«Клерикализм» — слово жесткое и пугающее (потому что нерусское и непонятное). Современные церковно-государственные отношения в России не дают поводов к тому, чтобы этим словом пугать и пугаться. В 2006 году в селе Ладовская Балка Ставропольского края главой сельской администрации был избран священник Игорь Шевердин — так епархия его немедленно за это лишила сана. И от себя лично также скажу, что я един с моими высокими оппонентами в желании видеть Россию государством светским, с разделением служений Церкви и государственной власти и со свободой совести. У авторов письма есть вполне понятный советский рудимент: они считают, что государство — это наше все. В былые времена ничего негосударственного в стране не было. Оттого отделение от государства означало жизнь в гетто. Но это ненормально именно с правозащитно-либеральных позиций. Академики возмущаются контактами Церкви и системы образования. Но образование и государство как власть — совсем не одно и то же. И поэтому вхождение в образовательное пространство может считаться клерикализмом только в той системе, где государство считается единым, тотальным и вездесущим божеством. Мы таковым его не считаем и потому в школу идем не на рандеву с чиновниками, а на встречу с детьми. Госчиновники сидят не в школе, а в ВАКе . Но туда мы идем не для того, чтобы экспертов этой авторитетной комиссии подстроить под себя. Напротив. Если священник пришел в государственную поликлинику и попросил стоматолога поработать с его зубами — это вмешательство Церкви в дела государства? Это клерикализм? Но точно так же если мы просим государство дать оценку результатам нашего профессионального образования — это не мы вмешиваемся в дела государства. Скорее мы открываем себя для госконтроля. Идея гослицензирования духовного образования может выглядеть опасной именно с точки зрения собственно церковной. Если называть вещи своими именами, то это — профанация богословия. Превращение его из молитвенно-сосредоточенного деяния, «феории» в светскую дисциплину. Это путь от молитвы, от мистерии, от богословствования как слов к Богу, к человечески-самочинной и самодостаточной интеллектуальной игре. А Закон Божий при своем преображении в «Основы православной культуры» превращается из назидания в церковных Таинствах в культурологическую и вполне светскую экскурсию… Так что то, что кому-то кажется клерикализацией государства, в другой перспективе выглядит как обмирщение Церкви. Но для Церкви эта «профанация» по-своему естественна — как естественно зерно бросать в размокшую грязь пахоты…

http://pravoslavie.ru/6117.html

Мечта это или конкретные наброски будущей реальности – жизнь покажет. Нужны творческие идеи и такие же творческие призывы. Например: «Перестань ныть! Сделай жизнь лучше (чуть-чуть). Ты можешь!» Рейтинг: 9.2 Голосов: 106 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии 3 ноября 2013, 20:30 Так к слову... А вы знаете что такое " скрепы " ? Это такие железяки, с двух сторон заточенные. При строительстве применяют редко, от бедности и ( или) при отсутствии квалифицированных плотников ( те собирают в лапу, в ласточкин хвост, в крайнем случаев в полдерева или через шкант). Обычно так строят бараки, сараи и разные временные постройки. Чаще скрепы используют для срочного и дешевого ремонта ветхих и аварийных построек. Стена вываливается ( обычно от просевшего фундамента), балка падает, ВЕРТИКАЛЬная стойка ЗАВАЛИВАЕТСЯ и т. п . Установка скреп не улучшает технических характеристик, а просто позволяет аварийному дому стоять еще какое то время. Елена 3 ноября 2013, 09:14 Жаль, батюшка, что Вас не поняли. 2 ноября 2013, 20:07 Как же далеки Вы от народа....! А кто по Вашему это делает? Если что то и делается хорошего у нас, то именно людьми. А Вы хоть имеете представление как людям мешают? Спросите у Хаматовой ( я не уверен, что она православная, но в ее случае, мне все равно). Спросите у врачей, как и чем их сегодня заставляют лечить, как они делают заявки на лекарства. Очень полезно будет Вам пообщаться с онкологами и узнать как и сколько можно обезболивающего умирающим больным. Спросите у братии, которым довелось получить бюджетное финансирование на храм, процент отката. Спросите как получают землю под строительство или расширение храмов, воскресных школ и т.п. Поинтересуйтесь так же в комитете образования как открыть частную православную школу, садик, а в милиции какая связь между открытием спортивной секции и статьей УК " организация преступного сообщества " . Так же узнайте " нормативы " . Это не отговорка, а ответ почему люди мало делают. Ваше предложение " сначала наведите порядок во дворе, а потом поговорим " мы уже слышали. Не Ваша идея...

