все по череду надо. А это Сане Юрцову вареньица баночку снесу, в квасной послушание теперь несет, у преподобного, в монахи готовится... от Москвы, скажу, поклончик-гостинчик. Бараночек возьму на дорожку...У меня душа разрывается, а он говорит и говорит и все укладывает в мешок. Что бы ему сказать такое?.. — Горкин... а как тебя Царица Небесная сохранила, скажи?.. — спрашиваю я сквозь слезы, хотя все знаю.Он поднимает голову и говорит нестрого: — Хлюпаешь-то чего? Ну, сохранила... я тебе не раз сказывал. На вот, утрись полотенчиком... дешевые у тебя слезы. Ну, ломали мы дом на Пресне... ну, нашел я на чердаке старую иконку, ту вон... Ну, сошел я с чердака, стою на втором ярусу... — дай, думаю, пооботру-погляжу, какая Царица Небесная, лика-то не видать. Только покрестился, локотком потереть хотел... — ка-ак загремит все... ни-чего уж не помню, взвило меня в пыль!.. Очнулся в самом низу, в бревнах, в досках, все покорежено... а над самой над головой у меня — здоровенная балка застряла! В плюшку бы меня прямо!.. — вот какая. А робята наши, значит, кличут меня, слышу: " Панкратыч, жив ли? " А на руке у меня — Царица Небесная! Как держал, так и... чисто на крылах опустило. И не оцарапало нигде, ни царапинки, ни синячка... вот ты чего подумай! А это стену неладно покачнули — балки из гнезд-то и вышли, концы-то у них сгнили... как ухнут, так все и проломили, накаты все. Два яруса летел, с хламом... вот ты чего подумай!Эту иконку — я знаю — Горкин хочет положить с собой в гроб, — душе чтобы во спасение. И все я знаю в его каморке: и картинку Страшного суда на стенке, с геенной огненной, и " Хождения по мытарствам преподобной Феодоры " , и найденный где-то на работах, на сгнившем гробе, медный, литой, очень старинный крест с " адамовой главой " , страшной... и пасочницу Мартына-плотника, вырезанную одним топориком. Над деревянной кроватью, с подпалинами от свечки, как жгли клопов, стоят на полочке, к образам, совсем уже серые от пыли, просвирки из Иерусалима-града и с Афона, принесенные ему добрыми людьми, и пузыречки с напетым маслицем, с вылитыми на них угодничками.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1380...

663 Таб., II, с. 1798. Согласно коранической легенде (заимствованной из Библии ), жители Содома, где жил праведный Лот (Лут), были побиты камнями с неба за му-желожество [Кор., 15:6179]; странным образом от имени праведного Лута было образовано прилагательное, позже субстантивировавшееся: лути – «педераст». Именно так называют враги ал-Валида у Халифы: «Убейте этого лути убиением народа Лута» [Халифа, с. 382]. В невнимании к женщинам ал-Валида трудно было упрекнуть: у него было 14 сыновей (не считая дочерей) и его еще обвиняли в сношениях с несколькими умм валад своего отца [Таб., II, с. 1777]. Умм валад – рабыня, родившая от хозяина и приобретавшая статус, близкий к положению законной жены, а поэтому сожительство с ней оказывалось таким же греховным, как с разведенной женой отца или его вдовой. 664 Убит «в четверг, когда остались две ночи джумады второй» [Халифа, с. 380; Таб., II, с. 1810], в другом месте этот день неверно назван средой [Таб., II, с. 1836]; по данным ал-Йа‘куби [т. 2, с. 400] – «когда осталось пять ночей» без указания дня недели. В пользу более поздней даты свидетельствует воспоминание одного из участников нападения на ал-Бахра, что они ехали к ней темной безлунной ночью [Таб., II, с. 1801], именно такой и должна была быть ночь на 27 джумады второй, а тремя сутками ранее луна была в начале последней четверти и все-таки всходила в конце ночи. Пятницей, в которую была привезена голова ал-Валида, могла быть только пятница на следующий день убийства (число не сообщается) [Таб. II, с. 1897], так как невозможно предположить, что такое важное свидетельство победы доставляли бы восемь дней – голова нужна была до присяги, которая прошла первого раджаба (воскресенье 19 апреля) [Халифа, с. 386]. Наиболее полное изложение