Между тем, в Тверских владениях начались ссоры между тамошними князьями, и братья Ольгердовой жены Юлианы, Всеволод и Михаил Александровичи были обижены при разделе волостей своими дядями, состоявшими под покровительством Московских князей, и старший из них Всеволод Александрович в 1359 году бежал в Литву искать помощи у своего зятя Ольгерда. Ольгерд, любя свою молодую жену и желая иметь между восточными Русскими князьями всегда верных и надежных союзников, охотно принял деятельное участие в делах братьев своей жены. А так как противная партия Тверских князей состояла под покровительством Москвы; то Ольгерд, защищая своих ближайших родственников, по необходимости, должен был вступить в борьбу с Москвою; а посему немедленно примирился со своим ближайшим соседом Святославом Ивановичем великим князем Смоленским и заключил с ним оборонительный и наступательный союз против Москвы и на другой год сам приезжал осматривать Ржеву, как опорный пункт для действий против Москвы и враждебных ему Тверских князей. И недаром Ольгерд был так предусмотрителен; на следующий год его шурин Всеволод Александрович опять принужден был бежать в Литву и Тверью снова завладел дядя его Василий Михайлович князь Кашинский, и Ольгерду уже понадобилось посылать свои войска на Тверские владения. Потом в 1362 году Василий Михайлович Кашинский, продолжавший владеть Тверью, стал теснить младшего Ольгердова шурина Михаила Александровича Микулинского; и Ольгерд, чтобы принудить Кашинского князя к миру с племянником, послал свое войско в Тверскую землю, которое и заняло там город Корчеву. Наконец по смерти Всеволода Александровича в 1365 году, ссоры между Василием Михайловичем Кашинским, владевшим Тверью, и Михаилом Александровичем Микулинским, получившим в это время еще несколько уделов после умерших родственников, дошли до того, что в Тверские дела непосредственно вмешались Московский князь Дмитрий Иванович и Ольгерд Гедиминович Литовский. Московский князь двинул свои войска в Тверскую землю на помощь своему союзнику князю Кашинскому и принудил Михаила Александровича бежать в Литву; но лишь Московские войска вышли из Тверских владений, Михаил с Литовским войском ударил на своего врага князя Кашинского и принудил его к миру по всей своей воле, а вслед затем помирился и с Московским князем. Но мир этот бил непродолжителен: в 1367 году Михаила Александровича зазвали в Москву, и там жестоко оскорбили, засадивши под стражу, и потом послали Московское войско опустошать Михайловы владения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕРАЗМ [лат. Erasmus; греч. Ερασμος] († между 303 и 305), сщмч. (пам. зап. и греч. 2 июня; пам. РПЦ 4 мая), еп. Пострадал в г. Формии (ныне Формия, Италия). Е. впервые упоминается в италийской редакции Мартиролога блж. Иеронима (1-я пол. V в.): «Formiae in Campania Herasmi». Во время археологических раскопок под ц. св. Еразма в Формии были обнаружены остатки мартирия - прямоугольного здания с апсидой, где находилась гробница святого с граффити (ER[ASMVS]). Мартирий был воздвигнут во 2-й пол. IV в. на территории рим. загородного некрополя. Источники В 590 г. папа Римский св. Григорий I Великий в послании к еп. Багауду упоминал о мощах Е. в Формиях ( Greg. Magn. Ep. I 8//PL. 77. Col. 454). В др. послании святителя сообщается о мон-ре арх. Михаила и святых Максима, Е. и Юлианы в Неаполе, мон-рь был основан некой Александрой, «женщиной светлейшей памяти» (Ibid. X 13-14//PL. 77. Col. 1075-1076), а также о др. мон-ре сщмч. Еразма близ горы Соракт (ныне Соратте) (Ibid. I 24//PL. 77. Col. 468). По данным археологических раскопок, приблизительно в это время в ц. сщмч. Еразма в Формиях была сооружена полукруглая крипта-коридор, позволявшая подходить к подземной гробнице мученика. Из Liber Pontificalis известно, что в Риме на Целийском холме находился мон-рь во имя Еразма, где подвизался свт. Адеодат I (615-618). Став Римским папой, Адеодат расширил и перестроил мон-рь (LP. Vol. 1. P. 346). «Мученичество» «Мученичество» Е., написанное на лат. и греч. языках, содержит недостоверные сведения (ActaSS. Iun. T. 1. P. 213-216) и представляет собой типичную для италийской агиографии визант. и поствизант. периода легенду в вост. стиле. Подобные тексты, составленные в Риме или в его окрестностях, датируются VII - нач. IX в. Лат. версия «Мученичества» была известна в IX в. св. Адону , архиеп. Вьеннскому, между 1078 и 1088 гг. оно было переработано мон. Иоанном Каэтаном (впосл. папа Римский Геласий II ). В этой версии упоминается ряд вымышленных подробностей, напр. о посещении Е. Лихнида (отождествляемого с Охридом) и Смирны, а также Формийский еп. Проб, к-рый якобы похоронил тело мученика. После избрания на Папский престол Геласий II освятил в базилике св. Петра в Риме алтарь во имя Е. Существует также стихотворная обработка «Мученичества», рассказ о Е. с нек-рыми добавлениями вошел в «Золотую легенду» Иакова из Варацце. Содержание «Мученичества»

