– Ну что же, ты доволен? – спросил у него Сергей Иванович. – Очень. Я никак не думал, что это так интересно! Славно, прекрасно! Свияжский подошел к Левину и звал его к себе чай пить. Левин никак не мог понять и вспомнить, чем он был недоволен в Свияжском, чего он искал от него. Он был умный и удивительно добрый человек. – Очень рад, – сказал он и спросил про жену и про свояченицу. И по странной филиации мыслей, так как в его воображении мысль о свояченице Свияжского связывалась с браком, ему представилось, что никому лучше нельзя рассказать своего счастья, как жене и свояченице Свияжского, и он очень был рад ехать к ним. Свияжский расспрашивал его про его дело в деревне, как и всегда, не предполагая никакой возможности найти что-нибудь не найденное в Европе, и теперь это нисколько не неприятно было Левину. Он, напротив, чувствовал, что Свияжский прав, что все это дело ничтожно, и видел удивительную мягкость и нежность, с которою Свияжский избегал высказыванья своей правоты. Дамы Свияжского были особенно милы. Левину казалось, что они все уже знают и сочувствуют ему, но не говорят только из деликатности. Он просидел у них час, два, три, разговаривая о разных предметах, но подразумевал одно то, что наполняло его душу, и не замечал того, что он надоел им ужасно и что им давно пора было спать. Свияжский проводил его до передней, зевая и удивляясь тому странному состоянию, в котором был его приятель. Был второй час. Левин вернулся в гостиницу и испугался мысли о том, как он один теперь с своим нетерпением проведет остающиеся ему еще десять часов. Не спавший чередовой лакей зажег ему свечи и хотел уйти, но Левин остановил его. Лакей этот, Егор, которого прежде не замечал Левин, оказался очень умным и хорошим, а главное, добрым человеком. – Что же, трудно, Егор, не спать? – Что делать! Наша должность такая. У господ покойнее; зато расчетов здесь больше. Оказалось, что у Егора была семья, три мальчика и дочь швея, которую он хотел отдать замуж за приказчика в шорной лавке. Левин по этому случаю сообщил Егору свою мысль о том, что в браке главное дело любовь и что с любовью всегда будешь счастлив, потому что счастье бывает только в тебе самом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Кстати, впоследствии подобного рода оборонительные сооружения, наподобие нашего «гуляй-города», были позаимствованы европейскими мушкетерами, но уже в конце XVI-haчaлe XVII века. То есть у нас эта система обороны появилась лет на двадцать-тридцать раньше. Про одежду стрельцов я уже вам рассказал. У них, кстати, были единообразными не только шапка и кафтан, но еще были единообразные сапоги, одинаковой высоты, зачастую одинакового цвета, желтоватого, с каблуками, модные по тем временам. Одинаковые перчатки-краги коричневой кожи, защищавшие руки в ближнем бою, с очень красивой вышивкой. Одинаковые кушаки, как правило с золотым шитьем, бахромой. Была настоящая форма одежды. Про вооружение рассказал – сабля, самопал, пищаль, бердыш. Хотя многие историки находят то, что у многих стрельцов были на вооружение сабли и польского образца, не только азиатского, и даже находят стрельцов с западноевропейскими шпагами, тогда они практически полностью становятся мушкетерами. Про стрельцов я ответил. Есть еще вопрос про Свияжск. В Свияжск надо, конечно, поехать всем, тут рассказывать можно долго. Сейчас это замечательное место, город на острове, старинная крепость, недалеко от Казани, 30 километров. «Мимо острова Буяна, в царство славного Салтана» -по версии некоторых исследователей Пушкина, это как раз про Свияжск написано, про царя Салтана. Удивительнейшая история. Царь Иван Грозный пытался трижды взять Казань, взял только с третьего раза. Первые два похода были неудачными, но уже на втором походе было принято правильное тактическое решение. Прямо неподалеку от Казани, в тридцати километрах, на границе Казанского ханства и русских земель был сооружен пограничный форпост, крепость Свияжск, где складировалось вооружение, амуниция, запасы ядер, огнестрельного оружия, ставился большой гарнизон, собирались русские войска. Это было тем самым плацдармом, с которого штурмовалась Казань. Интересно то, как возникла эта крепость. Крепость была срублена выше по течению Волги, затем разобрана, все бревна пронумерованы и спущены по воде. Никто точно не знает дат, поэтому я всегда говорю условно в таких случаях, за несколько дней была буквально собрана, из ничего возникла очень качественная деревянная крепость. Это говорит о развитии военно-инженерной мысли. Представьте себе, где-то в верховьях Волги, срубить крепость, все пронумеровать, собрать-разобрать, спустить по воде и за несколько дней опять собрать. Можете себе представить организацию работы?