http://pravoslavie.ru/65304.html

Итак, проступало три возможных решения. Крайних левых – цельно-социалистическое правительство. Оборонцев и бундовцев – разделить с буржуазией власть, войти в коалицию. И центра, называйте его болотом, но тут вся гениальность: не брать власти себе, но и не делить её с буржуазией, а остаться со свободными руками – и толкать! И уж кажется шло к голосованию – но не добрались. Да мудрено было бы добраться, удивительно ещё, что столько времени могли поговорить на одну тему. В комнату 13 то и дело рвались, совали бумаги добровольным секретарям, часовые и секретари еле сдерживали напор ломящихся по «чрезвычайным и неотложным делам». Сообщали об эксцессах, о стрельбе, о погромах, те жаловались на атакующих, те на обороняющихся. Из Кронштадта принесли слух, что убили двух адмиралов, избивают каких-то офицеров, как будто тоже надо кого-то послать. Одни члены ИК выскакивали к вызывающим, другие возвращались, третьи ходили поднаправить пленум Совета в соседней комнате. И бумаги приходили довольно важные, например от профессора Юревича, назначенного новым общественным градоначальником, вместо Балка: он просил себе помощников от Совета. Какой нонсенс – никаких назначенных градоначальников уже никогда не будет впредь! Но сейчас, временно, что ж, он совершит полезную работу по разрушению старого полицейского гнезда. (И Гиммер отправил туда двух своих друзей). А тут за занавеской раздался значительный шум, даже больше самого заседания, – и решительно отклоняя занавеску, перед заседанием И-Ка выставился какой-то полковник в сопровождении юного гардемарина с боевым видом. Ещё недавно многие тут, нелегальные и полулегальные, шарахнулись бы в испуге от такого полковничьего у них появления. Ещё недавно и полковник мог только крикнуть им разойтись или напустить на них кавалерию. Но сейчас он вытянулся, как перед заседанием генералов, и отрапортовал. Что Исполнительный Комитет Совета рабочих депутатов обладает полнотою власти, только ему все повинуются, и он, полковник, прислан обратиться за содействием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

История не принадлежит к числу наук дедуктивных, в основе которых лежит форма аналитического суждения. Наоборот, синтетическое суждение в истории господствует везде и всюду, так как она питается материалом, объективно данным, заимствованным из внешней, для нашей души и сознания, сферы. Такие науки, если они достигли в своем развитии стадии истинно научной, должны допускать математическую обработку своего содержания. Другими словами, они должны открыть законы явлений и исследовать ход и развитие. Но разве история знает законы изучаемых ею явлений? Правда, можно найти книги, написанные по-ученому, в которых много речи о законах исторического развития. Но, если присмотреться повнимательнее, то увидим, что цена им невелика: все открываемые в них законы – скорее, громкие фразы, чем что-либо реальное. По-видимому, нельзя оспаривать того, что существуют законы исторического развития. Известно, что каждый народ растет, стареет и умирает. Можно ли оспаривать факт дознанной истины? Но под законом разумеется положение, которое имеет ценность. Как бы кто с кафедры возвестил бесспорную истину, что все смертны, то никто не дал бы ему за нее медного гроша. Истина бесспорна, но практически неприложима. Вот, если бы кто предложил формулу вычислений, сколько кому осталось жить, то такому сообщению придали бы большое значение. Если бы физика, на основании закона притяжения, проповедовала, что всякое тело, летящее над землею, на нее падает, но не в состоянии была бы сказать – что скорее падает, выпущенная ли пуля, или балка, лежащая на подгнивших подпорках, то за такую физику дали бы немного. В истории действуют законы, но только одна возможность предсказывать заранее события показывает, что действительно известны эти законы. Физика знает некоторые из своих законов. Физик, зная угол падения, может определить угол отражения. Астрономия, зная законы движения небесных тел, предсказывает солнечные и лунные затмения. Против них спорить не приходится. Но история находится не в таком положении. Какой мудрец мог бы предсказать наступление великой войны и ее результаты? Не зная законов исторической жизни, история не может похвалиться способностью предсказывать будущее. Если бы история знала свои законы, то она могла бы восстановить недостающие сведения и о прошедшем, путем вычислений; предсказать явления в будущем, и рассчитать явления в прошедшем – для математики совершенно то же самое.