использовать более простое прямоугольное дверное плотно вместо полукруглого, одновременно уплотнить дверной проем от продувания и защитить от взлома сверху; Л. встречаются в оконных проемах средневековья Ложок длинная сторона кирпича, см. Тычок Лопатка плоский вертикальный выступ на поверхности стены здания, может быть конструктивным утолщением стены или иметь декоративное значение, являясь одним из средств членения фасадов; то же, что пилястра Луковица верхняя часть, завершение храма, имеющее форму луковицы или огонька свечи, луковица оканчивается подкрестным шаром и крестом Люкарна (франц. lucarne, от лат. lucerna – светильник) - оконный проем в чердачной крыше или купольном покрытии, снаружи часто украшены наличниками, лепными обрамлениями и т.п. Люнет, люнетта (франц. lunette, букв. - лунка) - арочный проем в своде или стене, ограниченный снизу горизонтально. В сквозных люнетах помещаются окна, «глухие» люнеты часто украшаются росписью или скульптурой Маскарон (франц. mascaron, от итал. mascherone - большая маска) - декоративный рельеф в виде маски, изображающей (часто в гротескном или фантастическом облике) человеческое лицо или голову животного. Маскароны помещаются преимущественно на замках арок, оконных и дверных проемов, используются в качестве водометов (с отверстием для выпуска воды на месте рта), а также для украшения мебели Материк в археологических исследованиях культовых сооружений никем ранее нетронутый природный грунт, достижение материка автоматически прекращает дальнейшие раскопки, т.к. они не имеют практического смысла Матица центральная несущая балка потолка Мауэрлат (см. также старинное название Лежень), опорный брус, бревно или толстая доска, передающая вес кровель на нижележащие стены. Смысл мауэрлата равномерно распределить нагрузку по стенам, связать нижние части стропильной системы; М. обязательно крепится к каменным стенам анкерными болтами или через концы опирающихся на него стропильных ног проволочными скрутками; под М. подкладывают Гидроизоляцию; в металлических конструкциях М.

http://sobory.ru/lib/slovar.html

– Ничего, наýчитесь, – утешил плац-майор. Обернув наручники замшевой тряпкой, комендант спросил: – Так можете писать? – Могу. – Ну, вот и кончен туалет, – ухмыльнулся Подушкин с любезностью. А Лилиен-Анкерн, все еще стоя на коленях, поднял на арестанта свои столетние, мутной пленкой, как у спящих птиц, подернутые глаза и произнес благоговейно, как слова молитвы: – Божья милость всех нас спасет! «Так, должно бьть, на том свете старые покойники приветствуют нового», – подумал Голицын. Старик молча встал и тем же плавным шагом, сгорбившись, закинув руки за спину, вышел из камеры. Сторожа помогли арестанту перейти со стула на койку. – Почивайте с Богом, не горюйте: все пройдет. Номерок отменный, сухонький, тепленький, – сказал Подушкин. Все вышли и заперли дверь. Ключ повернулся в замке; загремели задвижки, запоры, засовы; последний огромный болт проскрежетал, и наступила тишина. Голицын чувствовал себя погребенным заживо, а все-таки радовался: миновала пытка. Увидел на столике ломоть ржаного хлеба и кружку кваса. Давеча, во время обыска, попросил есть; плац-майор извинился, что поздно, на кухне все уже спят, и велел принести хлеба с квасом. Голицын съел и выпил все; давно уже так вкусно не ужинал. Начал укладываться. Снял халат и с трудом поднял на койку отягченные цепями ноги; хотел уже растянуться на плоском, как блин, тюфяке, но взглянул на пестрядевую подушку без наволочки на ней были жирные пятна. Понюхал, поморщился. Носовой платочек Маринькин, еще не развернутый, с вышитой красной меткой М. Т., лежал на столике. Должно быть прощаясь, успела-таки сунуть ему в карман, а при обыске забыли или нарочно оставили, сжалившись. Разложил его так, чтобы не касаться щекой подушки. От платочка пахло Маринькой. Улыбнулся – почему-то вспомнил, как в ту первую и последнюю брачную ночь, когда она разбудила его поцелуем, – не сумел ее удержать, – «глупо» заснул. Где-то близко, как будто над самым ухом его, заиграли, запели заунывную песню куранты, как медноголосые ангелы. «Божья милость всех нас спасет», – послышалось ему приветствие мертвых мертвому. И продолжая улыбаться, он блаженно заснул, с последней мыслью: «В пасти Зверя – как у Христа за пазухой».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