http://pravmir.ru/ivan-groznyiy-i-inform...

Музей археологии дерева      Летом, даже в будни, Свияжск многолюден: туристы, паломники, художники, расставившие этюдники так, чтобы захватить самую лучшую, выразительную точку пейзажа, монахи, идущие по своим делам, бегающие дети... Свияжск даже близко не воспринимается декорацией, муляжом, как мы когда-то боялись. Здесь все настолько живое – и история (древняя и недавняя), – ее можно увидеть, услышать, – и настоящее, и все это не диссонирует между собой, а наоборот, совсем не разделяется, воспринимаясь неразрывным единым целым. То есть вокруг – настоящая жизнь. И все это – на фоне вод Волги и Свияги, спокойно и величественно несущих свои воды из вчера и сегодня – куда-то за горизонт... Рейтинг: 9.9 Голосов: 313 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Роман 18 октября 2022, 12:11 Какое прекрасное место, спасибо за рассказ! Вероника 14 октября 2022, 17:28 Спасибо за рассказ, за эмоции! Во многом ощущаю то же самое. Посетив Свияжск в том году я была им просто покорена, в прямом смысле " до глубины души " . Он настолько настоящий, никакого пафосного " колорита " . Он-живой и вне времени... Татьяна 12 октября 2022, 08:39 Ещё про Кимры. В Кимрах на некоторых домах есть таблички, кому они принадлежали. Я очень удивилась, что сапожники имели большие двухэтажные дома. Ведь в советских учебниках учили, что люди труда ничего не имели. А оказывается имели, и своим трудом очень многое создавали вокруг себя. Город Кимры был большим торговым городом(находится на берегу Волги). Большие торговые ряды из красного кирпича, которые не были достроены (не покрыты крышей), потому что произошла революция, сейчас разрушаются. А это тоже уникальные торговые ряды. Татьяна 12 октября 2022, 08:16 Хороший рассказ. Наверное очень много есть таких городов, которые развивались до революции, за счёт частного производства. А после революции, когда всё у частников отобрали развиваться перестали. Например, город Кимры - город сапожников, бурное строительство которого пришлось на предреволюционные годы. Там столько уникальных построенных в стиле модерн домов! Сейчас многие дома нуждаются в срочной ресторации(они деревянные, можно их потерять). Храмы восстанавливают. Но на месте Скорбященского храма и кладбища парк, и в парке лежит памятная доска, что здесь был храм.