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Пытаясь сохранить систему поддержания политического равновесия, Византия стремилась оказывать на кочевников влияние посредством налаживания с ними связей, и на этот раз искусно используя заинтересованность новых пришельцев, враждовавших друг с другом, в выгодном посредническом обмене с Империей. Не случайно, сюда начинают поступать амфоры с клеймами на ручках с монограммами из букв MX, ВА, с буквой β, буквами LGO и LG, в которых можно видеть имена Михаила III (842–867), Василия I (867–886), его жены, Евдокии Ингерины (869–879), Льва VI (886–912), что в свою очередь позволяет понимать их как соответствующую выборочную маркировку продукции эргастириев, возможно, принадлежавших императорам или членам императорской семьи (рис. 462) 1884 . Хорошо маркируют преимущественную зону константинопольской торговли появившиеся к началу X в. конически-вытянутые, иногда с фигурными клеймами амфоры довольно стандартного размера, которые соответствовали по вместимости трем тетартионам (tetartion) или лагинию (laginion) – официальной константинопольской мере для продажи оливкового масла (около 6,4–6,5 л) и, вероятно, использовались для его транспортировки 1885 . Из 15 классов амфор IX в. (27,7 %) большинство приходится именно на вторую половину – конец столетия248. Это особенно впечатляет, если вспомнить, что на гораздо более продолжительный период истории ранневизантийского Херсона (V–VII вв.), отличавшийся весьма развитыми внешними связями, приходится 23 класса амфор (42,6 %). Рис. 462. Клейма на привозных византийских амфорах IX–X вв. из Херсона (по А. Л. Якобсону) По археологическим данным известно, что уже в конце IX в. экономическое и политическое положение в Таврике стабилизировалось, вероятно, нормазизовались политические отношения между Византией и Хазарией, что сделало степные районы Северного Каыказа и Подонья вновь открытыми и безопасными для торговли, стимулировало развитие крымского виноградарства и виноделия 1886 . Как следствие, к этому времени вновь растет число и производительность сельских гончарных мастерских преимущественно вдоль побережья Крыма (урочище Сотера, Гаспра, Мисхор, около с. Лучистое, юго-восточный склон г. Урага, Чабан-Куле, Канакская балка, Коктебель, близ с. Голубинка), занятых преимущественно выпуском амфор «причерноморского типа», товар в которых вплоть до второй половины X в. распространялся далеко за пределы полуострова, главным образом на салтовские городища и поселения Приазовья и Подонья 1887 . Как и прежде, можно говорить о сотнях тысяч литров вина, какое разливали в эту тару 1888 . Отмечая «экономическое возрождение» края, А.Л. Якобсон связывал его причину с аналогичным широким процессом, шедшим в самой Византии 1889 . Однако следует учесть и местную, в целом явно благоприятную ситуацию, отчасти как бы вновь возвращавшую былые славные дни мирного кондоминатного сосуществования VIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нам представляется, что слово стена восходит к и.-е. корню Этот корень засвидетельствован в большинстве индоевропейских языков: др.-инд. sthagáyati «покрывает, скрывает, окутывает»; др.