На собрании Братства Православных Приходов Владыка заявил нам, что хочет ехать в Свияжск. На наши опасения за его жизнь просто и убежденно ответил: «Мы должны радоваться, что Господь привел нас жить в такое время, когда можем за Него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткое страдание и венец мученичества искупят грехи всякие и дадут вечное блаженство, которого никакие чекисты не смогут отнять». С глубокой верой в правоту этих слов Владыка в начале июня вернулся в Свияжск с верным келейником Иовом, который упросил чекистов арестовать его с Владыкой, чтобы служить ему в заключении. Но когда в середине июля отряд чехов полковника Каппеля занял на шесть недель Казань, в Свияжск прибыль Троцкий, сделавший его оплотом обороны, а затем наступления. Владыку Амвросия, бесстрашного в своем исповедничестве, Троцкий велел уничтожить. Его арестовали снова в монастыре и вывезли вместе с келейником Иовом на станцию Тюрлема Московско-Казанской жел. дороги. Там из штаба 5-й армии, стоявшего в вагонах поезда Троцкаго, Владыку вывели в поле, а келейника отпустили, запретив ему следовать за своим любимым Епископом. Через несколько часов он нашел в еще нескошенном поле тело владыки Амвросия, проткнутое штыком в спину насквозь с вывернутыми при жизни в плечах, локтях и кистях обеими руками, брошенное лицом вниз. Верный келейник похоронил Владыку на месте его мученической кончины и в продолжении 12-ти лет платил крестьянину, владельцу поля, чтобы тот не перепахивал и не перекапывал поле на том месте, где на небольшой глубине покоилось тело священномученика. Сам келейник жил в одной деревне, где стал портным и сошелся, сняв рясофор, с местной сельской портнихой, но блюл могилу, известную лишь ему и местным крестьянам, соседям владельца поля. Но в 1930 году земля отошла в колхоз, а бывший келейник Иов должен был бежать во избежание ареста. После свидетелю сего не удалось установить судьбу безвестной могилы, но среди разосланных по тюрьмам монашествующих Казанской епархии и местных крестьян сохранилась память о бесстрашном архипастыре и вера, что Господь прославить Своего священномученика.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Потом важнейшей вехой стала борьба за сохранение музея и галереи великого земляка, единственного художника мирового уровня, современника, жившего и творившего на нашей земле – Константина Васильева. Вторая половина девяностых прошла у нас под знаком возрождения православных традиций и передачи храмов верующим. Тогда же и на протяжении многих лет потом одной из ключевых тем стало возрождение православного Острова-града «Свияжск». Нулевые – это борьба за создание Центра русской культуры «Русский дом». Правда, это единственная, пожалуй, наша тема, которую мы поднимая перед руководством и чиновничеством, пытались решить без широкой огласки в СМИ, но эпистолярии и стенограммы совещаний по данному вопросу, думаю, будут вполне доступны исследователям и потомкам. С конца нулевых – это русский язык в образовании – самый, пожалуй, тяжёлый вопрос. Корр. Ну, и что из этого решилось? М.Ю. Щеглов В том и дело – абсолютно что мы ставили перед упорно сопротивляющимися по началу региональными властями, в итоге решилось положительно! Русская традиционная культура, которой в начале девяностых вообще почти было не увидеть, сейчас – в фаворе. Работают ансамбли, проводятся экспедиции и исследования, возрождаются замечательные праздники русского народа. Музей Васильева – в самом центре Казани, на ул.Баумана, к нему лично градоначальник Ильсур Метшин проявил и проявляет огромную заботу. Один из главных символов Казани – красная колокольня Богоявленского собора на улице Баумана – передана Церкви, а главное – с неё звонят колокола! А ведь этому упорно сопротивлялись чиновники, даже лично министр культуры Таишев не постеснялся прессы, заявил, что он, как татарин, против колокольного звона в центре. Свияжск возрождается под патронажем первого президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева. Далеко не всё там гладко, ведь снова несметные деньги… Не возродили малый исторический город, земли бесценные на странных людей пооформляли, но место – на слуху, туристов туда теперь возят, а не как в девяностых – костью в горле для региональной администрации был Свияжск.

http://ruskline.ru/analitika/2019/11/19/...