http://pravoslavie.ru/148652.html

– Оказывается, – прибавил он с веселым оживлением, – что главным виновником раздела Польши был совсем не Фридрих. Оказывается… И он с свойственною ему ясностью рассказал вкратце эти новые, очень важные и интересные открытия. Несмотря на то, что Левина занимала теперь больше всего мысль о хозяйстве, он, слушая хозяина, спрашивал себя: «Что там в нем сидит? И почему, почему ему интересен раздел Польши?» Когда Свияжский кончил, Левин невольно спросил: «Ну так что же?» Но ничего не было. Было только интересно то, что «оказывалось». Но Свияжский не объяснил и не нашел нужным объяснять, почему это было ему интересно. – Да, но меня очень заинтересовал сердитый помещик, – вздохнув, сказал Левин. – Он умен и много правды говорил. – Ах, подите! Закоренелый тайный крепостник, как они все! – сказал Свияжский. – Коих вы предводитель… – Да, только я их предводительствую в другую сторону, – смеясь, сказал Свияжский. – Меня очень занимает вот что, – сказал Левин. – Он прав, что дело наше, то есть рационального хозяйства, нейдет, что идет только хозяйство ростовщическое, как у этого тихонького, или самое простое. Кто в этом виноват? – Разумеется, мы сами. Да и потом, неправда, что оно нейдет. У Васильчикова идет. – Завод… – Но я все-таки не знаю, что вас удивляет. Народ стоит на такой низкой степени и материального и нравственного развития, что, очевидно, он должен противодействовать всему, что ему чуждо. В Европе рациональное хозяйство идет потому, что народ образован; стало быть, у нас надо образовать народ, – вот и все. – Но как же образовать народ? – Чтоб образовать народ, нужны три вещи: школы, школы и школы. – Но вы сами сказали, что народ стоит на низкой степени материального развития. Чем же тут помогут школы? – Знаете, вы напоминаете мне анекдот о советах больному: «Вы бы попробовали слабительное». – «Давали: хуже». – «Попробуйте пиявки». – «Пробовали: хуже». – «Ну, так уж только молитесь богу». – «Пробовали: хуже». Так и мы с вами. Я говорю политическая экономия, вы говорите – хуже.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

– Этот вопрос занимает теперь лучшие умы в Европе. Шульце-Деличевское направление… Потом вся эта громадная литература рабочего вопроса, самого либерального лассалевского направления… Мильгаузенское устройство – это уже факт, вы, верно, знаете. – Я имею понятие, но очень смутное. – Нет, вы только говорите; вы, верно, знаете все это не хуже меня. Я, разумеется, не социальный профессор, но меня это интересовало, и, право, если вас интересует, вы займитесь. – Но к чему же они пришли? – Виноват… Помещики встали, и Свияжский, опять остановив Левина в его неприятной привычке заглядывать в то, что сзади приемных комнат его ума, пошел провожать своих гостей. XXVIII Левину невыносимо скучно было в этот вечер с дамами: его, как никогда прежде, волновала мысль о том, что то недовольство хозяйством, которое он теперь испытывал, есть не исключительное его положение, а общее условие, в котором находится дело в России, что устройство какого-нибудь такого отношения рабочих, где бы они работали, как у мужика на половине дороги, есть не мечта, а задача, которую необходимо решить. И ему казалось, что эту задачу можно решить и должно попытаться это сделать. Простившись с дамами и обещав пробыть завтра еще целый день, с тем чтобы вместе ехать верхом осматривать интересный провал в казенном лесу, Левин перед сном зашел в кабинет хозяина, чтобы взять книги о рабочем вопросе, которые Свияжский предложил ему. Кабинет Свияжского была огромная комната, обставленяая шкафами с книгами и с двумя столами – одним массивным письменным, стоявшим посередине комнаты, и другим круглым, уложенным, звездою вокруг лампы, на разных языках последними нумерами газет и журналов. У письменного стола была стойка с подразделенными золотыми ярлыками ящиками различного рода дел. Свияжский достал книги и сел в качающееся кресло. – Что это вы смотрите? – сказал он Левину, который, остановившись у круглого стола, переглядывал журналы. – Ах да, тут очень интересная статья, – сказал Свияжский про журнал, который Левин держал в руках.