-гр. στγω »покрываю, прячу, задерживаю, защищаю», (σ)τγος, (σ)τγη " крыша, кровля, дом», στεγ(α)νς «покрывающий, защищающий, покрытый, защищенный», πλις στεγαν »укрепленный город», στεγνν «крыша, дом, палатка»; лат. teg »покрываю, защищаю, окутываю», tctum «крыша, дом», tignum »балка» ( < «покрытие», ср. Lucr., II, 191, VI, 140, Caes. В. С., II, 9), contignti »бревенчатое перекрытие, стропила», tgula «черепица» (во мн. ч. »крыша»), teges «покрывало, циновка», toga »тога», tegile «покров, покрывало, одежда», tegmentum »покров, покрывало, одежда, навес, кровля», teg(i)men «одежда, покров, навес, прикрытие, защита»; др.-в.-н. decchen (нем. decken), др.-исл. Þekja »покрывать», др.-в.-н. decchi (нем. Decke) «потолок, крыша»; кимр., корн, to ( < »крыша»; лит. stógas «крыша»; др.-прус, stogis »крыша»; ст.-сл. ОСТЕГЪ «одежда» и др. 141 Слово стена (ст.-сл. СТНА) могло возникнуть как отглагольное образование с суффиксом и.-е. (или > слав, stná – с обычным выпадением группы «смычный + s» перед носовым. Подобными же образованиями являются: ст.-сл. ЛОУНА и лат. lna < »светящая, светило» (ср. авест. rauxšna- «блестящий», др.-прус, lauxnos »звезды», пренест. Losna), ст.-сл. СТРОУНА < (ср. лат. stru, strx «класть рядами, строить,»), ст.-сл. БРАНА < общеслав. < »дробящая, дробило» (ср. лат. frang «дроблю, размельчаю», готе к. brikan и др.). Следовательно, первоначально слово означало »прикрывающая, защищающая» (ср. греческое отглагольное прилагательное στεγνς с тем же значением), подобно тому, как слово означало «светящая», а – »дробящая». Долгий гласный -- в корне слова stna или был исконным (ср. лат. tgula – с той же огласовкой корня), или явился результатом заменительного удлинения после выпадения -gs- перед -n-. 142 Суффикс (в мужском и среднем роде – по существу, видимо, не был самостоятельным суффиксом: он состоял из форманта -s- (Brugmann, Delbrück, II, 290 – 291) и хорошо известного и.-е. суффикса отглагольных прилагательных -n Отглагольные прилагательные и существительные, образованные с помощью суффикса засвидетельствованы в италийском, греческом (Ibid., 265), старославянском, древнепрусском (Ibid., 265; Meillet 1905: II, 446) и в древнеиндийском языках (Macdonell 1910: 133–134). Следовательно, слово stna < «прикрывающая, защищающая» → »прикрытие, защита " 143 не является каким-то исключительным образованием, а представляет собой один из многочисленных примеров индоевропейских образований на

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Некоторые обычаи севернорусских, сопровождающие закладку фундамента, были явно связаны с культом растений: в землю втыкали или сажали с корнями березу или рябину (во Владимирской губ.), а в центре будущего скотного двора – ель (Вологодская губ.). Эта ель охраняла скот от эпизоотий, от опасности заблудиться в лесу и от хищных зверей и давала ему здоровье и плодовитость. Когда клали потолочную балку, в переднем углу строящегося дома ставили зеленую ветку как символ здоровья хозяина и его семьи. Наконец, были широко распространены различные магические обряды. В углы первого венца бревен клали монеты, серебряные и медные, пучки шерсти, зерно и куски хлеба, чтобы именно этим и был богат новый дом. Кое-где (Вологодская губ.) эти деньги доставались плотникам, у более бедных хозяев они даже засчитывались как часть платы за труд мастеров. Когда поднимали на стены потолочную балку, заворачивали в скатерть или в мех буханку хлеба, и иногда и соль, водку и пр. и привязывали к балке. Иногда один из строителей дома рассыпал вокруг зерно и хмель. Как только потолочная балка была уложена, один из плотников перерубал топором веревку, которой был привязан к балке сверток; сверток либо падал на пол (причем по нему гадали), либо его подхватывали стоящие внизу люди. Эту церемонию, как и мн. др. моменты строительства, завершало богатое угощение с вином для плотников. По малороссийскому поверью плотники не должны были ударять по потолочной балке (матица; малорос. сволок) обухом топора или вальком, иначе у живущих в этом доме будет постоянная головная боль. Для переезда в новый дом выбирали счастливый день перед полнолунием, чтобы в доме было всего полно. Сам