Сохранились ли предметы, относящиеся хотя бы ко времени жизни святителя Германа? В Свияжске предметов такой древности не сохранилось. В монастыре три действующих храма этого периода и я считаю, что это - самое главное. Храмы уникальны. Один с фресками именно этой эпохи, другой деревянный с подлинным срубом XVI века. Они - живут, мы в этих храмах молимся, совершаем богослужения. Из вещей святителя Германа, насколько мне известно, уцелела только митра. Она находится в Казани, в музее. Конечно, ее невозможно будет вернуть. Да и хранить митру в келье было бы неудобно - это богослужебный предмет. Я думаю можно просто воссоздать интерьер жилища монаха той эпохи, где все предельно просто и скромно. Сама по себе историческая келья очень маленькая, темная и это свидетельствует о том, каким аскетом был святитель Герман. Келья святителя теперь станет одним из объектов экскурсионного показа? Да. Думаю, это будет интересно и паломникам и туристам. Мы сделаем все для этого. Есть статистические данные о количестве туристов, ежегодно посещающих Свияжск? Есть, но они собираются не нами, а Государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником «Остров-град Свияжск». По сведениям музея, в прошлом году остров посетило примерно пятьсот тридцать тысяч человек. Каждый год это число возрастает. За минувший май людей приехало в полтора раза больше, чем за май прошлого года. Я это связываю с завершением реставрации и доступностью для осмотра монастырских достопримечательностей. Пользуясь случаем, отмечу, что объем проведенных восстановительных работ беспрецедентен, в нем участвовала буквально вся страна - финансирование осуществлялось на федеральном и республиканском уровнях. Как наместник, я благодарен всем, кто принял участие в возвращении монастырю исторического облика, особенно республиканскому Фонду «Возрождение», возглавляемому первым президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым. Уйдя в отставку, он занялся восстановлением памятников культуры в республике Татарстан. Одним из главных объектов его внимания стал Свияжск. Именно этот высокий патронат позволил провести масштабные и очень качественные реставрационные работы. Ими занималось несколько подрядных организаций, в основном республиканских, а самые сложные осуществлялись московскими специалистами. Повторюсь, на мой взгляд, выполнение таких масштабных, комплексных работ - факт беспрецедентный. Тем более, что и сам Шаймиев и его ближайшее окружение не принадлежат к православию. Думаю, это - достойный пример для православных людей. К сожалению, в центральной России власти такое внимание церковным объектам не часто уделяют.

http://ruskline.ru/opp/2019/iyun/17/glav...

Если в обществе появился запрос на «новую искренность», которую люди ищут не в храме, а в театральных проектах, мы постарались этот запрос удовлетворить. Надеюсь, что апостолы нас за это бы не осудили. В конце концов, какая разница, где мы получаем возможность свидетельствовать о Христе, — в рукотворном храме или в храме нерукотворном, каким с полным основанием можно назвать красивейший остров-град Свияжск, земля которого полита кровью новомучеников? Думаю, что наши студенты прочувствовали глубину слов Ф.И. Тютчева, и этот опыт вполне можно признать имеющим ценность как для личностного развития наших учащихся, так и для их подготовки к пастырскому служению. — Расскажите о других интересных проектах или инициативах, которые есть у семинаристов Казани. В какую сторону сегодня тяготеет их интерес, как семинария это поддерживает? — Четно говоря, мы не занимаемся целенаправленно проектной деятельностью в области искусства, но в то же время и не отгораживаемся от культурной жизни города и республики. Стараемся реагировать на предложения, которые поступают к нам из творческой среды. Опыт создания в 2015 году короткометражного фильма «Братство», который получил большое количество призов на международных кинофестивалях, а также опыт участия в постановке Rimini Protokoll, говорит о том, что подобные проекты востребованы обществом, создают положительные прецеденты взаимодействия представителей культуры и Церкви. Реакция на «Призвание» была настолько бурной — к счастью, с положительным знаком, — что у представителей казанского проекта «Живой город», которые, собственно, пригласили в Свияжск и Rimini Protokoll, и нас, даже возникли мысли о продолжении сотрудничества на постоянной основе. И хотя пока не совсем понятно, в каких формах оно может развиваться, мы договорились в ближайшее время встретиться для обсуждения перспектив взаимодействия. — На Ваш взгляд, обращение к каким областям нецерковного знания или знание каких пространств светского мира было бы полезно для будущих священников?