Голицын вспомнил то, что слышал о равелине: в него сажали только «забытых», и никто никогда из него не выходил. Но по сравнению с пыткою вечное заточение казалось ему блаженством. Сани остановились. Арестанта опять подхватили под руки, помогли вылезть и взвели на ступени крыльца. Заскрипели на ржавых петлях двери и захлопнулись с тяжелым гулом. «Оставьте всякую надежду вы, которые входите», – вспомнилось Голицыну. С глаз его сняли платок и повели по длинному коридору с рядом дверей, тускло освещенному сальными плошками. Впереди шел плац-майор и, останавливаясь у каждой двери, спрашивал: «Занят?» Отвечали: «Занят». Наконец, ответили: «Пуст». – Пожалуйте-с, – любезно пригласил Подушкин, и Голицын вошел в каменную щель, узкую, длинную, напоминавшую гроб. Сторож засветил на ставце ночник – шкалик зеленого стекла с поплавком в масле. Голицын увидел нависший свод, окно с толстой железной решеткой в стенной глубокой впадине; два стула, столик, лазаретную койку, круглую железную печь в одном углу, а в другом зловонную кадку – «парашку». Сняли кандалы, раздели, обыскали, ощупали даже под мышками; надели арестантскую куртку, штаны, засаленный халат и рваные туфли, не впору большие. Старик высокого роста, в длиннополом, зеленом, с красным воротом и красными обшлагами, мундире времен Павловских, необыкновенно худой, высокий и бледный, похожий на мертвеца, вошел в камеру. Это был комендант Алексеевского равелина, швед Лилиен-Анкерн. Часовые считали его немного помешанным, называли «Кащеем бессмертным» и уверяли, что ему лет под сто и что он провел в казематах лет пятьдесят, вечный узник среди узников. Плавным шагом, сгорбившись, заложив руки за спину, с открытым ртом, где торчали два желтых зуба, со взором невидящим, он шел прямо на Голицына. – Как ваше здоровье? – спросил еще издали; не дожидаясь ответа, опустился на колени и привычно-ловким движением начал надевать снятые кандалы на ноги его. Надев, показал, как надо ходить, поддерживая за веревочку звенья, соединявшие ножные обручи. Голицын попробовал и опять едва не упал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

Темплоном служила балка воздушной связи сечением 19x21 см, проходящая на высоте 4,80 м (по верхней грани) от древнего пола (ил. 11). Балка сильно смещена с оси столба на запад – расстояние от ее края до западной грани алтарных столбов всего 14 см. и этот факт является неоспоримым доказательством использования алтарной воздушной связи в качестве темплона 471 . Древняя балка темплона сохранилась до наших дней и содержит ряд весьма примечательных деталей, о которых речь пойдет ниже (ил. 13, 14). Пространство между барьером и темплоном. составлявшее, вероятно, более 3 м, иконами занято не было, как не было здесь и столбцов. На это указывает прежде всего расположение барьера и темплона в разных плоскостях. а также отсутствие следов дополнительных креплений, необходимых при такой высоте, да и строго центрованное относительно оси столба размещение фресок на откосах алтарной арки, которые, как, например, в церкви Спаса на Нередице, неизбежно были бы сдвинуты вглубь алтаря, окажись в этой плоскости примыкающие ко граням столбов иконы. Если бы предполагалось установить здесь преграду традиционной византийской формы, т. е. со столбцами между барьером и темплоном, то эти элементы преграды были бы совмещены в одну плоскость, чего легко достигнуть, сдвинув барьер чуть на восток или выведя балку темплона заподлицо к внешней плоскости алтарных столбов. Но отсутствие этого простого решения является самым убедительным доказательством того, что в пространстве между темплоном и барьером не было никакого конструктивного заполнения. Георгиевская церковь в Старой Ладоге Вероятно, именно такой тип конструктивно упрощенной преграды был наиболее распространенным в новгородских храмах середины – второй половины XII в. Следы аналогичных конструкций сохранились в Георгиевской церкви в Старой Ладоге (последняя четверть XII в.), где в цокольной части откосов алтарной арки хорошо читаются отпечатки от примыкания столбцов барьера, к которым была примазана фресковая штукатурка (ил. 15). Столбцы имели ширину около 15 см и располагались, аналогично преграде Благовещенской церкви, в плоскости западных граней алтарных столбов.