событий, связанных с гибелью ал-Валида, в двух циклах рассказов у ат-Табари [Таб., II, с. 17951801, 18011810], почти дословно то же в анонимной истории [Уйун, т. 1, с. 130144] со ссылками на ал-Мадаини, а не на ат-Табари; короче на основе тех же текстов: [Агани, т. 6, с. 127139], хотя имеются некоторые добавления: так ас-Сакасики, первым перелезший через стену, предъявляет ал-Валиду целый список его прегрешений (в том числе сожительство с наложницами отца). В той обстановке времени для таких речей, конечно, не было [Уйун, с. 139]. Особняком стоит рассказ ад-Динавари, согласно которому инициатором борьбы против ал-Валида был Мухаммад б. Халид ал-Касри, мстивший за отца, отданного ал-Валидом на расправу Йусуфу б. Умару: он захватывает Дамаск и передает его Йазиду, осаждает ал-Балка [Динав., с. 349].

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Вопрос, по какую «ту сторону города» был лагерь Владимира, долгое время оставался умозрительным. Херсонес располагается на мысу. С востока он омывается узкой и извилистой Карантинной бухтой (античное название не известно). С северо-западной стороны, на некотором расстоянии от города, в берег врезается глубокая Стрелецкая бухта (тоже новое название). Еще в античности Херсонес был окружен стенами по всему периметру. Так как город выстроен на скале, вырыть нормальный ров, прикрывающий укрепления с напольной стороны, было невозможно. Поэтому впоследствии была построена передовая стена, которая затрудняла подход к самим стенам и особенно к воротам. В настоящее время часть стен с северной и северо-восточной стороны обрушились вместе с обрывом в море. Одной из неприятных особенностей Крыма было и остается периодическое поднимание и опускание берега. Пониженные участки затопляются, а затем снова поднимаются над уровнем моря. Именно благодаря этому расположенная на острове гробница св. Климента, папы римского, то покрывалась водой, то оказывалась открытой. В середине IX в. ее посчастливилось отыскать, хоть и с немалым трудом, свв. Константину-Кириллу и Мефодию. В интересующее нас время уровень моря был довольно высоким. Глубокая балка, отсекавшая в прошлом юго-восточную часть напольных укреплений со стороны Карантинной бухты, была полностью заболочена. Поэтому располагать лагерь с этой стороны, как одно время считалось, было бессмысленно. Владимир стал в Стрелецкой бухте, откуда был удобный подход к городским стенам. 653 Слова летописца «въдале стрелище едино» обычно переводятся как «на расстоянии перелета стрелы». Но в данном случае следовало опасаться не только стрел, но и византийских метательных машин, установленных на стенах. Они могли бросать как камни, так и сосуды с зажигательной смесью – «греческим огнем». В летописи сказано, что Владимир приказал «приспу сыпати къ граду». Здесь опять видна хорошая осведомленность древнерусского источника. Как указал А. Бертье-Делагард, князь пытался возвести насыпь, по которой можно было бы подняться на внешнюю стену, и с нее засыпать пространство между двумя стенами. Летописец сообщает, что горожане подкопались под стену (очевидно, внутреннюю) и выбирали землю из насыпи. Создатели поздних редакций Распространенных житий не понимали, о какой «приспе» идет речь. Они иногда исправляли текст и писали, что Владимир приказал засыпать ров. Как мы теперь знаем, в Корсуне его никогда не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Господи, есть же на свете такие чудеса! Целая река валит вниз, словно через мельничную плотину, а там, глядите, прорыла себе ход в каменной горе. Уму непостижимо! — То ли еще бывает на свете, любезный Василий. Если бы ты читал путешествия ученых людей, то знал бы, что есть в Финляндии водопад Иматра, который не уступит этому в великолепии, а в Америке река Ниагара падает со страшной высоты… — Чудны дела Божий, — набожно крестясь, перебил Василий. — Тому, что пишут, не всегда верить можно, а это диво я сам вижу. Все бы смотрел и слушал, но