http://pravoslavie.ru/115490.html

Этот бесстрашный архипастырь ив тюрьме не переставал увещевать и обличать безбожников, полагающих угрозами смерти испугать епископа. Письмо было направлено в Епархиальный Совет под названием  «Доклад о том, как епископ Амвросий был большевистской властью арестован, под усиленным конвоем препровожден в казанскую губернскую тюрьму и освобожден из нея…»: «Вследствие кляузных доносов негодных монахов-большевиков Свияжского монастыря и некоторых местных же общественных деятелей, большевистские власти с первых дней своего властительства добирались до епископа Амвросия, желая добиться его выселения за пределы “Казанской Федеративной республики” или, по крайней мере, за пределы г. Свияжска. С этой целью, без всякого сношения с сим епископом, был большевиками освобожден в январе месяце иеродиакон Феодосии (Илюкин), а затем — при самом деятельном участии этого разбойника и единокровного его приятеля иеромонаха Ильи (Борисова) — епископ Амвросий в первой половине марта месяца настоящего года был предан суду Свияжского революционного трибунала. Но здесь, вопреки всем стараниям большевиков, обстоятельства благоприятствовали подсудимому, и он с большим торжеством для него был судом оправдан. Но местные и Казанские большевики, посрамленные на этом суде, не покидали мысли добиться своего — изгнать из Свияжска ненавистного им за его деятельность «черносотенца» епископа Амвросия… Придраться, однако, было трудно, ибо епископ Амвросий не мог быть уличен в контрреволюционных действиях, хотя конечно, как и все честные русские люди, ни в своих частных разговорах, ни в своих проповедях не скрывал своего отношения к большевистской власти, приведшей к явной гибели наше отечество. Но вот, в начале сего июня месяца (по ст. ст.) в Свияжск прибыла «чрезвычайно-следственная комиссия» с комиссаром Михайловским во главе, командированным будто бы из Москвы для раскрытия Московско-Казанского контрреволюционного заговора против большевистской власти. Едва ли будет преувеличением, если мы скажем, что эта комиссия прибыла в милый и тихий град Свияжск со специальной целью — арестовать епископа Амвросия и при этом, если явится возможность, ограбить Свияжский и другие окрестные мужские монастыри.

http://azbyka.ru/fiction/zhizneopisaniya...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть Правосудие по-вахитовски: татарину – штраф, русского – за решётку! Руководитель Казанского отделения Русского Собрания Михаил Щеглов арестован на 12 суток за возбуждение «ненависти к туркам» Редакция РНЛ   22:41 16.08.2023 4254 Время на чтение 5 минут 15 августа во вторник судья Вахитовского районного суда Казани Самат Каримов арестовал на 12 суток председателя Общества русской культуры Татарстана, руководителя Казанского отделения Русского Собрания, доцента Казанского национального исследовательского технического университета (КНИТУ, бывший КАИ) Михаила Щеглова, сообщает «Коммерсант» . Судья Каримов посчитал Михаила Щеглова виновным по ст. 20.3.1 КоАП РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). Ненависти, как это не парадоксально звучит … к туркам. «Любой русский в Европе может быть брошен за решётку» Административное дело против Михаила Щеглова инициировала прокуратура после размещения на Уоитиве-канале межрегиональной общественной организации «Регионы за единство России» видеозаписи «Жители выступили против турецкой школы в православном Свияжске». На этой записи Михаил Щеглов рассказал о том, что «есть обращения граждан острова-града Свияжск» к главе Татарстана Рустаму Минниханову о том, что местную школу якобы хотят выкупить «некие инвесторы из Турции». И вот в этой самой видеозаписи, по мнению татарстанского гособвинения, Михаил Щеглов негативно высказался об этносе «турки». «В ролике шла речь о том, что жителям Турции, отдельной этнической группе, нет места на острове-граде. Один из интервьюеров начал негативно высказываться о строительстве мечети. Он говорил: это православная земля, если " турки " придут, то они понастроят мечети», – приводит слова сотрудника прокуратуры госагентство «Татар-информ». По данным издания, чиновники Зеленодольского района, где находится Свияжск, настаивают, что «информация о закрытии школы и последующей продаже здания кому-либо является недействительной».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/16/pr...