переезд происходил непременно в полночь. Сперва в доме ночевали одни животные, у белорусов – первые 6 ночей; первую ночь – петух и курица, вторую – гусь или кот с кошкой, затем поросенок, овца, корова, лошадь, и лишь на седьмую ночь, если животные оставались целы и невредимы, туда приходил сам хозяин. В новый дом перебирались с огнем из старого очага, с хлебом или с тестом в квашне, с петухом и с кошкой, если они там еще не ночевали. Особо приглашали перебраться в новый дом домового. Севернорусские тащили в новый дом помело или хлебную лопату так, как будто на них едет домовой (Балахнинский у. Нижегородской губ.). В подвал нового дома клали для домового небольшой хлебец с солью и ставили чашку с водой (Белозерский у. Новгородской губ.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несомненно только то, что в июне все противники Ибн аз-Зубайра собрались в Джабии, чтобы прийти к единому мнению относительно кандидатуры будущего халифа, которого можно было бы противопоставить Ибн аз-Зубайру. Источники дают нам две даты: среда 3 зy-л-ka'дa 64/22 июня 684 г. и понедельник в середине того же месяца, т. е. 4 июля 743 . Весьма вероятно, что они не противоречат друг другу: первая может относиться к началу встречи, вторая – к ее завершению, присяге Марвану. Сведения о том, что встреча продолжалась 40 дней, не стоит принимать всерьез, так как это – круглое число, означающее «много», в данном случае – «долго». Обсуждались три кандидата: Халид б. Йазид, Марван б. ал-Хакам и Абдаллах б. Умар б. ал-Хаттаб, но иногда, видимо, возникало и имя Ибн аз-Зубайра. Раух б. Зuhбa' сказал, что Ибн Умар полон достоинств, но человек слабый, а такой не может руководить общиной Мухаммада. За Марвана выступал ал-Хусайн б. Нумайр, подчеркивая его возраст и опытность, защиту Усмана во время осады и борьбу вместе с Али ради отмщения за кровь невинно убиенного халифа. Малик б. Хубайра ас-Сакуни, соплеменник Ибн Нумайра, пугал его тем, что многочисленные родичи Марвана припомнят ему наказания, которые он назначал им, будучи начальником шурты, и что они благодаря своей многочисленности всех обратят в рабов. Вероятно, в эти дни Марван взял в жены мать Халида, отодвинув его таким способом в родственном отношении на ступень ниже. Этот случай показывает, какую большую роль в общественном сознании арабов играло родство по женской линии. Этим объясняются многочисленные странные, на наш взгляд, женитьбы сравнительно молодых мужчин на пожилых женщинах. Спор о власти решился компромиссом. Хассану б. Малику пришлось согласиться на признание Марвана халифом с условием, что после его смерти власть перейдет к Халиду. Кроме того, он получил гарантии, что за калбитами сохранятся привилегии, установленные My'abueй и подтвержденные Йазидом: 2000 жалований их воинам по 2000 дирхемов в год, право занимать почетные места на приемах и участвовать в советах, невмешательство в дела племени на его территории и гарантия перехода власти в племени к его сыну или двоюродному брату 744 . Ал-Хусайн б. Нумайр выговорил себе за поддержку Марвана предоставление киндитам земель на восточном берегу Мертвого моря (ал-Балка) «для прокормления» (мa'kaлa). Сторонники ал-Ашдака получили лишь моральное удовлетворение: им было обещано, что он будет преемником Халида 745 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Конечно, это было грубым нарушением обязательств, взятых на себя перед людьми, которые сделали его халифом на определенных условиях, правда, трудно сказать, закреплялись ли они присягой-рукобитием или все ограничилось словесными заверениями. Дата и обстоятельства проведения присяги Абдалмалику излагаются в источниках различно: одни говорят о проведении ее сразу после возвращения из Египта (это дает Г.