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Омофор символически изображает благодатные дарования архиерея как священнослужителя, поэтому без омофора архиерей священнодействовать не может. Он изображает также заблудшую овцу (т. е. погибающее человечество), которую Добрый Пастырь Христос Спаситель несет на Своих плечах ( Лк.15:4–7 ). Поэтому диакон при облачении архиерея в омофор произносит: «На рамех, Христе, заблуждшее взяв естество, вознеслся еси, Богу и Отцу привел еси, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь». Во время совершения Литургии омофор несколько раз снимается и надевается. В омофоре архиерей остается в те моменты, когда сам символизирует собою Христа. Снимает же при чтении Евангелия, во время Великого входа, при освящении Святых Даров, так как в это время священнодействует Сам Христос. Перед возгласом Святая святым омофор надевается и не снимается до конца Литургии. (По материалам сайта: http://www.pravoslavie.ru ). 247 Вероятно, Шумилов. Упоминается в списке узников Шлиссельбургской крепости. Священник из Казани. Заточен в крепость был 21 мая 1825 г. Причина заточения – «юродивый, подозрительное отношение к вере и правительству». Выбыл из крепости в 1835 г. Дальнейшая судьба неизвестна. (Гернет М. Н. История царской тюрьмы. В 2-х т. – Т 2. 1825– 1870 гг. – М., 1946. – С. 351 (Список узников Шлиссельбургской крепости за 1826–1870 гг.). 248 Кто именно была упоминаемая барыня, установить не удалось. Однако следует сказать, что фамилия Еропкиных была хорошо известна в Казани. Еще в 1505 г. Михаил Степанович Еропкин-Кляпик (первая половина XV – 1513), боярский сын, сокольничий, дипломат на службе у московских князей Ивана III и Василия III, Рюрикович в XVIII колене, из рода князей Смоленских, был послан в Казань, где был захвачен Мухаммед-Амином и содержался в заточении два года до заключения мира. Арест Кляпика и избиение русских купцов были первыми враждебными действиями казанского хана в двухлетней войне. 249 Город Свияжск был основан Иваном Грозным в 1551 г. С 1547 г. царь предпринимал безуспешные попытки покорить Казань. И чтобы осуществить свой план по разгрому Казанского ханства, Ивану Грозному необходима была хорошо укрепленная крепость. Царь обратил внимание на высокий холм, омывавшийся двумя речками – Свиягой и Щукой. Вокруг холма располагались не просыхающие после половодья болота, что исключало возможность внезапного нападения на крепость. Здесь-то и решено было возвести форпост. В апреле 1551 г. в городке Мышкин (недалеко от Углича) был срублен деревянный кремль. Затем мышкинцы отметили каждое бревно, разобрали постройки и плотами сплавили крепость по Волге. Около устья Свияги плоты выловили, а из готовых бревен в течение четырех недель на горе Круглой возвели крепость, по размерам сравнимую с Московским кремлем. Свияжск стал плацдармом войск Ивана Грозного. Вскоре Казань была взята и разрушена. Первоначально город-крепость был назван Иван-городом. Позднее был переименован в Свияжск. Долгое время именно Свияжск, а не Казань, был столицей всего региона.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Санкт-Петербургская Учреждена 1 сентября 1742 года Санкт-Петербургская и Шлиссельбургская Кафедра в Санкт-Петербурге Никодим (Скребницкий) епископ, бывший еп. Чернигов ский и Новгород-Северский с 1.09.1742 по 2.02.1745 еп. Переяславский и Бориспольский Феодосий (Янковский) архиепископ, рукоположен с 10.03.1745 † 22.04.1750 Сильвестр (Кулябка) епископ, бывший еп. Костромской и Галичский, с 25.04.1750 архиепископ со 2.07.1750 † 17.04.1761 Вениамин (Пуцек-Григорович) архиепископ, бывший еп. Псковский, Нарвский и Изборский с 15.09.1761 по 26.07.1762 архиеп. Казанский и Свияжский Гавриил (Кременецкий) архиепископ, бывший еп. Казанский и Свияжский и Ревельский с 25.07.1762 по 29.05.1764 переименован архиеп. Санкт-Петербургский Санкт-Петербургская и Ревельская С 29 мая 1764 года Гавриил (Кременецкий) архиепископ, бывший архиеп. Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский с 29.05.1764 по 22.09.1770 митр. Киевский и Галицкий Гавриил (Петров-Шапошников) архиепископ, бывший еп. Тверской и Кашинский с 22.09.1770 по 1.01.1775 переименован архиеп. Новгородский и Санкт-Петербургский Новгородская и Санкт-Петербургская С 1 января 1775 года Гавриил (Петров-Шапошников) архиепископ, бывший архиеп. Санкт-Петербургский и Ревельский с 1.01.1775 митрополит с 22.09.1783 по 16.10.1799 митр. Новгородский и Олонецкий Санкт-Петербургская, Эстляндская и Выборгская С 16 октября 1799 года Амвросий (Подобедов) архиепископ, бывший архиеп. Казанский и Свияжский с 16.10.1799 по 19.12.1800 переименован архиеп. Новгородский, Санкт- Петербургский, Эстляндский и Финляндский Новгородская, Санкт-Петербургская, Эстляндская и Финляндская С 19 декабря 1800 года Амвросий (Подобедов) архиепископ, бывший архиеп. Санкт-Петербургский, Эстляндский и Выборгский с 19.12.1800 митрополит с 10.03.1801 по 4.12.1803 переименован митр. Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Санкт-Петербургская, Эстляндская и Финляндская С 4 декабря 1803 года Амвросий (Подобедов) митрополит, бывший митр. Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Президент РТ подчеркнул, что такой результат стал возможен благодаря поддержке Президента России Владимира Путина и Правительства РФ. Отдельные слова благодарности за поддержку в реализации комплексного проекта по сохранению историко-культурного наследия Рустам Минниханов выразил министру иностранных дел России Сергею Лаврову, министру культуры РФ Владимиру Мединскому, послу по особым поручениям МИД РФ Элеоноре Митрофановой и ответственному секретарю Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО Григорию Орджоникидзе. «В этих победах мы в первую очередь видим личную заслугу первого президента Татарстана, председателя Республиканского фонда " Возрождение " Минтимера Шариповича Шаймиева. Под его руководством была проведена системная целенаправленная работа по возрождению древнего Болгара и острова-града Свияжск и продвижению их в список ЮНЕСКО», — отметил президент РТ. По его словам, Древний Болгар и остров Свияжск преобразились за очень короткое время. Здесь были проведены работы по реставрации культурных, исторических и духовных памятников, появились новые музеи, создана туристическая инфраструктура. С момента включения данных территорий в список ЮНЕСКО значительно увеличилось количество туристов. Возрождение Болгара и Свияжска объединило всю республику, заметил Р. Минниханов. Свой финансовый и трудовой вклад в общее дело внесли предприятия и организации, личные средства перечислили все татарстанцы независимо от национальности, вероисповедания и возраста, активное участие в восстановлении памятников приняли муниципальные образования. Президент поблагодарил всех жителей республики за внимательное отношение к истории и культуре. «Включение Болгара и Свияжска в престижный список ЮНЕСКО — это результат тщательной и плодотворной работы татарстанских, российских и международных специалистов в области археологии, градостроительства, архитектуры, охраны культурного наследия, реставрации и консервации памятников. Мы глубоко осознаем свою ответственность перед ЮНЕСКО за дальнейшую сохранность уникальных исторических объектов и хотим заверить в нашем намерении строго следовать всем установленным правилам для надлежащего сохранения Казанского Кремля, древнего Болгара и острова-града Свияжск», — заключил Рустам Минниханов.

http://patriarchia.ru/db/text/4991173.ht...