никогда не наглядишься, не наслушаешься. — Я совершенно с тобой согласен. В жизни моей я не видал ничего торжественнее. Пора, однако, вспомнить о нашей барке. Что мы теперь будем делать? — Тут не только с баркой — с челноком не управишься, все в щепки разломает. — Плыть дальше невозможно, сам видишь. Я так думаю: барку надобно бросить, а нам со скотом и багажом пуститься этим берегом. Что пройдем до зимы — все будет шаг вперед. — А об корме-то скоту позабыли, если где зазимуем. Неужто вам не жаль такой дивной скотины, как наша? — По совести скажу, очень жаль, и оставлять ее в жертву волкам не желаю. Мы на зимовье можем стать в конце осени; для себя устроим землянку, а для скота сплетем сарай и сена заготовим, сколько нужно будет. — Все это разумно, да караванным-то ходом мы далеко не уйдем, и барку больно жаль. Нельзя ли барку разобрать, а ниже порогов собрать сызнова? Ведь времени меньше потеряем, и путь удобнее будет. — Пожалуй… Но надобно осмотреть реку впереди, чтобы увериться, есть ли возможность это исполнить. Теперь еще утро, мы успеем пройти верст пятнадцать и вечером вернуться к Петруше. Товарищи поспешно зашагали по берегу, но чем дальше они шли, тем путь их делался неудобнее. То скалистая балка, то каменная круча, то непроходимый лес затрудняли дорогу. Речные пороги тянулись на версту с лишком, потом река снова спокойно текла между высокими берегами. Через час ходьбы они увидели новые пороги, величественнее первых. Наконец путь им преградили неприступные скалы. Здесь и пешеходу было не пробраться, а о том, чтобы перевозить барочные бревна, нечего было и думать. Оба путешественника печально переглянулись.

http://azbyka.ru/fiction/russkij-robinzo...

— Он тогда еще молодой был, — объясняет она. — Ну, какой молодой, — возражает Женя, — два года всего прошло, я не чувствую себя старым.   В ванной комнате установлено специальное приспособление: железная балка и механизм, помогающий опуститься и подняться. Раз в неделю у Евгения и Кати банный день. Кате очень нравится эта процедура, и она может провести в ванне 3–4 часа. Приспособление в ваннои комнате Днем Евгений и Катя занимаются обычными домашними делами, упражняются на специальном тренажере, общаются, переписываются с друзьями в соцсетях. Как рассказывает Катя, в прежней жизни, до того, как проявилась болезнь, она бывала недовольна и часто плакала. Теперь она ищет причины для радости: солнечный день, красивая музыка, приход гостей, милый сюрприз от Жени. — Я считаю, что унывают только люди, которые ничего не хотят делать. Я не знаю, что такое уныние, — говорит она. — Я такой до встречи с Женей не была, раньше рыдала все время, а теперь мне есть для кого жить. Характер у меня волевой. Я упертая. У папы был очень веселый, жизнерадостный характер. Я всегда думала: «Почему люди такие веселые? Почему я на отца не похожа? Почему такая вредная?» — Уныние — это главным образом апатия, нежелание что-то делать, — добавляет Женя. — Когда нет сил, нет желания, нет надежды. А у нас это всегда есть. На Господа всегда есть надежда, — и уточняет, — у нас бывает не уныние, а бессилие. Это каждовечерняя ситуация с 7 до 8 вечера — стараюсь не упасть. Когда на это бессилие накладываются неприятности, тогда бывает грустно, но я стараюсь не впадать в уныние, потому что тогда можно выпасть из жизни. Катя на кухне Сейчас в жизни Кати есть еще один дорогой человек — духовник, отец Андрей Ромашко. Катя сама выбирала себе духовника, выбрав, три раза уговаривала священника им стать. — Я хотела, чтобы духовник был светлый, добрый, внимательный, такой, как отец Андрей, — объясняет Катя. Священника с Катей связывает не только вера, но и профессии отцов. Оба из театральной среды. Отец Кати — заслуженный артист РСФСР Владимир Васильев, много лет служивший в Новосибирском театре оперы и балета. Отец священника — народный артист РСФСР Иван Ромашко, много лет проработавший в Новосибирском театре музыкальной комедии.  