http://pravenc.ru/text/190117.html

В своей книге «Между анафемой и улыбкой» – это апология Гарри Потера – он в конце пишет: «А если кому не нравится, то пусть напишет православную книгу, займет это место». … Ну вот так она и написалась. Теперь надо ее продолжать. С детскими книгами и вообще по современным методикам у меня уже цепляются, цепляются другие книги. Мечта, конечно, написать книгу, которая бы называлась, скажем, «Крутое паломничество» – о паломничестве по монастырям, самым крупным монастырям Европы, русским монастырям. – Мы слышали, что сейчас готовится книга «Дочки-мачехи» … – Это уже третья часть «Юлианы». Здесь я бы хотела нанести удар по колдовству и ведьмовству – всякие гробовые и прочие штучки. Эту книгу надо написать так, чтобы у детей одно только напоминание об экстрасенсах и колдунах вызывало хохот, у них была бы и брезгливость. Чтобы они еще и своих друзей спасали. – Получается так, что матушка благословила Вас на эту первую книгу, или Вы чувствуете ее благословение и на последующие? – На все. Потому что она говорила мне, что я должна писать, я обязана писать, я не смею зарывать свой талант в землю. Потом уже митрополит Кирилл тоже по головке погладить изволили. Ну, это было очень короткое письмо по поводу книг, где он пишет, что мои книги дают хорошие результаты, благословил на творчество. Это для меня очень лестно и приятно, потому что Митрополит Кирилл – это человек громадной культуры, его слово очень важно. – Хотелось бы еще чуть-чуть поговорить о Вашей первой книге. Она примечательна еще и тем, что принадлежит к числу редких произведений, в которых рай описан лучше, чем ад. Обычно бывает наоборот. Ваш ад – это просто литература. А Ваш рай – это нечто более тонкое. А рай – это опыт жизни в монастыре. Как только я первый раз попала в монастырь, это был мужской монастырь под Мюнхеном, куда как раз только переезжал тогда еще епископ Марк. Я его знала еще отцом Марком, он был первым священником, к которому первому я пришла в эмиграции, и он меня первый причастил. А потом был отец Михаил Арцимович покойный, эта такая белогвардейская косточка.

http://azbyka.ru/deti/tvorchestvo-yu-voz...

И сколько потом было ужасных случаев (в I, II, IV, V и др. веках), когда Церковь Божия сильными мира сего ставилась на карту уничтожения, и в защиту ее был один голос или два, а то и ни одного... В итоге Церковь страдала, дети ее мучились, убивались, сжигались, душились, топились, умирали с голоду, от холода, даже малые младенцы не щадились, а резали их кинжалами, выкалывали им глаза, разбивали о камни, давили сапогами, кололи иголками, нанизывали на длинные копья и, подняв над головами, носили по городу... И все-таки Церковь Божия продолжала жить и умножаться. Исчезли с лица земли мучители христиан: Нероны, Диоклетианы, Траяны, Юлианы – нет их, они съедены червями, и прах их развеялся по лицу земли. А Церковь Божия живет и ныне. Что за диво дивное, что за тайна великая, что за силища такая живет в Церкви Божией, и никак с нею никому не справиться?! И всем она мешает, хотя и всем служит, всем желает добра и за врагов даже молится. И все же всем мешает. «Он – язва общества, – говорили про Спасителя, – убьем Его, чтобы в обществе был порядок и спокойствие». Так же говорили и про апостола Павла и других апостолов, святителей, мучеников. Мучили их, убивали, а порядка все в обществе не было. Когда светские люди хотят, чтобы народ их выбрал депутатом, или судьей, или правителем, то они стараются, прямо «из кожи лезут», чтобы только набрать за себя как можно больше голосов. А возьмите разные партии, сколько их во всем мире, и все они борются одна против другой, и каждая из них хочет иметь больше голосов за себя, чтобы быть победительницей в выборах. А теперь как много стало партий в мире, что невозможно их перечесть. Говорят, явилась новая партия и выдвинула свою программу, состоящую всего из двух слов: «Телевизоры и холодильники». И вот эта новая партия также будет претендовать непременно на большее количество голосов за себя. Иначе и быть не может. Ведь телевизоры и холодильники дают все, что только надо современному человеку. «Хлеба и зрелищ!» – во все горло кричали древние язычники. «Холодильники и телевизоры!» – кричат новые язычники XX века. Больше нам ничего не надо, дайте нам холодильники и телевизоры...

