретом был Гавриил (отец преосв. Антония), четвертый Симеон, пятый Никита. Первые двое были в духовном звании, именно, Василий был священником в селе Гиани Орловской епархии, а Гавриил протоиереем в г. Калуге. Последние же двое были в светском звании. Симеон, принявший при поступлении в московский университет, фамилию Раич, был известным в свое время литератором. Известны его переводы «Вергилиевых Георгик» с латинского языка и поэмы Тасса «Освобождённый Иерусалим» с итальянского языка. Из дочерей Евдокия и Анна были в замужестве за священниками, а Мария за диаконом. См. «Заметки преосв. Антония о жизни высокопр. Филарета – митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Старший сын – Лука (1801 – 11.07.1855) поступил в Казанскую духовную академию в 1811 году, закончил обучение с аттестатом 1 разряда. В ноябре 1824 года был посвящен во священника к Вознесенской церкви Ставропольского уезда Симбирской губернии села Головкина. В 1829 году был переведен к соборной церкви Спасителя Нерукотворного Образа уездного города Чистополя Казанской губернии. Здесь под началом протоиерея Павла Семенова Соколова Лука Фомин Воецкий занимает второе священническое место вслед за первым священником Петром Матвеевым Женился Лука на Апполинарии Михайловой урожденной Орловой, дочери Михаила Савина и Стефаниды Стефановой (1765 – после 1834) Орловых. «Михаил Савинов Орлов из протоиерея г. Вольска Саратовской губернии, поступил в монашество в Свияжский Первоклассный Богородицкий Монастырь» до 1834 Чистопольский уезд был одним из центров старообрядчества Поволжья, по численности старообрядцев считался третьим в губернии. Священник Лука Воецкий проявил себя активным проповедником. Его стараниями были обращены из раскола и присоединены к православной церкви многие жители Чистополя и окрестных деревень, за что он неоднократно удостаивался архипастырской благодарности. В Национальном архиве РТ удалось выявить значительное число документов с отчетами о миссионерской деятельности священника Луки Воецкого и объявлением благодарностей оному от епархиального начальства. Скончался Лука Воецкий 23 июля 1855 года в г. Чистополе, где прослужил священником 26 лет. У Луки Фомина и жены его Аполлинарии Михайловой (1802 – после 1865) было 12 детей: Надежда (1826 – после 1893), Екатерина (1827 – после 1893), Анна (1829 – до 1850), Мария (1832 – после 1893), Александра (1833 – после 1893), Евгений (1836 – после 1915), Дарья (1839 – после 1912), Федор (1841 – ?), Алексей (1843 – ?), Сергей (1845 – после 1906), Аркадий (1846 – ?), Владимир (1849 – после 1916). Из шести сыновей Луки Воецкого известна судьба троих. Старший сын Евгений Лукин Воецкий (1836 – после 1915) родился в г. Чистополе, окончил курс в Казанской Духовной Семинарии со званием студента в 1858 году и в августе того же года был определен в Чистопольское духовное уездное училище учителем. В разное время преподавал краткий катехизис, краткую священную историю, нотное церковное пение, чтение по славянской и гражданской печати и чистописание, русскую грамматику, церковный устав. В Чистопольском женском училище преподавал

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

146 Людовик XV (1710–1774) – французский король с 1714 г., вступил на престол после смерти прадеда, Людовика XIV. 147 Ягужинский Павел Иванович (1683–1736) – государственный деятель и дипломат. Сын органиста, выходца из Литвы. С 1701 г. служил в гвардии; в 1720–1721 гг. посланник в Вене. В 1722–1726 гг. и 1730–1731 гг. генерал-прокурор сената, в 1726–1727 гг. полномочный министр при польском сейме в Гродно. С 1731 г. граф. В 1731–1734 гг. посол в Берлине. С 1735 г. кабинет-министр Анны Иоанновны. 148 Фридрих Вильгельм I (1688–1740) – король Пруссии с 1713 г., из династии Гогенцоллернов, отец Фридриха II Великого. 