125 Свидетельства о деятельности А. Г. Малькова в качестве попечителя миссии приводятся, в частности, в публикациях протоиерея Василия Постникова и священника Вакха Гурьева. Разоблачение всех его деяний приводится в Деле архива Св. Синода за 1869 год 1805, т. 1, л. 20–105); а также в Деле Миссионерского общества об Алтайской миссии, 1866 год (Т. II, л. 80–86, 105–128). Краткое описание содержания этих документов приводится в работе И. Ястребова (см.: Ястребов И. Миссионер высокопреосвященнейший Владимир, архиепископ Казанский и Свияжский... С. 83–88, 112–118). 126 Отчет Высочайше утвержденной Комиссии по делу Алтайской миссии. – Дело архива Св. Синода за 1869 год, 1805. Т. II, л. 7–8. 127 И. И. Ястребов так характеризует А. Г. Малькова: «Это был чрезвычайно энергичный человек, большой проныра и дипломат, умевший необыкновенно искусно заинтересовать собою других лиц. По наружности своей .он казался истым русаком, богомольным, постоянно говорившим о монастырях, юродивых, знаменательных видениях и тому подобном. Никто тогда не подозревал, что под такой благочестивой внешностью крылся прогоревший купец и ловкий плут, который из ревности по благочестию делал ремесло, а из своей склонности к попечениям – прибыльную спекуляцию» (цит. по: Ястребов И. Миссионер высокопреосвященнейший Владимир, архиепископ Казанский и Свияжский... С. 81). 130 В официальном отчете обер-прокурора Св. Синода за 1867 год отмечалось, что несогласия, возникшие в Петербургском совете Общества, породили «скорбные пререкания между Миссионерским обществом и Алтайской миссией, отвлекшие членов миссии от проповедания слова Божия к довольно продолжительным счетным занятиям, и побудившие начальника миссии архимандрита Владимира лично прибыть с Алтая в Петербург» (Извлечение из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по Ведомству Православного исповедания за 1867 год. СПб., 1868. С. 54). 131 Характерный эпизод: по жалобе А. Г. Малькова, оскорбившегося на алтайских миссионеров за их «Заявление», петербургский мировой судья летом 1868 года через Томское полицейское управление потребовал их в Петербург – лично или через поверенных (за 5000 верст!) (см.: О вызове миссионеров Алтайской духовной миссии в С.-Петербург к мировому судье по жалобе купца А. Г. Малькова – Дело архива Томской духовной консистории за 1872 год, 642).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Каппель решил провести глубокий рейд двумя колоннами своих сил на Свияжск, зайдя в результате в тыл основной группировке красных. Захват железнодорожного моста в Свияжске через Волгу позволил бы нарушить коммуникации 5-й армии красных, что привело бы ее к катастрофе. К вечеру 27 августа основные силы Каппеля подошли к городу. Давать ночной бой бригадой, в которой было много совсем недавно прибывших мобилизованных и малообученных бойцов, Каппель не рискнул, заночевав под городом. Он не знал, что в этот же день другая колонна его сил заняла и сожгла станцию Тюрельма, а утром находившийся в ее составе В.О. Вырыпаев с берега Волги прямой наводкой обстреливал проплывавшие мимо красные пароходы. Однако из-за отсутствия связи Владимир Оскарович не смог вовремя узнать об успехе левофланговых частей своей бригады17. Утром 28 августа начался бой за Свияжск. Первоначально части бригады ворвались на станцию, едва не захватив штаб 5-й армии и личный поезд Троцкого. Но именно в это время к красным подошло подкрепление: при поддержке корабельной артиллерии части 5-й армии начали охватывать левый фланг бригады, и Каппель вынужден был отступить. Проведенная им операция вызвала сильную панику среди большевиков и на время облегчила положение Казани. Однако захватить стратегически важный мост через Волгу - главную цель экспедиции, - не удалось. " Последние бои отряда на правом берегу Волги протекали при неимоверно трудных условиях и заставили Вас напрячь все свои силы, - писал Каппель в приказе по войскам Самарского сводного отряда. - Кровью своей поливая подступы к Казани, Вы наносили советским наемникам удар за ударом и заставили их оттянуть от Казани значительную часть лучших войск и тем облегчили положение ее защитников. Противник еще не отхлынул, он все еще пытается овладеть нашими позициями, чтобы взять и разбить Вами и Вашими друзьями чехами освобожденную Казань. Она еще держится. К войскам геройского гарнизона, сражающегося беспрерывно уже целый месяц, присоединилось все население города, решившее погибнуть или отстоять от наемных полчищ родной город.