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Преподобный Петр был великим подвижником. Пятьдесят лет провел он в пещере и ни вина не пил, ни хлеба не ел; питался только отрубями, и то три раза в неделю; каждую неделю три раза он приобщался Святых Таин 431 . Жил в лавре Петра один старец, друг львов. О нем Полихроний рассказывал Иоанну Мосху и Софронию, что он любил нередко выходить из обители к Иордану и там уединялся в пещерах, проводя время в молитве и богомыслии. Случалось ему находить и такие пещеры, в которых были логовища львов. Старец и в этих пещерах оставался, не боясь зверей, и живал по несколько времени вместе с ними. Львы не трогали раба Божия. Раз в одном логовище нашел старец двух львят, взял их, принес в своей одежде в лавру и собравшимся братиям сказал: «Если бы мы сохраняли заповеди Господа нашего Иисуса Христа, то не стали бы бояться сих животных. Но за грехи наши мы сделались рабами и особенно их боимся». Братии, получив великое назидание и душевную пользу, отнесли львят в пещеру. Лавра Евнухов Лавра Евнухов образовалась из одного монастыря патриарха Илии, когда в него приняты были евнухи царевны Юлианы, внучки императора Валентиниана III, по смерти ее пожелавшие проводить подвижническую жизнь, отчего монастырь вместо прежнего названия стал носить новое – Евнухов 432 . Где в Иорданской долине лежала лавра Евнухов, достоверно не известно. Из «Луга» Иоанна Мосха видно только, что она находилась близ самого Иордана. В эту обитель являлись преимущественно люди, желавшие принять крещение в священном Иордане, и в ней на одного из ее иноков возлагалась обязанность совершать это таинство, как видно из свидетельства Иоанна Мосха 433 . В VI и VII веках лавра Евнухов славилась строгостью жизни своих подвижников и высокими их нравственными совершенствами. Из подвижников лавры Евнухов известны Илия Отшельник, Илия Воск и Иоанн пресвитер. Преподобный Илия, отшельник лавры Евнухов в VI веке, был великим подвижником. На путь подвижничества вступил он в молодых годах в той же лавре Евнухов и подвизался всю жизнь в пещере. Велики были аскетические труды его: он воздерживался от пищи не только по нескольку дней, но и по целым неделям; непрерывно внимал себе, наблюдая за своими мыслями и желаниями; он старался избегнуть и тени угождения плоти, отказывался от самых невинных удовольствий, подавлял самое естественное, безгрешное желание. Так, однажды в пустыне захотелось ему меду; нашел он его, но не прикоснулся к нему и сказал сам себе:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рисунок. См. изображение в оригинале Особенно замечательна в этом смысле икона Иоанна Крестителя. Темная карнация, эффектность длинного, упругого, извивающегося мазка формирует открытое и эмоционально обнаженное пространство иконы. Вся поверхность доски оформлена необыкновенно импульсивно и динамично. Однако эта динамика не связана с духовным экстазом или внутренним напряжением, как можно было бы предположить, а определена иными интонациями. Внешняя активность, зрелищность становится основой не только образа, но самих художественных средств. Особенно поразительны в этом смысле игра линейного ритма, беглая, стремительная, напряженная, мощные контрасты светотени, крупные, эффектно сопоставленные мазки и пятна цвета. Все в целом явно рассчитано на «театрализованное» прочтение изображения «шагающего» Предтечи. Образ полностью раскрыт и высказан, он словно не нуждается в сокровенном символическом смысле, требующем длительного погружения в икону. Какие-то параллели, аналогии (в принципах построения образа, в организации его воздействия, при безусловной разнице художественных приемов) можно обнаружить в мозаиках римской базилики Санта Мария Маджоре, созданных в 432 г. 87 . Похожие черты определяют и образ Богоматери с Младенцем, написанный, правда, несколько иначе. Поверхность здесь более плотная, менее проницаемая для глаза, цвет – светлее, нежнее, наряднее. Скошенный подбородок лика Богоматери, усиленные черты детскости в Младенце, плотность и рельефность мазка, обходящего округлую поверхность ликов, живая естественность (легкие полуобороты) возвращают нас в пространство нежной пасторали и мягкой буколики, столь типичной для раннего периода христианского искусства. Можно