149 Алексей Петрович (1690–1718 гг.) – царевич, сын Петра I и Евдокии Лопухиной; с 1711 г. женат на Шарлотте Вольфенбюттельской (ум. 1715 г.); в 1716 г. бежал в Вену к своему шурину австрийскому императору Карлу VI; был возвращен в Россию в конце 1717 г. и приговорен к смертной казни. 150 Екатерина I Алексеевна (1684–1727) – императрица. До принятия православия – Марта Скавронская, дочь литовского крестьянина Самуила Скавронского. В 1702 г. попала в русский плен в Мариенбурге (ныне Алуксне) и вскоре стала фактической женой Петра I. Церковный брак оформлен в 1712 г., коронована в 1724 г. После смерти Петра I возведена на престол гвардейскими частями во главе с А. Д. Меншиковым; управление страной осуществлялось Верховным Тайным советом во главе с А. Д. Меншиковым. Перед смертью подписала завещание о передаче престола царевичу Петру Алексеевичу, внуку Петра I. От брака Петра с Екатериной остались две дочери – Анна, замужем за герцогом Голштинским, мать будущего царя Петра III (1761–1762 гг.), и Елизавета Петровна, будущая императрица (1741–1761 гг.). 151 Мирный договор 1721 г., завершивший Северную войну между Россией и Швецией, был заключен в г. Ништадте (Финляндия). По договору к России переходили Лифляндия, Эстляндия, Ингрия и Карельский перешеек с Выборгом и Кексгольмом. 153 Адриан (1636–1700) – архимандрит Чудова монастыря в Кремле, с 1686 г. митрополит Казанский и Свияжский, с 1690 г. патриарх всея Руси. После смерти Адриана вплоть до Февральской революции 1917 г. управление православной церковью в России осуществлялось Синодом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Богослужебные песнопения за Литургией исполнялись мужским архиерейским хором под управлением Дениса Рогова, смешанным архиерейским хором под управлением Марины Литвиненко, мужским хором духовенства Казанской епархии, смешанным хором Казанской духовной семинарии. За Литургией молились настоятельница Елисаветинского женского монастыря г. Алапаевска игумения Смарагда (Зыкова), настоятельница Свияжского Иоанно-Предтеченского женского монастыря игумения Питирима (Лисицына), председатель Наблюдательного совета Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Анна Громова с делегацией ЕСПО, прибывшей в Казань для участия в Елисаветинских днях, студенты Казанской духовной семинарии, представители православных молодежных организаций Казанской епархии, прихожане столичных храмов, паломники. За соблюдением мер по профилактике распространения коронавирусной инфекции следили представители молодежного движения «Казанские православные добровольцы». Богослужение транслировалось на республиканском телеканале «Татарстан — Новый век», телеканале «Союз» и портале «Православие в Татарстане». После великого входа по просьбе митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид совершил пресвитерскую хиротонию клирика Духосошественского храма г. Казани диакона Артемия Лушкина. Проповедь по запричастном стихе произнес благочинный I Казанского округа протоиерей Алексий Чубаков. После отпуста архипастыри, духовенство и миряне прошли с Казанской иконой Богородицы и пением молитв Царице Небесной крестным ходом вокруг храма. В завершение крестного хода митрополит Кирилл обратился ко всем присутствующим со словом. Владыка Кирилл сердечно поблагодарил представителей Православных Поместных Церквей в Русской Православной Церкви, прибывших на молитвенные торжества в честь Казанской иконы Божией Матери. С приветственным словом к главе Татарстанской митрополии и ко всем присутствующим обратился митрополит Филиппопольский Нифон. После богослужения в собор Казанской иконы Божией Матери прибыл президент Республики Татарстан Рустам Минниханов. Глава республики встретился с митрополитом Казанским и Татарстанским Кириллом и представителями Православных Поместных Церквей, принимавшими участие в церковных торжествах.

http://patriarchia.ru/db/text/5859105.ht...