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Crux immissa или capitata — четырехконечный; короткая поперечная балка его вставляется в продольную так, что верхушка продольной балки выдается над поперечной. Эта форма креста подразделяется на так называемую греческую или квадратную, в которой поперечная балка равна продольной и таким образом крест получает вид +, и на латинскую, у которой продольная балка значительно длиннее поперечной, так что крест имеет форму f. Самое древнее изображение креста этого рода, как уже замечено выше, находится в катакомбах св. Люцилы; другое его изображение найдено в катакомбах, на донышке стеклянного сосуда, и представляет христианина с crux immissa, имеющим форму + и изображенным у него на челе. С V века crux immissa, становится общеупотребительным. Крест, на котором умер Спаситель, по господствующему в Церкви преданию, был четырехконечный — crux immissa или capitata. Crux decussata, иначе — косой, представляет крест в виде буквы X и состоит из двух, наискось одна к другой положенных, перекладин. Археологами он нередко называется бургундским, или андреевским, так как, по преданию, на таком именно кресте был распят св. апостол Андрей Первозванный. Crux decussata представляет собой не столько в строгом смысле крест, сколько условный знак, прикровенное изображение его. Иероним говорит, что Церковь видела в греческой букве X образ креста. А так как этой же буквой начиналось имя Χριστς, то буква X служила столько же священным символом для имени Христа, сколько и для Его креста. Отмеченный выше в художественной истории креста поворот, как нельзя лучше, совпадал с фактами действительных явлений креста, которых мы имеем сразу три: явление Константину Великому во время войны с Максентием, обретение царицей Еленой креста в Иерусалиме и явление его в Иерусалиме, виденное на небе и описанное Кириллом Иерусалимским в письме к Констанцию. О первом из этих явлений мы уже сказали, говоря о лабаруме Константина Великого; теперь несколько слов о втором из них, особенно важном по его решающему значению относительно формы и исторической судьбы подлинного креста Христова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Эта форма креста известна под именем креста – тау, или Египетского. Последнее наименование дано ему по причине его сходства с египетским крестом, над поперечной балкой которого Т прикреплялась еще ручка или ушко. Он называется также разбойничьим, или Антониевским, так как преподобный Антоний египетский носил такой крест на своем платье, на котором он был нашит. Что касается второй формы креста, именно crux immissa, или capitata, т. е. креста вставного, то короткая поперечная балка его вставляется в продольную так, что верхушка продольной балки выдается над поперечною. Эта форма креста подразделяется на так называемую греческую, или квадратную, в которой поперечная балка бывает равна продольной и таким образом крест получает вид , и на латинскую, у которой продольная балка бывает вдвое длиннее поперечной, так что крест получает форму †. Латинский крест подразделяется в свою очередь на патриарший или архиепископский И на папский, – в первом случай число рогов удвояется, во втором утрояется. По мнению известнейших археологов, специфически-греческий крест есть не что иное, как патриарший крест с удвоенными поперечными балками. 18 По словам кардинала Борджия 19 , греческий патриарший крест впервые встречается на монетах Льва Исаврянина, относящихся к началу VIII в. Обыкновенный так называемый греческий крест, состоящий из равномерных балок, столь же часто встречается на западе, как и на востоке. Особый вид креста составляет еще русский крест; это – тот же греческий патриарший крест, только с цепями, опускающимися с поперечных балок. 20 Трудно решить, которая из рассмотренных нами форм представляет форму действительного креста, на котором был распят Господь. Правда, некоторые известные археологи утверждают, что будто бы, наверное, можно сказать, что Иисус Христос был распят на кресте, имеющем форму Т , но против этого уверения можно сделать несколько основательных возражений. Кроме изречений отцев церкви, которые сравнивают крест то с летящей птицей 21 , то с плавающим человеком 22 , то с Моисеем, распростершим руки на молитву 23 , – все эти сравнения применимы только к crux immissa, – до нас дошли такие выражения церковных писателей, которые совершенно ясно говорят о четырех концах креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickij/...