Роттеру основание предполагать, что Марван использовал отсутствие Амра б. Ca'uдa, отражавшего в это время нападение Myc'aбa на Палестину) 757 и называют местом проведения присяги ас-Синнабру, городок на Тивериадском озере в трех милях южнее Табарии, где любил проводить зиму My'abuйa б. Абу Суфйан, другие называют Дамаск 758 . Если Марван покинул Египет в конце джумады II/5–10 февраля 685 г., то прибытие его к Тивериадскому озеру можно ожидать 15–20 февраля, как раз в соответствующий сезон. В марте временные обитатели (так и хочется употребить слово «курортники») ас-Синнабры покидали ее ради весенних пастбищ Хаулана и Джа-бии. Отсюда следует, что в ас-Синнабре присяга могла состояться не позже начала марта 685 г., а в Дамаске – не ранее апреля. Поводом, подтолкнувшим Марвана к проведению присяги Абдалмалику, будто бы послужили слова ал-Ашдака, сказанные после разгрома Myc'aбa: «Это дело (т. е. халифат) будет моим после Марвана». Марван сообщил об этом Хассану б. Малику, и тот во время вечернего приема у халифа встал и предложил присягнуть Абдалмалику как наследнику, а затем – Aбдaл'aзuзy 759 . Такая отзывчивость Хассана б. Малика вызывает недоумение. Возможно, здесь некоторую роль сыграло то, что среди других требований выполнить обещания, данные при выборах в Джа-бии, было и требование вождя бану сакун Малика б. Хубайры передать его племени земли в ал-Балка 760 ; не задевало ли это каким-то образом интересы Хассана? Напротив, aл-Йa'kyбu сообщает, что по возвращении из Египта Марван узнал о присяге Хассана ал-Ашдаку, потребовал от него объяснений, Хассан отрицал факт присяги ал-Ашдаку и согласился в подтверждение своей невиновности присягнуть Абдалмалику 761 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

О.Г. Большаков Глава 3. На переломе Первые шаги Сулаймана Законный преемник ал-Валида, его брат Сулайман, утвержденный в этом качестве их отцом, в день смерти халифа отсутствовал в Дамаске. Согласно одному сообщению, он находился в ал-Балка в Заиорданье и принял присягу от делегаций в Иерусалиме, сидя во дворе около Куббат ас-Сахры. 385 Это было бы вполне естественно для человека, 10 лет правившего Палестиной, тем более что в этот момент ему было гораздо ближе до Иерусалима, чем до Дамаска. Абу Аййубу Сулайману в этот момент было около 36 лет. 386 Это был высокий красивый человек, светлокожий, на его величественном лице (ваджх азим) выделялись сросшиеся на переносице брови, длинные волосы спадали с плеч. Его отличали обжорство и страсть к нарядам. Он ввел в моду для мужчин одежды из тонких пестрых тканей и ношение сирваля (шаровар), прежде чуждых арабам. Средневековые авторы характеризуют его как благочестивого, щедрого человека, воздерживавшегося от пролития крови. 387 Последнее подразумевает не миролюбие вообще, а только то, что Сулайман не прибегал к массовым казням подданных, хотя воинственность была ему не чужда и кровь его не пугала. Некоторые авторы называют его самым щедрым из Умаййадов, и по свидетельству ал-Мадаини, иракцы называли его «ключом благ». 388 Реальность, как мы увидим из дальнейшего, была не столь благостной. Сулайман был, видимо, вздорен и строптив. Недаром как-то его отец, рассерженный спором с ним, бросил в сердцах: «Ты мне не сын». 389 Став халифом, он мог ни на кого не оглядываться. Это проявилось уже в конфликте с Мусой б. Нусайром. Он, как было сказано в предыдущей главе, вез ал-Валиду огромную добычу из Магриба. Ал-Валид был уже болен, предчувствовал кончину и торопил Мусу, чтобы успеть насладиться зрелищем привезенных сокровищ. Сулайман же, напротив, писал Мусе, чтобы тот не спешил. Муса счел для себя недостойным обманывать халифа и прибыл в Дамаск за два дня до кончины ал-Валида. Он, видимо, уже был не в состоянии принять эти сокровища и они все равно достались Сулайману. Но он не простил Мусе неповиновения и в наказание наложил на него штраф в 100 000 динаров. Муса вспылил: «Я служил вам, имея лишь лошадь, овчину и меч. Дайте мне это, а остальное – ваше». Сулайман арестовал его. 390 По некоторым сообщениям, Муса подвергался пыткам, но в конце 97 г. х. Сулайман взял его с собой в хаджж.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010