638 ...Юрья Михайловича Булгакова... – Ю. М. Булгаков (Голицын-Патрикеев) – московский боярин из рода Гедиминовичей, еще в XIV в. вошедших в состав великокняжеского двора, а во второй половине XV в. составивших самую влиятельную прослойку в Думе. Его дед Иван Булгак был потомком литовского князя Патрикие, в начале XV в. приехавшего на Русь и породнившегося с великим князем Василием I через брак своего сына Юрия с его дочерью. Ю. М. Булгаков получил боярство в период малолетства Ивана Грозного, в 40-е гг. служил в Коломне, Кашире, в Нижнем Новгороде. В 1550 г. был тысяцким на свадьбе Владимира Андреевича Старицкого и А. А. Нагой. Его участие в строительстве Свияжска подтверждается летописями. 639 ...да болярина и воеводу князя Семена Ивановича Микулинского... – С. И. Микулинский (Телятевский-Пунков) – потомок тверских князей Микулинских, еще в середине XVI в. имевших собственных вассалов на территории бывшего Микулинского уезда, старший сын Ивана Андреевича Пунко (Луговицы), боярин с 1550 г., был женат на дочери В. Г. Морозова; как воевода участвовал в казанских походах 1547, 1548, 1550, 1551, 1552 гг., ливонских походах 1558–1559 гг., был оставлен наместником в Казани после взятия ее русскими войсками. Умер в 1562 г. 640 ...да болярина и дворетцкого московского Данила Романовича... – Д. Р. Захарьин (Юрьев-Кошкин), брат царицы Анастасии Романовны, шурин Ивана Грозного, происходил из могущественного старомосковского рода Кобылиных, служивших московским князьям еще с середины XIV в. Его дед – Ю. З. Кошкин был видным политическим деятелем времен Ивана III. Д. Р. Захарьин, посланный на строительство Свияжска, оставался там в ожидании нового похода на Казань, летом 1552 г. он ходил из Свияжска на горных черемисов и привел их к присяге Ивану Грозному, после взятия Казани в 1560 г. был направлен царем на подавление бунта луговых черемисов во главе с Мамич-Бердеем. 641 ...и царя им дав Шигалилея... – Речь идет о третьем, последнем правлении в Казани царя Шигалея (1551–1552). Обстоятельства третьего воцарения в Казани Шах-Али подробно описаны в «Летописце начала царства»; другую, беллетризованную версию дает автор «Казанской истории» (см. главы 35–36:42).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

II. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1 апр. 1915. В Совет Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода, от 27 марта за 3920: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства от 17 февраля 1915 г. 46, по ходатайству Совета Императорской Московской духовной академии об учреждении при оной стипендии и премии имени «Высокопреосвященного Иакова, Архиепископа Казанского и Свияжского». Приказали: Рассмотрев настоящее представление Вашего преосвященства, Святейший Синод определяет: 1) учредить при Императорской Московской духовной академии стипендию и премию имени «Высокопреосвященного Иакова. Архиепископа Казанского и Свияжского», на пожертвованный им капитал, в сумме 12.000 руб. 4% Государственной рентой, 2) утвердить положение об означенных стипендии и премии в представленном Вашим Преосвященством виде, и 3) выразить преосвященному Иакову благодарность от Святейшего Синода за его щедрое пожертвование на стипендию и премию при Императорской Московской духовной академии: о чем уведомить Ваше Преосвященство и Преосвященного Казанского указами». —91— Определили: Указ Святейшего Синода принять к сведению, а утвержденное Синодальным определением положение о стипендии и премии имени Высокопреосвященного Иакова, Архиепископа Казанского и Свияжского, – к руководству. III. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «20 апр. 1915. В Совет Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода, от 20 апреля за 5137: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: предложенный Г. Товарищем Обер-Прокурора Святейшего Синода, от 14 Апреля 1915 года за 3954, препровожденный и. д. начальника Генерального Штаба Генералом от Инфантерии Беляевым, при отношении от 10 сего Апреля за 9588 приказ по военному ведомству, от 6 Марта сего года за 113, с временными правилами о порядке привлечения в 1915 году в войска, на основании статьи 61 6 Устава о Воинской повинности, по прод. 1912 г., потребного числа молодых людей, пользующихся отсрочками для окончания курса высших учебных заведений. Приказали: Настоящий приказ по военному ведомству, с означенными временными правилами, препроводить, при указах, Преосвященным Митрополитам Петроградскому, Киевскому и Вашему Преосвященству и Преосвященному Казанскому, для сведения и руководства правлений Императорских Петроградской, Киевской, Московской и Казанской духовных академий».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010