думать, что для константинопольского искусства зрелого V в. такие интонации были уже пройденным этапом, хотя нельзя отказать образам киевского памятника в стилистической близости с персонажами миниатюр знаменитого столичного кодекса «Диоскорид» из Вены (в частности, с изображением Юлианы Аникии; напомним, речь о нем шла в предыдущей главе). Особый внутренний артистизм, непосредственность эмоций, жизненность изображенного, легкость и непринужденность, ярко выраженная зрелищность художественных приемов заставляют предполагать возможность создания киевской иконы Богоматери в Александрии. Эта же ориентация, но взятая в ином, драматическом ключе, характерна для образа Иоанна Предтечи. В. Н. Лазарев также склонялся к александрийскому происхождению этой последней иконы 88 . Только в Александрии, органично соединившей христианство и эллинство, умели столь легко и естественно говорить о серьезных вещах. Только там длительное время, благодаря особенностям местной духовной традиции, сохранялся вкус к элегической пасторальной интерпретации христианского образа, что отразилось в александрийских миниатюрах, скопированных позднее в столичных скрипториях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из того и другого случая, – сами ли молились они Господу, или просили молитв у страдающих мучеников, ясно видно, что они сами по своей воле не решались на мученичество, что они находили необходимым на свое желание пострадать за Господа убедиться прежде всего в соизволении Его и утвердиться в уповании на Его благодатную помощь в предстоящем подвиге, ибо живо представляли себе невозможность одними естественными силами, без содействия благодати Божией, его выдержать до конца. В подтверждение наших слов укажем на св. мученицу Юлиану (об ней говорится в житии св. великом. Варвары под 4-м ч. дек.). Она с сердечным сокрушением смотрела на страдание св. великом. Варвары. Когда святую повели в темницу, то и она пошла за ней и всю ночь просидела у окна темницы, все думая о Варваре, о пламенной вере, которая заставила ее в такой ранней молодости покинуть отца и все радости мира, чтобы исповедать Христа и страдать за имя Его. Мысли эти возбуждали в сердце Юлианы горячую любовь к Богу; она со слезами молила Его, чтобы Он и ей даровал такую же веру, вложил и в ее сердце твердость и готовность страдать за Христа. Когда Варвару вывели из темницы и опять предали на мучения, Юлиана молча смотрела на ее страдания, проливая горячие слезы; и вдруг (силою испрошенной молитвою благодати Божией) стала громко славить истинного Бога и укорять правителя за его жестокость. Ее тотчас же схватили и привели к правителю. Она объявила, что она христианка, и тогда ее предали мучениям, повесивши рядом с Варварой. Подобный пример представляет св. мученик Евстратий (пам. его дек. 13). Когда пресвитер Авксентий и с ним множество христиан были в городе Саталионе заключены в темницу в ожидании суда, Евстратий, один из самых знатных и богатых сановников города, пришел к ним в день, назначенный для суда и сказал: «прошу вас Христа ради, помолитесь о мне, ибо и я хочу быть участником вашего подвига». Все став на колена, вместе помолились, и потом узники отправились на суд в Лисию. Провозгласили, чтобы христиане, уже бывшие на допросе, подходили один после другого; вдруг Евстратий, возвысив голос, стал славить подвиг христиан и исповедовать свою веру во Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

eccl. VI, 28). Эдикт Максимина коснулся и Кесарии. Пресвитеры кесарийской Церкви Амвросий и Протокгит были схвачены; первый сделался исповедником, а второй был замучен. Сам Ориген будто бы ушел в Кесарию Каппадокийскую, где скрывался в доме христианской девственницы Юлианы два года. Это известие восходит к Палладию (Hist. Laus. 147 Bartelink]), источник которого неизвестен и правильность которого подлежит большому сомнению. Вообще же о последних 20 годах жизни Оригена известно мало. По-видимому, они заполнены были напряженной литературной деятельностью, которая прерывалась только путешествиями. Кроме того, Ориген ежедневно проповедовал (Socrat., Hist. eccl. V, 22). Неизвестно, в каком году и по какому поводу он путешествовал в Афины (Euseb., Hist. eccl. VI, 32.2); пребывание в Афинах, по-видимому, было продолжительно, так как здесь он окончил толкование на пророка Иезекииля, начал и довел до пятой книги толкование на Песнь Песней. На пути туда или обратно от посетил в Никомидии друга своего Амвросия (Origen., Epist. ad Jul. Afric. 