http://pravmir.ru/kazhdyj-den-ya-ishhu-p...

Последнее, действительно, было справедливо и доказывается тем, что когда Чингис, видя себя властителем всей Монголии, задумал свергнуть иго Нючжей, обладателей северного Китая, еще не так давно господствовавших и над всей Монголией, он немедленно объявил себя независимым и решил воевать с императором Нючжей, Юн-цзи. Война эта, начатая в 1211 г. затянулась на целые 23 г. и, пережив самого Чингиса, стоила Нючжам дорого. Так, в первый же Чингисов поход 1211 г., Нючжи потеряли все владения за великой стеной; в 1213 г. пал сам Юн-цзи, убитый возмутившимися подданными; в 1214 г. опустошен весь Китай до стен Пекина, который в 1215 г., разграблен и сожжен, а в 1216 и 1217 гг., полководцы Чингисовы проникли в южные владения преемника Юн-цзи, ими. Утубы и еще года два-три спустя, отняли у него все земли, составлявшие империю Нючжийского дома Гинь. Последнее совершилось уже без личного участия Чингиса, который, с 1216 г., был занят подавлением мятежей внутри Монголии, а в 1218 г. созвал курилтай и тут объявил поход против хорезмского султана Магомета II, поход, как бы в отмщение за убийство монгольских купцов в хорезмском г. Отраре, на самом же деле, – для целей чисто завоевательных. По окончании курилтая, Чингис-Хан, в голове 250 тыс. армии, выступил с верховьев Керулыни и быстро сделав 2 тыс. верст, летом 1219 г., был уже на берегах Иртыша, зимой прошел Голодную степь, а весной 1220 г. явился к берегам Сихуна, т. е. Сырдарьи, до которого не встретил никакого сопротивления. Здесь, на Сихуне, армия Чингиса разделилась: сын его, Чучи, пошел вправо, забирать города по Сихуну ниже Отрара; другие два сына, Угадай и Джагатай, направились к Отрару; отдельный отряд послан для осады городов выше Отрара, a сам Чингис двинулся на Бухару и Самарканд, и в мае 1220 г., овладел этими городами, а с ними и всей древней Транс-Оксаной, т. е. страной между реками Оксом и Яксартом (Аму и Сырдарьями), где нынче ханства Бухарское и Коканское. Между тем, Магомет II, заблаговременно удалившийся с театра войны, находился с небольшими силами на пути из Балка к Нишабуру и Чингис, узнав об этом во время осады Самарканда, столицы хорезмской, решил послать в погоню за Магометом 30 тыс.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Иногда приходится долго отыскивать точку, с которой и приятель, и памятник архитектуры помещаются в кадр. Но если бы наш фотоаппарат запечатлевал мир в обратной перспективе, то нам ничто бы не помогло, на каком бы расстоянии от памятника мы не наводили камеру на нашего приятеля: за спиной у него мы увидели бы одну балку или один кирпич, не более. Чем дальше бы он отступал от памятника, тем более «вырастали» бы в кадре этот кирпич и эта балка. Спрашивается, где, в какой иконе мы найдем такую обратную – действительно, без кавычек, обратную перспективу? Нигде и ни в какой – даже в работах самих проповедников  «обратной» перспективы как специфической особенности иконописи. Найдём же мы совсем другое явление: архитектурные сооружения заднего плана изображаются в иконе полностью, от фундамента до креста на кровле, даже если персонажи стоят рядом с ними (и даже внутри их!). Эти сооружения, таким образом, подвергаются ещё большему перспективному сокращению, чем это принято в прямой перспективе – мы можем сказать, что икона показывает их в усиленной прямой перспективе! Но существует другое определение, более точное – кулисное построение пространственных планов. Это значит, что в каждом из двух, трех или большего числа таких планов предметы и персонажи согласуются между собой в масштабе и пространственном соотношении, а сами эти планы сближаются, как плоские театральные