«ЧАСОВНЯ И ИСТОЧНИК ПОПАЛИ В ЗОНУ ОТДЫХА» В 1928 году часовня на Комсомольских горах попала в зону дома отдыха. Предложено забрать в Покровскую церковь имущество часовни, а ключи от часовни передать директору дома отдыха. Для дома отдыха требовалась новая площадь — 7-10 дес. для посадки сосен. «Аппетиты» властей возрастали и этой площади уже оказалось недостаточно, так как дом отдыха собирались расширить с превращением его в туберкулёзный диспансер и санаторий с кумысолечебницей. Открытие дома отдыха было запланировано на 1 июня, с изоляцией колодца из общего пользования. Власти действовали как захватчики и спешили — успеть до дня празднования иконы с тем, чтобы отобрав часовню и колодец, не допустить паломничества 21 июня. Землемер-землеустроитель П. Казанский подробно изучил вопрос об участке земли на Святых (Комсомольских) горах и представил обширный доклад в Хопёрское окружное земельное управление, которому и предстояло окончательно решить вопрос о судьбе часовни, колодца, а значит и крестных ходов к святыне. П.Казанский подробно охарактеризовал рельеф и местность, обозначил взаимные претензии юридических лиц на право обладания этим местом. «Данный участок находится в северо-восточном углу земельного надела хут. Горского ст. Урюпинской. Рельеф поверхности представляет собой крутой скат к р. Хопёр, с уклоном до 15 %, покрытый леском и изрезанный глубокими лесными оврагами. В участок входят: лесок местного значения (типа кустарника), балка под названием Каменная, покрытая большим лесом, угодья — пашня на землях хут. Горского и нераспаханная степь. А также — каменный карьер, где добывается строевой (строительный) камень. На территории участка, предполагаемого к отчуждению в пользование санаторию, имеется дорога — прогон шириною 5 сажен, над правой стороной Каменной балки, по которой жители хут. Горского прогоняют скот к р. Хопёр. Почвы здесь: на пахоте — чернозёмные, а на склонах к реке — супесчаные». Землемер сообщает некоторые сведения о прошлом данного участка, из которых напрашивается одно заключение — поистине настоящий заповедник природы представляло из себя место (балка, источник с колодцем, часовня):

http://pravicon.com/info-136

В юго-западном приделе на стене, изображена Богоматерь с воздетыми к небу руками и на Её груди Предвечный Младенец благословляющий. У о.Иоанникия образ именуется Воплощением Христовым, – образ, весьма сходный с Новгородским Знамением Богоматери. О.Иоанникий говорит: «Образ написан на стене теми же красками, как и вся церковь ». Перед нашествием Горностая один из жителей Чернигова спрятал перед сей иконой в каменном склепике большие суммы денег. Ляхи отыскали и унесли всё, что было спрятано. Не найдя своих денег, спрятавший их в исступлении ударил острым орудием в лицо Богоматерь с словами: «Зачем ты не уберегла моего сокровища?» Несчастный тут же сошёл с ума и умер; а царапины, сколько ни затирали, не могли затереть. О.Иоанникий прибавляет, что ещё живы люди, видевшие тот склепик. На север от большой церкви – колокольня. Фасад её представляет восьмиугольный столб, по 7 сажень в длину и ширину и 16 в вышину. Вблизи её – братский корпус, не очень давней постройки. На восточной стороне – весьма древний братский корпус каменный, с каменными сводами, длиной 30 аршин 68 , весьма замечательный по наружным украшениям. На запад от колокольни – деревянная келлия наместника. В ней сохраняется под потолком балка с вырезанной надписью: «При Феодосии Углицком архимандрите. 1688 год». Эта балка была в келлии Феодосия Углицкого. В юго-западном углу – древний каменный корпус со сводами; здесь ныне кладовые. На западной стороне – трапеза. На южной стороне – корпус настоятельский, на самом краю горы. Из окон его видны, на пространстве 20 вёрст, леса, луга, озёра, поля, деревни, с лентой вод величественной Десны. При нём домовая церковь апостолов Петра и Павла. По скату горы и при её подошве – сад, преимущественно ореховых деревьев. В Елецкой обители погребено много лиц, в том числе лиц исторических 69 . В западной части Успенского храма покоится усердный благотворитель обители, обозный Василий Андреевич Дунин-Борковский 70 . Площадь обители почти вся засеяна костями почивших. До 1786 года во владении Елецкого монастыря было 10 мельниц, 14 рыболовных озёр, несколько рощей строевого леса; в пользу монастыря обрабатывалось пахоти на 1098 четвертей посева и собиралось сена до 11000 копён; поселян на землях монастырских было 1330 д.м. Ныне окладного дохода по указу 1786 года 2317 рублей ассигнациями и по указу 1797 года 1475 рублей 50 копеек, всего на серебро 1114 рублей 39 копеек, земли удобной и неудобной до 150 десятин и два озера.