1; 15). Другое путешествие в Аравию было вызвано монархианской ересью Берилла, епископа Бостры Аравийской, проповедовавшего адопцианское учение, которое не может быть точнее определено на основании сообщения Евсевия (Hist, eccl. VI, 33.1). По поводу его происходили многие споры, не приводившие, однако, к желанным результатам. «В числе прочих» приглашен был и Ориген , который постарался прежде всего узнать воззрения Берилла, потом установил еретический характер их и, наконец, своими доказательствами «поставил его на путь истины и возвратил к прежнему здравому образу мыслей» (Hist. eccl. VI, 33.2). Этот диспут происходил до 244 г.; акты его, известные еще Евсевию [(cf. Histeccl. VI, 33.3)], не сохранились. Приблизительно на это же время падают обвинения Оригена в неправославии, которые заставили его писать защитительные послания к римскому епископу Фабиану (236–250 гг.) и ко многим другим епископам (Euseb., Hist. eccl. VI, 36.4). От кого исходили эти обвинения и каких пунктов учения они касались, мы не знаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Брюссель, 31 мая. Европейский суд пришел к выводу, что работодатель может устанавливать запрет на ношение хиджаба на рабочем месте. Об этом говорится в заключении суда Евросоюза. Документ касается дела Самиры Ахбиты — мусульманской женщины, которая работала регистратором в бельгийском отделении британской компании G4S PLC. Проработав в фирме три года, она попросила разрешения носить хиджаб на работе, однако была уволена, передает РБК . Ахбита оспорила решение в бельгийском суде, требуя возмещения ущерба. Бельгийский кассационный суд — апелляционный суд, в котором скоро начнется рассмотрение дела, попросил высшую инстанцию суда ЕС — Европейский суд разъяснить правила союза, касающиеся дискриминации. По мнению адвоката в суде ЕС Юлианы Кокот, которая написала разъяснение для бельгийского суда, запрет на ношение хиджаба не представляет собой прямую дискриминацию по религиозному признаку, если он основан на корпоративной политике компании, запрещающей выражение политических, философских и религиозных символов на рабочем месте. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Закрывается программа " ИТД... " телеканала " Спас " Москва, 9 ноября 2005 г . 8 ноября состоялась встреча ведущих программы " ИТД " Юлианы Годик и Алены Душки, а также протоиерея Максима Козлова с руководителем православного общественного телеканала " Спас " Иваном Демидовым и редактором программы Ольгой Любимовой. Состоялся откровенный, заинтересованный разговор о судьбах проекта, участники встречи обменялись мнениями о целях и задачах православного телевидения, его возможной аудитории, приемлемых и недопустимых путях миссионерской деятельности в электронных СМИ. Стороны диалога вынуждены были констатировать, что их подходы в значительной мере отличаются и при том как раз по принципиальным вопросам. В этой связи было принято решение о прекращении выхода на телеканале " Спас " программы " ИТД " . Отдельно протоиерей Максим Козлов коснулся участия в качестве ведущего одной из программ телеканала Александра Дугина. Настоятель Татианинского храма охарактеризовал взгляды теоретика т.н. " неоевразийства " и апологета старообрядческого раскола как неприемлемые с точки зрения православной экклезиологии и сомнительные в плане соответствия " Основам социальной концепции Русской Православной Церкви " с точки зрения общественно-политической. Протоиерей Максим выразил убеждение, что ассоциирование фигуры Александра Дугина с православным телеканалом является соблазном для многих потенциальных зрителей последнего. Позиция протриерея Максима была принята к сведению И.И. Демидовым. Алена Душка, Юлиана Годик и протоиерей Максим Козлов от всего сердца благодарят всех гостей и участников 11 подготовленных к эфиру программ " ИТД " и выражают надежду, что все принимавшие участие в проекте сохранят о нем добрые воспоминания! 9 ноября 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/15078.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010