кулисы. Мы рассмотрели применение и не-применение обратной перспективы в рисунке отдельных предметов геометрически правильной формы и в сравнительных размерах предметов, более или менее удаленных от зрителя. Но мир иконы состоит не только из архитектурных и пейзажных мотивов. Главное в иконе – изображение человека. В реалистической живописи оно тоже подчиняется законам прямой перспективы – соответственно, в иконописи оно должно подчиняться законам перспективы обратной? Но напрасно мы будем искать в иконных ликах признаки сознательного отвержения нормальной оптики. Изображение человеческого лица, сообщение ему того или иного выражения, направления взгляда, трепета жизни – задача сложнейшая, требующая предельной точности, где никакие рецепты не служат ни к чему, если у художника нет подлинного чувства формы.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=5&iid=1610

Урок 11. Зазвонные на ¾ Малая звонница. Особенности звона Как установить колокола (от этого зависит сохранность колоколов!) Балка для колоколов должна быть деревянная или металлическая. Если хомуты больше балки, надо подложить доску по всей длине, если меньше – удлинить болты. Колокола развешиваются в проемах (окнах) против часовой стрелки, т.е. маленькие по правую руку звонаря, а большие – по левую. Желательно установить колокола максимально кучно, не соприкасаясь друг с другом (это облегчит работу звонаря). Три – четыре малых колокола должны висеть в одном окне, над входом в храм. Большие колокола подвешиваются за двойные уши, маленькие (у которых все уши одиночные) – за одиночные. ВНИМАНИЕ! Крест в верхнем поясе всех колоколов должен смотреть внутрь колокольни (к звонарю). Это важно для положения и нагрузки на уши. Гайки (сверху и снизу) на всех колоколах должны быть хорошо затянуты, при этом нижняя полоса должна подогнуться и обжать уши колокола. Колокол не должен качаться! Но не стоит переусердствовать, т.к. от лишнего усилия можно сломать уши колокола! Приложение 13. Надписи на колоколах На Руси испокон веков существует традиция запечатлевать на самом большом колоколе название храма, имя настоятеля и благодетелей, время изготовления и мастера-литейщика. Многие колокола являются своего рода летописями, хранящими события, в ознаменование которых они были отлиты. В ООО «Мастерская Ильи Дроздихина» постоянно обращаются священники, меценаты и звонари с просьбой помочь правильно сформулировать надпись на будущем колоколе. По многочисленным просьбам, мы решили подготовить небольшой материал, в котором привести примеры написания надписей и варианты формулировок. Стандартные колокола, которые отливает наша мастерская имеют надпись из Псалтыри в верхнем поясе и надпись «Отлитъ мастерской Ильи Дроздихина» на тулове колокола. Как и в старину, дарственные надписи изготовляются на колоколах массой от 160 кг. Готовые варианты надписей Отлит сей колокол Мастерской Ильи Дроздихина в лето 20.. от Р.Х. для

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В мгновение ока прилегавшая к паперти часть площади опустела. Взломщики, хотя и защищаемые глубокими сводами портала, бросили дверь, и даже сам Клопен отступил на почтительное расстояние от собора. – Ну и счастливо же я отделался! – воскликнул Жеан. – Я слышал, как она просвистела, клянусь чертовой башкой! Зато она погубила душу Пьера Душегуба! Невозможно описать, в какое изумление и ужас повергло бродяг это бревно. Некоторое время они стояли, вглядываясь в небо, приведенные в большее замешательство этим куском дерева, нежели двадцатью тысячами королевских стрелков. – Сатана! – пробурчал герцог египетский. – Тут пахнет колдовством! – Наверное, луна сбросила на нас это полено, – сказал Андри Рыжий. – К