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Тропарь святителю Герману (в печатной службе) глас 4-й: «От юности иго Христово усердно восприим, бденными подвигами поста и молитвы прославился еси; отъонудуже призывающи тя Богу в служение церкви в новопросвещеннем царстве Казанстем вкупе со святителем Гурием воззван был еси, идеже, яко первоначальник созданной тобой во граде Свияжске обители, и достойный первосвятителю преемник явился еси. Почивая убо нетленными мощами во обители твоей, а духом предстоя престолу владычню, молися, святителю Германе, со святым Гурием обители твоей во святыни, православной же пастве во благочестии преспевати и тме иноверия светом веры разгнатися». Этот же тропарь в переделке архимандрита Вениамина: «От юности иго Христово восприим бденными подвигами поста и молитвы прославился еси, и яко первоначальник созданной тобой во граде Свияжске обители, и достойный первосвятителю Гурию паствы Казанския преемник явился еси. Таже воззванный в царствующий град Москву на митрополию Российския церкви, жизнь твою от мечного посечения тамо скончал еси. Почивая убо нетленными мощами во обители твоей, а духом предстоя престолу Владычню, молися святителю Германе, со святителем Гурием, обители твоей во святыни, православней же пастве во благочестии преспевати и тме иноверия светом веры разгнатися». – Другой тропарь в той же печатной службе, глас 4-й: «Яко великим пастырем единонравна, и учителем вселенные единомышленника, церкви Божия служителя усердна, и строителя таин Христовых благоговейна, стекшеся благовернии людие, Свияжския обители богомудра основателя – и Казанския новопросвещенные паствы святителя Германа песньми и пении восхвалим, глаголюще: не престай присещати молитвами твоими на обитель и всю паству твою: и обитель во святыни, паству же в вере и благочестии блюсти невредимо». – В рукописной службе, находящейся в библиотеке Петербургской духовной Академии, тропарь святителю Герману, глас 3-й: «Яко архиереом сопрестольна и Христове церкве сладкоглаголива пастыря, стекшеся православниии Архиерее, со иже тамо благочестивыми народы хвалами и песньми Казанскую красоту и Свияжскую зарю присносиятельную, Архиерея Германа возъублажим, глаголюще: радуйся, Архиерею, Казани похвала и монахом чиноначальниче дивный». – В Казани в честь св. Германа устроены храмы, – на соборной колокольне (одному), а всем трём святителям (Гурию, Варсонофию и Герману) в Суконной слободке (в Казани), в татаро-крещенской школе (приписанной к Казанскому, Спасо-Преображенскому монастырю); есть храмы и в некоторых сёлах Казанской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Царь послал приказание свияжскому наместнику, князю Петру Шуйскому, разыскать между горными людьми, кто из них разбойничал. Шуйский отправил для розыску воеводу Бориса Солтыкова; тот перехватал разбойников, числом 74 человека; одних повесили на месте, других – у Свияжска, имение их отдали истцам. Казанский наместник, князь Горбатый, доносил, что он также перевешал 38 человек казанцев и вотяков, замышлявших было дурное дело, что ясак собирается успешно. В конце 1552 и в два первые месяца 1553 года насчет Казани, следовательно, могли быть спокойны в Москве; но 10 марта пришла дурная весть: князь Горбатый писал, что луговые люди изменили, ясаков не дали, сборщиков ясака убили, прошли на Арское поле, стали все заодно и утвердились на высокой горе у засеки; воеводы послали на них козаков и стрельцов, те разошлись по разным дорогам и побиты были наголову; стрельцы потеряли 350, а козаки – 450 человек, после чего мятежники поставили себе город на реке Меше, в 70 верстах от Казани, землею стену насыпали и положили тут отсиживаться от русских. Через две недели пришла другая весть из Свияжска, еще хуже: мятежники, черемисы и вотяки, пришли войною на Горную сторону; князь Шуйский отпустил против них известного уже нам Бориса Солтыкова с детьми боярскими и горными людьми, но Солтыков потерпел поражение, был взят в плен; кроме него русские потеряли 250 человек убитыми и 200 пленными. По этим вестям из Москвы отправился с детьми боярскими в Вятку Данила Федорович Адашев, родной брат Алексея; ему велено было искать изменников по рекам Каме и Вятке; сверху по Волге шли на помощь Адашеву козаки. Адашев все лето ходил по трем рекам – Каме, Вятке и Волге, на перевозах во многих местах бил казанцев и ногаев и переслал в Казань 240 человек пленных. В сентябре отправились из Москвы воеводы: князь Семен Микулинский, Петр Морозов, Иван Шереметев и князь Андрей Курбский; зимою 1554 года начали они военные действия, сожгли город на Меше, который построили мятежники, били их при всякой встрече, воевали четыре недели, страшно опустошили всю страну, вверх по Каме ходили на 250 верст, взяли в плен 6000 мужчин, 15000 женщин и детей, следствием чего было то, что арские и побережные (прикамские?) люди дали клятву быть неотступными от Казани и давать дань государю.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010