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Можно себе представить после вышесказанного, каково было положение тех домовладельцев и обитателей, которые имели несчастье поселиться в этой особой «балке». Дело дошло до того, что здесь оставались на житье только в том случае, когда по каким-либо причинам не представлялось возможности жить где-либо в другом месте, т. е. по преимуществу, домовладельцы, или связанные какими-либо условиями квартиранты. Таких жильцов, которые бы свободно поселились в этой местности по словам домовладельцев, «заманить было трудно и даром», – так тяжелы были здесь условия жизни. Можно себе представить, какие примеры видело молодое подрастающее поколение, какое растление вносилось в их души, и как большинство из них, при отсутствии школы и руководительства доброй семьи, готовилось увеличить в будущем ряды пьяниц, развратников и преступников. На несчастье, приходская церковь со школой отстоит от «Колючей балки» довольно далеко. Известно, что Тифлис весьма небогат приходскими храмами, и, например, на протяжении от военного собора, недавно к тому же выстроенного, до выезда из города но Военно-Грузинской дороге находится всего только одна приходская Иоанно-Богословская церковь с богослужением на славянском языке, да и эта церковь и ветха, и очень тесна. «Колючая балка» находится как раз в середине между собором и Иоанно-Богословской церковью. Приходской священник не оставлял без внимания этого заброшенного уголка своего прихода. Беседами при посещении домов и проповедями в церкви он расположил жителей «Колючей балки» обсудить, наконец, свое положение и принять какие либо меры к прекращению безобразных условий жизни. Словесными докладами он довел об этом до сведения бывшего экзарха высокопреосвященного Владимира и заинтересовал в деле высших представителей духовенства в городе, главным образом служащих при духовной семинарии. Наконец, путем печатного слова он старался обратить внимание и публики на несчастных обитателей «Колючей балки». Результатом было то, что обыватели, сплотившись, обсудили совместно свое положение и обратились в городскую управу с просьбой о принятии мер к улучшению их быта. Между прочим, жители просили управу уменьшить число кабаков, принять меры к искоренению открытого разврата в «Колючей балке» и к выселению развратных пьяниц-женщин, ютившихся при духанах, и улучшить санитарные условия. Просьба жителей была заслушана, и со стороны городского управления было решено принять меры к ремонту мостовой, поставить несколько фонарей, все же прочие пункты прошения жителей постановлено «оставить без последствий», как не заслуживающие, надо полагать, серьезного внимания... Таким образом, главное, существенное зло осталось попрежнему в полной силе. Изменение разве последовало только в том отношении, что в грязную погоду несколько поправленная мостовая, а в темные ночи несколько фонарей облегчили доступ к духанам и вертепам для их обычных посетителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Если теперь сравнить положение учебного дела на Кавказе в год воцарения и в год смерти Императора Николая Павловича, те результаты окажутся поразительны. К 1-му января 1856 года Кавказский край образует особый учебный округ при нем: окружное управление, цензурный комитет, 4 дирекции народных Училищ, 4 гимназии с пансионами, коммерческое училище, 24 уездные училища, 74 начальных 13 частных, – это вместо прежде бывших в 1825 году, 16 учебных заведений на всем Кавказе; вместо 750 учащихся – теперь 5 953, вместо 51 училищных чиновников и преподавателей – теперь 370. Сюда не входят женские учебные заведения, выше указанные, и учебные заведения военного и духовного ведомств. Таким образом, мы должны признать результаты деятельности Императора Николая в рассматриваемом отношении изумительными, особенно если принять во внимание, что приходилось вести дело просвещения Кавказского края при условиях чрезвычайно тяжелых, при частом противодействии со стороны населения, так что нужно было привлекать к учению поощрительными мерами; результаты эти еще более нужно признать изумительными, если принять во внимание, что учебные заведения Кавказа не только возросли числом, но и внутренним устройством, и что последний прогресс далеко превышал первый; это ясно видно из того, что в Положении о Кавказском учебном округе 29 октября 1853 года уже определенно выражены новые начала, на которых должно было основываться учебное дело на Кавказе, и сущность которых заключалась «в постепенном сближении местных учебных заведений с таковыми же внутри Империи». Задача эта блистательно выполнена в царствование Императоров Александра II-ro и Александра III-ro, но весь тяжкий труд подготовления учебных заведений Кавказа к этому новому и плодотворному пути из прежнего хаотического состояния, – весь этот труд с необыкновенной энергией и с успехом выполнил незабвенный Государь Император Николай Павлович. Имя его дорого для истории русского просвещения вообще, но особенно дорого и навеки благословенно для истории просвещения нашего Кавказского края. Молитвенный дом и благотворительные при нем учреждения в местности гор. Тифлиса «Колючая балка»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010