тому же, говорят, луна в дружбе с Пречистой девой! – сказал Франсуа Шантепрюн. – Тысяча пап! – воскликнул Клопен – Все вы дураки! – Но как объяснить падение бревна, он и сам не знал. На высоком фасаде церкви, до верха которого не достигал свет факелов, ничего нельзя было разглядеть. Увесистая дубовая балка валялась на мостовой; слышались стоны несчастных, которые, первыми попав под ее удар, распороли себе животы об острые углы каменных ступеней. Наконец, когда волнение улеглось, король Алтынный нашел толкование, показавшееся его товарищам вполне допустимым: – Чертова пасть! Неужели попы вздумали обороняться? Тогда грабить их! Грабить! – Грабить! – повторила с бешеным ревом толпа. Вслед за тем раздался залп из мушкетов и самострелов по фасаду собора. Мирные обитатели соседних домов проснулись Распахнулись окна, из них высунулись головы в ночных колпаках и руки, державшие зажженные свечи. – Стреляйте по окнам! – скомандовал Клопен. Окна тотчас же захлопнулись, и бедные горожане, еле успев бросить испуганный взгляд на это грозное зрелище, освещенное мерцающим пламенем факелов, вернулись, обливаясь холодным потом, к своим супругам, вопрошая себя, не справляют ли нынче ведьмы на Соборной площади шабаш, или же это нападение бургундцев, как в 64-м году. Мужчинам уже чудился разбой, женщинам – насилие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=132...

Мачта, соединяясь с этой поперечною балкою, ясно являет образ креста четвероконечного. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на барки и так называемый расшивы, которые плавают по нашим судоходным рекам. Подобным образом устраивались и римские мачты с парусами, о которых говорят св. Иустин и Минуций: среди судна возвышалась большая мачта, называвшаяся у римлян malus, а у греков ιστος; к ней прикреплялась поперечная балка, носившая название antenna, а по-гречески χεραια; на поперечной же балке навешивался посредством колец и канатов кусок холста или парус (velum, ιστιον). Таким образом и в римском, и в греческом корабле мачта (malus, ιστος), соединяясь с поперечной балкой (antenna, χεραια), представляла вид креста четвероконечного. – От корабля св. Иустин переходит к земледельческим орудиям и в них также находить крест. Земли нельзя орать без формы крестообразной, – здесь указание на устройство у римлян плуга и сохи для возделывания полей. Римский плуг по своему устройству не многим отличался от устройства нашего плуга; главное отличие его от нашего заключалось главным образом в том, что впереди, поперек дышла, прикреплялась особого рода перекладина, носившая название ига (jugum), так как налагалась на спины быков, впрягавшихся в плуг. Такого рода упряжь употреблялась не только в плугах, но и вообще в римских колесницах, повозках и других экипажах. Соединение дышла с поперечным игом представляло опять-таки вид четвероконечного креста. На это указывает и Минуций, когда говорит: «когда вы прикрепляете упряжь, то и тогда является образ креста»... Копающие землю, равно как и ремесленники, не иначе производят свою работу, как посредством орудий, имеющих эту форму, – это выражение св. Иустина указывает на римские садовые инструменты, а также на орудия различных ремесленников, как, например, ваятелей, рещиков и др. К садовым инструментам принадлежали такие же, как и у нас, заступы, лопаты и др., у которых рукоятка устраивалась, обыкновенно, в форме четвероконечного креста; тоже следует заметить и об инструментах, которыми пользовались ремесленники: это были или резцы, или наши долота, рукоятки коих имели чаще всего крестообразный вид.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Arsenev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010