—2— стыря Архимандрит Арсений, профессор Московской Духовной Академии протоиерей Димитрий Феодорович Касицын, чиновник особых поручений при Обер-Прокуроре Св. Синода Михаил Димитриевич Свербеев, воспитанник Московской Духовной Академии выпуска 1879 года Петр Васильевич Романовский, преподаватель Архангельского Епархиального женского училища Иван Иванович Павлов, вдова Симбирского протоиерея Екатерина Гавриловна Никольская, вдова Статского Советника Агриппина Николаевна Лепешкина и супруга Московского священника Анастасия Александровна Быстрицкая. С другой стороны, из числа пожизненных членов выбыли скончавшиеся в отчетном году: высокопреосвященнейший Павел, Архиепископ Казанский и Свияжский, Московский купец Арсений Арсеньевич Глушков, дворянка Евдокия Никифоровна Говорова и Московская почетная гражданка Анна Александровна Сазикова. Из действительных членов, по сведениям доходившим разновременно до Совета Братства, в отчетном году скончались: бывший эконом Академии, соборный иеромонах Анастасий, протопресвитер Московского Успенского собора Николай Александрович Сергиевский , Московские протоиереи и священники: Симеон Григорьевич Вишняков, Виктор Петрович Рождественский, Александр Георгиевич Невский, Симеон Ильич Зверев, Севериан Васильевич Сперанский, Александр Семенович Грузов, Никита Никитич Скворцов, преподаватель Московской духовной семинарии Николай Васильевич Беляев, Московский нотариус Василий Сергеевич Смиренский; действительный статский советник Сергей Михайлович Третьяков, статский советник Димитрий Семенович Лепешкин, потомственные почетные граждане Павел Павлович Малютин и Сергей Алексеевич Капцов и московский купец Алексей Димитриевич Лопашов. Почившие члены Братства, по обычаю лет предшествующих, внесены в Братский синодик для поминовения в академической церкви. На основании § 16 Устава Братства, в общем годичном собрании членов Братства 4 мая произведены были выборы двух членов совета и казначея братства, причем на место избранного в конце минувшего 1891 года в председатели Совета Братства, профессора Д. Ф. Го-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Были посланы в Кашин для дознания следующие духовные сановники: преосвященный митрополит Иосиф рязанский, с ним архимандрит и протопоп. Неизвестно, что подало повод к посылке их в Кашин и к осмотру мощей. Мы не имели в руках начала этого дела. Когда эта духовная комиссия воротилась и представила свой досмотр патриарху Иоакиму, первосвятитель собрал в царствующем граде Москве в свою крестовую патриаршую палату митрополитов: Иосифа казанского и свияжского, сарского и подонского, Иосифа рязанского и муромского, архиепископов: Стефана суздальского и юрьевского, Арсения псковского и изборского, Симеона бывшего сибирского, да Чудова монастыря архимандрита Павла. Этот собор слушал досмотр сделанный архиереями, ездившими в Кашин, рассмотрел житие Анны Кашинской, и нашёл его несогласным с летописями. Замечателен тогдашний способ критики, правду сказать, очень здравый; мы познакомим с ним читателей в оригинале. Собор нашёл в житии тринадцать несообразностей (несогласий): 1-е несогласие. Написано в житии: яко благоверная княгиня Анна была родом города Кашина, дщи славных бояр. А в летописцах: дщи князя Дмитрия Борисовича Ростовского. 2-е несогласие. В житии написано: великий князь Михаил Ярославич шед в орду, взя с собою сына своего князя Дмитрия. А в летописцах написано: был в орде с князем Михаиломъ Яраславлевичем сын его князь Константин. 3-е несогласие. В житии написано: великий князь Михаил кончину приял мечом, усечен бысть. А в летописцах: ножом в ребро в десную сторону ударен и тако дух испустити. 4-е несогласие. В житии написано: тело князя Михаила Ярославлевича привезено из орды сыном его князем Дмитрием в Тверь. А в летописцах: великий князь Юрий Данилович в орде повеле взяти тело его и привезоша в Москву и положиша в монастырь церкви святаго Преображения. Потом же по прошению великой княгини Анны и сынов её, князь великий Юрий Данилович отпусти тело его с Москвы. 5-е несогласие. В житии написано: пребывала великая княгиня с сыном своим Константином в Твери, тому бо град Тверь в отчее достояние в наследие достася.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010